Перейти к публикации

На заметку

  • записей
    578
  • комментариев
    630
  • просмотров
    1 625 897

Святые апостолы Петр и Павел

Liubov

2 811 просмотр

p_p_2.jpg

 

Петр и Павел: два непохожих апостола

Прославляя их в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

 

pp11.jpg

 

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

 

pp2.jpg

 

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он в последствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). P aulus , то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

 

pp4.jpg

 

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

 

pp5.jpg

 

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Вый ди от меня, Господи! потому что я человек грешный » (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «… Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: « Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16) . А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

 

pp15.jpg

 

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

 

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

 

6146.jpg

 

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18) Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

 

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

 

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

 

pp20.jpg

 

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

 

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Андрей ДЕСНИЦКИЙ Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.

 

Источник и продолжение :

Петр и Павел: два непохожих апостола : Православие и мир

http://www.pravmir.ru/peterpavel/

http://pda.sedmitza.ru/text/414224.<wbr />html

 

IMG_0625.jpg

Историческая справка по храму св. ап. Петра и Павла с. Елово, Пермский край

ПЕТРО-ПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ в селе Елово. Сразу же после гибели в огне деревянной Алексиевской церкви был объявлен всена­родный сбор средств на строительство нового храма. Каменная цер­ковь была заложена 14 июля 1891 г. Построена весной 1900 г. Сооружена на средства сарапульского купца-скупщика хлеба Корешова Павла Тимофеевича, при участии прихо­жан и на пожертвования (сарапульские купцы, рабочие Боткинского завода и др.). Именно по требованию Павла Корешова новый храм стал именоваться Петро-Павловским. Архитектор А. Б. Турчевич.

 

Стиль русско-византийский. Глав­ный придел церкви назван в честь святых апостолов Петра и Павла, правый придел - в честь Алексия человека Божьего, левый - в честь святого Николая Чудотворца. 28 июня 1900 г. епископом Пермским и Соликамским Петром освящен придел святых Петра и Павла (два др. придела к этому времени ещё не были готовы). Штат церкви состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Число прихожан достигало 2850 человек. В приходе появились старообрядцы австрийского священства -193 человека (за счет присоединения к церкви жителей деревень Плишкари и Соснина).

 

В 1912 г., после пожара, были по­строены на страховые деньги три деревянные церковные дома. Церковь имела 0,5 дес. усадебной земли и 3 дес. покосов. Первым священником Петро-Павловской церкви стал Меркурьев Николай Степанович (был до сентября 1912 г.), вторым (по штату) священником - Попов Петр Федорович (с сентября 1903 г.), просвирней - Плотникова Серафима Семеновна, церковным старостой - купец Суетин Илья Федорович.

 

Последующие священники: Михаил Попов (сентябрь 1912 - май 1914 г.), Александр Тихомиров, Василий То-ропов (до мая 1916 г.), Иоанн Лизунов (май 1914 - май 1915 т.), Николай. Высоцкий (сентябрь 1915 - май 1916 г.), Максимов Павел Самсонович (настоятель, с мал 1916 г.), Иоанн Зебзеев (до сентября 1917 г.), Угольников Иаков Васильевич (второй священник, с октября 1917 г.), иеромонах Владимир (до апреля 1919 г.), Михаил Серебренников (январь -октябрь 1920 г.), Трубин Михаил Ио­сифович (сентябрь 1920 - 1922 г., обновленец), Мичков Иоанн Матвеевич (1922 - 1926 гг., обновленец), Стефан Фастрицкий (октябрь - ноябрь 1921 г.), Стефан Вахрушев (июль - декабрь 1922 г.), Ксенофонт Архангельский (май - июль 1922 г.), Иоанн Куракин (с января 1923 г.), Леухин Анатолий Алексеевич, Шитиков Никита Флорович.

 

Церковные старосты: Бузилов Филипп Захарович, Кустов Михаил Федорович (с 1916 г.), Кустов Иван Федорович (с мая 1920 г.). К церкви были приписаны два храма Фаворского монастыря (1920 г.) и четыре часовни: каменная (в с. Елово) и деревянные (в деревнях Неволина, Плишкари и Соснина).

 

Петропавловский храм был закрыт 31 января 1935 г. и отдан под зерносклад. Вновь церковь открыта 7 января 1991 г. Ее настоятелем с 6 ноября 1990 г. является Ламекин Геннадий Михайлович.

Истосник :

http://www.chaik-pra...atid=13:2010-04

Церковь Петра и Павла в Елово

 

 

 

 



2 комментария


Рекомендованные комментарии

 

СЛАВНЫЕ И ВСЕХВАЛЬНЫЕ ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ

 

 

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ. Гонения на христиан. Протоиерей Олег Стеняев

 

День Петра́ и Па́вла или Петро́в день; полное название День святы́х, сла́вных и всехва́льных первоверхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла (др.-греч. Μνήμη τῶν Ἁγίων ἐνδόξων καὶ πανευφήμων Ἀποστόλων καὶ Πρωτοκορυφαίων, Πέτρου καὶ Παύλου.) - христианский праздник в честь святых апостолов Петра и Павла. Празднуется в Русской православной Церкви 29 июня (12 июля). День апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост (сам праздник не входит в число дней этого поста).

 

 

Изменено пользователем Liubov

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти апостолов Петра и Павла

 

12 июля 2020 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...