Перейти к публикации

День за днем

  • записей
    37
  • комментариев
    96
  • просмотров
    44 807

"Брань ... против духов злобы поднебесной"

Natasha

2 355 просмотров

"Утром в ожидании исповеди в церкви собралось столько причастников, что они почти наполовину заполнили храм. Впереди, возле амвона, стояла приозерная отшельница — схимонахиня 3. На спине у нее висел огромный картонный плакат, весь исписанный крупными буквами. Брат подошел поближе и застыл от изумления, прочитав то, что на нем было написано.

Девица-схимница отважилась на чрезвычайный поступок: перед многочисленным собранием верующих она обвинила себя в самых отвратительных блудных грехах, якобы содеянных ею, поместив на плакате целый список невероятных мерзостей. И теперь, принося принародно покаяние, она просила у всех прощения и молитв...

Когда подошла ее очередь идти на исповедь, пустынница поднялась на солею, приблизилась к священнику и повернулась к нему спиной. Он прочитал написанное и, ничего не ответив, исчез в алтаре. Через две минуты снова вышел, но уже в сопровождении архиерея и, указывая пальцем на плакат, сказал: "Владыка, я не могу допустить ее до причастия, у нее столько смертных грехов!.." Архиерей прочитал эту жуткую исповедь, улыбнулся и ответил: "Нет, нет, не бойся, допусти..."

Опытный архипастырь понял, конечно, причину, которая побудила молодую монахиню взвалить на себя столь немыслимые обвинения, тем более что среди перечисленных ею грехов были такие, какими женщина согрешить не может. По-видимому, она просто переписала откуда-то этот список, даже не понимая значения того или иного греха. Получив архиерейское благословение, священник прочел над ней разрешительную молитву и допустил до причастия. Она сняла со спины плакат, свернула его и спустилась с амвона...

Поступок схимницы вызвал немалый соблазн. Прихожане недоумевали. Приозерные монахини, стоя поодаль, плакали от досады, говоря: "По простоте и неопытности люди могут поверить в подобную глупость! И что это ей, окаянной, взбрело на ум писать такие гадости?! Теперь повсюду может разнестись худая молва о том, что все мы, живущие в пустыне, повинны в том же".

Но вот окончилось богослужение. Брат-пчеловод, выйдя на улицу, решил дождаться молодую пустынницу, чтобы расспросить о причине ошеломившего всех поступка. Остановленная его вопросом, она как бы нехотя ответила: "Простите, после принятия Святых Тайн я разговаривать ни о чем не буду, чтобы не лишиться того неизреченно отрадного состояния, которое сейчас испытываю. Скажу только, что причина моего поступка—желание бесчестия, о котором вы, по-видимому, еще не имеете понятия, — и добавила, — Вы помните, что Господь сказал: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!(Лк.6,26)7" Поклонилась и ушла.

Через несколько лет, когда брат напомнил схимонахине этот случай, она поведала ему, что в то время, имея высокоблагодатное состояние, она почувствовала, как бы еще издалека, приближение помыслов самопревозношения и гордыни. Испугавшись их усиления, а главное — боясь потерять благодатное состояние, она решила опередить их ответным ударом. С этой-то целью схимница и написала злополучный плакат, желая до крайности унизить себя и тем отбить бесовское искушение. И действительно, атака демона гордыни — одного из самых сильных демонов — была разбита наголову. А Господь, против ожидания, покрыл и саму схимницу и приозерных монахинь. Разговоры об этом случае быстро утихли и не получили дальнейшего распространения.

Симеон Новый Богослов учит, что всякой богобоязненной душе предлежат два великих подвига: первый — получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет ступить кому-либо на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа. Второй, более тяжкий — не лишиться сей Благодати, полученной со многими потами и трудами. Этот великий подвиг сохранения Благодати предлежит душе до последнего издыхания".

 

Из книги монаха Меркурия "В горах Кавказа".



15 комментариев


Рекомендованные комментарии

Имеется в виду пример, смирения, духовной бдительности и противостояния греху, а не форма их выражения.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Тем не менее, описанное здесь устроение уже есть очень высокое. Для подражания такому смирению (и чтобы дать "ответный удар" врагу) нужна особенная мера и духовной бдительности, и рассуждения.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Согласен, Ника,скажу еще проще, самоукорение и видение глубины своего недостоинства,для многих, просто, необходимы.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Это, кажется, уже те высоты духа, подражать которым небезопасно )

 

Действительно так. Более того, при первом прочтении рассказа у меня возникли некоторые недоуменные мысли о правильности такого поступка. Для практического понимания необходимо, наверное, находиться в подобном духовном состоянии. И тем не менее, как верно отметил Гость, из приведенной истории для себя можно почерпнуть пример духовной бдительности и стремительного желания противостояния греху во что бы то ни стало. А уже методика, конечно, далеко не для каждого может быть приемлема.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Я не могу сейчас вспомнить подробности, но помнится давно когда мы с отцами обсуждали истории из этой книги, то кто-то рассказал событие из жизни этой схимницы. После беседы с ней старец Адриран(?) глинский сказал ей такие слова: молитвы у тебя нет и никогда не было.

Вот что помню.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

После беседы с ней старец Адриран(?) глинский сказал такие слова: молитвы у тебя нет и никогда не было.Вот что помню.

 

Кому, ей сказал? То есть она вовсе не подвиг несла, а пребывала в прелести? :swoon000:

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Вот старец, действительно, смирил гордыню и дал возможность отсечь всякие иллюзии на свой счет.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Да, или просто он таким образом "смирил гордыню, и дал возможность отсечь всякие иллюзии на свой счет"?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Одно дело, когда ты сам принял решение смириться, совсем другое, когда тебя смирили из вне.Всесторонняя обработка.Полезно!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Прочитав рассказ вспомнила слова батюшки, 50 лет служит он в одном храме. Перед причастием он всегда говорит только одно не приписывайте себе тех грехов которые не совершали.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Многие, прочитав , могли прилепиться мыслью к дотоле неизвестному им многообразию греха. Ужжас.

 

У митр.Антония Сурожского на тему неполезности узнавания грехов при чтении подобных списков убедительно написано.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Кому, ей сказал? То есть она вовсе не подвиг несла, а пребывала в прелести? :swoon000:

 

Может, смирение СВОЕЙ гордыни и есть в этом, но нет ни простоты, ни доброты к окружающим - шокировать всех прихожан со священником - был ли это самый простой путь смирения гордыни?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...