Перейти к публикации

от сердца к сердцу

  • записи
    43
  • комментарий
    71
  • просмотра
    49 122

Даниил Сысоев. Беседы о страстях

ALEXANDR

2 884 просмотра

Болезни, возникшие от подчинения разума воле и желаниям

 

Возникает такой момент, когда мыслительная способность под воздействием злых духов начинает блуждать, путаться фальшивой совестью, принимать за добро то, что добром не является. Пример –– заповедь о джихаде. Никогда нормальная совесть не может сказать, что убийство человека, да еще невинного, может стать добром. Это очевидно для любой совести, заповедь «не убий» вложена в сердце человека. Но фальшивая совесть, которая вложена исламом, искажает ее, и в результате, как сказал один мой знакомый ваххабит, «если бы Аллах приказал жарить младенца заживо, я бы это сделал». Мыслительная способность должна контролировать желательную и вожделевательную

способности.

Желательная способность — это способность хотеть, желать. Иоанн Дамаскин пишет: «Должно знать, что от природы всеяна в душу та сила, которая стремится к тому, что согласно с природой, и которая сохраняет все то, что существенно находится в природе; сила, которая называется желанием. Ибо сущность стремится и к бытию, и к жизни, и к движению как относительно ума, так и чувства, желая себе свойственного ему согласного с законами природы и полного бытия. А потому это естественное желание и определяют таким образом: желание есть как разумное, так и жизненное стремление, зависящее от одного того только, что — естественно. Поэтому желание [есть] то самое естественное, и жизненное, и разумное стремление ко всему тому, чем обусловливается прочное состояние природы, — простая способность. Ибо стремление бессловесных существ, не будучи разумным, не называется желанием». Хотение — это стремление к тому, что естественно. Это способность хотеть то, что согласно с природой: есть, пить, рожать детей, дышать, двигаться, жить — все это вещи, вложенные Творцом, и они естественны. Вопрос в том, что все эти естественные силы могут быть неправильно используемы, потому что могут выходить из-под контроля разума, который сам вышел из-под контроля Бога.

 

Какие болезни возникают, когда воля начинает командовать разумом?

Отвернувшись от Бога, ум человека пытается опереться на самого себя, он начинает вырабатывать фантазию, на которую опереться невозможно, потому что мыслительная способность требует логичности. Логика — это одно из главных условий существования человека, как говорил святой Григорий Палама. Существует закон достаточных оснований, заложенный Богом, который заключается в том, что для любой посылки необходимо основание. Для того чтобы мыслить, необходимо иметь основание мысли. А теперь представьте себе: ум отвернулся от Бога, у него нет первой посылки. И начинается работа ума вхолостую. Вот человек начинает думать, на что же нужно опереться, чтобы принять какое-то решение. Ум может опираться или на желательную способность, или на вожделевательную. И получается, вместо того, чтобы давать команды желанию или вожделению, ум начинает опираться на волю или на желание. Поэтому и возникают болезни ума.

 

Своеволие — это власть воли над умом: подчиненный командует начальником.

Желательно, чтобы мыслительная способность брала за основу волю Бога! А что происходит в искаженном уме? Он закопался в фантазиях, потерял критерии правильной оценки. Такой ум подобен ослу, который стоит между двумя стогами сена и не знает, куда ему пойти. У нас в душе есть различные силы, в том числе неразумные, которые должны быть подвластны разуму. Воля может идти по принципу случайности. Принцип нормальной работы в душе следующий: Бог говорит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). На это человек откликается: «Я буду милостивым». Он приказывает своей воле проявить милость, найти кого-то обездоленного, ему подать, одеть, накормить. Ум получил от Бога команду, ее обдумал, транслировал и передал воле и чувствам — испытать жалость к этому человеку. Здоровый человек так и действует. А тело, получив команду от души, идет ногами, исполняет руками, подает милость. Это пример нормальной работы, это пример правильной работы.

Ненормальная работа — доминирование воли или чувства над разумом. Принцип волевых людей: «Я хочу и сделаю». Многие говорят, что хороший человек — волевой, но хвалить такого человека не стоит. Есть чувствительные люди, у которых доминируют чувства. Это болезнь ума, мыслительной способности, которая связана с тем, что мысли, вместо того чтобы опираться на Бога, опираются на вожделевательную способность. Многие начинают еще в школе говорить: в кого бы мне влюбиться? Начинают мыслить: мне уже целых 13 лет, а в меня до сих пор никто не влюбился (или я ни в кого не влюбилась). Это опора ума на эмоции, на чувства. В таких случаях говорят: «Сердце не обманет, ты сердцу верь», — но оно соврет, потому что сердце у человека крайне испорчено, как говорит Писание, и это чистая правда. У человека, живущего чувствами, разум настолько охвачен эмоциональной, вожделевательной силой, что он, как раб, работает на вожделение, а не наоборот. И человек начинает совершать абсолютно безумные поступки, потому что на это толкают его эмоции. Так возникает ревность, прелюбодеяние, возникают различные страсти, связанные с ненавистью, со злобой. Все это возникает, когда эмоции имеют власть над умом. Эта болезнь приводит к разрушению человека, ведь эмоции тоже выдыхаются.

 

Силы души сами себя исчерпывают, и волевые люди к концу жизни очень часто становятся безвольными «тряпками», потому что воля должна черпать силы из ума, а она начинает черпать силы из себя, и не только для себя, но еще и чтобы ум прокормить. Точно так же эмоциональные люди очень часто с возрастом становятся совершенными «сухарями». Известно, например, что самые мрачные люди — это клоуны, и это связано с тем, что они вычерпали все эмоциональные силы. И человек начинает разрушаться, происходит коллапс души, неправильно функционирующая душа приводит к болезни духа, человек начинает как бы распадаться. В конечном итоге у него страдает тело — он заболевает даже до смерти. А дальше процесс продолжается и переходит в вечность: человек, не имея возможности черпать из окружающего мира силу, не имея связи с Богом, продолжает пожирать самого себя — и это состояние называется адом. Причина очень простая: человек забывает, что Бог — Источник жизни, Бог — Критерий истины, Бог — Источник воли, Бог — Источник силы любви. Поэтому человек, отвернувшийся от Бога, теряет любовь, волю, разум. Теряет все ― и в конце концов теряет жизнь.



7 комментариев


Рекомендованные комментарии

Главная болезнь человеческой души

Святые отцы говорили, что мыслительная способность души проста и безвидна. В норме человеческий ум не замыкается на себе, не рассматривает себя, а смотрит на Бога, поэтому он прост и безвиден, чужд процессу фантазирования. Главная болезнь мыслительной способности человеческой души — фантазия, которая является измышлением того, чего нет. Фантазия начинается на самом деле не с мнения об окружающем мире, а с мнения о себе самом. Вот поэтому святые отцы говорят, что одна из главных болезней человека — это мнения. Мнение как таковое — естественное состояние человека, который создает свое мнение о чем угодно. Но чем отличается эта способность создавать мнение о чем угодно от греховного мнения? Греховное мнение — это когда я свое представление не сообразую с реальностью, а, наоборот, говорю, что реальность такова, как я думаю. Когда Гегелю сказали, что его теория противоречит фактам, он ответил: «Тем хуже для фактов». Это как раз типичная логика мнения. Я так сказал, поэтому так и есть, и не нужно лезть ко мне с вашими доказательствами. В изначальном состоянии ум человека был открыт для Бога, Который обогащал человеческий ум знанием. Человек сотрудничал с Богом, будучи простым, бесстрастным. Неразумные, непослушные разуму силы — желательные, вожделевательные — не действовали на разум, а он действовал на них. Это нормальное состояние человека. Но после грехопадения у человека начались сбои. 
Первый сбой — фантазии, когда ум начинает отворачиваться от Бога, заворачивается сам на себя и начинает из себя вырабатывать реальность. Самое предельное явление, вытекающее из этого, — это философская теория солипсизма, по которой на самом деле существую только я, а вы все — мои галлюцинации. Абсолютно неопровержимая теория, потому что никакая галлюцинация тебя не может опровергнуть, в принципе. Фантазии начинают создавать мир, сила ума исчерпывается, все сотворенное имеет ограниченное количество сил, в том числе и душа. Вот все те разговоры, что нам нет преград ни в море, ни на суше, — являются ложью. Ум имеет ограниченный объем памяти. Неправильно функционирующий разум начинает себя исчерпывать, и в результате начинается разложение разума, доходящее до критической точки, когда человек становится безумным. Вот это как раз результат действия фантазии, доведенной до логического конца, когда человек живет в абсолютно нереальном мире. Что такое параноик? Это классический пример фантазии, доведенной до конца. Человек считает, что его преследуют, или он возомнил себя Наполеоном Бонапартом — он живет только в этой реальности. Бог положил границы использованию разума, чтобы человек просто не исчерпал силы до конца.
Человеческий разум, отвернувшись от Бога, не остается в одиночестве. Духовный мир населен духами, и разум начинает контактировать и общаться с иными существами — ангелами, которые тоже отвернулись от Бога. Подобное тянется к подобному, и это естественно. Поэтому фантазия не ограничивается тем, что человек сам навыдумывает, — ему начинают добавлять. Дело в том, что ангелы, в отличие от людей, не обладают никакой творческой способностью, они по природе вестники воли Божией. И в момент творения им даны другие способности, которых нет у человека. Человеку же даны творческие способности, которых нет у ангелов. Что делает мятежный ангел и каким образом функционирует сознание человека в состоянии фантазии? Когда человек фантазирует, бес дает ему некую мысль, некую информацию, может дать картинку, и человек на основании этой информации, используя творческую способность мыслительной части души, начинает создавать греховную иллюзию.
И начинается совместное творчество человека и демона. Получается, что демон, не обладая творческой способностью, всегда является паразитом. Бог же, будучи Творцом, творит совместно с человеком. Бог и человек творят вместе — получается сотворчество. Поэтому разум человека, который сотрудничает с Богом, усиливается, обогащается. Дух Святой называется Духом премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, страха Господня — это семь даров Святого Духа. А разум человека, который общается с демонами, ослабевает, и даже быстрее, чем если бы он фантазировал сам. Человек имеет внутри себя ряд сдерживающих факторов, которые в него заложил Бог, — и возрастные, и образовательные. Главнейший из них — совесть, которая сдерживает человека. Злые духи помогают человеку взломать ограничения совести. Как говорил Косьма Италийский, «гибель придет от грамотных». Это не значит, что грамотность — плохо, но гибель придет от тех людей, которые свою грамотность используют во зло. Дело в том, что совесть постепенно притупляется, человек редко прямо переступает через совесть, чаще он совесть обходит. Почему в мире столько разных нравственных систем? Мусульмане считают добром одно, буддисты — другое, кто-то другой — третье. Ответ очень прост: голос совести заглушен фальшивой совестью, которая похожа на настоящую.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Исаак Сирин

 

Вопрос. Что такое чистота ума?

Ответ. Чист умом не тот, кто не знает зла (ибо такой будет скотоподобным), не тот, кто по естеству находится в состоянии младенческом, не тот, кто принимает на себя вид чистоты. Но вот чистота ума – просветление Божественным, по деятельном упражнении в добродетелях. И не смеем сказать, чтобы приобрел сие кто без искушения помыслами, потому что иначе он был бы не облеченный телом. Ибо не отваживаемся говорить, чтобы наше естество до самой смерти не было боримо, и не терпело вреда. Искушением же помыслов называю не то, чтобы подчиняться им, но чтобы положить начало борьбе с ними.

Вопрос. Чем разнствует чистота ума от чистоты сердца?

Ответ. Иное есть чистота ума, а иное – чистота сердца. Ибо ум есть одно из душевных чувств, а сердце обнимает в себе и держит в своей власти внутренние чувства. Оно есть корень. Но если корень свят, то и ветви святы, т. е. если сердце доводится до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства. Если ум приложит старание к чтению Божественных Писаний или потрудится несколько в постах, в бдениях, в безмолвиях, то забудет прежний свой образ мыслей, и достигнет чистоты, как скоро удалится от скверного жития; однако же не будет иметь постоянной чистоты; потому что скоро он очищается, но скоро и оскверняется.

Сердце же достигает чистоты многими скорбями, лишениями, удалением от общения со всем, что в мире мирского, и умерщвлением себя для всего этого. Если же достигло оно чистоты, то чистота его не сквернится чем-либо малым, не боится великих, явных браней, разумею брани страшные; потому что приобрело себе крепкий желудок, который может скоро переварить всякую пищу, несваримую в людях немощных. Ибо врачи говорят, что всякая мясная пища неудобоварима, но много силы сообщает телам здоровым, когда приемлет ее крепкий желудок. Так, всякая чистота, приобретенная скоро, в короткое время и с малым трудом, скоро теряется и оскверняется. Чистота же, достигнутая многими скорбями и приобретенная продолжительным временем, не страшится какого-либо не превышающего меру приражения к которой-либо из частей души, потому что укрепляет душу Бог. Ему слава во веки веков! Аминь.

......

Уныние — от парения ума, а парение ума — от праздности, пустого чтения и суетных бесед или от пресыщения чрева.

.....

Царство ума есть распятие тела, и ум Богу не покоряется, если свобода не покорена разуму.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

У нас отец Даниила, Алексей Сысоев, служит на Подворье Оптиной Пустыни, Московском. Приезжайте, Саша, познакомлю вас.

Спасибо! Даст Бог еще буду в Москве.  В книжной лавке, возле Сретинского монастыря, много книжек священномученика Даниила Сысоева.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Да, в Оптиной тоже много его изданий. А отцу Алексею недавно подарили икону сына... Невозможно представить чувства, испытываемые родителем при прижизненном причислении ребенка к лику святых. Ждем канонизации.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Когда был в Москве мне мама моя позвонила и попросила найти его книгу Инструкция для бессмертных. Сказала, что ее от руки переписывают в Севастополе. Так я и сам стал читать. Мы на ваше Подворье не успели, в следующий раз, даст Бог. Так много храмов и монастырей в Москве. Мы в Третьяковку сходили только из-за того, что от туда вход в Никольский ... ну и покушали там в столовой, не дорого ... а саму галерею не посетили, как то уже ничего не хотелось видеть после Владимирской ... Для батюшки Алексея конечно сугубая радость дарована и утешение ... 

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...