Jump to content
  • entries
    563
  • comments
    609
  • views
    1618416

Великий Пост в 2022 году

Liubov

1210 views

 

Великий пост в 2022 году. 7 марта – 23 апреля

 

ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН CВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО. ТЕКСТ И АУДИОЗАПИСИ

 

111893.b.jpg?mtime=1587833

 

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

Более подробно о Великом каноне святителя Андрея Критского написано в статье диакона Владимира Василика.

 

Источник и продолжение: https://pravoslavie.ru/45118.html

http://www.pravoslavie.ru/

 

Календарь Великого Поста

 

I. Святая Четыредесятница

 

1 седмица (7–12 марта)

В первые 4 дня первой седмицы ВП (с понедельника по четверг, 7–10 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 1‑я Великого поста. Торжество Православия – 13 марта.

2 седмица (13–19 марта)

Неделя 2‑я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (†1359 г.) – 20 марта.

3 седмица (20–26 марта)

Неделя 3‑я Великого поста. Крестопоклонная (Мк.8:34–9:1) – 27 марта.

4 седмица (27 марта – 2 апреля)

Неделя 4‑я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.) – 3 апреля.

5 седмица (3–9 апреля)

Мари́ино стояние или Четверток Великого канона (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской). Совершается в среду вечером. В 2022 году на этот день выпадает праздник Благовещения, поэтому переносится на день раньше, на вторник – 5 апреля.

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля).

Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 9 апреля. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу 5‑й седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 8 апреля).

Неделя 5‑я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 10 апреля.

6 седмица, «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 10–16 апреля.

В пятницу седмицы вáий, 15 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть 40-дневного поста («душеполéзную совершив Четыредеся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря (Ин.11:1–45) – 16 апреля.

Неделя 6‑я, ва́ий (цветоносная, Ве́рбное воскресе́нье). Вход Госпо́день в Иерусали́м (Ин.12:1–18) – 17 апреля.

 

II. Страстная седмица (18–23 апреля)

 

Великий Понедельник (18 апреля).
Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за 20 сребреников (Быт.37); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18-43; 24:3-35).

Великий Вторник (19 апреля).
Притчи: о 10 девах и талантах; пророчество о Страшном Суде (Мф.24:36–26:2).

Великая Среда (20 апреля).
Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6–16).

Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с 3‑мя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг (21 апреля).
Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.

В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги 12 сослужителям).

Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница (22 апреля).
Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа.

День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, по традиции, воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).

Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).

Утром – чтение Великих (Царских) Часов.

В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.

Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота (23 апреля).
Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).

Утром совершается Литургия Великой Субботы, после которой, по традиции, благословляется праздничная трапеза (Устав предписывает делать это после пасхальной Литургии и освящения артоса).

 

Светлое Христово Воскресение. Пасха – 24 апреля

 

Источник и продолжение: Календарь Великого Поста

 

Великий пост 2022 года: Календарь питания по дням

 

4-3.jpg

 

Календарь Великого Поста: питание по дням. Как правильно составить календарь питания в Великий Пост в 2022 году?

 

Источник и продолжение: Великий пост 2022 года: Календарь питания по дням

 

 

Проповедь митрополита МАРКА. Быть едиными в молитве и добрых делах (06.03.2022 г.)

 

 

Трансляция богослужения подворья Оптиной пустыни в С.Петербурге

Прямая трансляция богослужений проводится из храма Успения Пресвятой Богородицы на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге.

Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Васильевский остров, набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2

Источник и продолжение: https://spb.optina.ru/stream/?ysclid=l0tod8epl7

 

 

Великий покаянный канона прп. Андрея Критского чтомый патриархом Кириллом понедельник .

 

Вечером 7 марта 2022 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В богослужении участвовали: протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). Чтение покаянного канона транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас».

 

 

Великий покаянный канон прп. Андрея Критского чтомый Святейшим патриархом Кириллом (вторник).

 

Вечером 8 марта 2022 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В богослужении участвовали: протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

 

 

Великий покаянный канон прп. Андрея Критского чтомый Святейшим патриархом Кириллом (среда).

 

Вечером 9 марта 2022 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В богослужении участвовали: протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

 

 

Великое повечерие с чтением покаянного канона прп. Андрея Критского.Храм Христа Спасителя. Москва . (четверг)

 

Вечером 10 марта 2022 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В богослужении участвовали: протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы. Среди молившихся был первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев). На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.



10 Comments


Recommended Comments

Liubov

Posted (edited)

i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkI6kIwymnRpRd

 

В третью субботу Великого поста 2022 года, 26 марта, Православная Церковь отметит вторую великопостную Родительскую субботу – особый день поминовения усопших.

 

Согласно Уставу Церкви, особое поминовение усопших в храмах – великопостные Родительские субботы – совершается во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.

 

В эти три дня Православная Церковь еще раз призывает всех верующих усиленно помолиться о своих усопших родителях, родственниках и близких.

 

При этом, несмотря на название «родительские», в эти дни христиане молятся в храме и в целом обо всех почивших единоверцах (кроме самоубийц, о которых можно молиться только дома).

Помимо великопостных Родительских суббот в Православной Церкви есть и другие виды Родительских суббот, которые отмечаются в иные дни церковного календарного года.

 

Источник: https://foma.ru/26-marta-cerkov-otmetit-vtoruju-roditelskuju-subbotu-velikogo-posta-2022.html#:~:text=В третью субботу Великого поста,и четвертую субботы Великого поста

 

Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная. 

 

Слово о кресте …для нас, спасаемых, – сила Божия.
1 Кор. 1, 18

 

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.

 

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

 

Источник и продолжение: https://pravoslavie.ru/1645.html

https://www.optina.ru/sermon/ned3vel_posta/

http://atriarchia.ru/bu/2022-03-27/

https://foma.ru/nedelya-krestopoklonnaya.html?ysclid=l1f42smubc

https://www.pravmir.ru/nedelya-krestopoklonnaya-istoriya-smysl-pesnopeniya-citaty-video-audio/

Edited by Liubov

Share this comment


Link to comment
Liubov

Posted (edited)

Четвертая неделя Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

 

199635.b.jpg?0.77685279328376

 

Неделя Иоанна Лествичника

 

Нужна ли мирянам «Лествица»?

Неделя (т. е. воскресенье) 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника – 3 апреля 2022 г.

 

Многие люди обосновано сомневаются, стоит ли им браться за чтение этой книги. Как современным семейным горожанам использовать советы, данные монахам VI века? Первой, низшей ступенью духовного совершенствования Иоанн указывает «отречение от жития мирского», второй — забвение всех забот этого мира… А всего ступеней 30. Стоит ли все это читать, если я не могу подняться и на первую ступень?

 

Пусть на эти сомнения ответит сам Лествичник.

 

На эти сомнения Лествичник отвечает сам уже в первой главе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я отвечал им: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного».

 

Источник и продолжение:https://predanie.ru/tema/lestvica/?ysclid=l1k0kwh5lp

http://www.patriarchia.ru/db/text/5914188.html

https://www.optina.ru/sermon/ned_4velpos_2016/

https://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2021-po-dnjam.html

https://pravoslavie.ru/1659.html?ysclid=l1k2qyoqzl

 

НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ

Великий пост. Ежедневная колонка главного редактора

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)

 

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали слова Спасителя: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23). Чем для нас являются эти слова? Лишь неким обещанием Господа Своим особым и величайшим избранникам? Словами для укрепления прочих? Или это действительно так – и всё возможно верующему? Вера – это великая загадка и таинство христианской жизни. «Сокровище веры не вмещают ни земля, ни небо», – говорит преподобный Исаак Сирин. Вера – это действительно самое главное, что есть у нас. И в то же время – самое зыбкое, самое неуловимое, то, чему мы зачастую изменяем, находясь в состоянии между верой и безверием.

***

Как происходит в нас становление веры? Первый шаг – осознание того, что Бог есть, что Он управляет миром, что, хотя Он и абсолютно непостижим, но бесконечно любит нас. При этом мы знаем из слов апостола и учения Святой Церкви, что «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Следующий этап нашей веры – это начало следования заповедям Христовым. Преподобный Исидор Пелусиот говорит: «Вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно», т.е. исполнения заповедей Христовых. Долгое время первого пути между верой и сомнениями, в которые ввергает человеческую душу дьявол, и сопутствующие этому пути искушения должны пройти все мы, как прошли их в борьбе за свою веру апостолы и все святые.

 

А потом начинается следующий этап – битва со страстями, определяемая святыми отцами как «подвиг даже до крови». Господь нас не торопит. Но для познания мира, самого себя и Бога этот этап духовной жизни необходим как завершение пути того самого познания добра и зла, который так трагически начали наши праотцы. Что в этом мире истинно ценно? Что и Кто приводит ко спасению? А что, каким бы обольстительным и по-человечески мудрым ни было, есть «суета сует и томление духа» (Еккл. 1: 2,14)?

 

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)

3 апреля 2022 г.

 

Источник и продолжение: https://pravoslavie.ru/145518.html?ysclid=l1k0h59am2

https://yandex.ru/video/preview/13780604979913511495

Edited by Liubov
  • Thanks 1

Share this comment


Link to comment
Liubov

Posted (edited)

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля в 2022 году

 

blagovek.jpg

 

Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.

 

Спустя четыре месяца по обручении Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание, и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная!»

 

Что означает Благовещение?

 

Смысл одного из важнейших православных праздников отражен в его названии: Благовещение означает сообщение благой (т.е. доброй, хорошей) вести. Эта великая весть касается не только Девы Марии, Которой ее принес Архангел Гавриил, а всего человечества.

 

7 апреля (25 марта) верующие вспоминают, как два тысячелетия назад к юной праведно жившей девушке явился посланник Божий. Он рассказал, что Ей предстоит зачать от Духа Святого и родить Младенца, Который станет Спасителем мира. Через девять месяцев в Вифлеемской пещере родился Иисус Христос. И в церковном календаре два события – Благовещение и Рождество – разделяет ровно девять месяцев.

Существует мнение, что Воскресение Христово произошло точно в годовщину встречи Богоматери с Архангелом. При этом Благовещение из года в год отмечается в один и тот же день, а Пасха имеет переходящую дату. Таким образом, чаще всего праздник выпадает на дни Великого поста и становится как бы «опорной точкой» на пути верующих к Светлому Воскресенью. 

 

Благовещение находится на границе Ветхого и Нового Завета. До этого момента народ Божий, несущий на себе первородный грех, ожидал Мессию. И вот пришло время сбыться пророчествам. Непослушание Евы стало причиной изгнания человека из Рая, а смирение Девы Марии дало возможность возвращения. Ее доверие и готовность послужить Господу были столь глубоки, что Она лишь ответила: «да будет мне по слову Твоему», и стала «соработницей» Божией. Так началось дело Спасения человечества. Примечательно, что по мнению ряда богословов дата этого события совпадает также с датой создания Господом мира.

 

Как и какой ценой людям был открыт путь в Царствие Небесное, описано в Евангелии. Само слово «благовещение» переводится как «Благая весть». А благовестить означает рассказывать о Христе, о Его учении и о победе Жизни надо смертью.

 

Благовещение имеет всего один день предпразднества, а отдание происходит уже на следующий. Зато в своем молитвенном правиле верующие ежедневно повторяют слова, сказанные, согласно Евангельскому повествованию, Ангелом Господним Пречистой: «Богородице, Дево, радуйся…» Это одна из самых древних и самых известных христианских молитв, которая даже самые трудные времена озаряет светом Благой вести.

 

Источник и продолжение: https://foma.ru/chto-oznachaet-blagoveshhenie.html?ysclid=l1tabjcc85

Патриаршая проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Храме Христа Спасителя

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике

Благовещение 2022

Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника, проповеди, иконы, цитаты (+видео)

Edited by Liubov
  • Like 1

Share this comment


Link to comment
Liubov

Posted (edited)

giotto-di-bondone-580x537.jpg

 

Лазарева суббота постоянной даты в церковном календаре не имеет – ее отмечают в субботу шестой недели Великого поста. В 2022-м она выпадает на 16 апреля.

 

Православные отмечают Лазареву субботу

 

16 апреля 2022 года Православная Церковь отмечает Лазареву субботу – праздник, который по традиции приходится на субботу за неделю до Пасхи.

 

В этот день верующие вспоминают чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Своего друга Лазаря. Событие это описано в 11 главе Евангелия от Иоанна.

 

Когда Иисус узнал, что болен Его друг Лазарь, то тут же отправился к нему в Вифинию. Но к тому моменту, когда Он пришел, Лазарь был уже четыре дня как мертв и лежал в погребальной пещере.

Иисус заплакал о смерти друга. А потом повелел отвалить камень, закрывавший вход в пещеру и сказал Лазарю, чтобы тот выходил. И Лазарь вышел из могилы, обвитый погребальными пеленами. Видевшие это иудеи пришли в ужас и восхищение.

 

В истории Израиля были случаи, когда пророки воскрешали умерших. Но воскресить четверодневного мертвеца, который уже начал разлагаться, – такое мог совершить только Мессия, особый избранник Божий. Весть об этом чуде быстро разлетелась между иудеями. Именно тогда первосвященники и фарисеи решили убить Иисуса.

В церковном календаре Лазарева суббота непосредственно связана с праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем), отмечаемым на следующий день.

 

Источник и ппродолжение: 

Лазарева суббота: история, смысл, иконы, проповеди (+Аудио, Видео)

https://foma.ru/pravoslavnye-otmechajut-lazarevu-subbotu.html

Лазарева суббота 2022

ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА. ЛАЗАРЕВА СУББОТА

 

Вербное воскресенье / Православие.Ru

 

262143.p.jpg

 

Нет, никогда, ни в кои веки, ни в кои дни не оставлял Господь Русскую землю, никогда не говорил нам: Се, оставляется вам дом ваш пуст. Нет, не оставлял нас Господь! Наказывая, любил. Разве не посылалось нам солнце на Благовещение, на Пасху, разве не гремели грозы на Илию пророка, не шел легкий снег на Покров, разве не горела высокая луна среди звезд на Рождество, не трещал лед на реке в крещенские морозы?..

Боже мой, а Пасха! Ее сияние, ее стряпня, радостная для голодных животишек. А обязательная чистая белая рубашка. И пасхальные крашеные яйца!.. Матери боялись за нас, да и за себя: как же это так – праздновать Пасху опасно. Но неужели смогли бы мы сдержать эту ликующую радость появления на улице в новехонькой рубашке, разве могли б стерпеть и не воскликнуть: «Христос Воскресе!»? А Вербное воскресенье! Мы шли за вербой. Ее называли по-разному: верба, тальник, краснотал, ракита – прямо плыли к ней в снегу по грудь. Возвращались все мокрехоньки. В другие дни матери ругали бы нас, а тут – нет. Брали ветки ласковыми руками, проводили по ладошке, по щеке, будто гладили себя пушистыми крохотными серыми зайчиками. Лишенные Церкви, мы не знали символического значения вербы – устилать земной путь Спасителя, но что-то же входило в наши души!

 

Источник и продолжение : Вербное воскресение

Вербное воскресенье 2022 Вход Господень в Иерусалим

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ  Вербное воскресенье

Edited by Liubov
  • Like 1
  • Thanks 1

Share this comment


Link to comment
Liubov

Posted (edited)

image.png.b83382ef078ac601bfba1731eacfac7e.png

 

ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ ИЛИ ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ? ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ЭТОТ ДЕНЬ, А ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

Зачем в Великий Четверг нам нужно причащаться Тела и Крови Христовых.

 

В 2022 году Чистый четверг 21 апреля.

 

Суть чистого четверга

Каждый день Страстной недели Великого поста посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. В Церковной традиции эти дни именуются Великими или Страстными. Поэтому правильное название этого дня - Великий четверг. Суть Великого четверга, прежде всего, заключается в воспоминании Тайной Вечери, во время которой Христос установил главное Таинство Церкви - Евхаристию (Святое Причастие).

Собрав своих ближайших учеников, Христос дает им вино и преломляет для них хлеб со словами: «Приимите, ядите, это Тело Мое за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая». Поэтому в этот день верующие, за исключением каких-то чрезвычайных ситуаций, приходят в храм на богослужение и причащаются Святых Христовых Тайн.

 

Почему же четверг еще называют чистым?

В начале Тайной Вечери Христос омыл ноги Своим ученикам, тем самым показав им пример истинного смирения и служения ближнему. В память об этом в Великий четверг во время богослужения в кафедральных соборах совершается чин умовения ног: архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам.

 

Возможно, именно благодаря этотому чину возникла традиция убирать дома и квартиры в чистый четверг. Но стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении, покаянии и подготовке души ко Святому Причащению. Об этом нам напоминает еще одна теория происхождения названия "Чистый четверг" - в раннехристианские времена оглашенных (готовящихся крещению) крестили в Страстную субботу, накануне Пасхи. К этому событию готовились весь Великий пост. И поэтому Чистый четверг действительно назывался чистым от того, что перед Крещением и Пасхой они приводили себя в порядок, чтобы в Великие пятницу и субботу об этом не думать, а думать о Христе умершем и воскресшем.

 

На этот вопрос с предельной ясностью отвечает сам Господь наш Иисус Христос в шестой главе Евангелия от Иоанна.

Стих 53-й: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Стих 54-й: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день».

Стих 56-й: «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

То есть на Тайной Вечери, произошедшей менее чем за сутки до смерти Христа, состоялось великое неслыханное в человеческой истории чудо. Бог дал нам Свои Тело и Кровь, чтобы Святые Тайны стали главным средством нашего спасения.

 

О том, что это за Святые Тайны, лучше не скажешь, чем отцы Церкви. Они с благоговейным ужасом осознавали, что Тело и Кровь Христовы – величайшая святыня, от которой не то что мы должны затрепетать, но от нее трепещут серафимы и херувимы.

 

Тело и Кровь Христовы – это абсолютная новая реальность. В ней Бог соединился с человеком для того, чтобы человек соединился с Богом. Почему это Таинство называется Таинством Причащения? Потому что в нем мы становимся причастниками Божества.

 

Святитель Иоанн Златоуст в своем произведении «О священстве» писал о Евхаристии: «Предстоит священник, низводя не огонь, но Святого Духа;
совершает продолжительное моление не о том, чтобы огонь ниспал свыше и попалил предложенное, но чтобы Благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила через нее души всех и соделала их светлейшими очищенного огнем серебра. Кто же, кроме человека совершенно исступленного или безумного, может презирать такое страшнейшее таинство? Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой помощи Божественной благодати?»

 

Какой же вывод мы можем сделать из вышеприведенных евангельских цитат?

Тело и Кровь Христовы – это жизнь для нас. Кто не причащается Святых Тайн, не имеет в себе жизни. Не имеет в себе этого возрождения-воскресения во Христе. Это непреложный закон бытия, установленный Господом нашим Иисусом Христом. Данный закон нельзя переступить или обойти.

 

И порой страшно от того, что человек добровольно лишает себя Чаши, предпочитая Ей и связанной с Ней небесной жизни, ведущей в рай, жизнь плотяную ради утех тела, ведущую в ад.

 

Святитель Василий Великий говорил о том, что конец исполнения заповеди Божьей – это вечная жизнь, а конец нарушения заповеди Божьей – соответственно вечная смерть.

Слова Спасителя «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» - это заповедь Божья. Тому подтверждение предыдущая фраза, сошедшая из уст Христа: «Истинно, истинно говорю вам». Это истина. И ее очень важно понять.

 

Тело и Кровь Христовы – жизнь для нас. Кто достойно причащается Святых Христовых Тайн, имеет в себе жизнь вечную и становится, как сказано в 9-й песни Канона ко Святому Причащению, домом Твоим. Потому что «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Бог входит в душу и поселяется в ней. Так происходит восстановление райского союза Бога и человека.

 

Потому всегда грустно, когда люди причащаются редко или вовсе не причащаются. Они соблюдают не Великий Четверг, а чистый четверг, стараются не службы церковные посещать, не в Таинстве Евхаристии быть соучастниками и причастниками, но тело свое помыть и дом свой очистить в этот день. Но ведь это показатель. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). И значит оно не в сердце и в храме, а в теле и в доме.

Но душу-то мылом и шампунем не отмоешь. Для нее нужны исповедь и Евхаристия.

Вот в чем загвоздка…

 

Источник и продолжение: https://pravoslavie.ru/102690.html?ysclid=l290v1q7xb

 Чистый четверг

Чистый четверг

Чистый Четверг (Великий Четверг) в 2022 году — 21 апреля

Edited by Liubov
  • Thanks 2

Share this comment


Link to comment

114136.p.jpg?0.737202825388178

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

 

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа

Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

Лк. 23, 34

В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные

 

Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

 

Источник и продолжение: ВЕЛИКИЙ ПЯТОК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великая пятница. Страстная седмица день за днем

 

В Великую Пятницу Церковь вспоминает Страсти Христовы

 

Raspjatie.jpg

 

Великая Пятница – самый скорбный день в году.

 

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечины) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».

 

Источник и продолжение: В Великую Пятницу Церковь вспоминает Страсти Христовы

В Великую Пятницу 22 апреля в храмах будут выносить Плащаницу

Вынос плащаницы

Великая Пятница в 2022 году – 22 апреля

https://azbyka.ru/days/2022-04-22

 

На Великую Пятницу

 

Тропарь на Великую Пятницу, глас 4

Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Перевод: Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!

Кондак на Великую Пятницу, глас 8

Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.

Перевод: Придите все, Распятого за нас воспоем. Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, Ты – Сын и Бог мой».

 

Share this comment


Link to comment
Liubov

Posted (edited)

28496.p.jpg?0.2554180849860035

 

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

 

ВЕЛИКАЯ СУББОТА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
Заключительная строка кондака и икоса

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

 

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

 

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

 

28498.p.jpg?0.8060217028246033

 

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

 

Источник и продолжение: ВЕЛИКАЯ СУББОТА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великая Суббота: последний день перед Пасхой

 

Великая суббота

 

Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже всё наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Великая Суббота – толкования, проповеди, песнопения (+аудио)

 

В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад. Си­нак­сарь в Ве­ли­кую Суб­бо­ту на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:

Всуе хра­ни­ши гроб ку­сто­дие:
Не бо со­дер­жит ра­ка са­мо­жи­во­тия.

 

Все дни пре­вос­хо­дит св. Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, но боль­ше Че­ты­ре­де­сят­ни­цы свя­тая и Ве­ли­кая сед­ми­ца (Страст­ная) и боль­ше са­мой сед­ми­цы Страст­ной есть Ве­ли­кая и свя­тая Суб­бо­та. Ибо как в пер­вом ми­ро­тво­ре­нии Бог, со­здав все тва­ри и в ше­стой день окон­ча­тель­но со­тво­рив че­ло­ве­ка, в седь­мой день по­чил от всех дел сво­их и освя­тил его, на­име­но­вав суб­бо­тою, т.е. по­ко­ем: так и в де­ла­нии ум­но­го тво­ре­ния, со­вер­шив все (де­ло ис­куп­ле­ния), и в ше­стой день – Пя­ток, па­ки вос­со­здав­ши ис­тлев­ше­го гре­хом че­ло­ве­ка и об­но­вив его жи­во­нос­ным кре­стом и смер­тью, в на­сто­я­щий седь­мой день Гос­подь успо­ко­ил­ся, уснув жи­во­то­есте­ствен­ным и спа­си­тель­ным сном. Бог Сло­во пло­тью снис­хо­дит во гроб, снис­хо­дит же и в ад (1Пет.3:19-20) с есте­ствен­ной и бо­же­ствен­ной ду­шой, чрез смерть от­де­лив­ше­ю­ся от те­ла и пре­дан­ною им в ру­ки От­ца, Ко­то­ро­му Он при­нес и кровь Свою, сде­лав­шу­ю­ся на­шим из­бав­ле­ни­ем. Но ду­ша Гос­под­ня во аде не бы­ла удер­жа­на, по­доб­но ду­шам свя­тых, ибо она не под­ле­жа­ла пра­ро­ди­тель­ской клят­ве. Все­лил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос во гро­бе те­лес­но и с Бо­же­ством, со­еди­нив­шим­ся с пло­тью: но в то же вре­мя Он был и в раю с раз­бой­ни­ком, и, как преж­де ска­за­но, в аду с об­на­жен­ной сво­ей ду­шой, пре­есте­ствен­но же был как Бог неопи­сан­ный, неогра­ни­чен­ный: "ни­что же бо Бо­же­ству во гро­бе страж­ду­щу, яко же ни­же на кре­сте". Ис­пы­та­ло Гос­подне те­ло и тле­ние, т.е. раз­ре­ше­ние ду­ши от те­ла, но не раз­ру­ше­ние пло­ти и чле­нов и со­вер­шен­ную пор­чу их. Свя­тое те­ло Гос­подне Иосиф, сняв с дре­ва, по­гре­ба­ет в но­вом гро­бу и в вер­то­гра­де, над вхо­дом гро­ба по­ла­га­ет весь­ма ве­ли­кий ка­мень. От­се­ле ад со­дро­га­ет­ся и изум­ля­ет­ся, ощу­тив мо­гу­ще­ствен­ней­шую си­лу; и в ско­ром вре­ме­ни он, непра­вед­но по­гло­тив­ший, из­ры­га­ет и Хри­ста, – твер­дей­ший и кра­е­уголь­ный ка­мень, – и тех, ко­то­рых за­клю­чал во чре­ве сво­ем, как снедь и на­сла­жде­ние для се­бя. "Раз­ре­ше­ния в сти­хии, из ко­то­рых со­став­ле­но, и ис­чез­но­ве­ния не по­тер­пе­ло те­ло Гос­по­да", – го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин.

 

Тропари на Великую Субботу, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Слава: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́
И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.

Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.
Слава: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
И ныне: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Кондак на Великую Субботу, глас 6

Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущи го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.

Перевод: Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».

 

Источник и продолжение: 

В канун Великой Субботы Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чином погребения в Храме Христа Спасителя

Великая Суббота

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

Великая суббота. Протоиерей Олег Стеняев

 

56919.b.jpg?1467233893

 

Великая Суббота. Оборотная сторона двусторонней иконы с образом Богоматери Одигитрии

Кастория, Археологический музей

 

Источник и продолжение: Иконография Страстной Седмицы ФОТОГАЛЕРЕЯ

Edited by Liubov

Share this comment


Link to comment
17 hours ago, Liubov said:

чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему

На чем основывается это утверждение? Кто знает?

17 hours ago, Liubov said:

ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер.

Кому они пытаются это доказать? Христу не перебили голени, т.к. увидели, что Он уже мертв. Это знали и язычники, и рогребавшие. Извините. Мне правда не понятно.

17 hours ago, Liubov said:

вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.

Мироносицы это вопили по преданию?

 

 

Edited by Liubov

Share this comment


Link to comment

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги.

То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

 

Главные события Страстной недели и Пасхи: рассказываем и объясняем смысл за 10 минут

Толкования на Ин. 19:38

Евангелие по Матфею, глава 27 (Мф. 27). Толкования...

Почему вера апостолов в Воскресение не могла быть заимствована у других религий?

Воскресение Христово – краеугольный камень нашей веры

ОБРАЗ «ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА»: ПОЧЕМУ В ПРАВОСЛАВИИ ЕСТЬ ИКОНА ПАСХИ

 

P.S.

 Мария Ш ! Здравствуйте ! Помоги Вам Господи. Со светлой Пасхой поздравляю! 

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...