Перейти к публикации
Шестопсалмие
 
© www.optina.ru

Шестопсалмие

9 февраля 2013 г.


Копирайт

© www.optina.ru

Из альбома

Оптинский фотоархив

  • 80 изображений
  • 0 комментариев
  • 350 комментариев к изображению

Информация о фотографии Шестопсалмие


Рекомендованные комментарии

У меня всплыл вопрос касаемо Шестопсалмия и пользуясь случаем, хочу спросить...Как-то одна сестричка в Оптиной, поступила на Богословское, и после очередной сессии, сказала мне, что после первой кафизмы Шестопсалмия положено креститься без поясных поклонов..Я прислушалась к её словам и, будучи в Оптиной, наблюдала так же за братией монастыря, которая, как мне показалось, действительно, после первой кафизмы при крестном знамени стояла ровно, в отличие от последующих..Я была спокойна))..

 

Позже, я наткнулась на слова одного протоиерея, который написал, что на Шестопсалмии на словах «аллилуйя» по Типикону надо кланяться до земли, коленями и руками опускаясь на землю..Стала искать ещё информацию и нашла наследие Игнатия Брянчанинова, где святитель пишет, что после троекратного «аллилуиа» слава Тебе, Боже, полагается по три поясных поклона, кроме воскресных и праздничных дней, суббот и полиелеев, в которые эти поклоны оставляются..

 

Я понимаю, что акцентировать своё внимание на поклонах и крестах не стоит, особенно, когда в молитве ты кланяешься Господу, но хотелось бы знать, как всё таки правильно. Кстати, в одном приходе вначале, правила о поклонах, выучили чтецы, они стояли на виду у молящихся, кои кланялись вместе с ними. Особо ретивые, которые своевольничали, лечились так - 10 поклонов земных келейно, за каждый не вовремя сделанный в церкви поклон :)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

У меня всплыл вопрос касаемо Шестопсалмия и пользуясь случаем, хочу спросить...Как-то одна сестричка в Оптиной, поступила на Богословское, и после очередной сессии, сказала мне, что после первой кафизмы Шестопсалмия положено креститься без поясных поклонов..

 

Наташа, все верно, по Типикону - без поклонов

(См. главу 9)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Наташа, вот еще немного о Шестопсалмии\. в т.ч. о поклонах :

 

«Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (Пс.3:8; 62:6) от увеличения преследований (пс.3:2-3; 37:7-8; 87:4-5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)»

(М.Скабалланович. Толковый Типикон. Всенощная).

 

Типикон предписывает слушать их со вниманием и страхом, "яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших". Устав не дозволяют во время чтения шестопсалмия никаких разговоров (даже шепотом), хождения по храму, даже возбраняет чихнуть или кашлянуть. Если кто-то вошел в храм во время шестопсалмия, то надо остаться у входа до окончания чтения и лишь после пройти на свое место.

 

Иером. Иов (Гумеров):

 

"Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину. Нельзя ходить или сидеть (кроме больных): «но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.). Возможно, именно это строгое предписание устава породило сравнение времени чтения шестпсалмия с грядущим Страшным Судом. Если во время любого богослужения благоговейно и покаянно предстоять перед Лицом Божиим, то сравнение со Страшным Судом не будет казаться суеверием. «Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых…» (Последование ко святому Причащению. Молитва 4-я).

 

Также на шестопсалмии совсем отменяются поклоны. После первых трех псалмов на "Аллилуия" полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном "Аллилуия" - три поклона.

 

Старец Паисий Святогорец на вопрос: "Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии?" - отвечал:

 

"Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится [миру] как Судия".

 

В середине шестопсалмия, во время начала чтения 4-го, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых "утренних" молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87 псалме.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Потому что оно символизирует Страшный Суд.

 

На желание уйти из храма во время Шестопсалмия сестричка одна, вежливо придержав за руку, шепнула: нельзя. Чем больше копаешься в смысле богослужений, тем яснее все эти "твои" желания...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

И совсем кратенько из оптинского молитвослова: на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже, на троекратном Аллилуя и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуя среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. стр. 462

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...