Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation on 01/19/21 in Posts

  1. 5 points
    Духовность для человека это неотъемлемая часть его существа, только дух бывает разным. Культура происходит от латинского слова "культ", это значит взращивание, воспитание. Культура бывает, соответственно, разная, в зависимости от того, что она взращивает и в каком духе. Искусство же означает мастерство в чем-то, но с таким же успехом можно быть искусным во зле. Так что и культура, и искусство - также неотъемлемая часть человеческого бытия, вопрос только в направленности и результатах.
  2. 4 points
    Это все происходит одновременно. Если разложить на элементы, то: Хвала Бога за творение доброго есть. Есть преувеличение собственной лепты в делании добра. Да, нужно было себя стимулировать, но не переоценивать своей лепты (сделал положенное, как раб неключимый). Об этом и Мария говорит. Есть собственное суждение о ценности трудов других людей (достаточно трезвое). Есть осуждение (косность) мытаря в том, что он не может стать лучше. Да, это негативный элемент, и мы, всякими демагогиями и инсинуациями, можем его "раскрутить": - Невозможность мытарю сделать доброе означает, что Бог отверг его (потому что без Бога благое не сотворить). - Бог не... (тут уже постепенно всякое еретическое)... А в основе - я не такой как мытарь. А с мытарем Бог, потому что Бог хочет чтобы все спаслись. Поэтому, когда начинается самоотделение от людей, фактически это приводит и самоотделению от Бога. А это уже полнейший мрак... Нужно быть в мире со всеми, и всех любить. Если сможешь это вместить. Бог - может. И если ты с Богом, то должен расстараться, и тоже в себя всех вместить. Понятно, что не сразу... Но должен.
  3. 4 points
    и как не принять душевное, за духовное... у нас ведь и любовь - душевная Как не принять душевное за духовное? - это вопрос самомнения и впадении в прелесть? То есть как не принять любую психическую неровность за высокий восторг и вдохновение? Вдохновение от Бога побуждает к благодарению Бога, к прославлению Его, а иное низводит внимание на сам эффект. Замкнутость на себе раз'едает душу. А плоды Духа описаны в Евангелии. Про опасность обманутьСя.. противник - Люцифер, обезьяна Господня, ничего не создает, а мимикрирует, искажая оригинал. Он умен и знает, как понравиться. Помните, как в сказке Андерсена кривое зеркало при приближению к небу раскололось. А с тех пор у нас проблемы с оптикой. Вот человек "духовной жаждою томим" ищет пищи для души. Чем он ее насытит. Кругом реклама. "Не выбирай из двух зол, бери от жизни все". Почему я предпочитаю говорить не об обмане, который исходит от лукавого, а о самообмане. Это взрослый подход - не переводить стрелок. Да, он виноват, но это меня самого не делает правым. Господь дал Адаму послушание, в котором он не удержался. И дал нам заповеди. Так вот ... чувства НАВЫКОМ послушания (Богу) обучаются различать доброе от злого. Вот здесь и есть основной духовный вопрос - чем питать (воспитать) душу. Словом Божьим, которое нам не всегда понятно? Адам был юн и неискусен. Он просто не понял Бога. Что значит "это вкушай, а это не вкушай". Но само принятие Слова Бога, как говорится в молитвах о Причастии, "ум же питает странно". Младенец, причащаясь, не рассуждает, но растет. И со временем встанет на ноги. В духовном плане. Утвердится и будет стоять в истине. Проблема не в телесности или душевности, а в иерархичности. Чем мы руководствуемся в своих действиях или бездействии. К чему мы чутки, а от чего отвращаемся. Все виды искусства древности имели культовый характер. Пение. Танец. Живопись. Господь Сам автор, художник, творец. Он называется и горшечником, и садовником, и доктором. Так что человек артистичен (от ars) по природе. Бывает молитва словесная, бывает молитва в красках - каждый может славить Бога в соответствии со своим призванием. Кто-то повар или ветеринар, кто-то ландшафтный дизайнер) - можно угождать Господу по-разному. И не нужно с пренебрежением говорить о чьем-то труде. Старец Амвросий не отказал в наставлении и той тетушке, которая только и говорила, что об индюшках. И апостол Павел, который говорил о духовном. Плотском. Душевном. Рассудил быть всем для всех ради их спасения. То есть Слово Божье адаптировал для восприятия разных людей. А это настоящее искусство. Так что мне странно, когда говорят, что искусство, культура - это пустое. Михаил, спасибо за то, что потрудились изложить своими словами. Прочла с интересом.
  4. 3 points
    Свт. Феофан Затворник Пс.118:4 Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело В трех предшествующих стихах (Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения его, всем сердцем взыщут его. Не делающии бо беззакония в путех его ходиша) .святой пророк указал общий очерк нравственно-религиозной жизни, с чего она начинается, через что проходит и чего достигает. С четвертого стиха начинаются его богомысленные и молитвенные обращения к Богу по всем сторонам и всем частностям этой жизни. На первом месте поставлено первое и главнейшее, именно, обязательство к зельной ревности о хранении заповедей, зельно заповедуемых. Эта ревность есть неистощимый источник добрых дел и всей богоугодной жизни, есть купина, горящая в сердце и не сгорающая. Заградите источник – прекратится течение освежающей и оживляющей воды; подавите ревность – престанет всякое доброделание и всякая мысль о богоугождении. Погасите огонь – не станет ни света, ни тепла; погасите ревность – душа не будет лежать ни к чему доброму, совсем охладеет к жизни по Богу. По такой существенной важности ревнования о хранении заповедей, прежде всего о ней и упоминает святой Давид. Но, чтобы поддержать ее, тут же напоминает он, что такая зельная ревность потому обязательна, что сами заповеди зело заповеданы, зельное заповедание заповедей естественно вызывает и зельное хранение их. Слово зело блаженный Августин относит и к заповедал, и к слову сохранити, хотя очевидно более и прямее идет оно к последнему. Таким образом, Бог зело заповедал заповеди, то есть заповедал нам их не как нечто только более полезное и более гожее, а как дело существенно необходимое, без которого для нас неизбежна погибель. Вот вам тесный путь заповедей: идите им, и придете в живот. Но есть и широкий путь беззакония; если им пойдете, то он ввергнет вас в вечную погибель. Зело заповеданы заповеди и в том смысле, что Господь нигде и никогда не показал равнодушия к исполнению их; не мимоходом, так сказать, проговорил их, держа Себя потом так, что Ему как будто дела нет, исполняют ли их или нет; а, дав заповеди, ревнует о том, чтоб они были исполняемы. Для того и громы и молнии при законодательстве; для того угрозы и действительные страшные казни неисполнителям и благословения исполняющим их. Потому-то святые Божии и исповедали, что Он есть Бог ревнитель. К заповедям Своим вот в какое отношение ставит Он Сам Себя: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте; аще ли не хощете и не послушаете, мечь вы пояст. Помяни изгнание из рая, потоп, Содом и Гоморру, пагубу египтян, истребление хананеев, плен вавилонский, разорение Иерусалима и храма с рассеянием народа еврейского и многие подобные суды Божии на грешников, и ты не можешь не сказать, что Бог заповеди Свои заповедал зело. Если не станешь холодно относиться к таким событиям, то не можешь и сам не сделаться зельным ревнителем хранения заповедей. Зело заповедавший заповеди Господь требует, чтоб и мы зело хранили их. «Такое зельное хранение, говорит патриарх Анфим, требует, чтобы мы со всяким тщанием и постоянным усердием, без ропота и рассеяния, хранили заповеди; не кое-как, прибавляет Феодорит, а во всей точности, – требует, чтобы мы не с рассеянною мыслию и беззаботным сердцем действовали в кругу заповедей, но всеусердно, со всем вниманием, тщанием и попечительностию исполняли повеления Божия, с благоговением к Тому, Кто дал их; только при этом наши дела послужат к нашему преспеянию в вере. Если же мы будем делать их с нерадивым сердцем и умом, занятым другими помышлениями, то только внешне, членами тела будем исполнять долг, что, по причине сердечной небрежности, не имеет достоинства богоугодного действования», как замечает святой Иларий. Таким образом, указание на зельное хранение заповедей предостерегает нас не от явного нарушения их, а от неисправного, неполного, неугодного Богу исполнения их и, следовательно, граничащего с их нарушением. Больше всего погрешаем мы в этом отношении бессердечностью. Дела исправны, но в них не бывает сердца, да и душа-то не всегда. Потому-то мы встречаем у святых учителей наших беспрестанное напоминание: смотри, чтобы где тело, там было и сердце с умом. Кладешь поклон – и в сердце благоговейно падай перед Всевидящим и Вездесущим; подаешь милостыню – делай это с сердцем, обращенным к Тому, Кто готов невидимо принять ее, если так поступишь; прощаешь обиду – прощай, разумея ее как епитимию, посланную от Бога для исходатайствования тебе самому прощения. Так и во всем, во всех делах должно быть присуще истинное благонастроение внутреннее, от которого получает всю свою цену и внешняя деятельность. Великое наше несчастие, что мы все обращаем в форму и не только тогда, когда начинаем с формы, увлекаясь одним подражанием, но и тогда, когда начинаем действовать с настоящим строем сердца. После нескольких приемов делания одного и того же с участием сердца сердце начинает равнодушничать, мысль блуждать и дело делается только по форме. Этим недугом могут страдать все благочестивые навыки, даже те, которые сопряжены с своего рода трудами и тяготою в исполнении. Как же быть? – Никакого против этого нет средства, кроме наложения на себя такого правила, чтобы всегда начинать только, не думая, что делаемое когда-либо было делано. Всякий раз, приступая к нему, приступай как в первый раз. Когда святой Павел говорил, что он простирается вперед, забывая все заднее, то хоть и не сказал он, что потому и стремится вперед, что заднее забывает, а в существе дела это так. Положивший себе такой закон приобретает навык все делать усердно, с сердцем и вниманием, и избегает того приговора, который изрекается в Апокалипсисе: ни тепл еси, ни студен, изблевати тя от уст Моих имам. То несомненно, что постоянное, горячее ревнование о хранении заповедей есть дело благодати Божией, она возбуждает его, она и хранит; но это не значит, что нам самим можно и руки опустить. Напротив, наш долг постоянно разжигать самих себя собранием разнообразных побуждений к хранению заповедей и обложением ими сердца своего. Это будет то же, что подкладывать дрова в горящую печь. Когда будет такое усилие с нашей стороны, то и благодать будет воздействовать, превращая наше малое в большое; а когда не будет, то и благодать отойдет. Часто спрашивают: от чего охлаждение? – Да всегда почти от того, что сознательно, по рассеянности, допущена небрежность в том деле, к которому оказалось охлаждение. Это есть внутреннее наказание от вразумляющей нас благодати. Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном *** Кафизма 17 по церковному Уставу читается во время будничной Полунощницы. Т.е. ежедневно в будние дни все насельники слушают псалмы 17 кафизмы. «Каждый стих есть молитва, но всё об одном — об исполнении закона Господня. Душа, сознавшая, что спасение только в Боге, чрез исполнение святой Его воли, беседует с Богом, моля Его просвещать, вразумлять, укреплять, избавлять от искушений внутренних и неприятностей внешних, восстановлять от падений, избавлять от врагов, словом — даровать ей, по милости Своей, быть благоугодною Ему» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).
  5. 3 points
    В Евангелии упомянут один довольно сложный (интегральный) принцип, по факту состоящий из двух частей: 1) Богу - Богово 2) Кесарю - кесарево Поэтому, вопрос простой вы кому кадите, Богу или монастырю? В зависимости от ответа на него, понятно станет и 1) Кадить 2) Не кадить Но пункт-то интегральный... Поэтому, предлагаю: 1) Кадить 2) Поминать братию монастыря и их возвращение на узкий путь, ведущий к спасению...
  6. 3 points
    Не судите, да не судимы будете. Тут важно понимать, что суд (особенно Страшный) есть фиксация, итог, приговор всей деятельности. И, вынося приговор, мы закосневаем (творим идола). Даже есть такая технология - наличие прецедента. Это и есть косность. Праведный Судия есть Один. Если вам интересно узнать именно приговор - нужно обратиться к Судие. Если вам будет полезно для спасения вашей собственной души - вы узнаете приговор. Но слова, сказанные Антонию Великому, как бы очень прозрачно нам намекают, что нам это неполезно. В момент прислушивания к своему внутреннему, можно потерять Бога, что плохо. Не прислушиваться к себе - плохо. Игнорировать то, что о тебе говорят - плохо. Принимать все, что о тебе говорят, за чистую монету - плохо. Есть основные методики: когда тебя ругают - воспринимай как истину. Когда хвалят - воспринимай за ложь. Отсюда вытекает, что соборное мнение (мнение других о тебе самом) всегда только негативное (конструктивно). Ну а самомнение, когда сами себя оцениваем. Все хорошее - отдаем Богу, и хвалим Его. За все плохое - каемся. То есть, самооценка, если она конструктивна, должна приводить либо к хвале Господа, либо к покаянию. Если нет ни того, ни другого - самооценка была ложной. Да. Так часто бывает, что человек преувеличивает ценность собственной деятельности, и умаляет значение чужой деятельности. В рамках псалма 33, стих 15 (1- уклонись от зла; 2- сотвори благо) человек перестает умалять значение чужого труда (исполнили пункт 1), но с выполнением пункта 2 пока проблемы (продолжает преувеличивать культуру). Это всего лишь этап духовного развития, будет хорошо, если на этом этапе человек не зависнет, а продолжит духовно расти. В наше время есть модная структурная схема, в которой вера (духовное) является сердцевиной (семечкой), культура является мякотью, а государственность (если не забыл и не путаю) - кожурой единого фрукта (или ягоды). Только я забыл кто эту схему ввел в оборот. Вообще, иногда мне кажется, что для того, чтобы человек был профессионалом в своей сфере деятельности, ему необходимо ослепнуть (стать фанатиком), и упорно двигать свою сферу вперед. Пока Бог сил дает. Ну а когда силы заканчиваются, и начинается пустое почивание на лаврах и суетное ерзание, очень полезно прозреть и понять, что на самом-то деле сфера деятельности была так себе, детской игрушкой....
  7. 3 points
    Я бы на пунктах 3 и 4 остановился, в том смысле, что настоящая духовность - это есть причастность к Источнику духовности, то есть к Богу. А эту причастность определяет только Он Сам. То есть, по-настоящему духовный человек - это тот, кого принимает Святой Дух и пребывает на нем. И это выражается во всей жизни этого человека, во всех делах и мыслях.
  8. 2 points
    Или когда, наоборот, себя постоянно помнишь, о себе мыслишь, о том, что думаешь, делаешь, говоришь. Как воспринимаешь людей. Как откликается душа, ум, сердце на их слова, поступки. Чтобы это все было для Христа, во имя Его. Нельзя не обратить внимания на то, что насельники монастыря никогда не позволяют себе слов за пределами чистоты речи. Это как одна из составляющих духовного человека. Сколько бы мы ни читали текстов духовных людей, мы никогда не прочитаем унизительных сравнений, критических замечаний к недостаткам других, высмеиваний, ерничания. Вода ключевая. Предполагаю, что они не заставляют себя так поступать, это их образ мысли, жизни, чистота, начиная с малого. Постоянное пребывание перед лицом Божиим. Эти навыки приобретаются с помощью Божией по мере своего стремления к Нему. А как бы поступил Господь в той или иной ситуации? Смог ли бы Он вот так ответить ? Нередко читаем восторженные, душевные комментарии посетивших монастырь - ах, как там хорошо! Как благодатно! Это верно, и это не без участия, в том числе, всех проживающих, их мыслей, их речи, их внешнего вида... В духовной жизни нет мелочей. И к этой ключевой фразе относится очень многое, если не сказать вообще все. Бывает тяжело возвращаться домой, где комфортно, все условия, удобства, именно потому, что нет чистоты образа жизни своего и рядом живущих. И при этом нет осуждения, есть боль от того, что мы не справляемся. И к свету и чистоте монастыря тянет...
  9. 2 points
    Это так же разумеется и поднебесным духам злобы, которые на протяжении всей нашей жизни будут стараться отравить собой всё, что бы мы ни делали, чувствовали, мыслили — в том числе и любые наши молитвы, и хвалу Богу, и наше покаяние Ему. Потому будет кстати кардинальная настройка сознания, что мы постоянно отравлены ими во всём и всегда, пока живы.
  10. 2 points
    С Божьей помощью, разумеется. Если правой рукой человек по милости Божьей творит милость, то этого достаточно. Доброе дело само по себе ценно и не нуждается во взгляде со стороны. (Слева). Если вмешается левая рука, произойдет невыгодный обмен духовного сокровища на бижутерию ложной мирской славы. Нам нечем гордиться. Мы можем только надеяться на милость Божью.
  11. 2 points
    Проблема в том, что если человек что-то начнёт в себе как строить, так и сносить, то всего-навсего будет дальше играть с миражом своего самомнения — а это ни что иное, как прелесть. От данной иллюзии человек не способен избавиться никак — любыми собственными действиями он эту иллюзию если не укрепляет, то по меньшей мере поддерживает. Только Бог освобождает человека, который приходит к Нему с осознанием своей немощи освободиться от гордыни и с покаянием. Понимание, что в духовном у человека не было, нет и не может быть собственных заслуг перед Богом.
  12. 2 points
    Да, делай то, что должен, и пусть будет то, что будет. При невозможности исполнить положенного - кайся в этом, чтобы Бог этот пункт из списка "что он должен сделать, чтобы спастись" выкинул. Но, вообще-то, "стандартный" способ выкидывания пункта из списка - это исполнение пункта.
  13. 2 points
    Все критерии - только у Бога. Св. Писание и Св. Предание, в целом из этих критериев и состоят )
  14. 2 points
    Брокгауз и Ефрон нам сообщают, что слово «космос» «означало первоначально «порядок, гармонию, красоту». Все что создано Богом - это красота, гармония. Господь - Творец. И человеку дарован дар творчества. Когда человек творит (я говорю о любом виде творчества), он во внешнем (что бы он ни делал) проявляет свое внутреннее устроение.
  15. 2 points
    Да, я тоже обратила на это внимание. Может быть это свидетельство того, что и не знающие Бога люди, на каком-то глубинном уровне понимают, что они духовные существа? Просто пока не умеют это выражать через веру, молитву и пр. А делают это через искусство - музыку, живопись, поэзию. Когда люди понимают красоту, я думаю, это можно назвать п. 4 - мерой приближения к Богу, Который и есть Красота. Кроме того, мне ближе мысль, что только нравственно чистые люди могут создать что-то по-настоящему красивое. Возможно ли это без веры? Знаете, я когда была маленькая, мне не давала покоя мысль, что человек - это не растение, и не животное, что должны быть какие-то высшие идеалы, духовность. Просто я тогда Бога ещё не знала, и считала для себя духовным развитием приобщение к литературе и искусству. А когда человек к этому стремится - это может перейти и в нечто большее (веру). Очень хорошо об этом пишет св. Игнатий Брянчанинов " Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе – Бог (1 Ин). Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь – духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь – новая, а сердце наше – ветхое. Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить – повелевает это Христос – и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе. Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему. Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствовании плотских."... И пр. https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/9
  16. 2 points
    Добро пожаловать на форум, Михаил! Мир духу вашему! По вашим словам следует уточнить, что согласно православию Истина — Сам Бог. Потому православно духовный опытно познаёт не истины, а благость Божию, с которой и соединяется. Исполняя заповеди. Добродетель рассуждения даруется всецело стремящимся к Богу и понимающим, что не их собственные умозаключения важны, а данные только Богом.
  17. 2 points
    Действительно, интересный вопрос. Максим говорил, что спастись означает познать себя и предать себя Богу. И мне кажется, что здесь надо исходить из устроения человека, плоть -> душа -> дух, я думаю, что человек плотью претерпевает события жизни, душа впечатляется и различает образы происходящего, а дух осознаёт причины и смысл происходящего и дальше уже от постигнутых смыслов движет плоть и освещает восприятие и понимание души, друг без друга они не могут своё дело исполнять. Душевный рассуждает впечатления, а духовный осознаёт истины... наверное можно так сказать.
  18. 2 points
    Именно так склоняет рассматривать автор темы. А раз Дух является несущей основой, любая попытка обособления не имеет шансов на успех, нежизнеспособна, не несет в себе смысла. Когда есть путаница в понятиях, можно рассуждать ab ovo. Когда мы впервые смотрим на картину? Когда впервые раскрываем глаза. Мы видим созданный Богом мир. Он его автор, художник. Все из Его творений, кроме человека, завершено. А мы с вами - полуфабрикат. Он пожелал, чтобы мы волею уподобились Ему. И предложил нам путь, следуя которому мы можем уподобиться Творцу. Так что культ и культура - родственные понятия и не следует рассматривать их сепаратно. Мы получили заповедь возделывать землю, из которой взяты. Это не значит просто грядки копать. В Раю земля давала человеку все доброе в преизбытке. Это значит возделывать самих себя. Окультуриваться, так сказать. "Едите ли, пьете ли, делайте все как для Господа". То есть всем, что мы имеем, можно служить Богу. Cultura - слово имеет суффикс - ur - что указывает на то, что этот род занятий не самоценен (самоценным пытается выставить себя т.н. современное искусство), а направлен в будущее. Значит культура телеологична. То есть все, что нам дано, мы призваны воспринять творчески. Я могу долго, но тема не моя... Источник красоты - Дух. А воспринимаем ее душой. Подобное познается подобным. Для потрясения и удивления нужно нечто живое, превосходящее привычку. Чтобы воспринять прекрасное, нужно как само прекрасное, так и незамыленный" глаз".. Другое дело, что нам нужно различать духов, от Бога ли они. Есть опасность обманутьСя.
  19. 1 point
    Если устав смотреть целиком, то все еще серьезнее, потому что по субботам 17 кафизма читается на утрене. По воскресеньям 17 кафизма тоже читается (скорее, читалась), но не круглый год, тоже на утрене. 17 кафизму еще Непорочными называют, вот тропари по непорочных сохранились. Но по субботам они идут только на заупокойных субботах, а в воскресные дни вполне сами по себе существуют. Поэтому, грубо говоря, можно сказать, что 17 кафизма читается каждый день.
  20. 1 point
    Немного не так.... Конкретику очень даже можно выделить. С помощью Божией. Через дар вразумления. Только вместе с этим даром возлагается и обязанность по исполнению делом. И эту обязанность уже никто с тебя снять не может, потому что ее дал Бог. Например, много конкретики: ...Если возненавидишь безумных, то не исправишь душу...
  21. 1 point
    не обязательно же считать что-то доброе в себе своей заслугой; можно и не считать, и даже благодарить за это Бога; изначальный вопрос мой был в том, а правильно ли вообще говорить, что во мне что-то доброе. Отцы дали ответ - предоставь об этом судить Богу.
  22. 1 point
    Значит, не наше дело судить, что духовно, а что душевно; надо читать Писание, изучать Предание и стараться их исполнять.
  23. 1 point
    Я бы предложил обратную концепцию: не что-либо надстраивается, а наоборот — снимается очередная преграда между человеком и Богом для обнищания духа человека во исполнение 1-й заповеди Блаженств. Я это представляю как постепенный снос собственной Вавилонской Башни самомнения. =)
  24. 1 point
    Чем душа жива? Чем она возвышается? Чистотою. Наши внешне привлекательные поступки часто небеспримесны. Можно жертвовать собой, при этом о себе не забывать - ай да молодец. А правильно, если Бог позволил совершить нечно доброе, прославить Его. (И до, и во время, и после). Трудно не признать, что доблесть и альтруизм, скромность и доброту можно встретить и у нецерковных людей. В евангелии Христос удивлялся вере человека далекого от традиции и удивлялся неверию людей в народе своем. А апостол хвалил язычников за то, что они чтут Единого Бога, которого не знают. Доброе в человеке не само по себе, а от Бога, даже если это не церковный человек, думаю так. Это фигура речи. Ступенька не как архитектурный элемент души? В другой теме я это говорила о развитии человека, способности воспринимать, кажется. Для меня "рабство плоти" - это служба не тому духу прежде всего. Заблуждение души. Так как плоть сама по себе плутать не может. Отчего плутает душа? - от самонадеянности... Понимаю. Но. Есть степени совершенства? Градации? Есть восхождение от веры в веру? Естественно переход осуществляется с Божьей помощью. Раб/друг/сын? "Теперь я не боюсь Бога, но люблю Его"- это не о том, что вчерашний человек с помощью Божьей качественно меняется? Можно сказать "выйди от меня, ибо я человек грешный", а можно сказать:"Ты молись во мне".
  25. 1 point
    и как не принять душевное, за духовное... у нас ведь и любовь - душевная;
  26. 1 point
  27. 1 point
    Можно к картине относится духовно, и можно молиться перед иконой душевно и даже плотски. Всякое дыхание да хвалит Господа. И перед иконой, и перед красотой, созданной Господа, и перед красотой, вдохновленной Господом. Та же мысль у автора акафиста.
  28. 1 point
    И очень хорошо. Вот и я об этом думаю. Когда мы смотрим на картину, и она нас потрясает до глубины души, это какие переживания, душевные или духовные? Или музыка? Если мы способны воспринять смысл, идею, заложенную в произведении искусства, как это происходит, при помощи чего, духа? Что-то там заложено автором, не просто же краски, ноты, камень, слова? Статья интересная. На мой взгляд, она именно об оскудении духовной составляющей в современном искусстве. О том, что не стало основы, фундамента, внутреннего содержания. Уже не то, что духовного, а и душевного не остаётся.
  29. 1 point
    Я назвал овладевшее мною отчаяние великим даром Свыше. Но я осознал это не ранее, чем по прошествии тридцати лет труда; быть может даже и более. Я не искал помощи от людей, потому что был захвачен, как сухой лист ветром; меня крутил он, не давая понять смысла, что творится со мною; я ничего не понимал; я никого не мог спросить, потому что не мог сформулировать и вопроса. Бытие космическое бурно раскрывалось моему уму,- с быстротою, не позволявшею мне остановиться рассудком ни на чем. Это было похоже на безумие, но особого порядка, не подлежащее компетенции психиатров.Начинался процесс моего отхода от мира. Что-то легло между мною и людьми: у меня терялся интерес к общению с ними: исчезали один за другим пункты для контакта. Мир искусства: живопись, музыка, поэзия, литература, театр и проч. - все сие, составлявшее ранее главное содержание и смысл моего бытия, бледнело и стало казаться несерьезным делом, часто детской забавой. И это было нелегким для меня: временами, в первый период, я бывал мучительно раздираем между двумя центрами: страсть живописца и молитва. Так - доколе молитва не победила всех иных действий в мире сем. Есть только одно задание: найти истинного Бога, то есть Творца всяческого бытия, и вечно жить слитно с Ним. (Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве). Или своими словами: душевное, когда рассматривается как само по себе имеющее ценность ( и не только душевное, а что угодно) - творит из этого идола (подчеркнутое слово в цитате). Как и любой идол, он пустой и безжизненный, и при наличии трезвомыслия приводит к разочарованию в идоле. Дух первичен, Он основа всего, в том числе, и душевных проявлений, Он их преображает. То, что душевное преображено, видят все, но недуховные об этом не могут судить (не понимают - а почему это как-то иначе, почему цепляет). При этом душевное не является идолом, а всего лишь "структурой момента" - элементом в мозаике бытия (мозаика - как элемент сепарирования, отделения одних объектов от других), создаваемой Духом, а самостоятельное ее значение - прах и пепел.
×
×
  • Create New...