Глава 13, стих 10:
«От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость» (Притч. 13:10).
Если говорить о синодальном переводе, то значение очевидно. Мудрость проявляет тот, кто прибегает к совету других, не доверяя себе в принятии решения. Наоборот, поведение высокомерного человека приводит к тому, что он портит отношения с окружающими, вступает в раздор с ними, поскольку убеждён, что знает лучше.
А в переводе Септуагинты (семидесяти) этот стих звучит иначе: «Злой от высокомерия делает зло, а знающие себя самих — мудры». Святитель Григорий Нисский, объясняя вторую часть этого стиха «познающий себя премудр», говорит: «Если кто узнает себя, каков он был прежде, и каков в настоящее время, то никогда не перестанет быть милостивым, а за таковым расположением души естественно последует и Божия милость». Святой Григорий говорит, что это нормально для христианина — сравнивать себя настоящего с собой предыдущим, какими мы были до того, как пришли к Господу. И хотя для христианина естественно не забывать о своей немощи, тем не менее, признавать, что мы изменились к лучшему, живя с Богом — это не грех и не признак гордости, а повод преисполниться благодарности Богу, что Он нас исправил. И проявить эту благодарность делами милосердия. Да, мы еще далеки от совершенства, но все же признать, что мы стали лучше с Богом, не грех. Если же думать, что со Христом ты стал хуже, то не будет ли это хулой на Христа? Познавать себя — это трезво оценивать свое состояние в прошлом и настоящем. Если мы видим, что и впрямь стали хуже, это признак того, что духовная жизнь идёт в неправильном направлении, и нужно срочно исправлять ее.