Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation on 12/27/11 in all areas

  1. 5 points
    Молитва столь сильна и могущественна, что молись и делай, что хочешь, и молитва возведет тебя к правильному и праведному деланию. Для богоугождения ничего более не нужно, как любить, – люби и делай все, что хочешь, говорит блаженный Августин: ибо кто истинно любит, тот не может и хотеть сделать что-либо неугодное своему возлюбленному... Так как молитва есть излияние и действие любви, то поистине о ней можно сказать так же подобное: для спасения ничего более не нужно, как всегдашняя молитва: молись и делай что хочешь, и ты достигнешь цели молитвы, приобретешь ею освящение!.. Чтобы обстоятельнее развить понятие о сем предмете, поясним оное примерами: Молись, и мысли все, что хочешь, и мысль твоя очистится молитвою. Молитва подаст тебе просветление ума, утишит и отгонит все неуместные помыслы. – Сие утверждает св. Григорий Синаит: "Если хочешь, советует он, прогнать помыслы и очистить ум, молитвою прогоняй их, ибо кроме молитвы ничем не можно удержать мысли". О сем также говорит и св. Иоанн Лествичник: "Иисусовым Именем побеждай мысленных врагов, кроме сего оружия не найдешь иного". Молись, и делай, что хочешь, и дела твои будут богоугодны, и для тебя полезны и спасительны. Частая молитва, о чем бы ни была, не останется без плода (Марк Подвижник) поелику в ней самой есть сила благодатная. "Свято имя Его и всяк, иже призовет Имя Господне, спасется." Например, молившийся без успеха в нечестии в сей молитве получил образумление и зов к раскаянию. Сластолюбивая девица молилась при возвращении и молитва указала ей путь к девственной жизни и к слышанию наставлений Иисуса Христа. Молись, и не трудись много своею силою побеждать страсти. Молитва разрушит их в тебе: "Иже в вас болий есть того, иже в мире", говорит священное писание. А св. Иоанн Карпафийский учит, что если ты не имеешь дара воздержания, не печалься; но знай, что Бог требует от тебя прилежания к молитве, и молитва спасет тебя. Описанный в Отечнике старец, который "падши победи" то есть преткнувшись грехом, не уныл, но обратился к молитве и ею остепенился, служит доказательным сему примером. Молись и не опасайся ничего, не бойся бед, не страшись напастей, молитва защитит, отвратит их. Вспомни утопавшего маловерного Петра; Павла, молившегося в темнице; инока, избавленного молитвою от постигшего искушения; девицу, спасенную от злонамеренного воина вследствие молитвы, и тому подобные случаи: это подтверждает силу, мощность и всеобъемлемость молитвы во имя Иисуса Христа. Молись, хоть как-нибудь, токмо всегда, и не смущайся ничем; будь духовно весел и покоен: молитва устроит все и вразумит тебя. Помни, что о силе молитвы говорят святые – Иоанн Златоустый и Марк Подвижник: первый утверждает, что "молитва, хотя бы приносилась от нас, наполненных грехами, тотчас очищает"... А второй так о сем говорит: "Молиться как-нибудь состоит в нашей силе; а молиться чисто есть дар благодати". Итак, что в твоей силе, тем пожертвуй Богу; хотя количество (для тебя возможное) приноси вначале Ему в жертву, и Божия сила излиется в твою немощную силу; и молитва сухая и рассеянная, но частая – всегдашняя, обретши навык, и обратясь в натуру, соделается молитвою чистою, светлою, пламенною и достодолжною. Затем, наконец, что если бы время твоего бодрствования сопровождалось молитвою, то естественно, что не оставалось бы времени не только на греховные дела, но даже и на помышления об оных. Теперь видишь ли, сколько глубоких мыслей сосредоточивается в сем мудром изречении: "люби, и делай, что хочешь. Молись, и делай, что хочешь!"... Как отрадно и утешительно все сказанное для грешника, отягченного слабостями, – для стенящего под бременем воюющих страстей! Молитва – вот все, что дано, как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию души... Так! Но с именем молитвы тесно соединено здесь и ее условие: "Непрестанно молитеся", заповедует слово Божие. Следовательно, молитва тогда явит вседействующую силу и плод, когда будет производима часто, непрестанно, ибо частость молитвы безусловно принадлежит нашей воле: как и чистота, усердие и совершенство молитвы есть дар благодати. Итак, будем молиться как можно чаще, посвятим всю жизнь нашу молитве, хотя и развлеченной вначале! частое упражнение оной научит вниманию, количество непременно приведет к качеству. Чтобы научиться делать, что-либо хорошо, надобно делать оное как можно чаще, сказал один опытный духовный писатель. "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу"
  2. 1 point
    Все мы прекрасно понимаем, что убийство человека это страшное, безнравственное преступление. Однако, большинство женщин умудряются оправдать убийство детей, эти оправдания делятся на чисто женские и общечеловеческие. Не смотря на все это,большинство людей, не считают аборт страшным преступление. В это число людей входят как женщины так и мужчины. Обычно эти люди думают, что аборт это не убийство человека, и оправдываются тем, что не рождённый младенец это не человек, а просто плод, который ничего не понимает, не умеет разговаривать, и голосовать на выборах. Нужно запомнить раз и навсегда, убийство ребенка - ни чем уже не оправдаешь. Правила хорошего тона, вежливости, галантности и просто нормального поведения диктуют мужчине необходимость с пониманием и снисхождением относиться к женским ошибкам, перегибам и вольностям. Однако есть поступки, где мужское отношение к женской слабости не вписывается в рамки традиционного принципа «ну ладно, дорогая, не волнуйся, ты не сделала ничего страшного, я на тебя не сержусь». И первым в списке таких женских поступков значится, конечно, аборт. За редчайшим исключением (выносим за скобки людей, лишённых душевного и умственного здоровья, а также всех представлений о нравственности и морали) все согласны с тем, что убийство человека есть преступление, причём преступление самое тяжкое. Но многие женщины умудряются оправдывать убийство детей, и оправдания эти делятся на общечеловеческие и чисто женские. Как это ни прискорбно, миллионы человек в мире не считают аборты убийством, и в их число входя как женщины, так и мужчины. Эти люди кивают в знак согласия, когда слышат начало фразы «убийство человека это плохо....», но начинают этими же головами энергично качать в знак абсолютного несогласия, услышав окончание предложения «...поэтому и аборты это плохо». «Позвольте, но ведь аборт это не убийство человека, ведь нерождённый младенец это не человек, это просто плод, который ничего не соображает и не понимает, не умеет разговаривать и голосовать на выборах!!!» - так звучит «общечеловеческий» аргумент в пользу абортов. Учитывая закреплённую в Конституции свободу совести и вероисповедания, не будем взывать к религиозным чувствам (хотя все традиционные религии считают аборты именно человекоубийствами) и обратимся к исключительно научному взгляду на эту проблему. И что же говорит наука? А она заявляет, что в случае с человеком не работает принцип «курица - это одно, а яйцо - нечто совершенно другое». Человеческий зародыш, появляющийся в организме матери после зачатия, практически сразу, в течение нескольких дней, «обзаводится» собственными конечностями и органами чувств (естественно, в зачаточных формах). То есть это с самого начала не просто биомасса с желтком и белком, это уже человеческое существо, пусть делающее только первые шаги на пути к тому, чтобы стать полноценным Homo sapiens, но тем не менее. Более того, только недавно стало возможным с помощью ультрасовременной медицинской компьютерной аппаратуры зафиксировать у плода даже на ранних этапах развития биохимическую активность мозга. Говоря проще, младенец в утробе матери думает. Вспоминаем или узнаём, у кого как в школе и ВУЗе было с историей и философией, знаменитое изречение Декарта «я мыслю, значит, я существую», и приходим к выводу, что тот, кто мыслит, не просто человекоподобное существо, это уже человеческая Личность. И при проведении аборта, таким образом, происходит именно убийство личности, убийство человека. Разобравшись с «бесполым» оправданием абортов, приступаем к женскому оправданию. В подавляющем большинстве случаев женщины, пошедшие на совершение этой «процедуры», в качестве виновников называют мужчин. Здесь может быть разнообразие жизненных сюжетов буквально на любой вкус, суть которых сводима к двум словам - «незапланированная беременность». Изнасилование, в результате которого женщина зачинает, но она не хочет производить на свет потомка мужчины-выродка. Говоря откровенным современным языком, «залёт» - и 16-18-летняя девочка, которая к тому же осталась без поддержки своего возлюбленного, отчасти сама, отчасти по настоятельным советам сердобольных родителей и родственников, решает не портить себе жизнь в самом её начале и не вешать себе на шею тяжкий крест. Результат супружеской измены, когда в силу обстоятельств невозможно будет представить мужу через 9 месяцев ребёнка со словами «дорогой, ты стал отцом», на развод идти не хочется или не можется, и выбирается самый простой способ сделать так, как будто ничего и не было. Стечение обстоятельств, когда появление в семье ещё одного требующего финансовых затрат существа не входит в планы и грозит супругам осложнением материального состояния. Примеры можно приводить, и приводить, и приводить... Но практически всегда женщины оправдываются словами «я сделала это по вине мужчины». Мужчина - потенциальный отец в таких ситуациях, узнав о беременности своей женщины (или совсем даже не своей), или отказывает ей и будущему ребёнку в помощи, или прямо настаивает на аборте в силу вероятности собственных осложнений. Что такие мужчины есть и их, к прискорбию, не так уж и мало, факт, с которым спорить бессмысленно. Но, дорогие женщины, подстрекательство к убийству и само убийство это совершенно разные по своему характеру поступки (хотя и одна, 105-ая, статья Уголовного Кодекса РФ). Только от самого подстрекательства к аборту ещё не убили ни одного ребёнка - не появившиеся на свет дети гибнут от того шага, который делают женщины, переступая пороги специализированных клиник, от той подписи, что ставят женщины на документах о согласии на операцию, и от того жеста или слова согласия, которым женщины подтверждают свою решимость перед тем, как на них наденут маску и погрузят в наркоз. В вопросе о том, делать или не делать аборт, последнее слово всегда за женщиной. И главная ответственность также на ней. И нужно запомнить, что убийство ребёнка нельзя ничем оправдать. Есть ситуации, когда за аборт трудно упрекнуть, но таких ситуации всего две. Вряд ли найдётся большое количество людей, которые обвинят женщину, совершившую аборт из-за протекания беременности, чреватого опасностью её собственному здоровью и жизни, или после вынесения диагноза о большой вероятности рождения ребёнка с очень существенными физическими, психическими или интеллектуальными отклонениями. Нельзя сказать таким женщинам «вы поступили абсолютно правильно», но и осудить их язык не повернётся. Всё остальное - нежелательный отец, материальные трудности, перспектива стать матерью-одиночкой или развестись с узнавшим об измене муже, вопль души «я же ещё так молода, я и погулять не успела!» - не оправдывают решившихся на аборт женщин, а напротив, ещё больше осуждают их. Такой вот мужской взгляд на аборт. Никто при этом не оправдывает косвенно виновных, подталкивающих женщин к такому, «самому лёгкому» решению всех сложностей, мужчин. Но одно дело невинные двухчасовые опоздания на свидания, полусуточные беседы по телефону с мамой (хотя кому мать, а кому и тёща), диковатые по количеству нулей счета за парикмахерские и спа-салоны: здесь женщин можно и нужно прощать. И совсем другое - когда женщина приходит к субъекту в белом халате и даёт ему разрешение на убийство живущего внутри её человека. Источник и продолжение : http://medkarta.com/...new&id=1636&s=0 Мужской взгляд на аборт – Планирование – Беременность и роды... Юридическая информация. Право на аборт. http://ieop.ru/dom-i...d-na-abort.html
  3. 1 point
    Всегда ты просишь, чтобы Господь даровал тебе смирение. Но ведь оно даром Господом не дается. Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцев: «дай кровь и приими дух». Это значит: потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование. А ты дарований духовных ищешь и просишь, а кровь тебе проливать жаль, т. е. все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни как же можно приобрести смирение? Ведь смирение состоит в том, когда человек видит себя худшим всех, не только людей, но и бессловесных животных, и даже самых духов злобы. И вот, когда люди тревожат тебя, ты видишь, что не терпишь сего и гневаешься на людей; то и поневоле будешь себя считать плохою. Или, например, осуждать будешь, подозревать других, опять поневоле будешь считать себя плохою. Если при этом будешь о плохоте своей и неисправности сожалеть, и укорять себя в неисправности, и искренно каяться в этом пред Богом и духовным отцом, то вот ты уже и на пути смирения. Одно тут нам кажется нехорошо, что и больно, и беспокойно, и неприятно. Это правда, зато для души полезно. Да еще скажу тебе, что нам кажется, — и для души то бесполезно. Все это с тобой так и бывает, потому что ты не понимаешь духовной жизни. Ведь и Господь путь в Царствие Небесное назвал узким путем. — Если ты добиваешься того, чтобы царствовать со Христом Господом, то посмотри на Него, как Он поступал с окружающими Его врагами: Иудою, Анною, Каиафою, книжниками и фарисеями, требовавшими Его смерти. Кажется, Он никому не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небесного, которой и решился следовать и следовал до последнего Своего издыхания, несмотря на то, что орудиями исполнения воли Отца Его были самые пребеззаконные люди. Он видел, что они действовали слепо, в неведении, и потому не ненавидел их, а молился: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23, 34). Смиряйся, и все дела твои пойдут. Из писем прп. Амвросия Оптинского
  4. 1 point
    "Беседа на святой литургии в первую неделю поста, неделю Торжества Православия, в церкви Святых царей Константина и Елены "На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому." (Иоанн 1, 43-51; Зач.5) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Братья и сестры, сегодня мы празднуем первую неделю святого Великого поста, которая называется неделей Православия, потому что в 852 году IX века, когда православие победило иконоборчество, было решено, что эта неделя будет неделей торжества православия. Были такие цари, епископы и другие люди, которые считали, что в православной церкви не должно быть икон. Может быть, они желали, чтобы в православие легко могли перейти мусульмане, у которых не было икон, а также евреи, поэтому некоторые епископы и цари хотели убрать иконы из православной Церкви. Однако, братья и сестры, иконы в Церкви существовали с самого начала. Хотя в десяти Божьих заповедях Старого Завета Господь говорит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им". Но Господь сказал Моисею, чтобы тот не делал ни его портретов, ни статуй, потому что "Бога не видел никто никогда". Что это означает? Святой Иоанн Дамаскин говорит: это значит, что когда ты увидишь Бога в телесном облике, тогда можешь писать иконы. И с того времени, после рождения Сына Божьего, после Его воплощения, страдания и воскресения, в Церкви Божьей начали писать иконы и почитать их. Братья и сестры, запомните, что говорит святой Василий и другие святые: мы не поклоняемся материалу — краске, золоту, серебру или другому металлу, на котором изображена икона, мы поклоняемся лику, изображенному на той иконе. Мы же не выбрасываем, например, портреты или фотографии наших отцов или матерей, а помещаем их на видное место, потому что это лики наших родителей, которые важны для нас. А тем более для нас важно, если это лик Божий и лики Его святителей. Святые иконы должны напоминать нам о том, что, прославляя их, мы тоже трудимся во имя того, чтобы войти во славу Царства Божьего, чтобы быть и становиться сыновьями и дочерьми Божьми, войти в блаженство этого царства и стать святыми. В этом и есть смысл всех икон в Церкви и в наших домах. Они напоминают нам о наших святых предках и всех православных предках, о том, что и они когда-то были люди из мяса и крови, но смогли своим трудом и с Божьей благодатью обожествить свои души и вознестись на небо, о том, что и мы можем сделать это, если захотим. А если мы не захотим этого делать, а сделаем свою душу недостойной Царства Божьего, уничтожим ее, то мы должны быть готовы к вечным мукам, потому что каждый человек сам отвечает за свою душу. С давних времен в православной Церкви на иконах изображались исторические личности, но только те, которые смогли стать небесными. В современном мире, в особенности в римско-католической церкви, иконы зачастую выглядят как портреты людей, принадлежащих этому свету. На них изображены очень красивые женщины и мужчины, но эти иконы слишком земные. И на наших иконах изображены люди, но скорее в аду, нежели в раю. Например, если вы посмотрите на западную икону, скажем, икону Эль-Греко или любого другого западного художника, вы увидите женщину с красотой мира сего. А если вспомнить прекрасную икону из Дечан, с изображением Святой Богородицы с Младенцем на руках, которая обошла весь мир, то для меня она — самое прекрасное творение из тех, что я видел. Святая Богородица со своим Сынок, Господом Иисусом Христом, являет деву и до рождения (Господа), и в рождении, и после рождения, и Ее, которая была избрана из всех, чтобы стать матерью Сына Божьего, из-за своих духовных качеств, то есть из-за своей душевной чистоты и святости, как говорится в Псалтире "Вся слава дщери Царя внутри" (Пс. 45, 13). И та внутренняя красота показана нам через лик и само явление Пресвятой Богородицы и всех святых. Чтобы уметь отличать икону, перед которой можно молиться, от иконы, перед которой человек молиться не может, достаточно вспомнить слова одного великого русского богослова, который, еще будучи безбожником и атеистом, побывал в римской Сикстинской капелле, увидел там лик Пресвятой Богородицы работы Рафаэля и подивился творению этого художника. Затем, когда он стал верующим, а потом и православным священником, протоиреем, он во второй раз побывал в римской Сикстинской капелле и вновь увидел ту икону, после чего написал: "Я не могу молиться перед этой картиной. На ней я вижу не деву, а красивую женщину, которая идет по облакам, как по снегу, и держит на руках ребенка. Я не могу молиться перед ней". Думаю, вы понимаете, о чем я говорю. На иконе должны быть изображены исторические личности этого света, например, Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица или лик святого, но лики эти должны быть небесными. Как говорит Христос:"Где Я, там и слуга Мой будет". А где Господь? В Царстве небесном. Так будем же готовиться к Царству небесному и к блаженству его уже сейчас, на этом свете. То есть, “одно только нужно", как говорит Господь Марфе, беседуя с ней в ее доме. Нужно стремиться достичь блаженства Царства небесного. Конечно, мы не должны презирать ни тело, ни этот свет, но только в Царстве небесном нас ждет наша настоящая жизнь. Пусть же нам Господь поможет выдержать этот Пост, чтобы мы вышли из него несравненно лучше и здоровее и телом, и душой, чем были раньше. Благослови вас Бог и пошли вам всякого счастья. Я прошу вас собраться с силами, чтобы выдержать этот Великий пост, хотя бы на растительном масле и рыбе, а жирную пищу оставить до Пасхи. Как говорил святой Василий, вода кажется человеку вкуснее, если он испытывает жажду; пища кажется человеку вкуснее, если он голоден. Если мы будем воздерживаться от жирной пищи, то потом она будет казаться нам намного вкуснее и наш организм будет употреблять ее с большей пользой. Благослови вас Бог! 16 марта 1997 г."
  5. 1 point
    С Владыкой Иоанном Белгородским беседовала Мария Городова Глава из новой книги архиепископа Белгородского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит» – Владыка, давайте поговорим о том, что такое воля Божья. Мы молимся «Отче наш…» и, повторяя за Христом, говорим: «Да будет воля Твоя…» Каждый верующий хотел бы соизмерить свои поступки, свою жизнь с Его волей. Смысл жизни человека – в исполнении Его воли. Но как распознать ее? Понятно, что есть общий замысел Бога о мире и о нас, есть заповеди, которые Господь дал нам. Но, с другой стороны, каждый день перед человеком стоит выбор, как поступить, решение не всегда очевидно, поэтому очень важно понять, в чем она, воля Божья, по отношению к тебе? – Мы живем в мире, где каждый надеется только на себя, более того, мы живем в мире, где существует и навязывается культ сильных людей, которые все сокрушают, все побеждают, всегда успешны. Но если вглядеться в этот пропагандируемый образ удачливого, сильного, соответствующего всем стандартам времени человека, то мы увидим, что за всем этим – пустота, ведь каким бы сильным, могущественным и успешным ни был человек, он может все это в один момент потерять, все рассыплется, если за этим нет Бога. Таких людей Иисус сравнивал с человеком, построившим свой дом на песке: «…всякий, кто слушает… слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». И наоборот, тот, кто слушает слова Его и исполняет их, уподобится «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7. 24–27). Воля Божья о человеке заключается в том, что Бог хочет, чтобы никто не погиб, но все имели жизнь вечную; воля Божья о человеке – в спасении человека. И одновременно она – это любовь по отношению к нему, хотя часто эта любовь человеку даже и непонятна, потому что у него свои представления о том, какой эта любовь должна быть. Воля Божья к человеку – это и благоволение Божье, и благодатная милость к нему. Раньше на Руси употребляли такую фразу: «Бог жалеет его», – и это значило одновременно и то, что Бог жалеет человека, и то, что Он жалует человека своим участием в его судьбе, Своим посещением его. Воля Божья всегда благая, и вот это мы часто забываем, когда ропщем на то, что нам посылается. – Трудно бывает не роптать, когда это болезни или скорбь. Хотя тут можно вспомнить ответ старушки, плачущей у храма. Когда священник ее спросил: «О чем она плачет?» – она сказала: «Бог, наверное, совсем забыл меня: в этом году я не болела, и никакие скорби не случались со мной». – Скорбь и страдания человека очищают. Скорбями человек становится сильнее, он начинает по-другому воспринимать окружающий мир и себя в нем. Это тоже проявление воли Божьей, когда Господь жалует что-то человеку. И пусть сначала это может быть человеком не понято, но, пройдя через такие испытания, очистившись, человек может по-другому воспринимать окружающих, стать другим. У нас всегда проблема – согласование своей воли с волей Господа. Бог проявляет Свою волю независимо от нашей, никто не может помешать ее свершению. Я скажу жестче: человек, как творение, даже не может в эту сферу войти, он не может туда вторгаться. А с другой стороны, человек – это творение Бога, и, естественно, он зависит от своего Творца, и определенным образом участвует в Его замысле, осуществляет его. Причем как любимое творение Господа, он обладает таким Божьим даром, как свободная воля. И очень часто в человеке возникает столкновение между волей Господа и его собственной волей, при этом даже данную ему Богом свободу выбора человек понимает по-своему. Свободная воля – это прежде всего воля, свободная от груза греха. А человек воспринимает этот дар чаще всего в смысле: что хочу, то и творю. – То есть получается, что свободная воля – это дар Бога, и мы его неправильно используем? – Конечно, ведь он дан человеку для познания истины. Наша свобода, свободная воля – это всегда выбор. Для святых людей – это выбор между меньшим и большим добром, для обычного человека – это выбор между грехом и добродетелью. Но ведь даже люди, пребывающие в грехе, тоже не лишены этого дара – свободной воли, у них тоже есть выбор – это выбор между большим грехом и меньшим. – Владыка, мне хотелось бы, чтобы вы остановились на том, что человек не может помешать свершению воли Божьей. Мне кажется, что непонимание этого часто приводит к тому, что мы противимся неизбежному только потому, что оно нам неудобно, неприятно и т. д. – В Библии есть Книга Пророка Ионы, она занимает чуть больше страницы – прочитайте ее. В ней рассказывается о том, как к Ионе «было слово Господне» встать и идти в Ниневию, город великий, и проповедовать в нем, потому что злодеяния его дошли до Бога (Ион. 1. 1). Господь в силу Своей милости желал спасения этим людям, «более ста двадцати тысячам человек, не умеющим отличить правой руки от левой» (Ион. 4. 11). Но Иона пытается избежать выполнения воли Божьей, ему не хочется идти и проповедовать, он не готов быть пророком. Кстати, многие ошибочно считают, что пророки – это предсказатели будущего, на самом деле пророки – это те, кто возвещает волю Божью. Так вот, Иона, несмотря на то что был призван Богом исполнить Его волю, пытается всячески этого избежать – он даже садится на корабль, который направлялся в другую сторону, как сказано, чтобы «бежать… от лица Господня» (Ион. 1. 3). Когда мы читаем книгу, нам понятен характер Ионы, это все похоже на нас, на наши поступки, хотя дело происходило в 700-е годы до нашей эры. Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, он пришел-таки в Ниневию, проповедовал там, и ниневитяне поверили в Бога и покаялись. Воля Божья о спасении Ниневии была исполнена. – То есть уклониться от исполнения воли Божьей нельзя, иначе Господь накажет? – Ну это не наказание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15. 16), – говорит Иисус. Просто человек, который идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается и вне благодати Божьей, он начинает жить вне ее. Мне бы хотелось привести пример из жизни святителя Иннокентия – первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. В 1823 г. иркутский епископ Михаил получил указ Священного Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам. Жребий пал на одного священника, который, сославшись на болезнь своей жены, отказался. А вот двадцатишестилетний отец Иоанн – будущий святитель (в миру он был Иван Попов), вдруг, почувствовав в себе призванность, сам попросил поехать в этот отдаленный угол Российской империи. И вместе с женой и годовалым ребенком на корабле «Константин», миновав массу невзгод и опасностей, он добрался до Алеутской гряды. Впоследствии он переведет для алеутов Катехизис, молитвы, Евангелие, Деяния святых апостолов и напишет на алеутско-лисьевском языке знаменитую книгу: «Указание пути в Царствие Небесное». Книга эта выдержит десятки изданий и будет переведена на многие языки. Дети святителя Иннокентия окончат Санкт-Петербургскую академию, а его самого еще при жизни назовут апостолом Америки и Сибири. А вот судьба священника, который уклонился от выпавшего ему жребия, сложилась иначе: он развелся со своей матушкой, причем там были канонические нарушения, и закончил свою жизнь в солдатах. – Значит, человек, выполняющий волю Бога, получает и облегчение? – Я бы не ставил вопрос в такой плоскости, потому что в этом случае присутствует момент: «Ты – мне, я – тебе». Тут дело в призванности: если человек почувствовал в себе призванность, он пойдет до конца, он начнет осуществлять эту призванность, каким бы он ни был. Потому что это внутренние побудительные отношения между творением и Его Творцом. Как это объяснить, когда человек чувствует призванность? Бог позвал, и человек не может не идти. Хотя это требует от него сил. Ведь каждый раз, когда человек начинает исполнять волю Божью, он вступает в невидимую брань. – Владыка, объясните, что это – «невидимая брань»? – Для того чтобы даже невоцерковленным людям стало понятно, что это такое, давайте вспомним, как трудно иногда бывает встать с утра и пойти в храм на службу, если ты с вечера твердо решил это сделать. Возникает масса препятствий самого разного рода, которые – и верующий человек это сразу поймет – несут не просто бытовой характер. Это то, что имеет отношение к духовному миру – ведь вы собираетесь идти к Богу, а не в театр, например. Все это препятствия, в какой бы форме они ни проявлялись, против нашего благого желания стать к Богу ближе. На этом примере становится понятно, что такое «духовная брань». И надо понимать, что всякий исполняющий волю Божью обрекает себя на некий духовный подвиг. Но ведь человек и должен его совершать, посмотрите, слово «подвиг» однокоренное к слову «движение», а человек должен духовно двигаться. – Но как распознать волю Божью? Что является знаками, которые можно толковать как проявление воли Господа о тебе? – Это случается по-разному: иногда это обстоятельства жизни, иногда что-то приходит к нам во время молитвы, бывает, что во сне или даже через друзей. Но всегда это будет через слово. Все идет через слово: человек может услышать одну фразу, и она перевернет всю его жизнь, как это было с не очень воцерковленным человеком, о котором рассказывается в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Он, войдя в храм, услышал слова читаемые из апостольского послания: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5. 17), – и вдруг эта фраза стала для него определяющей – она определила всю его дальнейшую жизнь. Он захотел узнать: что это значит – молиться непрестанно. Бывает, человек даже не понимает, что с ним происходит, но он просто находится в готовности услышать волю Божью и исполнить ее. – Когда епископа Василия (Родзянко) спросили о совпадениях, которые иногда ведут нас по жизни, он ответил так: «Как только я перестаю молиться, совпадения прекращаются». По-видимому, он имел в виду именно такие знаки? – Наверное, хотя для человека, находящегося в поиске воли Божьей, есть опасность впасть в ложную мистику, когда во всем, что с ним происходит, он начинает искать какой-то знак Божий. Обращение к духовнику оберегает человека от этого. – Владыка, а распознание воли Божьей – это диалог с Богом? – Конечно, но ведь и молитва – это тоже диалог, и призванность, о которой мы сегодня говорили, от слова «призыв»: Бог призывает. Ведь когда мы обращаемся к Богу, мы слышим ответ, и ответ этот внутренний: в человеке возникает такое состояние, когда он чувствует в себе способность и силы решать какие-то проблемы. Все это состояния внутреннего диалога, который человек ведет с Творцом. – Владыка, а как воспитать в себе эту способность услышать волю Божью? – Только одним: сначала ребенок учится слышать и слушаться родителей, потом это ведет к послушанию, сначала родителей. Потом он идет в храм и учится слушать там. Ведь что такое послушание? Это умение слушать. А дальше идет исполнение. И тут очень важно остановиться на мотивах послушания, на мотивах исполнения Его воли. Так вот, человек, исполняющий волю Божью, слушающий Бога, должен любить Его и во всем Ему доверять. – Да, это совсем другие мотивы: не из страха, а из любви. Человек, любя Бога, доверяет Ему, во всем полагается на Него. Владыка, а что значит «положиться на волю Божью»? Бездействовать? Не пытаться изменить ход событий? – Положиться на волю Божью – это значит проявить и высшую любовь, и высшее мужество. Потому что ты не отстраняешься от жизни, не выключаешься из нее, ты не уходишь от ответственности. Наоборот, ты проявляешь самую высшую ответственность – быть проводником воли Бога, какой бы она ни была. Есть такая молитва, написанная Святителем Филаретом (Дроздовым), Митрополитом Московским – это была его ежедневная молитва. Вчитайтесь в ее слова. Молитва ежедневная святителя Филарета (Дроздова) Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись. Максимилиан Волошин Готовность Я не сам ли выбрал час рожденья, Век и царство, область и народ, Чтоб пройти сквозь муки и крещенье Совести, огня и вод? Апокалипсическому зверю Ввергнутый в зияющую пасть, Павший глубже, чем возможно пасть, В скрежете и смраде – верю! Верю в правоту верховных сил, Расковавших древние стихии, И из недр обугленной России Говорю: «Ты прав, что так судил!» Надо до алмазного закала Прокалить всю толщу бытия, Если ж дров в плавильной печи мало, Господи, – вот плоть моя ! 24 октября 1921 года, Феодосия Источник : О воле Божией <object width="480" height="274"><param name="movie" value=" name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src=" type="application/x-shockwave-flash" width="480" height="274" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object>
×
×
  • Create New...