Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation on 01/20/12 in all areas

  1. 4 points
    Нужды материальной я никогда не испытывал. Даже напротив, от пелен до смерти дедушки, т. е. до 13-летнего возраста, я жил чуть ли не в роскоши. Кроме того, был любимцем бабушки, да кажется, и дедушки. Одним словом, мне хорошо жилось. Помню, устраивалась у нас елка на Рождество: детское веселье, конфеты, блеск украшений — все это меня радовало. Но хорошо помню один вечер. Я один около елки. В комнате полумрак: горит лампа, и тень от елки падает на большую половину комнаты. И вот какая мысль у меня в голове: я сыт, одет, родители утешили меня прекрасной елкой, я кушаю сладости, в комнате тепло... Но есть, я знаю, такие дети, у которых нет даже необходимого. Об елке и речи быть не может: они полураздеты, просят милостыню на морозе или, голодные, сидят в холодных подвалах. Мне так тяжело становилось от этой мысли, сердце болезненно сжималось, и я старался как можно скорее отогнать от себя эту мысль. Помню еще, как-то в Рождественский сочельник мне было как бы грустно, скучно. Трудно выразить то состояние словами — ничем не хотелось заняться, я ходил из одного угла комнаты в другой, неудовлетворенность какая-то, но вполне безотчетная. Теперь я думаю, что душа моя жаждала духовного утешения, ибо в церкви я в тот день не был. Да, чувствительна детская душа, она, хотя и бессознательно, но любит Бога. И блаженны те дети, которых родители учат молиться, говорят им о Боге, читают духовные книги. К таким блаженным детям принадлежал и я. Правда, в церковь нас водили редко, насколько помню, но дома мы обязательно молились и утром, и вечером. Молились вслух при маме, и каждый из нас прочитывал маленькое правило. Кроме того, нам читали, помимо светских книг, жития святых, Евангелие. Все это великое счастье, которого у многих нет и которого я прежде совершенно не сознавал. Я вижу, что все благоприятствовало мне в духовном отношении, поэтому я отвечу и расплачусь, если не принесу должного плода, ибо "ему же много дано, много и спросится"… Из дневника послушника Николая Беляева
  2. 1 point
    С богословской точки зрения Святая Гора – это по преимуществу место святости. С социальной, святогорское государство – это древнейшая республика, которая продолжает действовать с момента ее основания и поныне. Жизнь и традиция на Афоне никогда не прерывались. Не было такого периода, когда он утрачивал свою идентичность или забывал о своей миссии в Церкви и мире. Его миссия – создавать подлинного человека по подобию Божию, то есть святых, развивая и распространяя живую традицию обожения в мире. Святая Гора отличается уникальностью жизни, скрывает тайну, силу к возрождению, которая направляет к Небу. Потому и многие паломники, которые приезжают сюда, да и те, кто имеют какое-то общение или какую-то связь с Афоном, обретают свой внутренний духовный покой и полноту. Важное место в деятельности афонского общежития занимает прием паломников. Невозможно представить себе ни один монастырь Святой Горы без паломников. Монашеские учреждения, по сути, принадлежат паломникам, народу Божию. Монахи в любом монастыре являются его временными жителями и распорядителями на какое-то время, а затем передают как само место, так и дух монастыря следующему поколению монахов как священный завет, чтобы те содержали его и продолжали его традиции, так чтобы сюда приезжали и отдыхали паломники. Несмотря на то, что Святая Гора является неотъемлемой частью греческого государства и находится под духовным покровительством Вселенского Патриархата, она носит вселенский характер. Афонские монахи – выходцы из разных стран. Продолжение статьи...
  3. 1 point
    Как достичь спасения? Господь говорит: «Соблюди заповеди». Но для плотского человека они кажутся тяжелыми, неудобовыполнимыми. Впрочем, чтобы соблюдать их, не требуется кончить курс каких-либо наук, нужно следовать только гласу Православной Церкви. Ученость без Бога ничего не стоит, и даже талант, не направленный на угождение Божие, не имеет никакой цены. Например, Лермонтов был образованным и необычайно талантливым человеком, но не сумел воспользоваться своим талантом как должно: не возлюбил Бога, не следовал Его учению, … и талант не принес ему никакой пользы. А какая-то старушечка неграмотная жила тихонько, никого не обижала, прощала обиды, посещала храм Божий, перед кончиной исповедовалась у своего батюшки, причастилась Святых Таин – и душа ее с миром отошла в Небесные Обители. Господь не на образованность смотрит, а на чистоту души. А между тем наш великий поэт имел исключительный дар Божий, благодаря которому мог бы легко очистить свое сердце и сделаться даже святым, но он не пожелал сего и погиб. У нас в Скиту не так давно скончался иеромонах Даниил, в миру известный художник Болотов. Он учился вместе с Репиным, и профессора находили его даже более талантливым. Репин получил громкую известность, за портреты он брал тысяч по десять, приобрел большой капитал, а Болотов не удовлетворился мирскою жизнью. Его высокая душа рвалась к свету, к истине, жаждала иной, лучшей жизни; бросил он все и пришел к нам в Скит, где и достиг мира душевного. Любовь к художеству жила в нем и в монастыре: он писал картины и портреты. Из последних особенно замечателен портрет о. Анатолия. У этого старца, когда он задумывался, было особенно созерцательное выражение лица, и это-то выражение уловил Болотов на своем портрете. Вот талант приблизил этого человека к Богу. Из людей даровитых, всесторонне образованных и в то же время глубоко и искренне верующих в Бога и любящих Его, замечателен еще наш скитский инок Константин Зедергольм, в монашестве отец Климент. Он окончил высшее учебное заведение, был знатоком иностранных языков, чем был очень полезен нам, так как перевел многие святоотеческие книги с греческого на русский, например, «Лествицу» и т.д. Зедергольм принял Православие и, всей душой убедившись в истинности его, уговаривал и отца своего принять его, но тот написал ему в ответ на его увещания: «Сын мой, я верю, что Православие действительно истинно, но мне стыдно принять его. Меня считают за великого богослова, я всегда, как пастор, стоял за лютеранство, доказывал его истинность – и вдруг приму Православие? Нет, это невозможно». Из-за тщеславия не перешел на сторону истины. Отец Климент очень сокрушался об этом. Сам он много писал в защиту Православия, и в его словах слышалась всегда искренняя, горячая убежденность. Верим, что упокоил его Господь в Царстве Своем. Из бесед прп. Варсонофия Оптинского
×
×
  • Create New...