Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation on 05/07/19 in Posts

  1. 3 points
    Биограф старца Макария архимандрит Агапит рассказывает следующий случай: «Оптинский Скит окружен деревьями громадной величины и внутри засажен разными плодовыми деревьями, ягодными кустарниками и множеством разнородных и разновидных цветов, так что все здания его в летнее время утопают в зелени и цветах. А известно что роскошная растительность – излюбленное место для птичек Здесь порхают и чирикают разных пород мелкие пташки. Но из всех них выделяются, как и всегда выделялись, своим приятным пением соловьи. Любили (да и теперь, вероятно, любят) некоторые из монахов в вечернюю летнюю прохладу послушать пернатых певцов. Но вот несчастье – соловьи мало-помалу стали исчезать. Причиною же сего оказались кошки, которые усердно ловили их для своей потребности, не различая соловьев от мышей. Между прочим, старец Макарий любил держать в своих келлиях кошек как полезных домашних зверьков, способных истреблять известных вредных грызунов, только отнюдь не любил ласкать их. Павел Степанович, как любитель соловьиного пения, возревновал против этих неразборчивых истребителей. В досаде на них и, вероятно, надеясь на обычную снисходительность старца, он пришел к нему и бесцеремонно начал говорить: "Благословите, батюшка, побить кошек". Озадаченный такой неожиданной просьбой и видя в просителе настойчивость и несмиренное расположение духа (что в монашестве считается нестерпимым злом), старец, со своей стороны, спрашивает: "За что же, за что их побить?" – "Да как же, – отвечает тот, – они всех соловьев поели". – "Ну так что ж? – продолжал старец. – Это их естественное свойство". Да как затопочет ногами, зашумит на Павла Степановича: "Ах ты, сякой такой! Ишь затеял что!" Павел Степанович повернулся было к двери уходить, как старец начал поддавать ему подзатыльники. И стучит, и шумит, и под затылок поддает. Хотел было Павел Степанович поскорее выбежать вон, но так растерялся, что ощупывает руками дверь и никак не может ее найти, а старец продолжает штурмовать. Наконец он кое-как выбрался на дорожку и от сильного огорчения тут же дал себе слово непременно хоть куда-нибудь уйти из Оптиной Пустыни, говоря, что тут каторжная жизнь. Сложившись с таким помыслом, он уже и от старца отшатнулся: дня два или три ходит мимо старца, не кланяется ему, ни под благословение не подходит и даже не смотрит на него. Видит старец, что Павел огорчился до крайности. Пришел как-то сам к его келлии и сотворил по обычаю монастырскому молитву. Послышался внутри келлии ответный «аминь». "Благослови, брате, войти", – сказал старец. Был ответ: "Бог благословит". Вошел старец, помолился на святые иконы и затем с краткою речью обратился к Павлу Степановичу: "Павел Павел! Ты обиделся на меня? Обиделся? Ну, прости меня". И вдруг кланяется ему в ноги. При воспоминании о сем о. Платон сказывал: «Это глубочайшее смирение великого старца, имя которого в свое время славно было не только по всей России, но и за пределами ее, поразило меня до глубины души. Весь в слезах, мгновенно и сам я бросился к старцу в ноги, прося простить меня, малодушного, неразумного грешника. А любвеобильный старец тихо продолжал свою речь: "Что же ты уж и от меня-то ничего не хочешь понести? И если от меня не терпишь, то от кого же возможешь потерпеть что-либо?" Далее старец говорил о том, что терпеть скорби необходимо, что необходимы нам душевные потрясения для нашего же спасения. Так поучив меня, он удалился из моей келлии. Обуреваемый доселе разными сопротивными помыслами, я почувствовал в душе невозмутимый мир и тишину. И после такого случая, – прибавлял о. Платон, – еще более, бывало, полюбишь старца, а о выходе из обители и забудешь совершенно". Впрочем, это едва ли не единственный был случай во все время пребывания о. Платона в Скиту при старце Макарии в продолжение лет десяти. Вообще же старец всегда относился к нему с любовью и снисходительностью».
  2. 3 points
    Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова) Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь. Молитва преподобного Нектария Оптинского Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь. https://www.optina.ru/prayers/
  3. 2 points
    Лена, вот из сокровищницы Оптинских толкований )) Толкования на Притч. 23:26 Свт. Тихон Задонский Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои Сердце здесь подразумевается не в прямом смысле, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как философы рассуждают, но нравоучительно, то есть как внутреннее человеческое состояние, расположение и наклонение. Это видно из следующего апостольского слова: сердцем веруют к праведности (Рим. 10:10), – и другого, пророческого: Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13:1), и из прочих мест Святого Писания. Откуда сердце уподобляется в Писании сокровищу, в котором или благое, или злое скрывается, как говорит Господь: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое. То есть, какое человек внутреннее состояние имеет, такие у него слова и дела внешние являются, и о чем внутри поучается, замышляет, старается, то и внешне проявляется. Слово и дело внешнее – вестник и свидетель внутреннего человеческого состояния. Сердце, в прямом смысле, поскольку есть начало жизни человеческой, у всех одинаковое, то есть у добрых и злых, как и прочие естественные органы; но в нравоучительном смысле разумеемое, – не одинаково, но у иного доброе, у иного злое и прочее. Сердце – это начало и корень всех деяний наших. Ибо, что ни делаем, мысленно или делом, – сердцем делаем, или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем или злимся; сердцем примиряемся или враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся; сердцем благословляем или проклинаем. На сердце радость или печаль, надежда или отчаяние, покаяние или нераскаянная жизнь, страх или дерзновение. В сердце простота или лукавство. Сердце воздыхает, молится, уповает или напротив наоборот делает, и прочее. Следовательно, чего на сердце нет, того и на самом деле нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, а есть лицемерие. Смирение не есть смирение, а притворство, если не в сердце; дружба не дружба, а хуже вражды, если внешне только проявляется, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: Сын мой, отдай сердце твое мне. Об истинном христианстве. Свт. Феофан Затворник Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Господь. И отдадим его. Припомните притчу о десяти девах— Чего недоставало юродивым? Внутреннего делания. Внешне они были исправны,—девство соблюли, и постов не нарушали, и в храм Божий ходили, и прочее, уставом положенное, исполняли; а об устроении мыслей и чувств не попеклись. И было сердце их, вместо храма Богу,—дебрь, всякими дикими растениями заросшая, полная гадов и насекомых, или запустелое здание,—жилище филинов и нетопырей. Слово на освящение храма в женском Сухотинском Богородицком монастыре. Прав. Иоанн Кронштадтский Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои Сын мой! отдай сердце твое мне. Всего больше старайся, человек, об исправлении, о чистоте своего сердца: сердце – самое главное, душа в человеке. Блаженны чистые сердцем, говорит Спаситель, ибо они Бога узрят (Мф. 5,8), – сердцем, а не умом; приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15,8); добрым и благим сердцем слышавшие, приемлют слово… вземлет диавол слово от сердец их, чтобы они не уверовали и не спаслись… (Лк. 8,12). Ибо из сердца исходят злые помыслы Ош… (Мф. 15,19). Видите ли, Спаситель указывает на сердце, как на самое главное в человеке. Святой царь и пророк Давид говорит: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12). Видите, душу он прямо полагает в утробе, то есть во внутренностях. Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Бог чрез пророка. Так говорит Священное Писание о важности сердца в человеке. Да и опыт уверяет нас, что душа наша, оживляя все тело, преимущественно живет в сердце. Приятное ли, скорбное ли что-нибудь случается с нами – сердце прежде всего чувствует радость или скорбь. Доброе ли дело делали – сердце прежде всего испытывает радость, расширяется от радости; худое ли дело сделаем – сердце прежде всего испытывает скорбь, стеснение, муку; когда сердце радуется, тогда и голова легка и светла, а когда сердце скорбит, тогда и в голове темно и тяжело. Итак, душа наша преимущественно живет в сердце нашего телесного существа, хотя оживляет своим вездеприсутствием все тело. И Господь Бог наш, будучи вездесущ, преимущественно являет Себя на небесах: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих (Ис. 66,1). Если я сердцем не молюсь, молитва моя недействительна; если веры, соединяющей меня с Богом, не имею, я ничто; а вера – в сердце: если я не люблю, нет мне… никакой пользы(1Кор. 13,3) от всех дел по видимому добрых; а любовь живет в сердце, не в уме. Я плохой и потому подозреваю, что и другие злы до меня, недоброжелательствуют мне. Исправить свое сердце [злое на благое]. Господи! Помози мне! Дневник. Том II. 1857-1858.
  4. 1 point
    В Оптиной Пустыни разные категории прихожан. Монашествующие всегда пропускаются впереди всех. Будь то к Чаше со Причастием, буть то на помазание,будь то к мощам, будь то в очереди. Каждый день их жизни, без исключений, наполнен правилами, тоже без исключений. Они в ангельском чине и незачем им толкаться среди нас. Насколько мирен их дух в тот или другой момент - нам непросто совсем понять что, как и почему с ними, разное бывает. Они только в чине, но пока ещё не Ангелы)). Далее есть трудники и трудницы, некоторые из них живут и трудятся при монастыре много много лет. Здесь разное устроение, как и у всех нас в миру живущих, они обычно следуют за монашествующими, они живут по правилам, установленным монастырем. Опаздывать на послушание они не должны. Ещё много приезжающих на день-два. Бывают разные группы, видимо, связано с традициями на приходе. Кто-то пропускает всех и везде впереди себя, кто-то наоборот. Трудники - особая категория, с ними проводятся беседы, как мы видим в роликах. Мужчины в наших храмах проходят впереди женщин. В миру малоосведомленные об этом мужчины норовят теточек галантно пропускать вперёд. В Оптине бывает грань, когда молодые и здоровые трудники не пропустят с ног падающих бабулек. Как уж там их воспитывают - не понятно. Иногда это как раз граничит с отсутствием воспитания. В прошлом году впервые за мои примерно 7 лет в Оптине на рассвете Великой Субботы, после многочасовой ночной службы дежурные монахи у Плащаницы вмешались в труднический "напролом" и разбавляли их первоочередность сестрами. Из правил должны быть исключения. Заповедь о почитании родителей, к которым относятся и старшие по возрасту люди, никто не отменял.
  5. 1 point
    Слава Богу, мы не судьи. Адвокатом Иуды нас тоже никто не просил быть. Всё, что нам надо уяснить из этой истории об Иуде - то, что даже апостол, творивший чудеса и изгонявший бесов именем Господа, может отпасть от Церкви. А что он там думал, чего хотел - не нашего ума и не нашей меры. Тут такого можно нафантазировать, что сам в болоте окажешься. Будем беспокоиться о "своем мертвеце" (нашей душе).
  6. 1 point
    PENTINA ELENA Почитайте Толкование Евангелия от Матфея 15 глава 18-20. А исходящее из уст - из сердца исходит- сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; И еще Псалом 50. Тоже Толкование можно посмотреть. Сердце чисто созижди во мне Боже и дух прав обнови во утробе моей. Все это говорит, какой это важный духовный орган. Вот и сравните где Ваше сердце? Плачет ли оно? Написала то, о чем сама думаю и печалюсь. На ровном месте падаю. Как же не хватает духовного руководства!
  7. 1 point
    На мой взгляд, этот вопрос хорошо раскрыт в книге св. Луки Воино-Ясенецкого "Дух, душа и тело" Неудобно цитировать с телефона, посмотрите 2 главу, "Сердце как орган высшего познания". https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/dukh-dusha-i-telo/#0_4 Там и аудиокнига, можно послушать.
  8. 1 point
    Поминальные дни в разрушенном Иверском монастыре ФОТОРЕПОРТАЖ После начала войны в Донбассе в 2014 году Иверский женский монастырь Донецка был сильно разрушен украинскими войсками – он оказался в эпицентре обстрелов по той причине, что находился рядом с аэропортом, за который шли ожесточенные бои. Почти полтора года в храме обители не совершались богослужения. Но когда обстрелы немного поутихли, по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона 25 февраля 2016 года, в день престольного праздника Иверского монастыря, в его разрушенном храме обители была совершена Божественная литургия. Затем на протяжении двух лет там совершались богослужения в дни памяти Иверской иконы Божьей Матери – по три раза в год. Но после нынешней Пасхи правящий архиерей благословил совершать богослужения в монастырском храме каждое воскресенье. В Фомину неделю, 15 апреля, там уже была отслужена литургия, а после нее – панихида. Помимо этого была совершена литургия и заупокойная служба еще и во вторник – по случаю Радоницы, дня поминовения усопших. Надо отметить, что монастырь находится посреди Новоигнатьевского кладбища, которое до войны было лучшим в Донецке, но тоже очень сильно пострадало от обстрелов – там практически не осталось целых надгробий, а многие могилы разрушены полностью после прямых попаданий снарядов и мин. Несколько раз саперы разминировали кладбище. Однако власти официально не разрешают его посещение – как из-за непрекращающийся обстрелов, так из-за опасности того, что там могут остаться неразорвавшиеся снаряды. Тем не менее, дончане продолжали туда ходить на свой страх и риск даже тогда, когда погост еще не разминировали. Более того: некоторые продолжают хоронить там своих усопших близких! На кладбище встречаются свежие захоронения даже марта нынешнего года. Очень много людей было на кладбище в поминальные дни нынешней седмицы. Кто-то пришел впервые за четыре года, чтобы найти могилы своих сродников, кто-то уже успел восстановить разрушенные надгробия. Многие заходили и в монастырский храм подать записки о поминовении усопших. В храме Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru На кладбище У могилы рядом с аэропортом Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Таких хвостовиков мины на кладбище много Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Разрушенный аэропорт Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Еще один хвостовик мины Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Фото: Сергей Голоха / Православие.Ru Ни что и ни кто не забыт! 2_го Мая!!! 2_го Мая!!! 2_го Мая!!! 2_го Мая!!! 2_го Мая!!! 2_го Мая!!!
×
×
  • Create New...