Бывает, разное )). Далекий опыт был такой. Исповедь утром. "Батюшка, благословите на Причастие!" "Вы готовились?" "Ну да..." - пожимаю плечами, про себя думаю: а что? Разве можно без поста в 3 дня на Причастие??? Причащалась тогда без всякой системы, редко. Честно сказать, тогда и не смогла бы объяснить, зачем, что. При очередном редком приходе на исповедь священник на мой вопрос опять дежурно спрашивает: " Готовились?" "Ну да", - не очень уверенно. Никак не понимаю, почему спрашивает. Уточняет: "Читали? Постились?" "Что читала??" "Подойдите в лавочку, купите Молитвослов и спросите у продавщицы, что прочитать". Пошла, купила. Ого! Это стало грузом, часто неподъемным. Потом нашла лазейку: слушать аудио. Это помогло. Иногда слушала просто так, за делами. Мне на самом деле было непросто в плане времени и нагрузки. Двое детей школьниц, муж с обедами "с собой" на 2-3 человек, бабушек дедушек уже не было. Работа, несовместимая со всем перечисленным)). Магазины, стирки, уборки, уроки, плита...Помню, примерно 2009 год уже, историческая поездка в Оптину)). Паломническая группа на ночевке в каком-то бывшем пиорнерлагере недалеко от Козельска. Всей "палатой" читаем Каноны ко Причастию. Возглас одной из паломниц: "Зачем вы читаете эти слова ( икосы )? В них совершенно ничего непонятно, я их всегда пропускаю..." )) Постепенно, потихоньку всё образовывалось. Еще припомнились первые благословения, одно из них: причастие каждое воскресение. Сразу понимаю, что этого не смогу по причине поста. При том образе жизни четыре дня всегда пост - вообще не про меня. Но уже действовало правило при еженедельном причащении пост один день плюс положенные среда и пятница. Потом в Москве на Подворье одного из монастырей священник посоветовал причащаться в субботу. Объяснив, что суббота - день не постный, как и воскресение. И пост соблюдать не годиться, и причашаться без поста накануне тоже. Кстати, оптинские знакомые миряне в основном так в субботу поступают, если причашаются в воскресение. В первой половине дня немного нарушают пост, молОчка или рыба. Во второй половине - пост строго. Недавно в поселке, нарушив пост очень и очень в еде, но решив все же попробовать уточнить у священника, можно ли причаститься, если вот так со мной вышло. На что получаю вопрос: а Вы готовились ко Причастию? Ну я вечером все прочитаю, говорю. Это понятно - говорит отец. Но Вы готовились? Ну я вот пост нарушила, говорю ( не понял что ли отец, я же сказала об этом?!) Это понятно говорит отец. Но Вы готовились??? И тут доходит, о чем спрашивает отец...Потерпела? Промолчала? Уступила? Пожалела? Помнила, что хочешь соединиться со Христом, Который будет во мне, а я в Нем? К встрече этой готовила себя???.......
***
Припомнилось, недавно читала, как монахиня одна, плача и рыдая каялась, что в пятницу попила молочка, трудничает на ферме, с коровками, и вот так соблазнил ее вражина, что не устояла, попила немножко. И очень искренне сожалела об этом, страдала. Духовник утешал, жалел, а она все: соблазнил, не устояла, это все он, он молока хотел..."Ну не плачь, не плачь! Это все он, он, все он...А знаешь что? А мы его с тобой сейчас накажем давай. А мы давай целый месяц его теперь молоком поить не будем!" Звучали слова духовника с Любовью, сочувствием и состраданием.
(пересказала своими словами).
***
В одной из тем размещала из Псково-Печерский записей:
Перед принятием Святых Таин надо пройти соответствующее Их величию приготовление. А в чём оно состоит? Старцы отвечают: «Не в том только, чтобы не пропускать ни одной службы, да чтобы масло не попало в ложку; надобно внутреннее очищение, чтоб тщеславия не было, гордости, непокорности, чтобы худой мысли не удерживать ни на минуту» («Печерская тетрадь». – 524). Но и приготовившись к Святому Причастию, необходимо осознавать наше всегдашнее недостоинство – помнить, что мы никогда не будем достойны, в полном смысле этого слова, принять в себя Святейшее Тело и Кровь Христовы. В подтверждение этих мыслей приводится такой рассказ: одна матушка приехала к старцу Симеону (Желнину) только поисповедаться. Старец поисповедовал и велит ей: «Будешь завтра причащаться».
Матушка возразила: «Никак не могу, не готова, вчера ела скоромное – суп с молоком, недостойна я». А отец Симеон ответил ей: «Ишь – недостойна. Вот и хорошо, что хоть нынче доходит, что «недостойна»; она, видите ли, всегда причащается «достойно»! Ну так вот завтра причастишься «недостойно».
****
А Оптина сейчас поет Величание преподобному Амвросию Старцу Оптинскому. С Праздником, дорогие!
Тропарь, глас 5
Я́ко к целе́бному исто́чнику,/ притека́ем к Тебе́, Амвро́сие, о́тче наш,/ ты бо на путь Спасе́ния нас ве́рно наставля́еши,/ моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши,/ в теле́сных и душе́вных ско́рбех утеша́еши,/ па́че же сми́рению, терпе́нию и любви́ науча́еши;/ моли́ Человеколю́бца Христа́/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2
Заве́т Пастыренача́льника испо́лнив,/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к Тебе́./ те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.