Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 05/13/19 in all areas

  1. 5 points
    Моя первая поездка была 5 лет назад. Я буквально "ползла" в Оптину. До сих пор не могу забыть как меня исповедовал батюшка, Я не помню как его зовут, но так как он меня исповедовал, с любовью с0 состраданием ко мне это не передать. Я как буд-то ожила. Была уже 4 раза и каждый раз приезжая чувствую, что я приезжаю домой..это удивительное чувство. Вы знаете, я не вижу людей, которые себя плохо ведут, напротив вижу сколько горя и скорби у людей, для многих Оптина-последняя надежда и так важно, что бы те, которые беседуют, исповедуют были бы и терпеливыми, и мудрыми (помогай вам, Бог батюшки). Такой исповеди, как в Оптиной у меня нигде не было. Много полезных встреч, и событий. Для меня-Оптина не только святое место, но и дом родной. Хотелось бы переехать поближе, но у вы, пока нет возможности, хоть и живу одна.не забуду как приезжали из Сербии паломники и как они после акафиста батюшке Амвросию пели свою песню "Мария славна", в которой славили Богородицу, это непередаваемо. Так что, слава Богу за все. Помогай Господь всем насельникам Оптиной
  2. 5 points
    Здравствуйте! 4 года назад я буквально "ползла" в Оптину. Такой исповеди у меня за всю жизнь не было несмотря на то, что я давно в храм хожу. С такой любовью меня там исповедали это просто не передать..С тех пор я уже 4 раза была в Оптиной и опять собираюсь..меня просто тянет туда..и когда я приезжаю первое чувство..я приехала домой..Это сложно передать словами. Было ли чудо? Думаю да..каждый день хотеть идти на службу для меня это чудо..и совсем не хотеть есть..это тоже чудо..ела 1 раз в день..и не испытывала чувство голода-это тоже чудо..А еще мне хотелось молиться..хотя дома это дается с трудом. Душевный покой и ощущение счастья, которого дома нет..все это и есть чудеса для меня.Собираюсь приехать в июне, если Бог поможет и будет его воля..Я очень хочу жить ближе к Оптиной..но не знаю..как получится. Я живу в Калининграде
  3. 5 points
    Такие клятвы давать это и действительно верх неразумия. Мы сами не уверены, сделаем что-то или нет, а уже ставим жизнь своей семьи в заложники? Ну, здесь уже только Самому Богу решать, что делать с этой клятвой. Так-то, надеясь на милость Божию к нам неразумным, хочется думать, что Он ее даже и не будет принимать во внимание. Но всё же, решать только Ему...
  4. 4 points
  5. 4 points
    Лена, а Вы на 30 бусин, например, пользуйтесь. Есть даже четочка на 10 бусин, на палец одевается. Чтобы так, как отец Венедикт управлялся, надо столько времени с ними провести! Отец Нил в одной из бесед показывал, по так быстро, что мне было непонятно. И отец Венедикт на беседе показывал, но тоже не понятно было. Если правильно помню, у отца Венедикта четки были на 100 из мелких бусин, не плетеные, достаточной длины, чтобы на ладони, при их "одевании" получался перехлест, похожий на букву Х. И между бусинами небольшой ход, чтобы можно было их немного передаигать. Из того, что приходилось видеть - монашествующие очень бережно относятся к четкам, никогда не бросают их как попало, а аккуратно укладывают где-то рядом, но в сторонке, если приходится на время выпустить их из рук, чтобы не уронить, не забыть и т.д. При входе в дамскую комнату, простите за подробности, четки обычно оставляются сестрами в коридорчике на крючках на стене. Знакомая практиковала Иисусову молитву без четок, по пальцам, вернее их фалангам. По одной руке 20 молитв можно произнести на счёт - на каждом пальце 4 молитвы(на большом дополнительная иолитовка для ровного счета, если он нужен). Подумалось, надо бы попробовать 40 раз "Господи помилуй" на пальцах (интересно звучит)), чтобы счёт не отвлекал. Ещё можно попробовать разной величины шарики или узелки, сутажные или шерстяные. Здесь тоже возможно появится предпочтение какое-либо.
  6. 4 points
    Вообще состояние одиночества, мне думается, иногда должно быть. Ведь и погода не всегда дождливая, бывают и солнечные дни. Если Вы в городе живете, посмотрите, вдруг есть какие-то волонтерские движения. Может при храме есть социальная служба и там нужна помощь, нужны люди. Одиноких старичков немощных много. Ведь свою вторую половинку можно встретить в самом неожиданном месте. Доверьтесь Господу.Отпустите свои страхи. Пусть будет как Господь хочет. Просто живите. Новый день - новый дар от Господа. Главное не завышайте планку к человеку.Ведь вполне возможно, с Вами рядом есть друг, но Вы его не принимаете всерьез.
  7. 4 points
    Кто же знает почему.... У верующих тоже бывают разные состояния. Я сначала читала святых отцов, проникалась душой и как-то прочитала у моих любимых Оптинских старцев совет, что нужно непременно читать Евангелие, Псалтырь и Послания Апостолов. И молитву Иисусову по четкам. Сначала я читала и ничего не понимала, но всякий раз мне на ум приходили слова преподобного старца Варсонофия, что нужно все равно читать. Я и читала. А потом так полюбила и теперь не могу не дышать, не есть, не спать пока не прочитаю. Всегда хорошие мысли приходят во время чтения, открытия. А главное - такое утешение. Любовь и радость. А теперь я в разговоре, вдруг что-то скажу и потом понимаю что это Евангелие. И сыну говорю, это не я, это в Библии так написано. Это первая и последняя инстанция авторитета для меня. Несколько лет назад, когда я еще не ходила в Церковь и не читала ничего духовного, мне пришлось пережить угрозы одного незнакомого мне человека. Он мне писал жуткие вещи, а я ему написала: Я ничего не боюсь, потому что во мне силен Бог. Почему я так написала... не знаю. Это было спонтанное сообщение. Тот человек отстал. И потом часто в разных ситуациях, которые могли стать роковыми, я поступала так, как будто кто-то управлял мною. И это было правильно... Я думала, что это я такая умная... ) Позже я поняла, что это Дух Утешитель, которого Господь обещал всем. Батюшка мне сказал что это мне за послушание так. Но и оно тоже от Господа. И без него я ничто. Я не люблю заумные разговоры, толкования всякие. Не моего ума это все. Я стараюсь жить по заповедям. Падать и подниматься. И внимательно слушать сердце. Потому что только там может быть Бог.
  8. 4 points
  9. 3 points
    Как понимать слова "оправдание во Христе"? Часто это понимают так, что когда мы принимаем Христа, Бог прощает нам наши грехи, "оправдывает", говоря современным русским языком. Вроде бы всё правильно. Но современный язык изменяет значения слов, подгоняет их под современные практики. И оправдание становится юридическим термином. А если вспомнить, что "оправдание" в церковно-славянском - это научение Заповедям (см. Толкования на Пс.118:2, http://bible.optina.ru/old:ps:118:012), то процитированные слова Хомякова приобретают, по крайней мере для меня, другой оттенок: "в последнем суде явится в полноте своей" научение наше Заповедям Христа; только тогда мы сможем полностью познать, принять их и жить по ним. И получается, что слова "Бог оправдывает" правильно понимать "Бог научает и наученного принимает"? А как же научиться? "Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим!". Любовь!
  10. 3 points
    О. Нил в своих Беседах часто упоминает А.С. Хомякова, приводя определение о Церкви. Решила почитать. Очень интересно. Несколько цитат из его статьи "Церковь одна". https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyakov/tserkov-odna/
  11. 3 points
    Лена, обычно четки в левой руке, четки накинуты на указательный и остальные с ним пальцы, двигает узелок/бусину большой палец. Бывают четочки на руку, на 20 примерно, на резинке, как браслет. Бывает удобно и для памятования, и "всегда под рукой". Есть возможность - сняли, помолились, обратно на руку одели. Ну то есть сколько угодно помощи разной придумано ))
  12. 3 points
    Покаяние это да... но я пока не встречал ещё святых на земле. Исповедующихся, и пытающихся покаяться видел. А вот изменивших себя полностью до соответствия Образу Божию доводилось встречать только на иконах Может все таки Церковь состоит из исповедующихся грешников, а покаяние это путь длинною в жизнь?
  13. 3 points
    Если я правильно поняла Вашу мысль Оля, то 70 лет безбожия и многое забывается. У о. Серафима Роуза есть книга Православие и религия будущего. Надо бы вспомнить, почитать)) А так в Евангелие Господь говорит, что Он знает Своих и Его знают Пастыря овцы пажити Его. И голоса Его слушают. Вот и хочется остаться в Его стаде с Ним и только с Ним.
  14. 3 points
    Вообще изначально слово "фанатик" происходит от греческого "танатос" - смерть. Так что это слово просто означает человека, готового умереть за идею. Не самое плохое качество, если идея хорошая. Ну, а позже это понятие здорово трансформировалось. И теперь когда "тети фанатеют", вряд ли они за этих отцов жизнь отдадут, скорее сами из этих отцов ее вытряхивают постепенно )
  15. 3 points
  16. 3 points
    включая вас самого, Ярослав, или просто пусть другие умрут? "глупые умирают от недостатка разума". Еккл 3:19 - вот что это такое. Разум - дар Божий. Если просить у Бога, как сделал это Соломон, Бог даст.
  17. 3 points
    Виктория. Все что нужно для спасения есть в лоне Православной Церкви. "Ищите и обрящете". Молитесь, поститесь, участвуйте в церковныхТаинствах и богослужениях. Читайте святоотеческую литературу. Ищите разумного духовного окормления. Напрягайте батюшек (хоть они и так загружены). Старайтесь жить по заповедям Божьим. Деторождение не является обязательным условием спасения. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам." (Мф 6:33) Но Господь нам заповедал так: "и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь". Рождение ребенка - большая радость. У нас с мужем 13 лет не было детей. Страдания попускаются нам милостивым Богом. Для нашего вразумления и обращение к пути спасения. Нужна осознанная полная исповедь обоих (!) супругов. Попросите батюшку благословить Вас молиться например Акафистом Пресвятой Богородице Нечаянная Радость. Как скажет батюшка, так и молитесь. Проявите в молитве постоянство. Господь любит каждое свое создание. Не отчаивайтесь. Не падайте духом. Просите помощи у святых. Святые помогают нам грешным своими молитвами перед Богом, потому что своей праведной жизнью удостоились быть рядом с Богом и их молитвы о нас грешных, всегда услышаны. Помоги Вам Господи.
  18. 3 points
    Поверьте, каждый, кто прочитал Ваше сообщение, помолился о Вас)) Ни одно прошение не остается без молитвы. Если она воцерковлена, то можно ведь пособороваться, исповедаться и причаститься. Вообще, чаще исповедоваться и причащаться. А молиться можно и Господу и Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим. Вообще принять болезнь как дар Божий и благодарить Бога за все. Ведь очень важен внутренний настрой человека.
  19. 3 points
    Дорогая Лиза! Люди советуют усиленно молиться Божией Матери о помощи, утешении и устройстве жизни. А его много не бывает. Смирению в семейной жизни (Бог даст!) научитесь! А для этого нужно воооооооооооот такое терпение . И ещё совет - стремитесь жить радостно уже сейчас; не ждите, что счастье наступит когда-нибудь, когда что-то сбудется из задуманного (или придуманного)! Вот завтра проснетесь утром - и радуйтесь, что Вы с Богом, с Божией Матерью и святыми; что Христос Воскрес! А потом будет Троица... И так без конца!
  20. 3 points
    Лена, вот из сокровищницы Оптинских толкований )) Толкования на Притч. 23:26 Свт. Тихон Задонский Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои Сердце здесь подразумевается не в прямом смысле, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как философы рассуждают, но нравоучительно, то есть как внутреннее человеческое состояние, расположение и наклонение. Это видно из следующего апостольского слова: сердцем веруют к праведности (Рим. 10:10), – и другого, пророческого: Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13:1), и из прочих мест Святого Писания. Откуда сердце уподобляется в Писании сокровищу, в котором или благое, или злое скрывается, как говорит Господь: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое. То есть, какое человек внутреннее состояние имеет, такие у него слова и дела внешние являются, и о чем внутри поучается, замышляет, старается, то и внешне проявляется. Слово и дело внешнее – вестник и свидетель внутреннего человеческого состояния. Сердце, в прямом смысле, поскольку есть начало жизни человеческой, у всех одинаковое, то есть у добрых и злых, как и прочие естественные органы; но в нравоучительном смысле разумеемое, – не одинаково, но у иного доброе, у иного злое и прочее. Сердце – это начало и корень всех деяний наших. Ибо, что ни делаем, мысленно или делом, – сердцем делаем, или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем или злимся; сердцем примиряемся или враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся; сердцем благословляем или проклинаем. На сердце радость или печаль, надежда или отчаяние, покаяние или нераскаянная жизнь, страх или дерзновение. В сердце простота или лукавство. Сердце воздыхает, молится, уповает или напротив наоборот делает, и прочее. Следовательно, чего на сердце нет, того и на самом деле нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, а есть лицемерие. Смирение не есть смирение, а притворство, если не в сердце; дружба не дружба, а хуже вражды, если внешне только проявляется, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: Сын мой, отдай сердце твое мне. Об истинном христианстве. Свт. Феофан Затворник Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Господь. И отдадим его. Припомните притчу о десяти девах— Чего недоставало юродивым? Внутреннего делания. Внешне они были исправны,—девство соблюли, и постов не нарушали, и в храм Божий ходили, и прочее, уставом положенное, исполняли; а об устроении мыслей и чувств не попеклись. И было сердце их, вместо храма Богу,—дебрь, всякими дикими растениями заросшая, полная гадов и насекомых, или запустелое здание,—жилище филинов и нетопырей. Слово на освящение храма в женском Сухотинском Богородицком монастыре. Прав. Иоанн Кронштадтский Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои Сын мой! отдай сердце твое мне. Всего больше старайся, человек, об исправлении, о чистоте своего сердца: сердце – самое главное, душа в человеке. Блаженны чистые сердцем, говорит Спаситель, ибо они Бога узрят (Мф. 5,8), – сердцем, а не умом; приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15,8); добрым и благим сердцем слышавшие, приемлют слово… вземлет диавол слово от сердец их, чтобы они не уверовали и не спаслись… (Лк. 8,12). Ибо из сердца исходят злые помыслы Ош… (Мф. 15,19). Видите ли, Спаситель указывает на сердце, как на самое главное в человеке. Святой царь и пророк Давид говорит: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12). Видите, душу он прямо полагает в утробе, то есть во внутренностях. Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Бог чрез пророка. Так говорит Священное Писание о важности сердца в человеке. Да и опыт уверяет нас, что душа наша, оживляя все тело, преимущественно живет в сердце. Приятное ли, скорбное ли что-нибудь случается с нами – сердце прежде всего чувствует радость или скорбь. Доброе ли дело делали – сердце прежде всего испытывает радость, расширяется от радости; худое ли дело сделаем – сердце прежде всего испытывает скорбь, стеснение, муку; когда сердце радуется, тогда и голова легка и светла, а когда сердце скорбит, тогда и в голове темно и тяжело. Итак, душа наша преимущественно живет в сердце нашего телесного существа, хотя оживляет своим вездеприсутствием все тело. И Господь Бог наш, будучи вездесущ, преимущественно являет Себя на небесах: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих (Ис. 66,1). Если я сердцем не молюсь, молитва моя недействительна; если веры, соединяющей меня с Богом, не имею, я ничто; а вера – в сердце: если я не люблю, нет мне… никакой пользы(1Кор. 13,3) от всех дел по видимому добрых; а любовь живет в сердце, не в уме. Я плохой и потому подозреваю, что и другие злы до меня, недоброжелательствуют мне. Исправить свое сердце [злое на благое]. Господи! Помози мне! Дневник. Том II. 1857-1858.
  21. 2 points
  22. 2 points
  23. 2 points
  24. 2 points
    ...Особо почитается православными христианами за свои духовные подвиги и служение Церкви Великий Старец Оптиной пустыни иеросхимонах Макарий. О его жизненном пути написаны книги. Его имя всегда упоминается в исследовательских трудах об Оптиной пустыни и русском подвижничестве 19 века. А изданные его письма к духовным чадам составляют шесть больших томов... ...Родился Михаил Николаевич Иванов (так его звали в миру) в сельце Железняки Калужской губернии 20/3 декабря 1788 году, в небогатой дворянской семье. Его прадед - Иоанн, в монашестве Иосиф, был иноком Карачевского монастыря. Иноческой жизни посвятили себя и две племянницы старца, а также двоюродная сестра. Недалеко от его дома стоял монастырь праведного Лаврентия, Калужского чудотворца, посещения которого стали самыми яркими впечатлениями детства. В девять лет Михаил потерял мать, скончавшуюся от туберкулеза, и семья переехала в Карачев. Здесь он окончил приходское училище. Проживавшие в Льгове родственники помогли переехать к ним и устроиться в уездное казначейство бухгалтером. Позже старец вспоминал об этом периоде: «Бывало из-за одной копейки, по случаю недочета, приходилось просиживать по целой ночи, дабы свести приход с расходом». Через три года скромного и способного юношу приметил советник Курской казенной палаты Н. М. Ленивцев и порекомендовал на должность начальника счетного отдела. Так Михаил Иванов переехал в Курск, где поселился у своего покровителя. Но сердце молодого человека все больше тянется к духовной музыке и литературе. Он изучает жития святых и их творения. Чтобы иметь для этого больше времени, оставляет службу и уезжает в отцовское имение. Об этом периоде в его биографии так написано: «Михаил Николаевич поехал на Коренную ярмарку, накупил себе книг, преимущественно духовного содержания, и, возвратясь домой, углубился в чтение их, питая душу сродною ей пищею». Впечатлительный юноша все больше задумывается о суетности всего мирского, о вечности, умом, понять которую, невозможно. Побывав однажды в Площанской пустыни Орловской епархии, Михаил Николаевич так пленился красотой монашества, что не захотел возвращаться домой. Отказывается в пользу братьев от имения. В этой обители ему суждено было прожить, двадцать пять лет. В 1815 году его постригают в мантию с именем Макария в честь преподобного Макария Великого. Наконец-то он оказывается в среде своих единомышленников. В 1823 году начинает переписываться со старцем Леонидом (Наголкиным) и через некоторое время переселяется в скит Оптиной пустыни. Годы прошли в трудах и молитве. По всей России разошлась весть о старце Макарии как о мудром хранителе православной веры. По праву он становится Главным Старцем Оптиной пустыни. На нем теперь вся духовная жизнь монастыря. Многих изумлял старец Макарий, когда пел в храме со слезами и чувством раскаяния. Многие шли к нему за исцелением и получали его. Вот как современник описал портрет старца: «Наружный вид его был чрезвычайно привлекательным. Волосы на голове и бороде имел недлинные и седые, бороду окладистую. Руки его отличались гибкостью и мягкостью. Лицо белое и чистое, на вид более строгое, чем ласковое, но сияло какой-то неземною красотою. В нем было редкое соединение ума и детской простоты, тихости и смирения, делавших его доступным для всех и каждого». Кроме занятий по званию монастырского духовника и старца, отец Макарий получал по почте необыкновенно много писем со всех концов страны. Большую часть ответов обращавшимся к нему за духовными советами и житейскими проблемами писал он сам. В сокровищницу человеческой мудрости вошли письма многих известных людей. Войдет и это наследие Отца Макария, являющееся настоящим литературным памятником. Изданные письма не теряют своего значения и в наше время. В них вечные тайны бытия, смысл жизни, человеческая сила и слабость. Разве могут устареть его размышления: «… Мечемся, колеблемся, смущаемся: и все протекает как река, и уносит все прошедшее, как будто и не было, весьма немногое оставляет память о былом. Но что это в отношении к вечности?». Через старца Макария началось сближение с Оптиной пустынью представителей русской науки и литературы. Н.Гоголь после посещения старца Макария сказал: «Вошел я к Старцу одним, вышел – другим». А позже писал: «Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть в Оптиной Пустыни. Бог да воздаст Вам всем сторицею за Ваше доброе дело. Ваш всею душой». Старец Макарий предпринял издание рукописей преподобного Пансия Величковского. Этим печатным трудом было положено начало знаменитой издательской деятельности Оптиной пустыни. Старец Макарий собрал богатейшую библиотеку духовных книг, рукописей и журналов. Самые теплые воспоминания оставили о нем его ученики. Проходит время, но в душах верующих живут мысли и заповеди старца Макария: «Христианин, проводящий жизнь по заповедям Божиим, должен быть испытуем различными искушениями потому что враг, завидуя нашему спасению, всякими кознями старается сделать нам препятствия к исполнению воли Божией, а также потому, что не может быть тверда и истинна добродетель, когда не будет испытана противным ей препятствием и останется непоколебимою». (Автор статьи М. Лагутин) Из Жития преподобного Макария Старца Оптинского. Среди знаменитых посетителей старца Макария — писатель Николай Васильевич Гоголь. Он неоднократно приезжал в Оптину, при этом обязательно встречался для беседы со старцем. Отец Макарий много содействовал тому духовному перевороту, который уже созревал в душе писателя и в результате которого были созданы его последние, наиболее глубокие произведения — «Письма о Божественной Литургии», «Выбранные места из переписки с друзьями». Общение Гоголя со старцем — не только важнейший факт его биографии, но и знак того общего поворота русской культуры в целом к Православию, вере, духовным традициям, который постепенно начал происходить в середине XIX столетия.
  25. 2 points
    Какую катастрофу предсказывала поэтесса? В 1914 году Анна Ахматова написала стихотворение, в котором она не только описала предчувствие одной из самых кровопролитных войн в мировой истории, но и предсказала ее грядущие ужасные последствия. Июль 1914 1 Пахнет гарью. Четыре недели Торф сухой по болотам горит. Даже птицы сегодня не пели, И осина уже не дрожит. Стало солнце немилостью Божьей, Дождик с Пасхи полей не кропил. Приходил одноногий прохожий И один на дворе говорил: «Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил. Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет. Над скорбями великими плат». 2 Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит. Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля! Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля. Низко, низко небо пустое, И голос молящего тих: «Ранят тело Твое пресвятое, Мечут жребий о ризах Твоих». Исторический контекст Под стихотворением, которое стало откликом Анны Ахматовой на события Первой мировой войны, проставлена точная дата — 20 июля 1914 года. 15 июля 1914 года Австрия объявила войну Сербии, а 19 июля Германия объявила войну России. В этот день Анна Ахматова была в Слепневе — имении родителей своего мужа, поэта Николая Гумилева. О начале войны здесь узнали вечером 20 июля, когда был опубликован «Высочайший манифест» императора Николая II о вступлении России в войну. Остаться в стороне от этого события поэтесса, которая ранее фактически не писала стихотворений по какому-либо историческому поводу, в этот раз не смогла. Свое произведение она озаглавила «Июль 1914». Здесь она говорит об одной из главных общенародных трагедий ХХ столетия и сливается с участью всех простых людей. В стихотворении Ахматова обращается к христианским образам и мотивам. Важно, что православная вера всегда являлась для поэта важным духовным ориентиром, а Священное Писание — богатым источником творчества. Поэтесса особенно почитала свою небесную покровительницу — праведную Анну Пророчицу, посетила Оптину пустынь, где встретилась с преподобным старцем Нептарием. Литературовед и переводчик Никита Струве в работе «Православие и культура» отмечал: «Доказывать, что Анна Ахматова была христианским поэтом, не приходится. Слишком явна христианская тональность ее поэзии, слишком отчетливы свидетельства о ней или ее собственные, хотя редкие, высказывания. Напомню кратко известное «утешительное» письмо Пастернака 1940 года, в котором он называет ее “истинной христианкой” <…> У нее, и в этом ее исключительность, не было эволюции в религиозных взглядах. Она не стала христианкой, она ею неизменно была всю жизнь. В стихотворении есть присущая Ахматовой детальность изображаемого и даже календарная точность: «пахнет гарью», «горит торф», отсутствие дождя — все это констатация природных катаклизмов конца июня — начала июля 1914 года. Действительно, в это время страна страдала от постоянных торфяных и лесных пожаров, засухи, о чем регулярно сообщали петербургские газеты. Однако конкретность описанных погодных явлений не только передает атмосферу начала войны, но обретает в контексте всего стихотворения апокалиптический смысл. В стихотворении "Июль 1914" отчетливо видна ориентация на текст Библии. Кто этот прохожий-пророк, о котором пишет Ахматова? Большая часть стихотворения посвящена описанию пророчества безымянного прохожего. Образ этого героя отсылает к реально существовавшему человеку. Известно, что день объявления Первой мировой войны (19 июля по старому стилю, 1 августа — по новому) совпал со днем памяти одного из самых почитаемых Русской Православной Церковью святых — Серафима Саровского. На эту дату пришлось обретение святых мощей преподобного. Существуют свидетельства о том, что подвижник смог предсказать тяжелейшие для судьбы страны события: «Такая великая скорбь будет, какой от века не было. Ангелы не будут поспевать принимать души». Пророчества старца о неизбежных бедствиях были предельно конкретны: «…произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее». Несмотря на это трагическое обещание, преподобный Серафим говорил, что «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Схожие мысли высказывает прохожий в стихотворении Ахматовой. С образом Божией Матери — Заступницы связывались надежды автора и всего народа на избавление от бед и «великих скорбей», постигших страну. Апокалипсис в июле В пророчестве странника есть прямые отсылки к Откровению Иоанна Богослова — последней пророческой книге Нового Завета. Помимо описания природных катаклизмов, затмения (Откр 9:2) здесь особенно заметна аллюзия на персонажей шестой главы Откровения — всадников Апокалипсиса. Они олицетворяют бедствия и катастрофы перед вторым пришествием и Страшным Судом. Согласно традиционной трактовке образов всадников, Мор — это нарицательное имя всадника на белом коне. Всадника, который едет на вороном коне, именуют Голодом. Еще один всадник, Раздор (Война), — на рыжем коне (Сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6:4)). Четвертый всадник — на коне бледном: и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8). Строка «Ждите глада, и труса, и мора» также отсылает к евангельскому тексту, к словам Иисуса Христа: Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде: но не тотчас конец… восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба (Лк 21:9–11). Последние строки Последние строки стихотворения «Ранят Тело Твое пресвятое /Мечут жребий о ризах Твоих» — это переложение строк из 21-го псалма Давида: Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс 21:19). В Евангелии от Иоанна рассказывается следующее: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин 19:23–24). Эти строки — напоминание о том, что после страданий обязательно наступит утешение и спасение. Стихотворение «Июль 1914» можно назвать пророчеством о близком будущем России. Анна Ахматова поэтически чувствовала приближение войны еще до ее объявления, а затем описала грядущие жестокие испытания, которые выпали на долю родной страны. (20 великих стихотворений. "Фома")
  26. 2 points
  27. 2 points
    Деяния Святых Апостолов, 8:9-24 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ИБО СЕРЛЦЕ ТВОЕ НЕПРАВО ПРЕД БОГОМ. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе ПОМЫСЕЛ СЕРДЦА ТВОЕГО; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Толкования: Магн Аврелий Кассиодор Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом Следует знать, что часто в Божественных Писаниях вместо рассудка упоминается сердце. <...> Несомненно, пусть всем будет ясно, что источник наших мыслей находится там, откуда, как изучено, исходят добро и зло. Ведь и сама частица нашего тела есть место мысли, которая имеет образ огня; так что по справедливости находится в таком месте творения, откуда к нам может прийти размышление. Изъяснение Псалмов. Лопухин А.П. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего Может быть, опустится тебе помысл сердца твоего. Этим указывается на тяжесть греха Симонова, требующего для прощения особо усиленных молитв и покаяния. Помысл сердца твоего - приведенное выше сознательное намерение купить дар Божий за деньги, возможное лишь при другом Богохульном помысле, что Бог способен торговать Своими Дарами.
  28. 2 points
    А мне думается, икона - это не взамен пророков; вода же не может быть вместо воздуха. Одно ясно - очень тошно было бы жить христианам без икон. Что мы и видим за стенами церкви - практически поголовная потребность в психотерапии, антидепрессантах и транквилизаторах.
  29. 2 points
    еще если вспомнить слова Христа: "без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5), то это "смогу" выглядит несколько вызывающе-несерьезно. Истина это как стена, ее лбом не прошибешь, только пополнишь собой армию тех, кому это не удалось. Да, дай Бог не сильно лоб разбить и в разум истины прийти.
  30. 2 points
  31. 2 points
  32. 2 points
  33. 2 points
  34. 2 points
  35. 2 points
    Надо ж! Вот теперь ясно,как подобные явления называть! Не знаю, говорилось ли в теме о том, что эта самая сестра ЛН, монахиня, в молодости послужила прототипом образа Карениной. Когда все от нее отвернулись, брат поддерживал, а когда настали трудные времена для него самого, она не отвернулась отЛН. Да смягчится его посмертная участь молитвами монахини-сестры.
  36. 2 points
  37. 2 points
    "... В письме к сестре 10 апреля 1907 года Толстой писал: «Поклонись от меня всем твоим монашенкам. Помогай им Бог спасаться. В миру теперь такая ужасная, недобрая, глупая жизнь, что они благой путь избрали, и ты с ними. Напиши мне словечко о себе. Целую тебя. Брат твой по крови и по духу – не отвергай меня». Летом 1896 года Успенским постом Лев Николаевич и его жена Софья Андреевна посетили Марию Николаевну в Шамордино по пути в Оптину Пустынь. В неопубликованных машинописных воспоминаниях «Моя жизнь» Софья Андреевна дает живое, интересное описание этой поездки и Шамординской обители: «…До Калуги мы ехали по железной дороге; в Калуге ночевали, и, наняв ямщика, поехали 60 – т верст большой дорогой, обсаженной еще при Екатерине II, теперь уже старыми деревьями, в плохом, но рессорном экипаже. По дороге ехали и шли богомольцы, вероятно потому, что был пост, и они направлялись к Оптиной. В Шамордине мы остановились в небольшой гостинице и оттуда прошли к Марии Николаевне, которая нам очень обрадовалась. Жила она тогда в отдельном, уютном домике, недалеко от церкви и соблюдала в своей жизни все монашеские требования и правила. Ходили мы с ней всюду. Вот келья бывшей учительницы, Марии Александровны Хрущевой, показавшей нам померанцевое дерево, выросшее из семечка апельсина, который ел умерший старец Оптиной Пустыни – отец Амвросий, и к которому она имела фанатическое обожание. Пошли в детский приют девочек, маленьких монахинь, начальницей которого была мать Марии Александровны Хрущевой, тоже монахиня. Показали нам и келью Отца Амвросия, где он скончался. Прошли к девушке, еще не старой, но больной, в параличе, доброй и радостной, не взирая на немощь. Потом навестили старуху, тоже лежавшую без движения много лет, сердитую, ворчавшую на всех и нечистоплотную. Ходить за ними и за больными вообще, составляет одно из послушаний молодых монахинь, и они это соблюдают религиозно и без ропота. Вообще меня поразил хороший дух этого монастыря: смиренный и радостный. И я видела, что Мария Николаевна гордилась своим монастырем перед нами. Обошли мы с ней решительно все, что можно было. Были и в трапезной, и в церкви во время богослужения, где прекрасно пели монахини. В то время там строился собор на средства купца Перлова и постройкой заведовала Челпакова, бывшая помещица, еще молодая, ушедшая по призванию в монастырь в одно и то же время как и муж ее, в то время уже умерший в Оптиной Пустыни. В этой толпе 700-т женщин, самых разнообразных сословий и положений чувствовалась какая-то наивность и искренность веры. Помню, как сестра Мария Николаевна уходила от нас, говоря, что ей по монастырскому уставу надо прочесть в такой то час правила или молитвы, или класть поклоны...». После этого посещения Шамордина в письме к Марии Николаевне 17 сентября 1896 года из Ясной Поляны Толстой писал: «Посылаю тебе книги для слепых: Отче наш, Нагорная проповедь и Евангелие Иоанна. При каждой есть азбука. Передай их от меня игуменье вместе с выражением моих чувств уважения, благодарности и симпатии. Я думаю, что ей приятно будет читать: выбор книг не мой, а такие только есть. Псалтиря нет.… С большим удовольствием и умилением вспоминаю пребывание у тебя. Передай привет всем монахиням знакомым». Игуменьей монастыря, которой Толстой послал книги, в то время была матушка Евфросиния (Елена Александровна Розова, дворянка Калужской губернии). Уже будучи настоятельницей, она ослепла; но все, кто не знал об этом, встретившись с ней, не могли даже и подозревать этого. Она поражала всех своей духовной силой, сочетавшейся с необыкновенной кротостью, которая «проглядывала в чертах ее лица». Иногда Мария Николаевна бывала у братьев Льва Николаевича и Сергея Николаевича в Ясной Поляне и Пирогове; для нее самой и ее близких это были особенные дни, наполненные воспоминаниями о прошлом и близких. В 1895 году в дни болезни и затем смерти самого младшего семилетнего сына Толстых Ивана Львовича (Ванечки – как любовно называли его в семье), Мария Николаевна жила в семье брата и духовно поддерживала Льва Николаевича и Софью Андреевну. К этому времени относится подаренный ею Софье Андреевне «Молитвослов» 1893 года издания с автографом: «Милой сестре Соне Толстой от сердечно любящей ее М. Толстой», ниже рукой Софьи Андреевны: «Март 1895 г.». В 1903 году Мария Николаевна подарила Льву Николаевичу деревянную скамеечку с вышитым шерстью сиденьем с инициалами «М. Т. 1903». Судя по дате, можно предположить, что это ее подарок брату ко дню его 75 – летнего юбилея, на котором она была и даже фотографировалась со всей семьей. Другой ее подарок – вышитая шерстяными нитками маленькая подушка с надписью: «Одна из семисот Ш-х дур». Жена Толстого Софья Андреевна записала, что в спальне Л. Н. Толстого находится «на кровати маленькая подушечка, красная, подарок Марии Николаевны. Лев Николаевич шутя говорил, что в монастыре монахини, 700 человек дур, ничего не делающих. Мария Николаевна ему сказала: «Мы за вас молимся, не все же мы дуры», и вышила, и прислала ему подушечку: «от одной из 700 дур». Из другой записи, домашнего врача Толстого Д.П. Маковицкого 5 июля 1908 года узнаем: «Л.Н. расспрашивал Марию Николаевну про монастырскую жизнь, восхищался покоем тамошним. Некоторыми монашенками, про которых Мария Николаевна ему особенно рассказывала (Саша, вступившая молодой девушкой. И еще другая – такая же). Мария Николаевна спросила его, не дуры ли они: «Ведь так назвал нас», – сказала она. Л.Н.: «Нет, прекрасные женщины». Удивлялся, что их столько – семьсот». Эта подушка, вышитая на красном и черном фоне белыми нитками «крестиком» или так называемым русским швом, используемым еще в самой глубокой древности, представляет собой уникальный образец рукодельного искусства, в котором в православных символах: Вифлеемская звезда, крест, пальма, дом, ключи, корона, якорь, сердце, замок, лира, бабочка, фонарь, потир, петух, – зашифрован ответ Марии Николаевны брату о смысле жизни, который она теперь видела только в служении Богу, стяжании благодати Святого Духа. Вышивая Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Спасителя, Мария Николаевна еще и еще раз тем самым повторяет брату, что в Нем спасение, что «… нужно покаяние – оно одно только может нам отворить ворота к милосердию Божию…» (письмо ее к Толстому от 28 декабря 1907г. ); «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. IV, 17). Крест – это скорби, болезни и другие тяготы земной жизни, посылаемые Богом. На Кресте Христос принял смерть ради нашего спасения. Пальма – символ мученичества. Ключи – от Царствия Небесного (дом). Якорь – надежда на помилование и получение Царствия Небесного. Корона – Царский венец уготованный тому, чье сердце всецело принадлежит Богу («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», Мтф. V, 8), кто хранит уста от многословия (замок), кто словословит Бога (лира), живет не заботясь о завтрашнем дне (бабочка). («Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?… Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам», Мтф. VI, 25, 33). Фонарь- светильник («Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли на встречу жениху; Мтф. XXV, 1). Потир – церковная чаша, в которой выносятся Святые Дары во время Божественной Литургии. Петух – напоминание христианам об отречении апостола Петра и милости Божией, прощающей грехи раскаявшимся грешникам. Об обращении к Богу, соединении с Ним Мария Николаевна просила своего отлученного от Церкви брата, посылая ему этот подарок, и позже в письме 21 марта 1909 года вновь и вновь писала: «…как жаль, что ты не православный, что ты не хочешь ощутительно соединиться с Христом, сделать то, что Он убеждал своих учеников в последний, прощальный, трогательный ужин с Ним – приимите, а это вечное воспоминание. Если бы ты захотел только соединиться с Ним в Его воспоминании, какое бы ты почувствовал просветление и мир в душе твоей и как многое, что тебе теперь непонятно, стало бы ясно, как день!». Но Толстой умер не покаявшись и не примирившись с Церковью, и старец Иосиф не дал благословения Марии Николаевне молиться за брата, что для нее было очень тяжело. На следующий день после его смерти она пишет в Тулу священнику отцу Димитрию Троицкому, протоиерею Спасо – Преображенского храма, который с 1897 года часто бывал в Ясной Поляне в семье графов Толстых и пытался вернуть Льва Николаевича к православной вере. Это письмо наполнено скорбью, отчаянием, усугубляемыми запретом молиться за умершего. «…Но я надеюсь, – пишет Мария Николаевна, – что тот крест и то испытание, которое он с удивительным терпением и кротостью вынес последнее время, отверзят ему милосердие Господа. Неужели он попадет в ад, со всеми злодеями и неверующими ни во что святое! Ведь он любил Бога и Христа, горячо молился, много делал добра, а главное много любил, всех любил и даже людей ему недоброжелательных. А ведь без любви все мои добродетели и чудеса ничто! (I Посл. к Коринф., гл. XIII). Дорогой Батюшка, мне очень больно и тяжело! Не знаю, как за него молиться!? Неужели я не могу просить: «Не лиши его Царства Небесного?». …Скажите мне, Батюшка, как я могу за него молиться? Ведь слова в Псалмах и во многих молитвах, которые я, читая, применяла бы к нему (например, прекрасная молитва 19 кафизмы)». И лишь незадолго до смерти Марии Николаевны ее новый духовник снял с нее запрет почившего старца Иосифа, разрешив молиться за Толстого, но только в келье, что явилось большим утешением для нее..." (Жизнеописание схимонахини Марии (Толстой)"В скорбях мира нам спастись").
  38. 2 points
    Почему-то. когда я начинаю молиться. через некоторое время понимаю. что мысли уже улетели и я не в молитве...Стоит ли задумываться о том. что Господь предначертал мне или вообще не задумываясь об этом. просто проживать каждый день как есть. Но почему же бывает так одиноко ? Наверно это показывает. что во мне мало веры?
  39. 2 points
    Неожиданно для себя в статье митрополита нашла вот такие слова: Митрополит Лимасольский Афанасий http://pravoslavie.ru/121051.html Думаю, может и Вам они пригодятся.
  40. 2 points
    Молитва. Исповедь. Причастие. Не лишайте себя счастья регулярно исповедоваться и причащаться. Жизнь будет меняться в лучшую сторону. Все начнет образовываться. Господь может все. Только заканчивайте молитву так: Господи, да будет воля Твоя. Обращаясь к Богу с молитвой о помощи, Вы впускаете Бога в свою жизнь. И даете Богу возможность начать действовать наилучшим для Вас образом. Помоги Вам Господи
  41. 1 point
    К сожалению, знание биографии не заменит созвучия с поэтом. Тут какой-то резонанс должен быть, а я глухой к ней. Как это может быть? Кстати, мне кажется, здесь достаточно спорная интерпретация слов Ахматовой. По-моему, она говорит о том, что люди своими действиями (приближающейся войной) опять распинают Христа. И вот это действительно Поэзия.
  42. 1 point
    Господь помогает всем, главное, чтобы пусть не сразу, но хотя бы когда-то прозреть, что "сам с усам". То есть верующие будут всегда уверены, что если с Вами происходит что-то благодатное, благочинное, благородное и прочее в этом направлении - это благодаря помощи Божией и Вашим трудам. Если происходить будет неблагодатное - будут уверены, что Господь по Одному Ему ведомому промыслу пропускает Вам испытания. Чем они закончатся? Да по-разному бывает. Господь будет стараться спасти безсмертную Вашу душу, а уж как Вы посотрудничаете....))
  43. 1 point
    Конечно сможете, только какой ценой. Вот об этом поразмышляйте. Ведь если вы считаете себя атеистом, то или не знаете или не верите Евангелию, Учению Христа. А как можно говорить о том, чего не знаешь? Наверно лучше в начале научиться? Хотя, если вы считаете, что сможете управлять самолётом или какой другой техникой, не зная её устройства и назначения тех или иных приборов, то вы гений. Дай вам Бог не сильно пострадать.
  44. 1 point
    преподобный - адресат. Это о той, которая.. словосочетание потрясающее. Ведь и от нынешних отцов некоторые тети фанатеют, даром, что не великие старцы, а так, средние (шучу. не бейте!)
  45. 1 point
    Конечно, стоит задумываться; только Господь никому ничего не навязывает; лучше говорить не о предначертаниях, а о Воле Божией. Может быть потому что душа ищет утешения, а оно только в Господе. Одиночество заложено внутри нас, возможно, это та самая калиточка к Богу: "и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя." (Пс.49:15). И кстати, может быть, когда научаемся эту калиточку открывать, то и внешнее одиночество проходит.
  46. 1 point
    Владислав, пожалуйста, принимайте к сведению дату и время сообщений, которые вы комментируете, — нет смысла поднимать старые темы и отвечать тем, кто уже давно не является участником форума.
  47. 1 point
    Благодарю за ответы. мне очень важно все .что написано. Я регулярно причащаюсь и исповедуюсь. но смирения во мне . видимо мало еще
  48. 1 point
  49. 1 point
    Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова) Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь. Молитва преподобного Нектария Оптинского Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь. https://www.optina.ru/prayers/
  50. 1 point
    Неизвестный ратный подвиг русского война и исповедника Фомы Данилова, который, по неизвестным причинам не вошел в святцы и практически остался мало известным в истории. Подвиг воина Фомы Данилова «Фома Данилов с виду, может, был одним из самых обыкновенных и неприметных экземпляров народа русского, неприметных, как сам народ русский», – написал о нём Фёдор Михайлович Достоевский. Никого, кроме Бога и Царя Фоме, сыну Данилы, была дана фамилия только в армии, по имени его отца. Происходил он из крестьян Бугурусланского уезда, что тогда был в Самарской губернии, а сейчас в Оренбургской области. В 1869 году, несмотря на то, что он был единственным мужчиной в семье, его забрали в рекруты. Служба тогда продолжалась уже меньше, чем в годы крепостного права – 10 лет, и у Данилова был шанс вернуться домой. Но в 1873 году он узнал, что его жена, в его отсутствие, родила неведомо от кого. Наверное, переживал Фома измену жены. Кроме Бога на небе и Царя на земле, можно сказать, у него никого и не оставалось. Мученичество Служил воин Фома на туркестанской границе. Россия тогда вела войны за покорение Средней Азии. Разразилась война с Кокандским ханством. В ноябре 1875 года во время нападения кокандской конницы на батальонный обоз, Данилов и несколько его товарищей были захвачены в плен. Кокандом в то время правил Пулат-хан, который пытался придать своей борьбе с русскими характер священной войны против неверных. В пропагандистских целях он хотел заставить пленных принять ислам. Те отказались. «В какой вере родился, в такой и умру, – отвечал Фома палачам, – а хотите убить, так убейте». Хан велел зарезать остальных пленных на глазах у Данилова, но тот всё равно не попытался предотвратить свою смерть отступничеством. Пулат-хан приказал расстрелять Данилова, целясь в руки и ноги, так, чтобы он умер от ран. 25 кокандцев дали залп из ружей. Фома скончался через час. «Настоящий батыр», – с восхищением говорили про русского бойца узбеки. Эту историю русские солдаты узнали впоследствии от пленных кокандцев и от жителей Маргелана, где это происходило. Потом останки Фомы Данилова были отысканы и перезахоронены с отпеванием и воинскими почестями. В советское время его могила была утрачена. Разное отношение в обществе «Это известие, хотя и сообщённое всеми газетами, прошло как-то без особенного разговора в обществе», – вспоминал Достоевский про этот случай. Не совсем так. Во всяком случае, на родине воина. По ходатайству самарского губернатора, вдова Фомы Данилова получила казённую пенсию в размере 120 рублей в год – немало для крестьянской семьи в то время. Самарское губернское земство объявило сбор средств для семьи воина-мученика, и в короткий срок собрало 1320 рублей. Из них вдова получила 720 рублей, а остальные 600 были положены в банк на имя её дочери (чей отец остался неизвестен) до достижения ею совершеннолетия. В этой истории остаётся невыясненной одна важная сторона: имена товарищей Данилова, тоже казнённых врагом за их верность Царю, Отечеству и Православной вере. Ведь они не в меньшей степени заслуживают памяти и прославления. По материалам: История Российской Империи
×
×
  • Create New...