Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 05/18/19 in all areas

  1. 6 points
    Праздник Преполовения Пятиесятницы, перенесение мощей святителя Николая Мирликийского и преподобного Иосифа Оптинского! Какие мы богатые! https://www.optina.ru/starets/iosif_life_short/
  2. 6 points
  3. 6 points
    Улицы старой Коломны Кажется, лимит фотографий исчерпан)
  4. 5 points
  5. 5 points
    "дом Мой домом молитвы наречётся" (Мф. 21:13) Храмы — тем более монастырские — не являются "объектами выдачи духовных благ", а предназначены для соборной молитвы и участия в Таинствах. И чтобы "получить утешение", нужен прежде всего собственный покаянный труд, без которого посещение храма — попросту праздное времяпровождение. "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, всё содействует ко благу." (Рим. 8:28)
  6. 5 points
  7. 5 points
    Старая Коломна Богоявленский Храм на станции Коломна Извиняюсь за кривизну) Продолжение следует.
  8. 4 points
    Георгий, помоги Вам Господь! А может так и должно быть? И не может быть по-другому? Эх, приезжайте в Оптину! )) Почему-то просто уверена: если бы пожили там какое-то время, обязательно получили бы переосмысление ситуации. Самому трудно справиться. Особенно, если в помыслах тонуть, не избавляться от чувства вины покаянием. Ведь мама Ваша была у Вас, а Вы у нее. И все остаётся по-прежнему - вы есть друг у друга. Только пока на расстоянии. Знаете, мне подумалось, что я не хотела бы, чтобы мои дети, если я уйду первой, сильно тосковали бы обо мне. А они будут. И это мне осознавать очень-очень тяжело. Вот и Ваша мама, просто уверена в этом, думала при своей жизни - а как будет мой Георгий без меня?! Не знаю, говорили ли Вы с ней на эту тему. Возможно нет, в силу ее крайней болезненности. И душе мамы может быть мучительно от Ваших земных мук. Помогите ей ). Попросите прощение у нее, в тысячу первый раз, но и сами себя простите. Время лечит в том смысле, что как при инфаркте - почти все пройдет, а шрам в разорванной ткани останется навсегда и омертвит какую-то часть органа. Болеть станет меньше со временем (у Вас ещё совсем маленький период прошел), боль притупится или просто станет привычной и почти всегда незаметной.
  9. 4 points
    Каждое утро мы читаем слова из молитвы святого Василия Великого: "Тя благослови́м, вы́шний Бо́же и Го́споди ми́лости, творя́щаго при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́." Но одно дело во время формального прочтения утреннего правила произнести эти слова, а другое дело, когда на нас в жизни действительно обрушиваются "вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная", не возроптать "за что же мне такое горе?!" и не возгордиться, а от сердца произнести слова этой молитвы. Так и живем. Грешим и каемся и снова грешим. Один Бог безгрешен. Есть такой стих из китайской или японской поэзии: Весной в горах после дождя нет ни капли грязи. Это как бы тонкий намек на то, что там в это время просто мокрая земля, а грязью она становится в нашем уме.
  10. 4 points
    Памятник св. равноапостольным Кириллу и Мефодию [/URL
  11. 4 points
    А вот как раз сегодня очень хороший для ответа на такой вопрос день - день памяти Арсения Великого. Примерно так ему и сказали, когда приехал из столичных императорских чертогов в египетскую пустыню; в отечнике читаем: "Прибыв в Скит, святой Арсений объяснил о намерении своем принять монашество пресвитерам. Они отвели его к старцу, исполненному Святого Духа, Иоанну Колову. Старец захотел подвергнуть Арсения испытанию. Когда они сели за трапезу, чтоб вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога пред Его Ангелами. Когда начали употреблять пищу, старец взял сухарь и кинул Арсению. Арсений, увидя это, обсудил поступок старца так: «Старец, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу, даже хуже пса, и потому подал мне хлеб так, как подают псу: съем же я хлеб так, как едят его псы». После этого размышления, Арсений встал на руки и на ноги, в этом положении подошел к сухарю, взял его устами, отнес в угол и там употребил. Старец, увидев великое смирение его, сказал пресвитерам: «Из него будет искусный инок». По прошествии непродолжительного времени Иоанн дал ему келлию близ себя и научил его подвизаться о спасении своем". https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/otechnik/2
  12. 3 points
    Георгий, согласен с Вами! Это как часть своего сердца потерять. Но и опыт показывает, что время действительно лечит, только очень долго. Зато если это время вытерпеть со смирением и без ропота, то потом боль может соединиться с радостью, потому что любовь будет приносить плоды. Помоги Вам Господь!
  13. 3 points
    К сожалению, а возможно, и к лучшему, что со временем боль у меня не притупляется, а все больше походит на рану, которая не заживает и обостряется. Экклезиаст хорошо говорил об этом, но не все его слова вмещаются, особенно, когда время не лечит, только рана кровоточит и не заживает не смотря на время о котором он говорит. Возможно, это происходит от недостатка веры, но все же, считаю и думаю, как чувствую, что дело не в привязанности к мирской "суете", а утрата части души, сердца, не смотря на то, что при жизни мы, этот - Божий Дар не оценили, вот и пожинаем: Что имеем — не храним, потерявши — плачем. По крайней мере, так чувствую сам.
  14. 3 points
    https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamskij/ Можно сказать, что с его писем я и воцерковлялась. Жаль, что как то мимо прошло это замечательное сообщение о его канонизации. Еще одним святым стало больше)) Это радует.
  15. 3 points
    Юрий, пара уточняющих акцентов: Не просто в армию, а на самую передовую духовной войны. Утешение не следует за деятельным покаянием, а уже присутствует в нём: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (а не "будет").
  16. 3 points
    Мой ответ: да,да. Из личного опыта приезда в конкретный монастырь, услышав подобный ответ, пусть не дословно такой, но строгий, обличающий. Не просто "чего припёрлась", а вообще "зачем живёшь", если двумя словами выразить ту духовную экзекуцию. Ну поплакала, пообвиняла всяко разно сказавшего, поупрекала на тему"да кто он такой?! Что он вообще обо мне знает?! И прочие гордыньки сыпались из нажитого непосильным трудом рога изобилия. Но с Божией помощью удалось разглядеть маленькую зацепочку, которая зацепила и не отпускала. И многое изменила в жизни. Тут ведь главное не в словах, а в расположении сердца обоих участников беседы. Может за этим "чего припёрлась" столько Любви, и заботы, и бессилия помочь, видя "рога изобилия".
  17. 3 points
    Безусловная польза! Особенно, если со смирением ответить: "Приехал, чтобы мне стать из их числа".) Думаю, далее последует ответ "милости просим")) И если обиделся - тоже польза! Тому, кто спросил - что указал на немощи (а причиной обид сами знаете, что является). А тому, кто приехал - возможность эти немощи увидеть и получить помощь в исцелении) Но лучше сразу первый вариант. " Где просто, там ангелов со сто!"
  18. 3 points
    Владислав, Вас никто не хочет обидеть. Просто Вы не там ищете и Вам попытались это обьяснить. Приведу Вам одно из писем прп. Амвросия, может поможет Вам: Христос посреди нас! Пишешь, что ты не устойчивая, и справедливо, ты подобна тростинке ветром колеблемой, как ветерок новостей подул, то и зашаталась в стороны, а причина то вот ведь в чем: от разсеянности и невнимания к своей внутренней жизни, и мало располагаешься на волю Божию, похвалили родину и готова ехать туда. Однако знай, куда бы ты не поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь, и там встретишь людей, а не ангелов, а царствие-то Божие ведь не вне. А внутри нас. Если позаботимся о едином на потребу, тогда остальное все приложится, ибо это сказано самим Господом. Сегодня воскресенье (торжество православия), неделя поста уже и прошла, время летит точно на крыльях, коротенькая наша эта земная жизнь в сравнении с будущей вечной – точно песчинка в море. А что-то мало мы думаем о вечности и плохо приготовляемся к ней, уж очень оземлянились и позабыли думать о едином на потребу. Господи, даждь ми память смертную.
  19. 3 points
    Вот уже год как не стало моего самого близкого и родного друга , брата и отца в одном лице. Знакомство с ним было не чем иным как удивительным и Всеблагим Промыслом Божиим, повлиявшем на моё мировоззрение весьма значимо и очевидно. Впервые мне довелось встретить его в скиту на послушании. Он сразу показался мне слегка строгим , но чем больше я узнавал его, тем необыкновеннее и удивительнее день за днём открывался человек, душа которого стала мне роднее всех моих друзей и родственников... Простота его души была настолько естественна и непритворна абсолютно в каждой ситуации и с каждым человеком, что находясь рядом с ним , становилось понятно что происходит внутри себя самого. Он мог всегда найти те слова, которые одинаково и обличали ,и согревали, и вселяли надежду и буквально заставляли радоваться . Мы жили в одном доме примерно полгода и потом всякий раз по приезду в скит я бежал в эту спасительную келию и знал что он меня ждёт и будет очень рад моему приезду. За чаем с ним было всегда тепло и уютно , и мы с братиями называли его с искренней теплотой "старцем" . Сергей Кузьмич Скарга прожил нелёгкую жизнь, исполненную горестями, испытаниями ,трудностями, и Милосердный Господь привёл его к родному сыну в спасительный ковчег Оптинского скита,где он всё без остатка отдавал Богу и ближним. Это был заботливый отец для многих, верный друг и брат , и самый лучший хозяин всем четвероногим тварям Божиим. Не секрет что враг рода человеческого завидует и люто ненавидит таких простецов по Богу , и цепляя за немощи он терзал нашего "старца" постоянно. Конечно всё это не прошло безследно и здоровье его езаметно угасало. Наша совместная поездка на Афон оказалась единственной для него и первой для меня, безусловно самой запоминающейся . Строгие афониты-аскеты расплывались в улыбках , видя его непритворную чудковатость с детской простотой. Он умел по настоящему радоваться каждому пению птицы, каждой травинке и цветку, каждому дуновению ветра и каплям дождя. И эта подлинная простосердечная радость, становилась неким толчком и деятельной силой для духовного пробуждения всем нам, кто находился рядом с ним в эти минуты. Какое было чудо , что он проездом был в Москве и присутствовал на нашем венчании с женой! Это было поистине благословение из Оптиной. Без преувеличения для меня он был самым дорогим гостем на торжестве . В последний раз мы виделись в монастырской чайной. Он был необычайно приветлив и доброжелателен , как всегда в простоте он сказал мне несколько тёплых слов, немного больше чем обычно и как то они по особому глубоко звучали . А накануне праздника Святителя Николая он позвонил мне, испросив про состояние беременной супруги, и очень трепетно ещё раз пожелал мне много доброго , сказав что всё будет хорошо . На праздник Святителя Николая вечером его душа отошла ко Господу.. А на следующий день у нас родилась дочка .. Многое не сказано , оно наверное излишне, но то что написано - посчитал своим долгом. Уверен что мои слова найдут отклик в душах всех кто знал его в этой жизни, для кого он был таким же родным и близким . И все мы будем трепетно хранить память и возносить ко Господу молитвы о его щедрой и любящей всех нас душе !
  20. 3 points
    Приехал в монастырь, а ему там сказали... Сколько человек? Ну просто, представляю картину. Кто сказал, где сказал, для чего сказал, что было перед этим... Мечты может какие строились? Фантазии? Приеду вот ЯЯЯ и будет мне нирвана...ага, щас! Будет тебе ровно столько, сколько можешь понести и что полезно. Ни больше, ни меньше. Из личного...
  21. 3 points
    "И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне." (Мф.25:40) "Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя" (Пс.49:14) Ну, а дальше сами.
  22. 3 points
    Можно еще задаться вопросом из той же серии, типа примера. Пришел человек в Церковь, получить утешение душе, может, даже с надеждой поправить свои дела, а на него как из рога изобилия посыпались искушения. И какая ему в этом польза...
  23. 3 points
    Успенский кафедральный собор (фото внутри храма из интернета)
  24. 3 points
    Оля, да, в этот раз решила пройти пешком. На самом деле, это недалеко совсем. Сначала зашла в Храм Богоявления. Я там иногда бываю на службе. Там я в первый раз исповедовалась когда-то. Как же страшно было! Все казалось, батюшка будет ругать и даже прогонит) но произошло все ровно наоборот - батюшка пожалел, утешил, простил. Так началась моя новая жизнь) От этого места до Пятницких ворот около 15 минут ходьбы (как раз фото улиц см.). А если направо посмотреть и спуститься к Москва-реке будет понтонный мост и дорога к Бобреневу монастырю (кажется, я писала раньше в этой теме). Там, кстати, от отеля ходит небольшой катер, мы катались прошлым летом, очень красиво. .. Потом пошла я дальше, в сторону Ново-Голутвина женского монастыря. Ещё минут 15 не быстрым шагом. Там же Успенский кафедральный собор. Какие там своды, какие росписи!! Не знаю, может быть чудо, на этой площади мне в лицо ударилась какая-то букашка, очень сильно обожгло и начало распухать даже. Ну, думаю, разнесет теперь, как назад поеду, красавица? )) но ничего, приложилась к иконам, мощам, попила водички из источника и все прошло!)) Слава Богу! Фото постараюсь завтра!
  25. 3 points
    Я тоже не видела. Никто не толкается, не лезет и не грубит. В Оптиной совсем другой дух!
  26. 3 points
    А это (как оказалось) старообрядческая церковь Пятницкие ворота (Пятницкая башня) — главные, парадные ворота Коломенского кремля. Башня расположена на восточной стороне кремля, между Застеночной (не сохранилась) и Погорелой башнями, выходя на дорогу Владимир — Кашира (ныне — улица Зайцева). Это одни из шести ворот Коломенского кремля (включая пробивные) и единственная сохранившаяся до наших дней проездная башня (всего их было четыре). В створе ворот часовня свм. Параскевы Пятницы
  27. 3 points
  28. 3 points
  29. 3 points
    Моя первая поездка была 5 лет назад. Я буквально "ползла" в Оптину. До сих пор не могу забыть как меня исповедовал батюшка, Я не помню как его зовут, но так как он меня исповедовал, с любовью с0 состраданием ко мне это не передать. Я как буд-то ожила. Была уже 4 раза и каждый раз приезжая чувствую, что я приезжаю домой..это удивительное чувство. Вы знаете, я не вижу людей, которые себя плохо ведут, напротив вижу сколько горя и скорби у людей, для многих Оптина-последняя надежда и так важно, что бы те, которые беседуют, исповедуют были бы и терпеливыми, и мудрыми (помогай вам, Бог батюшки). Такой исповеди, как в Оптиной у меня нигде не было. Много полезных встреч, и событий. Для меня-Оптина не только святое место, но и дом родной. Хотелось бы переехать поближе, но у вы, пока нет возможности, хоть и живу одна.не забуду как приезжали из Сербии паломники и как они после акафиста батюшке Амвросию пели свою песню "Мария славна", в которой славили Богородицу, это непередаваемо. Так что, слава Богу за все. Помогай Господь всем насельникам Оптиной
  30. 2 points
    Зато уже здесь началась вечная любовь, которая никогда не перестанет ...
  31. 2 points
    Есть такое выражение "время лечит", за всех говорить не стану, но на собственном опыте знаю, что это утверждение работает не для всех: ни чуть не лечит время, особенно когда теряешь кого либо из близких. С каждым годом все больше обволакивает состояние пустоты. По сути, меня это состояние не сильно пугает, даже, в какой то мере, я рад этому состоянию оно заставляет чаще задумываться над тем: что было не так где что то пропустил, не досмотрел, не обдумал и пр. промахи как говорится: начинаешь задумываться о переходе.., о вечном и т.д. и т.п. Это даже не вопрос ожидающий ответа на него, а скорее мысли в слух, это скорее размышление, особенно в случае, когда теряешь очень близкого и дорого нам человека в рамках понимания выражения "время лечит...", что - кто думает, пишите свои мысли, прочту с интересом. По сути ответов, возможно, буду уточнять, а может и просто почитаю, и что то, возможно, возьму на память. ПС. Пожалуй, вот с этим выводом могу согласится, рис. ниже: возможно, не прав?..
  32. 2 points
    От чего же не понять, все вполне ясно выразили, но, это до тех пор, пока не коснется лично не в укор сказано. Все теряют кого то близкого, теть, дядь, двоюродных и т.д., так же на душе горестно и печаль гложит, а вот когда теряем детей, родителей тут уже совсем иного рода горе и состояние. И тут, уже простым выводом не утешится, пока Сам Господь не пошлет Духа Утешителя!
  33. 2 points
    Все течет, все изменяется (слова приписывают Гераклиту Эфесскому). Только один меняется, придя к Богу, в лучшую сторону, с другим не понятно... События нагромождаются друг на друга, многое забывается, уходя на другой план. Моя знакомая недавно потеряла мужа. Ее боль невозможно сравнить с тем, что год назад от меня ушла мама. Разные психологические связи. Со временем боль притупляется. Это мои мыслишки по Вашей теме)) Тоже было бы интересно почитать кто и что думает?
  34. 2 points
    Владислав 777 Они - это священник и сам автор данной темы. В одном Вы правы, за празднословие, если не покаемся, будем судимы. И Вы, когда читаете Притчи, соотносите их только к себе, старайтесь не замечать чужих грехов, чтобы не превозноситься перед людьми. Гордость ума - весьма опасна. Помилуй, мя, Боже, по велицей милости Твоей.( псалом 50).
  35. 2 points
    РПЦ - прервала лишь евхаристическое общение с Константинополем, но при этом все Таинства этой Церкви признает благодатными. Наверное, так и с канонизацией. Для меня лично о. Иоанн - очень большой авторитет и без канонизации. Хотя хотелось бы узнать мнение по этому поводу кого-то из знающих.
  36. 2 points
    Владислав, какой вопрос, такие и ответы. Человек ведь не к психотерапевту зашел, а в монастырь; считай, в армию попал. А там не столько об утешении, сколько о спасении души надо думать. И когда братья и сестры говорят "да, да", они все-таки, видимо, в первую очередь спасение души имеют в виду. А утешение потом будет. Когда (если) покаемся.
  37. 2 points
    Вопрос о крещении, как я сказал, действительно непростой. В течение многих столетий решался он, и без сомнения, все, кто этим занимался, так же точно ссылались на Соборы, каноны и прочие правила. Нам же в рамках этого форума нет смысла возвращаться к этой полемике. Мы частные лица со своими разумениями, а Церковь, в частности Русская Православная, уже решила эти вопросы, как мы видим по ссылке на сайт Патриархии, в пользу икономии. Значит, нужно просто придерживаться решений Церкви.
  38. 2 points
  39. 2 points
  40. 2 points
    Оптина людей принимает всегда с пользой для души, это однозначно. Но польза эта может заключаться иногда и в испытании терпения и смирения. Такого тоже здесь более чем достаточно, расслабляться не советую. )
  41. 2 points
  42. 2 points
    ...Особо почитается православными христианами за свои духовные подвиги и служение Церкви Великий Старец Оптиной пустыни иеросхимонах Макарий. О его жизненном пути написаны книги. Его имя всегда упоминается в исследовательских трудах об Оптиной пустыни и русском подвижничестве 19 века. А изданные его письма к духовным чадам составляют шесть больших томов... ...Родился Михаил Николаевич Иванов (так его звали в миру) в сельце Железняки Калужской губернии 20/3 декабря 1788 году, в небогатой дворянской семье. Его прадед - Иоанн, в монашестве Иосиф, был иноком Карачевского монастыря. Иноческой жизни посвятили себя и две племянницы старца, а также двоюродная сестра. Недалеко от его дома стоял монастырь праведного Лаврентия, Калужского чудотворца, посещения которого стали самыми яркими впечатлениями детства. В девять лет Михаил потерял мать, скончавшуюся от туберкулеза, и семья переехала в Карачев. Здесь он окончил приходское училище. Проживавшие в Льгове родственники помогли переехать к ним и устроиться в уездное казначейство бухгалтером. Позже старец вспоминал об этом периоде: «Бывало из-за одной копейки, по случаю недочета, приходилось просиживать по целой ночи, дабы свести приход с расходом». Через три года скромного и способного юношу приметил советник Курской казенной палаты Н. М. Ленивцев и порекомендовал на должность начальника счетного отдела. Так Михаил Иванов переехал в Курск, где поселился у своего покровителя. Но сердце молодого человека все больше тянется к духовной музыке и литературе. Он изучает жития святых и их творения. Чтобы иметь для этого больше времени, оставляет службу и уезжает в отцовское имение. Об этом периоде в его биографии так написано: «Михаил Николаевич поехал на Коренную ярмарку, накупил себе книг, преимущественно духовного содержания, и, возвратясь домой, углубился в чтение их, питая душу сродною ей пищею». Впечатлительный юноша все больше задумывается о суетности всего мирского, о вечности, умом, понять которую, невозможно. Побывав однажды в Площанской пустыни Орловской епархии, Михаил Николаевич так пленился красотой монашества, что не захотел возвращаться домой. Отказывается в пользу братьев от имения. В этой обители ему суждено было прожить, двадцать пять лет. В 1815 году его постригают в мантию с именем Макария в честь преподобного Макария Великого. Наконец-то он оказывается в среде своих единомышленников. В 1823 году начинает переписываться со старцем Леонидом (Наголкиным) и через некоторое время переселяется в скит Оптиной пустыни. Годы прошли в трудах и молитве. По всей России разошлась весть о старце Макарии как о мудром хранителе православной веры. По праву он становится Главным Старцем Оптиной пустыни. На нем теперь вся духовная жизнь монастыря. Многих изумлял старец Макарий, когда пел в храме со слезами и чувством раскаяния. Многие шли к нему за исцелением и получали его. Вот как современник описал портрет старца: «Наружный вид его был чрезвычайно привлекательным. Волосы на голове и бороде имел недлинные и седые, бороду окладистую. Руки его отличались гибкостью и мягкостью. Лицо белое и чистое, на вид более строгое, чем ласковое, но сияло какой-то неземною красотою. В нем было редкое соединение ума и детской простоты, тихости и смирения, делавших его доступным для всех и каждого». Кроме занятий по званию монастырского духовника и старца, отец Макарий получал по почте необыкновенно много писем со всех концов страны. Большую часть ответов обращавшимся к нему за духовными советами и житейскими проблемами писал он сам. В сокровищницу человеческой мудрости вошли письма многих известных людей. Войдет и это наследие Отца Макария, являющееся настоящим литературным памятником. Изданные письма не теряют своего значения и в наше время. В них вечные тайны бытия, смысл жизни, человеческая сила и слабость. Разве могут устареть его размышления: «… Мечемся, колеблемся, смущаемся: и все протекает как река, и уносит все прошедшее, как будто и не было, весьма немногое оставляет память о былом. Но что это в отношении к вечности?». Через старца Макария началось сближение с Оптиной пустынью представителей русской науки и литературы. Н.Гоголь после посещения старца Макария сказал: «Вошел я к Старцу одним, вышел – другим». А позже писал: «Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть в Оптиной Пустыни. Бог да воздаст Вам всем сторицею за Ваше доброе дело. Ваш всею душой». Старец Макарий предпринял издание рукописей преподобного Пансия Величковского. Этим печатным трудом было положено начало знаменитой издательской деятельности Оптиной пустыни. Старец Макарий собрал богатейшую библиотеку духовных книг, рукописей и журналов. Самые теплые воспоминания оставили о нем его ученики. Проходит время, но в душах верующих живут мысли и заповеди старца Макария: «Христианин, проводящий жизнь по заповедям Божиим, должен быть испытуем различными искушениями потому что враг, завидуя нашему спасению, всякими кознями старается сделать нам препятствия к исполнению воли Божией, а также потому, что не может быть тверда и истинна добродетель, когда не будет испытана противным ей препятствием и останется непоколебимою». (Автор статьи М. Лагутин) Из Жития преподобного Макария Старца Оптинского. Среди знаменитых посетителей старца Макария — писатель Николай Васильевич Гоголь. Он неоднократно приезжал в Оптину, при этом обязательно встречался для беседы со старцем. Отец Макарий много содействовал тому духовному перевороту, который уже созревал в душе писателя и в результате которого были созданы его последние, наиболее глубокие произведения — «Письма о Божественной Литургии», «Выбранные места из переписки с друзьями». Общение Гоголя со старцем — не только важнейший факт его биографии, но и знак того общего поворота русской культуры в целом к Православию, вере, духовным традициям, который постепенно начал происходить в середине XIX столетия.
  43. 2 points
    Какую катастрофу предсказывала поэтесса? В 1914 году Анна Ахматова написала стихотворение, в котором она не только описала предчувствие одной из самых кровопролитных войн в мировой истории, но и предсказала ее грядущие ужасные последствия. Июль 1914 1 Пахнет гарью. Четыре недели Торф сухой по болотам горит. Даже птицы сегодня не пели, И осина уже не дрожит. Стало солнце немилостью Божьей, Дождик с Пасхи полей не кропил. Приходил одноногий прохожий И один на дворе говорил: «Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил. Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет. Над скорбями великими плат». 2 Можжевельника запах сладкий От горящих лесов летит. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит. Не напрасно молебны служились, О дожде тосковала земля! Красной влагой тепло окропились Затоптанные поля. Низко, низко небо пустое, И голос молящего тих: «Ранят тело Твое пресвятое, Мечут жребий о ризах Твоих». Исторический контекст Под стихотворением, которое стало откликом Анны Ахматовой на события Первой мировой войны, проставлена точная дата — 20 июля 1914 года. 15 июля 1914 года Австрия объявила войну Сербии, а 19 июля Германия объявила войну России. В этот день Анна Ахматова была в Слепневе — имении родителей своего мужа, поэта Николая Гумилева. О начале войны здесь узнали вечером 20 июля, когда был опубликован «Высочайший манифест» императора Николая II о вступлении России в войну. Остаться в стороне от этого события поэтесса, которая ранее фактически не писала стихотворений по какому-либо историческому поводу, в этот раз не смогла. Свое произведение она озаглавила «Июль 1914». Здесь она говорит об одной из главных общенародных трагедий ХХ столетия и сливается с участью всех простых людей. В стихотворении Ахматова обращается к христианским образам и мотивам. Важно, что православная вера всегда являлась для поэта важным духовным ориентиром, а Священное Писание — богатым источником творчества. Поэтесса особенно почитала свою небесную покровительницу — праведную Анну Пророчицу, посетила Оптину пустынь, где встретилась с преподобным старцем Нептарием. Литературовед и переводчик Никита Струве в работе «Православие и культура» отмечал: «Доказывать, что Анна Ахматова была христианским поэтом, не приходится. Слишком явна христианская тональность ее поэзии, слишком отчетливы свидетельства о ней или ее собственные, хотя редкие, высказывания. Напомню кратко известное «утешительное» письмо Пастернака 1940 года, в котором он называет ее “истинной христианкой” <…> У нее, и в этом ее исключительность, не было эволюции в религиозных взглядах. Она не стала христианкой, она ею неизменно была всю жизнь. В стихотворении есть присущая Ахматовой детальность изображаемого и даже календарная точность: «пахнет гарью», «горит торф», отсутствие дождя — все это констатация природных катаклизмов конца июня — начала июля 1914 года. Действительно, в это время страна страдала от постоянных торфяных и лесных пожаров, засухи, о чем регулярно сообщали петербургские газеты. Однако конкретность описанных погодных явлений не только передает атмосферу начала войны, но обретает в контексте всего стихотворения апокалиптический смысл. В стихотворении "Июль 1914" отчетливо видна ориентация на текст Библии. Кто этот прохожий-пророк, о котором пишет Ахматова? Большая часть стихотворения посвящена описанию пророчества безымянного прохожего. Образ этого героя отсылает к реально существовавшему человеку. Известно, что день объявления Первой мировой войны (19 июля по старому стилю, 1 августа — по новому) совпал со днем памяти одного из самых почитаемых Русской Православной Церковью святых — Серафима Саровского. На эту дату пришлось обретение святых мощей преподобного. Существуют свидетельства о том, что подвижник смог предсказать тяжелейшие для судьбы страны события: «Такая великая скорбь будет, какой от века не было. Ангелы не будут поспевать принимать души». Пророчества старца о неизбежных бедствиях были предельно конкретны: «…произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее». Несмотря на это трагическое обещание, преподобный Серафим говорил, что «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Схожие мысли высказывает прохожий в стихотворении Ахматовой. С образом Божией Матери — Заступницы связывались надежды автора и всего народа на избавление от бед и «великих скорбей», постигших страну. Апокалипсис в июле В пророчестве странника есть прямые отсылки к Откровению Иоанна Богослова — последней пророческой книге Нового Завета. Помимо описания природных катаклизмов, затмения (Откр 9:2) здесь особенно заметна аллюзия на персонажей шестой главы Откровения — всадников Апокалипсиса. Они олицетворяют бедствия и катастрофы перед вторым пришествием и Страшным Судом. Согласно традиционной трактовке образов всадников, Мор — это нарицательное имя всадника на белом коне. Всадника, который едет на вороном коне, именуют Голодом. Еще один всадник, Раздор (Война), — на рыжем коне (Сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6:4)). Четвертый всадник — на коне бледном: и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8). Строка «Ждите глада, и труса, и мора» также отсылает к евангельскому тексту, к словам Иисуса Христа: Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде: но не тотчас конец… восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба (Лк 21:9–11). Последние строки Последние строки стихотворения «Ранят Тело Твое пресвятое /Мечут жребий о ризах Твоих» — это переложение строк из 21-го псалма Давида: Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс 21:19). В Евангелии от Иоанна рассказывается следующее: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин 19:23–24). Эти строки — напоминание о том, что после страданий обязательно наступит утешение и спасение. Стихотворение «Июль 1914» можно назвать пророчеством о близком будущем России. Анна Ахматова поэтически чувствовала приближение войны еще до ее объявления, а затем описала грядущие жестокие испытания, которые выпали на долю родной страны. (20 великих стихотворений. "Фома")
  44. 2 points
  45. 2 points
    Е.ЛУКЬЯНОВ О посещении Анной Ахматовой Оптиной Пустыни (выдержки из статьи) 28—29 октября 1988 года мне довелось впервые навестить шамординскую схимонахиню Серафиму (в миру — Ирина Ефимовна Бобкова, 11/24 мая 1885 — 3 ноября 1990), которая в то время проживала в городе Гомеле. Схимонахине Серафиме было уже 103 года, но память она сохраняла удивительно ясную. Матушка Серафима дала мне машинопись объемом 18 страниц, с заглавием на 1-й странице «РАССКАЗЫ о СТАРЦЕ НЕКТАРИИ» (именно так в оригинале). Эту машинопись ей подарила матушка (в смысле супруга) гомельского священника отца Петра. Чтобы дальнейшее повествование было связным и последовательным, привожу здесь второй рассказ с сохранением орфографии и пунктуации оригинала (с. 4—5 машинописи): «Над<ежда> Алекс<андровна> П<авлович> в 1923 году рассказывала о батюшке о. Нектарии: Она в этом году жила там (в Оптиной. — Е. Л.) месяцев девять. Старец упорно и настойчиво приводит ее, да и всех, кто к нему обращается, к смирению. И когда она бунтует против его приемов, то происходит борьба, в которой всегда ей приходится смириться, уступить и согласиться, что она была неправа. Вот пример, испытанию терпения. Н<адежда> А<лександровна> рассказывает: “Прихожу утром. Говорит “Подожди”. Сижу час, полтора. Выходит старец и приглашает меня и еще двух девиц войти к нему. Девиц приглашает раздеться, а меня нет. Потом, обращаясь ко мне, говорит: — “Пойди, Наденька, позови ко мне Леву; я обещал Ниночке утешать его, пока она в Москве. Приведи его ко мне, мы поговорим об искусстве”. Я лечу к Леве. Он лежит и читает какую-то хорошую книгу, ему тепло, уютно. С ним сидит брат его Н<иколай> А<лександроаич. — “Лева, вас батюшка зовет…” Лева польщен, что сам батюшка за ним прислал — бросает книгу, обувается и идет. С ним просится и Н<иколай> А<лександрович>, которого о. Нектарий держит в “черном теле”. Мы обещаем ему привести его к батюшке и все идем в хибарку. Пришли и ждем в приемной час, два, три… Наконец, выходит о. Нектарий — веселый и светлый — и говорит: “Ну, милые мои, день склонился к вечеру, идите домой”. Я, как-то выйдя из терпения, сказала ему: “Долго ли вы, батюшка, будете с меня шкуру драть?” — намекая на его жестокость, а он ответил: — “Какая ты, Наденька, чудачка, вот мне присылают иногда апельсины, так что ж, по-твоему, я их должен в кожице есть?” Я именинница. Прихожу радостная к нему. Келейник говорит батюшке: “Она сегодня именинница”, а о. Нектарий, не поздравляя и не благословляя меня, говорит: “А ты готовилась к именинам?” Я отвечаю, что не знала, что нужно готовиться. “Отчего вы мне не сказали?” — “А значит, своего усердия нет! Будет у тебя сегодня постный обед со слезами, а если бы приготовилась, был бы пирог!” и ничего не подарил мне, только благословил. О Пушкине. “Пушкин был умнейший человек в России, а жил в тревоге и трепете, в тревоге и трепете. Все понимал, а себе жизнь испортил: у него на сердце всегда кошки скребли”. Я спросила: “А можно ли в искусстве без кошек?" Он ответил “Нельзя”. Когда Н<иколай> А<лександрович> и Лева приезжали из Москвы, то привозили много новых книг. Старец Нектарий велел им приходить и читать ему вслух все. Дошли до стихов Сологуба в альманахе “Феникс”. Стихи нескромные и Лева не решается их прочитать, но о. Нектарий говорит: “Читай все”. Прочтя стихи А. Ахматовой, Н<иколай> А<лександрович> Б<руни> сказал: “Батюшка, благословите эту поэтессу”. Тогда о. Нектарий сказал: “Она достойна… и праведна… приехать в Оптину Пустынь. Тут для нея две комнаты есть свободныя”». По просьбе матушки Серафимы эти рассказы я читал ей вслух, а она делала небольшие пояснения, касающиеся лиц и фактов, упомянутых в машинописи. В частности, она рассказала, что в описываемое время — перед окончательным закрытием и разорением Оптиной Пустыни — она вместе со своей родной сестрой Анастасией (обе были тогда рясофорными послушницами) несла послушание в оптинской монастырской больнице. Больница помещалась в корпусе при храме преподобного Илариона Великого (после возвращения Оптиной Пустыни Московской Патриархии в этом корпусе — поскольку он расположен за монастырскими стенами — на 2-м этаже была устроена женская гостиница, а 1-й этаж отвели под трапезную; храм был вновь освящен в 1991 году). Когда Анна Ахматова приезжала в Оптину, она останавливалась в комнате инокини Ирины, будущей схимонахини Серафимы. Эти сведения по дороге в Москву, в поезде, я кратко записал в своем путевом блокноте: «Когда сестры Ирина и Анастасия несли в Оптине послушание, их комнаты были в больничном корпусе (направо). Когда Анна Ахматова приезжала в Оптину, она жила в комнате у м. Ирины (рядом была комната м. Анастасии)». Рясофорная послушница Анастасия Бобкова впоследствии стала монахиней Анимаисой, а в 1977 году, за год до своей кончины, вместе с матушкой Серафимой приняла постриг в схиму — вновь с именем Анастасии (только не в честь преподобномученицы Анастасии Римляныни, как в крещении, а в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы). Возвратившись в Москву, я напечатал на одной странице «КОММЕНТАРИЙ к рассказам о старце Нектарии, записанный со слов схимонахини Серафимы 29 октября 1988 г.». Рассказ об Анне Ахматовой был прокомментирован так: «К стр. 5 1. Когда Анна Ахматова приезжала в Оптину пустынь, она останавливалась в комнате послушницы Ирины (схимонахини Серафимы). Рядом была комната послушницы Анастасии — родной сестры послушницы Ирины. Комнаты были в больничном корпусе, направо. Это именно те две комнаты, про которые говорил отец Нектарий». С машинописи (с вложенным в нее «КОММЕНТАРИЕМ») были сняты ксерокопии и переданы в библиотеку Оптиной Пустыни. Эта машинопись вместе с моими путевыми заметками была предоставлена писательнице Анне Ильинской, которая по благословению тогдашнего наместника Оптиной Пустыни архимандрита Евлогия (впоследствии архиепископ Владимирский и Суздальский) подготовила к печати жизнеописание схимонахини Серафимы. Таким образом, свидетельство о посещении Анной Ахматовой Оптиной Пустыни впервые было опубликовано в литературной обработке Анны Ильинской в ее «духовном очерке» «Страницы жизни шамординской схимонахини Серафимы»: «Ностальгией об этих мучительно прекрасных днях, точно из первохристианской эпохи дарованных народу русскому для приобретения венца мученического, наполнена эмоционально скупая на первый взгляд строка: “И Оптиной мне больше не видать”, — но только на первый взгляд. Ибо поэт Анна Ахматова узрела знаменитую старческую вотчину именно такой: усиленно стираемой с лица земли, но молитвенно исповедующей имя Божие и не желающей истребляться. Об этом не кричишь — зубы стискиваешь…" Надо сказать, отец Нектарий был весьма образованным человеком. В годы своего предшествующего старчеству полузатвора он изучил множество светских наук, как то: математику, историю, географию, некоторое время занимался живописью и всегда следил за художественной литературой. Когда Лев Бруни наведывался в Москву, он всегда возвращался с чемоданчиком книжных новинок. Наряду со всеми Батюшка выказывал интерес к новым веяньям. Как ни странно, одна из последних книг, которую читали ему ученики, был “Закат Европы” Шпенглера. Любил слушать Белого, Блока, Хлебникова и особенно Ходасевича, стихи которого высоко ценил. Однажды ему прочитали кое-что из Ахматовой, а потом Бруни попросил: “Благословите эту поэтессу”. Батюшка сосредоточился, прикрыл глаза, а потом тихо вымолвил: “Она достойна… и праведна… приехать в Оптину пустынь. Тут для нее две комнаты есть”. Ахматовой передали старческое слово о ней, и она приехала,как паломница. Отец Нектарий благословил ее поселиться в келье послушницы Ирины Бобковой. Рядом через стенку жила Анастасия. Это и были те две комнаты, которые Батюшка в мыслях своих отвел Анне Андреевне: в больничном корпусе направо, там, где сейчас общежитие богомольцев… ...«Духовные дети оптинских старцев оказывали большое влияние на окружавших их людей. Так, знакомство с семьей Мансуровых способствовало воцерковлению Надежды Григорьевны Чулковой, жены писателя Г. И. Чулкова. В 1920-х гг. Надежда Григорьевна жила в Оптиной пустыни, где записывала рассказы старожилов о старцах Анатолии и Нектарии. Оформив свои записи в машинописный сборник “Цветочки Оптиной пустыни”, она подарила его о.Сергию Мечеву, пояснив в сопроводительной записке, что от каждого человека в Оптиной чувствует духовный аромат, чем и объясняется название сборника. Впоследствии машинопись хранилась у Елизаветы Александровны Булгаковой, которая передала ее в дар возрожденной Оптиной Пустыни » . ...Почему старец Нектарий пригласил Анну Ахматову приехать в Оптину — вполне понятно из его слов, которые приводятся в рассказе Надежды Павлович: «Она достойна… и праведна… приехать в Оптину Пустынь». Прозорливый старец видел, кому беседа с ним пойдет на пользу, а кто еще не созрел даже для простого посещения святой обители. Из рассказа актера Михаила Чехова видно, что старец Нектарий его пригласил точно так же, как и Анну Ахматову — провидев духовное устроение: «Попал и я к Старцу, и вот как это случилось. Русская поэтесса Н., находясь в общении с ним, сказала мне однажды, что во время ее последнего посещения Старец увидел у нее мой портрет в роли Гамлета. Посмотрев на портрет, он сказал: — Вижу проявление духа. Привези его ко мне» . «Русская поэтесса Н.» — это Надежда Александровна Павлович, преданная духовная дочь старца Нектария. Когда в мае 1922 года Лев Александрович Бруни прочитал старцу Нектарию ее письмо-исповедь, старец велел написать в ответ, что для таких, как она, в Оптиной места нет. Лев Александрович на такое не решился и ответил в обтекаемой форме: дескать, если ей так хочется, может приехать, — надеясь, что столичная журналистка с истерзанной душой и скептическим отношением к жизни все равно не соберется посетить Оптину. Когда же двадцатисемилетняя поэтесса в июле 1922 года, под праздник Казанской иконы Божией Матери, приехала в обитель, узнала от Бруни ответ старца Нектария и, попросив у старца прощения, сказала, что считает своим долгом уехать, старец велел ей остаться: «Божия Матерь привела вас сюда» ...
  46. 2 points
    Деяния Святых Апостолов, 8:9-24 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ИБО СЕРЛЦЕ ТВОЕ НЕПРАВО ПРЕД БОГОМ. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе ПОМЫСЕЛ СЕРДЦА ТВОЕГО; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Толкования: Магн Аврелий Кассиодор Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом Следует знать, что часто в Божественных Писаниях вместо рассудка упоминается сердце. <...> Несомненно, пусть всем будет ясно, что источник наших мыслей находится там, откуда, как изучено, исходят добро и зло. Ведь и сама частица нашего тела есть место мысли, которая имеет образ огня; так что по справедливости находится в таком месте творения, откуда к нам может прийти размышление. Изъяснение Псалмов. Лопухин А.П. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего Может быть, опустится тебе помысл сердца твоего. Этим указывается на тяжесть греха Симонова, требующего для прощения особо усиленных молитв и покаяния. Помысл сердца твоего - приведенное выше сознательное намерение купить дар Божий за деньги, возможное лишь при другом Богохульном помысле, что Бог способен торговать Своими Дарами.
  47. 2 points
    Лена, вот из сокровищницы Оптинских толкований )) Толкования на Притч. 23:26 Свт. Тихон Задонский Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои Сердце здесь подразумевается не в прямом смысле, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как философы рассуждают, но нравоучительно, то есть как внутреннее человеческое состояние, расположение и наклонение. Это видно из следующего апостольского слова: сердцем веруют к праведности (Рим. 10:10), – и другого, пророческого: Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13:1), и из прочих мест Святого Писания. Откуда сердце уподобляется в Писании сокровищу, в котором или благое, или злое скрывается, как говорит Господь: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое. То есть, какое человек внутреннее состояние имеет, такие у него слова и дела внешние являются, и о чем внутри поучается, замышляет, старается, то и внешне проявляется. Слово и дело внешнее – вестник и свидетель внутреннего человеческого состояния. Сердце, в прямом смысле, поскольку есть начало жизни человеческой, у всех одинаковое, то есть у добрых и злых, как и прочие естественные органы; но в нравоучительном смысле разумеемое, – не одинаково, но у иного доброе, у иного злое и прочее. Сердце – это начало и корень всех деяний наших. Ибо, что ни делаем, мысленно или делом, – сердцем делаем, или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем или злимся; сердцем примиряемся или враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся; сердцем благословляем или проклинаем. На сердце радость или печаль, надежда или отчаяние, покаяние или нераскаянная жизнь, страх или дерзновение. В сердце простота или лукавство. Сердце воздыхает, молится, уповает или напротив наоборот делает, и прочее. Следовательно, чего на сердце нет, того и на самом деле нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, а есть лицемерие. Смирение не есть смирение, а притворство, если не в сердце; дружба не дружба, а хуже вражды, если внешне только проявляется, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: Сын мой, отдай сердце твое мне. Об истинном христианстве. Свт. Феофан Затворник Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Господь. И отдадим его. Припомните притчу о десяти девах— Чего недоставало юродивым? Внутреннего делания. Внешне они были исправны,—девство соблюли, и постов не нарушали, и в храм Божий ходили, и прочее, уставом положенное, исполняли; а об устроении мыслей и чувств не попеклись. И было сердце их, вместо храма Богу,—дебрь, всякими дикими растениями заросшая, полная гадов и насекомых, или запустелое здание,—жилище филинов и нетопырей. Слово на освящение храма в женском Сухотинском Богородицком монастыре. Прав. Иоанн Кронштадтский Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои Сын мой! отдай сердце твое мне. Всего больше старайся, человек, об исправлении, о чистоте своего сердца: сердце – самое главное, душа в человеке. Блаженны чистые сердцем, говорит Спаситель, ибо они Бога узрят (Мф. 5,8), – сердцем, а не умом; приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15,8); добрым и благим сердцем слышавшие, приемлют слово… вземлет диавол слово от сердец их, чтобы они не уверовали и не спаслись… (Лк. 8,12). Ибо из сердца исходят злые помыслы Ош… (Мф. 15,19). Видите ли, Спаситель указывает на сердце, как на самое главное в человеке. Святой царь и пророк Давид говорит: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12). Видите, душу он прямо полагает в утробе, то есть во внутренностях. Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Бог чрез пророка. Так говорит Священное Писание о важности сердца в человеке. Да и опыт уверяет нас, что душа наша, оживляя все тело, преимущественно живет в сердце. Приятное ли, скорбное ли что-нибудь случается с нами – сердце прежде всего чувствует радость или скорбь. Доброе ли дело делали – сердце прежде всего испытывает радость, расширяется от радости; худое ли дело сделаем – сердце прежде всего испытывает скорбь, стеснение, муку; когда сердце радуется, тогда и голова легка и светла, а когда сердце скорбит, тогда и в голове темно и тяжело. Итак, душа наша преимущественно живет в сердце нашего телесного существа, хотя оживляет своим вездеприсутствием все тело. И Господь Бог наш, будучи вездесущ, преимущественно являет Себя на небесах: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих (Ис. 66,1). Если я сердцем не молюсь, молитва моя недействительна; если веры, соединяющей меня с Богом, не имею, я ничто; а вера – в сердце: если я не люблю, нет мне… никакой пользы(1Кор. 13,3) от всех дел по видимому добрых; а любовь живет в сердце, не в уме. Я плохой и потому подозреваю, что и другие злы до меня, недоброжелательствуют мне. Исправить свое сердце [злое на благое]. Господи! Помози мне! Дневник. Том II. 1857-1858.
  48. 2 points
    Православный христианин имеет образом для подражания Спасителя, Который знает все и о всех, все недостатки и грехи, каждую мельчайшую мысль. Поэтому, по мере духовного роста, православный человек начинает видеть все больше недостатков в себе и, соответственно, в окружающих людях. Это вполне нормально, вопрос только в том, что видя все больше и больше недостатков в ближних, надо стараться все больше и больше их любить, как Господь Иисус Христос. Враг же старается наоборот, это усиливающееся духовное зрение обратить в осуждение. Часто ему это удается, поэтому многие православные пройдя первый этап духовного возрастания, застревают в осуждении, дрязгах всяких и тд. Это случается со всеми без исключения, поэтому надо заранее готовиться это искушение в себе преодолевать. Люди духовно развиваются и учатся всю жизнь. Ребенок бегает и играет беззаботно, и только став взрослым и вырастив своих детей, понимает, сколько сил и терпения нужно родителям на ребенка, пока это время не придет, ему и объяснять бесполезно. И люди, встречающиеся в храме, тоже находятся на очень разном уровне духовного развития. Это тоже промыслительно, чтобы мы всегда имели возможность исполнять заповеди о любви к ближним. Причем, вопрос не в том, у кого больше стаж православной жизни, можно десятилетиями в храм ходить, и не развиваться духовно, такое тоже сплошь и рядом. Вот и получается, что те из нас, кто "взрослее" духовно, должны относиться с пониманием к более "младшим", стараться им помогать и молиться за них. Тогда и спокойное отношение к чужим недостаткам сформируется.
  49. 2 points
    Сердцем мы любим любимых близких и родных. а чужих мы любим хотя бы настолько, чтобы не осуждать их и не причинить им зла=просто потерпеть их недостатки и непохожесть на нас. Это тоже любовь...
  50. 2 points
    С Божией помощью. Только с Божией помощью. Всматриваемся внимательно в свое духовное зеркало, и говорим "Господи, как ты меня терпишь".... Искренне каемся на исповеди в своих грехах ... себялюбие, гордыня, тщеславие. А если кажется что себялюбия, гордыни и тщеславия нет... то... это только кажется...
×
×
  • Create New...