Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 09/12/19 in Posts

  1. 5 points
    При освЕщении иконы я испытываю чувство радости, потому что я её вижу. А при освЯщении иконы я получаю свидетельство Церкви, что икона соответствует каноническим правилам: "Освящение иконы — свидетельство Церкви о каноничности её изображения. Освящение – это не придание иконе какой-то благодати, которая ей присуща благодаря лику того, кто на ней изображен, а это свидетельствование Церкви, что икона принята ею как своя. протоиерей Максим Козлов" (https://azbyka.ru/osvyashhenie-ikony) Кстати, тот факт, что в церкви изображение окропили святой водой, еще не значит, что это икона. Однажды подруга моей жены подарила нам вышитую картину Божией Матери. Мы отнесли её в храм, и батюшка освятил её не как икону, а как картину, благочестивое изображение. Но всё равно, какая бы ни была икона - освященная или нет, или даже просто изображение - если на нем Имя Божие, Имя Божией Матери, имена угодников Божиих или Святого Креста - необходимо относиться к нему с благоговением.
  2. 5 points
    Да! Мне все такие родные уже стали! Работать не начну, пока сюда не зайду, хоть мельком глянуть. Здесь говорим о том, что дорого нашему сердцу и косо не посмотрит никто считая "не такой". СПАСИБО ВСЕМ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!!!! МИЛОСТИ БОЖИЕЙ ВСЕМ!!!!!
  3. 5 points
    Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Мф. 20:6-9
  4. 4 points
    Очень интересная статья об обидах, прощении и причинах. Разожми кулачок, обезьянка Марина Бирюкова Источник: Православие и современность Прощение — это проблема не только духовная, но и психологическая: нам будет трудно разрешить эту проблему, если мы не посмотрим на нее глазами практикующего психолога, к тому же верующего, православного человека, писателя и журналиста. Наш собеседник — Александр Ткаченко. — Александр Борисович, как бы Вы, будучи психологом, определили: что значит простить? Простить — это что сделать? — Не претендуя на академичность этого определения, я сказал бы, что простить — значит, высвободить ту энергию, те внутренние ресурсы, которые раньше расходовались на непрощение. Непрощение — это обида, на то, чтобы сдерживать напор обиды, у человека уходит масса энергии, причем перманентно: ведь непрощающий человек всегда должен быть готов отвергнуть попытку примирения с той стороны. А что происходит, когда мы простили? Имеющийся у каждого из нас обыденный опыт свидетельствует: человеку становится легче. Ощущение этой легкости хорошо выражено в расхожих выражениях: будто гора с плеч свалилась, словно камень с души и т. п. Это и есть переживание возвращения той энергии, которая раньше тратилась на непрощение. И теперь эту энергию можно использовать в благих, в достойных человека целях. — А почему человек подчас так упорен в своем нежелании, отказе прощать? Например, одна моя знакомая — верующая, постоянная прихожанка — наотрез отказывается простить родной сестре, которая действительно плохо с ней поступила: продав квартиру, бросила их со старенькой мамой, инвалидом, без денег и нормального жилья, а сама вышла замуж за иностранца и уехала за границу. Говорить этой моей знакомой: «Если ты христианка, ты должна… » — бесполезно, она только жестче от этого становится в своем отказе: «Кому угодно другому, только не ей! Никакая она мне не сестра!». О позиции сестры мне судить трудно, но знаю, что она неоднократно пыталась наладить отношения.— Александр Ткаченко 17 сентября 2019 г.
  5. 4 points
    Радуюсь всегда, когда захожу на сайт. Знаю, что встречусь с хорошими людьми, а это так важно в жизни. На счет сфотографировать, не знаю что из этого получится. Можно попробовать.
  6. 4 points
    Сфотографируйте в журнале и разместите. Вы не одна. У меня то же самое. Вообще ничего не интересно - ни книги художественные ( прыгала от счастья когда раньше купила все тома Чехова, так и не прочла полностью и одну), ни кино (кроме православных фильмов), ни театр.... Отец Нил не устаёт нам напоминать, что не мы пришли, а Господь призвал. Ему ведомо что и как успеете. Правильно Андрей про 11 час притчу написал.
  7. 4 points
    Если человек жаждет читать канон этот (или ещё что) выход найдётся. Хоть на принтере распечатать, хоть в храме попросить помочь. Помните как о. Венедикт рассказывал, как ему однажды только на одну ночь дали Евангелие почитать, но он решил, что просто прочесть будет не плодотворно, поэтому взялся переписывать. За ночь всё от Матфея переписал. А когда тот, кто ему дал читать Евангелие это увидел, то подарил ему сию вечную Книгу. Да, домашнее чтение с праздничным Богослужением не сравнится, не спорю. Но мне плодотворное читать самой дома. В храме канон длится 15 минут, а дома я читаю канон 30. В итоге канон храма проходит мимо моего сознания ( это личная моя проблема, скорее у других не так). Да, понимать Богослужения важно. А когда понимаешь, что там происходит, то служба буквально пролетает. Вот на Литургию летишь, спотыкаясь, с трепетом ожидаешь начала. Вот оно "Благослови, Владыко!". Моргнул один раз - "Святая Святым!" Да как же так?!?!?! Подождите, давайте сначала!!!!!!
  8. 3 points
    И в лавке все иконы освящены. А если икону получили в подарок, или от бабушки осталась, и неизвестно, освящены, или нет - идём в храм и освящаем!) У меня был такой случай в самом начале воцерковления. Я вышла из дома на минуточку, а потом, когда вернулась около подъезда лежела маленькая иконка Пресвятой Троицы и маленький молитвослов. Шёл дождик и все это намокло и испачкалось. Так жалко было! Я взяла, высушила и отнесла в храм, батюшка с великим благоговением освятил и я берегу эту удивительную находку! Ну а старушки из подъезда, конечно приговаривали - не бери, это неизвестно откуда и пр. суеверный бред.
  9. 3 points
    Святые отцы сначала советуют помолиться, чтобы Господь вразумил что сказать. Ведь можно и о кроликах поговорить. Вам сердце подскажет.
  10. 3 points
    Вот статья. Но в один прием не получается. IMG_20190913_0001-min.pdf IMG_20190913_0002-min.pdf IMG_20190913_0003-min.pdf IMG_20190913_0004-min.pdf IMG_20190913_0005-min.pdf IMG_20190913_0006-min.pdf IMG_20190913_0007-min.pdf IMG_20190913_0008-min.pdf IMG_20190913_0009-min.pdf IMG_20190913_0010-min.pdf IMG_20190913_0011-min.pdf IMG_20190913_0012-min.pdf
  11. 3 points
    Священство Элладской Церкви опубликовало обращение по «украинскому вопросу».
  12. 3 points
    Наше наследие Ребенок перед Царскими вратами Посвящается М. Е. Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех забывших радость свою. Так пел ея голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче. И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, И что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели. И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских врат, Причастный тайнам, - плакал ребенок О том, что никто не придет назад. Меня давно уже занимал вопрос: кто там плачет, и почему? Что это за ребенок, который в церкви во время службы взобрался на высокую солею, прямехонько к Царским вратам, и давай там плакать? Причем никому как будто и дела нет! Да его бы, нахала такого, вмиг... Образ, как мне казалось, совершенно фантастический - однако в этом стихотворении, едва ли не лучшем, вышедшем из-под пера Александра Блока, попросту нет места фантазиям. Конечно, Блок был "символистом" - и признавался Ходасевичу, что сам давно уже не понимает изрядной доли прежних своих "символов"… Вообще-то он мог выдумать всё что угодно; но только строки эти, как ясно ощущает любой внимательный читатель, не выдуманы, а найдены, услышаны. Говоря словами того же Блока, "легкий, доселе не слышанный звон", уловленный ухом поэта и переложенный на бумагу, несет в себе не выдумку, а реальную жизнь. Ребенок у Царских врат не может не иметь подлинного прообраза. Вероятно, вы знаете в чем тут дело; а мне загадку разъяснил недавно один дьякон. "Какие тут могут быть сомнения? - недоумевает он, - Стихотворение прозрачное и ясное. Где же еще быть ребенку, причастному Тайнам, как не у Царских врат, где его причастили? А поскольку, за исключением нескольких суббот Великого поста, в приходских церквах в те далекие годы св. Даров не принимал никто, кроме новокрещенных младенцев, ребенку этому не так много дней от роду: неудивительно, что он и плачет". И в самом деле, всё становится на свои места. Недаром возникают здесь "корабли, ушедшие в море": ведь стихи написаны в 1905 году, вскоре после разгрома русского флота в Цусимском проливе. Раскройте Псалтирь и вспомните образы 106-го пслалма - "Окованные нищетою и железом"... "Сходящие в море в кораблях"... "Озлобленные от скорби зол и болезни". Сладким волнам женского голоса, которые баюкают нас, обещая призрачное утешение, отзывается тревожный плач детской души. Перед ней, просвещенной Святыми Тайнами, открывается и судьба моряков Цусимы, и много больше того, в лучах кровавой зари ХХ века. Если так, то почему же я сам никак не мог разобраться? Почему безпокойный младенец-первопричастник никак не приходил мне в голову? Не потому ли, что в наше время, которое у нас так принято ругать и оплакивать, образ ребенка перед Царскими вратами в корне переменился? Не потому ли, что наши дети - как, слава Богу, и наши взрослые - всё чаще и сознательнее откликаются на возглас диакона: "Со страхом Божиим и вероюприступите!" Не потому ли, что на каждой воскресной и праздничной литургии, лишь только споют запричастный стих, как от амвона начинает расти очередь, дотягиваясь к выносу Даров чуть ли не до самой паперти: впереди - еще нетвердо стоящие на ногах, за ними - побольше, дальше - еще больше, дальше - родители... И ни у кого в заводе нет поднимать шум. Даже слезинки никто не проронит. По крайней мере из детей. А накануне тех же дней почти в том же составе стоит очередь к правому клиросу, где идет исповедь. Всенощная отошла; свечи погашены, мерцают одни лампады, и те, кто еще не столь давно "плакали у Царских врат", окрепшими или огрубевшими, пронзительно знакомыми голосами, как будто пришли назад их ушедшие в безвозвратный путь родители, на левом клиросе поют Акафист Пресвятой Богородице. Иеромонах Макарий г. Иваново
  13. 2 points
    А перед "знакомством"предложить прочитать Символ веры.
  14. 2 points
    Евангелие от Иоанна, глава 8 стих 31, 32. Вот это я познала на себе. Но мне потребовалось время и не мало, чтобы я пересмотрела свою жизнь. Прочитав статью, мне стало понятнее, почему многие люди не могут прощать и забывать обиду.
  15. 2 points
    Свидетели Иеговы признаны сектой и запрещены законодательство. Соответственно, каждый участник этой секты автоматически попадает под уголовную ответственность. У меня был случай с сектой Свидетели Иеговы. В ней состояла моя двоюродная бабушка. Около 12 лет тому назад она пришла ко мне и начала вербовать. Я сразу поняла то, что речь идёт именно об этой секте и то, что она сектантка. Разумеется, пополнять ряды этой секты не входило в мои планы. Мне нужно было её отшить как можно быстрее и изящнее. И я взяла, да и сказала:" А я сейчас изучаю гипноз. Давайте ка на Вас потренируюсь. И приведите мне своих родственников. Мне нужно руку набить." Её как ветром сдуло.
  16. 2 points
    Марина, это надо в Вашем храме со священником обсуждать, так как в разных приходах могут быть разные традиции. А общие правила вот в этом документе: "Об участии верных в Евхаристии" https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/ob-uchastii-vernyh-v-evharistii/
  17. 2 points
    Хорошая статья. Только о молитве почти ничего. А ведь что такое обида - это то самое море бушующее, которому Господь просто сказал "Умолкни, перестань", и оно успокоилось. И вот это непонятно: Тут можно так себя расчесать, что уже не к психологу, а к психиатру попадешь. Чтобы так отгоревать, надо лет 10 потратить. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Каждый вечер говорим: "Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче", вот и надо это повторять всё время. И Молитва Иисусова.
  18. 2 points
    Ведь если иконы будут писать в технике "я художник - я так вижу", то у молящегося при взоре на образ начнётся фантазирование, а это во вред.
  19. 2 points
    Икона освящена самим изображением на ней. Даже если фото в журнале и даже если в газете - это освященная Ликом изображения (или изображений) икона. Неужели Спасителя или Матерь Божию в изображении надо еще освящать? Хотя священник не откажет в освящении, предполагаю. Это по духовному возрасту. Кому-то надо много Крещенской воды, а кому-то немного. Он будет из этого немногого добавлять в любое количество воды и верить, что одна капля освятит цистерну. )) Можно задать встречный вопрос, чтобы было понятно направление ответа, который очевиден. Какие чувства Вы испытываете, видя фотографии Ваших родителей, земных, которые дали Вам жизнь (физиологически) и некоторые вещественные имения? К пра-родителям всех ступеней? К земным помощникам и благодетелям? ))
  20. 2 points
    Прикладываешься всегда с благоговением. В храме все иконы освящены.
  21. 2 points
    Где-то тут был разговор на эту темы, возможно, давно. Пока не нашелся )). Трубящие Ангелы - в книге Откровений Иоанна Богослова. Немного из недр интернета. «Сын человеческий! Изреки слово к сынам народа твоего и скажи им: если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем, и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ. И если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя; то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове. Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою. Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, то, когда меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих Слово и вразумлять их от Меня (Иез. 33: 2-7). ...Иногда в руках ангелов можно увидеть трубы — символы звука и ветра. Во время Страшного суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы...(журнал "Фома") ‌"...На одном из куполов церкви в честь Казанской иконы Божьей матери Серафимо-Дивеевского монастыря находится ангел, трубящий в трубу. Ангел означает в переводе вестник. О чем трубит он, какую весть Божью несет он людям? О чем трубит ангел на храме? Ангел трубит о том, что нужно торопиться делать добрые дела, а не откладывать их на потом. В стихотворении Ивана Алексеевича Бунина о трубящем Ангеле есть такие строки: «…Трубит о том, что мы живем, Что мы умрем, что день за днем Идут года, текут века – Вот как река, как облака. Трубит о том, что все обман, Что лишь на миг судьбою дан И отчий дом, и милый друг, И круг детей, и внуков круг, Что вечен только мертвых сон, Да Божий храм, да крест, да он. И льется глас от долу до села — Творить спешите добрые дела». (Сайт художественной мастерской) "...Образ трубящего ангела — непременная часть любого изображения Страшного суда, то есть символ грядущего наказания за все наши прегрешения, — так обычно считается. Однако есть в мировой культуре несколько изображений этого грозного символа, которые несут совсем иное послание — послание света, любви, радостного удивления перед грядущим. Ангел кисти Андрея Рублёва в Успенском соборе Владимира — одно из немногих, кажется, доподлинных произведений великого мастера. Сам собор был поставлен ещё в конце XII века; во время Батыева нашествия XIII века страшно пострадал, горел. Только в 1408 году нашлись силы для его восстановления. Для росписи призвали из московского Андроникова монастыря весьма уважаемых мастеров — Даниила Чёрного и Андрея Рублёва. Они и создали фрески, частично сохранившиеся до наших дней. От работы Рублёва осталось в западной части собора изображение Страшного суда — апостолы и ангелы, праведники, идущие в рай, два трубящих ангела, возвещающих о приближении Суда для всех живущих и умерших. Полустёртые фигуры лучше видны при ярком освещении, которое в храме бывает редко. Но всё равно можно различить и необычный разворот тела (можно ли так сказать об ангеле?), и изящный наклон головы, и тонкие черты лица. И полуулыбку — как будто они видят то, что неведомо больше никому, и это будущее для них исполнено света, нездешнего, радостного..." "Пресытясь издержками цивилизации в усложнённом условностями современном мире, мы хотим самую малость, элементарно простого: чистого свежего воздуха, хрустальной обжигающе холодной родниковой воды, не нарушаемой шумом моторов и мирской суетой тишины девственного леса. Остановить хотя бы на время мысль, полную повседневных проблем и тягот земного бытия. Где она, далёкая неведомая страна, затерявшаяся среди бесконечных просторов необъятной Родины, страна, в которой духовное выше материального, в которой находят утешение искалеченные ложными ценностями души? …Неустанно днём и ночью трубит ангел на одной из башен Оптиной пустыни, указывая путь в искомую обитель, расположенную на высоком живописном берегу реки Жиздры среди деревьев векового леса. Обитель была основана в ХV веке раскаявшимся атаманом разбойников Оптой, который жизнью аскета и подвижника - многодневным голоданием, усердной молитвой, непрестанной внутренней работой - искупил свою вину, превратив впоследствии обитель в знаменитый духовный центр России. Каждый сантиметр этой благодатной земли насыщен духом Истины - многовековым молитвенным трудом монашествующей братии. Здесь находится неистощимый родник, питающий дух жизни русского народа. Отсюда черпали силы видные философы и мыслители прошлого, государственные деятели, писатели и художники, чтобы потом в безсмертных творениях отразить открывшийся истинный смысл жизни. "Духовной санаторией израненных душ" назвал Оптину Павел Флоренский. Сюда устремлялись за словом утешения из разных уголков многострадальной Руси измученные тяжкими болезнями, семейными неурядицами, существующим строем… Рассветным утром под колокольный звон четырнадцать оптинских старцев с фресок под сводом каменных ворот Свято-Введенского Оптинского мужского монастыря встречают и приглашают к Богослужению каждого, отыскавшего сюда путь. В руках у старцев кресты и свитки, запечатлевшие простые истины. Здесь же святой Амвросий поучает, как надо жить: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение". Тихо помолившись в Введенском храме, в котором находятся чудотворные мощи преподобного старца, единым дыханием утвердить: "Верую…". Наш земляк отец Амвросий (Александр Гренков, уроженец села Большая Липовица Тамбовской губернии) был самым известным, третьим по счёту после Льва и Макария, старцем Оптиной пустыни и её духовником в середине ХIХ века. Быть может, в лёгком, едва уловимом благоухании ощущалось живое присутствие святого старца среди молящихся. Вместе с мелким моросящим осенним дождём пропитывались духом и целебным воздухом Оптиной искавшие глубокий смысл страждущие души и наполнялись миром и покоем. Сколько раз пытались уничтожить Оптину, но каждый раз она возрождалась из пепла, оставаясь истинным духовным сердцем России. В начале ХХ века её преобразовали в сельхозартель, а затем и вовсе разгромили: обезглавили церкви, сровняли с землёй могилы старцев. От содеянных бесчинств выступили слёзы на образах Богоматери и Младенца и застыли до нашего времени на иконе Матери Божией "Одигитрия" (Путеводительница), которая сейчас находится в Преображенском храме. И только от нас, наших мыслей и поступков зависит, исчезнут ли слёзы со святых ликов. Особо поглумились сатанисты в дни Святой Пасхи 1993 года, убив трёх монахов, раки с мощами которых покоятся в скромной часовенке на территории монастыря и обладают целительной силой. …Высоко поднял трубу ангел на одной из башен Оптиной пустыни, далеко окрест разносит эхо призывной набат и отголоски иной жизни. Задумайтесь, люди, сегодня, поднимите глаза на небо, и, быть может, в наступающем завтра нам откроется подлинный смысл нашего пребывания на земле (Марина Чеснокова, 2012 год) "...Епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смир­нов) — первый наместник новой Оптиной пустыни. Скоро, 3 июня (н. ст.), в день Владимирской иконы Божией Матери, исполнится пять лет со дня первого богослужения обновленной обители. — На башнях Оптиной пустыни недаром — ангел с трубой, — сказал владыка. — Глас этой трубы и разошелся теперь на Пасху... (Пресс-конференция 28 апреля 1993 года "О мученической кончине оптинских монахов") Не только у Оптины такой логотип. Иногда встречается Оптинский Ангел на разных ресурсах. Что-то давно его нет в виде памятной вешицы в книжных лавочках Оптины.
  22. 2 points
    Сама по себе психотерапия, как отрасль медицины не отрицается Церковью. Однако ряд врачей и клиник, называющих себя психотерапевтическими, используют практики, которые Церковь не одобряет или вообще отвергает (например, кодирование, медитация; опять же к гипнозу большие вопросы, и пр.), так как они связаны с воздействием на волю человека. А это уже не от Бога. О всяких шарлатанах (экстрасенсы) я уже молчу. Поэтому надо быть очень осторожным в выборе врача. О позиции нашей Церкви можно почитать здесь: https://pravoslavie.ru/56300.html И этот совет надо принимать с рассуждением, особенно если Вы не очень хорошо знаете этого священника. Если батюшка запрещает идти шарлатану или делать кодирование - это одно, а если запрещает принимать назначенное лекарство от шизофрении - это другое. И такое бывает.
  23. 2 points
    Братья и сестры, хочу немного поговорить о милостыне. Тему не создаю, может лишняя будет. Уже много раз всюду обсуждался вопрос о "попрошайках" у которых у каждого есть свое законное место в городе. Куда те деньги идут, не суть вопроса. Да ладно деньги! Они же еще диктуют, что для них надо купить и идут вслед по улице со словами "тёть, купи"; метров 10 могут идти. Таким многие и не подают, зная эти махинации. Я хочу спросить о бездомных людях, которые не просят никакой милостыни, а если им что-то давать, отказываются буквально отталкивая. Один отнекивался, что только что поел. А один, молча, так посмотрел, что вот уже 2 месяца я его глаза помню. Сегодня вот увидела одного дедушку. Может и не бездомный, но на вид несколько схож, разве что не воняло от него (чтоб не воротить нос, надо подумать как мои грехи смердят Богу). Сидел на многолюдной улице на лавочке, рядом на ней на сухой траве 2 кролика (сидят не убегают), вокруг лавочки голуби и даже на его плечах сидело двое!. Рядом с кроликами на лавочке на картонке надпись "біть добру" ( вот так через "і"). Но, никакой "емкости" для милостыни нет. Но, не сидит же он для театрального времяпровождения. Вот таким, почему-то, хочется подать или хоть чаю купить, а вроде же и не просит. А когда неоднократно отказывались от милостыни, не просящие, то боишься уже пробовать, вдруг их это оскорбляет. А может я не правильно что-то делаю? Как подать милостыню бездомному, но не просящему об этом?
  24. 2 points
    «Приблизиться к Богу можно только с пронзенным сердцем» Памяти Афонского старца Макария (Тэнасе) 5 лет назад, 14 сентября 2014 года, не стало одного из замечательных румынских старцев иеродиакона Макария из скита Продрому на Святой Горе Афон. Родился он 15 апреля 1927 года, в монастырь Сихастрия поступил 1 апреля 1943 года, еще до наступления 16-летия, и всю жизнь посвятил Христу. Приводим для читателей портала «Православие.ru» советы старца, записанные за два года до его кончины лицом, пожелавшим остаться неизвестным. От автора На свете есть люди, по которым скучаешь, потому что, находясь с ними, чувствуешь, что они совпадают с тем, что в тебе есть вечного, дают возможность забыть о преходящей нищете мира сего и предвкусить радость утешения вечного. Таким человеком – монахом высокой меры духовной – является и авва Макарий Продромит. Иеродиакон Макарий (Тэнасе) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Lumea monachilor (Мир монахов) 13 сентября 2019 г. [1] О старце Петронии см. также: https://pravoslavie.ru/44964.html [2] См.: Древний патерик. Гл. 11, 12 (5); Достопамятные сказания. Об авве Алонии, 1: «Если человек не скажет в сердце своем: в мире я один да Бог, – не найдет спокойствия». http://pravoslavie.ru/123414.html
  25. 2 points
    Инна, спаси Господи! Объменялись все мнениями в форумских традициях. Только лишь одно немного ускользнуло, что спросил наш брат, пока нще в начале пути идущий. Ну да ладно, может полезно ему будет, если уже по силам такой способ ответов . Всех нас Щедрою Рукою одарили талантами. И Блока, без сомнения, тоже. И последняя фраза, что плакал "О ТОМ, что никто не вернется назад..." Не знаю, как сказать... ведь не написал О ТЕХ, а именно. О ТОМ. И как сразу меняется смысл...В эту годовщину Бесланской трагедии была у храма в Москве, там Аланское Подворье. Перед храмом монумент жертвам теракта. 15 лет уже пролетело, а то состояние, которое пришлось испытать 2-го сентября, когда ещё все были живы, когда накрыло ужасом, что все будет плохо, а рядом дочка школьница... Вот оно было О ТОМ. Годы терактов ведь были тогда... Поэтому , повторюсь, разные мы все...Возможно, если бы не Беслан и личные переживания, с ним связанные, и отношение к событиям предреволюционных лет было бы иным...Просто рассуждение... То, что мы поначалу с головой уходим от прежних своих увлечений и пристрастий - это дело известное и понятное. Мало с кем бывает по-другому. Главное, не расстерять приобретенные желания, устремления, навыки, когда надо будет самой, без такой Божией опеки первых христианских лет, стоять на духовных кривеньких слабеньких ножках. С Рук опустят на Землю и скажут - иди!.. Инна, "боюсь не успеть"...это, конечно, только, как говорил иерм.Рафаил Огородников про боязливых? )) Да и, как батюшка наш здесь говорит, совершенный плод забирается. Или безнадёжный к исправлению. У нас тут в области Полотняный Завод с имением Гончаровых в виде музея. 8 сентября торжества были, потом в соцсетях отчёты с фото. Вижу портрет Наталии Николаевны Пушкиной тогда еще. И вспоминается книжица из целой коллекции книг о Пушкине, непонятным образом в советское время образовавшейся (причина, конечно, известная - страсть и любопытство относительно чужой великой жизни. А раз страсть - получите все, необходимое для ее благоуспешного развития)). Называлась книжица "Моя Мадонна" . Она представляла Наталию Николаевну не совсем в том образе, который в школе нам, малолеткам, внедряли. На обложке - как раз этот самый портрет. Далее в голове автоматом строки "Чистейшей прелести чистейший образец", далее безуспешная попытка вспомнить все стихотворение. Опять любопытство. И много раз читанное стихотворение "открывается" совсем совсем в другом смысле. Важнее другие Действующие Лица. И самоанализ на тему: что изменилось за время духовного пути? Слова благодарности...И это тоже "действие поэзии")). И такая поэзия нисколько не отдаляет от главной поэтической Книги, сплошь состоящей из стихов. Промелькнет, каждому свое раздаст. Ну и хорошо... Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель - Она с величием, Он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. А.С. Пушкин "...В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель - Она с величием, Он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона..." Простите за многословный монолог 
  26. 2 points
    Как похоже на путь монашеский, от начала и до конца жизни проходящий в послушании. «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу» (Быт.12:1), то он оставил все, что имел в руках, и устремился к чему-то неизвестному, и не поколебался духом, не замедлил, но со всею готовностью, исполняя повеление Мое, послушал гласа Моего..." На Книгу Бытие, 26:5 святителя Иоанна Златоуста "... Что же значит: «послуша гласа моего, и соблюде повеления моя, и заповеди моя, и оправдания моя?» Когда Я сказал ему: «изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу» (Быт.12:1), то он оставил все, что имел в руках, и устремился к чему-то неизвестному, и не поколебался духом, не замедлил, но со всею готовностью, исполняя повеление Мое, послушал гласа Моего. Затем, Я обещал ему нечто сверхъестественное, когда уже и возраст его не подавал ему на то надежды, и ни он сам, ни мать твоя не имели никакой способности к чадорождению; но слыша от Меня, что семя его так распространится, что наполнить всю землю, – и тогда он не смутился мыслию, но уверовал. И вменилось это ему в правду, потому что, уверовав в силу Мою, уповая на обетования Мои, он стал выше человеческой немощи. И после рождения твоего, когда мать твоя вознегодовала на Измаила, родившегося от рабыни, и хотела изгнать его из дома с Агарью, чтобы он не имел ничего общего с тобою, – праотец, хотя по своей родительской любви имел и к нему некоторое расположение, но услышав от Меня повеление – делать то, что угодно Сарре, забыл естественную любовь, изгнал Измаила с рабыней, и во всем слушал гласа Моего, и хранил заповеди Мои. Наконец, получив от Меня повеление – принести в жертву сына, данного ему в старости, столь дорогого ему, он не испытывал, что значит повеление, не возмутился духом, не сообщил о том ни матери твоей, ни рабам, не объяснил и тебе самому, что намерен был делать; но с духом мужественным и с совершенною готовностию поспешил исполнить Мое повеление. Поэтому, увенчав такое намерение его, Я не допустил совершиться самому делу. Итак, за оказанное им во всем великое послушание и соблюдение заповедей Моих, тебя, родившегося от него, Я делаю наследником данных ему обетований. Итак, подражай его послушанию, и веруй слову Моему, чтобы тебе удостоиться еще больших наград и за добродетель отца, и за собственное послушание; и не ходи в Египет, а оставайся здесь. Видишь ли человеколюбие Божие, как Бог чрез напоминание о добродетели отца укрепил дух Исаака? Беседы на книгу Бытия. Беседа 51."
  27. 2 points
    С большим интересом читаю его статьи на православии.ру. Вообще нравится читать статьи с разбором, т.е. с толкованием. В советское время такой возможности не было. Помню "Луч света в темном царстве")) Сейчас, забил в поисковике нужное, за секунды все найдено. Но вот пока не приспичет, лень. Поэтому благодарна Вам, Оля, что хоть Вы просвещаете)). На мой взгляд все правы. У каждого своя точка зрения.Что кому ближе в душе и сердце. Поэзией долго увлекалась. и сейчас нравятся стихи, которые понятны, где не надо думать, а что автор или поэт хотел сказать. А чтобы писать хорошие детские стихи, надо самому в душе быть ребенком. Не далее как позовчера моя доченька посадила всю такую "умную" маму в лужу)). Спрашивает меня:"Ты знаешь в чем состояла афера Чичикова?" Лет 40 назад читала этот роман, а говорю с уверенностью, что знаю. В общем Обломс... Тогда она дала мне журнал почитать, где очень познавательная статья для таких как я "умных". Там лингвист-филолог рассказывает о нескольких произведениях, раскрывая смысл непонятных моментов. Искала эту статью в интернете, но не нашла. Хотела разместить на форуме. А вообще заметила, что когда стала читать духовную литературу, все остальное меня перестало интересовать. Может и неправильно. Видимо я поздно пришла к Богу, а теперь боюсь не успеть.
  28. 2 points
    Та же самая причина, что здесь: "И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему" (Лк.19:42). О чем думают люди в стихотворении? - "что радость будет, что в тихой гавани все корабли". Но не о покаянии, не о Царстве Небесном. А что было в грядущем (1905 год)? - хаос, разрушение, войны, революции, ненависть. И Блок это очень остро чувствовал: никакой тихой гавани не предвидится, "степная кобылица несется вскачь". "когда будут говорить: "мир и безопасность ", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут." (1Сол.5:3). Это и сейчас актуально - хорошо, когда в храме красиво поют, благолепие и пр. Но главное там - это Крест. И в продолжении о поэзии - Булат Окуджава об этом спел, даже не будучи на тот момент христианином: "Крест деревянный иль чугунный назначен нам в грядущей мгле".
  29. 2 points
    Мне нравится подробно разбирать Богодухновенные тексты Священного Писания, рассматривать контекст, улавливать смысл, вновь и вновь узнавать Бога. Разбор и улавливание смысла в словах поэта, который и сам не понимает к чему написал стих, является весьма унылым зрелищем. Мучительно вскрываем скорлупу, в которой никогда не было ореха. Стихи хороши, если изначально понял и увидел красоту в образах, а если что-то не понятно, возможно лучше не насиловать свой ум и внимание.
  30. 2 points
    Так в том-то и дело, что поменять хотят многоп. И меняют. ((( Дома читать можно. Но не у всех есть интернет или Минея Праздничная)). И Праздник - это праздник, Канон почти завершает ту часть, что до Литургии. Сопровождается песнопениями. Смысл Богослужений глубокий, понять можно тех, кто любит и знает Богослужения. Они логичны, тексты переплетены и связаны. Укор был верно направлен - отстаиваем ЦСЯ не только потому что. Но и потому, что знаем, разбираемся, учим...
  31. 2 points
    А я всегда эти строки понимал так, что высоко у Царских врат - это Тот Самый Ребенок.
  32. 2 points
    В одном из споров за и против ЦСЯ получила вопрос: "Вот скажите, что было в храме на Праздник Благовещения???" (На тот момент Праздник был несколько дней назад). "Ну что было? В субботу, накануне, в храме народа традиционно мало, искушений традиционно много..."Вот-вот, народ, искушения... А что Всенощной этого Праздника многие ждут целый год с трепетом - Вам неведомо! А почему?! Да потому что Канон особенный. В нем диалог Архангела Гавриила и Пресвятой Богородицы! Ну хоть что-нибудь услышали на своем ЦСЯ??? Хоть что-нибудь поняли???" Оппонент ранил, конечно, хотя не убил, так как, хоть и не знала, что Канон такой необыкновенный, но горевала, что у нас читали только слова Богородицы, так как еще читался Воскресный Канон. Сообщила, что, мол, да-да! ещё думала, как же читать от их лиц?. "Как читать?! От лица Ангела мужским голосом, от лица Богородицы - женским!" "Ну это, -возражала, - театрально!" "Театрально - ваши "паки и паки" "......... До Благовещения ещё далеко, и все же (кто знает, где будем в апреле?) Предлагаю , одним словом. ОБ ОДНОЙ ОСОБЕННОСТИ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО КАНОНА Диакон Владимир Василик Один из самых радостных и удивительных праздников —Благовещение Пресвятой Богородицы. Глубока и содержательна его служба, в том числе и канона на Благовещение, приписываемого преподобному Иоанну Дамаскину. В нем есть одна особенность, которую хотелось бы обсудить с читателями портала Православие.Ru. Этот канон — один из немногих диалогических канонов: он строится на напряженном драматическом диалоге Архангела Гавриила и Богоматери. В каждой песни один тропарь составляют слова Ангела, другой — Богородицы. Эта особенность канона связывает его с кондаком и (вероятно, опосредованно) с таким жанром сирийской литературы, как сугита. Его содержание составляет уверение Богородицы в истинности слов Архангела Гавриила. Оно занимает почти весь канон — с первой по восьмую песнь. Но в содержании этого канона заметна одна странность, отмеченная еще М. Скабаллановичем. Первая, третья и четвертая песни говорят о недоверии Богородицы к словам Ангела. В пятой Она просит у Ангела разъяснений: как произойдет Воплощение? В шестой песни выражается согласие Богородицы на Воплощение, а в седьмой — Ее торжество и радость. «Душу очисти и тело освяти, Церковь сотвори Мя вместительну Бога, скинию Богоукрашену, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа и Жизни чистую Матерь» (третий тропарь седьмой песни). Но вдруг в восьмой песни происходит нечто неожиданное — диалог начинается заново! «Слыши, Отроковице, Дево чистая, да речет убо Гавриил совет Вышняго древний истинный: буди к приятию готова Божию» (ирмос восьмой песни). И опять-таки Богородица вначале показывает недоверие к словам Ангела: «Но страшуся, ликуя, да не обольстиши Мя, яко Еву далече отошлеши от Бога» (первый тропарь восьмой песни). Практически в восьмой песни весь диалог воспроизводится заново, лишь в самом конце ее Богородица убеждается в истинности слов Ангела: «Являешися Ми истины глашатай, отвеща Дева. Радости бо общия явился еси Ангел (или Вестник)» (пятый тропарь). Сам стиль Иоанна Дамаскина и внутренняя конструкция этого канона противится подобной тавтологии. К тому же если бы весь канон принадлежал одному автору, то в композиции канона песнь трех отроков — не самая удобная позиция для выражения сомнений, ибо она исполнена хвалы и благодарения. Помимо содержательных критериев есть и другие причины считать, что восьмая песнь канона изначально являлась самостоятельным произведением, принадлежавшим другому автору.... Полностью https://pravoslavie.ru/78459.html Из 1-ой песни Канона Благовещению: Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое, и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие: обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая. Слава: Богородица рече: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси? Глаголи явственнейше. Како зачну, Дева сущи Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего? И ныне: Ангел возопи: Лестно мя вещати помышляеши, яко мню, и радуюся, зря Твое утверждение. Дерзай, Владычице, Богу бо хотящу, удобь скончаются и преславная.. Из 3-тьей песни Канона: Богородица рече: Оскуде князь от Иуды, время наста прочее, в неже явится языков надежда, Христос. Ты же, како Сего рожду Дева сущи, скажи? Пресвятая Богородице, спаси нас. Ангел возопи: Ищеши от мене уведети Дево, образ зачатия Твоего, но той несказанен есть: Дух же Святый, зиждительною силою осенив Тя, совершит. Слава: Богородица рече: Моя прамати приемши разум змиин, пищи Божественныя изгнана бысть: темже и Аз боюся целования страннаго твоего, стыдящися поползновения. И ныне: Ангел возопи: Божий предстатель послан есмь, Божественный поведати Тебе Совет: что мене боишися, Всенепорочная, паче Тебе боящагося? Что благоговееши мне, Владычице, Тебе честно благоговеющему? Из 4-той песни Канона : Богородица рече: Священную некую Деву раждающу, слышах пророка древле Еммануила прорекша: хощу же разумети, како Божества растворение естество человеческое претерпит? Пресвятая Богородице, спаси нас. Ангел возопи: Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, Обрадованная Всепетая, на Тебе таинства преславное: по рождестве бо пребудеши Чистая Приснодева. Слава: Богородица рече: Освещаемь сиянием Бога Вседержителя, истины проповедниче, глаголи Гаврииле истиннейшая: како нетленне бывши чистоте Моей, Слова рожду с плотию Безплотнаго? И ныне: Ангел возопи: Со страхом Тебе яко раб, Госпоже, предстою, с боязнию Отроковице, ныне смотрити стыжуся Тебе: яко бо дождь на руно снидет на Тя Слово Отчее, яко благоволи. Из 5-той песни Канона Богородица рече: Разумети не могу твоих словес известия: чудеса бо быша множицею, Божественною силою чудодействуема, знамения и образы законнии; роди же Дева неискусомужне никогдаже. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ангел возопи: Дивит Всенепорочная, и странно бо чудо Твое, Едина бо Ты всех Царя приимеши во утробе воплощаема: и Тя прообразуют пророческая речения, и гадания, и законнии образы. Слава: Богородица рече: Всеми невместимый, и всеми невидимый, како Сей может во чрево Девиче вселитися, еже Сам созда? Како же и зачну Бога Слова, Собезначальна Отцу и Духу. И ныне: Ангел возопи: К Твоему праотцу Давиду, обещася посадити от плода Твоего чрева, на престоле царства его: Иаковлю Тя доброту, Едину избра в словесное Селение. Из 6-той песни Канона: Богородица рече: Глагол твоих, Гаврииле, глас радованен приемши, веселия Божественнаго исполнихся: радость бо поведаеши и веселие возвещаеши бесконечное. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ангел возопи: Тебе дадеся радость, Богомати Божественная, Тебе, еже радуйся, вся тварь вопиет, Богоневесто: Ты бо Едина Мати Сына Божия, пронаречеся, Чистая. Слава: Богородица рече: Евы Мною ныне да упразднится осуждение; да воздастся Мною долг днесь; Мною заимствование древнее да дастся преисполнено. И ныне: Ангел возопи: Обещася Бог Аврааму праотцу, благословитися в семене его языком, Чистая; Тобою же конец обещание приемлет днесь. Из 7-ой песни Канона: Богородица рече: Свет невещественный поведая, в вещественне телеси совокупляемь, за милосердие многое, светлое Благовещение Божественная проповедания, ныне взываеши Ми: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ангел возопи: Радуйся, Владычице Дево; радуйся Пречистая; радуйся, приятелище Божие. Радуйся свещниче Света, Адамово воззвание, Евы избавление, горо святая, преявственное священие и чертог безсмертия. Слава: Богородица рече: Душу очисти, тело освяти, церковь сотвори Мя вместительну Бога, скинию Богоукрашену, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа, и Жизни Чистую Матерь. И ныне: Ангел возопи: Яко многосветлую свещу, и Богоделанен чертог, вижу Тя ныне яко злат кивот, закона Подателя приими, Богоневесто, благоизволившаго человеческое избавити Тобою тленное существо. Из 8-мой песни Канона: Богородица рече: Ум всяк побеждается земных, отвеща Девица, ищущий, яже Мне вещаеши преславная; слышах твоя словеса, но боюся ужасающися, да не лестию Мя яко Еву далече послеши от Бога. Но обаче се вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ангел возопи: Се Тебе недоуменное разрешится, глаголет к сим Гавриил: добре бо рекла еси, вещь неудобопостижна! Словесем Твоих устен повинующися прочее, не сумнися яко лести, якоже вещи веруй. Аз бо радуяся вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки. Пресвятая Богородице, спаси нас. Богородица рече: Закон сей от Бога есть человеком, Непорочная абие глаголет, от общия любве рождество происходит. Не вем супружника сласти всеконечно, како убо глаголеши, яко рожду? Боюся, еда лесть глаголеши, но обаче вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его вовеки. Слава: Ангел возопи: Глаголы, яже мне вещаеши, Чистая, Ангел паки глаголет, обычая есть рождества человеков смертных; истинно Бог Тебе Бога обещаваю, паче слова же и смысла воплощаема, яко весть, из Тебе. Темже и радуяся вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки. И ныне: Богородица рече: Являешися Мне истины вещатель, рече Дева, радости бо общия пришел еси благовестник: душу убо очистих с телом, и по глаголу твоему буди Мне, да вселится Бог в Мя. К Немуже вопию с тобою: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки. **** В 9-той песне диалога нет. ‌
  33. 2 points
    Да, и утешительный такой случай, когда дочь никак не решалась сказать маме о монастыре, жалела, предполагала, что мама расстроится. Все же после долгих мучений и раздумий сказала и услышала в ответ мамино счастье: "А я всю жизнь молилась, чтобы ты выбрала монашеский путь..."
  34. 1 point
    Лукавый изобретателен в приёмах отвлечения людей от мира Христа: и душевная боль "искренняя", и возмущение "праведное" — всех иллюзорных уловок не перечислить. И реагировать на них по-мирски — "естественно". А вот преодолевать… На собственные старания полагаться вообще нельзя — в этом ключевой момент духовной борьбы: не ты сам побеждаешь, а только Сам Господь освобождает Своею благодатью. Но на граблях мнимой "самостоятельности" спотыкаешься и спотыкаешься.
  35. 1 point
    Скрин неудачный — упомянутое "оружие" не показано. =)
  36. 1 point
    Сайт Фома.ру: Что такое икона? Эта статья начинается с вопроса. Причем, на первый взгляд, настолько смешного, что для людей, укорененных в церковной традиции, он покажется признаком глупости и безвкусицы. Ведь иконы окружают многих из нас с детства, и человеку, воспитанному в православной семье, святые лики привычны так же, как и солнце за окном. Но при всей кажущейся наивности вопрос о том, какое место в жизни Церкви занимают священные изображения, на самом деле не является праздным. И если попытаться честно подойти к этой проблеме, то окажется, что многие верующие так и не смогут сказать, что такое икона. Богословию иконы посвящено немало книг – и больших, и маленьких. Поэтому, как мне кажется, не стоит здесь повторять те аргументы и факты, которые любой человек может узнать, открыв эти самые книги. Эта статья – попытка в нескольких словах обозначить, чем для православного христианина является икона в наши дни, чем она в идеале должна являться, и чем она не должна быть при любых обстоятельствах. Правильное и неправильное почитание икон – вот ее главная тема. 1. Мост между небом и землей Священные изображения есть практически в любой религии. Исключение составляет разве что ислам и иудаизм с их строжайшим запретом изображать Бога. Так скажет любой человек, хорошо знающий историю искусств или археологию. Но это распространенное мнение – ошибочно. На самом деле изображать Бога запрещают все без исключения религии, в том числе – и христианство. Однако, и с этим запретом не все так просто. Для начала нужно понять, откуда он взялся, и почему, невзирая на него, священные изображения имеют место быть. Существует два типа религиозно-философского мировосприятия – дуализм и пантеизм. Дуализм, выражаясь крайне упрощенно, ставит Бога и мир по разные стороны бытия, и человек в рамках этой системы никогда и ни за что не познает Бога. Творец, по мнению дуалистов, принципиально непознаваем. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни – как следствие – изобразить. И действительно, что изображать, если Бог не имеет ни формы, ни облика. Он, как считает дуализм, есть совершенное ничто и совершенное все. А с такими понятиями на холсте оперировать практически невозможно. Но греки, египтяне, римляне, персы и другие народы средиземноморья и Ближнего Востока имели сакральное искусство и создавали священные изображения. Парадокс – цивилизации, которые считали, что божество невозможно изобразить, оставили после себя большое количество статуй, фресок, мозаик с образами богов и героев. Как такое может быть? Ответ прост. Те боги, которых ваяли античные скульпторы, не имели никакого отношения к реальному и единому Творцу всей вселенной. Они были выше человека, они были сильнее людей, они жили дольше всех живых существ на планете, но не они ее создали. Согласно античной мифологии, Боги Олимпа – это лишь узурпаторы и оккупанты, которые просто пришли и покорили себе земные стихии, ранее созданные единым Творцом. Боги древности в мифах принимали различные облики и формы, поэтому их можно было изображать. Но высшего, реального и неведомого Бога – ни греки, ни другие цивилизации изображать не дерзали. Несколько иная ситуация наблюдается в пантеистических религиях. Пантеизм признает мир частью Бога. Творение и Творец – единое целое, и поэтому изображение любого предмета в традиции, например, Индии или Китая несет в себе сакральный смысл. Пантеистические религии не ставят проблемы, можно ли изображать Бога, поскольку весь мир причастен божественному бытию. Но и в понимании пантеизма Бог также остается неописуемым, непознаваемым и изобразим только в Своих внешних проявлениях. Библия одинаково далека как от дуализма, так и от пантеизма. Она четко проводит грань между миром и Богом, но, тем не менее, утверждает огромную ценность вселенной в глазах Творца. Бог не чужд миру, как в дуализме, но и не сливается с ним, как в пантеизме. В библейском понимании окружающего мира Бог выступает любящей Личностью, желающей, чтобы всё творение было соучастником Его любви. Именно эту истину являют нам святые иконы. Богословское обоснование иконы строится на факте воплощения Сына Божьего. Сын, как и Отец, есть истинный Бог, и Его божественную природу невозможно изобразить. Но этот самый Сын становится человеком, принимает на Себя нашу плоть и кровь, становится осязаемым и изображаемым. Христос – это Бог, который по своему великому милосердию и любви становится частью этого мира. И поэтому с момента Рождества нашего Спасителя от Девы Марии в Лице Христа мы имеем право изображать Бога. Но изображаем мы, конечно же, не Его божественную природу, которая остается непостижимой, а Личность Господа воплотившегося, страдавшего, распятого и воскресшего. Теперь, я думаю, станет понятно, что икона служит совсем другим целям, чем обычная картина или фотография. Как правило, светские изображения носят декоративный, эмоциональный или эстетический характер. Икона же показывает мир божественный. В старину украинские крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» – окном. И это очень меткое сравнение. Икона – это действительно окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона – это мостик, который соединяет Небо и землю. А раз у иконы такое высокое предназначение, то и способы изображения на ней Бога и святых должны отличаться от обычных приемов живописи. И икона действительно имеет особые правила – каноны, по которым строятся изображения. Рассмотрим главные из них. 2. Какой должна быть икона? Важнейшим принципом иконописи до сих пор остается минимальное выражение телесности и максимальная упрощенность форм, изображенных на иконе. Дело в том, что в Вечности праведный человек становится другим – в нем умирают страсти, его душа становится чистой, он весь наполняется Божьей благодатью. Поэтому его и изображают таким – бесстрастный взгляд, почти воздушная форма тела, спокойная поза. Если же икона посвящена какому либо событию, то на ней минимум деталей. Художник прорисовывает только те подробности, которые наиболее важны для понимания изображенного на иконе события. Первое правило иконописи – ничего не должно напоминать о земной суете и отвлекать от молитвы. Только важное, только суть, только самое необходимое – этими принципами должен руководствоваться создатель священных образов. К сожалению, сейчас в наших храмах все меньше икон, написанных по этим правилам. Современные иконы все больше напоминают светскую живопись, лики святых похожи на портреты, а иконы праздников – на картины. Это явление появилось в Средние Века на Западе, а со временем проникло и в традицию Православной Церкви. На Западе икона понималась как иллюстрация священной истории, и поэтому очень быстро стала напоминать картину, мало чем отличаясь от нее. Сначала православные иконописцы отвергали эту манеру, но постепенно и у нас в храмах начали появляться такие изображения. Сама по себе икона в стиле картины – это не плохо, но в таком случае она хуже передает подлинное содержание изображения. Современные иконы, особенно маленькие, какими часто обставляют домашние молитвенные уголки, нередко похожи на картинки – сочные, с узорами, со слащавыми и умиленными выражениями лиц. Это вообще грубое искажение изначального смысла иконы. Присутствие таких иконок в наших домах и на храмовых прилавках говорит о том, что мы этот изначальный смысл почти утратили. Вторым принципом канонического письма, вернее, его приемом, является обратная перспектива, в которой предметы, расположенные далее от зрителя, крупнее тех, что находятся на переднем плане. Все линии перспективы на иконе не уходят вглубь изображения, как на обычной картине, а наоброт – выходят за ее пределы таким образом, что человек, молящийся перед иконой становится как бы в фокусе этой перспективы . Когда смотришь на каноническое изображение, создается впечатление, что не ты смотришь на святого, а святой смотрит на тебя. В светской живописи обратная перспектива встречается очень редко. Нет ее и в современных иконах. Из-за этого они теряют очень важную черту – проникновенность. Максимум, что может икона, написанная в стиле светской живописи, – это воздействовать на эмоции человека, на его психику. Но, по канонам, этого нельзя делать. Молитва не должна знать эмоций, она должна быть сердечной, но трезвой, и принцип обратной перспективы помогает этого достичь. И третий важный принцип иконописи – иерархическая подчиненность. Если обратить внимание на храм, в котором есть древние росписи, то нельзя не заметить, что изображения расположены в строгом порядке. В куполе – Христос или вся Троица, ниже – ангелы, еще ниже апостолы, на столпах – мученики, на сводах – сцены из священной истории. Все подчинено единой схеме. Точно так же и в иконостасе – ярусы расположены в строгом порядке. К сожалению, сегодня в домах многих верующих такого понимания нет. Зачастую вместо иконы Христа и Богоматери, которые должны быть главными, в домашних иконостасах центральное место занимают иконы либо просто – большого размера, либо – с изображением особо чтимого святого. Такая традиция не является церковной. Она появилась оттого, что в сознании простых людей святые воспринимаются ближе, чем сам Господь, и к ним обращаются чаще, чем к Богу. По сути, место иконы Христа в иконостасе говорит о месте Христа в жизни хозяина этих икон. Но при любых предпочтениях в семье церковные правила однозначно отводят образам Христа и Богородицы центральное место в домашних иконостасах. 3. Почитание икон Помимо того, о чем мы говорили выше, у иконы есть еще один важный смысл – духовная связь молящегося с тем, кто на ней изображен. Поэтому святые образы используют не только в визуальном контакте – иконам еще и поклоняются. Но почему? На седьмом вселенском соборе святые отцы провозгласили: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен». Здесь действует тот же принцип, что и в случае, когда человек, скучая о своем любимом, целует его фотографию. Ведь не фотографии он поклоняется, а образу того, кто ему дорог. Поклонение иконам очень важно еще и тем, что оно способствует лучшему молитвенному настрою, поскольку православная традиция запрещает молиться с закрытыми глазами и представлять себе какие-либо образы. Для молитвенной сосредоточенности нужна именно икона. Но с поклонением иконам связано и несколько грубых заблуждений. Первое из них – будто икона сама по себе является источником благодати. Это действительно заблуждение. Икона – это лишь проводник, но никак не источник. Единственным источником благодати является только Бог, который посылает ее через святых или через освященные предметы. Второе грубое нарушение правил почитания икон – использование образов как магических амулетов. Например, в магазинах часто можно купить браслеты, кольца и другие украшения с иконками. При этом на ценниках указывается, что браслет обладает целительными свойствами, а иконки защищают от зла. Это чистой воды кощунство и идолопоклонство. Кощунство потому, что браслеты и кольца – не надлежащее место для икон. К иконам нужно относиться с уважением и трепетом, что, в случае с браслетом вряд ли возможно. А идолопоклонство – потому что никакой магической силой иконы, конечно же не обладают. И делать из них талисманы – тяжкий грех. Возлагая надежду на такие вот «православные» обереги, мы отрекаемся от главного блага, которое могли бы получить через них – от помощи Божьей. Иконы – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия. Этот мир требует к себе особого отношения. Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи. И все же икона – не самостоятельное художественное явление. По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее. Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю. Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти. Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.
  37. 1 point
    Ну, а вот на одной из бесед о. Нила поломник, задавая вопрос, указал на стену со словами про старца - вот его икона (не помню уже о ком именно речь была). Отец Нил его поправил, уточнив, что это не икона, а портрет. Какой-то фильм документальный смотрела про иконописцев. Они показали список-пример (грубое сравнение - шаблон) основ образа святого. Конкретно показали примеры глаз. На портрете человек изображается похожим на себя в жизни, а на иконе изображение ограничено утвержденными рамками. Поэтому многих святых визуально принимаем за других, пока не подойдём и не прочтем имя. Плюс, как я уже писала слова батюшки из монастыря, что в иконе обязателен нимб. Могу быть не права всё же.
  38. 1 point
  39. 1 point
    На одной из башен монастыря Оптина пустынь находится флюгер в виде фигуры ангела. Здесь на картинке это тот же ангел, только нарисован немного по-другому. Как-то незаметно со временем он стал символом Оптиной, на книгах оптинских тоже этот логотип ставят, если не ошибаюсь. Больше ничего конкретного про этого ангела никто сказать не может. Более того, на канонических иконах трубящие ангелы обычно трубят сверху вниз, как символ возглашения воли Божией. Здесь же ангел трубит снизу вверх, а вот что это значит, как-то от всех скрыто. Во всяком случае, у кого ни спрашивал, никто не знает )
  40. 1 point
    Кстати, есть слова, которые и нынче в обиходе. Вот там описывается, что в "Идиоте" Достоевского поезд назван машиной, но машин же, мол, не было. Но, и в сегодняшний день железнодорожники локомотив называют машиной. А, к примеру, тепловоз с электропередачей - горбатый :-) Хотя, скажи сейчас кому-то слово горбатый, многие вспомнят фильм с героем Горбатым. А кто-то вспомнит горбатый запорожец... Интересно конечно переплетены слова прошлого и настоящего.
  41. 1 point
    Психология - это наука о психических процессах, свойствах и состояниях. К психологам обращаться можно. Но этот человек (психолог) должен быть порядочный.
  42. 1 point
    Может быть сначала с таким человеком просто поговорить, если душа захотела помочь?
  43. 1 point
    Нет, Оля, не ускользнуло. Этот чудесный молодой человек, прочитав все, остановится на том, что ближе его сердцу. Вы же видите у него пытливый ум)) Спасибо. Утешили))) Да, бывает и со мной такое. Когда-то много стихов знала наизусть. А сейчас бывает в каких-то ситуациях всплывают из памяти. Спасибо, Оля!
  44. 1 point
    А почему плакать ребёнку (из объяснения того диакона) об этом? Если он младенец, он плачет не от того, что ему пришли в голову размышления, ещё и такого рода. Может речь о ребенке - очистившейся душе? "аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное" (Мф. 18:3) А если ребёнок здесь Тот Самый Ребёнок, то Он, наверное, плачет о душах, умерших без покаяния? Наверняка же не о моряках на кораблях погибших, ведь у Бога все живы.
  45. 1 point
    А им неведомо, что коль канон так мил сердцу, можно дома хоть каждый день читать?! Ведь если, к примеру, из сердца рвётся молитва Ефрема Сирина, разве будет правильным ждать Великого поста, чтоб ею помолиться? Или я не правильно мыслю?
  46. 1 point
    Часто родители просто не знают, не понимают, что такое монастырь. Откуда им это знать, в конце концов, они другую жизнь прожили. Им кажется, что ребенка хотят сбить с верного пути, затащат в какую-нибудь мрачную секту и будут там голодом морить )
  47. 1 point
    Ну ничего страшного, далеко не всех сразу родители благословляют, даже и у великих святых такое бывало. Начните хотя бы в миру жить примерно как в монастыре, читать молитвы, ходить в храм на службы. Потом в монастыре поживите более длительный срок, уже около года. Раз в Дивеево вас отпустили, так и в Оптину отпустят. В конце концов, это ваша жизнь, родители за вас её не проживут, эти решения вам принимать. Помнится, была такая цитата у кого-то из отцов: "Если даже мать легла на твоем пути к Богу, окажи ей любовь - перешагни через нее".
  48. 1 point
    У нас на приходе есть бабулечка, на костылях. Описываю, потому как храм не огромный и, так или иначе, на глаза попадалось. Так вот, она сидит строго только в дозволенных местах службы. Она не пропускает никаких крестных знамений, перенося вес на один из костылей, дая ослабление правой руке. Она отстаивает на коленях всю Честнейшую, всё от Милость мира до Достойно есть. С колен поднимается сама, отказываясь от помощи. На исповедь стоит в очереди, без никаких пропусканий вперед...... И знаете, братья и сестры, как бывает стыдно, глядя на нее, понимать как сам лишний поклон не сделаешь из саможаления!
  49. 1 point
    Сторонники архиепископа Иоанна (Архиепископия русских церквей в Западной Европе, бывший экзархат КП) и присоединения к Русской Православной Церкви опубликовали петицию (https://www.ipetitions.com/petition/lettre-de-soutien-a-se-larcheveque-jean): "Всечестные отцы, братья и сестры во Христе! Вот уже много месяцев наша Архиепископия Православных русских церквей в Западной Европе находиться против своей воле в безвыходном положении. Мы все (практически) желаем сохранить нашу целостность, понимая наше богатство и уникальный пример сочетания мультиэтнического и многоязыкового начала, а также мирного сосуществования двух календарей, юлианского и грегорианского. Без всякого сомнения, Русская Литургическая Традиция привела множество западных людей к познанию Православия и истинной христианской веры. Именно она является фундаментом нашей епархии. Без сомнения, это и является главной причиной, почему для нас недопустимо решение Константинопольского Патриархата о роспуске Архиепископии с последующей интеграцией её в греческие митрополии. Отказаться от нашей традиции также абсурдно и бессмысленно, как отказаться от христианских истоков нашей западной цивилизации. Если мы действительно верим в духовную миссию нашей Архиепископии, если мы понимаем, что необходимо употребить все наши силы для сохранения её единства, нам нужно достигнуть консенсуса. Для этого нам следует освободиться от « ветхого человека » в котором живут наши предубеждения, личные амбиции, страхи и старые затаённые обиды. Только таким образом мы сможем, просвещённые Духом Святым сделать правильный выбор, который ждёт от нас Господь. Вспомним какой дух царил на первых Соборах Церкви и постараемся следовать в этом Святым отцам, потрудившимся на благо. Какие пути открываются перед нами? Остаться в лоне Константинопольского Патриархата? Будем трезвы, в результате, собственно, его политических предпочтений мы оказались в сложившейся ситуации. Видимо, она готовилась заблаговременно. Это проистекает из того, что нам отказывались давать викарных епископов, последние выборы Архиепископии походили более на пародию, где нам не оставили никакого выбора, а теперь, попытка завладеть всем нашим имуществом (ведь, греческие митрополии потребовали передать им все наши активы, именно по этой причине состоялся переход итальянского прихода в Сан-Ремо). Посмотрим на его международную политику. Опираясь на политические силы крайних националистов в Украине, Константинопольский Патриархат внёс смущение в Православный мир и подвергнул опасности его единство. Некоторые из нас предлагают взять независимый курс. Но тогда, мы превратимся в секту и потеряем общение с православным миром. А с уходом из земного мира нашего Владыки Архиепископа, явно Богом любимого, мы станем неспособны рукоположить другого архиерея, и тогда нам надо будет исчезнуть. Таким путём пошла Католико-православная Церковь Франции (ECOF-ЭКОФ) и осталась ни с чем. Какой смысл ввязываться в подобную авантюру? Путь присоединения к Русской Зарубежной Церкви оказался бесполезным, так как данная церковная структура может канонически принимать приходы, но не епархию, к тому же многие из нас должны будут отказаться от григорианского календаря. Остаётся вариант присоединения к иному Патриархату. Единственная Церковь, которая обратилась с конкретными предложениями и готова с уважением отнестись к нашей целостности и автономии это Московская Патриаршая Церковь. Каковы серьёзные и объективные причины против такого перехода? Мы боимся потерять нашу целостность, но пример Русской Зарубежной Церкви нам показывает обратное. Она связана с политикой? А что тогда говорить о Патриархе Варфоломее, который ответил на просьбу Петра Порошенко и, несомненно, по указке США и Европы создал национальную (националистическую) Церковь? Это ли не ввязывание Церкви в политику? Какие конкретно политические действия осуществляет Московский Патриархат? Молитву о властях своей страны или благословение армии? Однако, во всех молитвословах и кратких требниках содержатся молитвы о тех, кто нами руководит и нас защищает, так как это просто-напросто традиционно и в духе Православия. Московские иерархи имеют несносную привычку вести себя авторитарно? Да, такое случается, но неужели мы не будем способны этому воспрепятствовать? К тому же мы защищены законами наших стран. Недавний подобный случай в Корсунской епархии показал, что Московский Патриархат не оставляет без внимания сетования, которые ему направляются. Что касается нас, наше соединение с Русской Церковью не будет поглощением. Нам сохранят автономный статус Архиепископии, уважая наши литургические и административные особенности. Русская Церковь также готова предоставить нам возможность общения с теми верующими из европейских стран, кто останется под омофором Константинополя, проявляя тем самым «евхаристическую гибкость». Наконец, имеется договорённость о назначении викарных епископов столь необходимых для выживания нашей Архиепископии (и нашего Владыки Архиепископа). Такие гарантии никак не сравнимы с обещанием предоставления какого-то туманного «викариатства» под властью греческого митрополита, о чём, вроде бы, говорил Патриарх Варфоломей «каясь», что так резко упразднил нашу епархию. Какие существуют иные аргументы, если только необоснованная ненависть ко всему, что из России. Не будем слепо допускать то, что не Божие, а послушаем лучше нашего доброго пастыря, кому было вручено руководство нашей Архиепископии. Он получил этот благодатный дар во время епископской хиротонии и, по сути дела, кто из нас не увидел явной милости Божией с момента его назначения главой Архиепископии, как и в миротворческих деяниях, которые он совершил? Кто из нас не увидел проявления воли Божией в его пришествии встать во главе нашей епархии в переломный момент? Кто из нас не восхищался его смелостью, когда Священный Патриарший Синод принял решение о роспуске Архиепископии? Это при том, что в течение сорока лет Владыка Иоанн являл образ послушного и покладистого служителя Константинопольского Патриархата, которому он нашёл в себе силы и смелость воспротивиться, заботясь о сохранении вверенного ему Господом стада. Объятый этим беспокойством, Владыка Иоанн, имея полномочия принимать решения (как это утверждают святые каноны и устав нашей Архиепископии) не один месяц посвятил совещаниям, созданиям комиссий, переговорам и напряжённой работе в поисках благоприятного выхода из сложившейся ситуации. В этой связи, мы поражены отсутствием уважения и лояльности со стороны некоторых его соработников, кто взаимодействует с ним, истощая его силы. Мы, чада святой Православной Церкви, не сомневаемся в благодатном даре нашего Владыки Архиепископа, призываем всех отбросить свои уважаемые «эго» и последовать разумно и ответственно за тем, кого Господь поставил во главе нас для нашего же блага. Не станем рисковать противиться Святому Духу, а будем действовать с церковной мудростью в грядущие перед нами, ожидаемые исторические недели. Вопрос о дальнейшем существовании нашей Архиепископии будет решаться 7 сентября сего года. Просим тех, кто разделяет эти строки поставить под ними свою подпись (имя и фамилия)."
  50. 1 point
    Что-то я в Евангелии о таком праве не слышал. А вот "Не судите, да не судимы будете" там есть (Мф.7:1). Но Вы так и не ответили, на что собираетесь жаловаться "как минимум, в епархию" а "как максимум" - ... Кстати советов Вам не давал. Какая духовная польза от Вашего мнения и мнений Ваших френдов? А родителям от этого только духовный вред. Сейчас им все прекрасно объяснят, что во всём батюшка виноват, а они жертвы. Только подобные вещи просто так не происходят. К таинствам надо с благоговением приступать. Со страхом Божиим. А где он там?
×
×
  • Create New...