Перейти к публикации

Olga

Пользователи
  • Публикации

    5 259
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    151

Последний раз Olga выиграл 11 января

Публикации Olga были самыми популярными!

Репутация

9 816 Очень хороший

О Olga

  • Звание
    Участник
  • День рождения 08.03.1961

Информация

  • Пол
    Женщина
  • Город
    Москва

Посетители профиля

52 663 просмотра профиля
  1. Olga

    Можно ли повесить икону Святой Троицы

    Добрый вечер, Екатерина! Нужно уточнение почему именно так Вы хотите разместить икону? И ещё - над входом в квартиру - это где? В подъезде? Точный ответ подождем от священника. Припоминается, что в Иверском монастыре, что на Валдае, рассказывали, как икона Божией Матери Иверская несколько раз после перемещения ее на специальное место появлялась над вратами. Поэтому получила название Вратарница, или Надвратная. Соседка хотела разместить икону над дверью внутри сарая, где коровки-кормилицы были, но священник не благословил. Надо, сказал, чтобы было обеспечено безопасное место, чтобы никто не мог надругаться, испачкать, чтобы не запылилась, не забылась и т.д., то есть обеспечено место пребывания иконы самое достойное во всех отношениях.
  2. Продолжим не по теме темы, как обычно )) ОТКЛЮЧИТЕСЬ ОТ СОЦСЕТЕЙ, ЧТОБЫ ВОССОЕДИНИТЬСЯ С БОГОМ В своём докладе на международной конференции по вопросам цифровых СМИ и православного пастырства, прошедшей на Крите в июне 2018 года, известный богослов Жан-Клод Ларше призвал к воздержанию от пользования социальными сетями во время постов и к «цифровой детоксикации» ради сближения с Богом и ближними. Полагаем, что этот призыв весьма актуален, а русскоязычным верующим будет полезно ознакомиться с нижеследующим обращением господина Ларше. Обращение ко всем Поместным Церквям с просьбой чётко включить воздержание от использования интернета и социальных сетей в нормы, относящиеся к постам и постным дням Новые формы СМИ, ещё называемые цифровыми, которые доступны посредством компьютеров, планшетов, а сейчас особенно смартфонов, чьё содержание формируется в основном в интернете, социальных сетях и сообщениях (SMS, MMS и т. д.) заполонили жизнь современных людей и особенно сегодняшней молодёжи (с 10-летнего возраста, а порой младше). Их способность передавать информацию быстро и почти бесплатно, обеспечиваемая ими возможность доступа почти ко всем и вся и воздействие картинок, циркулирующих в цифровых медиа, наделяют их значительной соблазняющей силой. Общественное давление (в частности, навязывание того, чтобы «быть как все»), а также экономическая организация общества, сделали их инструментами, которые каждый почти обязан иметь, чтобы не быть исключённым из разнообразных общественных, политических или экономических групп и кругов. В основном, однако, это зависимость, имеющая внутреннюю, или психологическую, природу, которая возникает среди интернет-пользователей всех возрастов. Эта зависимость волнует многих родителей, поскольку сегодня она влияет на многих детей, и это отмечается даже самими пользователями. Мы наблюдаем эту зависимость наиболее явно в самых тяжёлых случаях, где требуется радикальное лечение, в частности в форме длительного отказа от таких СМИ, а иногда также клиническая психиатрическая помощь. Хотя эта зависимость остаётся неосознаваемой в менее серьёзных случаях, ведь привычка способна делать что-либо ненормальное будто бы нормальным. Это следует отметить: для большинства пользователей использование интернета стало связано с оскорблениями. На этой конференции, собравшей вместе представителей православных медиа, СМИ представляются в большинстве случаев в позитивном ключе, как что-то неотъемлемое от церковной жизни или нечто, что должно быть с ней связано, – с мыслью о том, что сегодня они стали движущей силой, совершенно необходимой в пастырской и миссионерской деятельности Церкви. Это радужное видение, однако, должно быть скорректировано. В реальной жизни люди проводят за посещением православных сайтов гораздо меньше времени, чем прочих, и многие молодые православные остаются совершенно безразличными к ним. В большинстве случаев гнездящиеся в падшем человеке страсти тянут его к контенту, сообразному этим страстям, будь то через выбор сайтов для посещения или через побуждение общаться в социальных сетях, таких как «Фейсбук», где нарциссизм (называемый греческими отцами Церкви philautia) играет важную роль, или через участие в безумном стремлении к получению льстящих эго «лайков». Недавно я опубликовал 320-страничную книгу под заглавием «Болезни новых медиа» (фр. «Malades des nouveaux médias»), которая была переведена на румынский язык с названием «Пленники интернета» и которая сейчас переводится на английский язык с заголовком «Наркоманы современных медиа». В этой книге я показываю весьма подробно и обоснованно отрицательные, разъедающие и разрушающие последствия, которые новые медиа имеют в разных сферах человеческой жизни: психической, интеллектуальной, культурной, социальной, семейной и наконец – особенно! – духовной. Я также предлагаю некоторые профилактические и терапевтические меры, особенно духовного характера. Для настоящего выступления, которое должно быть очень кратким, я решил говорить только о посте и воздержании как средствах ограничения и контроля использования новых медиа, которые в большинстве случаев стали агрессивными и разлагающими. Касательно приёма пищи и сексуальной жизни Православная Церковь установила правила по ограничению и воздержанию для постных периодов, также как для особых дней недели и года. Одна из главных целей этих правил – приучить разум контролировать телесные и душевные движения, переориентировать и перефокусировать психофизиологические силы на духовную жизнь, утвердить состояние голода и жажды, приводящие человека к осознанию своей зависимости от Бога и потребности в Нём, и установить в душе мирное состояние, расположение к покаянию и усиление внимательности и концентрации в молитве. Ругань в новых медиа, которая стала привычной, производит последствия, обратные тем, которые мы ищем в посте и воздержании: суетное истощение сил, всегдашнее отвлечение на внешнее и рассеянность, непрерывные внутренние перемены и шум, ненадлежащее времяпровождение, невозможность обретения и поддержания внутреннего мира и разрушение внимательности и сосредоточенности, необходимых для духовного бодрствования и молитвы. Следует подчеркнуть, что эти последствия пользования новыми медиа наступают по достижении определённого предела, независимо от их содержания. Как показал известный специалист в области медиа Маршалл Маклюэн, среда оказывает большее влияние, чем то послание, которое она передаёт. Причём до такой степени, что мы вправе сказать: «среда – это послание». Конечно, нам не стоит забывать о содержании послания, которое, будучи негативным, приводит к разжиганию и подпитыванию страстей, тем самым ещё больше усиливая несовместимость с аскетическим образом жизни в широком смысле и нанося вред духовной жизни. Церковь должна учитывать эти новые условия, порождённые эпохой нашего времени, и установить приемлемые правила, которые бы сопровождали постящихся и воздерживающихся от еды и половой жизни. Эти правила должны помочь современному человеку посредством постоянного добровольного ограничения освободить себя от новых зависимостей, сковывающих его. Они также призваны дать ему средства, которые приведут к полноте духовную жизнь, которая соответствует его природе и служит условием для его подлинного личностного развития. Можно сказать, что для этого не нужны никакие правила и советов пастырей будет достаточно. Но это же можно сказать и в отношении поста, воздержания от еды и половых отношений, для которых Церковь установила каноны, и в не менее священной обстановке – на Вселенских Соборах, исходя из того факта, что правила, официально и точно сформулированные, имеют большее воздействие, больший масштаб, а также более обязательный характер, чем рекомендации на приходском уровне, которые, к тому же, не так часто высказываются. Здесь возникает вопрос о природе поста и воздержания. Как было сказано выше, это вопрос ограничения времени проведения в сети и контроля над использованием и содержанием медиа. Нужно отказаться от постоянного пребывания в сети и чётко ограничить выход в онлайн одним разом в день. Нам следует отказаться от бесполезных медиа, таких как социальные сети («Фейсбук», «Инстаграм», «Твиттер» и т. д.) и развлекательные сайты. Следует отказаться от любых сайтов, которые несут в себе риски искушения или отрицательных последствий. Также уместно ограничить пользование интернетом для исполнения профессиональных обязанностей или учёбы. Родители должны учить своих детей, использующих эти новые медиа, применять такие ограничения через объяснение им стоящего за этим смысла. Время поста открывает для всех возможность отбросить искусственные и виртуальные отношения социальных сетей, чтобы вновь открыть глубокие, конкретные и действительные отношения с членами семьи, друзьями, а также чтобы быть более внимательным к ближним. Также время поста даёт возможность вновь обрести тишину и уединение, которые так нужны для ведения и развития духовной жизни. Вопрос, который может в контексте этой конференции вызвать недовольство, состоит в том, нужно ли норму поста и воздержания от соцсетей распространить также и на православные сайты. Я бы не хотел, чтобы большинство участников симпозиума остались без работы. Также я не преследую цель ограничить присутствие христианского и церковного слова в мире, где его и так очень мало. Но прежде всего я бы хотел подчеркнуть, что во время поста, особенно Великого поста, многие православные СМИ, особенно с контентом духовного плана, сами себя ограничивают: они либо закрывают свои сайты на время поста, или хотя бы снижают свою активность. Подобное ограничение имеет образцовую ценность и свои примером указывает на существование поста и воздержания, к которому пост нас призывает. Моё второе замечание касается чтения. Действительно, в очень позитивном ключе большинство православных СМИ хотя бы частично предлагают духовное чтение, а некоторые сайты даже посвящены исключительно духовной литературе. Поэтому нет никаких оснований в принципе ограничивать создание таких сайтов или обращение к ним верующих, и, как представляется, это следует даже поощрять, поскольку во время Великого поста верующих поощряют к духовному чтению. Однако, я хотел бы отметить, что научные исследования, которые были проведены по методам чтения с экрана монитора, показывают, что этот тип чтения является одновременно быстрым и поверхностным. На экранах тексты предстают перед нами в виде изображений. По этой причине текст на экране становится объектом разбросанного взгляда, как и в случае восприятия изображения, когда глаз обычно останавливается только на нескольких строках. Одно исследование показало, что подавляющее большинство людей не читают текст построчно, но достаточно быстро переходят от верхней части страницы до самого низа, при этом движение соответствует форме буквы F: они читают первые строки, спускаются ниже, читают левую часть нескольких строк и таким образом читают в основном левую часть страницы. Второе исследование показало, что средний читатель в интернете читает только около 20% текста. Третье исследование показало, что большинство веб-страниц просматриваются не более 10 секунд, это значит, что на самом деле веб-страницы не читаются. Чтение на экране едва останавливается на словах или фразах. Это чтение, в котором мало возвратов [к прочитанному] и оно не очень осмысленное. Такое поверхностное чтение с трудом приводит к осмыслению и запоминанию. Во многом новые медиа делают отношение к тексту более лёгким, нестабильным, более хрупким, более эфемерным. Постные периоды могут и должны быть временем, когда качество чтения восстанавливается путём отказа от гаджетов и средств массовой информации в пользу печатных материалов, и особенно книг, которые, как показывают все исследования, позволяют гораздо более плодотворно читать, по сравнению с чтением с экрана, при этом без недостатков последнего. Полное отсечение себя от любых средств массовой информации в периоды поста является идеальным решением для обретения исихии, необходимой для углубления духовной жизни, что является как раз главной целью постов. В заключение хотелось бы отметить, что многие частные клиники и отели предлагают более-менее длительное пребывание с полным отключением от СМИ, начиная с нижней цены от 1000 евро (или около 1200 долларов) в неделю. Православной Церкви следует официально предлагать такую возможность во время постов, делая её доступной для всех, да ещё и с духовной пользой, которую больше невозможно нигде найти. Одна из таких клиник имеет в качестве своего рекламного слогана: «Отключиться, чтобы восстановить связь». Церковь может сделать этот лозунг своим, уточнив: «Отключитесь от новых медиа, чтобы воссоединиться с Богом и своим ближним». Источник: Центр святителя Василия Великого
  3. Сегодня служилась одна из десяти в году литургия Василия Великого. У священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского в 20 проповеди из сборника "Хлеб Небесный" упоминается о ней: "... Сегодня я хочу объяснить вам третий член Евхаристического канона – возношение Святых Даров. Но сейчас хочу еще раз остановить ваше внимание на Серафимской песне, именно на тайной молитве священника в этот момент на Литургии Василия Великого. Эта молитва – всеобъемлющий, огнепламенный гимн Господу Творцу, Промыслителю, излившему на людей Свои неисчислимые милости. Здесь каждое слово полно смысла, каждое слово является творением глубочайшей мудрости и благодати. Недаром святой Василий Великий молитвою долгою и постом готовился к составлению Божественной литургии; потом однажды в пламенном молитвенном экстазе повергся он пред престолом, создал свои дивные молитвословия и записал их. Вот эта молитва второго члена Евхаристического канона. Эта молитва, вероятно, заимствована святым Василием у самих серафимов, которые сослужили этому дивному мужу. «С сими блаженными Силами... Свят еси яко воистинну и Пресвят...» Обратите внимание, опять слово «воистинну», опять клятвенное заверение в истинности того, что исповедуется здесь. «...Пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея...» И далее объясняется это великолепие, то есть красота великая Божия, «яко правдою... создав бо человека», и рассказывается о создании человека, о его блаженстве и грехопадении, об обещании спасения: «устрояя ему еже от пакибытия спасение, в Самом Христе Твоем». Обратите внимание: «спасение в Самом Христе Твоем». Основной камень нашей веры. Долго перечисляются все виды милости Божией, явленные грешному роду человеческому. «Пророки послал еси» и далее до слов: «егда же прииде исполнение времен» – здесь говорится, как видите, о Христе, Который «истощи Себе, зрак раба приемь»; и далее посмотрите, какое исповедание подробное, глубокое смирение и снисхождение Богочеловека, цели пришествия Его в мир. «И пожив в мире сем... стяжав нас Себе люди избранны, царское священие, язык (то есть народ) свят». Слышите, кто мы благодаря искупительной жертве Христа? Царское священие, народ святый. «И очистив... проданных под грехом» (диавол куплю совершил, купил нас грехом), Христос, смотрите, сошел «Крестом во ад... путь сотворив всякой плоти». Как я говорил, слетел во ад ради нас всех, «путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых». Далее говорится о Воскресении и грядущем суде. Так кратко, но ярко и точно, глубоко излагается вся история человеческая от сотворения его и до последнего суда. Какое совершенство исповедания. И наконец, словами заключительными: «Остави же нам...» – переходим к третьему члену Евхаристического канона, к возношению Святых Даров. В Литургии Иоанна Златоустого этот переход совершается словами: «Иже пришед...» Дальнейшие слова, «Приимите...», священник произносит громко, и их нужно принимать как слова Самого Господа Иисуса Христа. Он Сам призывает нас святейшими, драгоценнейшими словами, которые произнес Он в ночь Своих страданий. Неужели мы останемся глухи к этому Божественному призыву, в то время как в храме отвечают на это воззвание Христа Спасителя двукратно «Аминь», то есть «истинно, верно». Священник тайно читает «Поминающе убо...» и заканчивает эту краткую молитву возглашением: «Твоя от Твоих...» В Литургии Василия Великого прибавляются слова: «Сие творите в мое воспоминание». В архиерейском служении более наглядно, чем в священническом, подчеркивается та мысль, что слова «Приимите...» произносит Сам Господь Иисус Христос. Вы замечали, что перед чтением Евангелия омофор с архиерея снимается? Объясняю вам, что омофор – самая любимая одежда Спасителя. Это заблудшая овца, которую Пастырь Добрый берет на плечи Свои. Снимая омофор, архиерей является простым служителем престола Божия, потому что предполагается, что Господь не через него, а иным образом, через Евангелие например, вещает людям. Но перед возношением Святых Даров на плечи архиерея опять возлагается малый омофор. Он уже не служитель алтаря, смертный, грешный, немощный. Нет, перед престолом стоит Сам Господь. Его святейший образ изображает архиерей, Его голос зовет вас: «Приимите...» Внимайте словам вашего Спасителя, со страхом благоговейным слушайте их, хотя на это короткое время забудьте все мирские дрязги, всякие раздоры и житейские заботы..."
  4. Olga

    Постное общение

    Валентина, трудно сказать, как получится. Может оказаться, что освещения не хватит: то больше света в храме, то меньше. В Оптине уже три дня читали и пели малое Повечерие во время вечерней службы. Тексты посвещены Крещению. В пятницу в 7 утра начнутся Царские Часы, затем Литургия Василия Великого, затем освящение воды. Из опыта: с текстами (целой толстенькой книгой) была на Страстной Седмице. В Оптине многие с книгами Служб Страстной Седмицы. Вечером свечи помогали читать.
  5. Работает, обновляется раз в неделю примерно. Вот, предполагаю, из последних наполнений Толкований: Толкования на Мк. 11:15 Свт. Иннокентий (Борисов) Ст. 15-16 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь Вступив в город, Господь пошел прямо во храм. Еще чувство святого негодования, возбужденное мыслью о лицемерах, изображаемых смоковницей, не совершенно успокоилось, как представился новый предмет, способный возбудить праведный гнев во всяком, кто хоть немного ревновал по славе Бога Израилева. Внешние притворы, ведущие в храм, вместо молящихся наполнены были торжниками, из которых одни продавали вещи, относящиеся к Богослужению, другие занимались обменом иностранной монеты на еврейскую. Великое число продающих, еще большее – продаваемых вещей, столы с деньгами, лавки для продавцов, всякого рода жертвенные животные, торги, споры, обман, раздоры – производили то, что во всем Иерусалиме не было места настолько беспорядочного и шумного, как притвор Соломонов. И этот-то самый притвор был издавна предназначен для входа и молитвы язычников, которым не позволялось проникать далее!.. Следствием вышеозначенного беспорядка было то, что рассудительный грек или римлянин, пришедший по влечению сердца в Иерусалим и в храм Соломонов, должен был, вместо назидания, терпеть здесь шум и все неудобства, каким подвергаются на торжищах! Удивительно ли, если у него в таком случае, вместо благоговения к Богу Израилеву, невольно возникали худые мысли о Его служении и служителях? Таким-то образом пресвятое имя Божье хулимо было ради самого Израиля во языцех! Не недостаток места был причиной того, что часть храма превратили в торжище. Внизу, у подножия горы, на которой стоял храм, и за его оградой довольно оставалось пустого пространства, где можно было расположиться торжникам. Но там было менее выгодно, ибо не так высока была плата за право торговли старейшинам храма; а в этом последнем и состояло все дело. Корысть была душой беспорядка, который, находясь под покровительством самих начальников, усилился до высочайшей степени, хотя все лучшие люди давно им были недовольны. Иисус Христос, в самом начале служения Своего, в первую Пасху, уже выступал против торга в храме и изгнал из него торжников (Ин. 2, 14–16). Теперь это было еще необходимее. Позволив именовать Себя всенародно Сыном Давидовым, то есть Мессией, Он тем самым как бы взял на Себя обязанность перед народом выступить против беспорядков, вкравшихся в Богослужение, потому что все верили и ожидали, что одним из главнейших действий будущего Мессии должно быть исправление Богослужения и восстановление древнего благочестия и благочиния. При том беспорядок был так велик и по следствиям своим так важен, что вопиял сам против себя. Святая ревность объяла сердце Иисусово! С видом Посланника Божьего и тем гласом, перед которым всегда трепетали грешники и лицемеры, Он требует, чтобы притвор был немедленно очищен. Ученики, зрители, жители Иерусалима, иностранцы – одобряют требование; самые торжники невольно чувствуют, что зашли не в свое место, – и безмолвно повинуются. Некоторые медлят, хотят упорствовать, но этим только раздражают народ, который повеление Сына Давидова принимает за веление Самого Бога. В несколько минут животные выгнаны, столы и седалища опрокинуты, мешки с деньгами выброшены; все приняло другой вид, и вместо прежнего мятежа наступили тишина и порядок. Благочиние простерлось до того, что никому не позволялось теперь пронести через притвор какую-либо постороннюю вещь. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
  6. Olga

    Ищу нужные слова. Женское монашество

    На страничке в Вк есть вот такое объявление: "Сестрам, желающим попробовать свои силы и после испытательного срока вступить в сестричество при подсобном хозяйстве монастыря Оптина пустынь, обращаться по телефону: 8 (909) 252-01-89 (не моложе 35-ти лет) ------ Из сохранившихся архивных документов известно, что во время настоятельства преподобного Моисея (Путилова) (1825-1862 гг.) на территории подсобного хозяйства монастыря Введенской Оптиной пустыни была организована женская община, просуществовашая вплоть до закрытия и разорения монастыря в советские годы. Монастырское хозяйство Оптиной пустыни было внушительным и для его содержания требовалось много труда и сил. Сестры выполняли различные хозяйственные послушания на скотном дворе, огородах, цветниках, в прачечной. Число общины составляло приблизительно тридцать человек. В большинстве своем это были родственницы братии монастыря и в основном из крестьянского сословия. Управляющая общиной называлась «старшей экономкой». Это место занимали как правило помещицы, имевшие большой опыт хозяйственного управления. Проживали сестры в домиках, расположенных так же на территории монастырского подсобного хозяйства. Многие перед смертью принимали монашеский постриг. Хоронили сестер сначала на территории монастыря слева от Казанского храма, а затем место захоронений было перенесено на монастырское кладбище у храма Всех Святых."
  7. Olga

    Ищу нужные слова. Женское монашество

    Лариса, знаете, подумалось, что Господь зрит на сердца, это главное. То, что мы можем приписать человеку в силу наших страстей, не обязательно будет верно. Знаете, как есть фраза такая, которую хочется всегда повторять: я отвечаю за то, что написала, за то, что вы прочитали я не отвечаю. )) Кто знает, чем закончилась та история с "захватом" аналоя. Может, эта монахиня уступила место молодой девушке или парню, или...ну мало ли может быть обстоятельств. Может, сама настолько немощна, что вот попыталась так помочь себе, зная нас (Валентина пример привела с пожилой монахиней в метро). В праздничные дни в Оптине переполнены все помещения: и храмы, и гостиницы. На самом деле прям для физических сил подвиг. Чтоб покинуть Церковь повод представляется незначительным. Вот встретилось в Толкованиях на 1 Послание апостола Иоанна, 2 глава: Прп. Иустин (Попович) Ст. 26 это я написал вам об обольщающих вас Ст. 26-27 сия писах вам о льстящих вас. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем Человек, который живет в истине, удостаивается дарования защититься и сохраниться от всех искушений, какие выступают против него. Истина сама по себе защищает человека, который, живя в ней, превращает ее в свою природу. Истина сохраняет и всегда будет сохранять человека от всякой лжи и неправды. Истинно слово Истины: И уразумеете истину, и истина свободит вы(Ин. 8:32) от всякого греха, от всякого зла, от всякого дьявола. Если только истина вселится в нас, она нас наставит посредством святых добродетелей и будет пребывать в нас с помощью святых добродетелей и Божественных таинств. Нет сомнения, что “Святой” (Иисус Христос) живет в нас посредством Божественных добродетелей и таинств, которые преобразуют наши чувства, мысли и желания в святые. И посредством всех их “Святой” нас наставляет “во всем”, нас учит, что необходимо для благочестия и для вечной жизни в этом превременном мире. Святые вещи познаются святостью. “Святой”, Который полностью в святости, посредством ее учит нас всякой истине. Поэтому и святой Иоанн Богослов говорит: И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем. (Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.) Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
  8. Olga

    Ищу нужные слова. Женское монашество

    Это видеобеседы на страничке Оптины в ВКонтакте, например. На Ютубе, думаю, есть.
  9. Olga

    Ищу нужные слова. Женское монашество

    Валентина, главное, как представляется, они - честные. Какие есть такие есть. Как сказал Старец Кирилл - живут, как могут. Но почему-то хочется, чтоб были да - примером, на который посмотришь и устыдишься своего греховного состояния. Постриг автоматически ничего не даёт, наоборот, думаю, многое "забирает". Преград для пострига в силу греховного состояние будущих постриженников нет. И, как постоянно в своих беседах напоминает отец Нил, лет через 25 после ежедневного практически общения с духовником или наставницей что-нибудь с Божией помощью изменится. Но как бы то ни было - они в ангельском чине, такова о них воля Божия.
  10. Olga

    Ищу нужные слова. Женское монашество

    Все верно, но есть ещё которые между всеми "царствами". Постриг принят, а места нет. Вот знакомая прислала, в светлый Праздник Рождества Христова дело происходило. И постоянно происходит в большие Праздники в Оптине. Без комментариев...
  11. В первое воскресение после Рождества Христова Православная Церковь чтит память праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти. В книге "Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы" (1904 г.изд) вот как изложено о праведном Иосифе Обручнике: "... Как скоро Пресвятая Дева, среди назидательных впечатлений храма, пережила время отрочества, Промысл Божий расположил обстоятельства так, что, со всей необходимой прикровенностью, осуществилось вечное предопределение о спасении человечества. Обручение Девы праведному мужу набросило покров таинственности на совершившееся дело нашего искупления. Прежде всего – как говорят святые Отцы – нужно было, чтобы дело Божественного домостроительства скрылось от исконного врага человеческого рода – дьявола. Таким образом – замечает святой Игнатий Богоносец – «утаились от князя века сего девство Марии, рождение Ею, а равно и смерть Господа». Приводя эти слова древнейшего Отца Церкви, святой Андрей Критский прибавляет: «не без причины было сокрыто тогда от народа рождение Христово от Святого Духа и Иосиф почитаем был вместо отца». Святой Иоанн Златоуст указывает ещё причину обручения Пресвятой Девы. «Для чего – спрашивает он – Дева зачала не прежде обручения? – и отвечает:- для того, чтобы дело было сокрыто от иудеев, и Дева избежала всякого подозрения от них». «Если бы – говорит святой Отец в другом месте – Иудеи услышали об этом с самого начала, то, превратно поняв совершившееся, побили бы Деву камнями... Когда они бесстыдно перетолковывали и то, чему имели примеры в Ветхом Завете: чего-бы не сказали, услышав о зачатии Девой? За них было всё прошедшее время, не представлявшее ничего подобного... чрезвычайно смутило бы их дело столь новое, столь необычайное, которому примера они не нашли бы у предков своих». В объяснение слов святого Отца припомним, что у Иудеев действительно, по закону Моисея, были побиваемы камнями девы, не сохранившие девства, а также и обольщённые невесты, вместе с их обольстителями. Премудрость Божья устранила все эти затруднения: устроила Богоприличное рождество Слова от Девы и самую Деву предохранила от ненависти врагов Христовых. Когда, по свидетельству предания, исполнилось Пречистой Деве 14 лет от рождения и 11 лет пребывания Её в храме, священники объявили Ей, чтобы Она, по обычаю, имевшему силу закона, оставила храм и, переселившись в дом Свой, подобно другим девам Её возраста, вышла замуж. Но Пресвятая Дева отвечала им, что, будучи от рождения посвящена родителями Богу, впоследствии сама дала Ему обет сохранить навсегда Своё девство, и что нет в мире силы, которая бы заставила Её изменить этому обету и вступить в брачное состояние. Такое твёрдое и положительное объявление Девы поразило удивлением первосвященника и священников. Новость обета и небывалый поступок среди дев Израильских, равно как и неприкосновенность клятвы (сохранявшей за собой силу закона: «человек аще обещает обет Господу, да сотворит») – поставили их в затруднительное положение. Они не могли ни уничтожить закона относительно обета, ни принудить Деву Марию нарушить его; а вместе с тем не могли и дозволить Ей исполнить этот обет, равно как и остаться в храме, по неимению прежних примеров. Они составили между собой совет, на котором, в явном колебании, делали разные предположения и потом отменяли их: хотели не пускать Её более в храм за вторую завесу, а между тем не смели решиться и обручить Её кому-либо, как обещавшуюся уже Богу; боялись и прогневать Бога и не знали, как приличнее устроить Её девическую жизнь. И сколько ни думали, а всё приходили к одной из двух необходимостей: или принудить Её выйти замуж, или дозволить Ей, и по достижению совершеннолетия, оставаться при храме. Но и то и другое, в то же время, считали за явное нарушение закона, а потому за великий грех. Недоумениям их не было конца, и совет их не мог остановиться ни на каком определении. Священники, видя, что совет их не имеет окончательного исхода, положили испросить разрешения недоумениям своим у Бога. Собравшись пред Святая святых, они усердно молили Бога о явлении им воли Его. После этой молитвы, первосвященник, облёкшись в святую одежду, вошёл за завесу для получения ответа. Там предстал ему Ангел Господень и сказал: «Захария! собери неженатых мужей из колена Иудова, от дома Давидова, и пусть принесут жезлы (посохи) свои, кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Её». Захария, объявив священникам о повелении Господа, послал глашатаев во все концы земли Израильской, для приглашения мужей в Иерусалим. Вместе с тем наступил установленный Маккавеями праздник обновления храма, на который отовсюду стекалось множество народа; в этот раз, среди других, пришли и мужи из рода Давидова. Первосвященник, собрав мужей рода Давидова к храму, взял у них жезлы и воззвав всенародно: «Господи Боже! яви мужа достойного обручиться с Девой»! внёс жезлы в храм. Приняв жезлы из святилища, первосвященник увидел, что многие из них не имели на себе никакого знамения, а принадлежавший мужу праведной жизни, ожидавшему с нетерпением избавления Израилева,– родственнику Пречистой Девы Марии, восьмидесятилетнему древоделу Иосифу,– расцвёл, и на нём сидела голубица, которая опустилась над головой Иосифа. Тогда первосвященник, взяв жезл и подав его Иосифу, сказал: «приими к себе в соблюдение Деву». Но когда Иосиф стал было возражать, говоря, что он имеет в доме взрослых сыновей, что он уже стар, а Дева ещё юная, и потому он боится сделаться посмешищем сынов Израилевых; то Захария сказал ему: «убойся Господа Бога твоего и вспомни, что сотворил Бог Дафану, Авирону и Корею: как разверзлась земля и поглотила их за сопротивление! Бойся же и ты, чтобы не случилось чего с домом твоим». Иосиф поражённый этими словами, тотчас же изъявил готовность на принятие Марии, и потому Пречистая Дева тогда же была обручена с ним. Другие утверждают, что Она весьма опечалилась этим решением священного совета и необходимостью оставить храм, но Ей было особое откровение, чтобы Она не сомневалась идти в дом Иосифа, мужа праведного, Её сродника и обручника, который принял Её из рук архиерея и священников не на обычное супружество, но на соблюдение Её чистоты, и под именем мужа сделался лишь хранителем и служителем девства и высокой святости Её. Таким образом, Промысл Божий устроил всё так, что Мария, соединённая с Иосифом, казалась женой мужа, тогда как между ними не было общения брака. Праведный Иосиф происходил от царского рода и был потомком Давида и Соломона. Мать его, имени которой история не сохранила, была в супружестве за Илием, происшедшим от Давида. По смерти Илия она вступила в брак к Иаковом, который, по существовавшему тогда закону ужичества (родства), должен был восстановить потомство брата своего, умершего бездетным. От этого брака родился Иосиф и был по естеству сын Иакова, а по закону сын Илия. Со знатностью рода Иосиф не соединил в себе земного величия и богатства своих предков, из которых многие были царями и пророками и славились земным величием. Вместо всего этого, он наследовал от лучших из них сокровище добродетелей, правоты и святости, так что сам Дух Святой нарёк его «праведным» и сделал обручником чистейшей Девы. Из немногих сказаний об Иосифе в Святом Писании очевидна зрелость его характера. Он был весьма твёрд в стремлении к святому, решителен, благороден, искренен, скромен, чист, миролюбив, внимателен ко внушениям своей совести и повелениям свыше, а потому удостоился великой чести: ему вверено было служение тайне, которая, быв скрытой от вечности, предназначена была прежде веков к славе верующих. По занятиям своим праведный Иосиф принадлежал к классу простых ремесленников, был древоделом, или – просто говоря – плотником, и снискивал ежедневное пропитание трудами рук своих. До восьмидесятилетнего возраста он жил как простой, но честный и добросовестный труженик, и имел в супружестве Саломию; четыре сына и две дочери произошли от этой благословенной четы. Какова была супружеская и семейная жизнь Иосифа – об этом ничего не говорит нам ни Святое Писание, ни предание. В Евангелии – повторяем – он называется именем «праведного», а это название указывает на целый сонм добродетелей. Сведения, какие доставляет нам предание относительно прежней жизни Иосифа, заключается лишь в том, что он, по кончине жены своей Саломии, «жил много лет во вдовстве». В этом положении застигло его избрание Промысла Божьего, действующего иногда в мире такими обыкновенными путями, что важности и значения их не замечают не только те, пред которыми и для которых они совершаются, но даже и те, которые в это время избираются орудиями для приведения их в действие, как это и совершил Господь в настоящем случае. По обручению в храме, праведный Иосиф недолго оставался в Иерусалиме. Он отправился с Марией в Галилею, в свой маленький Назарет. Праведный старец ведёт Пречистую Обручницу в дом свой, чтобы там оберегать Её; ведёт Её в бедную семью свою, на обычный труд и незавидную, по-человечески говоря, долю, не зная ещё, что ожидает их в будущем.
  12. Olga

    Ищу нужные слова. Женское монашество

    Вот встречалось в книге "Птицы Небесные". Был вопрос к отцу Кириллу (Павлову) о духовной помощи женскому скиту, который начался когда-то образовываться на Псху. Часть ответа Старца: "...Нужно сказать, что сестры тоже бывают разные. Те, которые сами стремятся к спасению, жертвенны, служат опорой ближним и помогают им возрастать духовно, такие очень редки. Этим сестрам помогай всемерно, потому что если они спасутся, то и другим помогут! Остальным, которые живут как умеют и у которых преданность и жертвенность слабы, помогай по мере стремления их к духовной жизни. Так будет хорошо, да… Главное, не малодушествуй!.." Не знаю, какого соотношение среди мужских общин - мало или много тех, которые "если спасутся, то помогут другим". Дело-то не в том, какого человек роду. А каков он сам, без оглядки на других.
  13. Будем как дети и послушаем из "Легенд о Христе" Сельмы Лагерлёф "...Увидев это, пастух снова предложил: «Бери, сколько тебе нужно!» — и радовался при мысли, что человек не может унести с собой огня. Но тот наклонился, выбрал себе горстку углей голыми руками и положил их в полу своей одежды. И угли не обожгли ему рук, когда он брал их, и не прожгли его одежды; он понес их, словно это были яблоки или орехи… Тут я в третий раз перебила рассказчицу: — Бабушка, отчего угольки не обожгли его? — Потом все узнаешь, — сказала бабушка и стала рассказывать дальше: — Когда злой и сердитый пастух увидел все это, он очень удивился: «Что это за ночь такая, в которую собаки кротки, как овечки, овцы не ведают страха, посох не убивает и огонь не жжет?» Он окликнул незнакомца и спросил его: «Что это за ночь такая? И отчего все животные и вещи так милостивы к тебе?» «Я не могу тебе этого объяснить, раз ты сам этого не видишь!» — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, чтобы поскорее развести огонь и согреть свою жену и младенца. Пастух решил не терять этого человека из виду, пока ему не станет ясно, что все это значит. Он встал и пошел следом за ним до самого его обиталища. И пастух увидел, что у незнакомца нет даже хижины для жилья, что жена его и новорожденный младенец лежат в горной пещере, где нет ничего, кроме холодных каменных стен. Пастух подумал, что бедный невинный младенец может насмерть замерзнуть в этой пещере, и, хотя он был суровым человеком, он растрогался до глубины души и решил помочь малютке. Сняв с плеч свою котомку, он вынул оттуда мягкую белую овчину и отдал ее незнакомцу, чтобы тот уложил на нее младенца. И в тот самый миг, когда оказалось, что и он тоже может быть милосерден, глаза его открылись, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать. Он увидел, что вокруг него стоят плотным кольцом ангелочки с серебряными крылышками. И каждый из них держит в руках арфу, и все они поют громкими голосами о том, что в эту ночь родился Спаситель, который искупит мир от греха. Тогда пастух понял, почему все в природе так радовалось в эту ночь, и никто не мог причинить зла отцу ребенка. Оглянувшись, пастух увидел, что ангелы были повсюду. Они сидели в пещере, спускались с горы и летали в поднебесье; они проходили по дороге и, минуя пещеру, останавливались и бросали взоры на младенца. И повсюду царили ликование, радость, пение и веселье… Все это пастух увидел среди ночной тьмы, в которой раньше ничего не мог разглядеть. И он, обрадовавшись, что глаза его открылись, упал на колени и стал благодарить Бога… — При этих словах бабушка вздохнула и сказала: — Но то, что видел пастух, мы тоже могли бы увидеть, потому что ангелы летают в поднебесье каждую рождественскую ночь. Если бы мы только умели смотреть!.. — И, положив мне руку на голову, бабушка прибавила: — Запомни это, потому что это такая же правда, как то, что мы видим друг друга. Дело не в свечах и лампадах, не в солнце и луне, а в том, чтобы иметь очи, которые могли бы видеть величие Господа!" ("Святая ночь") "...Это случилось в то время, когда Август был императором в Риме, а Ирод — царем в Иудее. И вот однажды на землю спустилась великая и святая ночь. Такой темной ночи никто еще никогда не видел. Невозможно было отличить воду от суши; и даже на самой знакомой дороге нельзя было не заблудиться. Да иначе и быть не могло, ведь с неба не падало ни одного лучика. Все звезды оставались дома, в своих жилищах, и ласковая луна не показывала своего лика. И столь же глубокими, как мрак, были безмолвие и тишина этой ночи. Реки остановились в своем течении, не ощущалось ни малейшего дуновения ветерка, листья осины перестали дрожать. Морские волны не бились больше о берег, а песок пустыни не хрустел под ногами у путника. Все окаменело, все стало недвижимо, чтобы не нарушать тишины святой ночи. Трава приостановила свой рост, роса не пала, цветы не источали свой аромат. В эту ночь хищные звери не вышли на охоту, змеи затаились в своих гнездах, собаки не лаяли. Но самое чудесное заключалось в том, что и неодушевленные предметы хранили святость этой ночи, не желая содействовать злу: отмычки не отпирали замков, нож не мог пролить чью-то кровь..." ("Видение императора") https://azbyka.ru/fiction/legendy-o-xriste/
  14. Olga

    ЧАСОСЛОВ ДЛЯ МИРЯН.

    Там всего много, но потихонечку можно осваивать. В Октоихе каноны во второй части текстов каждого дня, ближе к концу. Полностью они не везде вычитываются, ведь практически каждый день, если есть служба в храме, читается из двух канонов (по Октоиху и по Минеи рядовой или праздничной), а то и три канона. В Оптине, представляется, канон читается полностью. Кстати, в Вк вижу две беседы отца Нила с разбором Рождественского Канона. Его текст найдем в Минеи праздничной за 25 декабря (старый стиль). Вернее, там указаны два канона, но оба в одной книге.
×