Перейти к публикации

Olga

Пользователи
  • Публикации

    5 099
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    139

Последний раз Olga выиграл 15 ноября

Публикации Olga были самыми популярными!

Репутация

9 456 Очень хороший

О Olga

  • Звание
    Участник
  • День рождения 08.03.1961

Информация

  • Пол
    Женщина
  • Город
    Москва

Посетители профиля

52 228 просмотров профиля
  1. Сергей Львович Худиев Посрамление надменных Прошедший на днях в Киеве собор архиереев Украинской Православной Церкви оказался провальным для сторонников автокефального проекта. На Соборе, проходившем в Киевской Лавре, присутствовало 83 из 90 архиереев УПЦ. Из 7 отсутствующих - трое болели (они прислали письмо с личной подписью о поддержке Блаженнейшего митрополита Онуфрия), еще двое были за границей, а один не смог приехать по техническим причинам. Еще один - Александр Драбинко пошел в "Украинский дом" к Порошенко. Василий Семенович Анисимов ЕПЦ как канализация Православной Церкви и унии https://vk.com/wall-81475778_5897
  2. ИЗ СЛАВНОНО РОДА КАВЕЛИНЫХ (продолжение) После ареста архиепископа Варфоломея она и еще несколько прихожанок вывезли из еще неопечатанной кельи книги и архивные материалы. Позднее ей пришлось сопровождать отца Зосиму (Нилова) во время его спешного ночного отъезда из Волоколамска в виду угрожавшего ему ареста, а затем ее семья некоторое время прятала его у себя дома. Она всегда считала, что лишь чудом сама избежала ареста и лагеря. В самом начале Великой Отечественной войны был арестован отец Феодор (Богоявленский). Незадолго перед тем была вызвана на допрос и Ольга Александровна. Она поняла, что этот допрос был предвестием ареста, что ее оставили на свободе лишь в надежде, что она невольно “приведет” слежку к отцу Феодору, который некоторое время скрывался в доме у своей сестры. Но буквально на следующий день после допроса Ольга Александровна была вызвана к руководству министерства и откомандирована в Свердловск (Екатеринбург) готовить эвакуацию их ведомства, причем ей было позволено вывезти с собой из Москвы и родных. “Я стояла перед ними, — вспоминала Ольга Александровна, — и чувствовала, как десница Божия опускается мне на голову, уводя от ареста”. Приехав в Свердловск накануне дня Петра и Павла, она опустилась на пол в пустой комнате общежития, наугад открыла праздничную минею, незадолго перед тем подаренную отцом Феодором, и наткнулась на листок, заложенный как раз между страницами службы первоверховным Апостолам. Это было последнее наставление ее духовника и духовного брата, его духовное завещание2. Жизнь сводила Ольгу Александровну со многими замечательными христианами ушедшего столетия. Среди них были, например, митрополит Иоанн (Вендланд), архимандриты Таврион (Батозский) и Иоанн (Крестьянкин), отец Димитрий Дудко. Она дружила с архиепископом Василием (Кривошеиным), который приходился ей двоюродным братом по линии матери. Они не раз встречались во время приездов Владыки в СССР, переписывались. На сведения о церковной жизни в СССР, полученные от Ольги Александровны и ее сестер, архиепископ Василий не раз ссылается в своих воспоминаниях. Она обладала даром чувствовать человека и несколькими словами передавать его духовный облик. Ее свидетельство об ушедших всегда опиралось на яркие жизненные детали и через них раскрывало духовное содержание человека или происходивших событий. Она замечательно рассказывала о своих братьях и сестрах по общине Высоко-Петровского монастыря. «В Петровском, — говорила она, — было несколько “стад”, сплоченных вокруг своих старцев. И чужой человек всегда мог понять, где чьи: вот агафоновские, вот владыкины, вот митрофановские. “Владыкины” (чада епископа Варфоломея) — все очень умные, очень образованные и нервные. Агафоновские (то есть духовные дети архимандрита Агафона (Лебедева)) — те, наоборот, спокойные и почти святые. “Митрофановские” (духовные дети игумена Мирофана (Тихонова), старейшего наставника Высоко-Петровского монастыря) — все ясные и простые». Ее рассказы были необходимым дополнением к воспоминаниям о Высоко-Петровском монастыре ее старшей духовной сестры монахини Игнатии (Пузик; 1903–2004). Для всех, кому дорого наследие Петровских старцев, они вместе были живой связью с их образами и с их духовным опытом. Таким же связующим звеном Ольга Александровна была и для прихожан храма святителя Митрофания Воронежского. Как сказал на ее отпевании отец Димитрий Смирнов: “От нашего храма (к началу его восстановления) остались только три вещи: стены, икона святителя Митрофания из местного ряда и Ольга Александровна”. Она помнила последнего настоятеля храма — ныне священномученика Владимира Медведюка, расстрелянного в Бутово. О владыке Иоанне (Вендланде) она рассказывала, как, будучи архиереем, он навещал своих родных в Переяславле. Он шел пешком через город обязательно с авоськой в руках, в которой лежали одна или две баночки какого-нибудь варенья. И вы понимали, что в этом жесте трогательной заботы проявлялись простота и настоящее смирение без позы и смиреннословия — важнейшие качества его христианской души. Рассказывала Ольга Александровна и о том, как случайно увидела тогда еще тайного иеромонаха Иоанна в алтаре только что открытого после войны Успенского собора Троице-Сер­гиевой Лавры, первым наместником которой стал духовный руководитель отца Иоанна архимандрит, а позднее епископ Гурий (Егоров). “Через отверстые царские врата на всенощной, — говорила Ольга Александровна, — я увидела, что он, стоя в алтаре, в своем поношенном пиджаке, молился так, что не видел никого вокруг себя, было ощущение, что огненный столп над ним бьет прямо в небо. Я запомнила его таким, а позднее поняла — он молился о своем пути, потому что в этот момент он видимо принимал решение о выходе на открытое служение”. С отцом Таврионом (Батозским) она познакомилась во время своих посещений Спасо-Преображенской пустыни под Ел­гавой (Латвия). Она говорила: “Монахини пустыньки не понимали его. Они не понимали, что этот человек прошел лагеря и сохранил радость о Христе, и знал, что современный человек нуждается в свидетельстве об этой радости, и отец Таврион изливал эту радость в служении литургии, в украшении храма…”. Мысль о том, наскольЬко важно для нынешнего христианина понять опыт новомучеников и исповедников Российских, была одной из центральных в ее размышлениях и беседах последних лет. Она остро чувствовала вопиющее непонимание этого опыта, обличающее нашу духовную слепоту и окаменение сердца. Главным примером этой слепоты, не дававшим ей покоя, постоянно отзывавшимся болью в ее сердце, для нее была судьба ее первого наставника — архиепископа Варфоломея (Ремова), расстрелянного в 1935 г. по обвинению в “шпионаже в пользу Ватикана”, а в наше время обвиненного в тайном католичестве. Через всю свою жизнь она пронесла тесный духовный контакт с Владыкой и в последние годы не уставала свидетельствовать о нем, о его подвиге, когда, защищая свою общину и всю Русскую Церковь, он пожертвовал и своей жизнью, и своим добрым именем. Примечательно, что в этом она была едина с покойным отцом Иоанном (Крестьянкиным). Непонимание того, как жили христиане при советской власти, нежелание впустить в свое сердце опыт новомучеников, тем самым понять — в чем их подлинное величие, воспринимались ими как главная трагедия современных российских христиан и как серьезная духовная угроза будущему нашей Церкви. Сегодня, когда и архимандрит Иоанн, и Ольга Александровна отошли от нас в селения праведных, можно привести фрагмент из адресованного ей в середине ноября 1999 г. письма Печерского старца. Оно стало ответом отца Иоанна на просьбу Ольги Александровны молиться о том, чтобы образ владыки Варфоломея был очищен от клеветы: «Живых свидетелей того периода жизни Церкви остается все меньше, а слышавшим о нем трудно и представить, а тем более понять все тогда происходящее. Живя в оголтелой, разнузданной “свободе”, как представить жизнь в застенке. Но у Бога все на своем месте <–> и Небо и земля, и ин суд Божий, и ин суд человеческий. Так что нам<,> верующим несомненно Богу<,> не страшны лабиринты любой лжи и казуистики, ибо Истина хранится неповрежденной в руце Божией<,> и в угодное Богу время Он выпускает ее на свободу, чтобы посрамить и самую правдоподобную ложь. Так что молимся и трудимся и ждем Божие определение о сем». В день своего 16-летия Ольга Кавелина пришла на службу в храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке, где тогда находилась Петровская община, и обратилась к владыке Варфоломею: “У меня сегодня день рожденья. Скажите мне что-нибудь”, — предполагая, что он даст ей наставление в приватной беседе. Владыка ответил ей. Он поставил ее перед собой посреди храма и обратил к ней свою проповедь. Центральный образ этой проповеди она запомнила на всю жизнь, и даже за несколько дней до смерти она в который раз говорила о том дне. “В Америке была выставка, — обращался к ней владыка Варфоломей. — Были выставлены все достижения цивилизации, представлены все штаты этой обширной и богатой земли. Среди экспонатов была клетка, в которой сидел негр. Живой негр. Он улыбался, гляда на проходящую толпу. Кто-то из толпы спросил его: Чего же ты радуешься? Ты же в клетке. — Да, отвечал негр, но я со Христом, и поэтому я свободен. Будь и ты со Христом, — заключил Владыка, — и ты будешь воистину свободна”. Так она и жила... С годами маленькая располневшая женщина с мягкими чертами лица и лучистыми глазами стала наставником многих людей. Ее родственники вспоминают, что у нее был особенный, редкий дар – притягивать к себе людей. И если уж кого брала она под свое крыло ,то, как говорится, «пасла по жизни» - столь высока была ее ответственность за человека. К ней приходили за советом. И она порой буквально одним словом разрешала сложные проблемы, развязывала жизненные узлы. К ней шли с вопросами веры и церковных отношений разные люди – и молодой священник, и человек, много повидавший на своем веку. Ольга Александровна была открыта для всех. Ее дом в шутку называли домом открытых дверей. И когда она по болезни уже не могла выходить на улицу, вечерами собирала у себя людей. Представьте только, в определенные дни у нее даже проходили службы. Сколько же людей привела она в церковь! Ольга Александровна была еще и замечательным рассказчиком. Человек очень образованный и начитанный, она охотно делилась всем, что знала. Особенно любили слушать ее рассказы из истории Православия. Знающие ее люди уверяют: общение с ней было истинным наслаждением. В ней удивительным образом сочеталась молодость д с мудростью возраста и жизненным опытом. Недаром она умела дружить с молодыми, при этом всегда как-то ненавязчиво наставляя их на путь истинный. В последний год, будучи тяжело больной (хотя о мере ее физических страданий можно было только догадываться, она не любила никому докучать жалобами), Ольга Александровна подает прошение на имя наместника Свято-Ввденского монастыря Оптина Пустынь. Приведем его дословно, потому что нельзя не восхищаться силой духа этой удивительной русской женщины. Прошение. Прошу Вашего благословения на захоронение моего праха после кончины на некрополе монастыря Оптина Пустынь, где похоронены моя прабабушка М.М. Кавелина и ее дети (братья и сестры архимандрита Леонида Кавелина). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Апексий П благословил похороны инокини Серафимы – Ольги Александровны Кавелиной – в Оптиной Пустыни, откуда и начался ее путь в вечную жизнь.
  3. На оптинской страничке в Вк периодически публикуются данные о нашедших свой последний приют в святой Оптинской земле. Возможно, среди форумчан есть люди, которые могли бы рассказать о тех, кто похоронен на Оптинском некрополе. Мой рассказ не личный, это из Оптинского альманаха и интернета. В Оптине среди богомольцев есть такая традиция - после службы, или в любое другое свободное время обойти дорогие, почему-то такие родные, могилки, приложится к Кресту, воздохнуть, иногда получить утешение в виде просфорочки или конфетки, или пакетика чая, или шоколадки, оставленной чьей-то любвеобильной рукой. В том ряду захоронений с левой стороны от Часовни убиенных братий есть могила, над которой возвышается белый крест. Если не ошибаюсь, перед могилой монахини Татианы (Пеньковой) ( вот тоже интересно, какая была женщина, сын которой был архимандритом и без малого 30 лет возглавлял Оптину Пустынь). На табличке под крестом написано: Инокиня Серафима (Ольга Александровна Кавелина), даты рожления и смерти то ли нечитаемы, то ли просто остались без внимания, но слово "инокиня" рисовало в представлении среднего возраста женщину, видимо болевшую и почившую молодой. А вот что говорится в сведениях о ней. ИЗ СЛАВНОГО РОДА КАВЕЛИНЫХ История этого старинного дворянского рода восходит к семнадцатому веку. В течении четырех столетий фамилия Кавелиных была прославлена людьми, служивших верой-правдой Богу и родному Отечеству. Среди них – дьяк патриарших приказов и участник Отечественной войны 1812 года, генерал-губернатор Санкт-Петербургской губернии и директор Санкт-Петербургского университета, а еще историк, правовед…Наконец, широко известная и почитаемая в истории русской православной Церкви личность – архимандрит Леонид (Лев Александрович Кавелин), историк, духовный писатель, начальник Русской православной миссии в Иерусалиме, а с 1877 года наместник Троице-Сергиевой Лавры. Свой путь он начинал в Оптиной Пустыни, где принял монашеский постриг. Оптина всегда была значимым местом для многих Кавелиных. Сюда, в оптинскую благодать, они стремились при жизни. Здесь захотели обрести и вечный покой. В 2006 году на оптинском некрополе рядом с могилами Кавелиных появилась еще одна – рясофорной монахини Серафимы, в миру Ольги Александровны Кавелиной. Ее дед был родным братом архимандрита Леонида. Вот так через года и поколения отозвалась в ее судьбе преемственность еще и родства духовного. Ольга Александровна родилась в Москве в семье полковника императорской гвардии, преподавателя Александровского военного училища. Она была младшей из четырех сестер и принадлежала к старинному дворянскому роду: родословная Кавелиных восходит к первой половине XVII века. Среди них были дьяк патриарших приказов, участник войны 1812 г. и генерал-губер­натор Санкт-Петербургской губернии, директор Санкт-Петер­бург­ского университета и знаменитый историк и правовед. Сама Ольга Александровна особенно почитала архимандрита Леонида (Льва Александровича Кавелина; 1822–1891) — постриженника Оптиной пустыни, который был церковным историком и археологом, членом-корреспондентом Академии наук, с 1877 г. — наместником Троице-Сергиевой Лавры. В советское время она как дворянка не имела права на высшее образование. Не без препятствий она закончила редакционный техникум и всю жизнь проработала в Министерстве черной металлургии СССР, в отраслевом издательстве “Металлург­издат”. Прихожанкой Высоко-Петровского монастыря она стала в 15 лет. Первым ее наставником был сам настоятель монастыря — епископ Варфоломей (Ремов; †1935). Он не был ее духовником в обычном понимании — Ольга Александровна у него не исповедывалась, но он был ее первым старцем: без его благословения она не делала ни единого шага, он указывал, к кому из Петровских духовников она пойдет на исповедь, он, в конце концов, направил ее под руководство архимандрита Никиты (Ку­роч­кина; †1937). Отец Никита стал ее старцем, родившим в вечную жизнь и определившим весь ее жизненный путь. Он, судя по фотографиям, предсмертному портрету и воспоминаниям, был невысоким, полноватым человеком с мягкими чертами лица. Однако именно отца Никиту (вместе с наместником монастыря архимандритом Агафоном, в схиме — Игнатием (Лебедевым) епископ Варфоломей именовал пиргом — столпом своего прихода и своей монашеской общины. Думается, Ольга Александровна в чем-то походила на своего старца. Маленькая полная женщина с устремленными на вас сияющими глазами. Она стала одной из ближайших его духовных дочерей. После его смерти она окормлялась у архимандрита Зосимы (Нилова; †1939), а затем — у иеромонаха Феодора (Бо­го­явленского; †1943). Отец Феодор был одним из ближайших и преданнейших духовных детей отца Никиты. По свидетельству Ольги Александровны, отец Феодор во многом воспринял дух руководства их общего старца. Погибший в заключении отец Феодор ныне прославлен в лике преподобномучеников. Во время Великой Отечественной войны, когда почти все Петровские духовники уже умерли или погибли в заключении, большая часть их постриженников собралась у ног архимандрита Исидора (Скачкова; †1959). У него стала окормляться и Ольга Александровна. 16 октября 1956 г. отец Исидор постриг ее в рясофор, дав имя в честь преподобного Серафима Саровского. Представляется, что старец дал новопостриженной очень подходящее имя. Недаром монахиня Игнатия, еще один из известных членов Петровской общины, говорила, что отец Исидор обладал даром нарекать в постриге имена, соответствующие призванию человека. Имя Серафима, пламенная, как нельзя более соответствовало живому, общительному, энергичному характеру Ольги Александровны. (“Пламенность” была и в ее облике. Недаром еще в 1930-е гг. в Петровском за ней закрепилось прозвание “Ольга рыжая”.) Как одна из самых младших членов общины она часто выполняла трудоемкие, а иногда опасные поручения. Так, она ездила за свечами для храма. В условиях, когда Патриаршая Церковь не имела своих свечных заводов, ее потребность в свечах и других элементарных предметах церковного обихода удовлетворялась за счет кустарного производства. В 1920–1930-х гг. членам общины Высоко-Петровского монастыря приходилось покупать свечи для своей церкви у таких кустарей. По воспоминаниям самой Ольги Александровны, в определенный день кто-то из прихожан ехал по указанному настоятелем или старостой адресу и там, назвав хозяйку дома по имени-отчеству — что, видимо, служило знаком благонадежности, — покупал одну или две сумки свечей. Через некоторое время операция повторялась другим доверенным прихожанином. Ольге Александровне неоднократно приходилось уносить на своих плечах тяжелый рюкзак со свечами. (Есть продолжение...) На 2-ой фотографии Ольга Александровна Кавелина за год до смерти. p/s. В Житии преподобного Старца Макария Оптинского говорится о том, что имение мамы Льва Александровича Кавелина находилось в 10-ти верстах от Оптины, Старец гостил там иногда. Лев Александрович в числе трёх отцов Оптиной Пустыни занимался переводами святоотеческих книг, организованных Старцем Макарием. А сама Ольга Александровна, которой с детства была памятна территория Оптиной Пустыни, оказывала помощь в установлении места захоронений Старцев.
  4. Olga

    ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Ф.М ДОСТОЕВСКОГО

    Лариса, спаси Господи за фоточки. Мы там были в час пик, на фоне картин народа много получилось. Музей небольшой совсем. И как же по душе пришлось, что он совсем не компьютезирован нисколько. Хотя у прогрессирующих людей были ахи-охи-какжетак. Но такая атмосфера отсутствия любой техники, кроме кассового аппарата при входе, помогает присутствовать только там, в тех самых стенах...Информации тоже не много, она в основном кратко описывает сами комнаты. Сразу по входе в бывший больничный коридор справа у окна будет музейная стеклянная стойка, где выставлена ручка Федора Михайловича. Перьевая, пришедшая на смену гусиному перу. Мы этот экспонат почти пропустили, если бы не школьники, точно бы не увидели, так тянуло туда, в комнаты. И если будет там присутствовать смотрительница, достаточно пожилая, но такая, с харизмой )) - спрашивайте ее, она кладезь информации и любви к Федору Михайловичу, его супруге, творчеству. Ждём фото.
  5. Olga

    Вера при тяжелой болезни

    Про осуждение: разделяем человека и его поступки. Человека любим. Сострадая, сокрушаемся его ошибкам. Прочитала воспоминания О.Н.Вышеславцевой (м.Мария) о совете, данном ей в 1958 году старцем Глинским Андроником: "Запомни - вере никого научить нельзя, Вера - дар Божий!" На всякий случай ещё один совет монахини Марии, это от ее духовника протоиерея Николая Голубцова, тоже 50-тые годы прошлого века: " Батюшка советовал: когда имеете дело с трудным человеком, которого борет враг человеческий, всегда охраняйте себя молитвой Матери Божией "Взбранной Воеводе победительная..." Впоследствии я не раз убеждалась в необыкновенной действенности этой молитвы..."
  6. Olga

    Отошел ко Господу игумен Иларион (Ермолаев)

    Нет, Маша, не мои стихи. Дальше любовь-морковь рифма не идёт )). Это дополнили пост на Оптинской страничке Вк, автора традиционно не указывают, но думаю - да, из скита обычно такие необычности поступают. Они там почти все поэтически настроены )). Другой раз думаю - уж не стихотворной ли они все общаются там друг с другом?! Я немного общалась с одной матушкой, она послушалась в дальних гостиницах, была его чадой. Рассказывала об отце Илариона немного. Не решусь пересказать, поворот в жизненном пути диаметральный у батюшки случился. Вечная ему память. А я на тот момент начала только в Оптину приезжать в поисках духовного наставника. Ну и матушке сказала об этом. Она мне, немного подумав, советует одного отца. Только его я и знала тогда, но заочно. Говорю ей: ну что Вы, матушка?! Он же такой молодой! Как я с моим "богажом" и к нему?!. Она отвечает: а тебе что, старый нужен? Я - конечно! Я же вот какая, куда же мне сына в отцы?! Она - ну и дура же ты! Кто первый умереть-то должен? Он или ты? Отца помоложе надо искать, чтоб когда умрёшь молился о тебе, помогал... Потом отец Иларион заболел, матушку ту из монастыря отправили, где она и что с ней не вем. Почему-то думаю, что она ещё жива, хоть и пожилая была тогда. Но лишний раз вспомнила - человек предполагает, а Господь располагает...
  7. Olga

    Отошел ко Господу игумен Иларион (Ермолаев)

    Сегодня дополнили сообщение о кончине игумена Илариона стихотворением. На смерть игумена Илариона ✍ Чертоги райские смирением открыты./ Застыло время стрелками часов./ Пройдя по коридору, ангел тихо,/ Земную келью закрывает на засов./ Дописана икона Тайной жизни./ Глубокой ночью - огненный прорыв./ Душа к Небесной движется Отчизне,/ Последним вздохом звезды разбудив./ Ступени лунным отражением залиты./ Судьба раскладывает с красками мольберт,/ И шепотом пропетые молитвы,/ Ждут Вечности решающий ответ./ В безмолвие раскроет двери скит./ Вселенная - в Божественной ладони,/ И легкость гробовой доски/ Умчат в туман таинственные кони./ Все пройдено, отмерено слезами/ Дороги долгой покаянных лет,/ И сердце зрит закрытыми глазами/ Любви Непрекращающийся Свет... И Наташа Белочкина пишет: "прекрасное стихотворение! Но только название неудачное." Отвечаю: ну на смерть же. И тут же понимаю, что согласна с ней. ) Только не знаю, как точнее назвать ).
  8. Olga

    легион

    Маша, разное бывает. Все, что отец пишет понятно. Свидетельствую )) Лучше, конечно, не испытывать, но это как Господь. Однажды в Оптине брат один, который мнооого лет там трудничает, рассказывал о своих злоключениях. Поразилась тому, что точь в точь описал то, что пришлось когда-то испытать. И руки поднять не можешь, левой рукой поднимаешься тряпку-правую, чтобы перекреститься, а она все равно не слушается,, очень похоже, как когда деток-инвалидов подносят к иконе, и мама берет руку ребенка и сама ею управляет. И слов молитвы не можешь произнести, даже вспомнить , что это надо сделать. Хотя да, вот сидел, "молился" именно в кавычках, получается. Конечно это по времени, возможно, не долго, или вообще не понятно, в каком то другом временном измерении. Изучать не надо, согласна с Андреем, но хотя бы минимальный запас знаний почерпнуть из свидетельств святых отцов, да и просто людей обычных - уготовахся и не смутихся чтобы с Божией помощью.. Оказывается, сценарии бывает очень похожи. На заре Оптинской моей "юности" в Преображенском храме во время водосвятого молебна рядом стоял мужчина с девочкой на руках. Лет пять с виду. Вцепилась в предплечье моей руки так, что еле отодрали. Долгое время рука была онемевшая, там где были ее пальцы несколько дней ощущалась стальная хватка - руки как будто нет, только пятерня саднит. Тут тебе и наглость, и сила.... Да, и только вспомни о них, тут же "оживают" супостаты.
  9. Сегодня на страничке "Библия Калуга" встретилось видео о том, как радуется сообщество китайцев полученной Библии. Пришла большая посылка, всем досталась Священная книга, наступает благоговейная тишина, книгу обнимают, целуют, у кого-то по щекам катятся слезы. И комментарий: а я сегодня в урне увидел гедеоновское Евангелие. Такое словосочетание встречаю впервые, ищу и нахожу ответ. Не только из любопытства. В нашем храме тоже периодически появляется литература от свидетелей Иеговы. Для взрослых и детей. Вчера только забрала из храма Евангелие от Иоанна и Библейские рассказы для детей. При чем надо какое-то время искать, чье же это издание. Все же книги, и отправлять на удаление всегда трудно. Про литературу свидетелей хотелось бы небольшую информацию, как отличить, как проверить? Одна из книг вообще не имеет "авторства". А вот встретился такой текст про гедеоновское Евангелие. Полезный материал, как представляется. На фото "приобретенная" брошюра. Странный текст молитвы перед стихами Евангелия и для чего-то под нею дата и подпись
  10. Olga

    Мощи

    Эх, тоже мечтается о прогрессе, но все случаются какие-то случайности, вот как сейчас. Искала один материал, а нашла дпугой. На Провославии.ру. Некоторые, видимо, дополнения будут, к тому что читал автор темы. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Источник: Богослов.Ru Ровно десять лет назад, в июле 1998 года, в Оптиной пустыни состоялось обретение мощей преподобных Оптинских старцев. Портал Богослов.Ru публикует рассказ очевидца тех событий, а также предлагает вниманию читателей подборку уникальных фотографий, сделанных в монастыре во время работ по обретению мощей в 1988 и 1998 годах. Точная дата начала раскопок заранее не назначалась. Отец наместник испрашивал благословение у Святейшего Патриарха задолго до начала июля, но разрешение из Патриархии пришло именно накануне дня памяти отца Никона (Беляева), т.е. на Скитский престольный праздник — Рождество Иоанна Предтечи. Отец Никон последним из старцев покидал монастырь в 1927 году и теперь через 70 лет как бы благословил работы по открытию мощей старцев. Перед началом работ был отслужен молебен. На месте погребения старцев Анатолия и Варсонофия, между Казанским и Введенским храмами, а также за алтарем Никольского придела Введенского собора братия при большом стечении прихожан усердно молились об успешном совершении дела, к которому готовился и которого ждал церковный народ много лет. Монастырские рабочие сняли брусчатку, положенную на местах захоронения старцев в 80-90 годы 20 века, сняли ограждения и некоторый слой земли. Затем места раскопок были обнесены временными ограждениями, турникетами и веревками и накрыты двумя армейскими брезентовыми палатками, специально привезенными для этого случая. Было установлено непрерывное чтение Псалтири, место раскопок было освящено. Для участия в работах в Оптину приехал известный археолог С. А. Беляев, участвовавший ранее в обретении мощей святителя Феофана Затворника и в идентификации останков царской семьи. Отец наместник планировал открыть мощи только некоторых старцев, так как производство раскопок представлялось весьма трудоемким делом. Вход на территорию монастыря в эти дни был ограничен. Монастырские рабочие участвовали только в первом этапе раскопок и помогли убрать надгробия, унести кресты и открыть верхние наслоения: брусчатку, составлявшую отмостку собора, землю, а затем и фундаменты разрушенных часовен старцев. Мощи отцов Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия, находились между Введенским и Казанским соборами, отдельно от основного некрополя старцев. Ранее над ними была общая часовня. Раскопки начались 8 июля 1998 году одновременно здесь и за алтарем Введенского собора к северу от места где, как предполагалось, находились мощи пре- подобного Амвросия. Два иеромонаха и два инока начали раскопки могил старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Пришлось убирать обломки фундамента часовни, стоявшей ранее над их мощами. Братия обратили внимание, что появившийся в те годы в производстве бетон уже был использован в Оптиной пустыни. Видимо, по недосмотру угловая колонна часовни, которая могла быть построена после 1914 года, оказалась прямо над главой отца Варсонофия. По словам очевидцев, земля некрополя после разрушения, надгробия разравнивались трактором, и под его тяжестью эта колонна раздробила главу отца Варсонофия. Братия, занимавшиеся раскопками могил, говорили, что им очень хотелось «увидеть» мощи отца Варсонофия именно в день памяти его ученика, отца Никона. Сначала были удалены фрагменты фундамента часовни, затем остатки разрушенного общего свода склепа, а затем и крыши гробов старцев, провалившиеся и накрывавшие непосредственно мощи. Гроб отца Варсонофия располагался немного ниже гроба отца Анатолия. Он был накрыт покрывалом, бархатным с дорогой отделкой, пожертвованным еще в Голутвине, благодарными старцу прихожанами. Покрывало это упоминается в некоторых воспоминаниях и отображено на фотографиях похорон старца. Оно очень хорошо сохранилось, и было достаточно крепким. Впоследствии его поместили в новый гроб старца, под его мощами. Братия с благоговением и трепетом открыли последние фрагменты, скрывавшие честные главы старцев на исходе дня памяти отца Никона (Беляева). Уже читали 9-й час к службе Тихвинской иконе Божией Матери. Глава отца Анатолия была в очень хорошей сохранности, цвета выраженно воскового и кроме того довольно узнаваемая, соответствующая его облику по фотографиям. Кости старца восковые с темными пятнами были почти не потревожены, образовывали мощный скелет (кажется, старца недаром называли «большим»). Сросшиеся позвонки по 3-5 шт. указывали на болезнь. Взору братии открылась удивительная картина: в грудной части скелета, на том месте, где находится сердце, ясно было видно светлое пятно размером с блюдце. Об отце Анатолии говорили, что ему была дана особая молитва. Потом это пятно исчезло. К прискорбию братии глава старца Варсонофия оказалась раздавленной упоминавшейся колонной и распалась на множество осколков размером примерно 3-4 см. Мощи старца были несколько темнее костей отца Анатолия. Под мощи старца Анатолия (Зерцалова) удалось подвести металлический лист и поднять их на поверхность целиком. Косточки были со всей возможной тщательностью положены на белую бумагу, расстеленную на фанере, а впоследствии переложены в заранее приготовленные деревянные ковчеги. У отца Варсонофия хорошо сохранился монашеский крест и параман. Среди косточек отца Анатолия находилось множество костей животных: их кости мелкие и белые, характерно раздробленные. Сохранность склепа и лежащего рядом архимандрита позволяет сделать вывод, что именно мощи старцев подверглись воздействию. Их покой пытались нарушить. Кроме того, в ногах старца Анатолия обнаружили маленький белый женский череп (он имел анатомические женские признаки). С большой вероятностью можно предположить, что это останки княгини Татьяны Ртищевой, которые также подверглись осквернению. Ее могила расположена точно на восток от могилы отца Анатолия. Видимо могила была потревожена потому, что в ней покоилась особа княжеского рода. Окончание работ по обретению мощей старцев Анатолия I и Варсонофия пришлось на 6-7 часов утра 9 июля, день празднования Тихвинской иконы Божией Матери. Братию воодушевляла мысль о том, что должна быть восстановлена некая «историческая справедливость» и мощам старцев, отчасти подвергшимся поруганию должна быть воздана подобающая честь. К открытию мощей старцев на захоронении, находящемся за алтарем Никольского придела Введенского собора приступили также 8 июля. Было известно, что могилы на этом захоронении расположены рядами с севера на юг. За двадцать лет до передачи монастырю церкви, т.е. около 1968 года Надежда Александровна Павлович, поэтесса, духовное чадо старца Нектария наметила условно расположение могил братьев Киреевских и старца Амвросия. Кроме того, Ольга Александровна Кавелина (инокиня Серафима) двоюродным дедушкой которой был архимандрит Леонид Кавелин, связанная с Оптиной пустынью с самого детства, помогала после открытия монастыря найти места погребения старцев. Но этих сведений, как выяснилось позже, оказалось не достаточно. Отправляясь от места погребения старца Амвросия (как полагали ранее) стали открывать могилы находящиеся в этом ряду к северу. Останки двух мужчин, как предполагалось старцев Макария и Льва, были извлечены со всеми необходимыми предосторожностями из земли, положены на бумагу расстеленную на фанере, а затем перенесены во Введенский собор. Невозможно было не обратить внимания на одеяние тел и многие другие странные особенности. Братия пытались примирить и как бы подогнать несоответствия под ожидаемый результат раскопок (т.е. обретение мощей отцов Макария и Льва. Необходимо заметить, что найденные останки были в прекрасной сохранности). Но в результате обсуждения ситуации довольно скоро стало понятно, что произошла ошибка в рядах захоронений еще в 1988 году. И, таким образом, 16 октября 1988 года были обретены и выставлены для поклонения мощи старца Иосифа, а не преподобного Амвросия (как считалось ранее). К северу от могилы отца Иосифа находятся захоронения братьев Киреевских (Ивана Васильевича и Петра Васильевича), а также Наталии Киреевской, супруги Ивана Васильевича. Мощи же старцев Амвросия, Макария и Льва находятся в следующем к западу ряду. Хорошо сохранившаяся чиновничья шинель, пуговицы на ней, сапоги явно указывали на Ивана Киреевского, человека незаурядного, сумевшего при содействии благодати Божией преобразить свое мироощущение, стать искренним славянофилом и настоящим христианином. Участие в жизни обители, труды и благотворительность сподобили его чести быть погребенным рядом со старцами. Таковы же его брат Петр и супруга Наталья. Сам облик Ивана Васильевича был узнаваем в его останках: он был худощав, проступали характерные черты лица. Подбородок его оказался чист, а бакенбарды сохранились. В свое время Иван Васильевич прибыл в Оптину из Петербурга в оцинкованном гробе, и все его тело теперь оказалось осыпано позеленевшей оцинковкой. Таким образом, Киреевские послужили обители и после своей кончины. Именно они указали дальнейший правильный ход раскопок, хотя это направление определилось и не сразу. Недоумение по поводу ошибки в расположении мощей старцев продолжилось несколько часов. Было высказано множество предположений по этому поводу, решался вопрос, где же искать настоящие мощи старца Амвросия, а так же мощи других старцев. Слишком привычным казалось братии старое ошибочное расположение дорогих всем останков. Сложился некий стереотипный образ, от которого сложно было отказаться сразу. Отец наместник связывался по телефону со Святейшим Патриархом и получил благословение открывать мощи всех старцев, находящихся в некрополе. С этого момента могилы начали открывать в таком порядке: в следующем к западу ряду по отношению к могилам отца Иосифа и Киреевских были открыты могилы старцев а) Амвросия, к северу от него – б) Макария и Льва, к югу – в) Илариона и к востоку – г) Анатолия (Потапова). Все работы теперь производились исключительно силами братии. Пространство вокруг могил было насколько возможно расчищено от земли и посторонних предметов. Были сделаны из досок приспособления, позволившие очистить захоронения от земли и в то же время не ступать прямо на гробы. Одновременно были открыты своды склепов старцев Амвросия и Макария, кладка сводов была частично разобрана ближе к ногам. Через такое отверстие братия проникали в склеп отца Амвросия, открывали гроб старца и затем передавали части мощей наверх, где они помещались на бумагу, расстеленную на фанерных столах. Очищали косточки от земли, затем в максимально более точном соответствии с анатомией скелета их перекладывали в специальные ящики. При составлении скелета братия полагались на знания наших иконописцев, т.к. некоторые мощи подверглись воздействию в той или иной степени и косточки были перемешаны. Так у преподобного Амвросия исчез крест парамана и косточки в центральной части груди располагались хаотично. В склеп старца Макария через отверстие в своде была свешена лампа, а проникнуть в склеп удалось через отверстие в стене со стороны склепа отца Амвросия. Очень скоро все недоумения рассеялись. Правильность предположений о местонахождении мощей старцев подтвердилась. И хотя отец наместник справедливо требовал от братии с возможной тщательностью собирать все доказательства, было совершенно ясно, что мощи принадлежат именно монахам и именно искомым старцам. Части параманов, кресты, остатки клобуков, пузырьки с соборным маслом, само нетление мощей говорили о том, что открываются мощи преподобных Амвросия, Макария, затем Льва и других отцов. Да и душевное состояние братии говорило само за себя. Желание работать, желание бодрствовать (отцу наместнику даже приходилось отправлять некоторых братий отдыхать), благоговение и взаимопомощь, наконец, проявление братской любви говорили о том, что происходит необыкновенное событие. Любовь старцев была преизобильно разлита на всех. Самые суровые были смягчены благодатью. И бысть им погребающим мужа, и се, видеша воинов, и повергоша мужа во гробе Елиссеове: (и впаде тело человека мертва,) и прикоснуся костем елиссеовым, и оживе и воста на ноги своя.(4 Цар.13:21) Никто не сомневался, что силами братии все работы будут доведены до конца, а объем работ предстоял немалый. Все детали общей картины событий заняли свои места. Строение черепа старца Макария очень напоминало дошедшие до нас изображения преподобного. Вспомнилось, что к северу от склепа старца Льва находится могила помещика Алексия Желябужского, преданного почитателя и ученика преподобного. Он выстроил для старца целый корпус в обители. К югу от преподобного Амвросия нашел себе упокоение старец Иларион, а далее покоится преданный друг последнего — отец Флавиан (Маленков). Между рядами, в головах у старца Амвросия и в ногах у старца Иосифа, немного в стороне, лежал старец Анатолий (Потапов), который незадолго до своей кончины приходил именно сюда и говорил, что места для одного человека здесь хватит. Братия вспомнили моменты из жития старца Иосифа, в которых говорится: « Жил при Оптиной пустыни древний старец – прозорливец, отец Пахомий – блаженный. Он очень любил отца Иосифа; и когда тот был еще простым монахом, отец Пахомий всякий раз, как с ним встретится, непременно попросит у него благословение. — Отец Пахомий, да я не иеромонах, — улыбнется ему отец Иосиф. — Удивляюсь, — ответит Пахомий. — Отец Иосиф, все равно, что отец Абросим. Одна раба Божия – юродивая, была у старца Амвросия, и увидя отца Иосифа сказала ему: «Вот было у одного старца два келейника; один из них и остался на его месте». Умре отец его, и аки не умре: подобна бо себе остави по себе.(Сир.30:4) Десять лет покровительствовал обители преподобный Иосиф, присоединяя к с своим чудотворениям молитвы и благословения преподобного Амвросия. Сохранившиеся части гробов старцев Амвросия и Макария, части одежды, обивка гробов тщательно собирались для сохранения, как святыня. Мощи преподобного Амвросия имели особенный цвет, цвет светлой проолифленной древесины. Сохранности очень хорошей. Склеп довольно сухой, немного заполненный землёй. Гроб отца Макария находился ниже гроба отца Амвросия на 30-40 сантиметров, склеп более влажный. Мощи также в очень хорошем состоянии, цвета темного дерева. Когда были извлечены мощи отца Макария, и стало возможным без опасений разобрать свод склепа, расширили проем в стене между склепами и один из братий смог проникнуть в сильно заполненный землей склеп. Заполненный настолько, что расчищать путь к мощам возможно было только лежа. Расположенный еще на 30-40 сантиметров ниже склеп, кроме того был очень сырым. Могила старца подверглась воздействию: косточки скелета были разбросаны, перемешены с землей, так что приходилось просеивать всю землю, доставаемую из склепа. Одному из братий пришлось лежа передавать землю другому, влезавшему в склеп и вылезавшему из него, чтобы передать ее дальше. Наверху по поверхности склепа кто-то неосторожно прошел и восточная часть свода, как раз там, где передавали друг другу ведро с землей, обрушилась. Находящийся в склепе брат подвергся серьезной опасности и за короткое время пережил и ужас перед возможностью быть раздавленным в этом малом пространстве и страх смерти. И другой брат подвергся опасности быть погребенным под кирпичами обвалившейся части свода, если бы оказался в склепе и забирал бы землю в этот момент. Но его только мягко присыпало большим количеством земли. После страха пришло чувство милости Божией и присутствия и заступничества старца Льва. Наверху поставили дежурного и работы были продолжены. Мощи старца были успешно извлечены по частям и потом собраны почти без потерь. Также постепенно во Введенском соборе оказались мощи старца Анатолия Младшего, у которого особенно хорошо сохранилась верхняя часть скелета, цветом походящая на мощи старца Амвросия. Склеп отца Илариона не открывали сверху, а проделали отверстие в стенке со стороны склепа старца Амвросия. К отцу Илариону проник один из братий и полностью сам передал по частям мощи в отверстие. Таким образом, к 11 июня мощи всех старцев, доступные к обретению были подняты, помещены в специально приготовленные деревянные ковчеги и ожидали дальнейшей обработки. Все работы проходили в полном согласии и братской любви. Это были незабываемые для братии дни, с которыми не хотелось расставаться. Это было событие, давно ожидаемое и не обманувшее ожиданий, одна из важнейших вех в жизни обители. Событие, неразрывно связанное с понятиемпрославление. В эти же дни была восстановлена раздробленная глава преподобного Варсонофия. Один из иконописцев в течении нескольких часов с помощью размягченного пальцами воска смог собрать косточки черепа старца в единое целое с одной лишь единственной потерей фрагмента в области виска. В один из дней раскопок обитель посетил архиерей, и это посещение было воспринято братией, как добрый знак и благословение Церкви. Гробы с мощами старцев во Введенском соборе. 1998 г.Настоящим торжеством Православия и было время, когда мощи старцев, подобающим образом приведенные в порядок и помещенные в специальные ковчеги, были выставлены в течение продолжительного времени во Введенском соборе напротив раки преподобного Амвросия. Обитель ожидала перенесение мощей своих старцев в восстановленный и превращенный в усыпальницу храм Владимирской иконы Божией Матери. Источник: Богослов.Ru 10 июля 2008 г.
  11. Olga

    ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Ф.М ДОСТОЕВСКОГО

    Из сегодняшней проповеди иеромонаха Назария на сегодняшнее Евангелие: "...И это стадо свиней, словно бы апокалиптическое предсказание, тоже есть нам грозное предупреждение о том, что: так все человечество, отвергшееся Бога, которое будет подвержено этой демонической власти, ринется с кручи, чтобы погибнуть навсегда..." И коммент одного брата на страничке Вк: "Этот евангельский текст использует Достоевский в качестве эпиграфа в своём романе БЕСЫ, сравнивая этих свиней с бесноватыми революционерами, которые бросили Россию в пучину.... Также и один из персонажей этого романа сравнивает Россию с одержимым, которая сегодня беснуется в своих страстях и пороках, но в свое время будет приведена ко Христу и, освободившись от своего греховного безумия, будет удивлять всех своим преображением..."
  12. Olga

    Богослужебные тексты.

    Да, кто-то с богословским образованием написал толкование, без сомнения. Сайт не опознавался конкретно, или опять же особенности связи. Марина, ответила бы, что я не имею специального образования говорить об отдельных частях Литургии в данном случае. Сама только два-три дня назад прочитала об этом песнопении, узнала, что это гимн, связанный с монофизитами. Повод ещё раз осознать, что совсем ничего не знаю о богослужебных текстах, которые почти наизусть выучены. А хорошо бы в соответствии со своими возможностями в этом деле прлдвигаться. С детьмими совсем сложно, это должны быть специально обученные отвечающие, но и особых толкований для них наверное пока не нужно. Бабули могут быть разными и сами намного больше знающими и о монофизитах, и о многом вообще. Как-то читала про простую совсем пожилую женщину, которая в совершенстве знала Устав богослужения, к ней обращались отцы за помощью. Про монофизитов помниться с курсов. Данную дисциплину преподавал молодой совсем препод, который Шестопсалмие читал в храме одним словом. Долгое такое одно слово. Как запомнила: это наши братья армяне, которым когда-то от величия их территориальной расположенности (библейская гора Арарат, Ноев ковчег и пр.) снесло голову, и они на свой лад стали истолковывать веру. Моно - один, вот они и признают только одну Божественную природу Христа, а человеческую нет. Тогда, значит, Он и не претерпел страданий, мук, боли. Божественная природа от всего этого свободна. Кстати, к слову, не знаю по какой причине, но на страничках братьев-армян встречала икону преподобного Старца Оптинского Макария, только своеобразное такое исполнение - в монашеской одежде, но синего цвета, и ликом максимально похож на армянскую национальность. Но значилось, что это икона прп.Макария Оптинского. А вот ещё текст от богословов. Новый Завет является Законом Иисуса Христа, выраженным Его учением, изложенным в Евангелии, проповеданным Апостолами в их Деяниях и Посланиях. Ветхозаветный закон предуготовил человека к восприятию благодати Евангелия. Новый Завет открывает верующим Царство Небесное, расширяя и углубляя в заповедях блаженств десять ветхозаветных заповедей Моисея. Блаженством можно назвать преисполненное высшей радости и любви неизреченно счастливое состояние, когда дух человека, освятившись и возвысившись, свободно ликует и поет, не завися от всего, что могло бы ему помешать. Путь к такому состоянию лежит в осознании и деятельном усвоении христианских добродетелей, делающих человека открытым к восприятию благодати Святаго Духа: смирения (простодушие, нелюбовь похвал, познание тайны несения Креста), трезвения (внимания себе, памяти о вечной жизни), блаженного плача (ощущение своего недостоинства, упование на Милость Божию), кротости (безгневие, душевная тишина, мужественность), нестяжания (довольство необходимым, забота о бедных, свобода духа), целомудрия (отвращение блудных дел, мыслей, хранение чувств, зрящая Бога чистота), воздержания. Для мирского сознания, чуждого смирения и самоотвержения, заповеди блаженств (Мф. 5: 3–12) являются серьезным камнем преткновения, ведь тут названы счастливыми те, кто так или иначе несчастлив в проекции земного мира: нищие духом, плачущие, жаждущие, гонимые… Однако именно в этих Новозаветных заповедях раскрывается вся мудрость перспективы духовного роста личности: смирение в осознании и подлинной оценке себя, очистительный покаянный плачь, сострадание к ближним, неосуждение, кротость, жажда истины, милосердие, чистота сердца, миролюбие, страдание за правду.
  13. Olga

    ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Ф.М ДОСТОЕВСКОГО

    Кратко не ответить. Все мы разные, и, соответственно, причины разные. Где-то уже есть ответ отца с ником ЛостШип, что процесс нормально прошел. Было начало, был расцвет, было окончание. Школу мы все закончили и как далее сложились отношения с однокашниками? С кем-то дружба на веки, кто-то отошёл постепенно, с кем-то вообще дело не пошло. Так и здесь. И на смену форумам пришли странички в соцсетях, там и тусуется часть форумчан. Периодически встречаются знакомые по форуму. Ещё и с многими фото личных м семейных можно посмотреть. Часть постояннр-периодические паломники в Оптину, там встречаемся. Причины отхода от форума бывали такие (исключительно по знакомым говорю): меня здесь не поняли, я вот строил форум, а форум не оправдал моих надежд; обида на отцов-братьев-сестер по форуму; мне здесь неполезно/неинтересно; не потерпела грубого, бестолкового, неполезного постоянного разговора от того или той. Формат форума предполагает "просиживание" в нем. Для этого надо время. То ли дело соцсети. Быстро, кратко, толпа народа, мало кто кого знает, слово-два, тема уехала в небытие, в лучшем случае повтор случится и все. Оптинская страничка в Вк, например, была разная. Последнее время сплошной официоз, непривычный для Оптины, в чьих простых по духу отцовских терпеливых все понимающих и все прощающих руках кто только не отогревался. Как и некоторые из форумчан: передохнули здесь в своих определенных непростых жизненных ситуациях и продолжают свой жизненный путь параллельно. Под прикрытием батюшки)) дополню свой ответ: две, по крайней мере, форумские сестры стали насельнцами монастырей. Часть форумчан осталась без связи на территории Украины. Имеют место быть и менее приятные события в жизни форумчан. Саша, прости!))
  14. Olga

    Богослужебные тексты.

    Выпускного курса чего?))
  15. Olga

    Богослужебные тексты.

    «Единоро́дный Сы́не» — неизменяемый православный гимн, входящий в состав второго антифона литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого. Описывает воплощение и богочеловеческую природу Иисуса Христа. В числе ветхозаветных пророчеств о Христе есть такой текст Захарии, предсказывающий раскаяние иудеев: «И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:9—10). Церковнославянский: «Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртенъ Сый, и изво́ливый спасе́нiя на́шего ра́ди воплоти́тися отъ Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Марíи, непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртiю сме́рть попра́вый, Еди́нъ Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ насъ» Русский: Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, что изволило спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившееся и распявшееся за нас смертию смерть поправшее – Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу- спаси нас! Существует устойчивое мнение, что гимн написал около 536 года византийский император Юстиниан I. «Единородный Сыне» отражает полемику времени христологических споров между православными и монофизитами. С одной стороны, гимн утверждает вероопределение Халкидонского собора о двух природах во Христе: подчёркивается как Божественная (Христос называется единородным Сыном, бессмертным, прославляемым вместе с Отцом и Святым Духом), так и человеческая природа (Христос воплотился и непреложно (истинно и неизменно) вочеловечился, то есть стал Человеком, и так же непреложно претерпел распятие). С другой стороны, в духе примирительной политики Юстиниана для выражения православной мысли используются любимые монофизитами фразы. В данном случае такой фразой является «Един сый Святыя Троицы», которой монофизиты подчёркивали свою убеждённость исключительно в единосущии Сына Отцу и Святому Духу (в соответствии с учением Никейского собора), но не в единосущии Христа человечеству (определение Халкидонского собора, не принятого монофизитами). Эта формула, будучи изначально монофизитской, в сочетании с остальными бесспорно православными словами гимна теряет свой «монофизитский» оттенок и становится вполне приемлемой с точки зрения Халкидонского собора. Несомненно монофизитский оттенок несут и слова о вочеловечившемся и распятом Слове Божием. Тактика внешних словесных уступок монофизитам при твёрдом сохранении учения Халкидонского собора характерна для Юстиниана I и нашла достойное завершение на Пятом Вселенском соборе. Пение гимна «Единородный Сыне» на ежедневных литургиях (как и догматиковна воскресной вечерне) призвано напоминать верным православное учение Халкидонского собора о воплощении Христовом. Поется всегда после второго антифона, какие бы антифоны ни были и какой бы праздник ни праздновался. *************** Песнь «Единородный Сыне» называют и песнью воплощения, и песнью, в которой вспоминается Богоявление (Крещение) Господа, когда Бог-Отец свидетельствовал о Своем Сыне. Несмотря на краткость, она богата по содержанию. В ней даже можно увидеть элементы полемики между православными и монофизитами, признававшими во Христе одну только божественную природу Христа, уничижая человеческую. Действительно, в песне «Единородный Сыне» утверждается, что Он изволил «воплотитися от святыя Богородицы..., непреложно вочеловечивыйся», а также — что Господь «един сый Святыя Троицы», то есть, является Богом. Рассмотрим некоторые слова в этой песне, чтобы точнее понять ее смысл. «Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый…» Слово «Сый» происходит от понятия «Сущий», то есть, Существующий, Вечный. Вообще, привычные для современного языка части слова –ущ- или –вш- в церковнославянском часто отсутствуют. Поэтому мы слышим здесь «безсмертен Сый», «изволивый спасения нашего ради», «смертию смерть поправый». На слух такие «сокращенные» слова можно понять не совсем точно. Например, «распныйся» можно воспринять как призыв, хотя на самом деле это слово прошедшего времени и обозначает «распявшийся». Фраза «непреложно вочеловечивыйся» также содержит несколько «сокращенное» слово — от «вочеловечившийся». А слово «непреложно»имеет особый смысл и обозначает «неизменно». Этим мы подчеркиваем, что Сын Божий стал человеком, оставаясь при этом Богом неизменно. Кроме того, «непреложность вочеловечения», пожалуй, обозначает и то, что человеческая природа Господа не «растворилась» в божественной, как утверждали монофизиты. Заключительные слова «Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу»свидетельствуют о том, что Сын Божий и Сын Человеческий, Иисус Христос, — Одно из нераздельных Лиц Святой Троицы и имеет равную честь и славу вместе с Богом-Отцом и Святым Духом. Только такой Бог — Богочеловек — может спасти грешную, поврежденную человеческую природу каждого, кто прибегает к Нему в таинствах, молитве, богоугодной жизни. Песнью «Единородный Сыне» прославляется Тот, Кто воплотился на земле, чтобы спасти человечество, Кто в таинстве Причащения желает соединить каждого с Собой, как источником благодати. Ради этого верующие собираются на Божественную Литургию, внимают, откликаются сердцем, крестным знамением, молитвой на исполненные духом слова, за которыми незримо присутствует и Сам Бог-Слово.
×