Перейти к публикации

Ника

Пользователи
  • Публикации

    785
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    11

Комментарии блога, опубликованные пользователем Ника


  1. Ведь чтение тех же романов Достоевского могут гораздо сильнее деформировать духовный настрой, чем книги вышеприведенных мною западных авторов.

     

    Надо же! Часто думала о том, какая странная любовь бывает у православных к Достоевскому. Его произведения почти приравниваются к духовной литературе... А страсти в его романах - ужасные, герои сплошь надломленные, "кричащие"... Отдельная тема - женские образы ) Постоянная тень поразившей его Аполлинарии Сусловой... Многие его прозрения удивительны, но в целом, мне кажется, - очень тяжкий писатель.


  2. Друзья, кажется очевидным, что на нашем форуме никто не владеет знанием святоотеческой и богословской литературы лучше отца Даниила.

    Эта укорененность в святоотеческой традиции ведет к настоящей христианской свободе, которая способна отличать истину от лжи. Такая широта взгляда - большая редкость.

    Взять что-то хорошее из "внешнего мира" и выразить этим христианскую мысль - это и есть, как мне кажется, свойство христианской свободы, и ересь здесь совершенно не при чем. Это - воздух, которым можно дышать.


  3. Неформатный был человек в своей глубине, прямоте и эстетике... "С юности влюбленный в эстетику и невнимательный ко всему остальному в жизни и культуре, Леонтьев стал выдающимся политическим мыслителем и христианским философом -- признанным авторитетом в сферах жизни и проблемах, по общему признанию, внеэстетических. Свою любимую эстетику Леонтьев вносил в политику, в христианскую мораль -- это было необычно, бросалось в глаза, настораживало и привлекало одновременно"... 

    И удивительно, что все множество его мыслей когда-то жило в домике рядом с монастырем, где сейчас живет Мухтар ) 

    Из писем К.Н.Леонтьева об оптинских старцах

    Из письма А.А.Александрову (1890 год):

    А у нас здесь важная новость: от. Исаакий (архимандрит) умирает -- вчера первый удар, сегодня -- еще хуже. Переворот большой для обители. Все изменится. Для меня же, по правде сказать, все равно. К нему я равнодушен лично; для Оптиной особенно полезным его не считал (слишком купец), а со всеми возможными преемниками его я настолько хорош лично, что за себя мне опасаться нечего. Если же Вы спросите меня, которого из этих возможных преемников я считаю лучшим, то я прямо скажу: ни одного, "все хуже"... Для Оптиной в наше время нужен игумен образованный, а такого человека между оптинскими иеромонахами нет. Есть деловые, добрые, практически умные, но все, за исключением скитоначальника отца Анатолия, купцы по роду и по духу. И посмотрите, что именно от. Анатолия-то они и не выберут. Не выберут потому, что слишком идеален, а они, эти старшие здесь, хоть и честные, искренние монахи в своей специальной сфере, но в деле управления помешаны на хозяйстве, а о том, какую историческую великую роль играет в XIX веке в России Оптина Пустынь и как важно для мирян ее идеальное влияние, они мало думают. Они все неясно понимают, что кругом их на свете теперь делается, а живут мыслию все по "старинной простоте": внешние, телесные труды монашества да хорошее хозяйство -- вот и ладно... Конечно, пока от. Амвросий жив, он все будет озарять и согревать -- но ведь и ему 79-й год! <...>

    Из письма А.А. Александрову (1889 г.):

    <...> Продолжаю радоваться за Фета и сызнова с большим удовольствием и чувством перечитывал все эти дни его старые (т. е. молодые) стихи; но его "Вечерними огнями" восхищаться, как другие, решительно не могу! "Люблю тебя" (кх, кх!)... "Ты села, я стоял" (кх, кх, кх!)... Не понимаю!  Хотел было я к первому письму (об одеждах, фраках и т. п.) прибавить и второе -- о разнице между его утренними и вечерними огнями, с дружеским советом о любви умолкнуть; но, вообразите, о. Амвросий, узнавший от кого-то со стороны о моем намерении, прислал мне из скита запрет -- сказал: "пусть уж старика за любовь-то не пронимает. Не надо". Я, конечно, очень охотно положил "дверь ограждения на уста мои". <...>
     
    Собрание писем К.Н.Леонтьева


  4. Есть такой своеобразный эпизод в книге, где мама благословляет сына жениться на девушке из их церковного круга, к которой он был равнодушен, и как он женился по слову мамы, а она хотела таким образом оградить его от атеистической среды. Быстро выяснилось, что ничего общего между ними нет, идет рассказ, как жена "из своего круга" оказалась недалекой, пыталась приворожить его, а брак распался. И история о настоящей любви к цыганке, его будущей жене.

    Интересно показалось то, что "охранительство" мамы было напрасным, хотя сын и послушался, - а она при своем настоящем благочестии ошиблась (видимо, промыслительно). Такая неоднозначность, о которой он очень искренно пишет. Вообще в этой книге так ясно видно, как автора ведет по жизни Промысл Божий - просто удивительно.

  5. Baby you're not ready!


    Для особо ревнивых и активных есть миссия.

     

    «Но у нас между временем, когда учить и когда учиться, нет никакого предела, подобного камням, поставленным издревле между коленами за Иорданом и коленами по эту сторону Иордана. У нас не дано дозволений одним на то, другим на другое, и не существует никакого правила относительно способностей; напротив, все это оставлено без внимания и слито. И мы так худо поступаем, что большая часть из нас (чтоб не сказать все) почти прежде, чем острижем у себя первые волосы и оставим детский лепет, прежде нежели войдем во двор Божий, узнаем наименования Священных Книг, научимся распознавать письмена и писателей Ветхого и Нового Завета (не говорю: прежде нежели омоем душевную нечистоту и гнусность, какими покрыл нас грех), если только затвердим два или три слова о благочестии, и то понаслышке, а не из книги, если хоть немного ознакомимся с Давидом, если умеем ловко надеть плащ или до пояса походить на философа (о чудное председательство и велемудрие! конечно, Самуил священ и в пеленах!): мы уже и мудры, и учителя, и высоки в божественном, первые из книжников и законников, сами себя посвящаем в небесные, желаем называться учителями, нимало не смотрим на букву, все хотим разуметь духовно (сколько грез! какое обширное поле пустословию!); и мы стали бы негодовать, если бы нас не очень хвалили». Свт. Григорий Богослов. Слово 3

     

    Простите, может быть не совсем кстати ко всему Вашему посту, но очень нравятся эти слова свт. Григория. По сути, в той или иной степени они обращены почти к каждому из нас...


  6. Рядом со Старосадским переулком на улице Забелина есть маленький пятачок, там когда-то среди деревьев стояли качели... на которых качались мы, великовозрастные дети... Теперь на этом месте воздвигли мрачноватый памятник Мандельштаму.

    Хорошие места ))


  7. Понравился образ свт. Григория Двоеслова о Лазаре!

    Получается, что покаяние не может начаться без зова Божия, без него четырехдневный мертвец даже не осознает своей потребности в воскресении. А потом уже от человека нужно усилие "на выход", к апостолам, которые могут его развязать.


  8. Коленька, баловавшийся спиритизмом и прочими вещами, умер, но родился новый человек - Никон. Есть только Никон, никаких Колей не существует.

     

    Это часть жития преп. Никона, его путь к Скиту, где без "ветхого человека" не могло быть "нового".

    Так, житие преп. Марии Египетской нужно было бы начинать сразу с пустыни, опустив рассказ о "ветхом человеке", но оно дается в целостности, хотя прежней Марии уже нет.


  9. Эта тема еще очень пронзительно встает у Бунина в "Окаянных днях": «Наши дети, внуки не будут в состоянии представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...»


  10. :good2000: Какие кадры...

     

    А я как раз искала ту экранизацию "Братьев Карамазовых" - по книге "Мальчики" - потрясающая вещь! Посмотрела ее в начале 90-х, была под впечатлением и с тех пор не видела. Она открыла для меня Достоевского, а потом оказалось, что и Оптина рядом!

    Колю Красоткина там играет потомок Достоевского.


  11. Интерьер маленького Сергиевского храма с. Черкассы тульской области, где служил о. Павел (Драчев)

     

    a7238ccf445e.jpg

     

    87e88e742bef.jpg

     

    "Не укроешь светильник под спудом"...

    Могила о. Павла

     

    1f3dbaf1c89a.jpg


  12. Прочитала у одного православного публициста:

     

    Пришел священник в солидную организацию попросить чего-то. Ему с легкостью пообещали помочь. Благодарный батюшка произнес с чувством: "Спаси Господи вас за помощь мне, многогрешному и недостойному иерею". Услышав эти слова, светское начальство перепугалось: "Так Вы, оказывается, многогрешный?" И с помощью засомневалось...

×
×
  • Создать...