Перейти к публикации

Миха

Пользователи
  • Публикации

    123
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    1

Последний раз Миха выиграл 13 августа 2011

Публикации Миха были самыми популярными!

Репутация

209 Очень хороший

3 подписчика

О Миха

  • Звание
    Участник

Посетители профиля

Блок посетителей профиля отключен и не будет отображаться другим пользователям

  1. В конце ноября 2014 года в Патриархии Сербской Православной Церкви открылась выставка о Патриархе Павле. Патриархия находится рядом с Соборным храмом. Это старейший белградский храм. Происхождение храма связано с временем правления короля Драгутина. В 1284 году король строит церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 15 веке возобновленный храм становится “кафедрой митрополии белградской, кафедральным храмом экзарха всех сербских земель”. В 1521 году Белград оказался под властью турок, Соборный храм превратили в мечеть. Единственная церковь Святого Архангела Михаил осталась в Белграде в те времена. И этот храм уничтожали, разграбляли на протяжении трех столетий, но при малейшей возможности храм восстанавливали. В 1836 году на месте обветшалого храма князь Милош Обренович приказал воздвигнуть образцовый храм. Ныне можно видеть этот высокий и строгий храм в Белграде, где служил и Патриарх Павел Сербский. Посмотреть исторические фотографии 2009 года можно в статье моего друга Сергея. Тогда он оказался свидетелем похорон Патриарха Павла. Возможно, мои знакомые из Белграда смогут зайти на выставку, а мне удастся рассказать Вам о ней. Будет здорово увидеть такую выставку у нас в России. И в России уже есть некоторые материалы, которые можно было бы использовать для небольшой выставки о братском народе, о Патриархе Павле. Может быть кто-нибудь заинтересован в этом в Оптиной Пустыни? Недавно в журнале Покров (номер 11, 2014 год) опубликовали небольшой рассказ о Белграде, Патриархе Павле, новом памятнике русскому Царю. https://forum.optina.ru/index.php?app=blog&module=blogs&controller=entry&id=4875
  2. Почему принято у нас использовать сочетание слов "Божественная Литургия"? Может быть, кто-то знает историю добавления слова «Божественная» к слову «Литургия»…. Поясню, я не слышал, чтобы, греки использовали сочетание «божественная» +«евхаристия». А вот в Сербской Православной Церкви используется сочетание: «Святая Литургия», и такое сочетание не только у сербов. Еще примеры: Потир --- Свети путир ( сербск) Агнец --- Свети Агнец (сербск), но на сербско-хорватском уже будет Jaganjac Božji ili Jagnje Božje, Агнец упоминается как Латински еквивалент у католичкој цркви је Agnus Dei (Јагањац Божји), т.е. Божий Агнец ( но похоже, что сербы в противовес католикам так не говорят). Таинство --- Свете тајне ( сербск) --- Svátost ( чешский) --Светите тајни ( македонский) Можно найти и другие «расхождения». Но есть и общее: Святая Троица -- Света Тројица или Свето Тројство ( сербск) - Aγίa Τριάδa ( греч.) Как видно, что «Святая Троица» не подверглась существенному воздействию языковых барьеров в Православии, что в полной мере не удается сказать о Литургии. Одним словом, есть ли объяснение почему мы говорим о Божественной Литургии чаще, чем о Святой?
  3. Беседа на святой литургии в Фомин день, в воскресенье, в монастыре Святого Архидьякона Стефана в Сланцах "Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его". (Лк 5:1-11. Зач 17) (Ин 20:19-31. Зач 65) Из этих слов святого Евангелия, как и каждого слова Божьего, мы учимся вере в Сына Божьего и Его евангелие, Его учение, живем по этой вере и душой, и сердцем, а не только для того, чтобы это видели другие. Это самый лучший способ нашего проповедования Христа и Его евангелия среди людей этого света, верующих и неверующих. Как сказал Христос: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного." (Мф 5:16). Когда Сын Божий явился этому свету, Он выглядел как человек, но Его лик воссиял божественным светом. Вот так, всего лишь по одному Его слову и явлению Иоанн узрел в Нем и свидетельствовал:"вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира! И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий." (Ин 1:29, 34). И после Его слов апостолы оставляют все и идут за Ним, а Господь укрепляет веру своими делами и чудесами. Возможно, нам непонятны слова апостола Петра: "Господи, я человек грешный". Он чувствует, что недостоин предстать перед Сыном Божьим, потому он так и сказал. И совсем другое, когда Он сделал так, чтобы свиньи побежали в море и утонули, потому что евреям было запрещено не только держать свиней, но и прикасаться к ним, так как это делало их нечистыми не только физически, но и молитвенно, ритуально. И когда те люди увидели чудо и такой ущерб, они пришли и начали молиться Сыну Божьему, чтобы Он ушел от них. Не потому, что увидели чудо и что Он до этого накормил народ хлебом, а потому, что не хотели понести ущерб. Конечно, мы все должны понимать, что мы недостойны предстать пред Сыном Божьим и даровать Святое Причастие, но нужно стараться стать как можно более достойными. Его Святое Причастие очищает нас от греха и делает сильнее, чтобы мы были достойными Царства Божьего. Все вы знаете о случае со святым Фомой после воскрешения Господа, вы слышали об этом много раз. Наша вера — это не только слова людей, она также и доказана — глазами, руками и другими органами чувств. Святой апостол Иоанн говорит:"О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, возвещаем вам" (1Ин 1:1,3). Нужно стараться быть достойными увидеть Сына Божьего, чтобы наше сердце было достойно увидеть Его, чтобы оно было чистым и безгрешным, тогда в этом сердце будут отражаться Бог и Сын Божий. А для этого надо трудиться, чтобы очистить сердце от грехов и не совершать их. "Ибо воля Божия есть освящение ваше" (1Фес 4:3). Конечно, нам нелегко быть такими, какие мы есть, и при этом выполнять заповеди Божьи, потому что мы приобрели плохие привычки, которые кажутся нам легкими, а заповеди Божьи — трудными, хотя заповеди Божьи несоизмеримо легче, чем любой грех и привычка грешить. Господи, помоги нам быть достойными имени православного, которое мы носим, имени православных сербов, чтобы мы стали настоящими свидетелями Твоими в этом мире, что "лежит во зле" (1Ин 5:19). Благослови вас Бог! 19 октября 1997 г.
  4. В общем случае с логикой следует быть осторожным. Вы же не будете спорить, что целое не всегда больше любой из своих собственных частей. А если готовы спорить, то попробуйте сами найти такие примеры ( они есть и логичные, это будет полезное упражнение для ума).
  5. Беседа на святой литургии в среду, на Преполовение, в капелле Святого Иоанна Богослова в Белграде "Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?" "Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти. При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?" (Ин 7:14-19, 33-36: Зач.26) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Братья и сестры, сегодня мы прославляем святого апостола и евангелиста Иоаннa и празднуем Славу студентов Богословского факультета. Я молюсь Богу и всем святым, чтобы они помогли наставникам, студентам и всем вам быть достойными того учения, которое Господь Иисус Христос послал всем народам и святым апостолам, проповедующим его, живущим и отдающим свои жизни за веру и Сына Божьего, за все то, о чем Он говорил и творил, давая нам силы, чтобы и мы пошли по Его пути, но с условием, что, идя за Ним, мы будем нести свой крест. Святой апостол и евангелист Иоанн был любимым учеником Господа. Конечно, Господь любил всех апостолов и всех людей на свете. Из-за этой любви он и пошел на крест и претерпел смерть, чтобы даровать спасение всем, кто примет его с настоящей верой и жизнью по той вере. Потому я и говорю, что своей православной верой и жизнью по этой вере мы и сегодня являемся свидетелями той веры. Нельзя забывать слова из Евангелия святого Иоаннa:"Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?" (Ин 5:44). Из-за тщеславия мы желаем, чтобы люди нас хвалили. Но тем самым мы мешаем себе и другим находить настоящую славу, от Бога. Потому что даже мудрые люди, имеющие добрые намерения, не всегда способны все замечать и могут обмануться. Я уже не говорю о тех, которые восхваляют или хулят кого-то в своих интересах. Но перед Богом мы не можем притворяться лучшими, чем мы есть на самом деле, не можем лгать и быть несправедливыми. Он видит наши мысли, слышит слова и видит поступки, даже совершенные во мраке, и платит каждому из нас по заслугам. Он одарил нас великими дарами и ожидает, что мы будем отвечать перед ним по способностям, которые мы получили, когда Бог подарил нам свободу. Господь говорит в Откровении:"Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его." (Откр 22:11). "Ей, гряду скоро!" говорит Господь (Откр 22:20). Приди, Господи Иисусе, и, прежде всего, помоги нам быть с Тобой и будь с нами на этом свете, что бы ни случилось. Мы не отступимся от Тебя и Твоего пути даже ценой своей жизни. Важно, чтобы мы всегда помнили об этом и всегда так жили. В этом и есть смысл учения, которое преподают здесь профессора и учителя и которое должен принять каждый из вас, студентов, чтобы стать свидетелем Сына Божьего и Его учения в наше время. Благослови вас Бог. 19 октября 1997 г.
  6. Миха

    О ЛЖИ

    Беседа на святой литургии во вторник одиннадцатой недели по Пятидесятнице, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония". (Мф 23:23-28; Зач 95) Слова, которые мы слышали вчера (Мф Зач 94) — укор книжникам и фарисеям за их лицемерие, потому что они притворяются набожными, а на самом деле используют эту набожность во имя своих низменных интересов. В прежние времена нам было тяжело быть по-настоящему набожными из-за сильных врагов, которые любыми способами пытались уничтожить нашу веру. Но главное, чтобы сейчас, когда стало легче, мы не стали показывать свою веру теми же способами, что и фарисеи! Господь напоминает нам о том, что нам не нужно показывать свою набожность перед людьми и молиться втайне, перед Богом, который воздаст нам явно. (Мф 6:6). По закону Моисея следовало отдавать десятую часть от плодов, посевов и скота, над которыми человек трудился, а фарисеи давали десятую часть даже от мяты, аниса и тмина, но забывали о том, что в законе было самым важным — об истине, милости и вере. И тогда Господь сказал: "Сие (истину, милость и веру) надлежало делать, и того не оставлять". Важнее то, что надлежит делать, чем то, чего не нужно оставлять. То же самое говорится и об очищении чаши и блюда снаружи. Важнее внутренняя чистота, она и придает ценность внешности. А в конце сказано:"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты". Вы и сами видите по себе, по мне и по другим людям, как мы стараемся быть не только вежливыми, но и роскошно одетыми, не делая ничего другого! Здесь не идет речь о том, что нам не нужно обращать внимание на чистоту и уважение. Ведь когда мы навещаем кого-то, то и одеждой выказываем свое уважение к нему, точно так же происходит, когда кто-то посещает нас. Но речь идет о том, что мы даем о себе ложное представление, a сами внутри как те гробы, полные мертвых костей и всякой нечистоты. Люди на этом свете украшают себя снаружи и забывают о том, что важнее, что делает нас людьми — о правде, милосердии, вере, истине и любви. На это нужно обратить внимание, потому что в Святом Писании говорится "вся слава дщери Царя внутри" (Пс 44:14). Так пусть же души наши будут чисты, как дочь Царя Небесного, а их красота будет внутри! Благослови вас Бог! 26 августа 1997 г.
  7. Беседа на святой литургии в день Святого Александра Невского, в церкви Святого Александра Невского в Белграде "И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их". (Лк 6:17-23; Зач 24) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! На примере жития святого князя Александра Невского, так же, как и других святых, мы учимся жизни, которой они жили, вере, которую они исповедовали и самому главному — тому, как они вознесли свои души в Царство небесное и тем самым исполнили смысл и цель нашей жизни, завещанную Богом, ведь Господь Иисус Христос сказал: "где Я, там и слуга Мой будет" (Ин 12:26), а Господь в Царстве, и слуга Его там будет. Научиться верить и жить по вере — вот что превыше всего. Такой и была жизнь святого князя. Он жил во времена, когда землю русскую завоевали татары, но он заслужил Царство небесное своей верой, которую он показал татарскому хану, не желая поклоняться идолам. Таким людям Бог дает силу победить тех, кто покушается на их свободу. Потому его и называют святым князем Невским, что он победил всех, а Бог помог русскому народу освободиться от татарского ига в те времена, когда мы оказались в рабстве у турков. Очень важно помнить о том, что все мы — словно органы одного тела, и каждый из нас, как любой орган одного организма, должен стараться, чтобы этот орган был здоровым и наилучшим образом мог выполнять свои функции, для которых он и был создан, принимая во внимание интерес всего организма. Я повторяю это для себя и для вас, братья и сестры, что организм как единое целое не имеет никаких других интересов, кроме как сохранения каждого из своих органов. Поэтому каждый из нас должен быть таким органом, таким должно быть наше отношение к обществу, к народу и ко времени, в котором мы живем. Чтобы каждый из нас заботился о здоровье организма, т. е. тела народа, с помощью своей веры и жизни по вере, своей святой верой и святой жизнью. Только так мы можем помочь своему народу быть и остаться народом Божьим. Во времена всех прошедших войн, т. е. Первой мировой войны, через двадцать лет — Второй мировой войны, а по прошествии неполных пятидесяти лет и последних войн, наш народ всегда погибал за свободу, истину и справедливость с великой честью и достоинством, во имя своей веры и своего народа. Я не хочу сказать, что мы, пережившие те времена, лучше всех, но, во всяком случае, очень многие из нас погибали с готовностью пожертвовать собой. И сейчас мы видим, что наконец-то и мы доросли до нашего времени, когда можем представлять сербский народ, его свободу, справедливость, истину, его мир и его общество во всей полноте. Что будут делать и что делают другие, зависит от них, но что будем делать мы, зависит от нас. Будем ли мы поступать как люди или как нелюди, в особенности после того, как мы видели, что делают другие люди, и осуждая все, что неправедно, несправедливо, что не по правде Божьей и недостойно имени нашего народа. Но если мы осуждаем их, не поступаем ли мы точно так же, как они? Ведь в этом случае мы будем еще больше осуждаемы, потому что "они не знают, что делают", тогда как мы, по словам Господа, должны знать, что делаем мы. В эти нелегкие времена, наступившие после войн, санкций и всех других бед, которые нас постигли, нужно молиться Богу. Молиться Богу и жизнью своей быть свидетелями Сына Божьего, который пришел, чтобы просветить нас и освятить, чтобы подарить нам Царство небесное, если мы его заслужим. Молясь Богу, святому князю Александру и всем святым из рода нашего, рода сербского, я призываю благословение Божье. Да снизойдет оно на вас, священников этого святого храма, на всех прихожан и всех тех, кто прославляет святого князя. Благослови вас Бог! 12 сентября 1997 г.
  8. СВЯТАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА Беседа на святой литургии в день cвятой Марии Магдалины, в церкви Святой Марии Магдалины в Бели-Потоке "После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим". (Лука 8, 13; Зач. 34) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Помолимся Богу, братья и сестры, начнем с этого сегодняшний день. И когда пробудимся, помолимся Богу и обратим к Нему наши первые мысли, наши молитвы, чтобы Он благословил нас и помог нам всем, и тем самым покажем, что мы — православные христиане и чтим заповеди Господа Иисуса Христа, первая из которых гласит:"Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь". А вторая: "Возлюби ближнего своего как самого себя". Если мы действительно будем любить Бога как нашего Отца небесного, тогда и Он покажет свою любовь к нам, всем нашим семьям, всему нашему народу и всем людям доброй воли в мире. И нам нужно любить своих ближних, учась этому прежде всего в своей семье и неся эту любовь дальше, по-настоящему любить и свой народ, и другие народы мира, и всех людей доброй воли. Святой евангелист Иоанн говорит: "не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" и продолжает:"И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1Ин 4:20,21). Из любви к Богу появляется любовь к ближним и наоборот, это важнее всего на свете. Поэтому Господь Иисус Христос и велит нам возлюбить и врагов своих, а святой апостол говорит, что легко любить тех, кто нас любит, но нужно любить и тех, кто нас ненавидит и прогоняет. Это и есть истинная христианская любовь. Господь говорит:"Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф 5:45). Братья и сестры, это и есть учение всех святых и святой Марии Магдалины, которая первой узрела воскресшего Господа два раза: в первый раз Он явился только ей, а во второй раз - и остальным женам-мироносицам, пришедшим совершить умащение тела покойника по еврейскому обычаю. И когда Господь вокрес и явился им, Он приветствовал их словами: "Радуйтесь!" А когда Он явился апостолам, то сказал: "Мир вам!" Святые Отцы говорят, что эти два приветствия имеют глубокий смысл. Наша праматерь сорвала в раю запретный плод и тем самым нарушила заповедь Божью. Господь обвинил в этом сначала Адама и Еву, а потом Еву, и когда Он говорил им, чтобы они покаялись и попросили у Бога прощения, они начали перекладывать вину друг на друга, на дьявола, на остальных, не понимая, что таким образом они пытаются оправдать грех, в совершении которого были виновны они сами, так же, как и мы поступаем, когда оправдываем свой грех и перекладывая вину на других. Таким образом и они и мы хотим освободить себя от исправления греха, потому что если виновен кто-то другой, он и должен его исправлять. Но мы должны понять, что на самом деле виноваты мы, даже если нас кто-то уговорит или заставит сделать зло, потому что если мы на это согласились, это уже наша вина. Конечно, виновен и тот, кто спровоцировал или заставил, но и я буду виновен, потому что согласился недостойно, бесчеловечно, не по-христиански защищаться от преступников. Я говорил об этом, и еще раз повторю — это и есть наука Господа Иисуса Христа. Поэтому, воскреснув, Он сначала приветствует Марию Магдалину и всех жен-мироносиц вестью: "Радуйтесь!" Так он призывает всех женщин и всех остальных возрадоваться воскресению Христову и жизни в согласии с Ним. А святых апостолов, всех верующих и всех людей доброй воли в мире Господь приветствует словами: "Мир вам!" Потому что мужчины и были и, в основном, остались воинственными, потому что от них исходят основные приказы о войнах и несчастьях, которые приносят битвы и столкновения. Если мы действительно будем слушать Господа Иисуса Христа, выполнять Его заповеди, то в наших душах поселится радость, мы принесем мир в свою душу, мир с Богом, мир, который воцарится в обществе, где мы живем, в семье, и мы будем приносить пользу своему народу. Пусть же поможет нам Господь и все Его святые, и святая Мария Магдалина, которая первой увидела Его воскресшим и свидетельствовала о Его воскрешении свету. Славя сегодняшний праздник, я от Господа желаю священникам этого святого храма и всем прихожанам этого прихода, и всем вам, братья и сестры, равняться на Его святых, выполнять Его заповеди, чтобы Его блаженство вошло в наши сердца вместе с Ним, и на этом свете, который лежит во зле, воцарился бы мир. Благослови вас Бог! 4 августа 1997 г. Церковь Святой Марии Магдалины в Бели-Потоке ( рядом с горой Авала в окрестностях Белграда) http://www.panoramio.com/photo_explorer#user=536526&with_photo_id=9845374&order=date_desc История ( постараюсь оформить рассказ на русском позже) http://www.vozdovac.rs/index.php?option=com_content&task=view&id=69
  9. "Судьбы наших народов (русского и сербского) тяжелы и похожи. Что касается того, что именно я мог бы выделить в истории сербского народа из того времени, когда патриархом был патриарх Павел (с декабря 1990 года по ноябрь 2009 года), то я бы обратил внимание на следующие события: 1. Кровавая война в Хорватии и Боснии и Герцеговине 1991-1992 гг и отделение этих республик от Югославии. 2. Бомбардировка Республики Сербской в 1995 году силами НАТО, с использованием бомб, содержащих обедненный уран, по той причине, что сербы якобы обстреливали Сараево. Позже было доказано, что в Сараево было заложено взрывное устройство. Силы НАТО бомбили сербскую часть Сараево и Хаджича. За 15 дней этих бомбежек было убито 152 мирных жителя, а после этого почти все умерли от раковых заболеваний. Необходимо напомнить, что в этих бомбардировках в основном применялись бомбы с обедненным ураном (по данным НАТО, было выпущено 5.800 таких ракет), в результате воздействия которого множество жителей Республики Сербской, а также участников сил ООН умерли от различных раковых заболеваний. Согласно исследованиям ВМА (Военно-медицинской академии) г. Белград и института г. Винча, количество раковых заболеваний в Республике Сербской в течение пяти лет после бомбежек увеличилось в 6 раз. Самый высокий процент раковых заболеваний и смертности от них был зарегистрирован среди жителей Хаджича, массово сбежавших в Братунац, а также среди жителей сербской части Сараево, где был зарегистрирован резкий рост смертности от раковых заболеваний. 3. Гонения на сербов. Около 500 000 сербов были прогнаны с территории сегодняшней Хорватии всего за 3 дня, в ходе проведения операций "Вспышка" и "Буря". Хотя во время войны 1991 года сербы смогли сформировать на территории сегодняшней Хорватии свое государство, Республику Сербская Краина, на тех землях, где в основном проживали сербы, а на границе между Республикой Сербская Краина и Республикой Хорватия находились силы УНПРОФОР, охраняющие сербов, весной 1995 года на территории Западной Славонии (где был рожден патриарх Павел) хорватские силы напали на сербскую территорию при помощи УНПРОФОР и вместе они прогнали сербский народ с его родной земли, а часть людей убили. Та операция называлась "Вспышка". В августе 1995 года то же самое произошло и с западной частью Республики Сербская Краина (Книн и остальные части Лики), в которой гонениям подверглись 500 000 сербов. Таким образом Хорватию «очистили» от сербов. Осталась только восточная часть Республики Сербская Краина (рядом с Вуковаром), где находились российские военные УНПРОФОР, на которую хорваты не решались напасть. Однако позднее, во время политических переговоров, они получили и эту часть. http://sr.wikipedia....%83%D1%98%D0%B0 4. Нападение НАТО на Союзную Республику Югославию в 1999 году и обширные гонения на сербов на территории Косово и Метохии. 5. 17 марта 2004 года начались гонения на сербов и уничтожение многих монастырей на Косово и Метохии http://sr.wikipedia....1%98%D0%B8_2004. http://www.ilustrova...j=2625&tekst=01 http://www.srbinaoku...-37/202--20-21- Патриарх Павел возглавлял Сербскую Православную церковь в очень тяжелые времена, когда искушения были очень велики. Я хочу подчеркнуть, что мы даже не понимали, насколько ему было тяжело и под каким давлением он находился. Несмотря на это, он был последователен. Несколько раз писал в Ватикан, приводя факты о страданиях сербского народа и рассказывая о действиях государства усташей. В 1992 году поехал в США и примирил раскол Сербской православной церкви в Америке, который продолжался с 1963 года. http://www.saborna-c...=395&Itemid=301 Дипломатическим путем боролся против экуменизма. Это события, которые я бы выделил и которые происходили внутри СПЦ в те времена, когда ее возглавлял патриарх Павел. Не знаю, сможете ли вы все понять. " март 2012, отрывок письма жителя Белграда. Сербский Патриарх Павел в гимназии Белграда
  10. Беседа на святой литургии в святой вторник, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого "Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два". (Мф. 5:33-41; Зач.14) Господь предупреждает нас, чтобы мы не клялись, чтобы между нами существовало такое правдолюбие, такое доверие, что было бы достаточно одного слова - «да» или «нет». Конечно, в особых случаях церковь разрешает клясться, чтобы выяснить истину, например, в суде. И в Святом Писании говорится, что Господь "клянется собой". Итак, речь идет не о том, чтобы не клясться вообще, даже когда это необходимо, а о том, что мы должны стараться быть правдолюбивыми, потому что Бог есть истина, а дьявол есть ложь и отец лжи. Поэтому мы должны быть правдолюбивыми. В старых скрижалях Моисея сказано: "око за око, зуб за зуб". Это более высокая степень законности, чем раньше. Ламех, у которого было две жены, сказал "я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне" (Быт. 4:23). А закон Моисея говорит "так нельзя, только "око за око, зуб за зуб, обожжение за обожжение"" (Исх. 21:24,25), то есть, ты можешь вернуть ровно столько, сколько тебе сделали. А Господь говорит, чтобы мы делали еще больше, чтобы инициатива от зла перешла к нам. Он говорит, чтобы мы не отвечали злом на зло. Не в том смысле, чтобы не противиться злу вообще, потому что тогда это была бы пассивность, стирание границ между добром и злом, а в том смысле, чтобы не противиться злу именно злом, то есть, не отвечать на зло злом. Потому что апостол Павел говорит: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). В этом и есть смысл слов Христа, которые не нужно понимать буквально. И Он, когда был на суде, а слуга ударил его по щеке, не повернулся к нему другой щекой, но сказал: "если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин. 18:23). Я думаю, что вы понимаете, о чем речь. Мы должны быть готовы сделать больше, чем ждет от нас зло, если мы считаем, что грешник может исправиться и все осознать. Во всяком случае, не будем пассивными, а возьмем инициативу в свои руки и будем делать добро. Ведь сколько таких злых людей перешло в христианство только потому, что христиане следовали этим речам Христа и показывали, насколько они любят врагов своих, как стараются, чтобы они покаялись и поняли, что их путь ведет в пропасть и погибель. Пусть же Господь поможет в том, чтобы и между нами было правдолюбие и чтобы мы из любви к ближним могли полюбить даже врагов своих, показать им своими молитвами и своей жизнью, что они идут в пропасть духовную, в муки вечные, чтобы они покаялись и спаслись. Благослови вас Бог! 20 июня 1997г.
  11. Беседа на святой литургии в неделю о самарянке, в церкви святого Георгия на Бежании. "Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать". (Иоанн 4, 6-15; Зач.12) Помолимся Богу, братья и сестры, в это воскресенье, день воскресения Сына Божьего, в который мы вспоминаем историю из Евангелия, когда Господь Иисус пришел к колодцу праотца Иакова и попросил у женщины-самарянки воды, чтобы напиться. Прежде всего запомним, что Господь испытывал жажду по своей людской природе. Здесь также говорится о том, что он устал и присел рядом с колодцем. Это тоже произошло по причине его людской природы, потому что божество не испытывает усталости, жажды и голода. Из этих и других слов Евангелия, братья и сестры, мы понимаем, что еретики неправильно толкуют, будто бы Господь имел только одну природу, только божественную, и что та природа была настолько огромна, что полностью поглотила его людскую природу и поэтому Он остался только Богом. Они говорят, что это похоже на то, как если бы мы вылили стакан воды в море или океан, который бы своей мощью растворил в себе эту воду, как будто ее не существует. Человеческая логика, пытающаяся объяснить божественные вещи, слишком неглубокая, недальновидная и недостаточная. Если Господь говорит:"Я хочу пить", зачем же тогда мы, люди, говорим: "Нет, Господь, ты не хочешь пить, потому что ты - Бог". Мы знаем, что Он как Бог не испытывает жажды, но как человек может захотеть пить. Когда евангелист говорит, что Он устал, разве мы говорим евангелисту, что мы знаем лучше него, что Христос не устал? И так далее. И на кресте Он страдал и умер в силу своей людской природы, но Он, как личность, страдал и как Богочеловек. Страдал по своей людской природе. Еще здесь мы видим, что Господь разговаривает с одной женщиной и, как следует из разговора, эта женщина была грешницей. В те времена ни один учитель в Израиле или среди других народов не решился бы заговорить с женщиной и начать рассуждать с ней о таких высоких вещах, о которых Господь говорил с той женщиной-самарянкой. О том, что Бог есть дух и ему нужно молиться в духе и истине, и не только на этой горе и в Иерусалиме, но и в целом свете. В те времена и на востоке, и на западе, как говорит святой Григорий Богослов, придумывали и принимали законы мужчины, дозволяя себе то, что они запрещали женщинам. В наше время существуют феминистические движения, так называемое «женское лобби», которое хочет доказать, что мы не только едины в Иисусе, но и одинаковы. Вы и сами видите и знаете, к чему это приводит. И среди женщин, и среди мужчин мы наблюдаем моральное разложение. Мы не признаем, как говорит святой Григорий Богослов, разницу в требованиях и мнениях. То, что повелел Господь Иисус Христос, одинаково и для мужчин, и для женщин. "Блаженны милостивы..." - не только мужчины, но и женщины. "Блаженны чистые сердцем... и так далее. Каждая заповедь Христова относится и к мужчинам, и к женщинам. Конечно, существует не только физическая разница, но и психологическая, но это вовсе не те различия, которые ставили бы мужчин выше, а женщин — ниже, и делали бы женщин недостойными Царства небесного. И апостолы, и тексты Библии говорят нам о том, что сначала был сотворен Адам, а из его ребра — женщина, но святые Отцы говорили, что это произошло для того, чтобы ни один из них не возгордился. То есть, Бог сотворил женщину из той же природы, которую имел Адам, чтобы все знали, что они едины в Иисусе Христе. И любовь, которая существует между ними, должна быть такой, какой и должна быть любовь между Божьими творениями. Не стремление к безответственному удовольствию, к греху, к тому, что неугодно Богу, к прелюбодеянию, блуду и другим несчастьям грехов, а стремление к уважению личности одного существа в другом и единению душ. "Ни блудники, ни прелюбодеи, ни другие грешники — Царства Божия не наследуют." (1Кор.6:9,10). Пусть Господь, который увидел, что у той женщины было "пять мужей” и сказал "и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе", пусть Господь, который видит и мысли наши, и сердца наши, и дела наши, поможет нам, чтобы нам и разум, и сердце, и глаза, и руки были чисты от греха на пути за Ним в Царство небесное."И где Я, там и слуга Мой будет" (Иоанн 12, 26), а Он в Царстве небесном, к которому и мы должны идти по своей дороге и по жизни, по нашей вере, в чести и святости. Благослови вас Бог! 25 мая 1997г.
  12. Беседа на святой литургии в неделю святых Отцов, в храме Святого Саввы на Врачаре, при внесениииконы Пресвятой Богородицы Троеручицы "После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную". (Иоанн 17,1-13; Зач.56) Отче игумен монастыря Ватопед и остальные братья, преподобные монахи Святой Горы! Мы, сербский народ, всегда помним, что мы получили, когда приняли христианство от Церкви в Царьграде. Мы получили и письменность, и литературу, и остальные знания, осененные святым Евангелием Христовым. Христианство облагородило наши природные способности, поэтому мы стали и остались народом Божьим. И мы всегда знали, что лучше сложить голову, чем согрешить, потому что жизнь на земле и царство земное преходяще, а жизнь в Царстве Божьем — вечная. Мы всегда помнили, что получили все это от святых братьев Кирилла и Мефодия из Солуна, которые были просветителями славянского народа. Мы помним, что наш просветитель, наставник и духовный отец, Святой Савва, был воспитанником Святой Горы. Святой православной вере он научился в доме своих набожных родителей, но на Святой Горе он углубил эту веру знаниями, умом, сердцем и душой, а от Царьградской патриаршии получил для нашей Церкви автономию и автокефалию. За все это мы вечно благодарны Царьградской Церкви и благородному греческому православному народу. Я благодарю весь греческий народ за духовную и материальную помощь, которую он оказал нам в беде во время этой гражданской войны. Греческий народ помогал нам лекарствами, продовольствием, одеждой и деньгами, потому что наши братья-греки вовремя поняли, что наши враги во всем мире несправедливо и предвзято выставляют нас нелюдями. И греческий народ говорил правду о нашем народе во всем мире не потому, что мы братья и по вере, и по историческим событиям и несчастьям, а из справедливости, которая для нас, православных христиан, всегда есть Бог и всегда от Бога. Для нас служение Богу — это служение справедливости, истине и любви, всему тому, что свято и честно. И сегодня ваша любовь и любовь всей Святой Горы показана в принесении святой иконы хиландарского игумения, святой Троеручицы на нашу землю, чтобы она всегда была и оставалась для нас защитницей и помощницей и в этой жизни, и в той, что нас ожидает. Благодаря вам мы снова молимся Пресвятой Богородице, чтобы она защитила и греческий народ, и все другие православные народы, и всех людей доброй воли в мире. И в заключение помолимся все вместе, одним духом и одним сердцем, и воскликнем Пресвятой Богородице: Пресвятая Матерь Божья, Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь. 6 июня 1997г. Радуйся, Защитница рода сербского (На всенощном бдениинакануне внесенияиконы Богородицы Троеручицы.) Пресвятая Матерь Богородица, мы веками ждали Тебя на этой земле, избранную из всего рода людского для того, чтобы стать матерью Сына Божьего, чтобы стать теми ступеньками, по которым Бог сойдет на землю и сделает нас, земных сыновей и земных дочерей, сыновьями и дочерьми Божьими, и отвести нас в вечное Царство Божье. Веками перед Богом молились и поклонялись святые наши предки, и Святой Симеон Мироточивый, и Святой Савва, и многие другие святые из рода нашего и всех православных народов. Вот и сегодня, благодаря любви Святой Горы и священного святогорского Собора, монастыря Ватопед и всех монастырей и монахов Святой Горы, мы пришли сюда для того, чтобы поклониться лику Твоей святой иконы. От имени сербской церкви и верующего сербского народа я выражаю глубокую благодарность священному собору Святой Горы, который действительно из любви к Богу, к Сыну Божьему Господу Иисусу Христу и к Тебе, Пресвятая Богородица, дал и нам возможность поклониться и помолиться Твоей святой иконе и Тебе, Пресвятая Богородица: Радуйся, защитница и спасительница верного сербского народа! 7 июня 1997 г.
  13. Беседа на святой литургии в день Святого Василия Острожского, в церкви Святых царей Константина и Елены, в которой хранится омофор Святого Василия "И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их". (Лука 6, 17-23; Зач.24) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Помолимся Богу в этот святой день праздника святого отца нашего Чудотворца Василия Острожского и в эти дни, когда мы празднуем воскресение Сына Божьего. Та вера в Сына Божьего, который умер ради нас, а потом воскрес Своей Божественной мощью, всегда придавала сил всем святым, святым мученикам: и святым мужчинам, и женщинам, и детям, для того, чтобы выдержать все искушения этого света и даже смерть, не боясь никого и ничего, кроме Бога, и зная, что смерть за Христа означает жизнь. Потому что Он сказал:"Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь". Об этом, братья и сестры, знали и наши праотцы, отцы, сестры и дети, которые были брошены в эти рвы во время Второй мировой войны и умирали в них. Это знали и люди в лагерях, в Ясеновце и в других местах. Это люди гражданской войны, войны несчастной. Любая война — несчастье, потому что Бог не желает ни войн, ни людской погибели, но злые люди нападают на других. Нападает всегда Каин, а Авель должен защищаться. Они это знали и защищали свою свободу, родину и свою веру, потому что эта вера придает нам сил, чтобы выстоять на пути Божьем. Нам никогда нельзя забывать о том, что православная вера - это не просто наука, по которой мы каждый день живем, мыслим и поступаем. Святой Василий жил в тяжелые времена турецкого ига, но сохранил любовь и к Богу, и к ближним, к пастве своей, пережив разные муки и несчастья, и Бог прославил его, потому что и он прославлял Бога. Поэтому и мы сегодня прославляем его, как человека, которого прославил Бог. Мы прославляем его молитвой, чтобы он помог нам выстоять в эти времена и поступать по чести и совести, как православные сербы, православные христиане. Потому что, как я уже сказал, ему известны муки и беды военного рабства и несчастья, он велик перед Богом и может попросить Его помочь нам. Но, повторяю и для себя, и для вас, братья и сестры: Бог всегда впереди нас, за нами и вокруг нас и всегда готов помочь нам; если мы будем слушать его, то и Он нас услышит. Нельзя забывать об этом и оглядываться на преступников, которые думают, что своими злодеяниеми они делают добро своему народу, своей семье или своей вере. Если другие могут так думать и поступать, то мы, православные христиане, православные сербы, не должны так делать. Нужно защищаться от зла, от злых людей, но защищаться так, чтобы быть достойными имени православных сербов, с человечностью и героизмом, что наш народ принял со слов воеводы как свою веру и свои убеждения. Пусть Господь, и Его и наш, Святой Василий и Святой Савва, и все святые из рода нашего помогут нам достойно выстоять, как и подобает потомкам таких предков. Не следует подражать преступникам и тому, что есть зло! "Не завидуй делающим беззаконие!", говорится в Святом Писании (Псалом 36, 1), потому что нам надлежит выйти на Суд Божий, на котором никто не сможет оправдаться за свои злодеяния ни неправдой, ни несправедливостью, а только истиной, потому что Бог есть истина, только справедливостью, потому что Бог есть справедливость, только всем тем, что свято и чисто, потому что любая святость и чистота — от Бога. Святой отче наш Василий Острожский, тебе молимся, взгляни на нас, далеких потомков своих духовных, поддержи нас в эти несчастливые и тяжелые времена, чтобы мы могли быть и оставаться народом Божьим, сегодня и впредь! Аминь. Благослови вас Бог! 12 мая 1997г.
  14. Спасибо! Копии трех страниц очень помогли. Ответ на вопрос ясен. Строй и произношение чисел логичен, в большинстве своем совпадает с тем, как говорят сербы, болгары. С другой стороны, очень хотелось бы знать: когда, по каким причинам в русском языке появились такие "исключения", как "сорок", "девяносто" и другие нелогичные по произношению числа ( ведь есть, пожалуйста заметьте, и правильные!!)? Или в русском они были еще до появявления церковно-славянского языка? Почему мы ныне говорим так нелогично?
×
×
  • Создать...