Jump to content
Sign in to follow this  
inna d

Жизнь христианской общины в Норвегии

Recommended Posts

«Мы поняли, что самое главное – община, собранная во имя Христа»

Беседа со священником Димитрием Останиным (Норвегия). Часть 2

https://pravoslavie.ru/138967.html

 

.....Вообще, население в Норвегии государству доверяет. Поэтому и то, что касается пандемии, люди воспринимают с большим пониманием. Если же возникают какие-то сложности, то все вопросы решаются благодаря организациям, которые отстаивают интересы своих членов, типа профсоюзов. Вот позавчера коммунальные власти Бергена пригласили меня и других религиозных лидеров на online-конференцию, посвященную ситуации с коронавирусом в нашем городе. Это была хорошая, интересная конференция, с открытым обсуждением проблем религиозных организаций в период пандемии. Если говорить о том, как мы перенесли и переносим ограничения, связанные с пандемией, то мы безоговорочно следуем предписаниям властей в этом вопросе. При этом государство, хотя и закрывало храмы для посещения, оставляло нам возможность совершать богослужения. И хотя люди не могли непосредственно присутствовать за Божественной литургией, тем не менее могли причащаться даже в это тяжелое время. Я ездил и причащал всех желающих на дому. А часть прихожан приезжала к храму (мы выставили колонки, и люди могли слушать службу, находясь в своих авто), и я причащал их у храма. И, надо сказать, это было в каком-то смысле благословенным временем.

– Объясните, что вы имеете в виду.

– Понимаете, мы почувствовали, что мы – община, объединенная вокруг Христа. Это то, о чем я говорил уже раньше. Не язык, не культура, ни даже православный храм – Христос, вокруг которого мы собирались.

Не язык, не культура, ни даже православный храм – Христос, вокруг которого мы собирались

Как раз во время пандемии один мой друг, он тоже служит за границей, только в более экзотической стране, нежели Норвегия, прислал мне заметку о богослужебном Уставе. Я люблю уставные службы, это у меня еще из монастырских паломничеств. Но здесь я подумал вот о чем. На Поместном Соборе 1917–1918 гг. можно увидеть, как отцы-соборяне обсуждали возможность или невозможность служения литургии на просфорах не из чистой пшеничной муки, а также на вине, сделанном не из винограда. Пройдет еще буквально несколько месяцев, и многие из них окажутся в ситуации, когда не будет просфор вообще, а вместо вина придется использовать клюквенный сок. Не будет ни облачений, ни богослужебной утвари. Вместо епитрахили – чистая тряпочка с крестиком, нарисованным на ней огрызком химического карандаша, а вместо Чаши – чашка, прикрученная цепью к бачку с водой в бараке. А хлеб – это хлеб жизни с маленькой буквы, потому что цена пайки и равнялась жизни. И на этом хлебе совершали Евхаристию. Выйдя из лагерей и тюрем, по воспоминаниям многих людей, кто общался с исповедниками, сами исповедники продолжали служить в этих халатах, которые служили им фелонью, хотя имели возможность пошить себе облачения. К чему это я? Да к тому, что те страдания, которые обрушились на Церковь и на ее членов, вернули ее к тому времени, когда не было ничего. Был Христос и были ученики-апостолы. Оказалось, то, что нам казалось вечным и незыблемым, на поверку не таково. Вот и пандемия тоже совершила с нами чудесное превращение. Мы поняли, что самое главное – община, собранная во имя Христа. И эта община пойдет с Ним на Крест. А без всего остального можно временно обойтись. Это мой личный опыт переживания пандемии. Кстати, я общался со священниками – представителями других Православных Поместных Церквей здесь, в Норвегии, и они рассказывали, что пережили нечто подобное.....

 

Остальное можно прочитать по ссылке. Интересно.

 

  • Like 1
  • Thanks 1
  • Confused 1

Share this post


Link to post
Цитата

Из материалов Священного Собора Православной Российской Церкви в Москве 1917–1918 гг.

 

Начавшаяся разруха и отсутствие продовольствия делали поиски необходимых для совершения Евхаристии пшеничного хлеба и виноградного вина очень сложной проблемой. В этой связи на 40-м заседании ставится вопрос о возможности замены пшеничного хлеба и виноградного вина более доступными продуктами. Историко-литургическую справку поручают сделать И. А. Карабинову. Текст этой справки мы приводим полностью.

 

В отношении к евхаристическим хлебу и вину современная богослужебная практика Русской Церкви считает для себя обязательным предписания печатающегося в нашем Служебнике так называемого «Учительного известия», где ясно и решительно с положительной и отрицательной сторон утверждается, что хлеб для Евхаристии должен быть непременно только чисто пшеничный, а вино  исключительно виноградное: «Вещь тайны Тела Господа нашего Иисуса Христа есть хлеб от чистыя муки... иный же хлеб, кроме самыя пшеницы, квасный, из всякаго жита семян, вещно тело Христово быти не может. Дерзнувый же иерей над таковым хлебом из иных семен служити... зело тяжко согрешит и извержению подпадет, яко таинство на таковых видах не совершит... Вещество крове Христовы есть вино от плода лознаго, сиесть из гроздов винныя лозы источенное... подобает сему вину... чистое быти, несмешанное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия... Вином же не суть и быти не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сиесть яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иныя сим подобныя. Аще же кто дерзнет кроме самого виноградного вина на иных видах и соках, никакоже Таинство совершит, но согрешит иерей тяжко смертно, и извержению от священства подпадет.

Цитата

В частности, греческая Церковь издавна, подобно нашей, заботилась не только о чистоте продукта, из коего приготовлялся хлеб для Евхаристии, но также и <о> том, чтобы этот продукт, то есть мука, был самой лучшей и тончайшей выделки: в византийских ктиторских Уставах XII–XIII веков можно нередко читать завещания их авторов, чтобы в учрежденных ими монастырях для богослужебных просфор мука отпускалась высшего качества в противоположность муке для обычного употребления. Обычай Древней Церкви употреблять для Евхаристии хлеб только пшеничный основывался, быть может, не только на том, что такого рода хлеб был наиболее употребительным в быту восточных и античных народов или на мысли, что пшеница, как наиболее тонкий и благородный представитель хлебных злаков, лучше прочих собратьев подходит к величайшему христианскому Таинству, но, быть может, также и на убеждении, что и Христос установил Евхаристию также на пшеничном хлебе. Пример Христа с Его повелением «творить сие в Его воспоминание», быть может, сознавался и понимался Церковью как закон относительно другого евхаристического вещества, именно: вина. Церковь издала несколько канонов, в коих ясно и решительно сказано, что по примеру и заповеди Христа из всех напитков для Евхаристии может быть употребляемо одно лишь виноградное вино.

 

Об этом, например, говорят 3-е и 4-е апостольские правила: «Аще кто епископ или пресвитер  вопреки учреждению Господню о жертве принесет ко алтарю иныя некоторыя вещи, или мед, или млеко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток... да будет извержен от священного чина». Опять-таки, как и в отношении евхаристического хлеба, так и в отношении вина для Евхаристии Восточная Церковь издавна следила за качеством этого продукта: плохое достоинство его считалось весьма тяжкой провинностью со стороны тех, кто за этим должен был следить.

 

Ha IV Вселенском Соборе, между прочим, разбиралось дело Едесского епископа Ивы по обвинению его несколькими едесскими же пресвитерами во многих преступлениях. В жалобе этих обвинителей, между прочим, читается и такой пункт: «Когда совершалась память святых мучеников, то для приношения на святой алтарь, освящения и раздаяния народу дано было только весьма немного вина, и притом дурного, нечистого и как будто только что выжатого из винограда, отчего назначенные совершать службу принуждены были купить вина совершенно дурного в лавочке за 6 сенстариев, которого также недостало; поэтому он сделал знак раздававшим Святое Тело возвратиться, потому что не нашлось Крови; тогда как сами они пили и имели, да и всегда имеют, превосходное. И это делалось тогда, когда имевший власть распоряжаться богослужением знал об этом и извещен был с тем, чтобы и он известил епископа со всей откровенностью. А так как он ничего не сделал в то время, то мы принуждены были снова известить самого почтеннейшего епископа. Впрочем, и известившись, он не тронулся, но все это презрел, так что многие из нашего города соблазнились этим».

П.С. К сожалению, в этом вопросе до сих пор нет единого мнения, хотя, ранние постановления строго указывают о составе муки высшего сорта пшеницы и красного лозного сорта вина, и строгое наказание допустивших подмену этим сортам зерна и вина. 

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post

На браке в Кане Галилейской Господь воду в вино претворил. Ему все возможно.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...