Перейти к публикации
Админ

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня в Храме Христа Спасителя

Рекомендованные сообщения

19 августа 2011 года, в праздник Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие всечестные отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Преображения Господня!

 

Это день, который учит нас тому, что Бог, вечный и непостижимый, пребывающий там, где мы по своему физическому естеству находиться не можем, — всегда рядом с нами. Господь дал это видение Своей близости людям на горе Фавор. Не случайно преобразился Спаситель, явив ученикам Свою Божественную природу, указуя им в преддверии Своих страданий на то, что Он Сын Божий, — не случайно, но для того, чтобы они почувствовали близость к ним Самого Бога. И было это для того, чтобы в тот момент, когда Учитель их был вознесен на крест, посрамлен, поруган, когда в глазах всего иудейского народа была растоптана и уничижена Его миссия, — чтобы в тот момент позора и поражения в умершем, бессильном Человеке, в Его мертвом Теле они могли видеть таинственное и спасительное присутствие Бога в их жизни и в истории рода человеческого.

 

И еще сегодняшний день помогает нам понять нечто невероятно важное для современного человека, а именно: как много людей не могут поверить в Бога! Они не могут поверить, потому что все окружающее их о Боге не говорит. Взгляд современного человека обращен туда, где себя являет сила человеческая. Мы восторгаемся результатами человеческого разума, мы поражаемся достижениям технического прогресса. Все то, что поражает сегодня наш ум, связано с деятельностью человека, и люди перестают видеть Бога в окружающем их мире, потому что современная безбожная цивилизация закрывает перед человеком эту возможность — закрывает мнимой человеческой силой и мнимым человеческим господством.

 

На чем же основывается вера современных людей? Чаще всего — на чуде. Большинство людей в жизни своей сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на этом осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом — своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на мир Божий, на окружающий мир, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем больше человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше этот человек готов к тому, чтобы в чуде увидеть Бога. Даже если родная мать воскреснет, не станет верующим тот человек, который считает, что в таком случае он поверит.

 

Но Бог не потрясает наше сознание чудесами, которые непреодолимой силой привлекали бы нас к Нему. Если бы Бог использовал такие чудеса, то Он лишил бы нас свободы самим выбирать между верой в Него и неверием. А Господь оставляет эту свободу человеку. И потому для того чтобы поверить, нужно не ждать потрясающее сознание чудо, а нужно видеть Бога в окружающем мире.

 

Удивительные слова находим мы в Третьей книге Царств — ветхозаветное повествование о пророке Илии, о том, как предстал он пред очами грозного, жестокого и неправедного царя Ахава. Илия произнес слова, которые, наверное, ввергли в недоумение и царя, и всех, кто стоял: «Жив Господь Саваоф, ибо я предстою перед Ним», — сказал пророк (3 Цар. 17, 1). Должно быть, люди повернулись назад, посмотрели вправо и влево, думая: «Где Господь Саваоф? О чем говорит Илия? Кому он предстоит? Он предстоит пред очами грозного царя, и нет здесь Бога Саваофа!» Однако пророк знал, что говорил, потому что он видел Бога, — не физическим зрением, но он видел и чувствовал Бога всей своей природой. Как замечательно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), «горячее и искреннее и постоянное памятование о Боге дает нам возможность видеть Бога». А святитель Димитрий Ростовский, размышляя над тем, что произошло с пророком Илией, говорил: «Он предстоял пред лицом царя, но умом своим, мыслью своею, сердцем своим видел Бога».

 

То, что произошло на горе Фавор, было Богоявлением апостолам. Им предстояла особая миссия, и они увидели прославленного Спасителя. Конечно, и того видения могло быть недостаточно для человека, неспособного видеть Бога, — кто-то мог сказать «привиделось, приснилось, галлюцинация, на солнце перегрелись» или еще нечто подобное. Но апостолы сознавали, что им была явлена Божественная природа их Спасителя.

 

Сегодня мы нуждаемся в укреплении нашей веры. Никакие прочитанные книги, никакое образование неспособны открыть человеку Бога — они лишь способны подготовить человека к этому открытию. Но если мы по слову святителя Игнатия (Брянчанинова) постоянно и горячо памятуем о Боге, если Бог становится центром нашей жизни, — тогда и совершается великое чудо Богоявления. И нам уже не нужно никаких громких чудес — мы будем видеть Бога в каждом шаге своей жизни, в каждом деянии. Более того, мы будем видеть присутствие Божие в истории, а значит, понимать знаки исторических событий. Мы не будем идти на поводу тех, кто в угоду собственным идеям и политическим целям по-своему трактует исторические события. Живя с Богом, мы будем прозревать духовный, сущностный, онтологический смысл истории, что даст нам великую силу, что убережет нас от соблазна идолопоклонства, от соблазна принять антихриста за Бога.

 

Может быть, современный человек нуждается в Богоявлении не меньше, чем апостолы на горе Фавор. Будем просить Господа в день Преображения, чтобы Он дал нам память о Нем. Не ту фрагментарную память, когда мы думаем о Боге, а потом забываем и живем так, будто Бога нет; но постоянное предстояние пред Ним, как того сподобился пламенный пророк Божий Илия, который, стоя на земле пред очами царя, видел Бога Саваофа, видел Бога, всемогущего Творца мира.

 

Опыт святых, пророков и апостолов — это не опыт небожителей, это опыт людей, с их грехами и проблемами. Но всякий грех и всякая человеческая неправда испепеляются благодатью Божией, которая даруется нам тогда, когда мы со смирением и в простоте сердца предстаем пред Богом, имеющим власть оставлять грехи.

 

И пусть праздник Преображения поможет нам, мои дорогие, понять, как мы, живущие в мятущемся XXI веке, способны не просто сохранить, но и укрепить веру, которая вводит нас в живое соприкосновение с Всемогущим Богом. Аминь.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: Александр Хромеев
      «Весь смысл христианской жизни – освободиться от диктата греха и низменных потребностей, возвыситься до духовного»
    • Автор: M.B.
      Близится праздник Преображения Господня. Всем вам желаем и достойно подготовиться, и достойно причаститься Святых Христовых Таин. И не только принять в себя Самого Христа, Этого Небесного Гостя, но приняв Христа, стараться и удержать Его в себе достойной своей жизнью, и удерживать пока Он не сделается из Гостя Домовладыкою.
       
      ***
       
      Сегодня, 12 августа, день памяти Прп. Анатолия II. А также празднование Собора Самарских святых: память и еще одного преподобного — Варсонофия Оптинского. Родом старец из Самары. Ниже — одна из бесед преподобного.
       
       
      Беседа от 6/19 августа 1912 г.
       
      Слушать беседу:
       
      http://www.optina.ru/audio/vars_besed/54.mp3
       
      → слушать на сайте (№54)
      → скачать аудио
       
      Мир и спасение!
       
      Великий сегодня праздник, Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Желаю всем вам преобразиться духовно и начать новую жизнь во Христе. Исполняющие по силам заповеди Господни еще здесь, на земле, переходят от силы в силу. Те же, которые сподобятся наследовать Царствие Небесное, будут переходить уже от славы в славу. Сегодня пелась песнь: «…Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взыва­ют: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!..» (Хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим...») Что означает сия песнь? Как могут взывать Херувимы, когда они бестелес­ные и не имеют ни легких, ни голоса? Это надо понимать ду­ховно. Небесные Силы предстоят Престолу Божию, постигают все большие и большие совершенства Божии и, углубляясь в них, проникаются сознанием, что Свят Господь Бог. Бог бесконечно совершенен, а потому познание Его совершенств займет у Сил Небесных всю вечность. Сознание этих совер­шенств Божиих доступно не одним Ангелам, но и людям.
       
      Еще здесь, на земле, человек, трудящийся во славу Бо­жию, начинает, насколько это, конечно, для него доступно, постигать совершенства Творца, сознает, что все в Господе - благость, и нет в нем ни тени злобы. И чем больше очищает человек свою душу исполнением заповедей Христовых, тем более познает он Бога. Конечно, это познание сильно различается у людей, смотря по духовному преуспеянию каждого. Ведь и в обыденной жизни бывает так: кончив городское учи­лище, идут учиться в гимназию, затем в университет, - и чем выше учебное заведение, тем больше знаний получает человек. Так и в духовной жизни.
      Если кто сподобится Царствия Небесного, то, войдя в него, не думайте, что останешься таким, каким вошел. Душа с каждым мгновением совершенствуется, стремясь уподобиться Богу, но, разумеется сделаться совсем такой же, как Господь, она не может – тварь никогда не сравнится с Творцом.
       
      Если кто сподобится Царствия Небесного, то, войдя в него, не думайте, что останешься таким, какой вошел. Душа с каждым мгновением совершенствуется, стремясь уподобиться Богу, но, разумеется, сделаться такой же совсем, как Господь, она не может – тварь никогда не сравнится с Творцом. Впрочем, и степени приближения к Богу между людьми [имеют] большое различие. Есть святые, подвизавшиеся в обители, они называются преподобными, т.е. в высшей степени подобные Богу. Но не только в Царствии Небесном жизнь не останавливается, но и в аду души грешников не остаются в одном и том же состоянии, они тоже изменяются каждое мгновение, только в худую сторону, их мучения все усиливаются, и так в бесконечность. Св. Писание говорит: «И дым мучения их восходит во веки веков» (Откр. 14:11).
       
      Есть предание, что в праздник Преображения засевается в нас начало Жизни Вечной, а потому так важно причащаться Святых Таин именно в этот день.
       
      Господь всех призывает к Себе, всем обещает жизнь, но вот грустное явление – не хотят идти. Не хотят к Господу и даже не верят в существование лучшей жизни, не знают, что есть потребности духа и, кроме удовлетворения прихотей тела, ни к чему не стремятся.

      Апостолы, бывшие со Христом на Фаворе, исполнились великой радости, они даже позабыли себя: Господи, добро нам зде быти, – восклицает за всех апостол Петр, - аще хощещи, сотворим зде три сени: Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии (Мф. 17:4), - вот, а про себя, то он и не говорит, не просит позволения создать еще сень или кущу для троих апостолов. Таково блаженство от созерцания славы Господней, блаженство, ни с чем не сравнимое. Но, может быть, кто-нибудь захотел бы в этой жизни быть все время на Фаворе? Невозможно это. Святой Исаак Сирин говорит: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста» (Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 74. «О видах добродетелей»). Чтобы ощутить эту славу, чтобы духовно преобразиться, нужно очистить свое сердце от страстей. Святой Исаак Сирин говорит так: «Кто возбраняет устам своим пересуждать, тот хранит сердце свое от страстей. А кто хранит сердце свое от страстей, тот ежечасно зрит Господа… Если лю­бишь чистоту, при которой может быть зрим Владыка всяче­ских, то ни на кого не клевещи и не слушай того, кто клеве­щет на брата своего... Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным па­мятованием о Боге; и, таким образом, при светлости очей ума своего, ежечасно будет он зреть Господа...» (Там же. Слово 8. «О хранении и блюдении себя от людей расслабленных и нерадивых»).
       
      Вот главное, что требуется от каждого человека: это нико­го не осуждать. Кажется просто, а начни исполнять - ока­жется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: «Прости», а враг внушает: «Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси» и т. д. Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним.
       
      Все люди в этом отношении разделяются на три категории: плотские, борющиеся и совершенные. Люди плотские – это те, которые являются рабами страстей, страсти ими повелевают. Например, диавол внушает: “Убей такого-то: он тебе много сделал зла”, – и человек всё это совершает. Люди, отдающиеся во власть страстям, погибнут, если только не покаются, а если раскаются в своих грехах и начнут по силе бороться со страстями, то будут спасены. Примером может служить разбойник на кресте: он убивал, грабил, совершал всякие злодейства, но когда покаялся и воззвал ко Господу: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем” (Лк. 23:42), – то был помилован.
       
      Люди второй категории – это борющиеся со своими страстями. Их борют всякие страсти: гнев, и блуд, и злоба – но они стараются не подчиняться им. Например, чувствует такой человек злобу к кому-нибудь: так бы, кажется, разорвал своего противника на части – но он не поддается страсти, не выражает свою нелюбовь, а стремится еще сделать какое-либо добро ненавидимому – такой борется со страстью. И так во всём. Борющиеся будут спасены. Господь не попустит таким погибнуть…
       
      Надеюсь, все мы относимся ко второй категории людей, борющихся по силе со своими страстями. Конечно, иногда страсти побеждают, но иногда и мы побеждаем страсти. И эта борьба ведется всю жизнь, пока Господь по благодати Своей «немощная врачующи и оскудевающия восполняющи» не даст нам явиться победителями страстей.
       
      Наконец, люди совершенные – это те, которые владычествуют над страстями. И у них есть страсти, но они вполне покорили их под свою власть. Это люди – особенные, а нам, грешным, хорошо, если мы будем находиться и среди борющихся со страстями, и за это – слава Господу, не потеряем надежды на спасение.

      Будем же бороться со страстями, а если когда они победят, то будем каяться и исповедоваться во грехах своих. Вот на Страшном Суде уже не будет покаяния, не будет там ни Варсонофия, ни Гавриила, а только одна правда Божия. Постараемся преобразиться духовно, для такого преображения и в монастырь идут.
       
      Когда я поступал в монастырь, то думал, что там только и делают, что стоят со вздетыми горе руками и молятся, а оказалось иначе... Мало труда молитвенного, необходим еще труд, который в монастыре называется послушанием: один в саду, другой в огороде, тот – в поварне, иной в квасоварне, некоторые занимаются в сапожном или портняжном ремесле и т.д. Это необходимо. Нужно терпеть и труд, и досаду от братий, чтобы, действительно, преобразиться.
       
      Один богач-студент решил все оставить и посвятить себя Богу. Внес он большой вклад и поступил в число братии. Послали его на огород, и там, в грязи и сырости, пришлось ему работать. Враг, не терпящий такого смирения, начал вооружать против него братию, особенно из простецов.
      – Ну зачем ты, болван, сюда пришел? – говорит ему однажды один из иноков.
      – Хочу спасти свою душу.
      – Еще бы, хлеб монастырский жрать, вот для чего ты явился сюда.
      – Прости, Христа ради, – ответил бывший студент и тем победил врага.
      Инок, грубо отнесшийся к послушнику, потом раскаивался, что так поступил. А обиженный пошел к старцу и рассказал ему обо всем, прибавив: «Я не жалуюсь на него, но прошу святых молитв ваших, чтобы благодушно перенести всякое оскорбление».
      В монастыре дают такие уроки, и ими приобретается смирение незаметным для монаха образом; а пройдет лет 20-30, и узнает инок, что не назад шел он, а вперед. И постепенно, очищая свое сердце от страстей, сподобится он получить Царствие Небесное, которого да сподобит и нас всех Господь. Аминь.
       
      -----
       
      Из книги: Преподобный Варсонофий Оптинский (беседы, келейные записки, духовные творения, воспоминания, письма...)
      Издательство Свято-Введенской Оптиной Пустыни. 2013 год.
       
    • Автор: р.б.Елена
      У любимого и родного храма Сергия Радонежского в Бусиново.
      Показалось празднично и многоговоряще.
    • Автор: sasha
      Православная библиотека: ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
      Текст службы: 6 августа: Святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

      Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

      СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
      Иеромонах Симеон (Томачинский)
×
×
  • Создать...