Перейти к публикации
  • 0
МАРГАРИТКА

Некоторые моменты Архиерейского богослужения

Вопрос

Сегодня читала статью про  покойного митрополита Николая (Кутепова). И вспомнила как В детстве,  бывая на архиерейских службах,мы с восторгом наблюдали на торжественные  моменты  облачения Владыки перед началом богослужения. Архиерей стоит на возвышенности,а Иподьяконы по очереди приподносят ему части облачения и помогают в них облачаться. 

Но бывает так,что архиерей облачается ни на середине храма,а в алтаре. С чем это связано? Почему иногда опускается торжественная встреча архиерея и его облачения на середине храма? Скорее всего этот вопрос для батюшки.

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
46 минут назад, МАРГАРИТКА сказал:

С чем это связано?

С благословением самого архиерея. Иногда, на особо торжественных службах, все происходит по полному чину, со встречей и облачением в центре храма, иногда более сокращенно в алтаре. А иногда архиерей вообще может служить по иерейскому чину, как обычный священник. В общем, это все как сам владыка считает нужным в данный момент.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 часов назад, МАРГАРИТКА сказал:

Иподьяконы по очереди приподносят ему части облачения и помогают в них облачаться. 

Владыка Климент ещё и руки омывает из спец чайничка, символически умывается, и причесывается немного. Пока традиции не изменял. В середине храма, на возвышении. Дети и бабули особый интерес проявляют. А после службы выходит из алтаря в черном монашеском облачении и в белом клобуке, ощущение,что черту подвёл. Торжественное действо окончено, жизнь входит в обычное русло. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Да,архиерейские службы очень торжественны и благодатные. А уже после службы стоишь у дорожки весь в трепетном ожидании получить благословение от Владыки) И так хорошо на душе после этого. Словно  родительское благословение получил)).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
15 часов назад, МАРГАРИТКА сказал:

Словно  родительское благословение получил)).

По опыту скажу, что больше)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

 Архиерея в храме всегда встречают торжественно…

 

— В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям храма, его встречают колокольным звоном, а когда он переступает порог, настоятель храма на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей целует крест, дает его для целования духовенству, затем священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы, благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия, то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении, но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно, то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва из входных: «Господи, ниспосли руку Твою…» — и затем владыка, как всегда перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя, владыка святый, прости нас и благослови». Далее архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается облачение.

 

— Почему облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у всех на глазах?

 

— Так бывает не всегда, архиерей вправе облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.

 

— Чем облачение архиерея отличается от облачения священника?

 

— Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие — омофор. Без омофора архиерей не может совершать богослужение. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) — «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например — «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это — парафраз Мф. 5, 16).

 

— А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию?

 

— За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии.

 

— Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви?

 

— Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение погречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

( Полностью статья https://pravoslavie.ru/78930.html )

https://youtu.be/UHFs7F925rM

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...