Перейти к публикации
иером. Даниил

Две лжи о Церкви как основа для филетических расколов

Рекомендованные сообщения

Диакон Георгий Максимов

 

Расколы бывают разных типов. Среди тех, что особенно терзают Церковь в последние десятилетия, можно выделить расколы зилотского типа, и расколы филетического типа. У них разное отношение к канонической Церкви, и различные системы самооправданий. Например, «зилоты» объявляют только самих себя Церковью, а каноническую Церковь таковой не считают, для чего выдумывают разные «ереси», якобы заразившие её. А филетисты, добивающиеся лишь признания незаконно провозглашённой по национальному признаку «автокефалии», напротив, вполне признают каноническую Вселенскую Церковь и себя стараются позиционировать в глазах своих прихожан как её органическую часть, имеющую лишь временную неопределённость в административных отношениях.

 

В данной статье я бы хотел говорить о расколах филетического типа. Мне они знакомы на примере последователей «Киевского Патриархата», «Македонской Православной Церкви» и «Черногорской Православной Церкви», с которыми у меня случались беседы в разные годы.

 

Для начала следует напомнить ряд аксиом, без которых бессмысленен разговор на тему о Церкви.

 

Есть Бог, Который дал жизнь каждому из нас. Есть смысл нашей жизни - сделать выбор, с Богом мы или со грехом, с истиной, или с ложью. Бог дал нам возможность познать истину, Он открыл её в Своём слове - Библии. Из тех и для тех, кто выбор сделал в пользу Бога и истины, Он создал «род избранный, царственное священство, народ святой» (1Пет. 2:9) - Свою Церковь. Человек, который искренне стремится к соединению со Христом, не может при этом быть в изоляции, разделении и неприязни с другими, жаждущими того же единения со Христом. Ещё апостол Иоанн обличал это: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20)

 

Диавол посредством греха и ненависти принес в мир разделение между Богом и человеком и между человеком и человеком. А Христос посредством любви, святости и жертвы принес исцеление в наш разделённый и разобщённый мир - принес единство Своей Церкви, в которой ученики Его становятся едины с Богом и друг с другом. И, как говорил авва Дорофей, чем ближе люди становятся к Богу, тем ближе они становятся и друг ко другу. Столь важно это единство уверовавших, что Христос в Гефсиманском саду молил Отца именно о нем: «молю и о верующих в Меня... да будут все едино» (Ин. 17:20-21).

 

И потому наиболее болезненно ученики Христовы относились к попыткам нарушить это единство. «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения... и уклоняйтесь от них» (Рим.16:17) - говорит апостол Павел. Привнесение разделений в Церковь бывает либо черезь ересь - когда разделение происходит из-за того, что люди отделяются по причине искажения веры, - либо через раскол, - когда разделение происходит по любому другому поводу. И в том и в другом случае Церковь остаётся, как была, единой, но от этого Христова единства отпадают те, кто последовали за разделителями.

 

И происходит то, о чём говорил блаженный Августин: «мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней».

 

Для верующего человека видеть отпадение от Церкви - это все равно, что видеть, как утопающий схватился за брошенную ему веревку, начал выбираться, а затем снова сорвался в воду и утонул. Очень горько и страшно! Ведь речь идет именно о жизни и смерти, спасении и погибели множества людей, как свидетельствует ученик апостолов святой Игнатий Богоносец: «Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего». К этому невозможно относится спокойно.

 

 

Основанная Христом единая Православная Церковь состоит из Поместных Церквей, которые равно признают друг друга, молятся друг с другом, и, самое главное - участвуют в едином таинстве Евхаристии, через которое и становятся все вместе единым Телом Христовым.

 

«Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата», «Македонская Православная Церковь», «Черногорская Православная Церковь» считают себя автокефальными Церквами, но ни одна из Поместных Церквей не признает их. А это не пустая формальность, а сама сущность дела. Вот есть, например, настоящие президенты, которых все признают таковыми, и есть люди, которые называют себя президентами, королями, императорами, но никто другой их таковыми не признает. Разница между первыми и вторыми велика. Первые сидят в президентском кабинете и правят страной, а вторые лежат на больничной койке в психиатрической лечебнице, потому что их представление о себе не соответствует действительности.

 

Глядя на официальные сайты некоторых филетических расколов, можно подумать, что проблемы нет. Любой знак внимания - любая встреча, любой визит вежливости, любой подарок со стороны клириков других Поместных Церквей преподносится как признание и поддержка данного раскола, не смотря на то, что такие же встречи, визиты, подарки совершаются и по отношению к католикам, мусульманам и вообще светским людям. Но где же то, что составляет сущность церковного общения и единства? Где сослужение, где совместное причастие, где взаимное поминовение?

 

В живом общении я замечал, что многие священники-раскольники боятся выезжать в другие православные страны, потому что знают, что там им не дозволят ни служить вместе с местными клириками, ни причащаться от единой чаши – и надо будет либо кривить душой, выдавая себя обманом за члена канонической Церкви, либо испытать тяжесть своей отлучённости от Христовой Церкви. Такова трагическая реальность, которую невозможно игнорировать. Либо человек в Цркви - и тогда с ним можно вместе служить и причащаться, либо человек вне Церкви, и тогда ни служить, ни причащаться с ним нельзя. Величайшая трагедия в том, что из-за безумства и беззакония вождей раскола от Церкви, - которая есть Царство Божие на земле, - оказалось отторгнуто множество людей.

 

В основе всех филетических расколов, если покопаться, можно обнаружить две великие лжи о Церкви, первая - которая породила раскол и подпитывает его, а вторая, - которая не даёт людям прозреть и освободиться от раскола.

 

Первая ложь - что Церковь есть служанка государственных и народных интересов. Что высшее и благороднейшее её прездназначение - объединять народ, обеспечивать идеологическую базу государству, учить покорности властям, вести социальную деятельность и т.п.

 

У верующего православного человека такие идеи вызывают, по меньшей мере, улыбку. Да, Церковь немало хорошего сделала и делает для многих народов и государств, но она существует вовсе не ради них.

 

Главное предназначение Церкви - воссоединять человека с Богом, делать людей святыми, богоподобными и христоподобными. Как сказал один из афонских старцев - Церковь это фабрика по производству святых. Этим она занимается везде, где появляется, и всегда, сколько существует. Народы приходят и уходят, государства создаются и разрушаются, а Церковь остается и совершает свою спасительную миссию в мире, разъедаемом грехом.

 

Для неверующих такие слова кажутся пустой демагогией, но для верующих - это реальность, перед лицом которой все попытки представить Церковь Христову служанкой какого-то народа и государства выглядят как несусветная чушь.

 

Церковь не служит ни России, ни Украине, ни Македонии, ни Сербии, ни Греции, ни Черногории - Церковь служит только Христу. И любые попытки использовать её не по назначению, встречали, встречают и будут встречать со стороны Церкви вежливое, пассивное, но сопротивление. Да, не только в Украине, Македонии, и Черногории, но и в России и в Сербии и в Греции были и есть люди, даже облеченные саном, которые исповедуют вышеупомянутую ложь, воспринимая Церковь лишь как средство для улучшения земного существования данного конкретного народа. Это их вина и их беда, но нигде они не смогли взять верх и причинить столько бед церковному народу, сколько в Украине, Македонии и Черногории, когда ради ложно понимаемых национальных интересов учинили раскол, и тем самым навредили не только Церкви, но и этим народам.

 

Да, Церковь существует не ради народа, но она оказывает благотворное воздействие на народ, освящая его через причастие благодати Духа Святого, который живёт в ней. Так фонарь с хорошими батарейками светит и рассеивает тьму. А раскольническая Церковь становится фонарём без батареек, который имеет форму фонаря, но не светит и пользы не приносит, - ибо Духа Святого нет в ней.

 

Вторая ложь о Церкви - то, что раскол не является чем-то серьёзным, и духовно пагубным, что это мелочь, - неприятная, досадная, но всё же мелочь.

 

Нечто подобное можно видеть и в мире. Так, внезапная тяжелая болезнь друга или родственника воспринимается как трагедия, но если человек работает в реанимации, где каждый день видит тяжелых больных, то для него тяжкие заболевания становятся чем-то привычным, и не трогают сердце. Когда в обычной жизни происходит убийство, люди, которые стали свидетелями, повергаются в шок. Но на войне, где убийства происходят каждый день, солдаты привыкают к этому, и смерти множества других людей, не только врагов, но и своих, становятся чем-то обыденным.

 

Тот же синдром есть и на Украине, и в Македонии. Когда множество людей вокруг - раскольники, раскол не воспринимается как трагедия. И не воспринимается как смертный грех, которым он является, согласно святым отцам. От некоторых раскольнических священников я прямо слышал эту мысль: мол, вот ересь – это серьёзно, а раскол – так, мелкое неудобство.

 

Но что же такое ересь? Привнесение новшества в веру. Как это определенно выразил апостол Павел: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:9). И, как сказали отцы VII Вселенского Собора, «Мы следуем древнему законоположению кафолической Церкви. Мы сохраняем определения отцов. Прибавляющих что-либо к учению кафолической Церкви или убавляющих от него мы предаем анафеме».

 

Однако идея о том, что раскол есть нечто маловажное и терпимое по сравнению с ересью - это как раз и есть новшество, противоречащее древним определениям святых отцов! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси». А преподобный Никодим Святогорец говорил даже, что «раскол хуже ереси». Выше мы уже приводили слова блаженного Августина, что ни еретики, ни раскольники к Церкви Христовой не принадлежат, - так что ни по отношению к Церкви, ни по воздействию на душу заблудшего раскол от ереси ничем принципиально не отличается. Он отличается только причинами. Да, есть разница - сгореть или утонуть, но результат один. Знание о причинах смерти важно для живых, чтобы знать, чего опасаться, - но для умерших особой разницы нет. В землю кладут и тех и других. То же самое и в отношении ереси и раскола, как свидетельствует священномученик Иларион (Троицкий): «отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его – значит умереть».

 

Господь сказал: «создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Не сказал: «создам церкви Мои». Церковь одна. Исповедуя эту истину, каждый православный христианин произносит в Символе веры: «верую во единую святую соборную и апостольскую Церковь». Но чем именно Церковь Христова едина? Единством Евхаристии. Причащаясь единого Тела и Крови Христовой, христиане мистически соединяются со Христом и друг с другом, становятся частью единого Тела Христова, «которое и есть Церковь» (Кол. 1:34). «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:5).

 

Именно этим общением в Евхаристии определяется, принадлежит ли человек Церкви Христовой, или нет. А если существуют два сообщества, каждое из которых называет себя Церковью Христовой, но при этом между ними совершенно нет евхаристического единства, то это означает, что только одно из них может быть настоящей Церковью. Не может быть и там и там истинного причастия. Только в настоящей Церкви подаётся верующим Тело и Кровь Христовы, а в псевдоцеркви хлеб и вино остаются хлебом и вином. Всех, кто не желает признавать этого, обличают слова апостола: «Разве разделился Христос?» (1Кор.1:13).

 

Раскольники-филетисты хотят думать: «мы одна Церковь со всеми Поместными Церквами». Но в чём же это единство, если нет единства ни в молитве, ни в сослужении, ни в Евхаристии? Скажут: «мы едины в вере», - но это могут сказать абсолютно все раскольники, бывшие в истории Православия, ведь характерной чертой раскола и является отделение от Церкви при формальном сохранении веры. Сохраняли ту же веру и донатисты, отделившиеся от Церкви во времена святителя Киприана Карфагенского. И что же он пишет об их сообществе? Что это не Церковь, там нет причастия, нет благодати, нет спасения, нет Христа.

 

Во всех беседах, которые случались у меня с раскольниками, мои собеседники признавали очевидный факт отделённости их от семьи Поместных Церквей, составляющих Вселенскую Православную Церковь. Но при этом всячески уклонялись сделать из этого самый прямой и очевидный вывод.

 

Когда я беседовал с одним из священников, пребывающих в расколе, то прямо спросил его: «Считаете ли вы, что в год провозглашения вашей «автокефалии» все Поместные Православные Церкви отпали от вас, и теперь только ваше сообщество остаётся единой святой соборной и апостольской Церковью, основанной Спасителем?» Он мне ответил, что принять такое было бы абсурдно и что, конечно же, он так не считает, признавая Поместные Церкви как Церковь Христову.

 

На это я сказал, что в таком случае, если он, согласно Символу веры, верит «во единую Церковь», то ему необходимо признать, что сам он сейчас находится вне единой Церкви, потому что его религиозная организация отделена от всех Поместных Православных Церквей. То, что разделено, не может быть «одним», если есть разделение, то мы уже имеем дело, как минимум, с «двумя».

 

Если хотя бы немного следовать принципам православного учения о Церкви в применении к филетическим раскольническим «церквам», то мы увидим лишь три возможных варианта ответа.

 

Вариант 1: признать, что эта церковь в год провозглашения автокефалии откололась от единой Церкви Христовой и стала псевдоцерковью;

 

Вариант 2: признать, что весь остальной православный мир откололся от этой церкви и превратился в «схизматическое сборище»,

 

Вариант 3: признать, что Церковь Христова разделилась, и в таком случае нужно говорить: «верую в разделённую Церковь». Но, поскольку разделение от диавола, то Церковь разделённая, естественно, уже не может быть святой. Не может быть она и соборной. Не может быть она и апостольской, потому как у апостолов была единая Церковь, а не разделённая. Следовательно, на литургии нужно говорить: «верую в разделённую, несвятую, несоборную и неапостольскую Церковь».

 

Раскольники-филетисты не хотят признать первый вариант, ибо это было бы самообличением с их стороны, не признают и второй вариант, понимая всю его абсурдность, и фактически следуют третьему варианту, хотя и не решаясь говорить об этом прямо и доводить его до логической последовательности – ибо тогда станет очевидна его еретичность.

 

Ведь подобный взгляд означает отрицание догмата о Церкви, полное ниспровержение православной экклезиологии. Тело, рассечённое надвое – не живёт. Верить в «разделённую Церковь» - это значит верить в то, что Церковь умерла. Такое «благовествование» - совсем не то, что мы приняли от апостолов.

 

Собственно, это незначительная модернизация протестантского лжеучения о «невидимой Церкви», будто бы существующей сразу во всех сообществах, называющих себя «Христианской Церковью», несмотря на их разделения. Это еретическое заблуждение уже соборно осуждено как неприемлимое для Православной Церкви, - например, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. Его обличали многие святые, в частности, святитель Феофан Затворник.

 

Чем же объяснить такой взгляд, - как в случае протестантов, так и в случае раскольников? Ведь он очевидно алогичен, нечестен, призывает закрывать глаза на очевидные факты разделения – как разумный человек может всерьёз заставлять себя в это верить?

 

Думается, ответ лежит не в области разума, а в области психологии. Это «вера» трусов, которые боятся честно анализировать, делать выводы, искать, где истина, - им проще отмахнуться, сказав: «истина и у нас и у вас», или «Церковь Христова и у вас и у нас». Так мыслят люди, которые боятся ответственности и пытаются избежать всего, что ставит «вопрос ребром» и заставляет сделать выбор: со Христом или против Христа.

 

Один священник-раскольник мне сказал, что для него не имеют значения вопросы церковного разделения, для него самое главное – служить Христу и приводить к Нему людей. Такой ответ – наглядный пример разрушения всяческого церковного сознания под воздействием пребывания в расколе. Я вынужден был напомнить моему собеседнику, что не существует Христа без Церкви, - они едины как Глава и Тело, о чём говорит нам апостол Павел (см. Кол. 1:24), и сам Господь говорит, что истинно верующие в Него будут едины друг с другом и едины со Отцом и Сыном (Ин. 17:21). Верить, что можно придти ко Христу без связи с созданной Им Церковью – это протестантизм, страшнейшая из его ересей, отрицающая Церковь как таковую.

 

Я сказал моему собеседнику, что пока он сам не придёт ко Христу через Церковь, основанную Им, он никого не сможет привести ко Христу, и сам останется чуждым для Христа, и всё, что, как ему кажется, он совершает ради Христа, Христос не примет, как не принимал жертвы непокорного народа Израильского, о чём сказано через пророка Исайю: «приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса» (Ис. 66:3).

 

Я знаю про один монастырь в Америке, который находился в расколе. Его насельники этого не знали, думая, что их юрисдикция каноническая. Но однажды, задавшись всерьёз этим вопросом, они стали разбираться и увидели, что это не так. Тут же на общем собрании братии было решено искать пути присоединения к канонической Церкви. Найти ближайшего епископа, войти в сообщение с ним, направить официальное прошение, дождаться ответа – всё это заняло четыре месяца, по истечении которых эти отцы, к их радости, были приняты в Церковь Христову. Но все эти четыре месяца в их монастыре не совершалась литургия. Таково православное сознание! Если священник понимает, что отделён от Вселенской Церкви, то первый же естественный вывод из этого: Евхаристии нет, хлеб остаётся хлебом, вино – вином. Совершать в таком состоянии литургию для совестного человека так же немыслимо, как и кощунствовать.

 

Священник, который, зная, что пребывает в отделении от Вселенской Православной Церкви, продолжает совершать Евхаристию, показывает в себе не только незнание экклесиологии, но и равнодушие к истине, то есть, равнодушие ко Христу, ибо Христос сказал: «Аз есмь истина» (Ин. 14:6).

 

Когда я беседовал с раскольниками, многие из них старались отстаивать раскольническую «экклезиологию». Они говорили мне, что у некоторых Поместных Церквей автокефалии были получены именно таким путем, на который вступила их религиозная организация. Самовольное беззаконное провозглашение, пребывание под отлучением, и, наконец, признание.

 

Всё! Это первый и последний аргумент раскольников-филетистов!

 

Представьте, что ваш брат собирается спрыгнуть с крыши десятиэтажного дома, и на все ваши уговоры и мольбы невозмутимо отвечает, что бывали случаи, когда люди падали с такой высоты и оставались живы. Бывали случаи? Бывали! Значит и ему можно. Всё, окончен разговор.

 

Так и с раскольниками: вся «церковная» историческая наука их направлена на то, чтобы изыскивать какие-нибудь исторические примеры в свое оправдание, уводя разговор как можно дальше от того факта, что отпадение и пребывание в расколе - это смертный грех, который губит для вечности душу человека.

 

Можно много говорить о людях, упавших с домов и выживших, можно вспомнить и Весну Вулович, которая упала с высоты более десяти километров и осталась жива, - но разве все это отменяет тот факт, что падение с огромной высоты смертельно опасно? К чему умалчивать о том, что намного больше примеров гибели людей, упавших с такой высоты? В истории Церкви немало примеров, когда люди устраивали смуты и расколы под лозунгами автокефалии – и никакой автокефалии не получали. Итак, далеко не все упавшие выжили. Откуда же берётся уверенность, что и в этом случае выживет?

 

Кроме того, людей, пребывающих в расколе, завораживает число формальных членов их религиозной организации. Мол, не может же и впрямь весь народ гибнуть, - значит, наше сообщество - тоже Церковь. Но это аргумент не от разума, а от эмоций. Так и пассажир «Титаника» мог бы думать, что не может столь великий корабль потонуть и такое множество народу погибнуть.

 

В действительности, в том-то и трагедия, что все, пребывающие вне канонической Церкви, гибнут, даже если и называют себя православными. И особенно печально, что гибнут, имея все возможности спастись.

 

После немалого общения с раскольниками-филетистами, я вынужден предположить, что основная причина того, что проблема раскола до сих пор не решена, заключается в равнодушии людей, называющих себя православными, и являющихся прихожанами и клириками раскольнических «церквей». Им, как правило, не интересно узнать, где правда, не интересно узнать, где Христос, не интересно узнать, где Церковь. Им всё равно. И это очень печально. Из-за этого разговоры с раскольниками часто оказываются бессмысленными, как и любой разговор с человеком, которому не важна истина.

 

Но если это не так, то, в том числе ради таких людей, оказавшихся в расколе, но для которых вера – не просто семейная традиция, выражение национальной идентичности, приложение к патриотизму, или разновидность хобби, но смысл и закон жизни, - стоит вступать в диалог с раскольниками, чтобы дать им повод задуматься над своим положением по отношению к Церкви Христовой, и, соответственно, по отношению ко Христу.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Получается филетизм, дефакто , проявляется почти везде в зарубежной РПЦ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не ходите в Храмы ... не ходите ...Зато там много строится мечетей, новеньких и стороящихся, а наши, Православные,стоят в запустении ... ((

Участница нашего сайта проехала всю Украину и вот что пишет о Православии в Крыму и на Украине :

 

"Мы проехали на машине пол Украины и пол Крыма, везде пустота, заброшенные деревни, совхозы.... страшно смотреть... Из всего этого долгого путешествия я увидела примерно 4-5 церквей. А Мечетей очень много, все новенькие и стоят на самом видном месте, много строящихся Мечетей. Когда мы были в одном из горных монастырей Крыма, нам монах (батюшка Андрей) рассказал, что правительство Украины содействует переезду на Украину и в Крым мусульман, причем не наших крымских мусульман, а тех, кто против нас воевал. Правительство запретило на дорогах ставить православные кресты ( их ставили на месте многочисленных аварий с освещением и службой). Многие кресты остались. Он рассказал страшную историю: когда 1 крест упал, то наши православные ребята стали его поднимать и ставить на место, за это милиция по приказу, избила их, многие попали в реанимацию и 1 человек в коме. Сейчас они лежат в Феодосии в больнице. Причем милицейские были из "православных". Батюшка Андрей с такой болью рассказывал нам об этом, прям сейчас еще слезы накатываются... Правительство их вообще прогнило. В том монастыре всего 2 монаха было и послушники. Они пытаются восстанавливать монастырь.

Мы были в Тополевском женском монастыре, там дела обстоят намного лучше. Я привезла Вам от туда маслице от иконы и мощей Святой Параскевы с акафистом."

 

Больно так за эту землю, обидно и страшно, о чём только думают правители все эти ... и наши и украинские ???!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не ходите в Храмы ... не ходите ...Зато там много строится мечетей, новеньких и стороящихся, а наши, Православные,стоят в запустении ... ((

 

Ваш сарказм поняла. Спаси Господи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Мы проехали на машине пол Украины и пол Крыма, везде пустота, заброшенные деревни, совхозы.... страшно смотреть... Из всего этого долгого путешествия я увидела примерно 4-5 церквей.

Больно так за эту землю, обидно и страшно, о чём только думают правители все эти ... и наши и украинские ???!

 

Да, очень больно....

Хочу поделиться недавно увиденным в нашей великой, любимой стране. (Несколько не по теме, но, надеюсь, модератор простит меня (уж очень наболело), если нужно, переместит это сообщение куда следует).

Недели три назад ездила с мамой на ее родину. В дореволюционное время - это большое, зажиточное село, церковь, а ныне - заброшенная деревенька, куда молоко.... привозят на машине... На обратной дороге завернули в село, где лет 70 назад мой дед преподавал в школе. Эта школа была размещена в бывшем храме с трапезной, в каменном, строящемся "на века". Года три назад (по словам местных) ее расформировали, учителей и учеников перевели в соседнюю сельскую школу. Бродила по пустому зданию больше часа, фотографировала. На распахнутой двери табличка: "....... ская основная школа", на стене список погибших в годы войны, надпись "Никто не забыт, ничто не забыто!" и поблекший венок. Над алтарной частью бывшего храма вместо привычной надписи: "Христос Воскресе!" намалевано: "Да здравствует мировой Октябрь"! В школе пусто. Вероятно, что не увезли, то растащили... А увезли и растащили все, кроме... Как вы думаете, что за три года не понадобилось никому, ни педагогам, ни ворам? (а я пока ищу фотки)).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

...школьная библиотека.

Практически на всех полках стоят книги. На двери библиотеки табличка, на которой большими красными буквами "Книга - твой лучший друг!". В библиотеке на подоконнике лежит книга с названием, кажется "О дружбе и любви", а из окна вид на храм (до него метров 100), возрождаемого сейчас монастыря, некогда основанного по благословению прп. Серафима Саровского.

А еще, в кабинете истории, портрет великого русского адмирала Федора Ушакова. Возле него плакат: "Не щадя себя, в огне войны, не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны были настоящими героями!"

Кстати, от того села до Санаксарской обители, в которой покоятся мощи прославленного ныне преподобного Феодора Ушакова, километров 180...

Горько....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть о чем погоревать. Но ведь и восстанавливается очень, очень много. Слышала: на излечение болезни нужно столько времени, сколько ушло на саму болезнь. Так что мы в начале пути, учитывая тот огромный период разрушения.

И еще немного выдержек из "Миссионерских писем" свт. Николая Сербского ( 23 декабря 1880 — 18 марта 1956):

..."Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово “суд” вместо слова “кризис”. Сейчас слово “суд” заменили словом “кризис”, понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: “суд Божий!”, наводнение – “суд Божий!”. Начиналась война или эпидемия – “суд Божий!”; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно – “суд Божий!”. Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не “судом”, а “кризисом”. Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово “суд”, была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова “суд” словом “кризис”, малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса,– богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей...."

 

Эти письма написаны не в наше современное время, чуть раньше, а как-будто именно про наш, 21 век.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Письмо 25

русскому ветерану, оплакивающему свою распятую родину

Утешься, братик дорогой. Христос воскресе! И мы с тобой плачем, утешься. Все мы, православные, плачем над Святой Христовой Русью. На первом месте православные славяне. И не только славяне, все православные. Два года назад сербские паломники были на пасхальной литургии в Назарете. Служил священник-араб; после службы он произнес проповедь. Он говорил о Христовом воскресении и о страданиях русского народа. Плакали арабы, плакали сербы. В конце проповеди, вытирая слезы, священник воскликнул: “Но мы, арабы, твердо верим, что мы еще будем свидетелями воскресения Христова через Россию!”. И возникло чудесное зрелище: весь народ сквозь слезы воскликнул: “Аминь! Аминь! Аминь!”.

Утешься, братик дорогой. Христос воскресе! Не спрашивай, за что Господь испытывает Россию, ибо написано: Господь, кого любит, того наказывает [50]. И бьет. Именно так написано, что милостивый Бог бьет того, кого любит. Бьет в царстве земном, чтобы прославить в Царстве Небесном. Бьет, чтобы не прилепился к тленности земной, к мирским кумирам, к обманчивым идолам человеческой ловкости и богатства, к преходящим теням и нездоровым соблазнам.

Без великих гонений Православие не пронесло бы истину Христову через все пропасти и века и не преодолело бы столь долгий путь, исполненный препятствий, не сохранило бы чистоту истины и святость. Без страданий оно не сохранило бы своей чистоты и ста лет. За девятнадцать веков существования Православия не прошло ни одного столетия без его гонений, без бичевания, без рабства, огня, страха и ужаса. Другим религиям это непонятно. Еретики этого не принимают. Ни один народ, избравший идеалом счастья земное царство, не понимает и не принимает того, что сейчас происходит в православной России. Это понятно лишь прозорливым, созерцающим вечное и бессмертное Царство Христово как реальность. Но и прозорливость – дочь страданий.

Утешься, братик дорогой, утешься воскресением Христовым. Не ропщи на безбожников, терзающих русский народ. Раньше были монголы, теперь иные. Но и те, и другие идолопоклонники. Монголы поклонялись идолам из материи, теперешние палачи России поклоняются идолу материи. Они поклоняются материи, как божеству, промышленности, как божеству, идеологии, как божеству. Они называют себя безбожниками, правильно называют. И если бы назвались идолопоклонниками, опять правильно бы назвались. Но, когда ты говоришь о русской беде, не забывай, что угнетатели, а не угнетенные – сейчас самые несчастные существа на Русской земле. Жалей их, не осуждай. Ибо иссохнут, яко трава, один за другим стираясь из памяти, уходя от власти. Они поденщики Божии, хотя сами того не ведают. Они льют воду на Христову мельницу: понося Его, они на Него работают. Не дано им пока это видеть, но когда они исчезнут, как тени, тогда увидят и возрыдают горько, ибо ничего, кроме проклятия, им не останется. Получили они вознаграждение свое здесь, на земле, в виде преходящих власти и могущества. А ты не плачь, радуйся! Настала в России великая жатва душ. В эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем любой другой христианский народ на земле.

Радуйся, Христос воскресе!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Письмо 69

неправославному священнику, на вопрос: “За что Бог наказывает православную Россию?”

Уверены ли Вы, что нынешние страдания православного русского народа – наказание Божие? Я, признаюсь, не уверен. Так и ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Божиим. Три голгофских креста учат нас осторожности в оценке чьих-либо страданий. Разве Христос был распят в наказание? В длинной веренице мучеников мы видим и пророков, и апостолов, и многих светлых праведников и праведниц. Их страдания не были наказанием, а если и страдали они за грехи, то не за свои. Как и Тот Безгрешный, Который принял величайшую муку, воистину за грехи мучим был, но не за Свои, а за человеческие. Страдание Святой Руси за грехи попущено, но за чьи? Об этом спросите. Вспомните, знаток Священного Писания, как Господь истолковал евреям гибель тех восемнадцати человек, на которых упала башня Силоамская [124]. Сказал Он, что не потому погибли они, что были грешнее всех галилеян, но для того, чтобы предостеречь грешников, больших себя: если не покаетесь, все так же погибнете [125].

Разве Россия грешнее всех других стран, что несет тяжелейшие страдания? Всему миру очевидны две вещи: первое, что русский народ горит в огне страданий, как когда-то три отрока в печи вавилонской; второе, что материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, а рождены народом нерусским и неправославным. Все остальное – тайна Промысла Божия. В эту страшную тайну проникать глубоко нам не должно. Мы можем уподобить русское страдание страданию праведного Иова, которое помогло и помогает многим и многим. Мы можем увидеть в муках России знак Божий всем народам, чтобы береглись материализма и в теории, и в практике, в мыслях и в делах. Самые благородные умы прошлого столетия (XIX.– Ред.) доказывали безумие и гибельность таких теорий.

Но слова не убедили, потому и попущен ужас воплощения этих теорий, попущен на практике. Подобно тому как Силоамская башня рухнула на бедных галилеян, и современная башня всех лжеидей рухнула на великий русский народ. Чтобы род человеческий увидел это и отрезвился от пагубных и разрушительных теорий. Но кто бы решился сказать, что эта современная башня лжи рухнула на Россию потому, что она грешнее всех? Я, словно сейчас, слышу предостережение Христово нам: если не покаетесь, все так же погибнете,– о племена и народы! К этому предостережению Божию мы можем добавить уроки мировой истории. Ни одна революция не завершилась тем, с чего началась. Этому учит нас прошлое. Часто то, что революция низвергает и разрушает, впоследствии торжествует как истина. Это произошло и с верой Христовой, гонимой, но неизгнанной, поругаемой, но непоруганной, избиваемой, но неубитой. И очевидно, что и славянская, и мировая миссия России не в том, что происходит там сейчас, но в том, что грядет после революции.

Во всяком случае сегодняшние крестные муки русского народа принесут миру непреходящую пользу. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде. Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище. Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом.

Мир Вам и здравия от Господа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть о чем погоревать. Но ведь и восстанавливается очень, очень много...

Да, восстанавливается. Очень много и, зачастую, очень-очень тяжело восстанавливается.Особенно тяжело на селе. (Кстати, наш Владыка когда-то занимался восстановлением Оптины... Всегда хотелось поговорить с ним об этом).

Восстановление близжайшего храма, как мне думается, начинается с восстановления храма в собственной душе.

Чему научат те учителя тех детей?... (((

 

Ольга, спаси Господи Вас за эти письма :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Людмила

По поводу раскола. Я нас в Украине тело нашей Святой Соборной Апостольской Православной Церкви разрывает незаживающая рана - это "филаретовцы" под предводительством Филарета (в миру – Михаила Антоновича Денисенко) , который сам себя назвал Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Вы даже не представляете, какое огромное количество православных ушло от нашей канонической Православной Церкви в раскол, не представляете какое огромное количество красивейших храмов в руках раскольников. И заблудшие люди туда идут твердя, что Бог один, и если Украина отдельное государство, то и церковь должна быть отдельной и независимой. Но ведь это идет в разрез с Церковными правилами и канонами, не нами придумаными и не нам их отменять.

Сердце кровью обливается за наших украинцев, которые заражены националистическими идеями, отказались от канонической Церкви.

Видно по грехам нашим Господь попустил такое искушение и такую скорбь нашей бедной Украине.

Господи, спаси и помилуй нашу Украину!

Господи, приведи своих заблудших овц в лоно Своей Православной Церкви!

Спаси нас, Господи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это СВт. Николаю Сербскому наши благодарственные молитвы за такие письма. Жаль, что только часть сохранилась. Каждое письмо безценно. Можно по поисковику "Миссионерские письма" Николая Сербского.

Самое главное для нас - не отчаиваться! И сохранять свою душу, хотя бы пытаться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость ольга

Между прочим, украинской пастве Господь дал огромное утешение: добрейшего пастыря, каких единицы сейчас - митрополита Тернопольского Сергия. Если бы они могли представить, насколько хуже в этом отношении обстоят дела во многих местах России! При имеющихся искушениях Господь их не оставил одних. А значит нет причин для уныния, и украинская Церковь найдет силы залечить свои раны! Ольга

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: Современник
      Наверное многие, при посещении церквей или монастырей, испытывали разные душевные ощущения: легкость, чистота, душевный трепет и т.д. Об этом много написано. Я бы хотел обсудить, а вернее понять и, в конечном итоге, получить ответ на давно волнующие меня вопросы "О влиянии святых мест на физическое состояние человека".
      У меня есть особенность, которую я открыл в себе (а вернее обратил на это внимание) лет 10 назад,  когда впервые посетил мощи Николая Чудотворца в г. Бари (Италия).
      В некоторых церквях у меня начинается покалывание губ и языка - как будто бы легкий ток идет (кто помнит ощущение, когда пробовали языком батарейку). Иногда до того сильно, что хочется расчесать руками. Но как только выхожу из помещения, в течении нескольких минут все проходит.
      Случается о более удивительное ощущение - начинаю чувствовать на голове обруч. Как будто бы одели тяжелую шапку, которая мне немного жмет. Линия идет по лбу, за ушами и по затылку. На уши давит очень сильно. И если выйти из церкви - проходит. Случается это редко, но каждый раз очень волнительно.
      Пытался что-то найти в интернете, какие то похожие ощущения людей, но так ничего и не нашел.
      Хотелось бы узнать о похожих случаях. Напишите, может у кого-то было что-то подобное.
      И очень бы хотелось узнать мнение старцев монастыря,  а особенно старца Илии. Но как это сделать, не знаю.
      Спасибо. 
          
    • Автор: иерм. Виталий
      Так как на сайте ( в блоге) есть проблема в плане размещения панорамных снимков ( они сильно автоматически сжимаются, результатом чего качество изображения сильно падает ) то я решил давать ссылку на расположенный файл. Кликнув по фото вы попадете на страничку, где расположен оригинал. Приятного просмотра!


       




      «Плывущие над Москвой»






      «У Московского причала»






      «Донской монастырь (главный вход)»






      «Проходящие под мостом»






      «Проходящие под мостом»






      «В Донском монастыре»






      «​Пристань на Москва-реке»






      «Кучевые облака над Москвой-рекой»






      «​Геометрия перехода»






      «​Дорога к вокзалу»






      «У фонтана»






      «У Киевского вокзала»






      «Киевский вокзал»






      «Парк Царицыно»






      «Парк Царицыно»






      «Церковь Вознесения в селе Коломенское_2»






      «Церковь Вознесения в селе Коломенское»






      «Дороги-виражи»






      «Майские контрасты»






      «Церковь великомученика Георгия в селе Коломенское»






      «Тропинки Царицынского парка»






      «Живое окно на вечерний закат»






      «Экскурсия в Царицыно»






      «На крутых виражах»






      «Большой дворец в Царицыно»






      «Красота старины в современном мире ( Кремль в Измайлово )»


       

      17 лет назад на месте Кремля и Вернисажа в Измайлово, известного сегодня во всем мире, был заброшенный пустырь, сиротливо притаившийся за гостиничным комплексом. Вновь на эту землю, как в XVII веке, пришли мастера-умельцы, застучали молотками, топорами, заскрипели пилами и выстроили чудо-град с куполами храма, ярмарочными рядами и резными воротами. Так появился знаменитый Кремль в Измайлово, созданный на основе архитектурных мотивов царской резиденции в Измайлово. Издревле мощную крепость, центральную часть древнерусского города, называли кремлем. Кремль считался ядром всего поселения. Его стены были последней возможной преградой для врагов. Сюда для "осадного сидения" собиралось все уцелевшее население города. Изначально кремли были деревянными, но уже в XIII-XIV веках, чтобы повысить их обороноспособность, зодчие начали возводить каменные форпосты, невосприимчивые к огню, обнесенные неприступными башнями и водяными рвами. В России существует более 20-ти историко-культурных комплексов, за которыми прочно утвердилось название "Кремль". Это не только боевые крепости с каменными стенами и башнями, это еще и замечательные архитектурные комплексы с храмами, дворцами, палатами, торжественно оформленными въездами. Кремли России - гордость нашей земли русской. Кремль в Измайлово объединил многие черты старинных русских кремлей разных столетий. В своих стенах Измайловский кремль собрал всё лучшее, что было в царской резиденции Измайлово: воссоздан один из прудов, положено начало возрождению зверинца, птичника и конюшни (в Кремле живет медведь, ручные голуби, лошади), высажены благоухающие цветы и виноград. Экскурсию в прошлое помогают совершить музеи, расположенные на территории комплекса, ветряная мельница, гончарная, ткацкая и кузнечная мастерские с возможностью обучения ремеслу. Архитектурным напоминанием о былом величии царской вотчины служит уникальное расположение самого Кремля – на высоком холме, окруженном частично деревянным частоколом, частично каменными стенами с массивными проездными башнями и мостом. Ансамбль Кремля воссоздан по чертежам и гравюрам царской резиденции XVI-XVII веков. Белокаменные башни украшены разноцветными изразцами, изготовленными по старинным технологиям и рисункам. В архитектуре Дворца российской трапезы, в котором представлены кухни разных регионов и народов, воссоздан деревянный дворец царя Алексея Михайловича, - в XXI веке в Измайловском кремле возрождаются русские традиции. Здесь выступают фольклорные ансамбли - гармонисты, балалаечники, гусляры, проводятся городские праздники, ярмарки, фестивали, во Дворце счастья справляются весёлые свадьбы. В Измайловском кремле можно не только увидеть старинные изделия, но и самому научиться древним ремеслам. В лицее «Данила-мастер»проводятся мастер-классы по росписи матрешки, гончарному делу, лепке и раскраске дымковской игрушки, изготовлению тряпичных кукол, ткачеству, росписи под Гжель и др. На Кузнечном дворе профессиональные художники-кузнецы, как встарь, создают свои удивительные шедевры, буквально «оживляя» металл. Под чутким руководством мастера можно изготовить небольшие сувениры, например, монетку или настоящую подкову, чтобы повесить ее на двери дома на счастье. Рядом с Измайловским кремлем находится Вернисаж в Измайлово - это крупнейшая в мире выставка-ярмарка предметов изобразительного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, сувениров и антиквариата. За время своего существования он стал любимым местом для москвичей и гостей столицы. Сюда съезжаются народные умельцы и художники со всех регионов России. На Вернисаже представлены всемирно известные ремесла и народные промыслы: Хохлома, Гжель, Федоскино, Палех, Холуй, Дымковская игрушка и многие другие. Приятного просмотра!


       



       

      Подойдя вплотную ко входу, слевой стороны открывается вот такой сказочный вид, будто с детской книжки.


       



       

      Помимо охранников на главном входе можно увидеть вот такие пушки.


       



       

      На подходе к кремлю работает сувенирно-шмоточный базар, а в самом Измайловском кремле открыт музей хлеба, музей русской водки, дворец бракосочетаний, мастерские народных промыслов, кафе и даже есть действующая православная церковь.


       

      --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


       



       

      Общая площадь храма Покрова Богородицы с притворами составит 1425 в. м. Таким образом, он сможет одновременно вместить до 800 человек. Новый храм, безусловно, станет архитектурной жемчужиной не только района Ясенево, но и всей Москвы. Уже сейчас он притягивает взор своей величественной громадой, радует великолепием внутреннего убранства. Более подробно о храме, его историей, можно ознакомиться по этой ссылке:
      http://www.hrampokrov.ru/temple/history/ Там же можно совершить виртуальную экскурсию как по территории так и внутри самого храма: http://www.hrampokrov.ru/virtour/

       

      --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


       



       

      Воскресенские ворота были построены в 1680 году, в конце 18 века сооружена часовня Иверской иконы Богоматери. Разобраны в 1931 году и судьба иконы неизвестна. Вновь построены в 1995 году (архитектор О. Журин).


       



       

      Троицкая башня построена в
      1495—1499 гг. итальянским архитектором Алевизом Фрязиным Миланцем (итал. Aloisio da Milano). Башня называлась по-разному: первоначальное название — Богоявленская, затем Ризоположенская, Знаменская (в честь расположенных на территории Кремля соборов) и Каретная (в честь Каретного двора). Своё нынешнее название получила в 1658 году указом царя Алексея Михайловича по находившемуся рядом подворью Троицкого монастыря. В двухэтажном основании башни в XVI—XVII веках размещалась тюрьма. С 1585 года на башне находились часы-куранты, убранные после пожара в 1812 году.

       

      В конце
      XVII века башня получила многоярусную шатровую надстройку с белокаменными украшениями в готизирующих формах[2]. В 1707 году из-за угрозы шведского вторжения бойницы Троицкой башни были расширены под тяжёлые пушки. В 1870 году под руководством архитектора А. А. Мартынова башня была приспособлена для размещения Архива Министерства императорского двора, в результате чего многие оригинальные детали её оформления были утрачены. В конце XIX века реставрацию башни проводил архитектор Н. А. Шохин.

       

      Над Троицкими воротами в киоте находилась икона Казанской Божией Матери, поврежденная при штурме кремля большевиками в
      1917 году. Судьба надвратной иконы в советское время неизвестна. В настоящее время место иконы над Троицкими воротами со стороны Александровского сада занимают часы, а со стороны Кремля — такая же пустая архитектурная ниша, напоминающая киот.

       

      До
      1935 года вершину башни венчал государственный герб России — двуглавый орёл. К очередной дате Октябрьской революции было принято решение снять орла и установить на ней и остальных главных проездных башнях Кремля позолоченные самоцветные звёзды. Двуглавый орёл Троицкой башни оказался самым старым — 1870 года изготовления и сборным на болтах, поэтому при демонтаже его пришлось разбирать на вершине башни. В 1937 году померкшую самоцветную звезду заменили на современную рубиновую.

       

      Троицкая башня — самая высокая башня Кремля. Высота башни в настоящее время вместе со звездой со стороны Александровского сада составляет 80 м.



      К воротам Троицкой башни ведёт
      Троицкий мост, защищаемый Кутафьей башней. Ворота башни служат главным входом для посетителей Кремля.


      В Троицкой башне базируется
      Президентский оркестр России.

       




      «Торговые ряды на Красной площади»


       

      Верхние Торговые ряды были построены в 1894 году на месте старых рядов архитектора О. И. Бове. Авторы проекта — архитектор Александр Никанорович Померанцев и инженер Владимир Григорьевич Шухов — получили за проект Верхних Торговых рядов первую премию на закрытом конкурсе 1888 года. Сооружение отличается умелым сочетанием конструкции из железа, стекла и бетона с формами древнерусской архитектуры. В трехэтажном здании, состоящем из трех продольных пассажей, разместилось более тысячи магазинов. Конструкции остекленных перекрытий инженера Шухова уникальны и смелы для конца 19 века. Кроме пассажей, в здании имеется три больших зала с акцентированно высокими кровлями. В отделке фасадов использованы финский гранит, тарусский мрамор, песчаник. (В. А. Резвин)


       



       

      У стен Кремля в Александровском саду в 2013 г. открыт величественный памятник патриарху Ермогену в день 100-летней годовщины со дня его прославления в лике святых. Автор памятника – скульптор Салават Щербаков.







      Угловая Арсенальная башня (Собакина) — самая мощная башня
      Московского Кремля. Она завершала оборонную линию со стороны Красной площади и контролировала переправу через реку Неглинную к Торгу.

      Возведена в 1492 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари (около 1450—1493). С момента постройки долгое время башня именовалась Собакиной по близлежащему к ней двору бояр Собакиных; современное название получила после возведения в XVIII веке здания Арсенала. Первоначально Собакина башня была самой высокой башней Кремля. В прошлом она выполняла не только оборонные функции. В башне был выкопан колодец, которым в случае осады мог пользоваться гарнизон крепости. Из Угловой Арсенальной башни шел тайный ход к реке Неглинной, а её шестнадцатигранный объём имел семь рядов бойниц; ход и бойницы заложили, вероятно, в 1670—1680-х годах при устройстве расширяющегося книзу цоколя, приложенного полукругом к первоначальной стене.
      В 1672—1686 годах над башней возвели восьмигранный шатер на ступенчатом основании, который заканчивался ажурным восьмериком с шатриком и флюгером. В 1707 году Пётр I в ходе подготовки Москвы к обороне от шведов отдал приказ растесать оставшиеся незаложенными пять ярусов башенных бойниц для установки артиллерии. В 1812 году при взрыве французскими войсками Арсенала в стенах башни образовались трещины и рухнула дозорная вышка. Вскоре башня была восстановлена в прежних формах архитектором О. И. Бове. В 1894 году был произведён ремонт башни, переделка интерьеров и её приспособление для размещения Московского губернского архива. В 1948—1950-х годах в ходе реставрации башни были восстановлены в первоначальных формах расположенные в шести уровнях амбразуры
       




      «На Красной площади»


       




      «Собор Казанской Божьей Матери на Красной площади»


       

      Храм-памятник в честь Казанской иконы Божией Матери, с которой связывалось чудесное избавление России от польского нашествия, был построен на средства первого царя династии Романовых - Михаила Федоровича и освящен в 1636 г. Храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве. В 1936 г. храм был снесен. Восстановлен в 1993 г. на средства города.


       



       



       



       



       

      Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто сказочно красив.


       




      «Между храмом и Кремлем»


       




      «На Красной площади_3»


       



       



       



       



       



       



       
      Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе впервые упоминается в документах 1462 года, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, на котором располагается церковь, называется Псковской горой по поселению псковских мастеров-пищальщиков (артиллеристов), переселенных царем Василием III в начале 16 века. Недалеко отсюда находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли "Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем".
      Нынешняя церковь была построена в 1657-1658 годах на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы, стоявшего на этом месте с середины 13 века. Сооружение в плане четырехугольное. Церковь имеет пять глав, стоит на высоком подклете со сводами, который сохранился от старого здания. Подклеты в церквях сооружались для сохранения имущества прихожан во время пожаров и различных бедствий. Фасады церкви заканчиваются многорядным карнизом из профильного кирпича. Внутреннее помещение – двусветное, с сомкнутым сводом, окна алтарных выступов украшены наличниками. Стены покрыты росписями 17-18 веков.
      Во время оккупации Москвы наполеоновской армией, церковь значительно пострадала. В 1818 году храм восстановили, с западной стороны к нему пристроили трапезную, вдвое больше, чем была предыдущая. С севера у храма появилось паперть-гульбище и двухъярусная колокольня. Все постройки выполнялись в псевдоготическом стиле, а верхний ярус колокольни построен в стиле ампир.
      Главный престол церкви освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, имеет приделы великомученика Георгия Победоносца (1818 г.) и святителя Петра, митрополита Московского (1837 г.).
      После революции 1917 года церковь закрыли. Храм использовали под склад, но большую часть времени он находился в запустении. В 1965-1972 годах под руководством архитектора Е.А. Действельса была осуществлена внешняя реставрация церкви. В 1979 году церковь Георгия Победоносца на Псковской горе передали Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры, а в 1991 году ее вернули верующим. С 1995 года в храме совершаются богослужения.
       
      Улица Варварка в центре Москвы станет пешеходной, на ней будут восстановлены все храмы. Организация же пешеходной зоны на Варварке позволит объединить эту улицу в единый комплекс с Никольской улицей и Зарядьем. «Это будет большой комплекс, исторический комплекс в центре города. Сейчас на Никольской улице ведется реставрация Заиконоспасского монастыря, известного в истории России как место нахождения Славяно-греко-латинской академии, , которую оканчивали многие известные люди - например, Михайло Ломоносов, Василий Баженов. Сегодня - монастырь действующий, службу для прихожан проходят в соборном храме Спаса Нерукотворного.
       



       



       
       

      Предлагаю вашему вниманию посмотреть еще одну работу храма на знаменитой Варварке. Здесь пришлось много поработать, чтобы обесточить улицу от всевозможных вездесущих проводов и самое тяжелое, убрать ядовитый пешеходный знак. Вот здесь можно посмотреть, если кому будет интересно, как это выглядело изначально:
      https://yadi.sk/i/kO8jatqIbfADq Снимок состоит из двух горизонтальных кадров, одним, из-за очень близкого расстояния невозможно было охватить. Приятного просмотра!

       

      Немного истории. Храм Преподобного Максима Исповедника на Варварке в Москве. Храм построен в 1698—99, включил в себя часть одноименного храма 1568, который был coopужён вместо деревянного во имя святых Бориса и Глеба (вторая пол. XIV в., в 1434 в нём похоронен московский юродивый святой Максим Блаженный, во имя которого был устроен престол, и храм получил второе наименование). После пожара 1737 капитально обновлялся в стиле барокко. В 1827—29 вместо прежней, разобранной звонницы, построили новую, двухъярусную колокольню (верхний — звонница, нижний — вход в храм) в стиле ампир. Колокольня сейчас является главной Московской «Пизанской башней» из-за своего довольно сильного наклона. Бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж (высокий подклет) в XVII—XVIII вв. служил местом хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол с сомкнутым сводом. Юж. придел объединен с трапезной. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII—XIX вв. и две белокаменные закладные доски. В 1930-х был закрыт. Подвергся разорению. Был обезглавлен. В 1965—69 реставрировался. С 1970 — в ведении Всероссийского общества охраны природы. В 1991 возвращен верующим. Богослужения возобновились после 1994.


       



       

      Храм Варвары Великомученицы предположительно существовал ещё в XIV веке немного южнее современной церкви. В 1514 году под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового было построено каменное здание. В 1796—1801 годах майор артиллерии Иван Барышников и московский купец первой гильдии Н. А. Самгин заказывают новое здание церкви. Строит его архитектор Родион Казаков. В 1812 году французы использовали храм под конюшню. Здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах. В 1920-х годах церковь была перестроена и закрыта. В 1965—1967 годах её отреставрировали, под руководством архитектора Г. А. Макарова была восстановлена колокольня.


       

      Пришлось опять много поработать чтобы убрать столб и провода. Для желающих посмотреть с чем пришлось столкнуться предлагаю открыть вот эту ссылку
      https://yadi.sk/i/FKxmiBJpbijpg

       



       

      «Спасский Собор в Спасо-Андрониковом монастыре»



      «Спасский Собор в Спасо-Андрониковом монастыре_2»



      «Спас-Андроников монастырь. Храм Архангела Михаила»



      «Зеленые окрестности Москвы (Коломенское)»



      «Москворецкий мост»


    • Автор: АндрейВ.Х.
      Из ЖЖ священника Георгия Максимова:
       
      Официальное церковное отношение к лжеучениям Осипова
       
      Сегодня (примечание: 11.04.2016) был, наконец, опубликован официальный ответ на письмо верующих к Патриарху по поводу лжеучений А.И. Осипова. Патриарх поручил синодальной богословской комиссии подготовить ответ, и теперь переслал его тем, кто обращался к нему за разъяснениями. В этом ответе по всем пяти пунктам "особенностей" учения Осипова подтверждено, что они не соответствуют учению Православной Церкви. На мой взгляд, это одно из важнейших событий последнего времени в богословской сфере.
       
      Совсем недавно мне сообщили из нескольких источников о фактах принуждения настоятелей к обязательной покупке книг Осипова для последующего распространения у себя на приходах. Думаю, настоящий ответ Святейшего и комиссии положит конец этому. Вспоминаю также рассказы бывших учеников МДС о том, как они перед экзаменами у Осипова молились, чтобы им не попался вопрос об одном из его "особенных" учений, поскольку в этом случае если ты не будешь излагать его учения как якобы учение Церкви, то будут проблемы. Полагаю, теперь и эта практика закончится - семинаристы могут в ответе А.И. цитировать настоящее решение комиссии.
      Наконец получили ответ не только те 48 человек, которые подписали письмо Патриарху, но и все те, кто меня годами спрашивал: почему же Церковь не выскажет своего отношения к ересям Осипова? Вот, высказала, и отношение это негативное по всем пунктам. Примечательно, что комиссия в этом документе ссылается на свое предыдущее осуждение осиповского лжеучения по Евхаристии от 2007 г. Так что перед нами уже второе церковное осуждение его новшеств, только в этот раз не по одному, а по пяти пунктам и с называнием его имени и прямым призывом к Осипову привести свою проповедь в соответствии с церковным учением. Рекомендую эту новость к широкому распространению. Ниже ссылка на сам текст ответа комиссии: "Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова".
       
      А также продолжение темы из сообщения священника Георгия Максимова от 25.08.2016:
       
      Ответ Осипову
       
      Множество людей писали мне по поводу ответа А.И. Осипова на решение Богословской комиссии о его учении. Так что очередной выпуск нашей передачи мы посвятили именно учению Осипова и конкретно комментарию на его ответ. Ролик получился непривычно большим, это связано с тем, что хотелось уже окончательно все разъяснить относительно осиповских лжеучений, показать все наглядно и обоснованно. Так что если вы слышали что-то о проблемах с учением Осипова и хотите разобраться - смотрите этот ролик. Если вы уже разобрались, но у вас есть знакомые осиповцы, которые вам пишут, что "профессор разнес в пух и прах решение комиссии" - покажите им этот ролик. Если вы интересуетесь учением Церкви о посмертном воздаянии, или если вам просто интересно посмотреть, как можно поймать за руку и разоблачить "шарлатанов от богословия" - этот ролик для вас :-)
       
       
       
       
      P.S. Корректировка текста связана с добавлением ролика в статью.
       
       

    • Автор: Александр Хромеев
      Го́с­по­ди Бо́­же мой, да бу́дет дар Твой свя­ты́й: просфора́ и свя­та́я Твоя́ вода́ во ос­тав­ле́­ние гре­хо́в мои́х, в про­све­ще́­ние ума́ мо­его́, во укреп­ле́­ние ду­ше́в­ных и те­ле́с­ных сил мои́х, во здра́­вие ду́­ши и те́­ла мо­его́, в покоре́ние страс­те́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Тво­ему́ мо­ли́т­ва­ми Пречи́стыя Твоея́ Ма́­те­ри и всех свя­ты́х Тво­и́х. Ами́нь.
×
×
  • Создать...