Перейти к публикации
Максимов Сергей

Пояс Пресвятой Богородицы в России...

Рекомендованные сообщения

Из Иерихона в Иерусалим без vip-билета

 

Сегодняшнее повествование апостола и евангелиста Луки делится на две части. И если бы оно состояло из одной первой части, то всякое слово любого христианского проповедника должно было бы заключаться только в том, чтобы вновь прочитать то, что написано в Евангелии, потому что, как Сам Господь сказал, в этом вся суть нашей веры, в этом закон, пророки, в этом содержание того, что называется христианством – любовь к Богу и любовь к ближнему.

 

 

Всякие разговоры об этом были бы напрасны, все равно, что мы, увидев солнце, стали бы смотреть в телевизор. Как, если бы на нас обрушился поток бурлящей воды, согревающий и уносящий, а мы бы остужали его до комнатной температуры, чтобы принять ванну. Заповедь о любви к Богу и ближнему в том и состоит, что ее, эту любовь, невозможно никак оговаривать и ограничивать, и смысл притчи в том и состоит, что Господь отвечает человеку, который хочет внести ограничения, который хочет сузить круг своих ближних, ибо вопрос: «Кто есть ближний мой?» - заранее подразумевает ответ сужающий и ограничивающий. Но сегодняшнее Евангелие включает также и притчу Господа Иисуса Христа о милосердном самарянине. Эта притча дает нам право вслед за множеством тех, кто уже сказал об этих словах Спасителя, перенести их из древнего Иерихона и древнего Иерусалима времен земной жизни Господа Иисуса Христа в другое время и в другое место, так как это делал святитель Иоанн Златоуст, так как это делал святитель Димитрий Ростовский, так как это делал приснопамятный архимандрит Павел (Груздев) и множество других проповедников, которые притчи Спасителя, для того, чтобы они не прозвучали чем-то относящимся к давней древности, а к нам, переносили в современность.

Давайте и мы постараемся представить, как то же самое событие, о котором говорит Спаситель, могло бы произойти здесь и сейчас, в нашем городе, в наши дни. В притче путь пролегал из Иерусалима в Иерихон. По определению он был очень рискован, потому что Иерусалим – град Небесный, место особого пребывания Божия, а Иерихон – наш мир, область греха.

Мы же представим, коль скоро так много изменилось за два тысячелетия, что сегодня путь пролегает из Иерихона в Иерусалим. И где же сегодня был бы Иерусалим, и где – Иерихон? Ответ дать несложно: Иерусалим – храм Христа Спасителя, в котором в эти дни находится величайшая святыня, Пояс Пресвятой Богородицы. Путем из Иерихона в Иерусалим была Пречистенская и другие московские набережные, на которых стояли сотни тысяч людей. А начиналось все в Иерихоне, который есть наша жизнь, наша теперешняя, светская, московская жизнь, постсоветское существование.

Теперь представим человека, который становится в эту очередь. Для того, чтобы не повторяться и перенестись в нашу действительность, возьмем какие-то соответствующие нашему времени реалии.

В притче Спасителя из Иерусалима в Иерихон шел иудей. Иудей – то есть человек, которого в то время можно было бы назвать церковным и правильно верующим. Кто у нас является типически церковным и правильно верующим? Даже по большинству, стоящих здесь, в этом храме, видно, что это наши русские женщины. Их в наших храмах в пять, а то и в десять раз больше, чем русских мужчин.

Мы служили возле Пояса Пресвятой Богородицы, в какой-то момент я посчитал - на одного мужчину проходилось пятнадцать, иногда – двадцать женщин. Это жизнь нашей Церкви. Вот и мы представим в нашем рассказе, что в очередь встала молодая женщина. Церковная, верующая, вполне понимающая, что главной святыней является Евхаристия, понимающая, что Господь молитвы исполняет, но не всегда с той скоростью и не всегда так, как мы просим, а так как Его воле благой угодно и все остальное крепко знавшая. Но только была у нее обычная женская скорбь, которая многих по понятным причинам сопровождает: годы ее шли, а мужа у нее не было. Так бывает, когда мужчин и женщин в отдельно взятой Поместной Церкви – пять к одному. А годы шли, и девушка понимала, что то, почти единственное, что у нее было, очарование молодости, – уходит с каждым днем.

И вот после долгих колебаний она решила пойти к Поясу Пресвятой Богородицы. Отказавшись от vip-билета, а ей его предлагали, по которому в любое время можно было пройти. Однако ей хватило разумения понять, что с этим билетом будет проход, но не будет благодати. Отказалась она и воспользоваться очередью для инвалидов, где ей предлагали постоять вместе с другими. В какой-то момент позвонили и сказали, что очередь сократилась, стоять придется не двадцать часов, не пятнадцать, вот только что люди прошли за два часа.

И она пошла и встала. Но пока доехала, очередь опять была почти что у Воробьевых гор. Ей стало понятно, что стоять придется долго-долго. Тогда она решила – постою немного, может, хоть какая-то благодать будет мне за это. Сначала шел дождик, потом, к ночи, повалил снег. Ноги застыли, а от реки дул ветер, потому что хоть она и Москва-река, а все-таки – река, от реки всегда холод. И часов через пять стало совсем невмоготу, потому что ни одежда, ни обстоятельства, ни здоровье не предполагали такого долгого стояния.

Очередь была разная. Несколько раз пели акафисты Пресвятой Богородице. Рядом стояли совсем странные люди. Кто-то обнимался и целовался, некоторые курили в сторону реки, но это была очередь, которая шла туда, к Поясу Пресвятой Богородицы. В какой-то момент нашей героине стало совсем плохо, подумалось: «Нет, я не достою, надо уходить».

Здесь мы встречаем других героев притчи. Из своего дома на Фрунзенской набережной вышел погулять, подышать воздухом прогрессивный священник. Это был не очень молодой, но еще не старый батюшка, который во время подобно читал книги отца Александра Меня, потом тщательно конспектировал Шмемана и Мейендорфа, и со стороны, осторожно, похваливал отца Георгия Кочеткова. Этот священник крепко знал, что церковная община – это хорошо, а язычество и суеверия – плохо. Наш священник уже высказался на православных форумах о том, что стоять в бесконечной очереди, когда в Москве еще двадцать пять частей разного рода одеяний Спасителя и Божьей Матери, – дико, что эти полуязычники делают в очереди противоположное тому, чем прогрессивный пастырь занимался все последние годы. И вот батюшка подошел к очереди, посмотрел на людей, увидел уже совсем бледную, качающуюся молодую девушку, но его это не заинтересовало. Он думал о статье, которую нужно было к завтрашнему дню написать, он спешил поделиться впечатлениями о непричесанном лице народного Православия. Батюшка, может, и хотел пожалеть людей, стоящих в очереди, но нужно было писать статью, и он ушел.

Прошло еще полтора-два часа. Наша героиня уже не чувствовала, как идет время. И тут появляется еще один герой нашего повествования. Около Крымского моста к очереди подъехал государственный чиновник, наверное, федеральный, потому что его машина могла оказаться возле храма. Наш герой приехал посмотреть на свой народ, который он обычно созерцал через i-pad ил i-phone при чтении новостей и блогов. Увидев воочию свой народ, чиновник огорчился. Вместо того, чтобы учиться нано-технологиям, они стоят в очереди к какому-то средневековому суеверию. Но у чиновника нашелся и маленький повод для радости: он уже предвкушал, как на следующем заседании сможет уесть коллегу из городской администрации за плохую организацию поклонения святыне. Ничего-то городские власти не могут организовать. Вот когда наш чиновник был в Турине, там католики цивилизованно и по интернет-записи сформировали очередь к Туринской Плащанице и никто больше часа не ждал. Если бы он выглянул из-за тонированного стекла машины и оторвался от сидения с подогревом, он бы увидел, что девушка, которая стоит рядом с ним, уже почти не жива. Но чиновнику было не до этого, он думал о народе, о его пользе, о нано-технологиях и о том, как правильно устроить прогресс в России.

Наконец появляется еще один герой нашего повествования. Когда очередь вынесла героиню истории на Пречистенскую набережную, туда вышел из своего непростого дома, расположенного где-то в переулках Остоженки, человек, выгуливающий таксу. Набережная была обычным местом его прогулок. Человек этот был вовсе нецерковный. У него даже имени-то было два, по паспорту он был вроде как Марат, а по крещению вроде как Михаил, даже толком не знал, какое имя его было правильное. В церковь он заходил только на Пасху, может быть еще случалось бывать на отпеваниях и на венчаниях друзей. И вот, уже под утро, проходя по набережной мимо очереди, он увидел, что молодой женщине совсем плохо. И тогда он вернулся домой и принес теплое пальто и валенки, завалявшиеся с поездки в Боровск, и отдал все это девушке, оставив еще и визитку: «Занесешь как-нибудь по случаю». И ушел. Впрочем, не выдержал, вернулся, принес термос с чаем: «У меня тут китайский, пей, уже близко, недолго тебе стоять». От горячего чая девушке стало полегче и Михаил-Марат решил, что теперь уже точно уйдет. Очередь повернула на Волхонку, в нее уже было не войти. И наш герой решил подойти к выходу из храма Христа Спасителя и дождаться девушку там. Очередь затормозила, и пришлось ждать еще два часа.

Первое, что вспомнила наша героиня, вышедшая из храма Христа Спасителя – уже после того, как она пришла в себя: такса лизала ей руку. Такса самарянина.

А потом вопрос: «Куда едем-то?».

Именно так мы можем сегодня представить евангельский рассказ и ответить на вопрос: «Кто мой ближний?». Как пойти на встречу к Нему и Его Матери, не задумываясь ни о каких резонах, не получая никаких билетов, ничего себе не выгадывая. И как можно увидеть человека, а не страну, не общество, не социальный круг, которому ты можешь оказаться ближним.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

К Богородице. Пешком вдоль набережной

 

28 ноября 2011 г.

Чапнин Сергей Валерьевич

В день начала Рождественского поста – и в день отбытия пояса Пресвятой Богородицы из России – предлагаем вниманию читателей размышления Сергея Чапнина, ответственного секретаря «Журнала Московской Патриархии», о Поясе, очередях и людях, которые в них стоят.

 

Признаюсь сразу, у меня не триумфалистское настроение. Я не буду говорить о том, как всё было хорошо с поясом Пресвятой Богородицы в России. Настроение у меня покаянное. И я не вижу в этом ничего зазорного – я пишу эти строки в первый день Рождественского поста.

Те, кто хотят услышать какой-нибудь гимн или наскоро придуманную сказку, могут дальше не читать. Это не для них. Благочествая сказка – это бабочка-мотылек, долго не летает. Как всякий миф, она будет подвергнута деконструкции, и архетипы массового бессознательного обнажатся во всем своем неприглядном виде.

Я же хочу разобраться в том, чему я был свидетелем в прошедшие десять дней. И вопрос, который я сам себе задаю, очень похож на те вопросы, которые мне не раз приходилось слышать в последние дни – от людей знакомых, церковных и от людей внешних, чья конфессиональная принадлежность мне совсем неизвестна.

Это вопрос звучит просто: кто все эти люди, которые пришли поклониться святыне и готовы стоять по 10, 20 и даже 26 часов? Они действительно христиане? Других вопросов я не задаю.

Вопрос о чуде не имеет смысла. Бог действует в этом мире, и чудеса происходят каждый день. Другое дело, что рассказать о них как правило непросто, да и на заказ чуда все-таки не бывает. Другое дело, жажда чуда, но это часть вопроса о том, кто все эти люди?

Вопрос о випах, проходивших без очереди, не является самостоятельным. Феномен очереди гораздо более сложный и интересный. О нем будет сказано ниже.

 

Святыни и «технологии»

Было бы ошибкой считать, что святыни и все, что сними связано, глубоко погружены в архаику. Они вполне органично вписаны в современный политический, общественный и технологический ландшафт.

Уже давно и очень легко святыни прилетают к нам на самолетах, как правило, частных. Пояс Богородицы в аэропорту Пулково встречал премьер-министр Владимир Путин. В планировании и организации таких поездок принимают участие правительства принимающих стран, крупнейшие кампании и общественные фонды. И совершенно естественно, что они выстраивают все процессы в соответствии с теми технологиями организации массовых мероприятий, которые им хорошо известны. Сама Церковь имеет к этой организации минимальное отношение. Конечно, при подготовке учитывается церковная специфика, но получается это не всегда.

Что меня серьезно встревожило в ситуации с поясом? Крайне опасно продвигать "технологическое" использование святынь. Конечно, если афонская святыня впервые приехала в Россию, то надо использовать все возможности для того, чтобы все желающие могли ей поклониться.

Но есть очевидная грань – и даже противоречие - между возможностью поклониться и возникшей массовостью.

Я понимаю, что в это раз сами организаторы попали в трудную ситуацию. Думаю, никто, в том числе и они, не ожидал такого наплыва паломников. Решения приходилось принимать на ходу. И тем не менее…

Много людей в очереди? Что ж, пусть они проходят быстрее! Давайте скажем, что целовать святыню нельзя, а можно только рукой ее коснуться. Время, проведенное человеком у ковчега, сократиться с 2-3 секунд до одной. Но очередь продолжает расти.

Надо еще быстрее? Что надо сделать, чтобы в минуту проходило не 40, а 80 человек? Давайте подумаем… Сделаем арку и поставим на нее ковчег. Ничего, что люди отстоявшие 20 часов ничего не увидят, ведь в Церкви нет «правил поклонения святыне». Отстоявшие 20 часов проскочат под аркой за 0,75 секунды и нормально.

Да, готов согласиться, что это нормально… если святыня всегда пребывает рядом и к ней можно прийти и завтра, и послезавтра. Но если к ней стояли 20 часов и более, то хотя бы несколько секунд "замедления" у святыни - это так естественно.

На фоне принятых «технологических» решений уже вполне достоверно выглядит растиражированная в СМИ «утка» о том, что перед возвращением в Грецию ковчег на вертолете облетит вокруг Москвы.

…Это всё про что? Святыня предполагает тишину, благоговение, замедление суеты, молитву в конце концов. Для того, чтобы прикоснуться к святыне, нужна остановка, опыт внутренней тишины. Без него не бывает молитвы. А всякая святыня познается и раскрывается в диалоге, в общении, в молитве. И для такого молитвенного разговора необходимо подобрать верные слова, но это трудно и наша речь получается медленной. Опыта молитвы катастрофически не хватает. Встреча со святыней помогает его обрести. Однако в этот момент нет ничего опаснее, чем подгонять человека… Увы, у нас именно подгоняли.

Несколько лет назад я был в Варне (Болгария), когда в кафедральный собор города перенесли чудотворную икону, кажется, из Иоанно-Рыльского монастыря. К ней всегда была очередь (конечно, это не московской масштаб), и шла она очень медленно. Люди перед образом молились - 10-20-40 секунд, и никто никого никогда не торопил. Цель была очевидная - личная молитва перед святыней.

В прошлом году я был в Турине на поклонении Туринской плащанице. Со всего мира съезжались десятки тысяч паломников, но как всё было организовано! За несколько недель был открыт специальный сайт, на котором можно было получить бесплатный билет на вход с указанием даты и времени. В очередь можно было встреть только предъявив распечатку этого билета. Никакой давки, суеты или непонимания не было. Перед тем, как войти в храм, был сделан небольшой затемненный зал, где показывали краткий фильм/презентацию про Плащаницу на четырех языках. В этот момент всех уже делили на группы человек по 50. К Плащанице нельзя был приложиться, но перед ней группа в 50 человек молилась, наверное минуту. Для каждой группы дежурный епископ или священник читал краткую молитву, и затем было время благоговейного молитвенного молчания перед великой святыней. Для всех тех, кто хотел помолиться дольше, это можно было беспрепятственно сделать, перейдя в центральную часть храма.

Нет, не сейчас, и даже не завтра, но когда-нибудь на этот опыт можно обратить внимание?

Грекам – спасибо и низкий поклон, но и самый крамольный вопрос в этой ситуации тоже обращен к ним: почему пояс надо непременно увозить 28 ноября? Что там на Афоне такого срочного происходит, что десяткам тысяч людей в России невозможно помолиться у святыни, а можно только пробежать под ней, толком ничего не осознав и даже не разглядев ее?

Давайте сами создавать себе трудности, чтобы потом гордиться тем, как мы же сами их преодолеваем.

 

«Очередь к святыне» vs. «путь к Богу»

Ничего хорошего в очереди как таковой я не вижу. Но уж коли ее не избежать, надо найти в ней какой-то смысл. В нашем случае очередь имеет прямое отношение к сакральной организации пространства.

Наш путь, даже из дома на работу и обратно, имеет не только прикладное значение. Это еще и образ нашего духовного пути - «да яко во дни благообразно ходяще путем заповоедей твоих достигнем в жизнь вечную».[1] Христианин всё время своей земной жизни шествует в Царство Небесное. Сознаем ли мы это? Чаще всего нет. Но те, кто имеет навык чтения молитв в пути – будь то в метро, в автобусе или в электричке, приближаются к такому пониманию.

Дорога к святыне позволяет раскрыть этот духовный, иконичный смысл наших действий.

Не проверял, но почти уверен, что люди в очереди к поясу Богородицы понимают или, точнее, интуитивно чувствуют главное – надо серьезно потрудиться, чтобы подойти к святыне. И это ведет к осознанию важного духовного правила – необходимо потрудиться, чтобы войти в Царство Небесное. Ведет... но приводит ли?

Почему русские крестьяне ходили пешком на Святую Землю тысячами? Именно поэтому. И сегодня мы совершенно неожиданны стали свидетелем пробуждения исторической памяти.

Но и советский опыт очереди тоже никуда не делся. Было как минимум три-четыре разных очереди – для тех, кто с билетиками и для тех, кто без. Для тех, кто с детьми, и для тех, кто инвалид. Кроме того, были клирики и прихожане московских храмов, которые служили круглосуточно и заезжали прямо к храму… Ничего странного, возмутительного или предосудительного в этом нет.

Другое дело, что у метро «Кропоткинская», где была организована очередь для тех, кто с шел с маленькими детьми, православные не стесняясь просили у прохожих «в пользование» детей, чтобы пройти по короткой очереди.

В ходе дискуссии неожиданно выяснилось, что сегодня в Москве есть «приличные» и «неприличные» очереди. «Приличные» - это на Дали, на Караваджо и т.п. «Неприличные» - это к православным святыням. Как правило оно сопоставимы по своей длине – от 2-3 до 4-5 часов. Однако время от времени «неприличные» очереди бывают длиннее. Вот, на прошлой неделе и 26 часов стояли.

Парадоксально, но стоят эти очереди в огромной Москве как правило рядом – на Волхонке. Одна идет с набережной и по Соймоновскому проезду выходит на Волхонку. Другая – стоит чуть ближе к Кремлю, на другой стороне Волхонки. И порой в них стоят одни и те же люди.

 

Кто же эти люди?

Пять лет назад, говоря о поклонившихся мощам св. Иоанна Крестителя, я назвал их «другой Россией»[2], которая не пробивается в СМИ и которую не замечает интеллектуальная элита. На прошлой неделе Александр Архангельский[3] и Андрей Золотов в схожих понятиях попытались описать поклонившихся поясу Пресвятой Богородицы.

Однако сегодня мне кажется, что разговор о «двух Россиях» или «параллельных Россия» вряд ли будет плодотворным. Более того, он может завести нас в тупик.

Говоря о двух Россиях, мы вольно или невольно предполагаем не только реальность, но и смысловую равновеликость каждой из них. Так ли это? Сегодня могу сказать с уверенностью: нет! Россия, стоявшая в очереди на Пречистенской набережной, являет собой собирательный образ России – здесь встретились студенты, пенсионеры, рабочие, провинциальная интеллигенция, чиновники и бизнесмены. Встретились, но пока всерьез не заговорили друг с другом.

Насколько благочестивая сказка про благоразумного чиновника, которую на прошлой неделе сочинила Наталья Лосева,[4] может быть правдой? Признаюсь честно, я сомневался. Но в прошлое воскресенье один из московских священников рассказал мне, что его прихожанин, член Совета Федерации, принял решение не идти по приглашению, и вместе с супругой отстоял общую очередь длинною в ночь, читал акафист и псалтирь, и отнесся к этому как своего рода паломничеству.

Никакой собирательности у «конкурирующей» России нет. Но позиция есть, и она выражена в трех тезисах Татьяны Малкиной:

  • Те, кто смотрел Кашпировского по телевизору, кто заряжал воду под взглядом Чумака и кто сейчас стоит в этих страшных очередях, — одни и те же люди?
  • Мы никого не осуждаем. В конце концов мы все терли нос собаке на станции «Площадь Революции». Меня пугает другое: зараженная одним вирусом или заряженная сильными неконтролируемыми эмоциями большая группа офонаревших людей. Пугает то, что это государственная акция. Это как если бы взяли на госфинансирование, например, самых оголтелых футбольных болельщиков.
  • Когда я проезжаю мимо этой дикой очереди, мне кажется, что Пояс Богородицы можно заменить чем угодно — любым другим предметом, любым популистским лозунгом. В словосочетании «религиозный психоз» ключевое слово все же «психоз».[5]

Сформулировано блестяще, однако кто тот субъект общества, который так ставит свои вопросы? Я не могу найти ответ на этот вопрос. И в круге общения Татьяны Малкиной немало православных. И ее издание, газета «Московские новости», печатает других авторов, например, уже упоминавшуюся выше Наталью Лосеву. На мой взгляд, медийный образ, созданный Малкиной, лишенный субстанциональности. Его сила лишь в том, что он давно создан, выглядит профессионально и последовательно поддерживается медийными средствами. Если же присмотреться – настоящий мыльный пузырь.

 

Отношения без посредников

Итак, очередь. Что же здесь главное? Почему они пришли и стоят? Я искренне полагаю, что абсолютное большинство пришедших людей пытаются выстроить свои отношения с Богом. В жизнь стало слишком много скорбей, отчаяния, пустоты. И в очередни не только русские, но и украинцы, и молдоване, и грузины.

Они идут к поясу Богородицы, потому что интуитивно чувствуют – у них есть уникальная возможность обратиться к Спасителю и Его Пречистой Матери самим, «без посредников».

К какому Богу они хотят обратиться? Возможно, не все они это знают, но испытывают потребность в молитве с усилием и в духовном обращении к Богу поверх всех и вся. В последнее десятилетие многое в нашей церковной жизни оказалось замкнуто на священника. Благословение на то, разрешение на это. Безусловно, кому-то может быть очень удобно переложить свою ответственность на лицо в духовном сане, но все-таки далеко не всем. И они решительно идут прямо к Богородице, и именно это дает им силы.

Они вот так, в одиночестве и отчаянии ищут Бога и испытывают какую-то неведомую доселе радость от пребывания в толпе, в этой очереди. Опять-таки интуитивно они понимают, что вокруг них стоят единомышленники. Но это братство очереди слишком быстротечно, чтобы принести реальный плод.

Осенью этого года был подведен своего рода итог 20-летию церковного возрождения. Однако не все так просто. Выставка прошла, статьи написаны, а серьезные вопросы, оказывается, только-только поставлены.

 

* * *

Высокомерная Россия... Это про нас всех – и про православных, и про тех, кто относился к нам с насмешкой, издевкой или раздражением. Высокомерие православных в некотором смысле примитивное – это горделивое «Вот мы тут пришли, посмотрите и уступите!». Высокомерие противников в целом такое же: «Кто вы такие и откуда взялись? И еще – а вы на самом деле здоровы?». На эти вопросы не стоит отвечать, их надо просто забыть.

Путь у всех нас на самом деле один – быть вместе, прожить единство не как единство очереди холодной ночью, а как единство христианского народа, имеющего тысячелетнюю историю. И пояс Пресвятой Богородицы, который старше Руси-России почти на целое тысячелетие, это и ориентир, и призыв, и помощь на этом пути.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

К Богородице. Пешком вдоль набережной

 

Есть, конечно, с чем согласиться. Бедный русский народ с головой кидается куда угодно, где предложат "лекарство" от какого-бы то ни было физического или нравственного недуга, неблагополучных внутренних или внешних обстоятельств. И это,наверное, результат колоссального духовного обнищания. Однако шли поклониться Поясу и люди воцерковленные, не усматривающие в этом никакого магизма... Не хочется верить, что Церковь действительно имеет к организации привоза святыни "минимальное отношение" и это всего лишь политическая акция :not_i000: . В общем, после прочтения статьи какой-то нехороший осадок остался :scratch_:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопросы, которые поднимаются при обсуждении этой темы,мягко говоря, не удобные. В статьях,которые приводятся для получения представления о различных мнениях по данному вопросу, масса субъективизма и эмоций, что естественно добавляет свою ложку дегтя. Но, все же есть надежда, что событие благословлено Богом для чего-то большего, чем, просто, формирование мнения.Надо постараться вынести максимальную пользу, каждому в отдельности и всем вместе, из опыта подобного рода. Учитывая весь спектр мнений и собственные переживания понять, что хочет от нас Господь, призывая к осмыслению данного феномена.Думаю, точно, не распрей и препирательств.Не попыток, во чтобы-то ни стало, доказать свою правоту. Промысел Бога о спасении человека, всегда благой и праведный, предлагает душе взыскующей Бога, путь истинного богопознания.Призывает, максимально, очистить сердца от не правды и заблуждений, которые, увы, изобилуют в каждом из нас.Призывает к бесстрастию и предшествующим ему трудам против самолюбия и гордыни, которых, явно, не достаточно.Все, что мы получили, в благословении Свыше, серьезный аванс доверия и очередное искреннее признание в любви роду человеческому.И от нас, только, зависит сможем ли мы стать наследниками данного Господом и сможем ли мы ответить Ему взаимностью в любви, не на словах, и не в эмоциях, а в конкретной жизни, каждого в отдельности, и общества в целом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наташа, а мне совсем не хочется читать ни чьи комментарии, кроме людей, которые с ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ и ЛЮБОВЬЮ сами были участниками.Теперь уже. Не хочется лишний раз убеждаться как "страшно далеки они от народа"....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наташа, а мне совсем не хочется читать ни чьи комментарии, кроме людей, которые с ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ и ЛЮБОВЬЮ сами были участниками.Теперь уже. Не хочется лишний раз убеждаться как "страшно далеки они от народа"....

 

И правильно делаете Оля! Зачем обсуждать -кто и с какими мыслями отстаивал очередь, за собой следить надо, а мысли и нужды других оставим на Божий Суд. Все молодцы, кто потрудился!!!! Слава Богу, слава нашему народу!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне иногда кажется, что люди, столь охотно и красиво рассуждающие об этой "очереди" из нас с вами, видели ее только в телевизионных репортажах...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сегодня некоторые сотрудницы делятся о своем паломничестве и очень жалеют, что так быстро - за 2-3 часа проходили!

По дороге в Дивеево , ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы привезли в Арзамас, всего на 30 минут. На площади народа собралось видимо-невидимо! Моя мама рассказывала:" Конечно, к нему никто не приложился. Но Владыка Георгий вышел на балкон собора с ковчегом к народу и несколько раз благословил Поясом народ. Все со слезами на глазах пели "Богородице Дево, радуйся..." Мама говорит, что было ощущение как на праздник Воздвижения Кеста Господня. Говорит, что была необыкновенная радость от этого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Думаю, все, кто стремился душой к Пресвятой Богородице, получили радость духовную и Ее благословение!

 

Не важно, где находились эти люди: в городе, который Пояс не посещал, дома у телевизора или в очереди, не это главное!

 

Не зря говорят, что душа человеческая по природе христианка!!!

 

Каждая душа, стремящаяся к Матери Божией, получила утешение по силе своей молитвы и по промыслу Божиему о каждом из нас!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
IMG_9476_s-580x396.jpg
VIP-персоны идут к Богу?
- Много недоумения вызвало наличие пропусков к святыне. Кто в основном проходил без очереди? Как эти люди сами вели себя в храме?

- Вообще пропуска делались по благословению Святейшего для постоянных прихожан храмов. К разным людям они попадали различными путями: к благотворителям, к людям, которые не имеют возможности стоять по десять часов в очереди.

Лично я, когда мне приходилось проводить людей, объяснял им, что труд во славу Божию бывает различным. Один может принести только свои физические силы, подолгу стоит к святыне. Если вы не можете потратить столько сил и времени — принесите что-то другое: помогите ближнему, пожертвуйте на храм больше, чем обычно. Господь примет вашу жертву. Мы ведь все делаем одно общее дело.

Кроме того, мы живем в мире, далеком от социальной справедливости, часто зависим от сильных мира сего. Но тут, напротив, нужно радоваться тому, что начальствующие все-таки ищут различные пути к святыне. Может быть, они от этого посещения сами станут лучше или к нам, верующим, станут лучше относиться.

Очень печалит ропот. Священники, помогавшие людям в очереди, отмечали, что многие роптали: тут автобус с паломниками проехал, тут отдельная очередь… А ведь ропот, зависть, осуждение уничтожают все плоды благочестия, убивают сам смысл этого стояния, этого паломнического труда. Они убивают любовь.
Вспомните Евангелие. Фарисей Никодим пришел ко Христу ночью, без очереди. Сотник пришел ко Христу, минуя толпу — имея солдат и слуг, наверное, он ее плетками и пинками разгонял, считая, что имеет на это власть. Но Господь очистил их сердца.
Хотелось бы сказать людям: прикасаясь к святыне, не смотрите ни на кого! Смотрите только на себя! Не разменивайте свой труд во славу Божью на разменную монету осуждения! Всем есть польза: и прошедшим без очереди, и отстоявшим в очереди двадцать часов. Господь и Божия Матерь все намерения приемлют и каждому отмерят своей мерой.

Те, кто прошли без очереди тоже искренне стремились к святыне, и большинство выказывало смущение, стыдилось, а не кичилось своими возможностями. То есть люди меняются в лучшую сторону от этой встречи — по крайней мере, можно надеяться.
С другой стороны, один человек не смог попасть даже с пропуском и был настолько возмущен, что в своем блоге всех поносил — что его, такого великого, с пропуском да не пропустили!

Но ведь его не допустила не охрана, не полиция и не стоявшие в очереди люди. Его не допустила Сама Матерь Божья. Когда преподобная Мария Египетская не смогла войти в храм и увидела в этом волю Божью, она не стала кричать на каждой площади о несправедливости, а прошла путь покаяния и достигла святости.
читать далее Батарейка для святыни

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вообще то лучше не втягиваться в осуждение кто прав, а кто нет, никто не знает состояние души чьи поступки комментирует.Слава Богу за все!

 

Простите, кого смутила своим высказыванием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пока занимаемся пересудами,обсуждением,уходим от самого главного жизни.Не оставляем время и места для Бога.Слава Богу за все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пояс Пресвятой Богородицы (Аркадий Мамонтов 2011)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

sasha, спасибо за фильм.

Долго думала над тем сколько всевозможных мнений, высказываний и рассуждений было о людях (нас с вами в том числе) стоящих к драгоценной святыне. Сегодня прочитала данную статью и поняла что с автором полностью согласна.

 

"Святыня – это предмет, в котором свободная воля Бога встречается со свободной волей человека. Это место, в котором обе стороны назначают встречу. И то, что прийти на эту встречу трудно – дает возможность человеку проявить серьезное и сильное желание, чтобы эта встреча состоялась."

Рассуждения на диване о поясе Пресвятой Богородицы

Сергей Худиев

Довольно долго я не брался писать о паломничестве к поясу Богородицы. По-видимому, это не мой тип религиозности. Мне бывает довольно трудно встать и отправиться на воскресную Литургию (Даже когда Господь лишил меня последних отговорок, возведя храм в пяти минутах от моего дома). Я так часто пишу о необходимости ходить на службы потому, что сам постоянно должен бороться с искушением лени. А вот чтобы претерпевать холод и многочасовое стояние – это совсем не мое. Прямо в Писании это не заповедано, вот и слава Богу.

 

 

Я лучше буду лежать на диване со своим планшетником и читать разные умные и интересные книжки, слушать изящную и возвышенную музыку и время от времени прихлебывать кофе с большим количеством сливок и корицы из поллитровой чашки. Я не буду присоединяться к людям, которые в это время терпеливо мерзнут в очереди – в конце концов, нет такой заповеди, Господь нигде этого прямо не требует – я могу с чистой совестью оставаться на диване, вот и хорошо.

 

Но есть вещи, которые я с чистой совестью делать не могу. Я не могу с чистой совестью считать, что лежание на диване делает меня более правильным, более просвещенным, более истинным Христианином, чем все эти люди, стоящие в очереди.

Я не могу с чистой совестью считать, что я на диване потому, что я-то муж разумный и сведущий в Писаниях, а они там мерзнут потому что они – несчастные и невежественные суеверы, недохристаине, темные полуязычники, которые ничего не

понимают в истинном богопочитании. Поэтому множество отзывов в стиле “да какое это христианство, это все магия

и кашпировство” вызывают у меня неприятие. Сначала – на чисто эмоциональном уровне. Один известный своими антиклерикальными убеждениями блоггер написал: “В Москве, я вижу, появилось специальное изысканное развлечение для умных людей: ходить к Храму Христа-Спасителя поглазеть на идиотов, стоящих в очереди к «Поясу Богородицы». Это, конечно, полюс – но некоторые отзывы опасно тяготеют к этому полюсу. Презрение к людям, которых ты не понимаешь – довольно быстрая защитная реакция, но Христианин себе такой реакции позволять не должен. (Антиклерикалам и прочим разоблачителям поповских обманов – можно; собственно, презрение к людям – это то топливо, на котором все это работает). С чего, собственно, мы можем считать, что эти люди в очереди – глупы, или порочны, или

суеверны? Наверное, там разные люди, но на каком основании мы можем произносить

суд нам всеми ими?

 

Является ли желание прикоснуться к реликвии чем-то в принципе неправильным? Может ли благодать Божия как-то действовать через материальный предмет? Исторически в Церкви сложилось убеждение, что да. Оно было оспорено дважды –

сначала Лютером и другими протестантами, которые, восстав против злоупотреблений реликвиями, поступили по поговорке “осердясь на вши, да всю шубу в печь”. Потом – людьми и вовсе неверующими, которые не верят в небесную помощь, подаваемую через святыни, потому что не верят в небесную помощь вообще. Иногда православные Христиане смущаются критикой с этих двух сторон, и чуть не стыдятся своих братьев и сестер, для которых святыня стоит того, чтобы

выстаивать долгую очередь. Но обратимся к Священному Писанию. Как свидетельствует святой Апостол и

Евангелист Лука, автор Деяний, “Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. (Деян.19:11,12)”. Платки и опоясания – материальные предметы, которые принадлежали Святому Апостолу Павлу – и Бог через них совершал чудеса. Опоясание с тела святого, через которое Бог являет Свою благодать – это не что-то, выдуманное суеверными людьми в средние века. Это засвидетельствовано непосредственно в Священном Писании.

 

Многих смущает, что такое присутствие благодати в материальном предмете смахивает на какую-то магию. В том-то и дело, что нет. Магия предполагает, что предмет обладает сверъхественными свойствами сам по себе, независимо от воли Бога – и воли человека. Святыня – это предмет, в котором свободная воля Бога встречается со свободной волей человека. Это место, в котором обе стороны назначают встречу. И то, что прийти на эту встречу трудно – дает возможность человеку проявить серьезное и сильное желание, чтобы эта встреча состоялась. Обратить свою волю к поиску Бога и Его благодати.

 

Я человек религиозно не усердный – но я понимаю, что другие люди могут быть усердными. Я понимаю, зачем люди постятся, или уходят в уединение, или налагают на себя суровые ограничения, или предпринимают трудное паломничество – потому

что внутренняя работа совершается через внешнюю, потому что сильное стремление к Богу проявляет себя через преодоление преград, которые человеку внешнему могут показаться совершенно непонятными и надуманными.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

вот что пишут вообще-то...

Жажда подвига – глупость или благодать?

IMG_8947_s-580x386.jpg
выдержка:

Эта неуправляемость людской массы, готовой к подвигам – на самом деле, настораживающий симптом. Ведь сегодня эти люди стоят к Поясу Богородицы, но это – случайность. Это понимают люди церковные, об этом свидетельствует и неготовность к тому, чтобы принять и дать возможность приложиться к святыне такому количеству людей.

 

Но завтра они могут также дружно и решительно выступить против всего, что связано в их представлениях с ложью, обманом и серостью окружающей жизни. И никто не может гарантировать того, что Церковь, раздающая вип-билеты политикам и приближенным, не окажется жертвой этой же «благочестивой» толпы.

 

В общем-то, глядя на очередь у ХХС, нам не стоит ни восторгаться, ни насмехаться. Нам стоит задуматься. Задуматься о том, что люди готовы к свершениям, они жаждут великого. И каким оно будет – зависит от того, кто сможет им дать возможность войти в историю и приобщиться к вечности.

читать далее....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Моя дочь, подросток, которая редко ходит в церковь, иногда читает на ночь "Отче Наш...", немного скептически относится к "маминым чтениям молитв", которая все таки чувствует веру, но еще полностью не осознала значимость и необходимость душевной потребности Христа, которая иногда говорит: "Мам, не надо из меня монахиню делать!, сама разберусь!", которая живет молодежной жизнью (но Слава Богу! без грязи)- эта девчонка отстояла 12 часов к Поясу, сейчас готовится к Причастию!

 

И вот вчера вечером с ужасом рассказала, что в институте, на лекции по литературе!!! преподаватель давольно уничижительно отзывалась об очереди к Поясу Богородици и о стаявших там людях.

 

Договорилась до того, (Прости Господи!) , что Христос не умирал и не воскресал, что какие-то анализы и так далее об этом свидетельствуют и т.д. , что вера во Христа, чуть ли не вымысел....Страшно. Никто не стал с ней вступать в спор. Каждый это переживал у себя внутри.

 

Потом она высокомерно извинилась перед учениками , "если есть конечно на лекции верующие".

Дочь моя сказала:"Мам, я еле сдержала слезы, разве можно так говорить? Я не очень верующая, но мне было неприятно и обидно!".

 

Не приведи Господь, чтоб слова вот таких "учителей" оседали еще в молоденьких головах и дай нам Господь сил зародить в их душах веру!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень хочется поблагодарить всех, кто дежурил на скорых ( дежурства были иногда столь же длительными,как и очередь к святыне)!

Все, стоявшие в очереди, единодушно удивлялись заботливости полицейских! "Очень впечатлили ребята омоновцы, которые управляли потоком людей. Это многим трудно представить, но с их стороны было столько внимания и заботы! Они просили нас попить горячего чая, чтобы согреться, уговаривали поесть теплой гречневой каши, пойти погреться в автобусах, давали инструкции, советовали, даже увещевали. Разве что не богословствовали и не читали стихи :)) это тоже запомнилось."- написал в рассказе об очереди молодой человек. Сердце начинает биться чаще, читая такие слова.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Еще с Правмира из статьи "Почему я не ушел из очереди": "...Лишь потом, когда ехал в метро в сторону монастыря, подумал – как же это все было необыкновенно. И это ожидание в начале, и эта надежда женщин паломниц, и их пасхальное пение, и эта устремленность всех, и это напряжение дойду-не дойду, и эта забота омоновцев, и это вгрызание в каждую строчку молитвы, и этот холодный ветер, и эта грязь, и этот дождь, и короткие диалоги с идущими рядом людьми, и то, что удалось все вовремя, и то, что оказался чудом в Храме, и само прикосновение к ковчегу – все это настолько необычно, настолько не соответствует нашей повседневной жизни, настолько пропитано каким-то внутренним светом, что хочется вернутся туда и пройти этот путь вновь.

Думаю, нет, даже уверен, что невозможно человеку пройти все это, прикоснуться к Поясу и не почувствовать света.

Это было поистине Чудо, которое подарила нам Пресвятая Богородица в это короткое время, пребывая у нас со Своим Поясом. Радуюсь за тех, кто смог стать причастником этого события и ощутить его в своем сердце. Это было самое настоящее Чудо.

Слава Богу за все!

Сергей."

 

Начинает потихоньку остывать в душе радость от моего похода в Храм Христа Спасителя. Необыкновенная радость, ни с чем не сравнимая радость. Статья Сергея - один в один как было у нас в очереди, только было сухо, и мои сапоги остались не в грязи, а в пыли. Эту пыль так жаль было счищать.

Читая эту статью, я удивилась - ну мои описал впечатления, полностью мои. Вот, оказывается, как ! Столько людей, самых разных, одинаково не могли уйти из очереди, хотя надо было куда-то успеть, одинаково не только не устали, а наоборот - набрались сил, жизненных сил идти дальше, жить дальше, уповая на Господа и Пречистую Его Матерь. Одинаково было в самом Храме - люди, торопящие проходить, а ты не веришь - неужели Храм, неужели Пресвятая Богородица, и почти ничего не понимаешь, так все необыкновенно.

Еще вспоминаются некоторые лица. Когда наконец-то достался нам горячий чай, где-то уже часам к 2-м дня, большинство скорее-скорее начали пить - уже прилично были голодны и холодны. А один пожилой мужчина, с окладистой бородой, по-моему, в валенках, отойдя немного в сторону широко перекрестился и прочитал молитву, и было понятно, что для него это не просто стакан горячего чая, а дар, необыкновенный, настоящий дар от Господа Бога, конечно, как и для всех нас, но так уже привыкли мы считать, что так и должно быть - захотел - дали.

 

Запомнился также еще полицейский в офицерском чине, который перекрестил всех нас, потом дорогу перед нами и сказал:"Ну, с Богом!" Сказал не просто так, не притворяясь, не играя. Сказал по-настоящему.

 

Запомнились мама со взрослой дочерью, которые ушли все же перед самым убыстрением нашего пути. Уходили со слезами на глазах, прощаясь со всеми, как с родными людьми. И слезы на глазах, и радость, необыкновенная радость на лицах.

Вспоминается тот самый полицейский, который ругал нас немного. Теперь его крик видится по-другому. Он сказал нам позже, немного успокоившись, что в первый день, вернее, в первую ночь, сильно пострадала бабушка. Пострадала до смерти. Тогда получается смерть пожилой женщины помогла предпринять меры для безопасности всех, кто шел в следующие дни. Царствие ей небесное! Я думаю, такими сообщениями не шутят.

Слава Богу за все!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А если бы мне не дали пропуск, я бы так и не попал в Храм Христа Спасителя. Было немного стыдно, глядя на очередь, но те несколько часов были единственным временем, когда это было возможно сделать. На следующий день по этим пропускам перестали впускать, ИМХО, их очень легко было подделать, и, возможно, в ход пошли фальшивки. Не будешь же на каждый пропуск голограмму или водяной знак лепить.

Я вот думаю, если у меня после 10 минутного стояния в очереди радость была почти пасхальная, то что же было на душе у тех, кто совершил многочасовой подвиг от начала до конца?

 

Кстати, поскольку это было в воскресенье после празднования Патриаршьих именин, попали аккурат под занавес службы на многолетие и незабываемый хор монахов (предполагаю, что Ватопеда) на греческом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Пояс Пресвятой Богородицы (Аркадий Мамонтов 2011)
Спасибо за фильм!!! Просмотрела на одном дыхании. Очень увлекательно. Жаль, что мне (женщине) никогда не доведется Там побывать!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо за фильм!!! Просмотрела на одном дыхании. Очень увлекательно. Жаль, что мне (женщине) никогда не доведется Там побывать!

Светлан, согласна смотрится на одном дыхании.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость наталия

Счастлива, что была участником этого исторического события.. Большая благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за его настоящую отеческую заботу о своей пастве. Здравия и многая лета ему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А если бы мне не дали пропуск, я бы так и не попал в Храм Христа Спасителя. Было немного стыдно, глядя на очередь, но те несколько часов были единственным временем, когда это было возможно сделать. На следующий день по этим пропускам перестали впускать, ИМХО, их очень легко было подделать, и, возможно, в ход пошли фальшивки. Не будешь же на каждый пропуск голограмму или водяной знак лепить.

Я вот думаю, если у меня после 10 минутного стояния в очереди радость была почти пасхальная, то что же было на душе у тех, кто совершил многочасовой подвиг от начала до конца?

 

Вы знаете, я три дня (точнее три ночи) подряд ходила прикладываться к Поясу, и по пропуску, и без него, и наверное, если бы не пришлось уехать, и все остальные дни ходила бы. Причем так получилось, что в первый день, когда я пошла - очереди практически не было, и мы прошли буквально за 2 часа, даже еще на молебне постояли, второй день - пришлось, конечно, порядочно постоять, а третий день уже прошла по пропуску. Но именно от того дня, когда мы стояли в очереди несколько часов, остались самые яркие впечатления! )) А когда прошла по пропуску - то даже не успела понять что к чему: пришла - приложилась - и ушла, даже не осознав толком, что произошло. А вот когда отстояли вместе со всеми на холоде - вот это уже даже и не опишешь словами как ликовала душа!!! Слава Богу за всё!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пояс Богородицы и возрождение России

news_img_file_862_b.jpg

Пояс Богородицы и Россия

Пояс Богородицы прошел русскую землю и вызвал удивление как врагов России, так и самих русских. Доселе многие считали, что верующих в России менее 3 млн. Сказать, что мы так думали, было бы неправильным. Но такова была официальная статистика, навязанная нам русскими СМИ.

 

Наконец, Пояс Богородицы осенил Русь крестом и показал русским самих себя. Оказалось, что желающих приложиться – более 5 млн. человек! К нашему удивлению, только в Москве приложилось более 1,5 млн. Русский народ не только проснулся, но и увидел себя.

 

Народ через Святой Пояс увидел себя и удивился, враги России – ужаснулись… Как же! Такая масса, да еще и столь организованная, да еще и готовая на подвиги… стоять на морозе сутками… Где рассказы СМИ о пропившейся и потерянной России? Куда спрятались все хулители русской истории и Православия? – Им стало страшно…

 

И вот, России решено отменить электронные паспорта, введение которых уже было решено назначить на начало нового года. Эти электронные номера красиво назывались единой картой, а были, по сути, печатью рабства.

 

Разве может быть лучшая иллюстрация того, что не политическая борьба, а подвиг веры – спасет Россию? Разве не видно отсюда, что не партии, а Церковь возродит Русь? Разве могут быть лучшие доказательства того, что миром управляют не политика, а Бог?! "И сказал Бог: да будет... И стало так" (Быт 1,24).

 

news_file_573.jpg

Господь лишь ждет согласия и участия самих людей, и сразу же самые неразрешимые проблемы решаются, самые запутанные обстоятельства становятся простыми. Неужели русские так и погибнут обманутыми в бесплодной политической борбе? Неужели народ так и не догадается обратиться к Богу?! "Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!" (Гал 3,3)

См. Пасисий Святогорец. Что толку в том, что рука считается правой?!

 

Стоит русскому народу лишь немного повернуться к Богу, как Господь исполняет все его желания, освобождает его в земном мире, спасает в Вечности. "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово." (Гал 1,6)...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Иформация с Алтарники.ру. http://altarniki.ru/...86%D1%8B#p12270

 

На одном из религиозных форумов православная москвичка поделилась хорошей новостью с теми, кто не смог приложиться к святыне или получить поясок.

 

Оказывается, получить освященную копию можно по почте прямо с Афона.

В монастырь можно отправить письмо, в котором надо описать свою ситуацию и попросить поясок.

 

Адрес: Vatopedi Monastery 63086 Karyes, Mount Athos Greec.

Тел.: 8-10-30-23770-414-88,

факс 8-10-30-23770-41462.

 

Писать лучше по-английски.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...