Перейти к публикации
sasha

Вопросы об обычаях благочестия, навеянные Полиелейной службой...

Рекомендованные сообщения

во время Полиелея вот что "бросилось в глаза":

  • во время каждения некоторые складывают руки так, как будто собираются взять благословение и таким образом поворачиваются воуркг своей оси вослед кадящему - с чем связана эта традиция или что это выражает?
  • когда священник возглашает "Мир всем!" - многие скалдывают руки (ладони) так как будто получают благословение - почему?
  • если Полиелей или Всенощная в будни, во время Великого Славословия, некоторые начинают класть (постоянно) земные поклоны, а некоторые просто молятся на коленях - как правильно? и нужно ли так поступать в субботу, на Всенощной? если возможно поясните пожалуйста сложившуюся традицию
  • обязательно ли целовать руку священнику после помазания или можно (изловчившись) приложиться в поручу (нарукавнику)? в чем смысл прикладывания к руке священника после помазания? ведь и когда крест - в воскресение дают - то не все священники дозволяют прикладываться к руке...
  • половина прихожан уходят сразу после помазания - так можно делать или все-таки надо молится до самого конца богослужения?

прошу простить - все очень "бытовое" - просто как-то привлекает внимание... если кто-то может ответить - пожалуйста... и не сердитесь сильно... что "не о духовном"- простите!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Знаете sasha, ответ на первые три вопроса один и тот же: люди не понимая смысла богослужения превносят в него собственные внешние проявления, которые ни какого смысла с точки зрения богослужения не имеют.Так сказать народное творчество.

Прикладываться к руке священника или нет, дело лично каждого,за это не похвалят и не поругают. Но может не лишним будет знать , что лобзаем мы не руку человека в сане, а благословляющую Десницу Божию, прообразно.

После помазания, без особой нужды и благословения уходить не правильно, т.к. следующий за полиелеем канон и т. д, являются смысловой кульминацией богослужения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
следующий за полиелеем канон и т. д, являются смысловой кульминацией богослужения.

может путаю - но - у нас канон читается во время помазания... и само помазание стараются завершить до "Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим".... по большим праздникам - до Великого Славословия... то есть "кульминацию" (по вашим словам) люди слушают в очереди на помазание...

Думаю от того, что для прихожан, главный момент - чтение Евангелия, хотя вот как это померить - кульминация или нет - и так как Канон почти весь прослушивают в очереди - то и уходят...

три вопроса один и тот же: люди не понимая смысла богослужения превносят в него собственные внешние проявления

уж и голова готова была кивнуть в согласии... но опять "не сходится" - на коленях во время Великого Славословия стоят в основном монашествующие (или скажем точнее - "люди-в-черном" - и мужчины и женщины) ... словом - ответ не убедил, прошу простить

 

еще - решусь напомнить - о поклонах на Всенощной под Воскресение был вопрос - можно делать поклоны или нет? и почему нет? или почему да? сюда же вспомнилось - можно ли стоять на коленях во время Литургии (то есть люди опускаются на колени на возгласе "Благодарим Господа" и поднимаются по возгласу "Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенной" в будни? а в воскресение?

 

и еще... про прикладывание к руке священника - не про то была речь "поругают или похвалят" (не в детском саду ведь) - а про то был вопрос: что по Воскресениям когда выносят Крест многие батюшки дают только ко кресту прикладываться а руку убирают - почему? и почему во время помазания к ней надо прикладываться (скажем в субботу на Всенощной)?

 

***простите

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вел у нас службу один батюшка еще в разрушенном Владимирском соборе (в Херсонесе) о. Владимир. Собор как восстановили так батюшка и умер. Прихожан было совсем чуток. Он прямо во время службы с большим трепетом и любовью пояснял нам, что и как делать, учил нас прямо во время служб. Например перед пением Херувимской говорил: Подойдите сюда поближе. Сейчас здесь ангелы и архангелы стоят. Станьте рядом. Ведь толкать никого не надо, места много. Или, например, говорит: Сейчас откроются царския врата, и будит вынесена Святая Чаша! Святые Дары –это явление воскресшего Господа нашего Иисуса Христа! К вам выйдет Христос! Ну как вам не упасть на колени ваши? …. Только не надо упав и полонивши голову так оставаться замерев на долго. Вы не язычники. Не надо попки свои к небу возвышать. В любой день следует так поступать кроме Светлого Воскресения Христова.

……… Так он всегда нас учил. Или еще вспомнил: Когда совершаю каждение не надо крутиться как юла за мной! Я прохожу, поклонились головой и опять все внимание к алтарю.

От себя добавлю, что есть книжка Закон Божий и ее нам надо читать.Например, знать какой момент самый важный в Литургии. А если знаем так и кланяемся до земли. Или что происходит когда мы Символ Веры поем. И для чего поем ВСЕ. И тогда не будим кланяться, а только креститься (чтобы не сбиться) чтобы совсем внимание и трепетом, чтобы все как один были и поддержали священика своим пением. ....А стоять перед Богом в окружении святых, которых мы так чтим между собой, в окружении ангелов и архангелов и уйти! До чтения Символа Веры можно уйти, а потом остался так стой. Какие причины нужны чтобы уйти из церкви?)

Простите меня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Полиелей – самая торжественная часть Утрени. Название ее греческое: polyeleos от polys – многий и eleos – милость. Следовательно, слово полиелей переводится как многомилостив. Он состоит из пения стихов псалмов 134 («Хвалите имя Господне, аллилуiа») и 135 («Исповедайтеся Господеви, аллилуiа»). Пение сопровождается многократным повторением слов яко в век милость Его. Это и дало название этой части Утрени.

 

Полиелей совершается только на воскресной и праздничной Утрени. После чтения Евангелия бывает помазание верующих благословенным елеем.Полелей заканчивается до чтения Евангелия. То, что помазание совершается во время канона, правильно, но не правильно ставить помазание выше чтения канона, который является сугубой молитвой Господу, Божией Матери,Святому, которому совершается празднество.

Стоять на коленях -это не каноническое правило, а личная инициатива молящихся, которая выражает , я надеюсь, чувство глубокого благоговения. Смирение это или смиренничество не мне решать, но то, что это традиция и не более-точно.

Поклоны земные опускаются в воскресные дни и двунадесятые праздники, а так же от Пасхи до Троицы, поклоны можно совершать в кельях.

Земные поклоны на Литургии предусмотренны правилом поведения в храме, его можно посмотреть, например в конце часослова.В той части Литургии о которой вы спрашиваете можно и нужно совершить земной поклон, т.к. в этот момент совершаться преложение хлеба и вина в Тело и Кровь.

На последний вопрос отвечу так, хоть мы и не в детском саду, но многие ведут себя именно так. Что касается того, что не все священники дают прикладываться к руке, это их личное дело. Кто-то это делает по смирению и глубокому чувству недостоинства, кто-то по другим причинам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
мы и не в детском саду, но многие ведут себя именно так.

 

Потому что многие поступают так, как большинство. Которое отнюдь не является знатоком литургики и абсолютно-правильного поведения в храме и во время богослужения.

С другой стороны... Господь зрит на сердце. Можно, ведь, исправно и в тему творить поклоны и знать, кому и когда целовать, а в душе остаться закоренелым фарисеем.

Простите, что влезла в тему. Будудчи последний раз в Оптине после благословения священника возник вопрос: а обязательно ли целовать его руку?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

во время Полиелея вот что "бросилось в глаза":

  • во время каждения некоторые складывают руки так, как будто собираются взять благословение и таким образом поворачиваются воуркг своей оси вослед кадящему - с чем связана эта традиция или что это выражает?
  • когда священник возглашает "Мир всем!" - многие скалдывают руки (ладони) так как будто получают благословение - почему?
  • если Полиелей или Всенощная в будни, во время Великого Славословия, некоторые начинают класть (постоянно) земные поклоны, а некоторые просто молятся на коленях - как правильно? и нужно ли так поступать в субботу, на Всенощной? если возможно поясните пожалуйста сложившуюся традицию
  • обязательно ли целовать руку священнику после помазания или можно (изловчившись) приложиться в поручу (нарукавнику)? в чем смысл прикладывания к руке священника после помазания? ведь и когда крест - в воскресение дают - то не все священники дозволяют прикладываться к руке...
  • половина прихожан уходят сразу после помазания - так можно делать или все-таки надо молится до самого конца богослужения?

Первые два пункта относятся к разделу свободного народного творчества и лучше такие обычаи не перенимать.

Что касается поклонов и коленопреклоненных стояний, то в праздничные и воскресные (+накануне) дни они однозначно отменяются в церкви, и делать их - значит нарушать церковные правила, которые сами по себе несут в себе глубокий смысл. Исключения здесь могут составлять поклоны перед Св. Дарами, когда их выносят перед причащением и при переносе с престола на жертвенник на словах "всегда ныне и присно и во веки веков". Второй поклон надо заменить на поясной тем, кто причащался. Также можно сделать земной поклон после пения "Тебе поем", хотя на воскресной литургии достаточно поклона поясного.

Поклоны и стояние на коленях во время Славословия тоже не оправданы, поэтому лучше этого не делать. Надо еще понимать, что иногда стояние на коленях это своего рода отдых и поэтому для многих встать на колени - единственная возможность снять напряжение с ног. В этом случае такое действие может быт оправдано, как проявление немощи.

Вообще, в идеале в церкви во время службы лучше делать как можно меньше телодвижений, тем самым мы не будем мешать молящимся и привлекать к себе лишнего внимания. Если возникло чувство особого благоговения в какой-то момент богослужения, то лучше тихо перекреститься и мысленно себя представить пред Богом.

 

Руку священника при помазании целовать надо. Но некоторые батюшки специально дают целовать поруч. Тут уж как придется. Что некоторые батюшки не дают приложиться к руке после литургии объясняется тем, что у тех, кто причащался на губах может что-то остаться после причастия и многих батюшек это настораживает. Ведь, если много незнакомого народа, то не всегда известно, брал ли человек запивку.

Целование руки священника означает священническое благословение. Греки вообще, например, при благословении не делают рукой знака Креста, а просто дают целовать десницу. Так происходит и на помазании и после литургии. Поэтому очень неправильно делают те, кто после того, как приложится ко Кресту еще и просит благословить его. Так же не правильно делают те, кто не хочет стоять в очереди ко Кресту, а просто прикладывается к местной иконе Распятия.

 

Те, прихожане, которые думают, что после помазания могут идти домой поступают очень не хорошо. Основная служба начинается как раз после полиелея. А что помазание происходит во время чтения праздничного канона - делается по необходимости из-за большого количества народа. По уставу помазание должно совершаться во время чтения первого часа. Тем кто собирается причащаться, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО быть до конца богослужения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вообще, в идеале в церкви во время службы лучше делать как можно меньше телодвижений, тем самым мы не будем мешать молящимся и привлекать к себе лишнего внимания.

 

Отец Даниил, золотые слова! Вот только на практике во время богослужения любят паломники потолкаться, попросить передать свечу к иконе праздника, ходить туда-сюда, толкаться и протискиваться между молящимися, вместо того, чтобы стоять и молиться самим. :blush:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А передавание свеч - это вообще серьезная болезнь как мне кажется. Лучше не идти на поводу у передающих, а вежливо им отказывать в этом. Ведь свеча есть всего-навсего символ молитвы, поэтому неправильно, когда символу дается перед молитвой предпочтение. Кто хочет поставить свечу, может спокойно сделать это или до или после богослужения, дав тем самым другим возможность спокойно помолиться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот сразу вспомнился еще один вопрос. Правильно ли во время каждения верующему крутиться на месте и поворачиваться лицом к кадящему? Например, в нашем приходском храме отец-настоятель не благословил такое поведение, тем более, поворачиваться к царским вратам, хм... как бы помягче сказать... ну вы меня поняли, а спокойно отойти, если нужно пройти священнику, но не крутиться, как волчок. Прихожане и захожане, однако, упрямо поступают по-своему. Это же действо наблюдаешь и в Оптине.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Конечно, вращение по направлению кадила выглядит в ряде случаев не совсем благообразно, поэтому иногда бывает достаточно обернуться к кадящему в пол оборота.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
что у тех, кто причащался на губах может что-то остаться после причастия и многих батюшек это настораживает. Ведь, если много незнакомого народа, то не всегда известно, брал ли человек запивку.

Простите, о. Даниил... :) , а есть ли какой-то источник, где четко написано - когда на службе и при каких словах надо креститься и какие при этом поклоны отдавать? А то я совсем запуталась.

 

и еще раз простите, Батюшка :good2000:- а что такое запивка после причастия? Причастие - это принятие тела и крови Христовой - хлеба и вина. А запивка?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юлия, вот ответ на ваш первый вопрос:

Правила о поклонах и крестном знамении

Положено креститься без поклонов:

  1. В начале пения или чтения «Верую...», «Царю Небесный...», «Единородный Сыне и Слове Божий...».
  2. На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
  3. В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

  1. При входе в храм и при выходе из него (три поклона).
  2. При возгласах: «Приимите, ядите...», «Пиите от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
  3. После пения «Отче наш» на Литургии в праздничные и воскресные дни.
  4. При возгласе «Святая святым» в праздничные и воскресные дни.
  5. После пения «Честнейшую Херувим...».
  6. Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся...», после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже...», перед отпустом (три поклона).
  7. На литии (после каждого из первых двух прошений ектений — по три поклона, после двух остальных — по одному). При чтении молитвы «Владыко Многомилостиве...» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.
  8. В начале чтения или пения «Сподоби, Господи...» на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).
  9. При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припеве) к Спасителю, Божией Матери, святым.
  10. При пении «Буди имя Господне...» в конце вечерни и Литургии (три поклона).
  11. При всех возгласах «Главы наша Гбспо-деви приклоним» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.
  12. После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе» до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Вбнмем» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.
  13. На Литургии в начале пения «Херувимской» полагаем крестное знамение и преклоняем голову до выноса Святых Даров. После слов священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» три поклона.

Креститься с земным поклоном:

  1. В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).
  2. В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа...», после слов «Тя величаем...».
  3. По окончании пения «Тебе поем...».
  4. После «Достойно есть» или задостойника.
  5. После пения «Отче наш» на Литургии в будние дни.
  6. При возгласе «Святая святым» в будние дни.
  7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим...», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков».
  8. В Великий пост на Литургии Преждеос-вященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех».
  9. В Великий пост на Литургии Преждеос-вященных Даров во время пения «Да исправится молитва моя...» и «Ныне Силы Небесные...» преклоняются до земли.
  10. В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице...» (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся...» и прочее на великопостной вечерни (три поклона).
  11. В Великий пост, при чтении молитвы св. Ефрема Сирина.
  12. В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (три земных поклона).
  13. На великой вечерни в праздник Святой Троицы, при возгласе диакона «Паки и паки, преклонше колена...», преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитв.

Поясной поклон без крестного знамения:

  1. При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
  2. В конце отпуста, если священник произносит его без креста.
  3. Земной поклон без крестного знамения:
  4. Великим постом, в конце великого повечерия, при молитве «Владыко Многомйлос-тиве...» преклоняются до земли до окончания молитвы.
  5. Великим постом, в конце великого повечерия, после слов священника «Простите, все-честнйи отцы и братие...».

Креститься не положено:

  1. Во время чтения Шестопсалмия.
  2. Во время чтения или пения псалмов и стихир. На стихирах и псалмах только тогда полагаются поклоны, когда к этому призывают сами слова «поклонимся», «покланяемся», «кланяемся», «припадем», «припадаем» и т.д.

Не допускаются земные поклоны:

В воскресные дни, в двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи...» на вечерне в самый день праздника.

 

Из "Полного молитвослова для мирян по уставу Православной Церкви". - М.: Даниловский благовестник, 2010. - 528 с. Издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Благодарю Вас!!! Спасибо !

и еще раз простите, Батюшка :)- а что такое запивка после причастия? Причастие - это принятие тела и крови Христовой - хлеба и вина. А запивка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что такое запивка и теплота? — Святыни — Татьянин День

 

Что такое запивка и теплота?

Вопрос: Ссылаюсь на "Закон Божий" под ред. Слободского 1987 г. изд. Там явные противоречия. Меня интересует, что такое теплота и что такое запивка. На с. 614 сказано, что на жертвеннике находится ковш, в котором перед причастием подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия. А на с. 661 сказано, что после причастия верующие принимают теплоту, т. е. церковное вино, смешанное с водой, чтобы не осталась во рту частица Святых Даров.

Ольга, инвалид, Москва . 23 февраля 2010г.

 

Ответ: Уважаемая Ольга, Священное Писание среди прочего говорит нам: «Не судите опрометчиво», то есть слишком поспешно и не обладая достаточной информацией. Знаете, в русском языке есть многозначные слова, и слово «теплота», мнимая неточность употребления которого Вы нашли в прекрасной книге «Закон Божий» под редакцией протоиерея Серафима Слободского, просто употребляется в двух значениях: и как горячая вода, которая вливается в Чашу перед приобщением священнослужителей и мирян, и как растворение из теплой воды с небольшим добавлением вина, которое дается в качестве запивки после причащения священнослужителей и мирян. Это всего лишь два значения одного и того же слова, которые основаны на фундаментальной характеристике вещества: оно теплое.

 

и еще.... тут Запивка - Форум Предание.Ру

 

вопрос: Разъясните, пожалуйста, действительно ли необходимо "запивать" и "заедать" Святое Причастие? Какого значение "запивки"? У кого из знакомых не спрашиваю, никто ответить толком не может. Заранее Вам благодарен!

Спаси Господи!

ответ: По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Иулия

Странно, земной поклон-это встать на колени и челом в землю-перед храмом чтоб кто такой клал -ни разу не видела))))

Поясной-так наклониться, чтоб рукой можно было-бы дотронуться до пола , но не дотрагиваться.

Традиции что-ли поменялись? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Странно, земной поклон-это встать на колени и челом в землю-перед храмом чтоб кто такой клал -ни разу не видела))))

Имеются ввиду земные поклоны не перед храмом, а внутри храма при входе в него. Великим постом действительно так положено делать. В Оптиной во всяком случае это соблюдается строго.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Почитала про поклоны... Мдааа... чем больше узнаешь, тем больше понимаешь: сколько же не знаешь.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...