Перейти к публикации
  • 0
Мария Ш

Иуда. Предательство.

Вопрос

Получила предложение сделать доклад на указанную тему. Прошу вас поделиться размышлениями. Т.е. не голыми общеизвестными фактами, а их собственной или не собственной обработкой. Можно подумать над отдельными терминами. Исходник - ев. От Марка. Но не ограничиваться им. Форма, как в ТРИЗ, "без критики". Что-то отберу. Заранее спасибо.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0

Мария, я думаю, за основу можно было бы  взять гл. XI "Предание Иисуса Христа Иудой" книги св. Иннокентия Херсонского "Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа" 

https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Hersonskij/poslednie_dni_zhizni_hrista/#0_11

  • Like 1
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, Мария Ш сказал:

поделиться размышлениями...подумать над отдельными терминами

В чем заключается предательство Иуды?

На поверхности – разглашение места отдыха Спасителя с учениками и направление служителей для ареста, помощь в аресте.

Но Церковь в молитве ко Святому Причащению указывает на два предательства: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда…»

 

На разглашении тайного убежища предательство не закончилось. 
 
Господь сказал: «Вот, приблизился предающий меня» (а не предавший; впрочем, не знаю, как в греческом тексте; в ЦСЯ тоже в настоящем времени), и затем: «Иу́до, лобза́нiемъ ли Сы́на Человѣ́ческаго предае́ши?» (Лк.22:48).  

 

Иудино лобзание, как предательство... Отдельная тема. Спектр смыслов очень широкий.

 

------

Причины предательства (и связанные с ней темы)

 

Прямые причины предательства Иуды достаточно ясно указаны в Писании, в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах – действие сатаны, сребролюбие и гордость.

 

Эти плоды выросли на ветвях неверия и нелюбви к Богу. Царство Небесное не было целью Иуды, стремление к земному благоденствию и преуспеянию превалировало, Господь рассматривался не как цель, а как средство. Но. Всё это относится к моменту самого предательства.

 

Вопрос: куда делись любовь и вера, которые были (предположительно) изначально? Ведь из книги Деяний косвенно  следует, что Иуда скорее всего был на Иордане у Иоанна Крестителя, а потом стал учеником Спасителя. Вряд ли уже тогда  им руководили корысть и гордость.

 

Наверно, это самый главный вопрос, поскольку нечто подобно мы видим и у современных иуд.

 

Михаил Денисенко поступал в семинарию, когда это не давало никаких бонусов, и, наоборот, было сопряжено с опасностями. Покойный митр.Питирим, его однокашник, отзывался о нем, как о добром парне, только очень послушном перед начальством.

 

Александрийский патриарх Феодор много сделал для Церкви, был отцом многих, а сейчас не только впал в раскол, но и говорит ужасные вещи, явную ложь. Можно, конечно, считать, что его предыдущие признания в любви к русскому народу, УПЦ и митрополиту Онуфрию были просто хитростью, но это, скорее всего, ошибочно.

 

Как же добрые христиане становятся иудами? 

 

Апостол говорит: «Всякое даяние благо и всяк дар совершен… свыше есть сходяй от Отца светов» (Иак.1:17). В том числе, вера и любовь. Значит, эти дары были даны Иуде, а потом отобраны? И вселился в него сатана. Почему?

 

Возможно, ответ на этот вопроса в словах старца Киево-Печерской лавры, сказанные в адрес будущего митр. Филарета при закрытии лавры в советское время: «Помни, ты за нечестие свое отступишь от Бога и будешь врагом Церкви, придет время – ты предателем Церкви будешь.» (https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/shiarhimandrit-zosima-sokur-o-chem-dusha-skorbit-zhizneopisanie-pastyrskie-trudy-vospominanija-duhovnyh-chad/3_1)

 

Значит, можно заключить, что причиной отступления Божией благодати, в результате которого человек лишается веры и любви, есть нечестие (Иуда злочестивый…)…

Нечестие (отдельная тема)

 

До ревности любит Дух…

 

Помощи Божией!


 

Изменено пользователем Юрий Кур
исправление орфографии
  • Like 2
  • Спасибо! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Не я ли? 

 

Ты помнишь, ночь спускалась с гор,
Стирая тени в одночасье,
И темной горницы притвор,
И хлеб, разломленный на части.

 

И мы, в Его не веря смерть,
Вопрос заветный повторяли:
«Не я ли, Господи, не я ли?
Ответь мне, Господи, ответь!»

 

Вином Он чашу наполнял,
Смотря в глаза твои в печали.
И вместе с нами ты сказал:
«Не я ли, Господи, не я ли?»

 

Мы были в горнице одни,
И, как вино, стекало время.
И Он омыл твои ступни,
Как раб, вставая на колени…

 

Ты помнишь сребреников звон,
Где отчеканен профиль царский?
К как тебе навстречу Он
В долине вышел Гефсиманской.

 

В ту ночь в глаза Ему смотреть
Без страха ты посмел едва ли.
«Не я ли, Господи, не я ли?
Ответь мне, Господи, ответь!»

 

 

 

 

Изменено пользователем ~ Весна ~
  • Like 2
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Не я ли?

Примите не как критику, а как любопытное дополнение. В греческом языке есть две отрицательные частицы. "Ук" и "мэ". Встраиваясь в вопросительное предложение, они предвосхищают ответ. Либо положительный, либо отрицательный.

Евангельское "не я ли", уже воспринятое культурой, аутентичнее перевести "ведь не я же!" 

  • Like 1
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
15 минут назад, Мария Ш сказал:

Примите не как критику, а как любопытное дополнение. В греческом языке есть две отрицательные частицы. "Ук" и "мэ". Встраиваясь в вопросительное предложение, они предвосхищают ответ. Либо положительный, либо отрицательный.

Евангельское "не я ли", уже воспринятое культурой, аутентичнее перевести "ведь не я же!" 

Спасибо, дополнение действительно интересное. 

Надо почитать поглубже толкование этого места. 

Всегда воспринимала, что апостолы до конца не знали, даже сами за себя, кто предаст Учителя (как и ап. Пётр не предполагал своего отречения). 

 

Вот, кстати, одной из глав  доклада может быть рассуждение от том, как и нам не стать Иудой-предателем (не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
11 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

как и ап. Пётр не предполагал своего отречения

Апостолы не только не предполагали отречения, а наоборот, предполагали умереть с Учителем, что сбылось несколько позже. Все, кроме сына погибели

11 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

как и нам не стать

Да, собираюсь экстраполировать

Изменено пользователем Мария Ш
  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
14 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Вот, кстати, одной из глав  доклада может быть рассуждение от том, как и нам не стать Иудой-предателем (не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда). 

У меня такие же мысли. Ведь в каждом из нас живет "иуда". Если не будет с нами благодати Божией, каждый может стать таким предателем. Можем предать Бога и не заметить, родителей, детей, близких, друзей и себя в том числе.Мотивы могут быть разными.Но по-любому, это тайна Божия о каждом из нас. 

  • Like 3
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 часов назад, Мария Ш сказал:

предложение сделать доклад

А на какую аудиторию? И из какой сферы предложение поступило?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

На аудиторию из взрослых вменяемых доброжелательных верующих мирян, не имеющих богословского образования. Предложил священник с семинарским и академическим богословским и истфаком светским. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Песнь 9, тропарь 1
Неразу́мен я́влься и лука́в ревнообра́зник, / дар достойнобоже́ствен сло́вом продае́т. / И́мже долг разреши́ся грехо́в, / кра́дый лю́тый Иу́да любобоже́ственную благода́ть. 

 

Устроим "мозговой штурм". Растолкуйте, пожалуйста,  кто как понимает этот цс текст.

Греческий ревнообразник - "зелотюпос" "ζηλότυπος" - ревнивец, завистник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Крадущий любобожественную благодать лютый Иуда явился неразумным и лукавым завистником, продает словесно (словами) Дар божественный, Которым разрешился долг греховный.

  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

У преп. Нила Мироточивого есть жизнеописание Иуды Искариота. Хотя, оно такое весьма уникальное и своеобразное... На Афоне говорят, его творений не любят, за беспощадное обличение афонского монашества. Но я и в нашем монашестве вижу все то же самое, что преп. Нил обличает, что уж тут обижаться, все верно...

  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, Юрий Кур сказал:

Крадущий любобожественную благодать лютый Иуда явился неразумным и лукавым завистником, продает словесно (словами) Дар божественный, Которым разрешился долг греховный

Спасибо, Юрий. Позвольте уточнить

1)как можно украсть благодать. 

2) к чему он мог испытывать зависть (или ревность. В смысле зелотства

 

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 минуты назад, Мария Ш сказал:

как можно украсть благодать

может быть недостойное Причастие?

 

2 минуты назад, Мария Ш сказал:

к чему он мог испытывать зависть (или ревность. В смысле зилотства

В каком-то моменте, наверно, к Марии Магдалине, ведь именно после того, как она помазала Господа маслом, Иуда пошел предавать. Но зависть ведь показатель ощущения собственной неоцененности. Так что можно испытывать зависть ко всему, что считаешь переоцененным.

  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
17 минут назад, Юрий Кур сказал:

может быть недостойное Причастие?

Может быть. Хотя.. Апостольство  и Причастие он получил не тайно и не вследствие прямого в воровства. Берассудная расточительность в некотором смысле... что делал блудный сын - проматывал то, что дал Отец.

Случай с Магдалиной - частность. Но - принято. В конце пути ему опротивели деньги, которые он так неразумно ценил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 часа назад, Мария Ш сказал:

Неразу́мен я́влься и лука́в ревнообра́зник

Языками не владею (с), а в русском варианте мне видится человек, только изображающий ревность по Богу, т.е. усердие в служении Богу и желание Ему послужить.

  • Like 2
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, A Lost Sheep сказал:

такое весьма уникальное

Похоже на средневековый апокриф, где убил он не родного брата, а сына воспитавшей его женщины, а после, будучи на службе у пилата, пошел для него сорвать плодов, а не цветов.. а там и уподобился Эдипу. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:

к чему он мог испытывать зависть (или ревность. В смысле зелотства

Хотя бы к Иисусу Христу, славному чудотворцу и учителю.

  • Like 2
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 минут назад, Вечно в пути (Светлана) сказал:

Хотя бы к Иисусу Христу, славному чудотворцу и учителю.

В пользу такой версии выступает поцелуй Иуды. Он ведь мог указать рукой или еще как-то.. в среде раввинов учитель может целовать ученика, но ученик не смеет целовать учителя. 

  • Like 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:

 Апостольство  и Причастие он получил не тайно и не вследствие прямого в воровства.

Причастие - хоть и не тайно, но с нечистым сердцем. Интересно, что по блаж Феофилакту Болгарскому, Причастие для Иуды было актом отделения от Христа, причем отделил его сам Господь, как неисправимого:

 

"Господь подал кусок Иуде для того, чтобы он посовестился общения в столе и хлебе и удержался от предательства. Но Иуда и от этого не улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны и, как неисправимый, совершенно предался ему. - Доколе Иуда считался одним из учеников и членов святого лика, дотоле сатана не имел к нему такого доступа. Когда же Господь отделил его и отлучил от прочих учеников, объявив его чрез хлеб, тогда сатана овладел им, как оставленным от Господа и отлученным от божественного лика" (блаж.Феофилакт Болгарский, http://bible.optina.ru/new:in:13:27)

  • Like 1
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
21 минуту назад, Мария Ш сказал:
30 минут назад, Вечно в пути (Светлана) сказал:

Хотя бы к Иисусу Христу, славному чудотворцу и учителю.

В пользу такой версии выступает поцелуй Иуды. Он ведь мог указать рукой или еще как-то.. в среде раввинов учитель может целовать ученика, но ученик не смеет целовать учителя. 

 

5 часов назад, Мария Ш сказал:

дар достойнобоже́ствен сло́вом продае́т.

дар чудотоворения и учительства?

Изменено пользователем Вечно в пути (Светлана)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Благодати единения со Христом он предпочитает иную цель, ради которой словом продается Слово.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
13 минут назад, Мария Ш сказал:

Благодати единения со Христом

а она "достойнобожественная" или "достойночеловеческая"?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...