Перейти к публикации
SergeyV

Зачем нужно монашество?

Рекомендованные сообщения

Я тоже, случайно, первый раз спустился в пещеры к преподобным отцам. ... Слава Богу, что можно приходить в монастыри. И чем больше людей, чем тесней и суетней - тем радостней должно быть. Страшно когда пусто ... когда люди мимо проходят как гробы крашенные. И если кто раздрожает меня - значит Я в приходской храм свой ходил сам как в музей.

Надо всегда молиться за монашество как за самых родных.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Монахи же не в инкубаторе каком вылупляются, в миру рождаются и воспитываются, из мира приходят. Так что, какой мир, такие и монахи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Я тоже, случайно, первый раз спустился в пещеры к преподобным отцам. ... Слава Богу, что можно приходить в монастыри. И чем больше людей, чем тесней и суетней - тем радостней должно быть. Страшно когда пусто ... когда люди мимо проходят как гробы крашенные. И если кто раздрожает меня - значит Я в приходской храм свой ходил сам как в музей.Надо всегда молиться за монашество как за самых родных.

Простите меня все и за всё! И я всех прощаю.

Простите и Вы меня, ибо я вижу в Ваших мыслях глубокое и вредное заблуждение - "И чем больше людей, чем тесней и суетней - тем радостней должно быть." - Это в монастыре мирян, что ли?! Вы понимаете значение монастырей и иночества вообще в православной вере? Знаете как когда и для чего были основаны монастыри? Почитайте пожалуйста труды отца современного монашества Игнатия Брянчанинова, ознакомьтесь с мнениями современных богословов о состоянии монашества. Начните с толкования слов "монастырь, монах, инок" - как это переводится и кто это такие на самом то деле. Дай Вам Бог прозреть в этом очень важном для православия вопросе и пересмотреть свои разрушительные для монашества взгляды. Во истину - бес лукав, может людям внушать льстивые и обманно-благостные мысли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Монахи же не в инкубаторе каком вылупляются, в миру рождаются и воспитываются, из мира приходят. Так что, какой мир, такие и монахи.

Не понимаю, что значит, -"какой мир, такие и монахи"? Все-таки монахи - это ангельский образ. Они ведь уже не живут по законам мирской жизни. Они сильнее нас, могут нам помочь, дать совет, помолиться о нас. :mellow: Одно дело мирянин, а другое - монах. Как же обратиться за помощью к монаху, если он... Ужас. Хотелось, бы чтобы мы могли доверять нашим отцам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Доверять, Юля, нужно Богу,а к монашествующим, впрочем, как и ко всем остальным, нужно относиться с уважением.Человек приходит в монастырь не для того, чтобы стяжать наше доверие, а для того, чтобы постараться оправдать доверие Божие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Согласен - в какой-то степени некоторые из монастырей начинают походить на своеобразные торгово-развлекательные центры с православным уклоном - тут и чрево набить монастырской едой, тут и платочки, варежки, носочки купить от болячек и освященные "на мощах", тут и книжки душеспасительные, тут и Богу отдать немножко души... есть такая тенденция и это есть незаметное зло, некий "мелкий грех"...

С другой стороны, за десятилетия оголтелого атеизма именно посещение таких вот православных "ТРЦ" все-таки во многом дает именно тот эффект, какой и нужен Богу - люди соприкасаются с тем, чего не знали с детства и очерствелая душа все-таки, пусть не сразу, но потянется к духовному роднику... я в этом плане - оптимист. Поэтому пускай монастыри будут открыты паломникам, пускай там будут варежки-носочки, но будет главное - Бог доступен, к Нему можно прийти-приехать-доползти и монах, какой бы он ни был в представлении паломника, он все же представитель Церкви. Так что всё будет хорошо.

Во многом мой пост адресован Ерёмину Андрею - доверьтесь Богу, Он всё устроит ко благу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Не понимаю, что значит, -"какой мир, такие и монахи"? Все-таки монахи - это ангельский образ. Они ведь уже не живут по законам мирской жизни. Они сильнее нас, могут нам помочь, дать совет, помолиться о нас.

 

Да, монахи - это ангельский образ, но этот образ дается не в миг и не сразу, при одевании себя в рясу, до него еще надо дорасти, дотянуться, изрядно поработав, с кровью и с потом, распиная себя, а монах - это тоже человек, со своими недугами, которые он в уединении монастыря и избрался лечить с помощью Божьей, и это его главная задача, дело спасения своей души, как и у всякого христианина, а не быть бюро добрых советов, добрые советы давать и учительствовать он будет когда Бог ему дозволит, при условии если он достигнет определенного уровня. А в монастыре монахи бывают разного уровня, кто-то на такой ступени, кто-то повыше, более духовно развит, и невозможно от всех монахов требовать "духоносного старца", это не справедливо, тогда и мы, миряне, должны порядком подтянуться. И даже если есть в монастыре отчаянный грешник-монах, то его будет судить Бог, и нам не известно - способен он к исправлению или нет, нам же надо опасаться как бы самим не впасть в безумие и не упасть.

Даже великие и святые подвижники, имеющие славу падали, но покаявшись вставали милостью Божьей, и сейчас прославлены Церковью в лике святых, и что, нам теперь отвращаться от них - ...они же такое творили... ?

:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Как можно служить Богу которого не видим?

 

Исполнеием Его заповедей, в любви к Богу и к ближнему. Сам Господь повелел, сказал что не те Его ученики и не те Христовы, кто только слушает Его слово, но кто и исполняет. Дал величайшие заповеди, на которых закон и пророки, любить Бога и ближнего. Неведомого Бога вполне можно и нужно любить.

 

"Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего." (1-е от Иоанна, гл.4, 20-21)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Даже великие и святые подвижники, имеющие славу падали, но покаявшись вставали милостью Божьей, и сейчас прославлены Церковью в лике святых, и что, нам теперь отвращаться от них - ...они же такое творили... ? :)

Спаси Господи Вас Нафаня :) ! Вы очень интересно написали. Помоги Вам Бог !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Согласен - в какой-то степени некоторые из монастырей начинают походить на своеобразные торгово-развлекательные центры с православным уклоном - тут и чрево набить монастырской едой, тут и платочки, варежки, носочки купить от болячек и освященные "на мощах", тут и книжки душеспасительные, тут и Богу отдать немножко души... есть такая тенденция и это есть незаметное зло, некий "мелкий грех"...С другой стороны, за десятилетия оголтелого атеизма именно посещение таких вот православных "ТРЦ" все-таки во многом дает именно тот эффект, какой и нужен Богу - люди соприкасаются с тем, чего не знали с детства и очерствелая душа все-таки, пусть не сразу, но потянется к духовному роднику... я в этом плане - оптимист. Поэтому пускай монастыри будут открыты паломникам, пускай там будут варежки-носочки, но будет главное - Бог доступен, к Нему можно прийти-приехать-доползти и монах, какой бы он ни был в представлении паломника, он все же представитель Церкви. Так что всё будет хорошо.Во многом мой пост адресован Ерёмину Андрею - доверьтесь Богу, Он всё устроит ко благу.

Андрей, у Вас в этом вопросе аналогичные недопонимания сути как и у ALEXANDR. Опять таки настоятельно рекомендую прежде чем высказывать мнения и предположения, а тем более возражения, обрести минимальные знания о монастырях и монашестве. Пожалуйста, прочтите хотя бы в первом томе трудов Игнатия Брянчанинова главу "О монашестве".

 

Вот это по поводу измышлений о монашестве без подобающих минимальных знаний о нём:

"Потому-то, когда зачнется в светском обществе разговор о монашестве, один го­ворит: «Мне кажется так!», другой — «А мне кажется вот так!», иной: «А я сделал бы то!», другой — «А я сделал бы это!» Слышится тысяча противоречащих мнений и предположений, произносимых людьми, не имеющими никакого понятия о монашестве, но гото­выми сделаться писателями правил для монашества и распоряжаться монашеством по своему премудрому усмотрению, без всяких справок. Некоторые повторя­ют даже хулы, произнесенные на монашество протестантами и безбожниками. Чувством грусти и страха объемлется сердце от таких возгласов и суждений, в которых неведение попирает своими копытами драго­ценнейшие перлы Божественного предания и установ­ления.

Мирянин. Точно! Причиной этого — неведение, как вы сказали, отец.

Монах. Не думайте, что неведение есть зло незначи­тельное. Святые отцы называют неведение великим, начальным злом, от которого зло рождается в полно­те обилия. Преподобный Марк Подвижник говорит, что неведение есть первый, главный исполин злобы (Слово к иноку Николаю, Добротолюбие, ч. 1). Неведение не ведает своего неведения, неведение удовлетворено своим ведением, сказал другой отец (Священномученик Петр Дамаскин. Книга 1. Добротолюбие, ч. 3). Оно способно наделать множество зла, нисколько не подозревая, что делает его."

 

Понимаете, это казалось бы доброе дело для мирян: "Поэтому пускай монастыри будут открыты паломникам, пускай там будут варежки-носочки, но будет главное - Бог доступен, к Нему можно прийти-приехать-доползти и монах, какой бы он ни был в представлении паломника, он все же представитель Церкви.", на самом деле оборачивается губителностью для самого монашества, а следовательно и для всей православной веры.

 

"Многие монастыри, устроенные основателями своими в глубокой или, по крайней мере, удаленной от мира пустыне, ныне, при умножении народонаселения, уже стоят среди мира, среди бесчисленных со­блазнов. Мало того, что недужный, неспособный пред­стоять соблазну лицом к лицу, встречается с ним по необходимости, едва выйдет за монастырские ворота, — сам соблазн насильно и неистово вторгается в монас­тырь, производит нравственные опустошения и злоде­яния. Дух ненависти к монашеству признает торже­ством для себя введение соблазна в монастырь. Успе­хом возбуждаются громкий хохот, рукоплескания, как бы от одержания знаменитой победы, между тем как грех и бедствие — общие. По современной нравствен­ности и направлению мира, монастырям, более, неже­ли когда-либо нужно стоять вдали от мира. Когда жизнь мира соединена была с жизнью Церкви, когда мир жил жизнью Церкви, когда благочестие мирян отличалось по наружности от благочестия иноков только супруже­ством и стяжанием; тогда свойственно было монасты­рям находиться посреди городов, и городские мона­стыри доказали это, воспитав многих святых иноков. Но ныне должно быть обращено особенное внимание на вышеприведенное увещание апостола (см.: 2Кор.6:16-18) и приложе­но особенное тщание к исполнению его."

 

"Предлагаю вам обратить внимание на Пре­дание или Устав преподобного Нила Сорского, нашего со­отечественника, жившего в XV столетии, последнего, может быть, святого писателя о монашеской жизни. Сочинение это, несмотря на краткость, имеет удовле­творительнейшую полноту; сочинение это — глубоко, духовно. Оно издано в 1852 году по распоряжению Священного Синода в тысячах экземпляров и разосла­но по монастырям......

.....Преподобный Нил воспретил вход женскому полу в скит свой. В древности был воспрещен, а в Афон­ской горе поныне воспрещен вход женскому полу во все вообще мужские монастыри. Постановление, суще­ственно нужное для желающих победить свойство ес­тества! Им необходимо полное устранение от действия на себя этого свойства; оставаясь под влиянием его, они не могут не колебаться. При настоящем упадке нравственности, польза и необходимость этой меры становится очевидной (Предание)."

Прочтите, пожалуйста, всю главу, тогда обсудим детально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Андрей, у Вас в этом вопросе аналогичные недопонимания сути как и у ALEXANDR. Опять таки настоятельно рекомендую прежде чем высказывать мнения и предположения, а тем более возражения, обрести минимальные знания о монастырях и монашестве. Прочтите, пожалуйста, всю главу, тогда обсудим детально.

 

Извините, обсуждать не буду - Великий Пост. Минимальные знания о монастырях и монахах у меня есть, причем, не только теоретические. В вопросах устройства обителей я больше доверяю священноначалию. И уповаю на Господа. А толковать самочинно творения святых подвижников - дерзновения не хватает, да и богословского образования нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Извините, обсуждать не буду - Великий Пост. .

Разве в пост не позволительно читать святые писания, труды богословов и обсуждать их для правильного понимания и лучшего усвоения?

Минимальные знания о монастырях и монахах у меня есть, причем, не только теоретические..

"...Неведение не ведает своего неведения, неведение удовлетворено своим ведением, сказал другой отец (Священномученик Петр Дамаскин. Книга 1. Добротолюбие, ч. 3)..."

В вопросах устройства обителей я больше доверяю священноначалию. .

Андрей, Вы же отвечаете на мой пост не прочитав его - в нём отражено видение монастырского устройства Игнатием Брянчаниновым и Нилом Сорским. От себя или от кого другого я ничего не писал.

А толковать самочинно творения святых подвижников - дерзновения не хватает, да и богословского образования нет. .

При чём тут самочинное толкование, кто же просит это делать? Толкование уже давно сделано Игнатием Брянчаниновым, нужно его прочесть и на основании прочитанного формировать свои взгляды.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Разве в пост не позволительно читать святые писания, труды богословов и обсуждать их для правильного понимания и лучшего усвоения?"...Неведение не ведает своего неведения, неведение удовлетворено своим ведением, сказал другой отец (Священномученик Петр Дамаскин. Книга 1. Добротолюбие, ч. 3)..."Андрей, Вы же отвечаете на мой пост не прочитав его - в нём отражено видение монастырского устройства Игнатием Брянчаниновым и Нилом Сорским. От себя или от кого другого я ничего не писал.При чём тут самочинное толкование, кто же просит это делать? Толкование уже давно сделано Игнатием Брянчаниновым, нужно его прочесть и на основании прочитанного формировать свои взгляды.

Простите, я не в коей мере не считаю, что знаю много и не намерен поучать. Просто я знаком с некоторыми трудами Игнатия Брянчанинова, которые раскрывают сущность и понятия монашества. Прочитав эти труды, Вы наверняка измените свои взгляды на современную открытость и доступность монастырей. Настоятельно советую их прочесть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, я читаю все что вы рекомендуете. Не первый дясяток лет читаю. И мне очень понятна ваша тревога... Как обьяснить то, что я написал - мне трудно. Я попробую только перечислить то о чем я думал, прежде чем написать свой пост. Новый Завет, Любовь и буква, книга Иов, и еще, это сами люди - какие они были тогда и теперь относительно веры. Думаю всему свое время. Простите меня и недумайте плохо. :80:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что же я буду думать плохо о тех людях с кем познаю истину? Я очень благодарен Вам за данные возможности познания.

 

Вот приведу ещё слова Игнатия Брянчанинова - отца современного монашества:

"Преподобный Нил, соглядав монашескую жизнь в колыбели ее — на Востоке — и возвратившись в Рос­сию, избрал для жительства глубокую пустыню. Он был доволен избранным местом. Причину довольства выс­казывает в одном из писем своих. «Благодатью Божи­ей, — говорит он, — обретох место, угодное моему ра­зуму, понеже мирским маловходно». Употребим здесь силлогизм преподобного Нила: «Если для столь святого мужа избранное им место жительства было прият­но по той причине, что мирские люди мало посещали его, то нам, немощным по произволению и разуму, удобопреклонным ко всем грехам, тем более следует из­бирать для жительства нашего места уединенные, от­даленные от мирских селений, не привлекающие к себе сонмы мирян, а с ними и сонмы соблазнов».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Разве в пост не позволительно читать святые писания, труды богословов и обсуждать их для правильного понимания и лучшего усвоения? ....

 

Андрей, в Пост (и не только в Пост) считаю для себя позволительным ЧИТАТЬ Святые Писания, труды богословов, но ОБСУЖДАТЬ их применительно к сегодняшнему дню не дерзновею. Для этого есть Патриарх, Синод и так далее. Вот уж простите меня, неучёного.

Труды свт. Игнатия Брянчанинова читал. И, конечно, касательно монашества. Но свт. Игнатий (Брянчанинов), его труды и взгляды - это скорее, идеал монашества, в который загонять никого не надо, а Вы, как мне кажется, желаете загнать - и превратить монастыри в исправительные заведения, куда визиты по определенным дням и с позволения тюремного начальства. Что из этого будет?

Можно сколько угодно говорить об «отступлении» монашества, о его «деградации» и «обмирщении», но это тоже гибельный путь. Иного после 70 лет злостного атеизма ждать нельзя.

Лично я посетил массу святых обителей и, надеюсь, Божьим произволением смогу увидеть и другие. И если бы они были закрыты, как Вы мечтаете, и вход был бы по ВИП-пропускам, поверьте, ни я, ни другие, в этом форуме не сидели бы. И боюсь, многие в поисках Бога ушли бы туда, откуда не возвращаются.

Знаете, Андрей, я имел счастье работать в одном епархиальном учреждении. И столкнулся с очень разными людьми на всех иерархических уровнях – от семинариста до митрополита.

И могу сказать, что в жизни все намного сложнее и богаче любых теоретических трудов.

Поэтому:

"Теория, мой друг, суха,

Но зеленеет жизни древо"

Гёте И.В. Фаус (Перевод Б. Пастернака)

Прости, Господи!

 

И еще - Архимандрит Тихон (Секретарев): Как вытерпеть самих себя

http://www.pravmir.ru/arximandrit-tixon-sekretarev-kak-vyterpet-samix-sebya/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Что же я буду думать плохо о тех людях с кем познаю истину? Я очень благодарен Вам за данные возможности познания.Вот приведу ещё слова Игнатия Брянчанинова - отца современного монашества:"Преподобный Нил, соглядав монашескую жизнь в колыбели ее — на Востоке — и возвратившись в Рос­сию, избрал для жительства глубокую пустыню. Он был доволен избранным местом. Причину довольства выс­казывает в одном из писем своих. «Благодатью Божи­ей, — говорит он, — обретох место, угодное моему ра­зуму, понеже мирским маловходно». Употребим здесь силлогизм преподобного Нила: «Если для столь святого мужа избранное им место жительства было прият­но по той причине, что мирские люди мало посещали его, то нам, немощным по произволению и разуму, удобопреклонным ко всем грехам, тем более следует из­бирать для жительства нашего места уединенные, от­даленные от мирских селений, не привлекающие к себе сонмы мирян, а с ними и сонмы соблазнов».

 

Все это так.... Но раньше все люди верили. Пусть многие верили в ложных богов, но верили. Или вспомните Савла? Тогда надо было людей только направить к истине. А сегодня? Как научить жить не по Савлу а по Павлу, не по закону а по духу? Как? Если у нас Бога забыли и законы не уважают? Почему Вы смотрите на монастыри из мира? Вы попробуйте посмотреть на мир из монастыря. Как много людей которые рядом с Богом. Для них двери открыты. А про тесноту и суету я написал - так она разная бывает. Вот мы сегодня как птинцы в гнезде с открытыми ртами просим пищи. И тесно и суетно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Труды и взгляды Игнатия Брянчанинова, действительно считаются основой современного монашества, то есть это именно то, к чему должно стремится монашество. Это общепризнанное руководство современного монашества. Конечно же загонять ни кого ни куда не надо и Игнатий Брянчанинов (ОН, ЗАМЕТЬТЕ, А НЕ Я - ещё раз обращаю внимания, что от себя я ни чего не сочиняю) не призывает этого делать, более того он подчёркивает, что не пристойное дело светскому обществу и мирянам реформировать или вообще как либо воздействовать на монашество. В православной вере вообще ни кто ни кого ни куда насильно не загоняет. Исправительные заведения, ВИП пропуска, тюремное начальство...- что это такое? При чём тут монастыри и монашество? Что же это Вы приписываете к моим мечтаниям, я ведь не Игнатий Брянчанинов? Да и он в своих трудах явно не об этом мечтал. Спокойное плодотворное обсуждение не должно переходить в красно язычное шельмование. Нужно остерегаться ярких, кричащих и "вызывающих на бой" аллегорий - у нас ведь не спор, а обсуждение.

 

"Теория, мой друг, суха,

Но зеленеет жизни древо" - это сказал мефистофель... это же непрестанно и повторяет он - сатана, совращая человека.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

предавая всего себя Богу, монах трояко полезен и Богу и Вселенной и людям, даже тем, кот. его не знают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все это так.... Но раньше все люди верили. Пусть многие верили в ложных богов, но верили. Или вспомните Савла? Тогда надо было людей только направить к истине. А сегодня? Как научить жить не по Савлу а по Павлу, не по закону а по духу? Как? Если у нас Бога забыли и законы не уважают?  Почему Вы смотрите на монастыри из мира? Вы попробуйте посмотреть на мир из монастыря. Как много людей которые рядом с Богом. Для них двери открыты. А про тесноту и суету я написал - так она разная бывает. Вот мы сегодня как птинцы в гнезде с открытыми ртами просим пищи. И тесно и суетно.

 

Что бы дать другим, необходимо слышать. А что бы слышать необходима тишина.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот оно - современное монашество!

 

М. Дегтярева "Силуана"

 

Начало Великого поста в тот год ознаменовалось тем, что из гостиницы для паломников пришлось уйти. Было обидно, тем более что с момента первого приезда в Оптину Пустынь я ни разу не получила замечания по послушаниям. Оценить это может тот, кто ездил туда до середины прошлого десятилетия. Тогда все было довольно строго, длительное присутствие женщин не поощрялось вообще, и в паломницкой за нами следили внимательно и неусыпно. Незначительное искушение стало причиной огорчения: накануне вечером, увидев в храме старца, духовника обители, не могла не подойти под благословение, опоздала на несколько минут к началу уборки, а потом, сколько ни старалась, так и не могла попасть в ритм и только раздражала старшую. И вот теперь голос одной из гостиничных звенел от стены до стены так, что вибрировал воздух. Хорошо понимая уже, что к чему, быстро уложила в сумку Библию и бутылку с крещенской водой и соскользнула со своего второго яруса вниз. А через несколько минут радовалась тому обстоятельству, что двое трудников оказались в нужный момент у камеры хранения и благодушно приняли на себя попечение над моими вещами до окончания службы. Вернулась в храм и не решилась пройти туда, где стояла с утра, с начала службы.

Читать дальше!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Полностью можно прочитать выйдя на страницу по ссылке :http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/rybko_kto_takoy_monah-all.shtml

 

Кто такой монах?

 

иеромонах Сергий (Рыбко)

 

".... - Отец Сергий, монашество, как известно, имеет разные формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть монахи, которые живут в городе, как Вы, совершают свое служение на приходе. Скажите, несут ли современные монахи те аскетические подвиги, которые описаны в книгах, в житиях святых?

- Формы монашеской жизни всегда были разнообразными. С самого момента своего возникновения - в третьем веке - монашество было гонимо. Оно и возникло как результат гонений на благочестие. Как это произошло?

Эпоха первых веков Христианства была эпохой мучеников; тогда все христиане были гонимы. Потом христианство вышло из катакомб и стало государственной религией Римской империи. Поскольку все чиновники должны были быть христианами, естественно, Крещение начали принимать не только для спасения своей души, но и из меркантильных соображений. Поэтому благочестие стало угасать. Некоторые, видя такую картину, скорбели, и стали удаляться в пустыню для того, чтобы сохранить настрой первых христиан, апостолов - учеников Господа нашего Иисуса Христа и учеников апостолов. Такие люди стали называться монахами.

Монах - значит уединенный, но он не одинок, он не один. Монах - это человек, который пребывает один на один с Богом. Для того, чтобы было удобнее жить, монахи объединялись в монастыри, тем более, что новоначальному монаху нельзя сразу удаляться в пустыню и жить одному. Сначала человек должен претерпеть некоторый искус, живя среди людей, научиться смирению, послушанию, любви, милосердию. И только после этого, если будет Божия воля, можно уходить на полное уединение в пустыню. Таких всегда было мало.

В основном монахи жили в монастырях, которые представляют собой особые общества людей, близких друг другу по духу и интересам. Вы тоже, наверное, общаетесь и дружите только с теми, кто вам интересен и не ко всякому пойдете в гости, не всякого будете принимать у себя. Круг наших друзей определяется нашими интересами. И монастырь - тоже как бы объединение людей по интересам.

Когда начинались гонения на христиан - а на протяжении церковной истории они случались часто,- первый удар всегда падал на монахов. Их считали самыми главными фанатиками, потому что они были самыми главными носителями православной веры. Своим внешним обликом и всей своей жизнью они проповедовали иные, чуждые миру идеалы. Инок - так по-другому называют монаха - это человек, живущий иной, не такой, как все, не понятной миру жизнью.

В ответ на внешние социальные перемены и на гонения, Церковь, а вместе с ней и монашество, изменяли формы своей жизни. То, что сейчас довольно значительное число монахов подвизается на приходах,- следствие особых условий существования монашества при советской власти, которая с первых же дней обрушила волну гонений на Церковь, и прежде всего на монашество. Были уничтожены, замучены, сосланы в лагеря, расстреляны, казнены десятки тысяч монахов. Сейчас постепенно идет процесс канонизации, т. е. прославления этих святых.

Все монастыри у нас в России были закрыты. Только один - Псково-Печерский монастырь - не подвергался гонениям, не был закрыт. Это произошло только потому, что территория, на которой он находится, отошла к Эстонии, а Эстония до 1939 г. не входила в состав Советского Союза. В 1939 году монастырь закрыть не успели: началась Вторая мировая война. А потом политика государства изменилась, и обитель так и осталась открытой. Это единственный монастырь на территории России, который никогда не закрывался.

Все остальные монастыри были закрыты, разграблены, а их насельники либо расстреляны, либо сосланы в лагеря. Поэтому вполне естественно, что те, кто вышел из лагерей, или те, кому удалось спастись от гонений, жили где-то в миру, у родственников, знакомых. Достаточно часто они селились в деревнях, жили в банях, подвалах или работали в колхозах, например, счетоводами.

Я знал одну монахиню, схимницу. В 1916 году она ушла в монастырь и была пострижена в возрасте шестнадцати лет. В годы гонений была сослана на Колыму, где провела девять лет. Она рассказывала обо всех тяжких испытаниях, которые пришлось пережить. Вернувшись с Колымы, она устроилась работать медсестрой: делала уколы старым, пожилым людям, приносила им лекарства. Это тоже служение христианского милосердия. За примерную работу ей дали квартиру. Ходила в храм, молилась. Когда вышла на пенсию, стала постоянно служить и прислуживать при храме, при этом жила в квартире, которую получила. Многие монахини и монахи тогда так жили.

Потом, еще при Сталине, стали открываться монастыри. При Хрущеве гонения возобновились: было закрыто около семидесяти монастырей, действующих осталось только шестнадцать. При Брежневе монастыри, слава Богу, не закрывались, хотя испытывали очень сильный прессинг со стороны государства. Первый, вновь открытый при советской власти монастырь, уже в пост-брежневскую эпоху - Данилов. А с 1988 года началось открытие и восстановление множества святых обителей, и сейчас их существует уже более пятисот. Кстати, открытия такого множества монастырей за такой короткий срок не было никогда и нигде в истории Христианской Церкви.

Теперь несколько слов относительно аскетического подвига. Без аскезы монашества не будет. Конечно, современное состояние человечества значительно отличается от древнего: и здоровье совсем не то, и пища не та, и экологическая обстановка сильно ухудшилась. Поэтому те требования, которые предъявлялись к монахам в древности, сейчас являются невыполнимыми, и те подвиги, которые они несли, невозможны для современных иноков. Но не это главное. Монах - это не тот, кто заключает себя в четыре стены, ничего не ест и не спит. Монах - это совершенный христианин, а христианство есть любовь к ближнему и любовь к Богу. В этих двух заповедях выражено все Евангелие, монах посвящает всю свою жизнь их исполнению. Значит, монах - человек, целью и смыслом жизни которого является служение ближнему. В этом отношении современные монахи совершают свое служение. Совершают на приходах, в святых обителях, восстанавливая с нуля или из развалин святые монастыри. Нашему времени в основном свойственно нести подвиг строительства, возрождения монашеской жизни.

Кроме того, монахи занимаются написанием и изданием духовных книг. Величайший из духовных авторов XX века, на мой взгляд,- игумен Никон (Воробьев). Издана книга его писем "Нам оставлено покаяние". Среди современных духовных писателей мне более всего близок архимандрит Лазарь (Абашидзе), который сейчас подвизается в Грузии вместе с несколькими послушниками в пустыне в Кавказских горах. Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, которое существует при нашем храме, выпустило в свет одну из его книг: "Грех Адама". Она посвящена вопросу о том, возможно ли спасение некрещеных младенцев и вообще некрещеных. В Церкви существуют самые разные взгляды на эту проблему, и автор книги, рассмотрев различные мнения, однозначно доказал, что, если человек не родится от воды и Духа, не может наследовать царствия небесного (Ин. 3:5). Поэтому без Таинства Крещения спастись не может никто. Церковь всегда знала только одно исключение из этого правила - когда человек был замучен за Христа, не будучи крещеным. Такой человек окрестился своей кровью и считался не только крещеным, но и святым мучеником. Никаких других примеров спасения некрещеных Церковь не знала на протяжении всей своей двухтысячелетней истории.

-Что делать молодому человеку, или, может быть, не очень молодому, у которого появилось желание посвятить себя монашеству? Что Вы ему посоветуете?

- Не очень молодому человеку я скажу, что в монашество нужно уходить в молодом возрасте. Те люди, которые пожили в свое удовольствие и на старости лет решают уйти в монастырь, боясь, что некому будет за ними ухаживать в старости, поступают не совсем честно. Кроме того, в монастыре нужно трудиться, а для этого надо иметь здоровье. И сам по себе аскетический образ жизни, посты, богослужения, которые в монастыре и более длинные, и более частые, чем в миру, требуют определенного физического здоровья. Поэтому далеко не каждому человеку в годах нужно уходить в монастырь.

Конечно, Промысл Божий призывает людей по-разному. Но лучшие монахи все-таки "получаются" из молодых. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что большинство святых Православной Церкви ушло в монастырь в двадцатилетнем возрасте. Может быть, не ровно в двадцать лет, а в двадцать один, двадцать четыре, двадцать пять. Это самый благословенный возраст, когда душа человека еще мягкая, еще ничем не запечатлена: никакими грехами, пороками, навыками, заблуждениями. Душа его как чистый лист бумаги, на котором можно писать святые письмена.

Кроме нашего желания, нужно, прежде всего, чтобы была воля Божия на то, чтобы человек ушел в монастырь. Волю Божию надо искать. Как это делается? Наверное, не должно быть так, что человек только крестился, только начал ходить в храм - и сразу поступает в монастырь. Всякое, конечно, бывает, но сначала нужно походить в храм, стать православным христианином.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином. Живя в миру, посещая святой храм, нужно постараться взять из сокровищницы Церкви все возможное, то есть достигнуть определенного духовного уровня, стать настоящим православным церковным человеком. Надо соблюдать посты, которые предписывает Православная Церковь, ежедневно совершать молитвенное правило, регулярно, не реже одного раза в неделю, посещать храм. Православный человек должен ходить в храм во все воскресные дни: накануне, т. е. в субботу вечером, и в воскресенье утром,- а также в двунадесятые праздники, которые так называются, потому что их двенадцать. Вообще, христианин должен любить богослужение, любить духовную жизнь, обязательно читать духовные книги.

Тем, кто стремится к монашеству, необходимо получить какое-то представление о монашеской жизни, читая творения Святых Отцов Православной Церкви, то есть тех, кто причислен к лику святых. Эти книги, написанные святыми людьми, повествуют о монашеской жизни, о внутреннем монашеском подвиге, о том, как жили и как должны жить монахи, об истории монашества. До вступления в обитель должно понять, что такое настоящее, подлинное монашество, чтобы не ошибиться, чтобы не получилось так, что человек построил себе воздушные замки, а жизнь оказалась совсем другой. Еще нужно знать, что монашество XXI века сильно отличается от того, что было в древности.

Получив представление о монашестве, затем, как правило, берут благословение у своего духовного отца. И сначала едут в святую обитель посмотреть, а потом уже решаются остаться. Вот что мог бы я посоветовать желающему подготовиться к монашеской жизни и найти для себя обитель.

Из книги Возможно ли спасение в XXI веке? Иеромонах Сергий (Рыбко)...."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть такой вариант ответа:а зачем нужны миряне???

-чтоб в законных браках рождать монахов!!!

-а если нет то за чем они нужны??не пойму?

-ну так миряне это ж люди..

-а монахи что брёвна??? :smile300: ни кого не хотел обидеть,так для расширения диапозона обсуждения! :good0000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...