Перейти к публикации
Мария Ш

О святых

Рекомендованные сообщения

Мария, у нас заблокированы многие новостные ресурсы и соцсети. Прочитать не могу. Я размещу, то что нашла. Может это повторяет Ваш материал? Простите.

 

https://monasterium.ru/monashestvo/issledovaniya/izbrannik-i-ugodnik-bozhiy-svyashchennomuchenik-serafim-chichagov/

 

Скрытый текст

 

Избранник и угодник Божий: священномученик Серафим (Чичагов)

Ольга Павлова

Избранник и угодник Божий: священномученик Серафим (Чичагов)

Россия терзается, разоряется, распадается, и нам ли, потомкам собирателей и просветителей земли Русской, допустить такое преступление! Мы дожили до того, что опять надо просвещать нашу Родину светом христианства, почти исчезнувшего во всех слоях общества и народа. Нам страшна не борьба с врагами христианства, но смерть и гибель России! Любовь к Богу, присяга Царю и пре­данность Родине зовут нас на подвиг самоотвержения!

Из проповеди Преосвященного Серафима (Чичагова)

О жизни и трудах митрополита Серафима (Чичагова) еще только лет 15 тому назад было известно разве небольшому числу архиереев, священников и историков, изучавших историю Русской Церкви в предреволюционные и первые советские десятилетия. Но в конце 80-х годов, когда стала подниматься наша Церковь, когда достоянием гласности сделались страшные подробности богоборческих лет, в числе первых, кого вспомнила Церковь, был митрополит Серафим. По воле Божией и по повелению самого Владыки – чудесному повелению «послужить ему», данному им в сонном видении своей внучке Варваре Васильевне Черной (будущей игумении Серафиме), – с удивительной быстротой начали открываться сведения о жизни митрополита Серафима, об обстоятельствах его гибели. Стали обнаруживаться и давно забытые его труды, ранее не доступные не только широкому кругу читателей, но и родным Владыки, однако хранившиеся в закрытых библиотечных фондах, военных и церковных архивах.

Варвара Васильевна, добывая сведения и документы из самых различных источников (в том числе из архивов КГБ), собрала огромный материал о жизни и трудах владыки Серафима, который и лег в основу первого двухтомного издания «Да будет воля Твоя» (1993). Благоприятствовали восстановлению памяти о Владыке два важных события в духовной жизни России: второе обретение святых мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 г. и переиздание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Заново открылось тогда многим православным людям имя автора «Летописи» – архимандрита Серафима (Чичагова), сыгравшего столь важную роль в деле прославления преподобного.

Летом 1993 г., в дни празднования 90-летия этого события, в Дивеево была привезена часть тиража книги «Да будет воля Твоя».

Псково-печерский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), получивший в дар эту книгу от Варвары Васильевны, благословил ее на издание всех трудов митрополита Серафима «для пользы тех, кто входит сейчас в Церковь». И Варваре Васильевне (с ноября 1994 года – игумении московского Новодевичьего монастыря) по молитвам старца удалось в короткий срок переиздать многие произведения своего деда: военно-исторические, медицинские, богословские.


Благодаря этим трудам православные в нашей стране лучше узнали митрополита Серафима и полюбили его, а собранный игуменией Серафимой материал послужил основой при подготовке в 1997 году его канонизации в лике священномучеников.

Митрополит Серафим в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей. Лето 1928 г. Рядом с Владыкой – настоятельница монастыря игумения Арсения. Стоят (слева направо): дочери Наталия (монахиня Серафима) и Леонида, мать Варвары Васильевны (впоследствии монахиня Серафима). У ног Владыки: внучки Леонида и Варвара (впоследствии игумения Серафима)  

На многое способна любящая душа! Горячая любовь Варвары Васильевны к деду, к его полной драматизма судьбе помогала ей в трудах, в ее многолетних поисках сведений о судьбе дорогого человека. Хотя при жизни встречи с дедом были редкими, а разлуки –такими долгими.

«Мой дедушка митрополит Серафим был моим крестным отцом, – вспоминала игумения Серафима. – Крестильный крест, который я с благоговением ношу, знал руки моего деда... И сколько себя помню в детстве, я знала, что дедушки нет: то он в тюрьме, то в ссылке» [1].

«Он был высокого роста, красивый, с голубыми глазами, седой бородой, окаймлявшей лицо, в меру полный. Руки у него были очень добрые, ласковые. Он много внимания уделял певчим, проводил спевки в своих покоях... Приезжали к нему туда и его близкие духовные дети. Голос у него был какой-то особый, мягкий, как бы приглушенный, милая манера говорить слегка насмешливо, но не резко. Военная выправка наложила отпечаток на весь его облик. В облачении на службе он был величествен и естествен. У него было очень доброе сердце. Всю жизнь он занимался благотворительностью» [2].

Рассказывая о своем замечательном дедушке, матушка Серафима особенно подчеркивала его необычайную одаренность во многих областях деятельности: военное искусство и архипастырское служение, талант музыканта и живописца, труды ученого-медика, создавшего собственную систему лечения. Наделенный писательским талантом, владыка Серафим оставил яркие воспоминания о русско-турецкой войне 1877–1878 гг., написал «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.», создал фундаментальный труд по медицине и, главное, составил уникальное произведение о преподобном Серафиме «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» – поистине жемчужину в сокровищнице мировой христианской литературы.

Леонид Михайлович – не только непосредственный участник сражений, но и пишет книги о войне; о. Леонид не только восстанавливает храмы и монастыри, но и составляет летописи и жития святых, во имя которых они были созданы. Владыка Серафим – не только деятель, но и мыслитель, богослов, историограф, летописец. И в каждом деле он превосходно выполнял свою задачу.

Самобытность многогранной личности митрополита Серафима проявлялась в его удивительной способности создавать, не имея специального образования, фундаментальные труды в различных сферах. Он тщательно изучал каждое дело от самых основ и делал духовные выводы, при этом не упуская практических вопросов, будь то медицинские рекомендации или земельные вопросы в Орловской губернии. Богомыслием пронизаны даже заботы о мелочах приходской жизни.

 

Августейшие богомольцы в сопровождении архимандрита Серафима (Чичагова) перед Царским дворцом во время торжеств прославления преподобного Серафима Саровского. Саров, 1903 г. 

Матушка Серафима отмечала поразительную способность Владыки совмещать разнообразные виды деятельности. Так, будучи настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, он не только восстанавливал обитель и перевоспитывал еретиков, но и усердно занимался подготовкой и организацией торжеств прославления преподобного Серафима Саровского вторым изданием «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», третьим изданием «Дневника Царя-Освободителя» (народное издание), составлением «Жития преподобного Серафима Саровского» и написанием «Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца».

По воле Божией начатое при жизни игуменией Серафимой расширенное и дополненное переиздание книги «Да будет воля Твоя» увидело свет в 2003 году – к столетию прославления преподобного Серафима. Благодаря трудам матушки Серафимы имя священномученика Серафима (Чичагова) стало широко известно не только в России, но и в других странах. Многие читатели ознакомлены с чудесными обстоятельствами его жизни, свидетельствующими о том, что он, действительно, избранник и угодник Божий.

Вспомним наиболее важные события «многострадальной и удивительной» жизни митрополита Серафима, – жизни, «полной чудес и горей», по его собственному выражению.

Леонид Михайлович Чичагов родился 9 января 1856 года в аристократической семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. Его представи­тели вписали немало славных страниц в историю России: адмирал В.Я. Чичагов (1726–1809), приближенный императрицы Екатерины II, был одним из первых исследователей Арктики; адмирал П.В. Чичагов (1767–1849) был морским министром и участником Отечественной войны 1812 г.

Отрок Леонид отличался склонностью к молитве и усердием в учении. Потеряв отца в раннем детстве, он понимал, что должен собственным трудом прокладывать свой жизненный путь. В 1870 г. Леонид Чичагов поступает в Пажеский Его Императорского Величества корпус, где получает фундаментальное образование: и военное, и общее. По окончании Пажеского корпуса в 1875 г. он был произведен в подпоручики и направлен на Первую Его Величества батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады. В 1877–78 годах Чичагов – непо­средственный и активный участник русско-турецкой войны и талантливый историограф ее событий. Он зарекомендовал себя чрезвычай­но храбрым и распорядительным офицером и был особо отмечен генералом М.Д. Скобелевым. За боевые и гражданские заслуги Л.М. Чичагов был удостоен 14-ти российских и иностранных орденов и отличий, среди которых ордена Св. Анны всех 4-х степеней, Св. Станислава 2-й и 3-й степени и другие.

Во исполнение Промысла Божия весь дальнейший жизненный путь Л.М. Чичагова предопределялся руководством двух великих русских святых: преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 22-летнем возрасте блестящий гвардейский офицер Чичагов становится духовным чадом протоиерея Иоанна Кронштадтского и в течение 30 лет находится с ним в тесном духовном общении. Об этих взаимоотношениях владыка Серафим рассказывал впоследствии в одном из своих писем: «Всю жизнь я не делал шага без его благословения... При такой давней связи моей с ним мы уже понимали друг друга взглядами и намеками... есть у меня последняя его икона, благословение предсмертное, которое он дал с удивительными словами: “Я могу спокойно умереть теперь, зная, что ты и Преосвященный Гермоген [3] будете продолжать мое дело, бороться за Православие”».

Решительные повороты судьбы Л.М. Чичагова происходили по его глубокому послушанию своему духовнику: женитьба, смена военной карьеры на священническое служение, а затем – монашество. В 1879 году Леонид Михайлович вступил в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой (внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д.С. Дохтурова). А через десять лет, в 1890 году, в зените военной карьеры Л.М. Чичагов по благословению духовника принимает решение стать священником и выходит в отставку. К этому времени в семье было четыре дочери в возрасте от 4 до 10 лет. Для супруги Леонида Михайловича такая перемена в жизни была настоящим потрясением. Об этом тяжелом для семьи времени Владыка вспоминал позже в письме: «...что только я не перенес в свое время, поставив и бедную жену в положение субъекта, которого только ленивый не атаковал за мое увлечение о. Иоанном, за порчу карьеры, потерю пенсии, прав для детей и т.п.». Отец Иоанн в личной беседе смог убедить Наталию Николаевну не противиться воле Божией и дать согласие на принятие мужем сана.

В 1893 году началось служение Л.М. Чичагова как приходского священника в церкви Св. апостола Филиппа в Кремле. Ему пришлось произвести в храме основа­тельный ремонт (на 15 тыс. руб.), в основном, за собственный счет, как это, впрочем, повторится и в следующих местах его служения. С 1896 по 1898 гг. о. Леонид служил в церкви Святителя Николая в Старом Ваганькове, окормлявшей артиллерийские части, заведения и учреждения Московского военного округа. О. Леонид не только восстановил храм после 30-летнего запустения, но и сам благоукрасил и расписал его.

В 1895 году безвременно и внезапно скончалась супруга о. Леонида матушка Наталия. А весной 1898 г., устроив попечение четверым своим дочерям, о. Леонид освобождается от своего приходского служения и в августе того же года принимает монашеский постриг с именем Серафим. Много скорбей и испытаний было в его жизни, особенно после принятия священнического сана, потери жены и ухода из мира. Один пред Богом и людьми, непонятый военными и дворянскими аристократическими кругами, не принятый церковной иерархией, он самоотверженно исполняет долг священнического и архиерейского служения.

 

Крестный ход с иконой Божией Матери «Умиление» из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь. Среди священнослужителей – архимандрит Серафим. 1903 г.

Возведенный в 1899 году в сан архимандрита и назначенный настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, о. Серафим восстанавливает полуразрушенную обитель, реставрирует тюрьму, превратив ее в скит. Не имея ниоткуда помощи, он исчерпал и свои финансовые возможности. «Тогда я страдал, – пишет он, – потому что я дворянин, не имеющий протекции в духовной иерархии».

В один из самых критических моментов своей жизни архимандрит Серафим получил поддержку от великой старицы Наталии Петровны Киреевской, духовной дочери преподобного Серафима Саровского. Она обратилась со своей предсмертной просьбой к владыке Флавиану (Городецкому), чтобы он взял под свое покровительство отца Серафима (Чичагова). В своем письме Наталия Петровна дает ему самую высокую духовную оценку.

В 90-е годы Л.М. Чичагов черпал духовные силы в посещении древнего Саровского монастыря – места подвигов преподобного Серафима – и Дивеевской обители, где жили монахини и блаженные, помнившие преподобного. Несмотря на свое аристократическое происхождение, о. Серафим смолоду любил простой народ, с удовольствием беседовал с блаженными, записывая их воспоминания о дорогом батюшке Серафиме.

В первый приезд, когда Чичагов был еще военным, блаженная Паша Саровская, поглядев на него из-под ручки, сказала: «А рукава-то поповские и даже митрополичьи». Когда же он снова приехал в Дивеево, уже будучи священником Староваганьковского храма Святителя Николая, другая монахиня, Пелагея (в миру Параскева, Паша), бывшая долгие годы в общении с преподобным Серафимом, воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: Преподобный велел тебе передать, что­бы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления».

Полученное таким чудесным образом послуша­ние от Преподобного, переданное ему через блаженную за 23 года до его рождения, отец Леонид исполнил с присущим ему усердием и талантом. Подарив Государю Николаю II составленную им в 1896 г. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», о. Леонид нашел в нем своего единомышленника. На архимандрита Серафима были возложены подготовительные мероприятия, связанные с открытием мощей и прославлением преподобного Серафима: ремонт Саровского монастыря и гостиниц, организация приема 300 тысяч паломников, составление «Церемониала торжественного открытия святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца», написание «Жития преподобного Серафима» и пр. В награду за эти великие труды в 1903 г. архимандрит Серафим Чичагов получил от Государя Императора драгоценную митру. А годом раньше по окончании работы над вторым изданием «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» владыка Серафим сподобился дивного явления Саровского чудотворна, который благодарил его за «Летопись». На просьбу владыки Серафима о том, чтобы всегда быть с Преподобным, старец улыбнулся в знак согласия и стал невидим. А как можно удостоиться всегда быть рядом с преподобным? Только подвигом мученическим, до конца.

И весь монашеский путь владыки Серафима стал продолжением жизненных испытаний, начавшихся с семейных утрат, неприятия со стороны ближайшего окружения – церковной, медицинской, музыкальной среды – до самой мученической кончины. Свой крест монашеского, священнического, а позже и архиерейского служения владыка Серафим нес достойно, безропотно.

28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а в феврале следующего года перемещен на Орловскую кафедру.

За долгие годы священнослужения владыка Серафим трудился во многих местах России: в Москве, Троицко-Сергиевой лавре, Суздале, Новом Иерусалиме, Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери, Ленинграде. На каждом месте своего служения во всех вверенных ему епархиях владыка Серафим занимался восстановлением разрушенных храмов и монастырей, возрождением духовной жизни народа; он бесстрашно выступал на борьбу с революционной смутой, сектантством и расколами всякого рода за чистоту Православия, деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни.

Воплощая в жизнь предложения Св. Синода от 18 ноября 1905 г. «О возрождении приходской жизни», он выступил как добрый воин Христов на борьбу с врагами Церкви, Царя, России. Вера в торжество исконно русских начал, уверенность в возможность спасения России от революционной смуты путем возрождения приходской жизни, объединения пастырей с пасомыми вдохновляли вла­дыку Серафима на активную деятельность в Орловской епархии (1906–1908 гг.).

Неутомимо трудился Преосвященный Серафим, управляя Кишиневской епархией (1908–1914 гг.). Согласно «Обозрению епархии, совершенному Преосвященным Серафимом, епископом Кишиневским и Хотинским, с 27 апреля по 5 мая сего 1910 г.» Владыка объездил 18 сел и 2 города, сделал 355 верст по сухому пути, 100 – по воде и 340 – по железной дороге (за 9 дней). В каждом населенном пункте он посещал церкви, учебные заведения, церковно-приходские школы, тюрьмы, больницы. Совершал богослужения, произносил речи, беседовал с больными, заключенными. Владыка напоминал городскому и сельскому духовенству, что «для воз­рождения других нужно сначала возродить нас самих».

Высокопреосвященный Серафим не только боролся с сектантством, расколами и волнениями среди духовенства, но и добивался публичного покаяния виновников этих волнений. Так, в издании «Голос выборщика» была опубликована исповедь священника о. Иеремии Чекана, раскрывшего главных виновников волнения, произведенного среди Бессарабского населения.

Владыка Серафим вел борьбу с еретиком Иннокентием, возомнившим себя «последним посланником небес» и великим пастырем, «воплощенным Св. Духом», увлекшим за собой огромные массы молдаван. Придя к раскаянию, Иннокентий подписал отречение от своего учения с обращением к его бывшим духовным детям «твердо держаться уставов и заповедей Церкви».

Деятельность Владыки в Кишиневской епархии получила высокую оценку Государя и Святейшего Синода: 16 мая 1912 г., в знаменательный день ис­полнения столетия со дня присоединения Бессарабии к Российской империи, епископ Серафим был возведен в сан архиепископа.

Архипастырское служение владыки Серафима в Тверской епархии (1914–1917 гг.) исполнено огромного напряжения, борьбы и скорбей. Особым драматизмом отмечены последние два года архиерейского служения владыки Серафима в Твери. Годы 1917–1918 – начало разру­шения Православной Церкви и травли ее наиболее авторитетных иерархов.

Одним из первых оказался архиепископ Тверской и Кашинский Серафим. В целях изгнания церковных иерархов, мешавших быстрому захвату власти большевиками, новые правители с помощью раскольников из церковной среды стали применять все средства: поощряли произвол при проведении епархиальных съездов с опорой особенно на низы общества, с использова­нием агитации и митингов; привлекали на свою сторону посредством запугивания, викарных епископов радикально настроенное мелкое духовенство, псаломщиков; игнорировали мнение приходских и благочиннических собраний, мнение монастырей, выраженное в письмах, телеграммах, протоколах собраний; захватывали епархиальные дома, имущество, припасы. Все эти приемы использовались и в отношении владыки Серафима. Об этом свидетельствуют материалы «Дела по поводу постановления Тверского епархиального съезда об удалении архиепископа Серафима» (РГИА, ф. 796, оп. 204, сд. хр. 154, л.д. 1–152).

Борьба продолжалась с апреля 1917 г., когда было принято это незаконное решение епархиального съезда, до 18 января 1918 г., когда Тверской губисполком направил Святейшему Патриарху Тихону предписание об удалении архиепископа Серафима с Тверской кафедры. Оценку этим событиям сам Владыка дал в донесении Святейшему Синоду от 8 мая 1917 года: «Подобные действия повторились уже в нескольких епархиях и будут постепенно нарушать мир и порядок по лицу всей России. Из это­го достаточно ясно, к чему мы приближаемся, к какой развязке, к какому потрясению основ Православия».

Желая уберечь святителя Серафима от бесчинной расправы большевиков, Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора 17 сен­тября 1918 г. успел назначить архиепископа Серафима на Варшавскую и Привислинскую кафедру в Польше. Однако владыка Серафим не смог выехать в Польшу из-за разворачивавшихся военных действий.

С весны 1921 г. до лета 1924 г. владыка Серафим не раз подвергался обыскам, допросам, арестам. Около года оп пробыл в архангельской ссылке. По ходатайству Патриарха Тихо­на в июле 1924 г. владыка Серафим был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он находился за организацию прославления преподобного Серафима в 1903 г.

После двухлетнего пребывания на покое в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей владыка Серафим возвращается к делам церковного управления. В марте 1928 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначает его митрополитом Ленинградским и Гдовским. В Ленинградской епархии он успешно выполняет нелегкую задачу преодоления иосифлянского раскола [4] в епархии из 61 прихода, присоединившихся было к иосифлянам, к 1933 году в епархии оставалось лишь 2 храма «иосифлянской ориентации».

В Ленинграде в 1929 г. митрополит Серафим организовал отпевание и погребение соловецкого узника архиепископа Верейского Илариона (Троицкого), скончавшегося от тифа в ленинградской тюремной больнице. Тело архиепископа Илариона владыка Серафим облачил в свои архиерейские ризы, а на главу его возложил свою митру. Словно предвидел митрополит Серафим, что самому ему не уготовано погребение по церковному чину.

Последнюю Литургию в Ленинграде владыка Серафим совершил 24 октября 1933 г. в любимом с юных лет Спасо-Преображенском соборе.

«В Ленинграде я у него не бывала, а наше общение возобновилось только после его приезда в Москву на покой в 1933 г., – вспоминает игумения Серафима. – В 1936–37 гг. мы жили в Удельной. Вечером я возвращалась из института около полуночи, дедушка всегда ждал меня, рассказывал что-либо интересное, благословлял меня...»

«Однажды в конце ноября... я ночевала в Москве у мамы, а утром приехала мать Вера с вестью, что ночью дедушку арестовали. Ему было 82 года, последние дни он чувствовал себя плохо – страшная одышка, водянка, он практически не мог двигаться. Поняв, что на “черном вороне” его не увезти, вызвали машину “скорой помощи” и увезли на ней.

...Когда стало возможно, я подала прошение о его реабилитации, и 10 ноября 1988 г. он был реабилитирован. В материалах прокуратуры указано: расстрелян 11 декабря 1937 г.».

Канонизация митрополита Се­рафима (Чичагова) состоялась 23 февраля 1997 г. Чин прославления совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении членов Священного Синода и 133 других иерархов.

Митрополит Серафим – старший по сану архипастырь из расстрелянных в Бутове, первый бутовский священномученик, причисленный к лику святых. Священники и прихожане Бутовского храма ощущают его особое покровительство над этим удивительным местом. Икона священномученика Серафима здесь мироточит.

Велик подвиг любви и послушания. По любви к близкому человеку самоотверженным трудом было восстановлено доброе имя русского архипастыря, обнародованы его душеполезные труды.

Любовь сильнее смерти. Не разорвать ей духовной нити, связывающей преподобного Серафима со священномучеником Серафимом, а через него – с игуменией Серафимой и с нами, живущими в XXI веке. Спустя столетие, трагическое для России, труды митрополита Серафима, сохранив свежесть и актуальность, возвращаются к людям, находят своего читателя; его глубокие проповеди произносятся с амвонов храмов; врачи изучают его медицинскую систему и применяют ее на практике; музыка владыки Серафима звучит в Российском фонде культуры, Шуваловской гостиной Москвы и в залах других городов России.

Изучение наследия митрополи­та Серафима продолжается.

Источник: Ныне и присно // «Русский журнал для чтения», 2004, № 2. С. 12–22.


 

[1] Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Сера­фима (Чичагова). – М., изд. Сретенского монастыря, 2003. С. 747–748. 

[2] Там же. С. 750.  

[3] Священномученик Гермоген (Долганов). В те годы был епис­копом Саратовским и Царицынским. 

[4] Иосифляне – последователи митрополита Иосифа, не признававшего канонических полномочий митрополита Сергия (Страгородского) и призывавшего к уходу Церкви в катакомбы.

 

https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chichagov/

Здесь его проповеди и другие произведения.

 

Изменено пользователем inna d
дополнено

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Чистота ума

Ум человеческий стремится ведать истину, и необходимо его упражнять, чтобы избавить от омрачения и неведения. Чрез упражнения он делается светел, чист и способен различать добро от зла и истину от лжи.

Только светлый и чистый ум в состоянии уловить страсти и укрепить душу добродетелями.

Только ум, ведающий истину, может бороться против порока и страсти, ибо враг всегда прикрывается хитростью, неведением, ложными помыслами и призрачным добром.

Как достигнуть ведения, чистоты и светлости ума? Святые отцы указывают два способа.

Первый и самый необходимый есть молитва. С помощью теплой и сердечной молитвы к Святому Духу мы получаем благодать, изливающую божественный свет в наши сердца, но при условии, что мы действительно будем искать единого Бога и воли Его и охотно подчинять себя совету опытных духовных отцев.

Второй способ есть изучение слова Божия, писаний святых отцов, толковании великих святителей, т.е. приобретение суждения о вещах, о божественной истине, упражнения ума в суждениях правого разума и Святого Духа, а не так, как судит человеческое чувство и мир.

Тогда мы получим ясное разумение, что все любимое развращенным миром – суета и ложь. Слава, честь, богатство и удовольствия мира – не что иное, как суета и смерть души, а клевета, поношения и хуления, которыми мир преследует живущих в Боге, – это истинная слава.

Скорби мира – недостаток средств, лишение удовольствий, унижение самолюбия – есть радость для живущих духом, а не плотию.

https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chichagov/tverdost-duha/110

 

https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chichagov/tverdost-duha/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Епископ Вениамин (Милов): чудо благодарной памяти

Марина Шмелева

Есть в Саратове, в самом его центре, старинное кладбище с чудесным и символичным названием – Воскресенское. Свидетель и памятник нескольких эпох. Когда-то его духовным центром был Воскресенский храм, затем – памятник Н.Г. Чернышевскому. С 2018 года – вновь храм в честь главного христианского праздника. Это памятное место для многих жителей края, а для верующих – еще и цель паломнических поездок.

Епископ Вениамин (Милов)

Сила Воскресения

Здесь встретили свой последний час церковные труженики, чья биография заканчивается словами: «Расстрелян на Воскресенском кладбище»

Здесь, тогда на окраине городского кладбища, в 1918 году были расстреляны священнослужители и миряне, несколько человек причислены в наши дни к лику святых. Здесь встретили свой последний час церковные труженики, чья биография заканчивается словами: «Расстрелян на Воскресенском кладбище». Батюшки, церковные старосты, певчие, прихожане. Те, кто выносил им приговор, были уверены: скоро с этими «пережитками царского режима» и «представителями эксплуататорских классов» будет покончено навсегда.

Но они не знали о потрясающей силе Христова Воскресения, которому было посвящено кладбище. Спустя сто лет мало кто знает имена сотрудников ЧК (если честно – вообще никто). А на могилах страдальцев за веру служат панихиду, к ним, словно к родным, приходят верующие. Им посвящают книги и фильмы, статьи и учебники для детей.

Храм Воскресения Христова

Побеждая время

Скрытый текст

 

Епископа Вениамина (Милова) с Саратовом связывает немного. Здесь еще совсем молодого человека, задумывающегося о выборе жизненного пути, благословили на монашество и указали на место пострига – московский Данилов монастырь. Здесь на протяжении шести месяцев 1955 года он нес свое архипастырское служение. Когда Патриарху Алексию I удалось вызволить архимандрита Вениамина из очередной ссылки, 4 февраля 1955 в Богоявленском кафедральном соборе он был рукоположен во епископа Саратовского и Балашовского.

Во время хиротонии владыка сказал, что переживает уже единонадесятый час своей жизни, и она стремительно идет к своему Рубикону. Патриарх ответил: «Что я могу тебе сказать? Ты лучше меня все знаешь». Владыка Вениамин не ошибся: его скоропостижная кончина последовала 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии.

И вот уже более 65 лет к месту его упокоения на Воскресенском кладбище идут верующие люди, чтобы попросить помощи и молитв. Каждый, кто узнал и полюбил владыку, может рассказать свои истории. Они разные, но похожи в одном – этот искренний и горячий молитвенник помогает в самые непростые, запутанные и противоречивые моменты жизни.

 

Что можно сделать за полгода даже сейчас? А что говорить про то время, когда противодействие Церкви было профессиональной обязанностью целого силового ведомства! Однако именно за шесть месяцев епископ Вениамин оставил по себе такой глубокий след, что по воспоминаниям очевидцев одна девушка, несшая крышку гроба на похоронах, приняла после этого постриг. Когда он произносил: «Дорогие, возлюбленные, Богом данные мне дети», прихожане начинали плакать от теплоты и сердечности этих слов.

«Способность пастыря горячо и благодатно молиться, как и у прочих верующих, раскрывается по мере очищения сердца от страстей… И вы, будущие труженики на ниве Церкви, не позволяйте себе погружаться в чувственность и грязнить себя нечистотою тяжких грехов. В противном случае молитва охладеет в вас, и за этим последует бездушное выполнение вами церковных треб. Тем самым вы удалите себя от Бога и лишите верующих полноты благодатного утешения в храме».

Проповеди владыки прихожане старались конспектировать себе в тетради прямо в храме

Эти слова, сказанные выпускникам Саратовской православной духовной семинарии, просты и глубоки одновременно. Как и все проповеди этого замечательного человека, которые прихожане старались конспектировать себе в тетради прямо в храме.

Вспоминая в «Дневнике инока» московский Покровский монастырь, куда он был назначен наместником в 1923 году, владыка пишет:

«Он – колыбель моя по монашеству, родина сердца. Я воспринял в нем два величайших урока: урок благоговения перед Божией Матерью и урок проповедничества».

Святая наука смирения

В чем же секрет такой долгой и благодарной памяти? Да и вообще – о чем можно вспоминать, ведь после владыки уже много архипастырей несло и несет свое служение на Саратовской земле?

Конечно, за последние годы сделано много для того, чтобы верующие люди узнали подробности жизни этого архиерея. В издательстве Саратовской митрополии вышли в свет книга «Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова)» и фильм «Сердечное знание епископа Вениамина». В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» – книга «Епископ Вениамин (Милов)». Но, к сожалению, книги не могут так сильно повлиять на почитание давно почившего архипастыря.

 

Думаю, дело здесь в образовании. И в первую очередь речь идет не о том образовании ума, за которое в юности будущий архипастырь получил одну оценку «отлично» – общую по всем предметам. И не о богословских работах. Образование души было в его жизни на первом месте. А школы были разные – известные монастыри и не менее известные каторги и ссылки. Семнадцать лет провел владыка Вениамин в тюрьмах и лагерях. Чувствовал дыхание смерти в вагонах и камерах, слышал крики замерзающих в карцере и стоны умирающих от болезней. Терпел одиночество и унижения, лишения в самом необходимом и невозможность иметь главное утешение – совершать литургию. Чтобы в 1955-м, за несколько месяцев до смерти, получить в ответ на свое прошение в Генеральную прокуратуру СССР реабилитацию «за отсутствием состава преступления».

Образование души было в его жизни на первом месте

О таком сложно даже читать, не то что переживать. А еще сложнее – поблагодарить Бога за такие испытания и не таить в сердце ненависть и ропот. Но владыка справлялся с этими сложнейшими задачами в школе духовной жизни.

«Сколько пережито, выстрадано за это время, ведает один Господь. Ему принадлежит план моего воспитания, и Он благоволил ввергнуть меня в горнило всевозможных злоключений, очистить скорбями, обогатить жизненным опытом, ибо неискушенный неискусен. Смотрю я на пережитое и ни в чем не могу пожаловаться на Бога… Он только научил меня – сибарита и любителя спокойной жизни – претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, общество чуждых мне людей, показал степени человеческого страдания, научил ценить Свои милости, долготерпение Свое и благость».

Эти строки поражают всякого, кто слышит рассказ о жизни епископа Вениамина на Воскресенском кладбище.

А еще свидетельство студента Московской духовной академии – каждую ночь владыку допрашивали, не давая спасть. Но это не влияло на его прилежание в монашеских послушаниях.

Что помогало все переносить? Может, желание познать ту самую святую науку смирения, которую проходят лишь терпением всего попущенного Богом:

«Надо спешить исправляться. Хотя в деле преобразования грешной души большая часть и принадлежит благодати Божией, тем не менее и на нашу долю остается многое: нужно непрерывно понуждать себя к деланию добра, бороться со своими немощами до самозабвения. Спасает Господь лишь самоотверженных, лишь мучеников Небесной Отчизны ради».

Уже много земных лет владыка – гражданин той Небесной Отчизны. Много лет идут на его могилу те, кто изнемогает на пути туда. И сама эта долгая память разве не чудо победы Христа и Его Церкви над смертью и забвением?

Марина Шмелева

2 июня 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/146500.html

https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov/

У него очень удивительные произведения. Хоть он и не причислен к лику святых, но это не умоляет его жизненного подвига.

Изменено пользователем inna d
дополнено

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, inna d сказал:

Может это повторяет Ваш материал? 

Не повторяет. Это один из док. фильмов цикла "Петербургские заступники". Там есть и о многих других. Если Вам доступен ютуб, посмотрите)

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 часов назад, Мария Ш сказал:

Серафим Чичагов

Вот уж пламенный, так пламенный; мог и обжечь ))

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

https://www.pravmir.ru/28-ukrainskih-svyatyih-dlya-vsey-rusi/

Множество святых дала нам Малороссия. Сейчас они, наверное, имеют особую благодать предстоять перед Богом.

 

1 час назад, Юрий Кур сказал:

мог и обжечь ))

..только святым это позволительно, т.к. они ревнуют о Славе Божьей и спасении. Не из любви к искусству жгут)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, Мария Ш сказал:

только святым это позволительно,

а может и им не позволено, но благодать преизбыточествует и покрывает всё

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, Юрий Кур сказал:

благодать преизбыточествует и покрывает всё

Это да.

 

8 минут назад, Юрий Кур сказал:

а может и им не позволено,

Я исходила из положения "люби и делай, что хочешь". На таковых нет закона. По-евангельски говоря)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

https://m.vk.com/photo-39398734_457306777?list=album-39398734_00

Недавро прочла несколько книжек о Гаврииле Ургебадзе. Юродивом. "Сердце, полное любви". Рекомендую.

Такое чтение влияет на устроение. 

Тему о святых открыла только для того, чтобы разбавить тему "о мире", в которой много всякого непотребства. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Небо начинается на земле

Памяти священномученика Философа Орнатского

 

Протоиерей Философ Орнатский Божия правда воспринимается верующими людьми как одна из высших духовных ценностей. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Для православных христиан правда, о которой Господь сказал в Своей Нагорной проповеди, не является абстрактным понятием. Правда – это Христос, и только «алчущие и жаждущие», не уклоняющиеся от Бога, – насытятся, то есть спасутся.

А много ли среди нас «алчущих и жаждущих правды»?! Легко рассуждать о Божией правде, когда ничто не угрожает жизни твоей, труднее – когда Церковь Христова подвергается жестоким гонениям.

«Нужно сильное потрясение, чтобы пробудить спящую совесть; чтобы разбудить грешника, спящего греховною смертию, надо раскрыть его ослепшие сердечные очи, которые не видят всего множества грехов и всей строгости правды Божией, которая будет по смерти судить его. О, подай же нам, Господи, алчбу и жажду правды здесь, чтобы посредством искреннего покаяния отринуть всякую неправду и предотвратить страшный и праведный суд Твой!» – сказал Иоанн Кронштадтский.

Жизнь и смерть священномученика Философа Николаевича Орнатского, память которого празднует Православная церковь 13 июня, – это подвиг исповеднического стояния за Церковь и за Христа.

Скрытый текст

 

И об этом воине Христовом хотелось бы вспомнить именно сейчас, когда в тяжкие минуты испытаний для Святой Церкви наш нравственный выбор решит нашу участь в вечности.

Жаждущий Правды

Когда в семье сельского священника Новгородской губернии из рода Орнатских, потомственных слуг Божьих, родился мальчик, то нарекли его «странным» для селян именем – Философ. Так отец ребёнка выразил своё благоговение перед святыми отцами древности, которые отстаивали учение Христа перед язычниками.

Обилие благих дел, совершенных пастырем, может показаться неправдоподобно огромным

Философ пошёл по отеческим стопам: окончив Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, он принял священство и служил настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» до тех пор, пока от духовенства не был избран в Санкт-Петербургскую городскую думу. Взяв на себя попечение о неимущих, он организовывал ночлежки для бедных, приюты для детей-сирот и инвалидов, больницы для неимущих и богадельни для престарелых людей. При этом успевал курировать и строительство храмов в Санкт-Петербурге. Стараниями неутомимого пастыря в тогдашней столице Российской Империи и её окрестностях было возведено 12 благолепных храмов и устроены при них духовно-просветительные центры с различными благотворительными учреждениями. Обилие благих дел, совершенных пастырем во имя любви к Господу, может показаться неправдоподобно огромным, однако о них есть подтверждение в архивных документах. И все эти начинания на благо Церкви благословлял святой праведный Иоанн Кронштадтский, чьим духовным сыном Философ Николаевич Орнатский был почти 20 лет.

 

1894 год… Всё сильнее и сильнее расшатывались религиозно-нравственные основы русского общества, всё большую популярность набирали идеи большевизма, которые отец Философ считал губительными. Не в силах молчать, он открыто обратился к петербуржцам:

«Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых её устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу. Мир духовный объявляется несуществующим, и ангелы добрые и злые, о которых прямо и решительно свидетельствует Святое Писание, признаются только нашими понятиями о добром и злом... Находятся люди, которые брак не признают союзом нравственным, заключаемым для обоюдного спасения мужа и жены и христианского воспитания детей, но обращают в простую сделку ради чувственных наслаждений и выгоды... В то время как мы спали духовно, устремляясь кто на село своё, кто на куплю свою, враг рода человеческого уловлял в свои сети простодушных и, указывая им на наши слабости, распалял их ненавистью к нам. И вот мы стоим лицом к лицу с врагом, который через наших же пленённых грехом собратий наносит нам раны. Нам предстоит борьба подлинная – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12)».

С началом Первой мировой войны отец Философ, отдав свой дом под лазарет для раненых солдат, перебрался с семьёй в небольшую казённую квартирку. Жили очень скромно. Отцу семейства приходилось давать даже частные уроки, чтобы прокормить жену и десятерых детей. К этому времени он был уже настоятелем Казанского собора – тысячи людей, искренне ищущих спасения, находили у о. Философа духовное окормление.

1917-й…

Отец Философ Орнатский в кругу семьи Революционный хаос, обрушившийся на страну, вызвал раздор в Православной Церкви: одни ратовали за обновление и «демократию», другие призывали защищать Христову Правду.

Вывернув наизнанку представление о правде, новая власть присвоила на неё монополию. Высшим проявлением «правдивости» стали считаться доносы на инакомыслящих, а сопротивлявшихся «революционной правде» станут называть «врагами народа» и массово расстреливать. Наследие такой «правды» повлияет впоследствии на целое поколение людей, приступивших после революционного переворота к строительству «светлого будущего», в котором не было места для Бога.

Перед каждым человеком той эпохи стал нравственный выбор: какую «правду» защищать?!

По благословению Патриарха Тихона, 24 января 1918 года, протоиерей Философ Орнатский выступил на Поместном Соборе с докладом о попытке захвата большевиками Александро-Невской лавры в Петрограде и предложил провести большой крестный ход. Осознавая, что «большевистская правда» – это террор на государственном уровне, и помня, как совсем недавно он сам служил панихиду в Казанском соборе по жестоко убиенному протоиерею Иоанну Кочурову, открывшему своей страстотерпческой кончиной сонм новомучеников российских XX века, Орнатский смело и открыто заявил:

«Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души – Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать. Крестные ходы докажут всем, что верующий народ объединяется. Духовенству надо проповедовать народу не по праздникам только, а всегда и везде, где можно! Все должны говорить, что необходимо защищать святую веру!<…> Пора духовенству объединиться с народом. Если лавра получила защиту, это защитил её народ. Если отвоюем Церковь, это сделаем при содействии народа...».

В августе 1918 года священник Философ Орнатский и два его сына – Николай (военный врач, 32 года) и Борис (штабс-капитан артиллерии, 31 год) – были арестованы. Предположительно, 30 октября 1918 года – расстреляны. Тела их были сброшены в Финский залив.

Валерий Филимонов, автор книг о мученической кончине Философа Орнатского, описывая его последний путь к месту казни, отметил, что священник явил собою достойный образец воина Христова, который был готов за Правду принять смерть.

 

Стараясь утешить взволнованных сомучеников (их было около 30 человек), отец Философ кротко сказал перед расстрелом: «Ничего, ко Господу идём. Вот, примите моё пастырское благословение и послушайте святые молитвы». Когда палачи цинично спросили: «Кого расстрелять сначала – тебя или сыновей?» – «Сыновей!» – последовал ответ. И… пока убивали Николая и Бориса, отец их, встав на колени, горячо молился об упокоении их душ – читал отходную.

Эта трагичная картина так потрясла красноармейцев, что взвод отказался стрелять в коленопреклонённого священника. Отказались стрелять и китайские солдаты. И тогда молодой комиссар сам подошёл к священнику и выстрелил в него из револьвера в упор.

Чтобы обрести Небо, надо научиться бесстрашно защищать Правду Христову на земле – Небо начинается с земли!

Иеромонах Роман (Матюшин), потрясённый стойкостью духа и подвигом веры боголюбцев, написал стихотворение, в котором осталась негасимым светом Божия Правда, подарившая мученикам бессмертие.

 

«За веру в Бога – пуля в лоб».

 

Судом постыдным осудили:
За веру в Бога – пуля в лоб.
И палачи ещё шутили:
– Кого сначала шлёпнуть, поп?

Решай, как скажешь, так и будет,
Тебя или сынов твоих?
– Спасибо и на этом, люди.
Меня – потом, сначала – их.

Не бойтесь, детки, смерть мгновенна,
Я отправляю вас к Христу,
Кончина за Него блаженна,
А я за вами вслед приду.

И грянул залп, и был он меток,
Упали молча сыновья.
Отец отпел себя и деток:
– Ну вот, теперь готов и я.

За землю нечего держаться –
Господь венцы благословил.
О, треблаженные страдальцы!
О, высота святой Любви!

Ольга Майер

13 июня 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/146662.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Неоднократно отказывался от сотрудничания с нашими органами»

Архивно-следственное дело священника Виктора Новожилова 1932 г.

Священник Алексей Щелканов

В период 1930-х гг. отношение органов Советской власти к Русской Православной Церкви и священникам выстраивались на «инерционной» стратегии Гражданской войны. При этом основанием для формирования образа «врага» служило не столько социальное происхождение и отношение духовенства к избранному государством экономическом курсу, сколько острый мировоззренческий конфликт – несовместимость так называемой «новой морали» и незыблемой в своих основаниях евангельской этики, утвержденной Словом Нагорной проповеди и свидетельством Самого Иисуса Христа.

https://pravoslavie.ru/147107.html

 

Остальное не стала копировать. Много документов, они не копируются(

Поэтому , если интересно читайте на сайте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ЕВФИМИЙ (ЛЮБОВИЧЕВ)6/19 июля

Преподобномученик Евфимий родился в 1875 году в селе Буда Монастырская Калужской губернии в семье зажиточного крестьянина Алексея Павловича Любовичева. Отец скончался, когда мальчику исполнилось тринадцать лет, и он стал жить у брата и жил здесь до тех пор, пока не пришел срок идти на военную службу. Отслужив в армии, Евфимий в 1902 году поступил в Оптину пустынь[1] и 31 августа 1910 года был зачислен послушником в число братии. У него было сильное желание к подвижнической жизни, хотелось подражать древним отцам-пустынникам, и он списался с помещиком Кашкиным, лес которого граничил с владениями Оптины, и испросил у него позволения поселиться в принадлежащем ему лесу. В благодарность он обещал помещику выдолбить гроб из цельной сосновой колоды[2]: сам представляя главным — христианский подвиг и память о смерти, он и о других думал, что они мыслят также. В этом лесу в трех верстах от Оптиной Евфимий построил себе келью и, не спрашивая на то разрешения монастырского начальства, туда удалился.

На следующий день по его уходе настоятель Оптиной пустыни архимандрит Ксенофонт распорядился привезти его в монастырь. Здесь он постарался объяснить послушнику, опираясь на учения святых отцов, об опасности его положения, «о могущих быть в пустыне вражеских искушениях»[3]. Архимандрит убеждал его быть послушным уставу монастыря. Он и старшая братия увещевали послушника Евфимия «остаться в общежитии с братией, но он, отвергая все это, остался при своем убеждении»[4], подал прошение об исключении его из братства, и Калужская духовная консистория постановила уволить его из Оптиной Пустыни. Через некоторое время он снова был зачислен в состав братии и состоял послушником у иеросхимонаха Анатолия (Потапова), старца Оптинского[5].

В 1914 году, в связи с началом Первой мировой войны, он был снова призван в армию, служил в лазарете и попал в плен[6]. По окончании войны в 1918 году он вернулся в Оптину, но монастырь вскоре был закрыт и превращен в музей, в котором он проработал до 1920 года, а затем поселился в городе Козельске, выполняя различные работы.

Скрытый текст

 

В июне 1930 года Евфимий отправился к архиепископу Смоленскому Серафиму (Остроумову)[7], и тот рукоположил его во иеромонаха ко храму в селе Спас-Деминское. После рукоположения владыка обратился к иеромонаху Евфимию с напутственным словом, в котором призвал его служить верой и правдой Церкви и благословил смело проповедовать в защиту веры Христовой.

В Спас-Деминском отец Евфимий прослужил три месяца; в это время освободилось место священника в селе Боброво, неподалеку от его родного села, и отец Евфимий переехал туда. Но недолгим было его служение. 16 марта 1931 года он был арестован, заключен в брянскую тюрьму и на следующий день допрошен.

Следователь предложил ему рассказать о священнике из соседнего села Николае Мансветове, который также был арестован. Отец Евфимий сказал, что отец Николай человек простой и к людям относится очень хорошо, особенно к беднякам. Следователь спросил иеромонаха, что он думает относительно колхозов. «Я насчет колхозов думаю, — ответил отец Евфимий, — что в колхоз идти не могу по слабости здоровья; колхозы зависят от Божьей воли, но в Писании я нигде не находил про колхозы, а раз нет в Писании, то значит и колхозам не существовать»[8].

30 марта следователь снова допросил священника, интересуясь, не агитировал ли тот среди крестьян против колхозов.

Отец Евфимий сказал:

— Ко мне на квартиру часто приходили женщины беднячки и середнячки, я вел с ними беседу, и они меня спрашивали, идти ли в колхоз или нет. На их вопросы я отвечал, ваша воля, хотите — идите, но в Писании про колхозы ничего не сказано, а раз это не сказано в Святом Писании, значит это не от Бога, а от дьявола... А что я отсидел в тюрьме тринадцать дней, я очень доволен, ибо страдаю за веру, и в Писании сказано — страдать за веру, — добавил он.

— Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении в групповой антисоветской деятельности, направленной к подрыву и свержению советской власти путем использования бедняков и середняков для антисоветской агитации.

— Виновным я себя не признаю, против советской власти я не агитировал и мероприятиям советской власти не противодействовал. В свое оправдание показываю: я служил верой и правдой вере Христовой и всегда говорил, что все лишения происходят по воле Божьей и мы должны терпеть до смерти. Советская власть в России — это испытание от Бога, и советская власть в России — наказание от Бога народу русскому, который забыл веру Христову, забыл Царя Небесного и Его помазанника на земле.

Летом 1931 года в брянской тюрьме резко участились случаи заболевания туберкулезом, заболел и отец Евфимий. 15 июля его поместили в тюремную больницу в тяжелом состоянии. 19 июля 1931 года иеромонах Евфимий скончался, пройдя до конца путь исповедника Христова.

 

https://www.optina.ru/confessors/evfimiy/

«Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»

Памяти свщмч. Саввы Трлаича, епископа Горнокарловацкого

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

4/17 июля – день памяти свщмч. Саввы Трлаича, епископа Горнокарловацкого

***

Горнокарловацкая епархия Сербской Церкви расположена на территории современной Хорватии и охватывает самые западные территории расселения православных сербов, появившихся здесь еще в XV в. Интенсивный рост православного населения в этих краях наметился в первые десятилетия XVI в., когда сюда из соседней Далмации и Боснии стали активно переселяться сербы, не желавшие жить под турецким ярмом. Со временем на этих землях сформировалась так называемая Военная Краина, служившая для Австро-Венгерской империи заслоном от османской экспансии. Проживавшие в Краине сербы несли воинскую службу и получили от австрийских императоров особые привилегии. Так со временем здесь выросла одна из самых больших и цветущих православных епархий.

 

Однако католический прозелитизм и насаждение унии на протяжении веков представляли постоянную опасность для православных сербов, и им не раз приходилось отстаивать свои права и чистоту веры. Не стал в этом отношении исключением и XX век, принесший Церкви суровые испытания.Во время Второй мировой войны Горнокарловацкая епархия оказалась на территории марионеточного Независимого хорватского государства и пережила невиданные по своим масштабам страдания. Кажется, что именно на нее выплеснулось больше всего ненависти и дьявольской злобы хорватских фашистов.

Скрытый текст

 

Очевидно, что трагическую роль сыграло и то, что епархия располагалась в самом сердце нового государственного образования, в непосредственной близости от хорватской столицы - Загреба. В ходе развернувшегося геноцида с 1941 по 1945 гг. усташами было убито 65 православных священников, были полностью разрушены 116 и сильно пострадали 39 храмов, полному или частичному уничтожению подверглись более 160 церковно-приходских и монастырских библиотек.

Страдания духовенства и народа в полной мере разделил и правящий архиерей – епископ Горнокарловацкий Савва Трлаич, прославленный в 2000 г. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в лике священномучеников. Сын своего народа, он проявил себя как истинный пастырь, полагающий жизнь свою за овец, и его служение было увенчано мученической кончиной.

Владыка Савва родился 6 июля 1884 года в Моле в семье Стефана и Елизаветы Трлаичей и получил в святом крещении имя Светозар. После окончания классической гимназии и семинарии в Сремских Карловцах, он закончил юридический факультет Белградского университета. В 1909 году состоялась его диаконская, а затем и иерейская хиротонии. С 1909 по 1927 гг. отец Светозар служил приходским священником. В начале 1927 года его назначили референтом, а затем секретарем Священного Синода. Овдовев, он в 1929 году принял монашеский постриг с именем Савва и стал настоятелем монастыря Крушедол на Фрушкой горе в сане архимандрита. Это послушание он нес вплоть до своего избрания викарным епископом Сремским. 30 сентября 1934 года Сербский патриарх Варнава (Росич) совершил в Сремских Карловцах его епископскую хиротонию. Будучи патриаршим викарием, владыка Савва до ноября 1936 года исполнял должность председателя епархиального совета Белградо-Карловацкой архиепископии, а с ноября 1936 до начала 1937 гг. был председателем церковного суда. На этой должности его и застало избрание на Горно-карловацкую кафедру. 4 сентября 1938 года состоялось настолонование нового архиерея в Плашком, где в то время располагалась епархиальная кафедра.

 

Нападение Германии на Югославию и последующее провозглашение Независимого государства Хорватии застало владыку Савву в его резиденции в Плашком. Первоначально город был занят итальянцами, но в конце мая 1941 года передан в управление хорватским усташам. После перехода власти к усташам епископ Савва вместе с девятью священниками был объявлен заложником. 23 мая 1941 года усташи заняли епископский дом и выселили владыку. 8 июня на епископский двор пришел печально известный каратель Йосип Томленович, приказавший отдать усташам епархиальные деньги и ценные бумаги. Епископу Савве было приказано покинуть город и отправляться в Сербию, но он отказался выполнить это приказание и заявил, что не может оставить свою епархию и народ.

17 июня 1941 года владыка был арестован вместе с другими известными сербами и священниками, не пожелавшими покидать место своего служения. Усташи заперли узников в хлев и приставили вооруженную охрану. На протяжении месяца все арестованные и особенно владыка Савва ежедневно подвергались издевательствам и пыткам, после чего их отправили в печально известный концентрационный лагерь Госпич. С железнодорожной станции в Госпиче узники были отведены в местную тюрьму и опять подверглись пыткам и издевательствам.

В первой половине августа 1941 года около 2 тысяч сербов были уведены из Госпича в сторону Велебита. В этой группе заключенных был и епископ Савва. Предположительно он был убит в Велебите во время казни около 8 тысяч сербов в августе 1941 года. Священный Синод Сербской Церкви неоднократно обращался к оккупационным властям с просьбой выяснить судьбу владыки Саввы и других сербских архиереев на территории НГХ и добиться их освобождения, но безрезультатно.

К сожалению абсолютно точных сведений об обстоятельствах кончины священномученика, но сербский историк Велибор Джомич приводит в книге «Усташские злодеяния над сербскими священниками» свидетельство, способное пролить свет на этот вопрос. По сообщению Джомича, священник Йован Силашки писал в одном из номеров журнала «Банатский вестник» следующее:

«…В 1941 году Горнокарловацкая епархия была во власти ужасного усташкого режима. Священникам и епископу было заявлено, что их присутствие нежелательно, и они должны покинуть своих верующих и народ. Архиепископ Алоизий Степинац открыто сказал владыке, что он должен покинуть «хорватский» Карловац, иначе будет ликвидирован. Владыка ответил на это: «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»

Вскоре стало понятно, что католический архиепископ не шутил. Владыка Савва был арестован и подвержен страшным мучениям. Во время пыток и побоев в Плашком усташи специально заводили граммофон, из которого раздавалось песнопение «Елицы во Христа крестистеся – во Христа облекостеся».

Когда владыку повели на место казни, его мать стояла перед церковью и ждала, когда его поведут. Он хотела еще раз увидеть сына и поздороваться с ним. Однако мучители не позволили ей сделать этого. Владыка, все-таки, благословил мать связанными руками и пошел на смерть».

Спустя несколько лет в церковь в Башаиде, где владыка Савва служил приходским священником, зашел неизвестный человек. Он встретил тогдашнего начальника почты Савву Сараволца…

- Вы знали владыку Савву Трлаича? - спросил незнакомец, - я слышал, что он был священником в Башаиде.

- Как же! Владыка меня учил. Я благодарен ему за все, чего достиг в жизни.

Затем он спросил незнакомца:

- Откуда вы знаете владыку?

- Я был непосредственным свидетелем его страданий, – ответил незнакомец, - Усташские палачи привели владыку на одну поляну и здесь продолжили мучение. С него живьем содрали кожу и посыпали солью. Потом они закопали его в землю, так что виднелась только голова, принесли железную борону и тащили ее через его голову, пока он не предал душу Богу. Что было дальше, не знаю. Возможно, что усташи бросили его в одну из многочисленных в том краю пропастей - сербских могил. И смерть, стало быть, не отделила его от народа».

Это, к сожалению, почти все что мы сейчас знаем о мученической кончине исповедника.

К сожалению понесшая такие невосполнимые утраты Горнокарловацкая епархия уже не смогла после войны быть восстановленной в былом величии, а уничтожение ее святынь в известной мере продолжилось и при новых коммунистических властях, так что многие пострадавшие храмы вместо того, чтобы быть восстановленными окончательно разрушались по распоряжению «народных властей».

Тяжелые испытания постигли епархию и во время войны 1991–1995 г. Спустя полвека здесь разыгрался еще один акт духовного геноцида сербского народа. Соборный храм Свт. Николая, построенный в XVIII веке, был взорван, новыми усташами на православное Рождество 1992 года. Подвергся артиллерийскому обстрелу, был ограблен и разрушен епископский двор в Карловце, где размещалась епархиальная ризница, архив и библиотека. Резиденция Горно-карловацкой епархии была взорвана и разрушена на католическое Рождество 1993 года. После хорватской агрессии на республику Сербскую Краину в ходе военной операции «Буря» в августе 1995 года сербский народ был изгнан из древней епархии, а многие его святыни осквернены, разрушены и уничтожены. Во время военных действий 1991–1995 гг. было уничтожено 11, а пострадало 45 церквей. Большое количество храмов и других церковных объектов из-за изгнания сербов было оставлено без присмотра и заброшено.

Но несмотря ни на какие трудности епархия выжила, и сейчас идет возрождение церковной жизни, пусть и невосстанавливаются древние православные святыни и строятся новые. В 2005 году на Горнокарловацкую кафедру, после долгого перерыва, был назначен новый архиерей. Им стал выпускник Московской духовной академии епископ Герасим Попович. С особой бережностью хранится в епархии и память сщмч. Саввы Горнокарловацкого.

Процесс восстановления церковной жизни в епархии сталкивается со многими проблемами, главной из которых, пожалуй, является недостаток паствы. Пережив дважды в XX веке этнические чистки и изгнание сербы с трудом возвращаются туда, где жили на протяжении нескольких столетий, а те кто вернулся или отался в родных краях. часо испытывает экономические трудности. К этому добавилось и недавнее землетрясение, один из этицентров которорго находился как раз в районе компактного проживания сербов. Остается надеяться и верить, что несмотря ни на какие трудности, молитвенным предстательством священномученика Саввы, жизнь этой древней и многострадальной епархии будет крепнуть и не угаснет вовек.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

11 декабря 2006 г.

 

https://pravoslavie.ru/41318.html

Изменено пользователем inna d

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, inna d сказал:

В благодарность он обещал помещику выдолбить гроб 

В один из первых приездов в Оптину прочитала об исповеднике Евфимии. Повеселило)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, inna d сказал:

сам представляя главным — христианский подвиг и память о смерти, он и о других думал, что они мыслят также.

У меня были такие же мысли, когда воцерковилась. Считала, что все всё знают, а я вот только узнала Евангелие, святых отцов. Правда такое длилось недолго.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Господь сподобил приложиться к частице святых мощей этого новомученика! Слава Богу за все!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Архимандрит Герасим (Иску), исихаст коммунистических застенков

Рэзван Михай Клипич

В 2025 году по решению Святейшего Синода Румынской Православной Церкви состоится причисление к лику святых нескольких подвижников благочестия (https://pravoslavie.ru/147701.html). О некоторых из них читатели портала Православие.Ru уже имели возможность узнать: это архимандрит Клеопа (Илие) https://pravoslavie.ru/83752.html, иеросхимонах Паисий (Олару) https://pravoslavie.ru/65021.html и иеромонах Дионисий (Игнат) https://pravoslavie.ru/84961.html. Откроем для себя еще одного канонизируемого подвижника – архимандрита Герасима (Иску).

    

Скрытый текст

 

В возрасте 12 лет Григорий поступил послушником в монастырь Богдана

Отец Герасим (Иску) родился 21 января 1912 года в селе Подурь уезда Бакэу в семье верующих крестьян Григория и Елены и получил во Святом Крещении имя своего родителя. В 1924 году в возрасте 12 лет он поступил послушником в монастырь Богдана того же уезда Бакэу. В 1925–1928 году учился в монашеской семинарии Нямецкого монастыря, а после ее упразднения продолжил обучение в лицее им. Принца Фердинанда г. Бакэу. В 1932 году поступил в монастырь Тисмана и принял монашеский постриг с именем Герасим. Параллельно учился в семинарии монастыря Черника, которую окончил в 1935 году с титулом «лучший выпускник». Затем обучался на богословском факультете Бухарестского университета, который окончил в 1942 году.

Монашеская и преподавательская миссия
в Мунтении, Олтении и Транснистрии

    

Отец Герасим был рукоположен в иеромонаха 1 апреля 1936 года в монастыре Тисмана. В период между 1937–1939 годами был назначен настоятелем монастыря Арнота для восстановления его после пожара, что он и исполнил. В 1939 году переведен в монастырь Черника на послушание библиотекаря-бухгалтера монашеской семинарии. 1 апреля 1942 года митрополитом Олтении и Транснистрии Нифонтом (Кривяну) был направлен на миссионерскую работу, которую активно проводил, воздвигая храмы, служа священником и преподавателем религии. В мае 1943 года возвратился на родину, был наречен настоятелем монастыря Тисмана с возведением в сан протосингела и назначен экзархом монастырей Крайовской архиепископии. Восстанавливал монастырь Тисмана, сильно пострадавший после превращения его в тюрьму для легионеров.

Осуждение на 10 лет строгого режима

  

После установления коммунистического режима настоятель отец Герасим приютил в своем монастыре нескольких членов Национального движения сопротивления новому режиму, желая таким образом помочь странникам. На этом основании 26 сентября 1948 года он был арестован за «преступление в форме заговора против общественного строя» и осужден на 10 лет строгого режима.

Капитан, устав избивать его, сказал: «Ты ненормальный: все уже признались, и ты тоже будешь приговорен к 15-ти годам»

О стойкости отца Герасима на допросах священник Константин Ходороагэ будет свидетельствовать такими словами:

«Позиция отца настоятеля поразила всех. Он переносил все пытки, не выдавая никого из вовлеченных в дело. После долгого допроса, производимого органами безопасности, капитан, устав избивать его, сказал ему: “Ты ненормальный: все уже признались, и ты тоже будешь приговорен к 15-ти годам”».

Отец Герасим прошел через ряд коммунистических тюрем, терпел побои и бесконечные унижения в застенках Крайовы, Питешть, Герлы, Аюда, в исправительно-трудовом лагере «Канал Дунай – Черное море» и, наконец, тяжело заболев туберкулезом, был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна.

«Он молился сердечной молитвой
и обладал огромными духовными ресурсами»

Во время заключения отец Герасим укреплял сердца заключенных твердостью своей веры, учил их молиться и образовал вместе с другими политзаключенными духовное движение сопротивления атеистическому всесилию, проповедуемому палачами-коммунистами. О его проповеди любви Христовой в застенках коммунистических тюрем Иоанн Янолиде https://pravoslavie.ru/119597.html вспоминал так:

«Он был худой как тень. Трудился на канале “Дунай – Черное море”, где работали по 16 часов в день, за которыми следовали еще 4 часа административных нагрузок. Его определили в специальную бригаду для священников с режимом ускоренного истребления. На канале отец Герасим подбадривал друзей, многим помогал работать и всегда был открыт для всех как священник.

Он молился сердечной молитвой и обладал огромными духовными ресурсами, благодаря чему превозмогал все лишения. Но стукачи несколько раз доносили на него, что он совершает исповедь и причащение, в результате чего его стали бить, изолировать, морить голодом, терроризировать в довершение к царившему тотальному террору. А человек составлен из плоти и кости, дух не может игнорировать законов жизни, и так этот преуспевший в священном делании подвижник заболел туберкулезом и слег, и его чуть живого доставили в Тыргу-Окна, чтобы он там умер “гуманно”.

Его присутствие в больнице стало ощутимым по тому искусству, с каким он умел читать души людей и вдохновлять их. Вскоре его стали искать как духовника. А он с радостью отдавал себя заключенным, приходившим к нему, хоть и изнурял себя», – вспоминал Иоанн Янолиде в книге «Возвращение ко Христу».

    

В тюрьме он обрел сердечную молитву, и многие считали его исихастом коммунистических застенков

Отец Герасим (Иску) благодаря беспримерному смирению, с каким он встречал все пытки, унижения и побои, которым его подвергали, получил от Бога великие дарования. В тюрьме он обрел сердечную молитву, и многие считали его исихастом коммунистических застенков. Об этом его даровании Иоанн Янолиде вспоминал следующее:

«Он также давал советы по исихазму, и не только из читанного, но и из своего богатого молитвенного опыта. Потому что в 4-й камере Тыргу Окна молитва была реабилитирована не только как понятие, но и как практическая реальность, она была до того живой, густой, напряженной, что ее, казалось, можно было поймать рукой. Но на самом деле ее не нужно было ловить рукой, поскольку Бог присутствовал там и моментально покорял тебя, проникая в твою душу и все твое существо как благотворное благоухание. Мы нимало не отрицаем таинств, совершающихся в святых алтарях, мы только исповедуем, что благодать ощутимо проявляется и через святых Божиих. Это я ощущал рядом с отцом Герасимом.

Итак, я робко подошел к нему, чтобы узнать, как он. Он меня учуял и раскрыл свои большие, черные, глубокие глаза: “Ты пришел? Я рад… А я был далеко, в тех местах, где полно зелени, песен и благоуханий, сотканных из света. Там чудесно. Там мир. На самом деле, выразить, что там, невозможно. Там столько блаженства, что даже радость видеть тебя – страдание по контрасту между этими двумя мирами. Я скоро отойду, может, прямо сейчас, в Рождественскую ночь. И это дар от Бога. Не знаю, как Его благодарить… Не знаю, как сделать, чтобы люди ощутили Бога, полную радость… Уверен в существовании жизни вечной, я уже причастен ей. Меня не пугает Суд, ибо я ухожу со смиренным помыслом и упованием на одну только милость и благодать Господа”».

«Этой ночью я отойду»

Заключенные тюрьмы Тыргу Окна трудятся на соляном руднике, 1934 г.     

Отец Герасим обладал даром прозорливости. Он знал день своего отшествия в вечность и известил окружающих о времени своего ухода из жизни сей:

«В последний час своего пребывания здесь он сказал ухаживавшему за ним человеку: “Этой ночью я отойду. Прошу тебя, умой мне немного лицо и, если есть чем, подстриги ногти. Не хочу оставлять здесь неопрятное тело”. Затем, пристально вглядываясь своими большими глазами в какую-то точку пространства, отчетливо произнес: “Ты слышишь? Ангелы поют!” – и застыл со сложенными крест-накрест руками и открытыми глазами, устремленными туда, куда он отходил легко, подобно дуновению ветра», – вспоминает Виктор Стойка.

«Здесь когда-нибудь будет место паломничества»

 

Отец Герасим предсказал также падение коммунистического режима и превращение коммунистических лагерей в места паломничества. Об этом он говорил так:

«“Духи тьмы сейчас обладают людьми, но не бойтесь, Христос близ, Он испытывает людей; а люди нуждаются во многом страдании… Враги думают, будто победили нас, но они не учитывают действия Бога в истории и не знают Его путей”. Немного остановился, глубоко вздохнул, затем продолжил: “Здесь когда-нибудь будет место паломничества… Сегодня нас мало, но на свете есть еще вера, так что мир будет спасен. Сейчас это кажется невозможным, но, кроме человеческих средств, существует и Божественный Промысл, и он возродит человечество”», – вспоминает Иоанн Янолиде.

«Истерзанный утешает своего истязателя»

Отшествие отца Герасима (Иску) из жизни сей в вечность было потрясающим. Он заранее знал, что его преселение из жизни сей будет в великий праздник Рождества Христова 1951 года. День его успения описан многими тюремными соузниками батюшки, но более всего впечатляет рассказ лютеранского пастора Ричарда Вурмбранда, который мы и приводим далее.

«В тюрьме я сильно заболел. Был уже в шаге от смерти. Справа от меня лежал священник по имени Герасим (Иску). Он был настоятелем одного монастыря (Тисмана). Этого человека, которому было лет 40, так много пытали, что он уже лежал еле живой. Но все же лицо его было спокойным. Говорил о том, что уповает на спасение, о любви ко Христу, о своей вере. И был полон радости.

    

А слева лежал коммунист-истязатель, который замучил этого священника до полусмерти. Коммунист этот сам был арестован своими же товарищами, избит до полусмерти и уже испускал дух. Душа его агонизировала в когтях смерти. Среди ночи он будит меня со словами: “Господин, будь добр, помолись обо мне! Я не могу испустить дух, я совершил ужасное преступление!”

И тогда я увидел чудо. Увидел полуживого священника, стоявшего на пороге смерти, как он подзывает двух заключенных. Опираясь на их спины, он медленно прошел мимо моих нар, опустился на краешек нар своего палача и стал гладить его по голове. Никогда не забуду этой минуты! Истерзанный утешает своего истязателя. Это Любовь. Он смог найти для него утешение! Потом священник сказал этому человеку: “Ты молод, ты не знал, что творишь. Я люблю тебя всем сердцем”. Но сказал эти слова не так просто. Можно сказать “люблю” так, чтобы это слово осталось не более чем словом из пяти букв. А он говорил по-настоящему: “Я люблю тебя всем сердцем”. Затем продолжил: “Если я, будучи грешен, могу так тебя любить, то представь себе Христа – Саму воплощенную Любовь, – как же сильно тебя любит Он! И все христиане, которых ты истязал, знай, тоже тебя прощают, любят, и Христос любит тебя. Он хочет твоего спасения гораздо больше, чем ты сам этого хочешь. Ты сомневаешься, возможно ли такое, чтобы тебе простились грехи… А Он хочет простить тебе грехи намного больше, чем ты сам хочешь быть прощеным. Он хочет, чтобы ты был с Ним в раю, намного больше, чем ты сам хочешь быть в раю с Ним. Он – Сама Любовь. Но к Нему надо обратиться, покаяться”.

В этой тюремной камере я слышал исповедь убийцы перед его жертвой. Той Рождественской ночью оба умерли

И в этой тюремной камере, где невозможно утаить никаких секретов, я слышал исповедь убийцы перед его жертвой. Может, в романах жизнь кажется более яркой. Но ни одному романисту никогда не описать ничего подобного. Жертва, стоя на пороге смерти, принимала исповедь у своего убийцы – замученный разрешил от грехов своего душегуба.

Они вместе помолились и обняли друг друга. Священник вернулся на свои нары, и этой ночью они оба умерли. А ночь эта была Рождественской! И не просто Рождественской ночью, когда мы вспоминаем, что две тысячи лет тому назад в Вифлееме родился Христос. То была ночь, в которую Христос родился в сердце коммуниста-палача. Я видел это своими глазами».

«Столп духовного сопротивления в темнице»

Знавшие отца Герасима (Иску) с огромным благоговением говорили о нем как о великом подвижнике, который сам переносил тюремные злострадания и укреплял дух других заключенных, вселяя в них надежду и мужество с радостью встречать все пытки, которым они подвергались, из любви ко Христу и ради прощения своих грехов. Большинство видело в отце Герасиме святого, и их свидетельства в этом отношении весьма красноречивы. Отец Константин Ходороагэ так говорил о настоятеле отце Герасиме:

«Для меня и других знавших его отец Герасим был мучеником. В застенках, через которые ему довелось пройти, он всегда утверждал высокий дух и уверенность в преодолении трудностей, вдохновенно рассказывая нам о жертве».

Другой его современник, Иоанн Ианолиде, свидетельствовал:

 

«Архимандрит Герасим был столпом духовного сопротивления в темнице. На канале смерти “Дунай – Черное море” он был определен в специальную бригаду священников, где истязания непосильным трудом, бессонницей, голодом и побоями достигали максимального зверства. Подвергаемые издевательствам, мучениям, пыткам, архимандрит Герасим и другие священники с честью выдержали это хождение по мукам. Впоследствии батюшка заболел туберкулезом и был доставлен в Тыргу Окна, где скончался подобно ангелу во плоти».

   

Еще при жизни отец Герасим проявил дар чудотворения. Дар прозорливости, знание времени своего перехода в вечность и ощущение покоя и радости, которое излучал батюшка, были благодатными дарованиями, которые он сподобился стяжать за свое смирение и ничем не победимую любовь, принесшую богатые поды.

После падения коммунистического режима в Румынии были опубликованы воспоминания, исследования и статьи, посвященные отцу Герасиму (Иску), благодаря которым сегодня мы можем так много узнать о святости жизни этого сына румынского Православия, исповедавшего веру во Христа в годину безбожных коммунистических гонений.

  

Хотя место его захоронения неизвестно, поскольку тело батюшки сразу после кончины было брошено в одну из общих могил, соседствующих с тюрьмой Тыргу Окна, отец Герасим (Иску) почитается во всей Румынии как мученик.

 

Рэзван Михай Клипич
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Ziarul Lumina (Газета «Свет»)

4 октября 2022 г

 

.

https://pravoslavie.ru/148541.html

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...