Jump to content
  • 0
Guest N

Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке?

Question

Guest N

Я, многогрешный мирянин N, обращаюсь к братии Оптиной Пустыни с надеждой получить ответ (с доказательством) на нижеизложенные вопросы по поводу отношения Православной Церкви к музыкальному искусству.

 

 

I. Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке? (слово светская употребляю в значении не предназначенная для богослужения и не имеющая официально зафиксированной в нотной записи религиозной программы).

 

Во многих книгах(особенно средневековых) по вопросам религии я читал, что инструментальную музыку слушать, исполнять, тем более сочинять - грешно. В качестве аргумента приводились факты, что святые видели вдохновителей игры на музыкальных инструментах. С другой стороны, царь Давид призывал славить Господа на самых разных инструментах (см. Псалом 150) и сам воплощал это на практике. Известно также, что ранние христиане использовали инструменты на богослужении.

 

 

Теперь о светских композиторах. Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893) вначале был скептиком, но после многих жизненных испытаний уверовал. Он писал "Я чувствую, что начинаю уметь любить бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня; я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое, но все громче и громче начинает доходить до меня голос божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том. что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня премудростью божьею. Я часто со слезами молюсь ему (где он, кто он?—я не знаю, но знаю, что он есть) и прошу его-дать мне смирение и любовь, прошу его простить меня и вразумить меня, а главное, мне сладко говорить ему: господи, да будет воля твоя, ибо я знаю, что воля его святая. Еще скажу Вам, милый друг, что часто, вдумываясь в свою жизнь, я начинаю видеть перст божий, явно указывающий мне-путь мой и оберегающий меня от бедствий. Почему вышней воле нужно оберегать именно меня, этого я не знаю. Хочу быть смиренным и не считать себя избранником, ибо бог все свои творения любит одинаково, но я знаю только, что бог хранит меня, и нередко я проливаю слезы благодарности за все его бесконечные милости. Но этого мало. Я хочу приучить себя думать, что если наступают бедствия, то и они в сущности ведут к благу. Я хочу любить бога всегда: и тогда, когда он посылает мне счастье, и когда наступят испытания. Ибо где-нибудь да должно быть то царство вечного счастья, к которому мы тщетно стремимся на земле. Наступит час, когда разрешатся все недоступные нашему уму вопросы и когда мы поймем, почему бог находит нужным посылать нам испытания. Мне хочется верить. что есть будущая жизнь. Когда хотение обратится в факт, тогда я буду счастлив, насколько счастье на земле возможно." (Письмо Н. Ф. фон Мекк от 16/28 марта 1881 г.)

 

Программа его 5-й симфонии (1888), записанная в дневнике, опубликованном в прошлом веке, говорит об отражении в данном произведении религиозных переживаний автора. Вместе с тем не ясно, избавился ли он от пагубной страсти мужеложства, имевшей место в его жизни (судя по документам). Более вероятно, что избавился (тоже по документам) Так, знаменитая 6-я его симфония ("Патетическая") посвящена племяннику Давыдову, и некоторые музыковеды склонны видеть в ней его чувства к племяннику, будто бы бывшие проявлением вышеуказанной страсти (что не доказано). С другой стороны, есть свидетельства других, более посвящённых в его творчества, что он изобразил в симфониии свою жизнь. Между прочим, на титульном листе этого сочинения он написал "Господи, благослови", а в конце - "Господи, благодарю Тебя!!!!". Просто так, я думаю он бы это не написал. Многих озадачивал скорбный финал симфонии, будто бы выражавший предчувствие смерти (он умер через 2 месяца после окончания этого произведения), а то и суицидные намерения (последняя версия абсолютно несостоятельна). Вместе с тем он написал несколько сочинений с ярко выраженными страстными мотивами, напр., увертюру "Ромео и Джульетта" (1869 -1880).

 

 

Ещё вопросы (с учётом вышеизложенного),

 

II. 1) Имеет ли инструментальная музыка страстный характер, способна ли она привести человека к греху, или, напротив носит характер Божественный и способна привести человека к Богу? 2) И можно ли слушать балетную музыку?

 

III. Надо ли относиться к Чайковскому с насторожением

1) если нет данных, что он причащался (хотя много ходил в церковь) и перед смертью не смог сделать это, будучи в бессознательном состоянии и

2) если есть данные о его мужеложстве.

 

 

IV. Как относится церковь к творчеству Александра Николаевича Скрябина?

 

V. Как надо относиться к католическим и протестантским композиторам?

 

 

Заранее благодарю за внимание. Прошу прощения, если в чем-то ошибся.

N. 22.11.2011.

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0
Guest Гость

Конечно, каждый познает через свой жизненный опыт. Есть музыка созидающая, есть музыка разрушающая. В жизни есть вещи хорошие, а есть плохие. Просто мы в жизни все должны тщательно взвешивать - отличая хорошее от плохого. Есть очень хорошие классические музыкальные произведения, слушая которых душа начинает думать о Боге, о Божественном, о Вечном. Может кто-то скажет все это душевное, а не духовное. Но ведь и духовного без душевного, без душевных переживаний не может быть (возможно, что я еще плохо понимаю душевное и духовное). В жизни часто через душевные переживания мы приходим к духовному.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Мне удалось провести некоторые исследования над собой и сделать такие выводы:

  1. На определённом уровне человеческого развития любая классическая музыка облагораживает и сублимирует страсти, даже создаёт в душе тишину. Это происходит при высокой степени страстности, или её вспышке. Страстным людям легче прийти к Богу через классическую музыку, чем скакать через ступеньку и слушать церковную. во всём должен быть порядок. Я на данный момент слушаю и классическую, и церковную.
  2. Есть образцы классической музыки (инструментальной), которые выражают духовность так же (близко к тому), как знаменный распев.
  3. Классическая музыка и церковная музыка имеют схожее строение, так как в основу церковной положено осмогласие - система ладов или гласов, близким мажору и минору, которые используются в классической. У Бетховена в части одного из последних квартетов используется лидийский лад.
  4. Классическая музыка чаще всего облагораживает страсти, гармонизирует их, а достижение гармонии есть важное в пути ко спасению.
  5. В использовании инструментов ничего плохого нет, так как колокола используют, а фортепиано, например, может воспроизвести звон колокола (что хорошо удалось Сергею Васильевичу Рахманинову)
  6. Нельзя стричь всех под одну гребёнку. Один выпьет лекарство и поправится, другой - заболеет ещё хуже. Так и здесь. Многое зависит и от дозы.
  7. В своей основе музыка есть замечательное явление человеческого духа, так как чаще всего выражает стремление к прекрасному.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Владимир

То есть во всем нужна мера

Share this post


Link to post
  • 0
Ну, скажите, неужели православный человек все и вся должен отрицать? Неужели мы все время ходить с опущенными глазами и на все остальное должны смотреть враждебно? Как правильно сказано "Есть время молиться, есть время трудиться, есть время веселиться". ...).

Я с вами очень согласна, говорили о "высоких материях" (классической музыки), а я люблю слушать и РЭП, есть с чем отдохнуть душе и поразмыслить :huh: о жизни, правда не весь РЭП конечно

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Владимир

Пусть будет все, и рэп, и классика, главное жить с Богом.

Share this post


Link to post
  • 0
...светская музыка зарождает в душе земные чувства,т.е. они ,эти чувства,хорошие,но они приземленные,страстные,они будоражат душу,не дают умиротворения.А церковная музыка дает душе покой,устремление мыслей к горнему...

Подписываюсь под каждым словом :good2000: .Только уточню,церковная музыка-это в первую очередь знаменный распев.Ничто так не настраивает на молитву как такое пение,а значение молитвы(да ещё и храмовой)для спасения,надеюсь,известно всем православным .Как известно,дух творит себе формы.Думаю ответ в этом,в источнике происхождения.

За всё время занятия музыкой(>20 лет),при оценке музыки с духовной точки зрения,пришёл к выводу : джаз и т.п.- это по-большому счёту некое баловство,лёгкость(хотя и требует всего арсенала музыкальных знаний),классика-музыка умная,но абсолютно земная,а духовное пение(знаменный распев) - от Бога(т.е.истинно).

Сказано,дерево узнаётся по плодам,т.е.рассмотрев своё внутреннее состояние после прослушивания той или иной музыки,можно сделать вывод о её источнике и пользе для души.Так как форум православный,думаю,ясно о чём идёт речь.

Как хорошо было бы если б в храмах вернули знаменное пение,как это было до Петра 1(бедный человек,сколько бед через него пришло на православие...одно только упразднение патриаршества на Руси чего стоит.Да,воистину,дерево узнаётся по плодам).Господи,помилуй.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Уважаемый Владислав!

 

Я, как и Вы люблю. уважаю и ценю знаменный распев. Это великое достояние культуры, которое хоть и кажется на первый взгляд одноцветным, на самом деле очень разнообразное: там есть восемь гласов, или ладов, каждый из которых обладает своим настроением, есть разные виды распева - болгарский, греческий, киевский и т. п. Знаменный распев лучше всех других музыкальных стилей выражает духовность, молитвенность.

 

Но не каждый человек готов к восприятию сего музыкального наследия святых отцов. И человек на пути к Господу, на определённом этапе должен слушать классическую музыку, которая гармонизирует внутренний мир человека, а не выплёскивает всё подряд наружу. как помои из ведра (простите, если невежливо сказано). Надо формировать душу, иначе нельзя будет формировать дух. И всё-таки я считаю, что в лучших своих образцах классическая музыка духовна.

 

Хотя был случай из моей биографии: посетил я мощи прп. Иосафа Печёрского и, возвращаясь домой, был в особом душевном настрое. Начал думать о музыкальном выражении такого настроя. Знаменный распев и вообще церковная музыка могли его передать, но я не смог найти ни одного образца классической музыки, который бы смог выразить это. Немного - Анданте из Сонаты № 5 Мендельсона, и то, когда вспомнил, прежний настрой начинал десинхронизироваться. Простите. если написал откровенно или мудрёно.

 

Между прочим, многие наши композиторы-классики высоко ценили знаменный распев и стремились возродить его. Самые известные из них - Пётр Ильич Чайковский и Сергей Васильевич Рахманинов. Некоторые произведения классики используют интонации знаменного распева.

 

Жду новых аргументов с Вашей стороны.

 

N.

Share this post


Link to post
  • 0
И всё-таки я считаю, что в лучших своих образцах классическая музыка духовна.Хотя был случай из моей биографии: посетил я мощи прп. Иосафа Печёрского и, возвращаясь домой, был в особом душевном настрое. Начал думать о музыкальном выражении такого настроя. Знаменный распев и вообще церковная музыка могли его передать, но я не смог найти ни одного образца классической музыки, который бы смог выразить это. Немного - Анданте из Сонаты № 5 Мендельсона, и то, когда вспомнил, прежний настрой начинал десинхронизироваться.

Дорогой N!

Наш подход в целом практически полностью совпадает.Именно так и было в моей жизни.Поп,рок,потом классика,джаз и в конце - духовная музыка.

Я выбрал именно эту часть Вашего сообщения,т.к.аналогичное чувство испытал и сам.Смотрел прекрасный фильм о Киево-Печерской Лавре сделанный на их студии.Продюсер там о.Варсонофий(казначей Лавры).В некоторых местах звучала Ария из сюиты №3 Ре-мажор И.С.Баха(одно из любимых моих произведений),но эта музыка как-то "приземляла" дух фильма и была чуждой ему.Таков мой взгляд.

Share this post


Link to post
  • 0
Подписываюсь под каждым словом :good2000: .Только уточню,церковная музыка-это в первую очередь знаменный распев.Ничто так не настраивает на молитву как такое пение,а значение молитвы(да ещё и храмовой)для спасения,надеюсь,известно всем православным .Как известно,дух творит себе формы.Думаю ответ в этом,в источнике происхождения.

Музыка Баха не будоражит страсти. Просто духовная музыка - это совсем о другом и для другого. Вообще, носить в кармане харизмометр и определять - что благодатно, а что - нет, занятие пустое и неблагодарное.

Почитайте, что о классической музыке пишет владыка Иларион (Алфеев). Почитайте Медушевского. Я читала его работу "Сонатная форма как способ домостроительства благодати".

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

Большое спасибо. Я, всё-таки, конечно ближе Вашему мнению. Жалко расставаться с классической музыкой, да и, собственно, незачем. Всему своё время и назначение, и я. по-моему, подробно разобрал аргументы "за" и "против". Некоторые органные сочинения (хоральные прелюдии) Иоганна Себастьяна Баха похожи на григорианские хоралы, а те - на наши знаменные песнопения.

 

Иоанн Кронштадский говорил: "Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, - слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, - оставь слушать, брось и тело и дух музыки.". Для каждого отдельного человека возможно индивидуальное решение

 

Медушевский интересен.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Благодарю за принятие консенсуса.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

В общем обсудили. Теперь о частном.

 

Что Вы думаете (кто посетит сию страницу) о композиторе Скрябине?

Share this post


Link to post
  • 0
Одно из основных учений Православия - исихазм - требует молчания помыслов и чувств, а музыка, впрочем, как и другие искусства, ориентированы на чувства. Как это разрешить? Может быть чувства могут быть, но их только надо контролировать умом, чтобы не противоречили заповедям?

 

У меня тоже такой вопрос возникал - и по отношению к искусству, и ко всему прекрасному в жизни - все это нам дано, так же, как нам дано видеть добро и зло, так же мы отличаем и красоту от уродства. Вот какой ответ случайно нашла в ЛЕСТВИЦЕ:

 

58. Часто один и тот же грех, будучи сделан одним человеком, заслуживает сторично большее наказание, нежели когда он сделан другим, судя по нраву согрешившего, по месту, где грех случился, духовному возрасту, в котором был согрешивший, и по многим другим причинам.

59. Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролили источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.

60. Так должны мы поступать и при слушании песнопений и песней. Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства.

 

http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/skrigali15-all.shtml

Share this post


Link to post
  • 0
У меня тоже такой вопрос возникал - и по отношению к искусству, и ко всему прекрасному в жизни - все это нам дано, так же, как нам дано видеть добро и зло, так же мы отличаем и красоту от уродства. Вот какой ответ случайно нашла в ЛЕСТВИЦЕ:58. Часто один и тот же грех, будучи сделан одним человеком, заслуживает сторично большее наказание, нежели когда он сделан другим, судя по нраву согрешившего, по месту, где грех случился, духовному возрасту, в котором был согрешивший, и по многим другим причинам.59. Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролили источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.60. Так должны мы поступать и при слушании песнопений и песней. Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства.http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/skrigali15-all.shtml

 

Вот, мне кажется, каждый смотря в свою душу, оценивая себя и должен решить. Если он (человек) развязывается, распоясывается, теряет то, что так долго и очень трудно приобретал, теряет мир, какое-никакое целомудрие или стремление к нему, теряет бдительность, от посещений всяких опер, балетов, театров, или в частности посещений и зависаний на концертах светской инструментальной музыки и прочего, то думаю навряд ли ему стоит искушать себя и удалиться от всего этого. Хотя бывает, человек и не понимает, что обольщается, ему кажется что он высоко поднялся умом и сердцем от созерцания какого-либо плода искусства и творчества, но на самом деле это самые что ни есть плотские, душевные (в низком понимании) чувствования, прикрытые под маской благочестья. (на собственном опыте испытано)

Да, есть люди, которые бесстрастно могут во всем (или во многом) проглядеть cвет или отблеск света Божьего, но думаю, таких не так уж и много. И еще надо не забывать отделять зерна от плевел. Иногда бывает подсунут такую "штуковину", она с виду такая высокопарная, такая из себя ну прям светленькая, невинная, заявляющая о себе, что сейчас она души людей поднимет куда-то там высоко, а на деле оказывается хитрой лицемерной ядовитой обманкой, которую потом только удается раскусить, порядком отравившись. Все по плодам познается.

 

Лично я, после того когда главным смыслом и мерилом для меня стал Христос, когда мне приходилось даже не по своей воле проглатывать так называемое "светское", единственным выходом я находила переделывать внутри себя душевное в духовное, т.е. я понимаю, что большинство окружающих воспринимают это добровольно как чисто душевное, и сама эта штуковина заявляет о себе душевно, а я всё пытаюсь переосмыслить, вытащить духовное.

Хотя не всё так называемое "светское" бывает бессмысленным и растлевающим, порой там, где открыто не говорится прямым текстом духовное, но все символы и образы направляют к этому.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N
У меня тоже такой вопрос возникал - и по отношению к искусству, и ко всему прекрасному в жизни - все это нам дано, так же, как нам дано видеть добро и зло, так же мы отличаем и красоту от уродства. Вот какой ответ случайно нашла в ЛЕСТВИЦЕ:58. Часто один и тот же грех, будучи сделан одним человеком, заслуживает сторично большее наказание, нежели когда он сделан другим, судя по нраву согрешившего, по месту, где грех случился, духовному возрасту, в котором был согрешивший, и по многим другим причинам.59. Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролили источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.60. Так должны мы поступать и при слушании песнопений и песней. Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства.http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/skrigali15-all.shtml

 

Прекрасный ответ на вопрос!

 

Спасибо!!!

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N
Вот, мне кажется, каждый смотря в свою душу, оценивая себя и должен решить. Если он (человек) развязывается, распоясывается, теряет то, что так долго и очень трудно приобретал, теряет мир, какое-никакое целомудрие или стремление к нему, теряет бдительность, от посещений всяких опер, балетов, театров, или в частности посещений и зависаний на концертах светской инструментальной музыки и прочего, то думаю навряд ли ему стоит искушать себя и удалиться от всего этого. Хотя бывает, человек и не понимает, что обольщается, ему кажется что он высоко поднялся умом и сердцем от созерцания какого-либо плода искусства и творчества, но на самом деле это самые что ни есть плотские, душевные (в низком понимании) чувствования, прикрытые под маской благочестья. (на собственном опыте испытано)Да, есть люди, которые бесстрастно могут во всем (или во многом) проглядеть cвет или отблеск света Божьего, но думаю, таких не так уж и много. И еще надо не забывать отделять зерна от плевел. Иногда бывает подсунут такую "штуковину", она с виду такая высокопарная, такая из себя ну прям светленькая, невинная, заявляющая о себе, что сейчас она души людей поднимет куда-то там высоко, а на деле оказывается хитрой лицемерной ядовитой обманкой, которую потом только удается раскусить, порядком отравившись. Все по плодам познается.

 

Не совсем понял: как это узнать по плодам. если на вид это "высокопарная штуковина". Если плоды - это чувства, возникающие в человеке, то как тогда понять, что человеку кажется что "он поднялся"?

 

Разъясните, пожалуйста.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

И ещё: как понять замечания Игнатия Брянчанинова об "утончённом сладострастии"?

Share this post


Link to post
  • 0
И как понять замечание Святителя Игнатия об "утончённом сладострастии". Где оно есть и где его нет?

Cладострастие утонченное, т.е., как я понимаю, не сразу уловляемое как грех, есть, наверное,там же, где и все остальные грехи - в наших душах.

И то прекрасное, что одну душу может греховно разжигать и вести к усилению плотских желаний, абсолютно то же самое в другой душе воскресит нечто непреходящее, нетленное - восхищение, изумление - остановись мгновенье, ты прекрасно! - как-то так, наверное, словами не могу передать.

Изумительно об этом сказал Антоний Сурожский - о любви, как о постижении той божественной красоты, которая суть божественного творения, любовь есть там, где есть видение этой красоты, такое видение другого человека, каким его сам Бог видит.

 

Ведь красота - это гармония, некоторый космос и божественный порядок в божественном творении (любом), его завершенность, а если мы взираем на эту красоту сладострастно - со страстью предаемся сладости, бесконечно услаждая наши чувства, то что означает "утонченно предаваться страстной сладости чувств" (перефразирую, чтоб попытаться понять) - здесь нужно углубиться в понятие "утонченно" в контексте Свт. Игнатия, наверное.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

Интересно сказано.

 

Тогда где оно есть и где его нет?

Share this post


Link to post
  • 0
Guest N

По-моему, многие произведения классической музыки в какой-то мере духовны, как душевны и телесны. Ведь дух - "око души, устремлённое к Богу". Он выражается, как говорил Феофан Затворник (стр. 1 этой темы) в стремлении к изящному. Другое дело, духовность в искусстве преломляется по-разному. Одно дело - Средние Века (я думаю, что это было время великой культуры, хотя и жестокости и инквизиции (у нас последнего не было!!!)), другое - романтизм 19 и 20-го веков. О роке я говорить не хочу - это культ греха. Не все готовы, как я говорил, к большой концентрации духовности. Готовность эта зависит от нравственного уровня человека - на высшем уровне, которого достигали единицы за всю историю человечества, полностью исполняется вышенаписанный завет Иоанна Лествичника, на менее высоком - человек воспринимает только церковное искусство и. возможно, некоторые образцы классического, дальше - классическое, потом - модернистическое и современное. Хотя в последнем есть своё зерно, которое выкопаешь тогда. когда будешь по шею в болоте.

 

В Советское Время классическое искусство имело миссионерское значение, о чём говорится в Основах Соц. Концепции РПЦ.

Share this post


Link to post
  • 0
Не совсем понял: как это узнать по плодам. если на вид это "высокопарная штуковина". Если плоды - это чувства, возникающие в человеке, то как тогда понять, что человеку кажется что "он поднялся"?Разъясните, пожалуйста.

 

Я как всегда коряво высказалась...Я имела ввиду, что есть такие хитрые штуковины, с виду они "высоких полетов", а на деле не таковые, и распознать их удается лишь потом (если ты стремишься к духовному, если же не стремишься - то проглатываешь не задумываясь и радуешься), т.е. они обманывают. Сразу различать такие хитрые штуки могут люди опытные, у которых дух научен опытом отличать ложь от истины. Я себя к таковым не отношу, поэтому еще побаиваюсь и придирчиво и осторожно отношусь, раньше же многое проглатывала.

Share this post


Link to post
  • 0
Не совсем понял: как это узнать по плодам. если на вид это "высокопарная штуковина". Если плоды - это чувства, возникающие в человеке, то как тогда понять, что человеку кажется что "он поднялся"?Разъясните, пожалуйста.

 

Понять, что человек поднялся и добрый плод - это, наверное, просвещение, мир, чистота ума и сердца, жажда истины, радость, Любовь.

А если ты в надежде, глядя на искусство и творчество, думаешь получить всё вышеуказанное, и оно вроде бы имеет оболочку или образ, которые тебе обещают, что ты это получишь, а на деле ты этого не получаешь, то это обманка.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Гость

О светском искусстве

„В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть”. (Иакова 1:13-15).

 

Вернемся опять к теме искусства и его роли в современном обществе.

Само слово Искус-с-Тво образуется от слов Искус и Творить , искушать. По родственным словообразованиям уходит к старославянскому языку ( искусы творити)

Искус , искуса - Испытание, продолжительная проверка на деле чьих-нибудь качеств, человеческих,духовных.(Д.Н.Ушаков)

Ф. И. Буслаев писал: «...вкус и искусство (ис-кус-ство) происходят от одного корня кусити (санскр. куш — experiri). С понятием искусства соединяется мысль об обмане, прельщении, что видно из родственных с ним слов: искусить, искуситель, искушение» (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка, Л., 1941, с. 176).

Но в современном мире произошло много подмен понятий. Подмена же не меняет сути , но подменяет восприятие масс тем ,что ей подают. Подмена произошла существенная ,ибо сейчас многие , кто желают ,чтобы их величали артистами , даже бьются за звания "Заслуженный деятель искусств" и этим званием поощряют тех,кто внес заслуженный вклад .

А массы идолизируют таковых заслуженных работников искусств и возлагают свои Души на жервенник пред таковыми мастерами.

Одни искушают , другие с радостью искушаются . Подробнее: http://blog.shulgin....t.comment/1115/

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...