Перейти к публикации
berdy

«Отсеки помысл – отсечешь и все», помогите правильно понять одно из наставлений прп. Макария Оптинского

Рекомендованные сообщения

Стараюсь каждый раз перед тем как отправиться по интернету зайти на главную страницу Оптины и прочитать поучение старца. Сегодня вот такое прочитал, но в конце запутался. Прошу понимающих растолковать и в особенности со слова:

 

"Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. От­нюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смуща­ется, то враг более на не­го восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не счи­тает, тогда и помыслы ис­чезают." (прп Макарий Оптинский)

 

как это правильно понять?

 

И ещё паралельно вопрос.

Что делать с образом Христа, который в машине пролежал не помню уже сколько лет и сильно выгорел. Практически только контуры остались видимы. Рука не поднимается выбросить. А новый хочется приобрести.

 

Спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

berdy, на второй вопрос о пришедшей в негодность иконе, скорее всего надо показать ее батюшке и спросить его совета. Возможно, на этот вопрос смогут ответить и работающие за свечным ящиком. В нашем храме есть специальный контейнер, куда прихожане складывают пришедшее в негодность - прошлогодние вербочки, календари церковные и т.д. Затем это сжигают работники храма в специальном помещении на территории храма. Но про иконочку я бы все же уточнила у священника.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А с первым вопросом, ну если на простом примере. Сейчас пост, и мы стараемся себя ограничить. Например в еде. И спокойно так себя чувствуем, пока в уме нашем не начинает чего-нибудь непостное присутствовать. И так это навязчиво присутствует, ну сил нет избавиться. Можно начать представлять, как это вкусно, съела бы я один кусочек маленький такой, нет, лучше чуть побольше, нет, ну ладно чего там - два съем. И еще пирожное-морожное. Ой, когда же пост кончится? Скорее бы уж...

 

Это что значит? Мы вняли вражьим помыслам, в данном случае о вкусной еде. Прилипли к ним, какое-то время с ними побыли.

 

А если бы сразу, как только это вкусное зачем-то в голове появилось, все силы бросить на неучастие в фантазиях на эту тему - с помощью молитвы, с Божией помощью - нет, не надо мне это сейчас, я потерплю, не мое это. Только по-честному. Вот тогда, я думаю, за грех не считается. И смотришь, все реже подобные мысли досаждать будут. Ну и с прочими грешными мыслями таким же способом . Я вот так себе представляю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Помыслы стужающие и беспокоящие имеют многое различие: прилог, или приражение помысла, не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется — к ним ли, или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстями, считается грехом и подлежит покаянию. Не в силах бу­дучи сами противиться оным, должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Когда кто одолеваем бывает помыслами, то это знак, что предварила гордость, и потому надобно чрез оные более смиряться (преп. Макарий).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами (Святые отцы считали, что возникающие порою в нашей голове негативные мысли и желания, появляются в нашем уме вовсе не с нашего согласия и попустительства или какого либо участия, а вселяются в ум сатаной для нашего греховного совращения) и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности ( и когда мы, как только услышим эти хульные мысли в себе, тут же незамедлительно видим и осознаём их непотребность, испытываем к ним отвращение, переживаем, что они в нас возникли и пытаемся их прогнать от себя немедленно, как ничего не значущую и совершенно никчемную грязь, то это и указывает на то, что мы не виноваты в их появлении – они не по нашему желанию возникли в нас.) От­нюдь не надо смущаться о том, что они приходят. (Не нужно стыдится и укорять себя в том, что такие непотребные мысли и желания возникают в нашей голове). Ибо если человек смуща­ется, то враг более на не­го восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не счи­тает, тогда и помыслы ис­чезают." (потому, что если человек стыдится и смущается значит вменяет себе свою виновность в зарождении в своей голове всяких непотребностей, осуждает себя за них, придаёт им большое значение, пытается воспринять их как индикатор собственной порочности, то сатана видит, что «зацепил» человека, заставил поверить его в невозможность очищения, придал уверенности, что гадость всякая может и должна быть в человеке, потому как она его родная, человеческая. И тогда сатана ещё больше начинает развивать старые и вменять новые греховные мысли и побуждения, видя, что боится их человек и не может с ними бороться. А когда человек, только увидев непотребность возникшей мысли, назвал её не своей, а чужой – сатанинской, не смутился её и не испугался, а воспринял как пустой бестолковый мусор, не стал даже обращать на неё какого либо внимания, поставил её ни во что по её бессмысленности и глупости, и просто лёгким взмахом выкинул её из головы без внимания и самоосуждения и ковыряния в ней, то… она и вылетала вон, как и не бывшая, и сатана отстал, ибо чего прыгыть то как Моська на слона, если на твои потуги совращения и вменения греха, даже и внимания ни какого не обращают, не во что ставят?)(прп Макарий Оптинский)

 

В общем, если коротко – нужно относится к вдруг ни с чего ни с того возникшим в голове хульным помыслам, как к использованной туалетной бумаге.

 

Вот как то так примерно…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Большое спасибо за растолкование.

Очень полезно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
От­нюдь не надо смущаться о том, что они приходят.Ибо если человек смуща­ется, то враг более на не­го восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не счи­тает, тогда и помыслы ис­чезают. прп Макарий Оптинский

 

Я в связи с этим вспомнила притчу о двух монахах, которые прогуляли всю ночь в кабаке, один из которых наутро встал как ни в чем не бывало, не смутился, и дальше жил праведной жизнью, а другой был в ужасе от содеянного, впал в отчаяние, что его и погубило...

 

Вроде все правильно - не придавать значения этой грязи, тогда она и не прилипнет, стряхнутся бесовские прилоги...

 

Но как же тогда опыт тех святых, которые долгие и долгие годы пребывали в состоянии покаяния от соделанного, омывали слезами свои грехи - в чем тогда разница - между сокрушением о грехах (ведь помыслы, греховные желания, тоже вменяются нам как дело) и смущением, которое является бесовским наваждением?

 

Какая-то тут, мне кажется, тонкая очень грань, нет у меня ясности ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Или, может быть так - если есть силы сразу же отсечь помысл, значит, в грех не впадаешь, "не прилипла" грязь, а если помысел отогнать не получается, нет на это сил, значит, впадаешь в грех - иди кайся...

Вот покаялся, а помысел, либо стыд от содеянного, либо смущение, что кто-то знает, вина, раскаяние остались - значит, грех не прощен, благодатью человек не очищен? Кайся тогда хоть всю жизнь? Как герой "Острова"?

 

Как тут понять бесовские ли это прилоги, либо необходимое для очищения состояние покаяния?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Но как же тогда опыт тех святых, которые долгие и долгие годы пребывали в состоянии покаяния от соделанного, омывали слезами свои грехи - в чем тогда разница - между сокрушением о грехах (ведь помыслы, греховные желания, тоже вменяются нам как дело) и смущением, которое является бесовским наваждением?Какая-то тут, мне кажется, тонкая очень грань, нет у меня ясности ...

узки врата...

один и тот же грех на разных людей в разное время ложится по разному... и вина разная...

монах погиб не от пьянки в кабаке, он погиб от чаяния и и уныния....

Или, может быть так - если есть силы сразу же отсечь помысл, значит, в грех не впадаешь, "не прилипла" грязь, а если помысел отогнать не получается, нет на это сил, значит, впадаешь в грех - иди кайся...

я так думаю, что человек в большой мере - это для себя определяет сам...

какою мерою меряете такою и вам отмерено будет...

 

а точнее вот так:

ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

Изменено пользователем mlsha

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...