Ерёмин Андрей 4737 Posted February 18, 2012 Да, книга очень хороша тем,что максимально приземляет человека,развеевает всякие мечты о себе и т.д.И кстати я очень удивлен как на всех сайтах и форумах цитируют книгу Откровенные рассказы странника...это очень вредоносная книга привадялая в максимально неправильное отношение к молитве и ее развитию в человеке.Единственное, что в ней можно прочитать это в конце книги монолог схимника,и то он расчитан не для нашего простенького умишки. На этом форуме в одной из тем есть обсуждение цитаты из 6 главы Бытия о том, что значит сыны Божьи и дщери человеческие. Так там дана ссылка на сайт одного монастыря, где не на форум для обсуждения, а в раздел сайта для поучительной информации, то есть как душеполезная литература, напечатано очень сомнительное и противоречащее толкованию Святыми отцами, толкование Святых писаний... Во как. Quote Share this post Link to post
EКатерина 2677 Posted February 18, 2012 "...Мнимодуховные - суемудрые философы составляют для себя какую-то науку моления на шатких основаниях естественного разума. Нужно ли много учения, ума, или знания, чтобы сказать чистосердечно:"Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго"?..." (Из издания Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 2008г. "Как научиться Иисусовой молитве" (печаталось по изданию обители преп.Иова Почаевского в Мюнхене, 2007г.(по изданию Оптиной пустыни 1912г.)) Quote Share this post Link to post
Aндpeй 22 Posted February 18, 2012 Простите, что встреваю. Вот цитата из "Писем Валаамского старца", интересная для этой темы - "Ты исполняешь по 100 и утром и вечером, довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако, понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил в верхней части груди." http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=272 Лука, Вы писали что кто пользуется дыханием и сводит ум в тело, все погибают, а как же старец это советует? Quote Share this post Link to post
Ерёмин Андрей 4737 Posted February 18, 2012 "Ты исполняешь по 100 и утром и вечером, довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако, понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил в верхней части груди."http://www.pravbesed...age=book&id=272Лука, Вы писали что кто пользуется дыханием и сводит ум в тело, все погибают, а как же старец это советует? Эта же часть наставления обращена сугубо к конкретному человеку, которому было положено исполнять по 100 молитв утром и вечером, и при этом исполнении у него возникли определённые ощущения и переживания, которыми он делится с наставником и получает от него ответ, приемлемый именно только для его конкретного случая. А та часть наставления, которую цитировал я, обращена к "очень многим", которые своеволят в этом опасном деле, это предостережение для всех нас. Погибают те, кто вообще не пользуется дыханием или пользуется им не по назначению. Кто свой ум пытается насильно свести с одного органа на другой, то сам себя него (с ума) постепенно сводит. Quote Share this post Link to post
Бесплодная смоковница 1 Posted February 26, 2012 А у меня последнее время получается читать Иисусову молитву только так: "Сыне Божий помилуй мя грешного". Не знаю, это нормально, или нет, но, мне проще читать только 5 слов Иисусовой молитвы, а иначе трудно удерживать внимание в словах молитвы. А если буду читать "Господи Иисусе Христе помилуй мя", то у меня пропадет смирение (которое итак-то невелико), так как отсутствует слово "ГРЕШНОГО". Помогите, пожалуйста, разобраться, можно ли читать только "Сыне Божий помилуй мя грешного"? Можно ли считать, что "Сыне Божий помилуй мя грешного" - это Иисусова молитва? Прошу помочь советом как можно большее число людей. Quote Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted February 26, 2012 А у меня последнее время получается читать Иисусову молитву только так: "Сыне Божий помилуй мя грешного". Не знаю, это нормально, или нет, но, мне проще читать только 5 слов Иисусовой молитвы, а иначе трудно удерживать внимание в словах молитвы. А если буду читать "Господи Иисусе Христе помилуй мя", то у меня пропадет смирение (которое итак-то невелико), так как отсутствует слово "ГРЕШНОГО".Помогите, пожалуйста, разобраться, можно ли читать только "Сыне Божий помилуй мя грешного"?Можно ли считать, что "Сыне Божий помилуй мя грешного" - это Иисусова молитва?Прошу помочь советом как можно большее число людей. У меня опыта мало, но такое то же было. Возможно так бесы сопротивляются. Не хотят они признать в вас что Иисус Христос - Господь, но допускают что Сын Божий. Но кто ? Quote Share this post Link to post
mlsha 856 Posted February 26, 2012 А у меня последнее время получается читать Иисусову молитву только так: "Сыне Божий помилуй мя грешного". мм.. ну как же Вы эту молитву называете Иисусовой? "Господи Иисусе Христе помилуй мя грешного" ещё ладно... ну да не в том суть... мне так думается... Вам бы поисповедоваться (может совет какой получите)... например, в нерадении к молитве... причаститься... может быть покаянный канон почитать... благо, что и пост Quote Share this post Link to post
О_К (fakel) 1360 Posted February 26, 2012 А у меня последнее время получается читать Иисусову молитву только так: "Сыне Божий помилуй мя грешного". Не знаю, это нормально, или нет, но, мне проще читать только 5 слов Иисусовой молитвы, а иначе трудно удерживать внимание в словах молитвы. А если буду читать "Господи Иисусе Христе помилуй мя", то у меня пропадет смирение (которое итак-то невелико), так как отсутствует слово "ГРЕШНОГО".Помогите, пожалуйста, разобраться, можно ли читать только "Сыне Божий помилуй мя грешного"?Можно ли считать, что "Сыне Божий помилуй мя грешного" - это Иисусова молитва?Прошу помочь советом как можно большее число людей. Найдите тему "Сильнее смерти .Молитва ." Посмотрите фильм с этим названием , может он вам поможет себя понять . То что с вам и происходит это очень грустно . Quote Share this post Link to post
О_К (fakel) 1360 Posted February 26, 2012 Это малая часть из текста .Если заинтересовались то внизу ссылка .Почитайте . "Полная формула молитвы: ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО. Начинающему предлагается именно эта формула. В первой части молитвы мы исповедуем Христа-Бога, воплотившегося нашего ради спасения. Во второй — раскаяние признаем наше падение, нашу греховность и искупление. Соединение догматического исповедания с покаянием делает молитву более полною в ее положительном содержании. Возможно установить некоторую последовательность в процессе развития этой молитвы: УСТНАЯ: мы произносим молитву устами, сосредоточивая наше внимание на Имени и словах. УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа и прочее содержание мысленно. УМНО-СЕРДЕЧНАЯ: ум и сердце соединены в своем действии; внимание заключено внутри сердца, и там произносится молитва. САМОДВИЖНАЯ: молитва утвердилась в сердце и без особого усилия воли сама произносится внутри сердца, привлекая туда внимание ума. БЛАГОДАТНАЯ: молитва действует, как нежное пламя внутри нас, как вдохновение Свыше, услаждающее сердце ощущением любви Божией и восхищающее ум в духовные созерцания. Иногда соединяется с видением Света. Постепенное восхождение в молитве является наиболее достоверным. Вступающему на поприще борьбы за молитву настойчиво советуется начинать с устной молитвы, доколе не усвоится она нашим телом: языком, сердцем, мозгом. Длительность этого периода различна у каждого; чем глубже покаяние, тем короче путь. Практика умной молитвы может быть на время связана с психосоматической техникой, т.е. носить характер ритмического или неритмического произношения молитвы умом посредством вдыхания при первой части и выдыхания при второй, как описано выше. Такое делание может быть полезным, если при этом не теряется из виду, что каждое призывание Имени Христа должно быть неразлучно с Ним, Его Персоной, неотрывно от Лица Бога. Иначе молитва превращается в техническое упражнение и становится грехом против заповеди: “Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно” (Исх. 20,7; Втор. 5,11). Когда внимание ума установится в сердце, тогда становится возможным полный контроль происходящего внутри сердца, и борьба со страстями принимает разумный характер. Молящийся видит врагов, приближающихся извне, и может отгонять их силою Имени Христа. Сердце при таком подвиге утончается и становится прозорливым: интуитивно знает о состоянии того лица, о котором приносится моление. Таким образом совершается переход от умной молитвы к умно-сердечной, — после чего даруется молитва самодвижная. Мы стремимся предстоять Богу в единстве и целостности нашего существа. Призывание в страхе Божием Имени Спасителя, соединенное с постоянным старанием жить согласно заповедям, приводит постепенно к блаженному единству всех наших сил, прежде разбитых падением. В этом чудном, но болезненно трудном подвиге никогда не должно спешить. Бог не насилует нашу волю, но и Его невозможно заставить силою сделать что бы то ни было........." http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/safroniy_o_molitve_6-all.shtml Quote Share this post Link to post
Aндpeй 22 Posted March 3, 2012 А у меня последнее время получается читать Иисусову молитву только так: "Сыне Божий помилуй мя грешного". Не знаю, это нормально, или нет, но, мне проще читать только 5 слов Иисусовой молитвы, а иначе трудно удерживать внимание в словах молитвы. А если буду читать "Господи Иисусе Христе помилуй мя", то у меня пропадет смирение (которое итак-то невелико), так как отсутствует слово "ГРЕШНОГО".Помогите, пожалуйста, разобраться, можно ли читать только "Сыне Божий помилуй мя грешного"?Можно ли считать, что "Сыне Божий помилуй мя грешного" - это Иисусова молитва?Прошу помочь советом как можно большее число людей. Дело в том, что считать вниманием к словам молитвы, Вы пытаетесь как бы умом понимать смысл содержащийся в молитве? Но по моему это обречено на провал, смысл молитвы понятен только в созерцании, в благодатном свете, а в обычном состоянии бесовского прельщения в котором мы все находимся, смысл всё равно неправильно воспринимается. Есть такое учение что "заключать ум в слова молитвы" это направление внимания в проговаривание молитвы, в посприятие произношения слов, когда молитва воспринимается наподобие музыки, в этом случае и убирать из молитвы ничего не придётся, и молитва будет восприниматься как целое произведение Духа Святого, на доступном для нас уровне. Quote Share this post Link to post
Бесплодная смоковница 1 Posted March 4, 2012 А если я буду мысленно произносить так: "Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя грешного", будет ли богоугодно? Просто у меня получается, что Иисусова молитва, когда мысленно произносится, то, невольно совпадает с ритмом дыхания. Понимаю, что главное - не дыхание, а покаяние. Поэтому как только внимание начинает обращаться на дыхание, воспринимаю это, как признак потери внимания к Иисусовой молитве. Тогда сразу же стараюсь отвлечься от дыхания и пытаюсь приковать внимание к словам Иисусовой молитвы, вдумываясь в слова молитвы и мысленно объясняя каждое слово так: "Господи - в самой наивышей степени господин, "Иисусе" - имя, "Христе" - помазанник (мессия), "Сыне" - тот у кого есть отец, "Слове" - обозначает, что Иисус выражал на Земле Закон Божий (Слово Божие), "Божий" - обозначает единородство с Богом, "помилуй" - не наказывай, "мя" - меня, "грешного" - согрешившего бесчисленными грехами, а особенно маловерием, нерадением в молитве, забвением имени Божьего, нелюбовью к Богу и к Ближним. Так повторяю до тех пор, пока не отвлекусь от дыхания и всецело (в той мере, которую Бог дает) не начну внимать словам Иисусовой молитвы. Но, однажды решил проверить, как совпадает Иисусова молитва с ритмом дыхания, сколько слов молитвы "ложится" на вдох, выдох, и заметил, что на вдох "ложится" ровно 3 слова, на выдох - тоже 3. И, заметил, что молитву легче всего повторять в уме, если содержит 9 слов, а не 8. Поэтому, удобнее читать в уме: "Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя грешного". То есть само собой получается, что "Господи Иисусе Христе" - произносится на вдох, "Сыне и Слове Божий" - на выдох, "помилуй мя грешного" - на вдох, потом наоборот. Повторюсь, что, внимание приковываю не к дыханию, а к словам молитвы (по принципу: помнить только слова молитвы, а все остальное - выкинуть из головы). Не грех будет произносить 9-словную Иисусову молитву, а не 8-словную? 5-словное подобие Иисусовой молитвы я пытался читать с целью избавиться вообще от любой связи дыхания с Иисусовой молитвой. Но, теперь, Бог образумил, что главным является покаяние и слова в Иисусовой молитве, которые если сократить, то изменится содержание Иисусовой молитвы, а для сохранения содержания важно сохранение всех слов. Не грех будет произносить 9-словную Иисусову молитву, а не 8-словную? (Ведь слова из молитвы не "выкидываю", а добавляю слово "Слове", которое, можно сказать, является почти синонимом к слову "Сыне", а потому не имеет смысла в молитве, так как получается "масло масленное"). P.S. Спаси Господи, богобоящиеся мужи и дщери, что возвратили на путь истинный меня раба Божия Александра. Мир Всем! А за глупости, которые написал в предыдущем сообщении, лично заслуживаю . Quote Share this post Link to post
Aндpeй 22 Posted March 4, 2012 А если я буду мысленно произносить так: "Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, помилуй мя грешного", будет ли богоугодно? Просто у меня получается, что Иисусова молитва, когда мысленно произносится, то, невольно совпадает с ритмом дыхания. Понимаю, что главное - не дыхание, а покаяние. Если молитва совпадает с ритмом дыхания, то в этом ничего плохого нет и боротся с эти не надо, боротся надо с бредовыми помыслами во время молитвы, а то как Вы пытаетесь понимать слова молитвы это именно бред, не надо принуждать себя к некоему логическому осознанию слов молитвы, достаточно внимательного их произнесения, истинный смысл молитвы открывается только созерцанием а не логикой. Quote Share this post Link to post
Aндpeй 22 Posted March 4, 2012 вдумываясь в слова молитвы и мысленно объясняя каждое слово так: "Господи - в самой наивышей степени господин, "Иисусе" - имя, "Христе" - помазанник (мессия), "Сыне" - тот у кого есть отец, "Слове" - обозначает, что Иисус выражал на Земле Закон Божий (Слово Божие), "Божий" - обозначает единородство с Богом, "помилуй" - не наказывай, "мя" - меня, "грешного" - согрешившего бесчисленными грехами, а особенно маловерием, нерадением в молитве, забвением имени Божьего, нелюбовью к Богу и к Ближним. Ваш бред о том что главное "покаяние" происходит именно от постоянного накручивания себя на бредовые помышления о значении слов молитвы, не накручивайте себя "объяснениями слов", накрутки это всегда плохо. Покаяние конечно важно, но чтобы понять в чём каятся надо созерцать свой грех, а не просто прочитать в душеполезных книжках о том какие грехи бывают, молитва Иисусова предназначена именно для научения созерцанию. Quote Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted March 4, 2012 "помилуй" - не наказывай, "мя" - меня, "грешного" - Говорят "помилуй" означает не только отсутствие наказания, но и просьбу у Бога благодати Quote Share this post Link to post
Бесплодная смоковница 1 Posted March 4, 2012 Ваш бред о том что главное "покаяние" происходит именно от постоянного накручивания себя на бредовые помышления о значении слов молитвы, не накручивайте себя "объяснениями слов", накрутки это всегда плохо.Покаяние конечно важно, но чтобы понять в чём каятся надо созерцать свой грех, а не просто прочитать в душеполезных книжках о том какие грехи бывают, молитва Иисусова предназначена именно для научения созерцанию. Не накручиваю себя. Просто иногда бывает ходишь себе целый день и считаешь, что молишься, а потом РАЗ, смотришь - оказывается молитву уже несколько часов не читаешь. Начинаешь читать, но, суета сует и всяческая суета отвлекают: домой приходишь, садишься перед телевизором, и все внимание - на экран, на телепередачи, а хочется хоть десять минут помолиться с вниманием. Поэтому, чтобы с телевизора переключиться на молитву я так и делаю: вдумчиво (как описывал выше) прочитаю молитвы три Иисусовых, а дальше уже "без так называемого бреда". . Зато смотришь телевизор, а внимание больше устремлено к Иисусовой молитве, к Богу. Пишете так будто постоянно себя накручиваю. Не делаю так постоянно, а только изредка, чтобы среди городского шума переключиться на молитву. То есть сосредотачиваюсь на Иисусовой молитве. Точно так же любой человек сосредотачивается, когда необходимо о чем нибудь серьезном подумать (не о Иисусовой молитве, а, например, когда срочно надо обдумать чем предстоит заниматься на работе), а в этот момент, например, едет в автобусе, везде шум машин, двигателя, кругом разговоры пассажиров, толкотня, а сосредоточиться надо. Да и в техникумах, думаю, люди учатся так же: домой приезжают, надо домашние задания делать, а за стенкой телевизор во всю "оретЪ", родители занимаются домашними делами и потому шумят, а студенту в этот момент надо чертеж какой-нибудь чертить. Способ то вышеописанный использую только для переключения внимания на молитву, а, когда внимание на молитву переключил настолько, чтобы от всего мирского отвлечься, то, тогда просто читаю: "ГИХСИСБПМГ", "ГИХСИСБПМГ", "ГИХСИСБПМГ", "ГИХСИСБПМГ","ГИХСИСБПМГ","ГИХСИСБПМГ","ГИХСИСБПМГ","ГИХСИСБПМГ","ГИХСИСБПМГ","ГИХСИСБПМГ". Но, спасибо все равно, что предупредили, что до бреда здесь доводить себя не надо. Лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Иисусову молитву читаю как можно проще. Читаю по принципу "Чем проще - тем лучше. Нет отсебятине!" Quote Share this post Link to post
Бесплодная смоковница 1 Posted March 4, 2012 А покаяние не ищу (а пишете, будто ищу въ словахъ), такъ какъ Иисусова молитва сама является покаянной, а человекъ, даже легкомысленно читающий Иисусову молитву - уже кается, чего может, даже, не заметить. Поэтому, не выдумываю никакого покаяния и не ищу, а просто читаю Иисусову молитву, не ища новизны, не выискивая благодатныхъ ощущений, не засчитывая Иисусову молитву себе въ заслугу, не пытаясь найти покаяние, не мечтая. Просто читаю: ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО. И ничего лишнего не выдумываю. Простите. Но, все равно, спасибо . Quote Share this post Link to post
Бесплодная смоковница 1 Posted March 4, 2012 но чтобы понять в чём каятся надо созерцать свой грех, а не просто прочитать в душеполезных книжках о том какие грехи бывают, молитва Иисусова предназначена именно для научения созерцанию. Что молитва Иисусова предназначена для того, чтобы молиться, каяться, сохранять память о Боге, это уже знаю: Чтобы каяться, нужно покаяние (покаяние осуществляется чтением Иисусовой молитвы). Чтобы сохранять память о Боге, нужно хранение памяти о Боге (хранение памяти о Боге осуществляется чтением Иисусовой молитвы). Чтобы молиться, нужно моление (моление осуществляется чтением Иисусовой молитвы). Простите! Quote Share this post Link to post
Aндpeй 22 Posted March 5, 2012 Не накручиваю себя. Просто иногда бывает ходишь себе целый день и считаешь, что молишься, а потом РАЗ, смотришь - оказывается молитву уже несколько часов не читаешь. Простите что забыл дать ссылку, там после описания степеней молитвы даны подробные разъяснения по поводу мечтательности и "богословия". http://www.pravoslavie.ru/put/49068.htm Quote Share this post Link to post
Aндpeй 22 Posted March 5, 2012 Что молитва Иисусова предназначена для того, чтобы молиться, каяться, сохранять память о Боге, это уже знаю:Чтобы каяться, нужно покаяние (покаяние осуществляется чтением Иисусовой молитвы). Чтобы сохранять память о Боге, нужно хранение памяти о Боге (хранение памяти о Боге осуществляется чтением Иисусовой молитвы). Чтобы молиться, нужно моление (моление осуществляется чтением Иисусовой молитвы).Простите! Как я понял Вы стремитесь к непрестанной молитве, ведь пытаетесь читать молитву целый день, но непрестанная молитва не так проста как кажется, в ней нет произнесения слов молитвы, непрестанно только внимание, вообще у святых молитвой называется именно внимание а не слова, и в связи с непрестанностью, задам Вам вопрос, а где Вы храните это внимание? Quote Share this post Link to post
Бесплодная смоковница 1 Posted March 7, 2012 непрестанная молитва не так проста как кажется, в ней нет произнесения слов молитвы,непрестанно только внимание, Про это не знал. А вопрос не очень понял, так как не совсем понимаю, что значит "где-то хранить внимание". Прошу просветить. Иисусову молитву просто читаю. На работе, конечно же, приходится думать, поэтому некогда читать Иисусову молитву, но, если работа однообразная, например , покраска стен, или вынос мусора - удается читать. Quote Share this post Link to post
Бесплодная смоковница 1 Posted March 7, 2012 «…Великие молитвенники древности и наших дней подчеркивали, что молитва Иисусова хоть и предельно краткая, но заключает в себе очень глубокий смысл. Все основы нашей веры заключены в этих словах. «Господи» — в этом обращении мы признаем Бога нашим Господином, Наставником и Учителем и высказываем неколебимое намерение следовать за Ним, слушаться Его. «Иисусе» — это земное, человеческое имя Господа. Произнося его, мы вспоминаем всю земную жизнь Спасителя, останавливаемся мыслью на той реальности, что Господь имел человеческую природу, а потому Он бесконечно близок нам. «Христе» — это переводится как «Помазанник». То есть Он — тот самый Мессия, которого ждали. В Нем сбылись все чаяния и надежды тысяч и тысяч поколений, от самых первых людей. Он пришел в мир, чтобы спасти человечество и все творение. «Сыне Божий» — эти слова обращают нашу мысль к реальности Боговоплощения. Христос — не только один из нас, людей. Он — наш Бог, Тот, Кто сотворил весь космос и конкретно нас и Который снова придет судить мир, чтобы привести человека и мир к новой, вечной и блаженной жизни. «Помилуй мя» — с этим воплем мы обращаемся к Богу в самых разных случаях, в эти слова вкладываем то, что волнует на данный момент. Русское слово помилуй — производное от милость, милосердие. В греческом елейсон связано с елеем — маслом — и скорее означает: излей на раны моей души масло исцеляющей благодати. Словами «Помилуй мя» мы молим Бога явить нам Свою Божественную помощь в деле спасения, без которой мы ничего не можем. «Грешнаго» — мы вспоминаем о своих согрешениях и каемся в них. Особенно страшно осознавать, как недостойно мы поступаем, быв свидетелями столь многих милостей Божиих… И не на нас ли эти милости изливались? А мы стали лучше?» Из книги свящ. Константина и Елизаветы Пархоменко «О молитве». Quote Share this post Link to post
Бесплодная смоковница 1 Posted March 7, 2012 http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/monastyr_v_miru-all.shtml Прочтя утренние молитвы и постояв тихо перед произнесением молитвы Иисусовой, не надо вспоминать свои вечерние состояния и стараться вызвать их вновь. Надо сосредоточить внимание на том, что сейчас. Душа отяжелела - это предстоящие житейские заботы, безотчетно стоящие перед ней, делают ее такой. Произнося: - Господи Иисусе Христе. - помни, что Господь услышит тебя и обратит к тебе Свой взор. Что же ты скажешь Ему? С чем встретишь Его? - Сыне Божий- Почувствуй все несоответствие между твоим духовным состоянием и величием Того, к Кому ты обращаешься. Все это будет у тебя сначала не столько в сердце, сколько в мыслях. Не смущайся этим: на утренней молитве мысли живее сердца. Потому и трезвение, и внимание, и наблюдение должно быть главным образом за мыслью. Вечером надо блюсти сердце, утром - больше мысль. Держи мысль свою на этом замеченном несоответствии и не приходи в уныние от того, что душа в ответ не трепещет страхом Божиим, но, сердечно о том сокрушаясь, кончи слова молитвы: - Помилуй мя грешного. Говоря второй раз, опять думай то же: "Кого призывать дерзаю! А стою с пустой душой. Сына Божьего именую - а сам полон забот житейских". Повторив так молитву несколько раз, почувствуешь в сердце как бы некоторое движение. Не силь заставить его загореться сильней. А держи в уме своем тверже все ту же мысль: -Господи Иисусе Христе- "Стыжусь простого гостя принять недостойно, а какже не стыжусь с такою душой звать к себе Христа?" - Сыне Божий. "Что скажу Ему сейчас? Что сделаю достойного Его?" -Помилуй мя грешного. Заканчивая земным поклоном, почувствуешь с особой силой свое недостоинсгво, но пусть за этим чувством будет мысль: грешный, недостойный, и ничего у меня нет, но и такой я все-таки служу и буду служить Тебе. От этих слов уныние, которое враг стремится вложить в сердце, сокрушающееся покаянием, отойдет от тебя, и сердце отзовется на слова эти радостью не сильной, а едва внятной. Ее надо задержать в сердце и помнить днем. После молитвы погрузиться в мирские дела - это то же, что после тишины выйти на шумный базар: каждое громкое слово режет ухо. После молитвы каждое житейское дело режет душу. Но не надо смущаться этим. Надо относиться к мирской жизни как к послушанию. Только это слово - послушание - может примирить житейские дела с молитвой. Quote Share this post Link to post
Aндpeй 22 Posted March 8, 2012 Про это не знал.А вопрос не очень понял, так как не совсем понимаю, что значит "где-то хранить внимание". Прошу просветить. Иисусову молитву просто читаю. На работе, конечно же, приходится думать, поэтому некогда читать Иисусову молитву, но, если работа однообразная, например , покраска стен, или вынос мусора - удается читать. Вопрос о внимании мало освящён в подвижнической литературе нашего времени, дело в том что основопологающие тексты переведены на русский язык совсем недавно, например "Триады " св. Григория Паламы в 1995, и изучать вопрос о внимании, на мой взгляд, надо с чтения "Триад" но там очень многие вопросы рассмотрены вопросы очень возвышенные и сложные, вопрос о внимании это 2 часть 1 триады, очень советую прочитать, без этого Вы просто не поймёте ни Иосифа Исихаста ни старца Клеопу. 2-я часть ТРИАДЫ I О том, что, стремясь в исихии внимать самому себе, не бесполезно держать ум внутри тела http://www.orthlib.r...amas/tr1_2.html Quote Share this post Link to post
Aндpeй 22 Posted March 8, 2012 «…Великие молитвенники древности и наших дней подчеркивали, что молитва Иисусова хоть и предельно краткая, но заключает в себе очень глубокий смысл. Все основы нашей веры заключены в этих словах. Вы всё же почитайте ссылку на "Ступени молитвы", Самый краткий закон молитвы – не представлять себе ничего, когда молишься. Ибо представления бывают трех видов: плохие, хорошие и священные. Не принимай представлений ни одного вида. Ибо если остановишься на представлении, ты не можешь войти умом в сердце во время молитвы. А здесь, на мытарстве рассудка, которое у ворот сердца, нас встречают другие злые духи. Приведу вам тут пример, чтобы вы поняли. На мытарстве рассудка ум наш встречают богословы мрака и философы ада и подбрасывают уму духовные рассуждения. Ум наш, по свидетельству святого Василия, имеет свойство всечасно источать мысли – хорошие и плохие[10]. И не он виной того, что источает их. Ибо что мы всыпаем в мельницу, то она и мелет. Мы решаем, пропустить ли в ум помыслы. Стоишь иногда на молитве (на коленях, или стоя, или сидишь на стуле или скамеечке, ибо ты можешь молиться и лежа, когда ты болен или стар, как говорит святой Григорий Синаит: «Старый и больной может лежать, опустив голову на подушку, если он не может стоять на ногах, только пусть молится». Бог требует от человека не положения тела, а ума и сердца) и в минуту молитвы вдруг замешаешь, что появляются не плохие какие-нибудь слова, а из Писания, как и диавол искушал Спасителя на Сорокадневной горе. Не из Писания ли он искушал Его? «Бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4: 6). Ты видишь, что их роль – искушать тебя из Писаний? Так он поступает и с умом нашим, когда ум хочет сойти в сердце на молитве. И на мытарстве рассудка, которое у ворот сердца, например, приходят тебе на ум эти слова: «Ты вывел из моря коней Твоих, смущая воды многие»(ср.: Авв. 3: 15). Или: «Оскудеют овцы от пищи, когда не будет волов при яслях»(ср.: Авв. 3: 17). Что это такое, ведь это из Писания, не так ли? Кто такие волы? Кто овцы? Какой смысл во всем этом? И тотчас диавол ведет тебя умом к толкованию святого Максима: «Волы мысленные – ибо волы больше овец – это апостолы, епископы и священники, Церковь руководящая, иерархия»[11]. А кто такие овцы? Церковь покоряющаяся, низы народные. Сколько раз не называл только Христос народные низы овцами? Овцами словесными! Что такое ясли, от которых питаются и волы, и овцы? Церковь Христова. Ибо и Церковь руководящая, и Церковь покоряющаяся питается Пречистыми Тайнами, учением святых отцов, Священного Писания Ветхого и Нового и всеми догматами, всеми толкованиями Евангелия. Откуда это все? Из этих яслей, которые суть Церковь. Но что говорит тут Дух Святой? «Оскудеют овцы от пищи, когда не будет волов при яслях». То есть оскудеет народ Христов в Церкви, когда не будет пастырей при Церкви. Ибо волы, в смысле умственном, суть пастыри Церкви. И вот такие рассуждения правильные и высокие приходят к нам во время молитвы! Но враг не злится на это, когда видит, что ты рассуждаешь. Он радуется: хорошо, что ты богословствуешь, когда молишься! Братья, нечего искать во время молитвы! Святой Иоанн Златоуст говорит: «Ты, когда молишься, не богословствуй, ибо будешь поруган бесами»! Когда молишься, надо иметь сердце обузданное и смиренное, боль в сердце о грехах и смирение. Эта тайна – тайна Бога, Источника умов рациональных, земных и небесных. Итак, нельзя во время молитвы богословствовать. Потому что вести беседу с духовными мыслями во время молитвы, даже если бы они были из Священного Писания, – это значит, что мы не молимся, а богословствуем. То есть значит, что мы думаем что-то о словах Писания. Поскольку это мытарство стоит у ворот сердца, тебе нельзя говорить во время молитвы ни одного слова из Писания. Но сходи в сердце с молитвой из одной-единственной мысли, то есть мысли только об имени Господа нашего Иисуса Христа. Итак, с этой мыслью мы сходим в сердце, говоря так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)». С другим рассуждением тебе нечего делать. Как я говорил вам выше, на мытарстве воображения ни один образ, сколь бы святым он ни был, не находится в сердце, а вне сердца и выводит ум наш из сердца вовне. Так и эти рассуждения. Ибо диавол, называемый богословом мрака и философом ада, имеет целью задать уму нашему пищи для богословствования. И он приведет тебе на молитве все Писание, если захочешь, – ведь он древний богослов и знает его наизусть. Лишь бы ты не молился! Он знает, что молитва пожигает его. Поэтому он приводит тебе на память тексты и из Апостола, и из Евангелия, и из проповедей, которые ты слышал, и из синаксарей. Ты стоишь на молитве, а диавол преподносит тебе дела великие и размышления духовные очень высокие. Тогда у тебя начинается духовное превозношение: «Мне потому приходит теперь на ум это все, столь высокое, что я молюсь Богу!» А он смеется – рот до ушей. Ты не молишься тогда, а богословствуешь. Спаситель говорит тебе, чтобы ты молился так: «Молясь, не говорите много, как лицемеры, которым кажется, что в многословии слышит их Бог»(ср.: Мф. 6: 7)! http://www.pravoslavie.ru/put/49068.htm Quote Share this post Link to post
Лариса Larissa 329 Posted March 11, 2012 Вопрос о внимании мало освящён в подвижнической литературе нашего времени, дело в том что основопологающие тексты переведены на русский язык совсем недавно, например "Триады " св. Григория Паламы в 1995, и изучать вопрос о внимании, на мой взгляд, надо с чтения "Триад" но там очень многие вопросы рассмотрены вопросы очень возвышенные и сложные, вопрос о внимании это 2 часть 1 триады, очень советую прочитать, без этого Вы просто не поймёте ни Иосифа Исихаста ни старца Клеопу. 2-я часть ТРИАДЫ IО том, что, стремясь в исихии внимать самому себе, не бесполезно держать ум внутри телаhttp://www.orthlib.r...amas/tr1_2.html "Кто воздержанием очистит свое тело, силой Божией любви сделает свою волю и свое желание опорой добродетелей, а ум в просветленной молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем." Святитель Григорий Палама http://www.orthlib.ru/Palamas/tr1_2.html Да, Андрей, теперь и я Вас услышала спасибо за ссылку! Quote Share this post Link to post