Перейти к публикации
Апрель

"На злобу дня" - события, люди... мир вокруг нас

Рекомендованные сообщения

Преподобные Александр Пересвет и Родион Ослябя

 

Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.

 

День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

 

Преодобный Андрей Радонежски, в миру Родион Ослябя (+ не ранее 1380), схимонах.

 

Ослябя был любутским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Андрей.

 

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов — братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

 

Воин-схимник Андрей принял участие исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою.

 

Однако, по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, «чернец Родион Ослябя» назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф - в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно нёсших службу у митрополитов.

 

 

Александр Пересвет (? — 8 сентября 1380) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

 

Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что стоит на реке Устье. Позже, видимо, после того, как Дмитрий Ольгердович, княживший в Брянске, перешёл на службу к Дмитрию Иоанновичу и переехал со всем двором в г. Переяславль-Залесский, иноки Пересвет и Ослябя попали в Троице-Сергиевский монастырь (тогда ещё не бывший лаврой). Достоверно известно только то, что в 1380 году они оба уже были послушниками этого монастыря. [источник не указан 415 дней] По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский.

 

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший монашеский чин).

 

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

 

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

 

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

 

Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

 

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке».

 

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.

 

Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены.

 

Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь «Задонщина», изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит «Повесть о Мамаевом побоище».

 

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша». В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых». В 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»).

 

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

 

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.

 

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября.

 

Ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть, точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Родиной Александра Пересвета считается Брянщина. На территории Свято-Троицкого собора в Брянске установлен памятник этому святому.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

УЧИЛИЩЕ БЛАГОЧЕСТИЯ

 

Из жития преп. Иоанна Прозорливого

Всяк возносяйся смирится.

Рассуждая о высокомудрствовании, низводящем человека в бездну погибели и лишающем его благодати Божией, и о смиренномудрии, возносящем человека к Богу, преп. Иоанн Прозорливый предложил такой рассказ:

"Был один монах, живший во внутренней пустыне, в добродетели проведший многие годы своей жизни, но в старости подвергшийся искушению, по коварству демонов, и едва не погибший по причине своего высокомудрствования. Инок тот подвизался в великом. безмолвии, проводя все дни и ночи в молитвах, пении псалмов и богомыслии. За свою добродетельную жизнь он удостоился даже видений божественных, причем одни из них имел в бодрственном состоянии, а другие во сне (впрочем, сон его был очень непродолжителен и тонок, так что его едва можно и назвать сном). Инок этот столь усердно стремился к жизни бестелесной, что нисколько не заботился о пище тела, так что не обрабатывал земли и не возращал садовых деревьев; всецело надеясь на Бога, он с тех пор, как поселился в пустыне, никогда не имел заботы о том, как и чем питать свое тело. Оставив все привязанности земные, он горел желанием приблизиться к Богу, с нетерпением ожидая отшествия от тленного мира сего.

Постоянно помышляя о вещах невидимых и небесных, инок тот проводил многое время добродетельную жизнь, причем тело его никогда не изнемогало от его подвижнического жития и душа его никогда не была смущаема трудностью подвигов. Его жизнь расположилась как бы в некоей удобной середине между плотским и бесплотным бытием; инок тот был как бы не вполне бесплотным, не вполне плотским человеком.

За свою добродетельную жизнь инок тот был награжден от Бога тем, что ему приносился хлеб невидимою рукою: входя в свою пещеру, он находил у себя на столе чистый хлеб в количестве, достаточном для двух или трех дней. Когда инок тот чувствовал потребность в подкреплении себя пищею, то, помолившись Богу, он вкушал хлеба того, а затем песнопением насыщал свою душу, постоянно пребывая в молитве и богомыслии, совершенствуясь день то дня и предаваясь всецело упованию благ будущих. И уже он стал помышлять о возмездии своем и вознаграждении от Бога за свою добродетельную жизнь, причем представлял это возмездие, как бы имеющимся в его руках, но это-то и было причиною его падения.

Ему пришла в голову мысль, что он достойнее других пред Богом и более всех других людей имеет права на получение от Бога благодати и благ небесных; в то же время он помышлял в себе, что он ни в каком случае уже не может впасть в грех и оставить столь высокую добродетельную жизнь.

Когда инок так помышлял о себе, в нем зародилось вскоре сначала незначительное уныние, потом начала развиваться леность, и уже вскоре вполне развились в нем уныние и леность: он начал вставать от сна и петь псалмы с каждым днем все позднее и позднее, молитвы его становились с каждым днем короче. Помысл его говорил ему: - немного отдохнуть необходимо, - и он соизволял помыслу своему и смущался сердцем; сделав усилие, он побеждал леность и смущение помыслов, но потом снова предавался прежнему смущению и лености.

После обычных молитв, войдя однажды в пещеру, он по-прежнему нашел на столе невидимо посылаемый ему от Бога хлеб, но уже не столь чистый, как ранее. Подкрепив тело свое хлебом, инок тот не отверг от себя нечистых мыслей, не сознал того, что он вредит ими своей душе и не постарался найти уврачевания этой своей первой язвы, считая пустяком привычку содержать греховные мысли, и услаждаться ими.

На другой день после обычных молитв и псалмопений вечером, придя в свою пещеру для того, чтобы подкрепиться здесь пищею, он по-прежнему нашел хлеб, но уже грязный и нечистый, чему он много удивлялся и о чем много скорбел; однако, взяв хлеб, он вкусил его и подкрепил им свои силы.

Когда наступила третья ночь, к одному злу он прибавил еще и другое: нечистые мысли смущали его все более и более, и он был настолько смущен похотью любодеяния, что представлял себя лежащим около женщины...

Когда окончилась ночь, утром инок тот совершил свое обычное молитвенное правило, уже сильно смущаясь нечистыми мыслями. Вечером же он вошел в келлию для того, чтобы вкусить хлеба, но нашел его не только нечистым, но и как бы изглоданным мышами и псами, так как только остатки хлеба валялись по полу. Тогда инок вздохнул и прослезился, но не настолько сокрушился в сердце своем, сколько нужно было бы для побеждения нечистых мыслей и похоти прелюбодеяния. Подняв валившиеся на полу крупицы хлеба, он вкусил небольшую часть их; не насытившись ими, лег спать. Тотчас голова его наполнилась множеством нечистых и суетных мыслей, влекших его из пустыни в мирскую жизнь; вместе с тем в нем сильно возгорелась похоть плотская, и он уже не мог более бороться с собою.

По попущению Бога (соизволившего так на время для отвращения инока от высокоумия), инок тот встал с постели и ночью отправился в пустыню, надеясь где-нибудь встретить какое-либо мирское селение.

Когда наступил день и солнце стало палить невыносимо, старец тот утомился от пути, так как был уже немолод, а между тем путь, намеченный им, был далек еще до конца. Поэтому он смотрел по сторонам, нет ли где монастыря, в котором он мог бы отдохнуть. Случилось, что, по усмотрению Божию, на пути его встретился некоторый монастырь. Когда старец вошел в него, то братия монастыря того весьма ласково и с честью приняла его как бы какого великого подвижника, умыли ему лице и омыли ноги и, сотворив молитву, предложили ему вкусить ради любви что-либо из предложенного ему. Когда старец несколько подкрепился, братия стала просить его сказать им слово наставления о том, каким образом они могут избавляться от козней диавола и как можно препобеждать нечистые помыслы.

Старец начал их учить, наставляя их, как отец детей, и увещевая их быть твердыми и мужественными в подвигах, так как не по долгом времени они будут успокоены от трудов своих в обителях Христовых; много и другое говорил старец инокам, поучая их быть твердыми в подвигах постничества.

Когда же старец окончил свою беседу и лег отдохнуть на некоторое время в месте уединенном, он стал размышлять о том, почему он других научает, а о себе самом не заботится нисколько, другим предлагает беседу для пользы душевной, а себя соблазняет, других наставляет на путь спасения, а сам отдаляется все более и более от спасения и увлекается к погибели.

Размышляя так, старец сознал себя побежденным нечистыми помыслами, после чего снова возвратился в пустыню, уже не тихо шествуя, но как бы бежа к прежнему месту своего обитания, плача о падении своем и говоря: "аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя" (Псал. 93, 17). И сбылось на иноке том сказанное Премудрым: "брат от брата помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основанное царство" (Притч. 18, 19).

С тех пор инок тот совершенно исправился и очистился от греха своего; затворившись в пещере своей, он пал на землю, посыпая главу свою землею плача и рыдая многие дни, и не вставал старец тот до тех пор, пока не был извещен ангелом г том, что Бог принял его покаяние. Но, несмотря на то, что покаяние старца было принято, он уже не получал более хлеба, посылаемого раньше Богом и должен был питаться от трудов рук своих. Так высокоумие смиряет человека. " Когда преп. Иоанн окончил рассказ этот, то он сказал братиям, пришедшим к нему:

"Будьте всегда смиренными, чада, как в великих, так и в малых вещах, потому что это первая заповедь Спасителя, говорящего: блажени нищие духом: яко теих есть царствие небесное (Матф. 5; 3): быть "нищим духом" и значит быть смиренным; не прельщайтесь бесами, увлекающими вас ко греху помыслами и привидениями. Кто бы к вам ни пришел брат ли, друг ли, женщина ли, муж или учитель, мать или сестра, прежде всего поднимите руки ваши для молитвы, - если это было привидение от демонов то оно исчезнет из глаз ваших...

Чада, любите безмолвие, пребывая всегда в богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы он даровал

вам ум чистый, свободный от греховных помыслов. Достоин похвалы, конечно, и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство, или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или пребывая постоянно без гнева; такой человек достоин похвалы, потому, что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел. Но лучше этого и достоин большей похвалы будет тот, кто, пребывая постоянно в богомыслии, от вещественного восходит к невещественному, предоставляя вещественное попечению и заботе других, сам же, стремясь к небесному, постоянно предстоя пред Богом, отрешившись от всего мирского и уже не привязываясь снова к миру попечениями о земном: такой человек близок к Богу, Которого он прославляет непрестанно в молитвах и псалмопениях своих".

 

Не судите, да не судимы будете.

Преп. Анастасий Синаит повествует следующее:

Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с веселием, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему:

"Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божиею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога".

Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им:

"Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот сейчас ангелы Божий принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, ангелы спросили меня: знаешь ли ты это? Я отвечал: да, знаю. Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, Который сказал: "не судите, да не судимы будете; аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. (Матф. 7, 1; 6, 14).

И как только я сказал это, тотчас святые ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и веселием отхожу к Богу".

Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ВЫПИСКИ

 

На каждый день года для Православного Инока.

(Из творений Св. Отцев и современных аскетов-подвижников)

СЕНТЯБРЬ.

1. Как семена имеют нужду в дожде, так и мы в слезах. Как землю нужно копать и пахать, так и для души вместо заступа нужны искушения и скорби, чтобы она не произращала худых трав, - чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля, без тщательного возделывания, не приносит ничего хорошего. (Св. Иоанн Златоуст).

2. Помни, дорогой брат мой о Христе, что для воспламенения огня Божественной любви, нет лучшего дерева, как дерево Креста, т. е. скорби.

3. Школа креста - самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: а) безумных - умными, а умных - мудрыми; б) гордых - смиренными, а смиренных - смиренномудрыми; в) худых - добрыми, а добрых - лучшими; г) слабых - сильными, а сильных - непобедимыми. (Прот. И. Толмачев).

4. Угождать Богу - вот твое блаженство, дорогой брат; быть с Ним в соединении, вот твое назначение, и непрестанно помнить Его - вот правило всех твоих действий.

5. Чтобы исполнить волю Божию, надо, прежде всего, оставить свою волю. Молодое деревце привязывают к тычинке и оно растет прямо и правильно. Так и душа, которая связала себя с волей Божиею, восходит гор к Богу. (Прот. И. Толмачев).

6. Бойся Бога! Без страха Божия, при одном страхе человеческом, можно только казаться добрым, а не быть. Один добрый инок говаривал о себе: "я боюсь Бога, да боюсь еще такого человека, который Бога не боится".

7. Больше всех птиц небесных - орел, из зверей земных - лев, а из сынов человеческих - боящийся Бога. (Св. Ефрем Сирин).

8. Имей три сердца: 1) для Бога: сердце чистое; 2) для ближнего - сердце милостивое; 3) а для себя: сердце злобное. (Адриан Югский).

9. Для Бога нет ничего вожделеннее любви. Ничто так не угодно Богу, как сердце человеческое, пламенеющее любовию к Нему. Без любви же, все действия человеческие, как бы они ни казались добрыми по внешности и даже великими-ничто не значат в очах Божиих, и противны Богу.

10. У Креста найдешь утешение и в те тяжелые минуты, когда ничего в свете не может тебя утешить.

11. "О, Благий Крест, давно желанный, страстно любимый неослабно искомый, и теперь-то приготовленный для желающей души! - я прихожу к тебе спокойный и радостный: и ты с торжеством прими меня!" Так взывал Св. Андрей Первозванный, в виду близкой крестной смерти.., приучись и ты так же говорить в часы твоих тяжелых страданий. ("Цветн. Дух.").

12. Истинный инок есть постоянный крестоносец, и иноческая жизнь - непрестанное крестоношение (Макарий, Митр. Моск.).

13. У каждого христианина должен быть в этом земном странствии свой крест, как у каждого странника - свой посох.

14. Инок, который несет крест свой с прискорбием, а не с радостью, - не понимает еще цены его.

("Цветн. Дух.").

15. Помни, дорогой брат: как Крест Христов есть дверь царствия небесного для всех нас, так крест христиан есть ключ от этой двери для каждого сына царствия. (Филарет, Митр. Моск.)

16. Св. Григорий Нисский сравнивает христиан с живописцами. "Каждый из нас, - говорит он, -есть живописец собственной своей жизни. Наша душа есть как бы полотно; добродетели - краски; Иисус Христос есть образец, с которого мы должны списывать". Прекрасное сравнение! Как живописец имеет в уме, в воображении и перед глазами предмет, который хочет представить на полотне: так христианин, при всех своих действиях, должен устремлять взоры на Иисуса Христа. И как кисть, водимая рукою живописца, кладет на полотно цветы, подобные тем, какие он находит в образце; так воля наша, вспомоществуемая благодатию, чрез исполнение добродетелей, усматриваемых в Иисусе Христе, силится напечатлеть Его Образ в душе нашей, и мы становимся более или менее христианами, смотря по тому, более или менее имеем сходство с Иисусом Христом. ("Цветн. Дух.")

17. Что такое благодать? Благодать это - Бог, ощущаемый и видимый в сердце и сердцем.

18. Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией (Филарет, Митр. Моск.).

19. Солнце не проникает в цветок, если его чашечка закрыта: так и благодать не озаряет души, если

она не раскрывается в молитве. (Протоиер. И. Толмачев).

20. Не любить молиться значит - не любить самого Бога; не хотеть молиться значит - не хотеть быть с Богом.

21. Если не имеешь духа молитвы, старайся более и более познавать, с одной стороны - твою бедность, а с другой - богатство даров благодати Божественной. Тогда благоговейная молитва сама собою прольется из твоего сердца. (Протоиер. П. Соколов).

22. Чтобы свыкнуться с молитвой - не надо ждать расположения к ней, а надо принуждать себя, потому, что "Царствие небесное нудится и нуждницы восхищают его" (Матф. 11, 12). Многие, в чаянии внутреннего влечения мало-помалу совсем отстали от молитвы. (Протоиер. Авр. Некрасов).

23. Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться. (Блаж. Августин).

24. Молитва, как некое тенистое облако, то защищает от жгучих помыслов, то орошает и освежает потоками слез - тех, которые подвизаются в ней. (Блаж. Августин).

25. Когда ты сам не слышишь своей молитвы, как же ты хочешь, чтоб Бог услышал твою молитву.

(Св. Иоанн Златоуст).

26. Кто хочет быть услышан от Бога в молитвах своих, тот должен слушать Бога в заповедях его. (Андр. Югский).

27. Послушание бывает за послушание. Если кто слушает Бога, и Бог того послушает.

28. Вера есть ключ к исполнению твоих прошений во время молитвы. Итак, если молитвы твои не услышаны, то, прежде всего, смотри, с верой ли ты помолился?.. (Протоиер. Соколов).

29. Вера это духовный магнит, притягающий благодатную и чудодейственную силу. (Филарет, Митр. Моск.).

30. Если по плоти поживешь, то душу и плоть погубишь, а если по Божьему, то обеих спасешь. (Преп. Серафим Саровский. ).

Инокиня Августа

РУССКИЙ ИНОК № 17

СЕНТЯБРЬ 1910 г.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На колокольне греческой базилики Рождества Христова в Вифлееме обнаружена копия главного колокола Храма Гроба Господня

 

1379607239.jpg

В ходе паспортизации колоколов Святой Земли, проводимой специалистами мастерской Ильи Дроздихина по просьбе Иерусалимской Патриархии, на колокольне базилики Рождества Христова в Вифлееме был обнаружен колокол, который является уменьшенной копией главного колокола Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Центральный колокол вифлеемского ансамбля весит 2500 кг и повторяет художественное убранство главного колокола Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Этот колокол был также отлит в 1886 году на заводе почетного гражданина Москвы Андрея Дмитриевича Самгина и передан в дар от раба Божьего Федора.

Примечательно, что из восьми колоколов, ныне расположенных на колокольне в Вифлееме, шесть отлиты в России до революции и привезены на Святую Землю боголюбивыми паломниками. Так же на колокольне имеется греческий колокол и колокол немецкого производства.

1379607259.jpg1379607274.jpg1379607290.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А еще,в Базилике Рождества Христова есть два не простых паникадила...Они подвешены на двух серебренных венчальных венцах, большом и малом. Эти венцы- дар Храму Рождества Христова от венценосных особ, последнего русского Императора Николая Второго и его супруги-Александры Феодоровны. Если получится, загружу фото, пока размер не позволяет...

post-1614-0-96570000-1380139391_thumb.jpg

post-1614-0-38645000-1380139564_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ольга если будут проблемы с загрузкой фото, обращайтесь, поможем

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Аборты, однополые браки и эгоизм ведут мир к катастрофе, говорят эксперты

 

136093.p.jpg?rnd=382814

"Сейчас в мире насчитывается на шесть миллионов меньше детей, чем в 1990 году, и это только начало катастрофы. По оценкам ООН, к 2050 году в мире будет на 240 млн детей меньше, чем сейчас", - заявил 26 сентября директор по связям с общественностью Всемирного конгресса семей /ВКС/, американский журналист и юрист Дон Федер на международной конференции "Защита семейных ценностей" в Белграде, передает ИТАР-ТАСС. - "Это результат провальных идей, отношения и политики, которую западные страны ведут с конца Первой мировой войны".

 

По его мнению, для так называемой "демографической зимы" есть несколько основных причин. Это культивирование индивидуализма и эгоизма, с которыми пришло отсутствие ответственности перед обществом. "Ранее никто не задавался вопросом о заведении потомства, это было так же естественно, как дышать", - отметил Федер. В числе факторов демографического спада - растущая популярность средств контрацепции. По данным ООН, каждая вторая женщина в мире принимает противозачаточные средства. При этом в мире производится 42 млн абортов в год, что сравнимо с населением Испании.

"Однополые браки, пропагандируемые ЕС, ООН и нынешней администрацией США, окончательно разорвали любую связь между браком и рождением детей", - констатировал Федер.

Сейчас человечество сталкивается с перспективой депопуляции, что ранее происходило лишь единожды в 14 веке во время эпидемии чумы. По оценкам ООН, в 2040 году численность населения Земли достигнет 8 млрд и после этого начнет снижаться.

В конечном итоге "демографическая зима" базируется на потере веры и надежды, отметил представитель ВКС. Поэтому, по его мнению, не является совпадением то, что в Западной Европе, во многом отошедшей от христианства, наблюдается самый низкий уровень рождаемости в мире. "Страны, где церкви полны, демонстрируют высокий уровень роста населения, и наоборот", - считает он.

"Идеи, которые ведут к демографической катастрофе, необходимо срочно менять, чтобы у нас было будущее", - резюмировал Федер.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А я про себя напишу... Э... ну вот когда в храме болтаешь во время службы, то реально после этого такие скорби [просто мама не горюй]. Можете считать это моё мнение [почему у меня с сердцем ТАКОЕ порой творится (-лось скорее — сейчас полегче)].

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Человек, который спас Землю

 

 

 

 

print_icon.gifmail_icon.gifpdf_icon.gif

0_c787b_96d9bf50_M.jpg

 

30 лет назад человечество могло бы исчезнуть, если бы не этот человек из Фрязино:

На фотографии Станислав Евграфович Петров (род. 1939) - советский офицер, подполковник в отставке. Википедия дает достаточно сухие факты о событиях 30-летней давности. Нашел хорошее описание тех событий у : "В ночь на 26 сентября 1983 года страна спала.

В мире было тревожно, холодная война достигла апогея, две недели назад был сбит южнокорейский пассажирский "боинг", случайно нарушивший границу СССР. Америка и весь "прогрессивный" мир вызверились на "империю зла".

 

petrov-pic4_zoom-1000x1000-40820.jpg

И вдруг. На командном пункте Серпухов-15 новейшая космическая система обнаружения ракет засекает старт нескольких межконтинентальных баллистических ракет с территории США, направленных на Россию. "Сирена на КП вовсю ревет, красные буквы полыхают. Шок, конечно, колоссальный, - рассказывал позднее Петров. - Все повскакивали из-за пультов, на меня смотрят. А я что? Все по инструкции для оперативных дежурных, которую сам и написал. Сделали все, что нужно. Перепроверили функционирование всех систем. Тридцать уровней проверки, один за другим. Идут доклады: все совпадает, вероятность - двойка. Высшая." Петров знал, что должен немедленно доложить о ситуации высшему руководству страны, в то время Андропову. Понимал, что с вероятностью 99,9% не склонный к рефлексиям Андропов отдаст приказ о масштабном ответном ударе. Секунды бегут. ВСЕ СМОТРЯТ НА ПЕТРОВА. "За те две-три минуты толком ничего не проанализируешь, - говорит Петров много лет спустя. - Остается интуиция. Два аргумента у меня было. Во-первых, ракетные нападения с одной базы не начинаются, взлетают со всех сразу. Во-вторых, компьютер по определению - дурак. Мало ли что он может за пуск принять." Позднее американские журналисты допытывались, с какой именно базы русский спутник засек старт ракет: "Да какая вам разница? Все равно бы Америки не было", - ответил Петров. Полагаясь на интуицию, Петров взял дальнейшую судьбу мира под свою ответственность, отключил тревогу и зафиксировал старт супернавороченной системы как "ложное срабатывание". Вскоре выяснилось - был прав. Система обнаружения ракет среагировала на солнечные блики от высоких облаков, приняв их за огненный след ракеты. На следующий день на Серпухове-15 было полно комиссий. Сгоряча Петрову пообещали многочисленные награды, но вскоре спохватились - ведь он нарушил устав, будучи винтиком, начал думать и принимать решения. К тому же во-время не заполнил боевой журнал. Юрий Вотинцев, тогда командующий противоракетной и противокосмической обороной СССР, устроил Петрову допрос. "Спрашивает, почему у тебя боевой журнал как раз на то время не заполнен?" - вспоминает Петров. - Я ему объясняю, что в одно

62684917.jpg

й руке у меня была трубка, по которой ситуацию докладывал, в другой - микрофон, мои команды для подчиненных усиливавший. Писать было нечем. А он не унимается: "А почему позже не заполнил, когда тревога окончилась?" Короче, за предотвращение 3-й мировой Петров никакого поощрения не получил. Получил нагоняй. Что Петрову понятно: - Если награждать меня за этот случай, то кто-то за него должен был очень крупно пострадать. В первую очередь те, кто разрабатывал СПРН. Большие академики, которым были выделены огромные миллиарды. Еще хорошо, что за журнал я по полной не огреб. Историю засекретили. Много лет даже жена не знала, что Петров, которого она привычно пилила за незакрытую пасту и разбросанные носки, однажды спас мир. Рассекретили в 1998-м. Петров так и остался подполковником и вскоре после той истории подал в отставку - спасать мир второй раз было через чур даже для него. У нас эту историю в силу многих причин (среди которых: нарушение воинского устава, сбой космической системы) не афишируют. Статью про Петрова я случайно нашел в англоязы

чной Википедии и источниками же пользовался англоязычными. В 2006 в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН Петрову вручили бейсболку

статуэтку "Рука, держащая Земной шар" с выгравированной надписью: "Человеку, который предотвратил ядерную войну". Она и сейчас пылится рядом с советским хрусталем и селедочницами в серванте скромной панельки во Фрязино, где ныне проживает пенсионер, подполковник в отставке Петров. Станислав Евграфович, святой вы человек. Спасибо вам." За этот случай он получил тяжелейший стресс, несколько месяцев госпиталей, увольнение из армии, квартирку на окраине подмосковного Фрязино и телефон без очереди. Однако в мире о нем понят и знают, правда дарят в основном статуэтки: 1. 19 января 2006 в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН Станиславу Петрову была вручена специальная награда международной общественной организации «Ассоциация граждан мира». Она представляет собой хрустальную статуэтку «Рука, держащая земной шар» с выгравированной на ней надписью «Человеку, который предотвратил ядерную войну». 2. 24 февраля 2012 в Баден-Бадене Станиславу Петрову вручена премия в области немецких СМИ за 2011 год. 3. 17 февраля 2013 стал лауреатом Дрезденской премии, присуждаемой за предотвращение вооруженных конфликтов. (€ 25.000) Мы сегодня ведем блоги и пишем комменты, в том числе благодаря этому человеку.

http://www.raskol.net/content/chelovek-kotoryi-spas-zemlyu

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Осень без весны, или Восхождение без спуска

 

 

«Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить», — пела Алиса Фрейндлих в рязановском фильме «Служебный роман». Когда он вышел на экраны, мы были совсем юными. Мы благословляли, как умели, свою весну и даже представить себе не могли, как это: благословить осень. Осень жизни, столь отличную от осени года: за этой, второй, календарной, следуют зима и весна, а вот за первой весны не следует. За нею следует вечность, но об этом мы тогда задумывались еще меньше, чем о неизбежном конце земной жизни. Хорошие фильмы не стареют, как известно, и люди на экране не стареют. А в жизни…

 

03_osen01.jpg«…Но кто нас защитит от ужаса, который // Был бегом времени когда-то наречен?» — спрашивала Ахматова. Впрямь, не самое ли это беспощадное из всего на Земле — необратимость и неостановимость времени, неизбежность старения и смерти? И на самой жестокой войне у человека есть какой-то шанс уцелеть; и от неизлечимой болезни человек до конца надеется каким-то чудом излечиться; и приговоренный к смертной казни верит, что его в последний момент помилуют. Но от так называемой естественной смерти — смерти от старости — избавлен только тот, кто до старости не дожил. И это все знают. И здесь нет никаких, даже самых наивных иллюзорных надежд — ни у кого на свете.

 

Однако до поры до времени — до того момента, возможно, когда на нашем собственном горизонте смутно замаячит это самое всеобщее и неизбежное — мы совершенно не склонны воспринимать старение как трагедию. Напротив, мы воспринимаем это как нечто естественное. Бабушка умерла? Ну так что ж тут особенного: сколько лет-то уже ей было! Вон, молодые умирают. А она пожила, дай Бог каждому…

На днях у одного из моих знакомых, человека средних лет, умирала бабушка. Получив от него это короткое известие, я в первую очередь подумала о том, что из-за бабушки у нас с ним сорвется запланированная встреча, которая совершенно необходима, а во вторую… Во вторую — и не потому ли, что на моем собственном горизонте это уже замаячило, хотя и отдаленно? — я подумала о том, что чувствует сейчас эта немощная 90-летняя женщина, сознающая, что ей пришел конец?… Что вся земная жизнь — сложная, горькая, радостная, тяжелая, интересная, жестокая, прекрасная — уже не для нее, а для других? И что буду чувствовать я, когда придет мое время?

Я вспомнила свою бабушку. Ее угасание тянулось долго, и мы привыкли, что она лежит, что за ней надо ухаживать. Я уже работала и в родном селе бывала наездами. Львиная доля ухода доставалась маме, и не только по причине моей занятости и жизни в городе, но еще и потому, что она сама упорно стремилась взять на себя как можно больше, а мне оставить как можно меньше, и не самое тяжелое. А я не особенно рвалась на помощь. Нет, покормить-то покормлю, конечно, и умыться-причесаться помогу, и даже букет полевых цветов принесу, чтоб лето как-то присутствовало в бабушкиной комнате. Но с утра до глубокой ночи делать всё

Однако ведь не только в уходе нуждалась моя угасавшая бабушка. Ей нужно было, чтоб ее воспринимали как полноценного человека, члена семьи; чтобы с ней общались. Чтоб ее не оставляли одну в четырех стенах, хотя бы и оживленных летним букетом. А мне было с нею тяжело, трудно, тоскливо. К тому же она очень плохо слышала. И я, отдежурив, отулыбавшись свои самоназначенные десять или пятнадцать минут, делала чрезвычайно озабоченное лицо и уходила — якобы к каким-то своим срочным делам. А она оставалась — наедине со своей смертью. Она умирала и прекрасно понимала это. А что понимала я?

В день, когда ей с утра стало хуже, мне нужно было срочно уезжать в город на работу. Я бросила за спину рюкзак и побежала на станцию, оставив маму суетиться вокруг бабушки: первый раз что ли! Сотовых телефонов тогда не было. Телеграмма меня обогнала.

Как нам этого не хватает — понимания, осознания трагизма старости! Люди, которые сами уже приближаются к ней, видят ее на горизонте, сострадательней молодых — это не удивляет. Но это нельзя принимать как единственно возможный вариант — дескать, что с них взять, с молодых-то. Это очень большая беда на самом деле — то, что многие родители не могут научить детей правильному отношению к пожилому человеку, что из нашего общества уходит уважение и любовь к нему. Наша молодая поросль если не поголовно, то по крайней мере в большой своей части не знает, что бабушке или дедушке нужно уступить место в автобусе; что просьба убавить громкость музыки должна быть исполнена немедленно и без всякого «качания прав»; что прежде, чем перепрыгивать обычный в нашем городе уличный водный поток, надлежит оглянуться и предложить свою помощь тому, кто прыгать уже неспособен. В этом, конечно, есть доля вины и самих пожилых людей тоже: «Что ты, что ты, деточка, сиди, я постою!». Но о чем говорит эта сверхсмиренная реакция на обычное проявление вежливости? О том, что эта бабушка боится, стесняется воспользоваться своим правом; что она стыдится самой себя; что она привыкла быть никем, ненужным, отжившим человеком. За этим комплексом зачастую — и пенсия, самим своим размером сообщающая человеку о его ничтожестве, и невозможность получить нормальную медицинскую помощь…

Но это отношение к немолодому человеку как к «не совсем уже человеку», сознательно или бессознательно усваиваемое многими людьми, не только от социального неблагополучия происходит, конечно. Оно — от бездуховного отношения к человеку вообще.

Что есть человек? Он яко трава; дние его яко цвет сельный; тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет (Пс. 102, 15–16) Можно об этом не помнить, и любить человека за физическую красоту, за молодость и здоровье, за создаваемую всем этим общую приятность и, как принято нынче выражаться, позитивность; то есть за то, что этот человек создает нам хорошее настроение. А если все эти земные утешения — молодость, красота, здоровье — человеку уже отказали; если его одолевают болезни; если он не может уже быть энергичным, коммуникабельным и мобильным и вид его действует на нас угнетающе — тогда отказать ему в любви и заодно в уважении. Вот это и есть бездуховное отношение, так мне представляется.

А ведь именно тогда, когда человек лишается привычных повседневных утешений — таких, например, как приятный вид собственного лица в зеркале, или радость от эффектной обновки (все равно уже — что на себя ни надень…), или перспектива всевозможных интересных дел, путешествий и т.д. — тогда-то он и оказывается наедине с Богом. Старость проверяет, есть ли у человека утешение непреходящее, радость духовная, уверенность в жизни вечной. И если человек это у себя находит, он радуется находке так, как не могут радоваться юные. И благословляет осень жизни, не скорбя. Видели ли вы стариков, исходящих светом? Если не видели, понаблюдайте потихоньку за своими приходскими бабушками. Не каждая такова, нет! Но одну непременно найдете.

Мы все движемся в одном направлении — в путь всей земли (3 Цар. 2, 2); люди, которых мы привычно называем стариками, идут впереди нас. Они уже вошли в то страшное, грозное, но вместе и радостное, во что нам только предстоит войти. Они — наши, если угодно, предшественники и представители там — близко к смерти и близко к Богу. Они помогают нам помнить о тщете наших утешений, о необратимости времени, о неизбежности той самой осени, за которой не следует уже весны земной, но может, милостью Божией, последовать весна несрочная.

Здесь возможно еще одно сравнение, или, научно выражаясь, метафора — восхождение альпинистов, их путь к вершине. Сначала — зеленая долина, изобилующая плодами и стадами. Затем — первые испытания горы: кремнистые тропы, бурные потоки, пропасти, но здесь же, рядом — альпийские цветы, птицы, дивный воздух и доброе солнце. А еще выше — голые камни. Мороз ниже пятидесяти. Кинжальный ветер. Вечный лед. Слепящий свет. И небо.

Обычные альпинисты, если с ними, не дай Бог, не случилось на восхождении никакой беды, вернутся в долину. А жизнь каждого из нас — восхождение без спуска. На вершине беспощадно тяжело. Но от нее один шаг до Неба и столько же — до бездонной пропасти.

 

Фото Юлии Ракиной

Газета «Православная вера» № 18 (494)

 

Марина Бирюкова

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

http://www.foma.ru/article/index.php?news=4008

 

Неотвратимая трагичность бытия

Марина Журинская о мужестве перед смертью

 

 

(Царствие Небесное...+ 4 окт.2013)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Человек, который спас Землю

.......................................................................................

Простите, но не могу не обратить внимание, что всё таки не человек этот спас Землю, а Бог. Если бы на месте Станислава Евграфовича был другой человек, то было бы то же самое. Станислав был соработником Божьим в исполнении Его промысла и просто не мог поступить иначе. Он несомненно достоин нашего почитания - не лёгкий крест дал Господь Станиславу и он его вынес. Но всё же следует нам во всём видеть промысел Божий и руку Отца нашего, и не приписывать дела Господа человеку. Меня несколько смутило в этой статье, что не было даже и намёка на присутствие воли Божьей в таком деле, а всё целиком приписано воли человека.

 

Простите меня. Должен признаться, что вот пишу и думаю, что сейчас меня опять начнут тут "распинать по православному". Это к сожалению уже стало нормой на форуме.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

За претерпевание напрасных выговоров глава твоя невидимо венчается а потому радуйся а не смущайся (прп. Иосиф)

 

Андрей, а мне подумалось так. Господь сделал нас свободными, оставил выбор за нами, как нам жить, как нам быть, как поступить. Иначе мы были бы просто зомби. Если бы Станислав Евграфович поступил иначе, то Господь поступил бы своим, Одному Ему известным способом и все равно спас бы землю, если еще не пришел час скончания нашего века. Посланное Станиславу Евграфьевичу тяжелое испытание он с честью выдержал в назидание тем, кто провоцирует гонку вооружения, в назидание того, к каким тяжелым последствиям это может привести, если не возобладает здравый смысл, в назидание того, что прежде прежде, чем принимать судьбоносные для мира решения, надо глубоко задуматься сильным мира сего. Неисповедимы пути Господни!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

За претерпевание напрасных выговоров глава твоя невидимо венчается а потому радуйся а не смущайся (прп. Иосиф)

 

Господь сделал нас свободными, оставил выбор за нами, как нам жить, как нам быть, как поступить. Иначе мы были бы просто зомби. Если бы Станислав Евграфович поступил иначе, то Господь поступил бы своим, Одному Ему известным способом и все равно спас бы землю, если еще не пришел час скончания нашего века. Посланное Станиславу Евграфьевичу тяжелое испытание он с честью выдержал в назидание тем, кто провоцирует гонку вооружения

 

Елена, согласна с вами! Господь оставил человеку свободный выбор. Только к сожалению 99,9 % людей, тем более в армии, где привыкли подчиняться приказам, выполнили бы инструкцию и ...Страшно подумать!!! А там и думать не было времени! Но С.Е. Петров ВЗЯЛ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! Что обычно очень не любят делать. О таких людях как Станислав Евграфович надо писать книги и снимать фильмы. Низкий ему поклон за нас с вами, наших детей и внуков. Он - настоящий. Таких немного.

И для него это было непросто - "тяжелейший стресс и несколько месяцев госпиталей". Взвалить на себя ответственность за судьбу мира и своей Родины - это тяжелая ноша!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

КОМЕНДАНТ БОЛЬШОГО КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА ПОСЕТИЛ РУССКУЮ ДУХОВНУЮ МИССИЮ

 

1381055445.jpg

6 октября 2013 года, игумен Феофан, исполняющий обязанности начальника Русской Духовной Миссии встретился с Родиным Дмитрием Ивановичем, комендантом Большого Кремлевского Дворца. Дмитрий Иванович вместе с семьей находится в паломнической поездке по Святой Земле. Во время встречи игумен Феофан подарил гостям книги "Святая Земля. По стопам Христа" и Альманах в двух томах посвященный 165-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

1381055457.jpg1381055485.jpg1381055500.jpg1381055519.jpg1381055553.jpg1381055571.jpg1381055581.jpg

06 октября 2013

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Старец Феодосий Карульский, преставился 2 октября 1937 года news_img_file_1618_b.jpg

 

Старецъ Ѳеодосий, великий русскiй исихастъ, на тераске своей кельи, построенной имъ самимъ на обрывѳ Карулiи. Сзади виденъ церковный колоколъ, подаренный ему подвижниками Оптиной Пустыни.

 

 

 

(Воспоминанія о жизни старца Іеросхимонаха О. Ѳеодосія на Карулѣ со словъ ближайшаго ученика сго Схимонаха О. Никодима.)

 

СТАРЕЦ ФЕОДОСИЙ, КАРУЛЬСКИЙ СВЯТОГОРЕЦ

 

1. СТАРЧЕСТВО СЪ ДѢТСТВА.

 

 

Родился Василий въ 1869 году въ Саратовской губерніи. Родители его были изъ крестьянъ изрядно благочестивыхъ и зажиточныхъ. Они имѣли свою вѣтряную мельницу 8-поставную. Отецъ его, Василій Матвеевичъ Харитоновъ, характера былъ строгаго, хорошій хозяинъ, хотя и неграмотный, а много лѣтъ состоялъ волостнымъ старшиною и церковнымъ старостою. Въ семьѣ всѣ его почитали и боялись. Бывало, когда возвращался онъ домой, то кто первый увидитъ его, всѣмъ сказываетъ: «Идетъ», и прекращали свои разговоры и всѣ, что не нравилось отцу. Мать, Гликерія Авдеевна, характера была мягкаго, дѣти съ ней жили свободнѣе. Она и передъ отцомъ часто заступалась за нихъ, говоря: «Что ты все ихъ грызешь, какъ тебѣ не жалко ихъ, вѣдь они наши дѣти».

 

Кромѣ будущаго Старца у нихъ еще было два сына, Степанъ и Андрей, и двѣ дочери, Дарья и Матрона. По порядку рожденія: Степанъ, Андрей. Дарья, Матрона и Василій, младшій — будущій Старецъ. Когда Василій началъ ученіе въ сельской школѣ, два брата его были уже женатыми и имѣли дѣтей, имѣя троихъ работниковъ, так что семѣйство было большое. Хозяйствомъ по дому управлялъ старшій сынъ Степанъ, а Андрей на мѣльницѣ всегда съ работниками. Въ семѣйствѣ всѣ свято хранили послушаніе, во-первыхъ къ отцу, а затѣмъ и къ старшему брату, а потому и въ домѣ всегда сохранялся ненарушимый миръ и тишина.

 

Вася все время учился. Онъ былъ кротокъ и смиренъ и его за это любили не только отецъ съ матерью, но и братъ, и снохи. Своею дѣтскою простотою онъ умѣлъ говорить съ дѣтьми по-дѣтски, чѣмъ и привлекъ къ себѣ дѣтей брата и по сосѣдству другихъ, и родныхъ поблизости, и составилъ изъ нихъ маленькое общежитіе наподобіе монастырскихъ. Малышамъ обоего пола было лѣтъ отъ четырехъ до восьми. По вечерамъ и утрамъ собирались на общую молитву, исповѣдывали свои грѣхи, кто въ чемъ согрѣшилъ, а онъ ихъ училъ на память читать молитвы, училъ послушанію и прочему. Всѣ охотно сдѣлались его учениками и ученицами и съ нетерпѣніемъ, бывало, ждутъ не дождутся когда онъ пріѣдетъ на каникулы. А какъ пріѣдетъ, то тогда онъ самъ съ ними дѣлался какъ дите: занимался съ ними по-дѣтски и игралъ съ ними такими же играми, какія дѣти любятъ, и въ то же время училъ ихъ страху Божію и благочестію. Онъ давалъ имъ дѣтскія заповѣди и уроки и кто въ чемъ погрѣшалъ, то наказывалъ за это поклонами или лишеніемъ подарковъ, а прочихъ заставлялъ молиться за согрѣшившаго и класть поклоны. Ни одного дня дѣти не оставляли своего учителя. Вмѣстѣ съ нимъ дѣти шли въ церковь, впереди него попарно, прыгая и толкая другъ друга. Среди нихъ особенно потѣшны были Исаичка, сынокъ тети старцевой, которая, овдовѣвъ, по бѣдности своей жила въ ихъ семьѣ, и Егорочка, пузатый, много смѣшной.

 

Любилъ Старецъ впослѣдствіи часто разсказывать про этихъ дѣтей. Разъ спрашиваетъ одного: «А скажи-ка, на кого похожъ Богъ?» И тотъ отвѣчаетъ: «На моего батю — въ бѣлой рубахѣ, подпоясанный краснымъ поясомъ и съ кнутомъ въ рукахъ». И Старецъ поправлялъ ихъ дѣтскія понятія.

 

Старец Феодосий, Карульский Святогорец

2. РОДИТЕЛЬСКОЕ РѢШЕНІЕ

 

Послѣ трехъ лѣтъ школьнаго сельскаго ученія, за смышленность и хорошее повѣденіе было рѣшено, чтобы Вася продолжалъ ученіе въ духовномъ училищѣ. Произошло это такъ. Однажды лежали на печи отецъ и мать и разговаривали. Вася слышалъ, какъ они совѣтовались, говоря: «Отдадимъ Ваську учиться, пусть хоть одинъ сынъ будетъ попомъ и будетъ молиться Богу за насъ». Однако прямымъ поводомъ къ поступленію Старца въ духовное училищѣ была заинтересованность ихъ священника: ему тутъ была выгода. Ему хотелось, чтобы его сына Василій Матвеевичъ Харитоновъ, отецъ Васи, возилъ вмѣстѣ со своимъ сыномъ въ школу безплатно, потому и много разъ упрашивалъ его послать своего сына Васю учиться въ духовное училищѣ. Старецъ разсказывалъ, что, когда пришелъ отецъ съ нимъ въ духовное училищѣ просить принять его для ученія, то директоръ сначала вступилъ въ разговоръ съ отцомъ и много разспрашивалъ, а потомъ сказалъ: «Мужикъ кафтанъ сѣръ, а ума не съѣлъ. Да крестьяне вообще бѣдные. Хотя и не изъ духовнаго званія, но я соглашаюсь принять твоего сына». И решилъ принять учиться сына безплатно, на казенный счетъ, чему часто завидовалъ ихъ священникъ. Онъ даже не стерпѣлъ — написалъ про отца Старца, что они богаты: имѣютъ большую мельницу. Но не помѣшало это, такъ и кончилъ Вася училище безплатно, а ужъ въ семинаріи учился за плату.

 

Духовное училище находилось въ Саратовѣ, которое онъ окончилъ успѣшно и перешелъ въ Вологодскую Семинарію. Ее онъ окончилъ первымъ ученикомъ и это дало ему право поступить въ Духовную Казанскую Академію на казенный счетъ опять безплатно. Когда Вася сказалъ родителямъ, что ему дается право еще безплатно учиться, то на это отецъ сказалъ ему: «Довольно сынокъ, вотъ теперь ты будешь попомъ, а я научу тебя хозяйству». Но Вася просилъ благословеніе учиться дальше, и родители согласились.

 

Итакъ, онъ поступилъ въ Казанскую Академію и окончилъ ее въ 1894 году со степенью магистра богословія, на что писалъ диссертацію на тѣму «Обозрѣніе Сочиненій Епископа Ѳеофана, Вышенскаго Затворника». Тамъ, по давнему своему желанію монашества, принялъ постригъ въ мантію (малую схиму) съ именемъ Ѳеофана, по уваженію къ Епископу Ѳеофану и въ честь его святаго, преп. Ѳеофана Сигріанскаго, память котораго 12-го Марта, и посвященъ въ Іеромонахи съ назначеніемъ на должность надзирателя въ Симферопольскую Семинарію, а потомъ и инспекторомъ въ Вологодскую Семинарію, гдѣ пробылъ пять лѣтъ и оттуда уѣхалъ на Аѳонъ.

 

 

 

Во время пребыванія въ Вологдѣ онъ познакомился съ великимъ праведникомъ и теплымъ молитвенникомъ смиреннымъ Старцемъ — іереемъ Божіимъ О. Александромъ Боданинымъ, который со своей семьей и тремя дочерьми жилъ въ маленькомъ домѣ, бывшемъ курятникѣ и помогалъ добрымъ совѣтомъ сотнямъ и тысячамъ страждущихъ душъ. Въ его біографіи пишется такъ: «Духовнымъ другомъ О. Александра былъ тогдашній инспекторъ Вологодской Духовной Семинаріи О. Ѳеофанъ (Харитоновъ), истинный монахъ, подвижникъ, при исполненіи многосложныхъ инспекторскихъ обязанностей служившій ежедневно Литургію, при высокомъ духовномъ подвигѣ обладавшій дѣтскою простотою и незлобіемъ. Ради высшихъ подвиговъ онъ оставилъ службу и славную будущность, которая его ожидала, и ушелъ на Св. Аѳонъ вести скитальческую жизнь, онъ и теперь подвизается на Святой Горѣ, въ глубокомъ пустынномъ уединеніи. Отцы Ѳеофанъ и Александръ, встрѣчаясь другъ съ другомъ, исполнялись необыкновенною радостью и бесѣдовали, какъ дѣти».

 

 

 

Проживъ въ Вологдѣ съ 1896 года до начала 1901 года, будущій Старецъ Ѳеодосій, попрощавшись съ О. Александромъ и со всѣми вологодскими святынями, уѣхалъ въ Санктъ-Петербургъ, а оттуда 9-го марта покинулъ Россію навсегда. А его другъ духовный, О. Александръ, проживъ еще на землѣ ровно 12 лѣтъ, отошелъ въ вѣчность, оставивъ послѣ себя свѣтлую память. (См. Молитвенникъ къ Богу Усердный. Воспоминанія объ О. Александрѣ Боданинѣ, Священникѣ г. Вологды. 1916, Св.- Троицкая Сергіева Лавра.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...