Перейти к публикации
Татиана.

О пользе и вреде общения

Рекомендованные сообщения

ДОБРОЕ СЛОВО

 

Исходит из уст ваших только доброе слово.

Еф. 4, 29

 

К ряду слов христианину надо себя приучить и употреблять эти слова в разговоре как можно чаще. К таким словам относится прежде всего слово «прости».

 

Св. Антоний Великий учит: «Приучи, чтобы язык твой говорил при всех встречающихся случаях всегда, во всякое время, всем братиям и Самому Всевышнему Богу: "Прости меня"».

 

Слово «прости» сразу смиряет нас перед Богом и ближними, говорит о сознании своей вины, сожалении, раскаянии в ней.

При этом очень важно то чувство, с которым говорится слово «прости». Его можно произнести холодно, как бы вынужденно и без чувства вины и раскаяния.

 

Тогда оно не имеет силы, не примиряет, не соединяет сердец, не очищает души.

 

Поэтому оно должно быть непременно «осолено» (Мк. 9, 49), т. е. растворено любовью, смирением и кротостью. Тогда оно имеет полноту духовной силы.

 

 

Говорить надо «прости» не только тогда, когда вы сильно повредили ближнему или резко обидели его. В этих случаях уже мало говорить «прости», надо броситься перед ближним на колени.

 

Нет, слово «прости» должно быть произносимо всегда, когда мы видим хотя бы малейший оттенок недовольства по отношению к себе, начало зарождения обиды, дымку нерасположения.

 

Эту опасность по отношению ко взаимной любви надо устранять в самом начале, и самому искать сближения, и искренно просить прощения даже и тогда, когда нет сознания своей вины; вины можно и не заметить за собой, хотя она и была.

 

Как пишет схиархимандрит Софроний: «Всякий человек во всяком деле много может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит, что, оправдываясь, не избегнет лукавства».

 

Смущенная душа ближнего требует от нас действительной любви, которая, как говорит ап. Павел, «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5), т. е. не ищет оправдания себя и осуждения ближнего, а с готовностью жертвует своим самолюбием и с легкостью принимает вину на себя, лишь бы вернуть мир и любовь ближнего.

 

Надо приучить себя и к слову «пожалуйста». С этим словом наши просьбы делаются смиренными, вежливыми, лишаются оттенка требовательности и поэтому располагают ближнего к исполнению нашего желания.

 

Нам необходимо привить себя и к наиболее почтительным и ласковым именам. Пусть слышат родители любовь к ним детей при словах «папочка» или «мамочка», а дети ответную ласку при словах «сынок» или «дочка» и нежных названиях «Колюша» или «Наташенька».

 

Очевидно, что слова христианина должны быть правдивыми, отражать лишь истину и вызывать к себе полное доверие собеседников.

 

По словам Господа, ложь от лукавого, ибо «он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). А как говорит Священное Писание, «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8).

 

Сам Господь есть воплощение истины (Ин. 14, 6). А в христианине должен жить Христос. Поэтому христианин остается христианином лишь до тех пор, пока живет в истине и избегает лжи во всех ее проявлениях и видах.

 

Ложь не свойственна душе человеческой как образу Божию. Ребенок, пока он не испорчен, не может и не умеет лгать. И если он сделает это, он покраснеет от стыда, как сделавший что-то в высшей степени скверное и пачкающее его душу.

 

Так же будет реагировать всякая чистая душа, которой ложь претит. Если такой человек солжет, то он переживает это так, как будто он запачкал грязью свою чистую и белоснежную до того одежду души.

 

Во всех народах, во всех слоях общества и во все времена лгуны вызывали и вызывают презрение. Но следует сказать, что если открытая ложь так всем претит, то различные виды тонкой, прикрытой лжи распространены всюду и их не избегают и многие христиане.

 

Такой малозаметной ложью является склонность прикрашивания в разговоре, преувеличение, предвзятая неточность в изложении фактов, одностороннее освещение вопроса. Пусть это не яркие черные пятна на нашей духовной одежде, а серые, но по большому количеству своему они также лишают чистоты одежду нашей души.

 

Разновидностью лжи является притворство, которое противоположно добродетели — искренности. Последняя будет прочно усвоена нами, если наше сердце будет открыто для всех и всем будет искренно желать добра, никого не будет судить и осуждать.

 

Тогда как бы само собой исчезает и наше притворство, так как у нас не будет нужды словами скрывать от людей свои недоброжелательные чувства к ним.

 

Сильно распространена легкомысленная дача обещаний с последующим их невыполнением. Невыполнение обещания считается каким-то пустяком, в то время как это является настоящим обманом.

 

Христианин должен очень осторожно давать обещания, и то в условной форме с оговоркой — «если Бог даст», т. е. если не помешает что-либо, от человека не зависящее. Но уже если дано обещание, то все должно быть сделано, чтобы выполнить обещание точно и в срок: христианин должен быть духовно чистоплотным и щепетильным и в мелочах, ибо «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 23).

 

В старом христианском русском быту на точное выполнение обещанного обращалось большое внимание. Так, среди лучших представителей русского купечества было такое мнение: если человек брал в долг и обещал вернуть деньги в 12 часов известного числа, то он должен их принести точно в 12 часов. А если он принесет их позднее, хотя бы и в назначенный день, то к нему пропадало уже всякое доверие.

 

Самым тяжким грехом против правды является нарушение клятвы — обещания, сделанного перед лицом святыни — креста и Евангелия. Страшно бывает наказание от Бога за этот грех и иногда падает не только на самого клятвопреступника, но даже и на его потомков.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О силе смиренного и кроткого слова

 

10.jpg

Мы с вами, дорогие во Христе братия и сестры, сейчас вступили в поприще Успенского поста. И хотя это и кратковременный пост, но весьма строгий. Поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам. В особенности в эти дни, оставшиеся до праздника Успения, надо обратить внимание на наш язык. Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому прежде всего и обуздайте этого безудержного коня. Если мы его победим, удержимся от празднословия, преодолеем его упорство, то мы победим и все свое тело. Из многих нам известных добродетелей Преподобного Сергия списатель его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что Преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие - как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады.

Благодаря своему кроткому слову Преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Так, под благодатным влиянием его слова не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого Преподобный приходил в Рязань. Тихие и кроткие слова старца смягчили сердце его, и он примирился с Московским князем Димитрием Донским. Поэтому слово имеет весьма большое значение. Слово - это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему. Наше слово - есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово - это самый образ Его существа, Единородный Сын Божий. У человека слово - не пустой звук, а тоже отпечаток и образ его духа. Если бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение. Слово - дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово - проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все ниспровергнется в человеческом роде. Когда Господь хотел наказать за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку. Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. За всякое праздное слово, - говорит Спаситель, - какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37). Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорбительные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе. Произнесенное наше слово - оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием.

Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Невоздержанное, необдуманное слово гордого человека может вызвать раздражение. Немощного - соблазнить. Болтливого может привести к осуждению и клевете. У невоздержанного в слове человека, когда он находится в гневе, всегда сыпятся изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей - даже ближних, даже ни в чем неповинных. Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и на вся. При довольстве, напротив, изливается бесчисленное количество хвастовства, самохвальства, самодовольства и превозношения. Апостол Иаков говорит: язык - небольшой член, но много делает... Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 5, 8-12). А поэтому надо внимательно следить за тем, что мы говорим. И о чем говорим. Наше слово должно быть только доброе, только к назиданию, только к прославлению имени Божиего. Именно к назиданию и созиданию душевного спасения ближнего. Во все времена люди обращали на это большое внимание. И хотя празднословие иногда люди и терпят ради развлечения, но все равно любящие празднословить теряют уважение в глазах людей. И древние мудрецы всегда, когда принимали к себе учеников, то не спешили, но предварительно испытывали их в продолжительном молчании и только тогда оставляли при себе. Настолько они внимательно относились к подбору, к приему своих учеников.

Слово доброе всегда приносит обильные плоды. Слово злое, гнилое всегда имеет и злые последствия. История Церкви знает много таких примеров: и примеры гибельных последствий праздного злого слова, и наоборот, примеры благотворного влияния доброго и кроткого слова. Так, например, недалеко от обители преподобного Венедикта, жившего в V веке, проживали две постницы, девственницы, которые постом и молитвою служили Богу. Но несмотря на эти свои подвиги, они имели один недостаток - были не воздержаны на язык. Любили укорять и пересуживать ближнего. Преподобный Венедикт неоднократно делал им замечания и угрожал им: "я вас отлучу от причастия, если вы не исправитесь". Но они так и не исправились и в таком состоянии их застала смерть. Они умерли. Их как постниц, молитвенниц похоронили в притворе. Но благочестивые люди видели во время Литургии, когда диакон возглашал "оглашеннии, изыдите", они вставали из гробов и выходили из храма. Об этом было донесено преподобному, и он с сожалением принес о них молитву и Бескровную Жертву, и только после этого видения эти прекратились.

А вот другой пример утешительного назидания: благотворное влияние слова, которое исходит из кроткого благочестивого сердца, когда доброе слово смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенные. В дни святого Папы Льва гунны, - дикий, воинственный народ - предводительствуемые свирепым Аттилой, покорили всю Европу. На своем пути они разрушали, сожигали все, и без всякой жалости истребляли весь народ. Разрушив 500 городов Европы, они подошли к столице Римского государства - Риму. Весь народ был в страхе и смятении, не находя в себе силы сопротивляться этим полчищам. Не устрашился только один Папа Лев. По повелению императора он вышел навстречу грозному завоевателю Аттиле, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. "Аттила, - обратился к нему Папа, - ты победил всю вселенную. Теперь мы тебя просим - победи самого себя. Не разрушай нашего города. Пощади нас". Эти убедительные кроткие слова сделали более, чем войско. Аттила ответил: "Твои слова тронули мое сердце. Не знаю, кто ты, человек или Ангел, но только спасением своим Рим обязан тебе. Старец, ты одною минутою, несколькими словами сделал более, чем мои многочисленные воины. Я признаю себя побежденным тобою". Вот примеры благотворного влияния кроткого и доброго слова, которое исходит из благочестивого сердца.

Поэтому, дорогие, когда вы почувствуете, что сердце ваше возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия - это самое лучшее средство к избежанию всех зол, неприятностей как в семейной жизни, так и в общественной. Воздерживаясь так от гнева, мы этим избежим многих ссор, часто, может быть, даже очень опасных и жестоких ссор, избежим продолжительной вражды. Так велико значение доброго, мягкого слова.

Повествуется, как один отшельник, живший в пустыне, когда к нему пришли разбойники с целью ограбить его и убить, исполненный любви, принес умывальницу и предложил им умыть ноги. И, устыженные таким его вниманием, любовью, разбойники отвратились от своего злого умысла, и вообще после этого раскаялись, и от своего грабежа и от злых своих дел отстали.

Вот другой пример благотворного влияния доброго, кроткого слова и худого слова. Однажды преподобный Макарий Великий шел со своим учеником в Нитрийскую гору. Ученика он послал впереди себя. И когда ученик шел, то встретился с ним один языческий жрец, который куда-то торопился, неся с собой бревно. Увидев его, этот инок закричал: "Демон, куда спешишь?". Рассерженный жрец избил инока так, что он еле живым остался. Продолжая путь далее, жрец повстречался со святым Макарием. Преподобный, когда увидел его, то издали поприветствовал: "Здравствуй, трудолюбец! здравствуй!". Удивленный этим приветствием жрец спрашивает его: "За что ты меня так тепло приветствуешь?". Преподобный говорит: "Я вижу тебя трудящимся и куда-то спешащим. Поэтому и поприветствовал тебя". И тогда жрец сказал: "От твоего приветствия умирилось мое сердце. Я вижу, что ты великий служитель Божий. А вот впереди тебя шел чернец, который обругал меня, я избил его". И говорит преподобному: "Я не уйду от тебя пока ты меня не сделаешь монахом". Тогда они пошли и, взяв тело избитого инока, принесли его в церковь. Братия, увидев, что преподобный идет со жрецом, весьма удивились. Но через некоторое время этот жрец принял христианскую веру, затем постригся в монашество. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, оставили свое нечестие и приняли христианство. Вот поэтому поводу некто из преподобных говорит: "слово гордое и злое и доброго человека ко злу склоняет. А слово смиренное и доброе и злого человека делает добрым".

Итак, дорогие братия и сестры, памятуя эти примеры, эти наставления, оставшиеся дни Успенского поста постараемся провести прежде всего не в многословии, а в воздержании языка от всяких лишних речей, памятуя народную пословицу: "слово - серебро, а молчание - золото". Эти дни мы должны провести в тихости, смирении, в кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви. Это будет самой лучшей жертвою для прославления Матери Божией, в честь Которой Святая Церковь и установила этот кратковременный, но строгий Успенский пост. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение (1-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и приятный пост, угодный Господу. Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово - дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Значение и сила слова

 

 

 

Общение наше главным образом происходит через слово, и не безразличен образ этого общения. Наше слово есть отображение воплотившегося Слова. Господь сказал: "Да будет свет". И невидимое через слово приняло свое бытие. Слово являет величайшую силу в мире. "Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его - все воинство их" (Пс.32:6). И в нас через слово является скрытое, сокровенное делается явным. С какой осторожностью надо употреблять слово! Как важно, чтобы наше слово имело атмосферу добра. Общением через слово мы ищем для себя блага, хотим иметь его в себе. Слово, имеющее в своем исхождении благо, осветляет нам нашу жизнь. Если в беседе благое слово имело силу, то после беседы у нас надолго остается хорошее чувство чего-то ценного, общего нам, божеского. Слово должно сближать нас, вносить единение, а не разложение и разделение. Слово, попадающее в резонирующую среду, производит величайшее действие, которое имеет громадное значение во всем строе нашей жизни. Но мы пребываем в состоянии греховности. Наше слово ослабляется нашей греховностью и не приходит в жизнь полным звуком. Только отсеянное от греха слово является в полной силе, так как оно соединено тогда со Словом, сотворившим мир. Наше слово, исходя из тайников нашей души, неослабленное в своем исхождении греховностью, в силе потенциального добра, находящегося в нас, попадая вовне, несет в себе добро и свет, поскольку оно соединено с Источником света Бого-Словом. Оно воплощается.

Расточая слова без всякого внимания к ним, мы и не думаем, что слова эти, восходящие до неба и уходящие в вечность, могут нести разделение и разложение в семье, в обществе, в мире.

Собравшись, в беседе мы обыкновенно начинаем с суждения о чем-либо и быстро переходим в осуждение, не считая даже это за грех. Осуждение - язва, разлагающая нашу жизнь. Осуждение разделяет нас, отталкивает друг от друга, а с разделением происходит разложение того хорошего, что в нас есть. Слово должно творить нашу жизнь, собирать добро, сближать нас, вносить единение, а не разделение, разложение и смерть. И как важно, чтобы слово, отображение Логоса на земле, несло бы нам свет и радость бытия среди атмосферы вражды и разделения, в которых мы живем. Мы часто словом приписываем людям то, чего в них нет, подозреваем их в том, чего даже и не существует на самом деле. Такое пользование словом сеет между нами только разделение. Благое же слово, попадая в среду, где находит себе отзвук, производит величайший переворот в этой среде, двигает горами. Мы видим это постоянно в истории всего человечества.

Наше общение в слове не безразлично. Слово имеет вечность, и наши слова не пропадают так себе, а уходят в вечность. Надо так пользоваться словом, чтобы не ответить за него в день судный, ибо сказано: "...за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф.12:36). Надо, чтобы слово не осудило нас в день судный. Не Я буду судить, а слово, сказал Господь (Ин.12:48). Свет пришел на землю, а мы не замечаем его. Добро не суммировано в нас. Не сконцентрированное добро не светит нам, а мы не замечаем той силы, которой оно обладает. Нам нужно в общении друг с другом искать общности, отсеивая все, отделяющее нас друг от друга. Найдя друг в друге общее нам божеское, мы радуемся, а что касается до греховности в людях, то придет Господь судить и сам отвеет греховное и воздаст каждому по делам его. Не внешний суд будет, а суд мы сами себе произносим, живя и греша на этой земле. Господь сказал: "Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин.12:47). Надо и нам стараться не судить. Мы должны искать блага на этой земле. Царство Божие - свет и радость - здесь около нас и в нас самих. Только надо вести борьбу со своими страстями, с той тьмою, которую нагоняет лукавый в наше сердце. Борьбой с грехом мы помогаем Господу утвердить Его царство в нашем сердце, а через нас и на земле. Трудно бороться с грехом. Самолюбие, осуждение, раздражение, гордость - это все колючки, которые колют и нас самих, и окружающих нас. Надо эти колючки вынимать, что делать тоже больно. Крест это. Зато, перестроив свое сердце, дав там место Господу, мы ощущаем радость. Свет от Бога освещает тогда сердце наше. Недаром поется: "Крестом радость всему миру". Подъятый крест ведет к воцарению царства Божия на земле, благобытию, к славе Божией. Усилие в преодолении нашей греховности и есть распинание нас со страстями и похотъми. Это и есть крест, которого мы все так боимся. Конечно, в кресте есть тяжесть, и Сам Христос падал под тяжестью креста, но через крест видится и радость воскресения. Идея воскресения есть идея торжествующей силы добра. Через преодоление греха наступает наше воскресение: "Иисусе воскресший, воскреси души наша!"

Беседуя, мы часто впадаем в осуждение, а о добре мы стыдимся говорить: "Еще осмеют!". Ну что же: за Христа можно и претерпеть. Зло боится доброго слова и высмеивает его. Доброе наше слово есть сила творящая, так как ему свойственна та творящая сила, которой обладает Бог-Слово. Словом, как Божественной силой, преодолевается возникающее зло. Слово есть и в молчании: это - внутреннее слово. Слово, даже не сказанное, имеет силу. Часто доброе слово проходит пласт осмеяния и несочувствия, но этого бояться нечего. Оно проходит через этот пласт и всходит, как зерно. Чтобы сделать всход, зерно божественной силой, сообщенной Творцом, преодолевает пласт земли, лезет и дает росток. Так и доброе слово имеет творческое начало: "Имже вся быша". Не бойтесь сказать доброе слово. Слово, попав на добрую почву, может воплотиться в действие и принести богатейший плод. Если к слову приражается лукавый, оно теряет свою силу. Мы обессилили могущественность слова, пустив в него смерть. И слово вместо правды несет нам разделение, небытие, смерть. Не отразив лукавого, я внес словом разделение, и оно пойдет туда на суд в судный день. В момент рождения внутреннего слова надо обращаться к Богу за помощью. Обращением к Богу мы низводим с неба свет, и он входит внутрь нас, и тогда рождающееся слово несет свет в мир и в момент рождения является творческим и объединяющим. Тьма боится света. Исподтишка, усмешкою ослабляется наша воля. Мы боимся проявить себя, сказать доброе слово, а лукавый радуется и обнаруживает свое действие и наше бессилие. Полнота энергии добра задернута боязнью усмешки. Наша задача сказать: мы отрицаем силу зла и верим в добро.

Человек все чего-то дожидается. Нам теперь нечего ждать, а надо действовать. Нечего говорить: "Я не воин". Ты воин с теми доспехами, которые имеешь. Надо стараться сказать хорошее слово, доброе. Это миссия, которую Господь дает каждому человеку. Добро дерзновенно. Хорошее слово, несущее добро, в сродных душах вызывает свет, в темных - обличает темноту. Грех несет нам призрачную жизнь, добро - реальную жизнь, уходящую в вечность. Говоря доброе слово, мы как-то раздвигаем небо и вступаем в вечность. И слово доброе является камнем той обители, которую уготовляет нам Сам Господь, как Он уготовал обитель разбойнику во едином часе. Доброе слово несет нам с собою благо и радость в этой жизни, в будущей же вечной жизни даст нам блаженство лицезрения Бога. Как зерно в притче о сеятеле, так и доброе слово, упав на добрую землю, даст плод - иной в тридцать, иной в шестьдесят и иной во сто крат.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Татиана.

Дорогая В.Н.!

Получил Ваше письмо об о. В. Уже то, что Вы неспокойны, свидетельствует о Вашей неправоте. Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего. Здесь указывается на глубокий психологический факт. Если человек с помощью Божией очистится от греха и тем самым будет чисто смотреть на все, то: 1) все покажется ему в другом свете и тогда только он даст правильную оценку всему, 2) тогда в сердце его будет одна любовь ко всей твари и непостижима я жалость, и желание, чтобы никто не страдал, никто ни в чем не потерпел вреда (см. Исаак Сирин).

Только тогда и можно учить ближнего (да и то по указанию благодати Божией), и тогда слово будет действенно, полезно, будет исцелять, а не ранить. А пока не достигнем такого состояния – надо не лезть в учителя. Если бы Вы побольше молчали с о. В. и только кратко отвечали, если Вас спросят (да и то следовало бы говорить не как свое, а как мнение тех или других Святых Отцев), то и о. В. к Вам относился бы иначе, да и сказанное Вами могло бы заставить его призадуматься или заинтересоваться теми, на кого Вы ссылались.vorob3.jpg

Преподобный Нил Сорский никогда не отвечал от себя, а только излагал мнение Св. Отцев. Если у них не находил сразу решения, то и он не давал ответа, пока не найдет мнения Св. Отцев о данном предмете. А мы сами ничего не зная, по слуху или просто потому, что "мне так кажется" говорим целую кучу. Умный человек сразу поймет легковесность наших слов и нас осудит. Им надо или доказать Ваше мнение, или сослаться на достаточный авторитет. Могли Вы это делать? Конечно, нет. Так и не удивляйтесь его холодности.

У Вас слишком много сору в голове или, лучше сказать, в сердце, поэтому в особенности надо молчать. Только на прямой вопрос можно очень кратко ответить, ссылаясь на свое незнание (что поистине так!), только бы не оскорбить человека молчанием. Все мы находимся в "злейшей прелести", по выражению преп. Симеона Нового Богослова, т.е. во тьме, в заблуждении, в рабстве у дьявола. Только немногие бывают освобождены Господом от этого состояния. Как же слепой может вести слепого? а Вы все всех учите. Перестаньте!

Мытарь не учил, а с сокрушением говорил: "Боже, милостив буди мне, грешному", говорил не только в церкви, а и всегда имел это устроение (иначе и в церкви не мог бы так молиться). Мог ли он, да и всякий в таком состоянии, учить других? Ясно, нет. А для находящихся в рабстве у греха и дьявола только и есть правильное состояние – состояние мытаря. Когда оно охватит всего человека, тогда только в нем будет совершаться сила Божия. Сила Моя в немощи совершается, т.е. когда человек придет в состояние мытаря (в смирение) – тогда в нем будет совершаться сила Божия и выводить из Египта в землю обетованную. Другого пути нет. Если я пишу Вам это, то на правах духовника. Простите.

Господь да хранит Вас и вразумит на все благое. Привет и благословение Божие Вам и всем знакомым.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Священник Иоанн Павлов

О грехах языка и слова

 

Есть в Новом Завете одно место, где апостол Иаков рассуждает о грехах слова. Там говорится, что язык, хотя и малый член в человеческом теле, но часто он делает много зла. Язык назван у апостола разжигаемым от геенны огнем, прикрасой неправды и исполненным смертоносного яда злом, которое до конца укротить никто из людей не может. Из этих слов хорошо видно, братия и сестры, насколько серьезны грехи нашего языка. И это совершенно неудивительно: ведь дар слова есть один из высших Божиих даров человеку, а потому и грехи, извращающие этот дар, есть грехи очень нехорошие.

 

Человек — существо словесное, в отличие от бессловесных животных. Даже само имя «человек» некоторые производят от слова «словек» — то есть словесное существо. Но главное даже не в этом, а в том, что наш Бог и Создатель есть Бог Слово. «Слово» — это одно из имен Божиих. «В начале было Слово», — читаем мы в Евангелии. И по этой причине грехи языка и слова есть грехи тяжкие, ибо они относятся лично к Нему, к ипостасному Слову, ко второму Лицу Троицы.

 

Дар слова есть таинственный дар, и мы знаем, что слово может обладать великой силой. Сама наша вселенная, как известно, была сотворена словом Божиим. «Словом Господа сотворены небеса», — говорит царь и псалмопевец Давид. И вот этот дар слова, данный нам, мы можем использовать как во благо, так и во зло. Бог дал его человеку, чтобы он использовал его во благо. Но увы, очень часто мы используем его именно во зло. И конечно, к этому всегда нас пытается склонить диавол, который хорошо знает, что грехи слова очень опасны и гибельны для человека. Что же это за грехи? Попробуем коротко перечислить основные из них.

 

Первый такой грех есть празднословие. Празднословие — это когда мы много говорим ни о чем, расточая дар слова на суету и пустоту. Люди грешат этим грехом постоянно, бывают готовы празднословить с кем угодно и где угодно — дома ли, на работе, в гостях или, например, в храме. Многие способны часами разговаривать по телефону. Совершенно очевидно, что большая часть таких разговоров относится именно к празднословию, ибо это разговоры в прямом смысле ни о чем, — по народной пословице: говорит весь день до вечера, а послушать нечего. Однако Божественный дар слова слишком велик, чтобы расточать его бездумно, бесцельно и бессмысленно. Такое бесцельное расточение является грехом. В Евангелии Христос говорит, что за каждое праздное слово на последнем Суде люди дадут ответ. Как же мы будем отвечать за наши праздные слова? Ведь таких слов у нас окажутся целые моря или океаны?

 

Кроме того, празднословие крайне пагубно сказывается на духовной жизни человека. Оно опустошает душу и изгоняет из нее Благодать Божию. Святые отцы приводили такое сравнение: если в натопленной бане часто открывать дверь, то жар быстро улетучивается. Так бывает и у нас: приходит в душу Благодать, например, через молитву или Причастие, но мы, предаваясь празднословию, быстро ее выбалтываем, и душа снова становится пустой...

 

Если бы грехи слова ограничивались одним только празднословием, то это было бы полбеды. Однако за празднословием следует и к нему легко примешивается целый ряд других грехов, и часто грехов тяжких. Таких, например, как осуждение. Ведь очень часто именно оно бывает главной темой наших разговоров. Мы привыкли осуждать всех и вся: родственников, соседей, начальников, сослуживцев, политиков и кого угодно. Между тем многие святые отцы, например преподобный Амвросий Оптинский, говорят, что из всех заповедей Евангелия самой важной является заповедь «не судите». Осуждение ненавистно Богу, оно есть как бы донос на своего ближнего. Осуждая, мы обвиняем перед Богом того или иного человека, доносим на него. И этим мы уподобляемся диаволу, о котором сказано в Писании, что он клевещет перед Богом на людей день и ночь, то есть является доносчиком. Господь дал нам заповедь, чтобы мы любили друг друга, а мы, вместо этого, осуждаем и доносим Ему друг на друга. Причем почти всегда эти доносы бывают ложными, по той простой причине, что наш суд о каком-либо человеке в большинстве случаев является ошибочным, неверным.

 

Осуждением словесные грехи не заканчиваются. Грех осуждения легко переходит у нас в прямое злословие, и тогда мы начинаем оскорблять, обзывать и ругать людей бранными словами, забывая, что за все это нам угрожает в прямом смысле геенна огненная. Ибо написано в Евангелии: кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Бывает, что в порыве гнева человек доходит до того, что проклинает других людей, и подчас даже самых близких. Проклятие — это страшное дело, особенно в тех случаях, когда родители проклинают детей. Такое проклятие может иметь действие, враг может как бы поймать безумное слово отца или матери и через него получить право и доступ к человеку для своей деятельности, которая всегда несет с собой зло и разрушение. Увы, имеется немало примеров из жизни, подтверждающих справедливость сказанного.

 

Следующий, также очень распространенный грех языка, — это сквернословие. Кто же вынуждает тебя сквернословить, о человек? Неужели тебе нельзя говорить по-человечески, без гнусных матерных слов и выражений? И ведь люди часто сквернословят без всякой видимой причины, даже и не для красного словца, а просто так, по скверной безмозглой привычке. Нужно ли говорить, что сквернословие и матерная брань — это тяжкий грех? Ведь если даже за праздное слово нам будет непросто отвечать перед Богом, то как мы ответим за скверные и матерные слова?

 

Еще из грехов языка следует упомянуть грехи лжи и лицемерия. Как и грех осуждения, ложь и лицемерие также по своей сути являются самыми что ни на есть диавольскими грехами, ибо эти качества глубоко присущи диаволу, названному в Евангелии отцом лжи. Он также есть и отец лицемерия, потому что, будучи ангелом тьмы, всегда принимает вид Ангела света. И тот человек, который привык врать и лицемерить, должен знать, что этим он уподобился диаволу и сроднился с ним.

 

Итак, мы коротко перечислили грехи языка. Как видно, среди них действительно есть много грехов нехороших и тяжких. Еще раз скажем: слово — это великий Божий дар, а любой великий дар, в зависимости от того, как им пользоваться, может стать причиной и великого блага, и великого зла. Вот и слово — оно может созидать, а может разрушать, может лечить, а может убить, может нести благословение, а может проклятие. Будем же всегда об этом помнить, братия и сестры, будем очень внимательны и осторожны в том, как мы пользуемся словом. Постараемся обуздать наш язык и не допускать, насколько возможно, совершения тех грехов, о которых мы говорили. Конечно, обуздать свой язык бывает очень непросто, и апостол Иаков прямо говорит, что это дело принадлежит совершенным. Но мы ведь как раз и призваны к христианскому совершенству, призваны Самим нашим Господом и Создателем. Поэтому если потрудимся и приложим усилия, то Господь нам будет помогать, и мало-помалу мы научимся использовать дар слова так, как и нужно его использовать, — во благо и во спасение. Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Татьяна, можно ли, на основании вышесказанного, сделать такой частный вывод, что духовность человека обратно пропорциональна количеству комментариев сделанных им в чатах? И, что такое зависимость интернет-общения?

P.S. Ваши публикации я прочитал полностью. Очень актуальны. Спасибо.

P.P.S. Сам, грешным делом, имею иногда "удовольствие" высказаться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

P.P.S. Сам, грешным делом, имею иногда "удовольствие" высказаться.

 

Т.е иногда высказываться на форуме вы посчитали для себя грешным делом?

P.S или вы про удовольствие которое получаете?)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

Т.е иногда высказываться на форуме вы посчитали для себя грешным делом?

P.S или вы про удовольствие которое получаете?)

Про "удовольствие" выставить свое "я".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хочу спроситЬ.Как вести себя с бабулей,которая оченЬ смущает меня своим поведением и разговорами.Характер этого смущения-я способствую греху.))

 

Например,неверотаные покупки одежды и обуви.Несооответствующие возрасту.Леопардовые кедики,например.Моё слово,как крепостной)) не принимается во внимание.

 

У нас службы начиная с завтрашнего дня.Я хочу бытЬ в храме...а надо встречатЬ курЬера....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Т.е иногда высказываться на форуме вы посчитали для себя грешным делом?

 

"Мнение - упоение души, довольной собою, своими мнимо сладостными состояниями." Из дневника иеромонаха Василия (Рослякова)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

неужели я послужила поводом ко смущению?...простите!!! Я ,правда,о своём...не хотела задевать вопрос общения на форуме.Я о бабуле...вернее о себе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юля!....))опять я ни при чём...аж обидно)))

Я очарована Вашими чётками,между прочим.Заприметила их ещё на фото с поездки на Святую Землю.Простите за флуд))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это подарок отца. Я долго к ним привыкала. Из-за цвета. Стеснялась. А теперь они мне очень дОроги.:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

не могу найти тему о смирении.

 

Хотела выразить некое смущение по поводу смирения и терпения.Порой чтобы проявить сии христианские добродетели надо достигнуть святости,простите.

 

Есть у меня родственник.Привёл меня к вере,укрепил,открыл для меня мир настоящей свободы,подарил мне крылья...бесконечно обязана ему.

 

Но наглый! до того что обнажает все свои чаяния об исполнении желаний.

Приходил и нянькался с детьми,думала детей любит!а он мне открыл через время при определённых обстоятельствах ,а именно при отказе его покормить,т.к. небыло чем попотчевать,так вот,что он за борщи возился,а его вот так обкрутили...Кстати,о еде.Подчищал весь холодильник,без разбора,прямо с порога.В конфетнице одни фантики оставлял и ещё с комментариями-что он особо не любит сладкое,и вообще зачем я ему под нос подсовываю-сама,дескать,виновата...

 

Доходит до того,что он осуждает меня непристанно.Всё ,что я бы не делала-всё вызывает у него или раздражение или выплеск яда,так сказать.Не принимает никакие обьяснения,что у меня дети,что нет элементарно денег-обижается,мстит! и радуется ещё всему этому...Цветка в праздник,да какой -словом не поздравит,хотя для других-само внимание и забота...мда....проскользнёт правда-прости,но редчайше.В основном постоянно недовольный.

 

Порой нет вообще сил,так хочется покоя,более он ведь понимает о чём я,сколько разговоров об этом было с ним,кажется без слов понимали друг друга..Но нет!придёт,наорёт,в холодильнике всё вкусное пообчистит спараллельной постановкой диагноза мне,якобы тебе это нельзя никогда,и обижанный,, с чувством выполненного долга,пойдёт как он говорит, к нормальным людям.Или сидит и на весь мир злится.

 

Как тут смириться?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

у меня ,как оказалось,масса причин,дабы сие не произошло.

Во-первых, мне и детям он очень дорог.Несмотря на то, что ведёт он себя не должным образом.А порой до того возмутительно,но кажется,что это и не он вовсе..Короче говоря,мне нужно отовать от себя часть себя,а это очень больно,мне кажется непосильно даже.

 

Во-вторых,я боюсь,что ему будет плохо.Что заболеет,а я не узнаю,что ему будет грустно,а я не утешу и прочее...тоже наверное относящееся к п.1.Но уже не так эгоистично,так я больше терплю..

 

В-третьих,когда я не общаюсь какое-то время,он злится,мотивируя тем,что я не уделяю внимание,обижается.Хотя я и не собиралась его обижать,всего помолчать какое-то время...Он понимает привратно,в какой-то момент очевидно переживая какие -то свои скорби.Тем более по его болезни,они невероятны порой по силе...В тот же момент,когда я переживаю скорби,он никогда не навестит,даже не позвонит!

 

И детям он дорог.А как они без него?Даже как оказалось,за благодарность,за тарелку борща,но сколько радости у них,когда он с ними на каком детском сайте найдёт что-то полезное,покажет им...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Во-первых, мне и детям он очень дорог.

 

Во-вторых,я боюсь,что ему будет плохо.Что заболеет,а я не узнаю,что ему будет грустно,а я не утешу и прочее..

 

В-третьих,когда я не общаюсь какое-то время,он злится,мотивируя тем,что я не уделяю внимание,обижается.

 

И детям он дорог.А как они без него?

 

Наверно выход у вас один - всё потерпеть, и пущай кушает на здоровье.. :481:

 

Иначе вам выше уже сказали...

 

Очень похожая ситуация!Только - подруга...Где-то читала,что нужно просто прекращать общаться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как тут смириться?

по идее терпеть и так и смиряться... Вы ситуацию сами уже по косточкам разобрали... единственное, что к этому для верности можно добавлять - это совет с духовным человеком...

что такими людьми руководит - не знаю, но умом точно понимаю, что такие люди учат смиряться, учат терпеть их... они обнажают в человеке самые слабые места, конечно, же они же туда и бьют, НО ценно то, что человек получая этот удар познаёт своё слабое место... и может его укрепить...

когда есть такой человек, то ты точно понимаешь, что терпение твоё далеко не ангельское и что немощей у тебя всяких вообще куча... т.е. гордиться тебе вовсе не чем :)

 

не знаю на сколько это может утешить, но не раз слушал, что ранее практиковалось такое, что специально брали себе келейниками людей злых/заносчивых/небрежных/вспыльчивых чтобы терпеть от них разные притеснения и тем спасались...

верьте в Промысел Божий :) ведь не знаете как бы вели себя не будь рядом такого человека, а то может он удерживает от расслабления, самоуспокоения... :) если хотите, то можно тут и апостола вспомнить которому Бог дал жало в плоть... ;) ибо сила Божия в немощи совершается :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

не могу найти тему о смирении.

 

 

Доходит до того,что он осуждает меня непристанно.Всё ,что я бы не делала-всё вызывает у него или раздражение или выплеск яда,так сказать.Не принимает никакие обьяснения,что у меня дети,что нет элементарно денег-обижается,мстит! и радуется ещё всему этому...Цветка в праздник,да какой -словом не поздравит,хотя для других-само внимание и забота...мда....проскользнёт правда-прости,но редчайше.В основном постоянно недовольный.

 

Порой нет вообще сил,так хочется покоя,более он ведь понимает о чём я,сколько разговоров об этом было с ним,кажется без слов понимали друг друга..Но нет!придёт,наорёт,в холодильнике всё вкусное пообчистит спараллельной постановкой диагноза мне,якобы тебе это нельзя никогда,и обижанный,, с чувством выполненного долга,пойдёт как он говорит, к нормальным людям.Или сидит и на весь мир злится.

 

Как тут смириться?

 

Ромашка, из вашего сообщения я поняла, что ваш родственник так себя раньше не вел...Вы пишете:" Без слов понимали друг друга..." Вспомните все: Что было раньше, что изменилось, с какого времени? Посоветуйтесь с ОЧЕНЬ ОПЫТНЫМ батюшкой, желательно с даром рассуждения или прозорливостью. И если вам этот человек действительно дорог, начинайте молиться за него. Возьмите благословление. Это не просто. Остальное в личку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Иван Бунин

 

...Зачем и о чём говорить?

Всю душу, с любовью, с мечтами,

Всё сердце стараться раскрыть —

И чем же? — одними словами!

 

И хоть бы в словах-то людских

Не так уж всё было избито!

Значенья не сыщете в них,

Значение их позабыто!

 

Да и кому рассказать?

При искреннем даже желанье

Никто не сумеет понять

Всю силу чужого страданья!

 

1889

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А если от друзей развращаешься?.. Я дистанцировалась и попыталась незаметно отойти от них, отколоться, но они теперь думают, что я возможно на них в обиде. Но я же не могу сказать им: "я когда с вами - Бога теряю", я тогда их точно против веры натравлю. Или мне теперь должно быть все равно кто там и что подумает?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Или мне теперь должно быть все равно кто там и что подумает?

полагаю что так...

к примеру от наркомании могут человека спасти, но главным всегда говорят условие, что человек должен изменить свою жизнь и не возвращаться в ту среду в которой он стал наркоманом...

можно сказать и грубее:

Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.

Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. 2 Петра 2 20-22

 

ПС: только это - прошу не обижайтесь, ничего личного :)

Изменено пользователем mlsha

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...