Перейти к публикации
  • 0
Elen

Как научиться смирению?

Вопрос

Рекомендованные сообщения

  • 0
Прелесть - высшая степень самодовольства, удовлетворение, вызванное чувством собственной значимости и самоуважения. Прелесть возникает только при положительной оценке своих поступков и обращение внимания на свои достижения.Это моё субъективное мнение, я могу ошибаться.

Я бы еще добавил, что прелесть еще когда Бога опускаешь до своего уровня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Бога опустить нельзя, тем более до своего уровня - любая попытка сделать это оборачивается самонадеянной глупостью. Можно возвысить себя до уровня Бога, а это уже гордыня, спутница прелести. Основные грехи Люцифера - гордыня и прелесть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Бога опустить нельзя, тем более до своего уровня - любая попытка сделать это оборачивается самонадеянной глупостью. Можно возвысить себя до уровня Бога, а это уже гордыня, спутница прелести. Основные грехи Люцифера - гордыня и прелесть.

 

Для меня вопрос - могут ли падшие ангелы (и люди, падшие от гордости), понять, где они находятся, что с ними произошло? Или грех гордости потому и есть самый страшный, что напрочь не дает осознать свое падение и даже заподозрить себя в этом?

 

Т.е. это тот грех, который ведет к самоубийству духовному, а душа самоубийцы, после смерти, говорят, даже не осознает (если это правда, конечно), на каком она свете...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

http://www.pravmir.ru/chto-znachit-nesti-svoj-krest/

 

Каждый человек, родившийся на Земле, независимо от того, какой он расы, национальности и веры, несет крест, данный ему Богом. Даже если человек не хочет спасти свою душу, только в очень редких случаях Господь полностью отворачивается от него.

 

Как спастись человеку? В Писании сказано «Бог всем хочет прийти в познание истины и спастися». Вот поэтому крест для каждого из нас совершенно необходим. И поэтому в Церкви, которая создана Христом, существует такое почитание кресту Господню.

Весь наш ропот, все несогласие с трудностями, скорбями, которые мы испытываем, означают, что мы ропщем на Бога.

Попробую объяснить. Представим, что ребенок, которого мы хотим воспитать, противодействует нам. Мы говорим «иди ко мне», а он идет в обратную сторону, мы говорим «послушай», а он начинает мотать головой и кричать. «Пойдем в школу». «Нет, не пойду». Что мы делаем обычно? Сердимся и применяем против него силу, вплоть до того, что ремня даем. В идеале — просто спокойно протягиваем руки к ремню, и тут малыш сам, «как миленький», все делает. Господь поступает так же, как любящий отец.

Допустим, человек что-нибудь украл на три рубля и сел в тюрьму, а в тюрьме — храм. И Господь его там встречает.

Вот тут сообщили, что Святейший в Челябинске посетил тюрьму, и некоторые ребята (их освободили еще несколько дней назад) неделю не уезжали домой, для того чтобы с ним пообщаться. Лишнюю неделю в тюрьме просидеть, можете представить? Патриарх же, несмотря на то, что он и старый, и больной, и уставший, всегда старается тюрьму посетить, какую-то беседу провести с ребятами, чтобы показать им, что в мире есть не одна лишь колючая проволока, но и нечто другое. Бывает и так…

У Господа к разным людям разный подход. К китайцам один, в евреям другой, у русским — третий, к сербам четвертый. К каждому Бог старается подобрать ключик, не только ко всему народу в целом, но и к каждой отдельной личности. А цель одна — спасти душу от греха.

Ведь если человек умрет во грехе, тогда Господу придется с этим ним расстаться, причем расстаться навечно. А Он-то его любит… Мамаша, которая своих детей не очень любит, легко расстается с ними: то к бабушке на полгода отдаст, то в пионерлагерь. А та, которая любит, хочет все время быть с детьми, беспокоится о них.

Господь ключ подбирает ко всем, чтобы спасти. Конечно, многое из того, что Он подбирает для нас, нам не нравится. Неудивительно: некоторые дети отказываются материнскую грудь брать, подавай ему из бутылки с соской искусственное молоко! Настоящее полезнее, а он вот так придуривается с трех месяцев отроду.

Даже в природе и то у садовника не всегда получается вырастить дерево так, как он задумал. Хотим, чтобы было прямое, обрезаем все ненужное, а все равно деревце как-то вкривь загибается. А уж с человеком как? Все намного и намного сложнее. И Господь помогает, лечит. Но Его лекарства часто горькие, и мы противимся.

derevo-580x444.jpg

photosight.ru

Помню, нас в детском саду поили рыбьим жиром. Я как-то сразу приспособился. А многие не могли, чуть ложку увидят — и в слезы. Представим себе, если какому-то ребенку предоставили бы любые возможности. Все, что он захочет, то немедленно получает. Что будет? Вырастет чудовище. Неуправляемый человек, который будет не способен ни к труду, ни к обучению, ни к добру.

Лекарства, которые мы от Бога получаем, в виде всяких испытаний, болезней, потерь, нам необходимы. Но беда в том, что обычный, среднестатистический человек, помимо креста, который ему дает Господь, придумывает себе еще приключения на голову. Ему говорят, вот ты закончи институт, потом женись. А он нет — хочу сейчас. Ладно. Хочешь жениться — женись. Надо работать, надо жену содержать, детей. Тяжело! Но ты сам такой выбор сделал, вот и не стони: сил нет, спать охота. Что хотел, то и получил. И так во всем.

Помимо креста от Бога, каждый из нас еще за свои грехи получает. А что мы хотим? Одного — счастья. А счастье воспринимаем как исполнение желаний. И желаем друг другу: дай Бог тебе, чтобы сбылось, чего ты сам себе желаешь. Худшего пожелания и придумать нельзя. Не дай Бог, чтобы человеку удалось то, чего он пожелает!

Поэтому прекрасно, когда у человека смолоду вырабатывается послушание. Это очень выгодная вещь, в хорошем смысле слова. Человек может себя предостеречь и не попасть во многие беды. Ведь то, о чем сейчас мечтают молодые, в 99% случаев неугодно Богу, потому что греховно. Почему? Нередко по катастрофическому неведению, наивности, которая выглядит дико для взрослых людей.

Часто ко мне на исповедь приходят женщины и говорят: «Я никому никогда ничего плохого не делаю». Я на автомате спрашиваю: «Ну а аборты?» Она: «Было три». «Ну, зарезать троих людей — это никому ничего плохого не делаешь?». «Ну, грех, грех». Я говорю: «Как же ты это забыла? Это же не встреча с Патриархом, да? Подумаешь, трех своих сыновей зарезала, эх, велика важность». «Понимаете, это давно было».

То есть человек ничего не чувствует, понимаете? А потом начинает жаловаться: «Вот, у меня такая поганая жизнь, у меня сын пьет»… А почему он пьет-то? Почему у тебя семья развалилась? Это результат того, что на крови ты счастья-то не выстроишь. Ты же так любишь справедливость, хочешь, чтобы все по-честному? Хочешь, чтобы Черномырдин тебе деньги свои отдал? Вот тебе, по справедливости, по твоим грехам – справедливость. А человек не понимает.

И вот поэтому грешащий человек несет как бы два креста. Ему вдвойне трудно. Но Господь и в этом нас не оставляет: любой человек с любого дня своей жизни, какой бы он ни был преступник, может раскаяться. До такой глубины, чтобы возненавидеть все свои дела, самого себя, понять, что ты никто. Ты даже не имеешь права требовать, чтобы с тобой люди здоровались… Вот до такой глубины нужно смириться. Без смирения не спасения.

Господь хочет, чтобы в результате нашей жизни мы поняли, что мы недостойны не только Царствия Небесного, мы не достойны даже той жизни, в которой сейчас живем, ну никак не достойны! Это есть милость Божия. Вот приходит ко мне мамаша: «Что мне делать с сыном?» Я говорю: «А в чем проблема?» Она: «Второй год лежит, читает журналы и ТВ смотрит». «А откуда у него журналы?» «Ну, я покупаю, он ведь просит». «А ест он что?» «Что в холодильнике, то и ест». А ты поешь на работе! Холодильник опустеет — на третий день он побежит в ближайший ЖЭК: «Не нужны ли дворники, расклейщики объявлений?»

Так и Господь — чтобы нас спасти, поступает с нами жестко. Хотя, нам это неприятно, мы такие же перед ним: непослушные, глупые дети. Каждый хочет идти в свою сторону, делать то, что ему нравится, играть в то, что ему привлекательно. Богу очень трудно с нами, но все-таки Он хочет дать нам спастись.

Господь прямо сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем»(Мф. 11, 29). Спрашиваешь у современного русского человека: «А что такое кротость?», а он не может объяснить. Недавно принимал экзамен у одной студентки из Богословского института, первый курс она закончила, а этот экзамен не сдала. Я спрашиваю: «Что такое кротость?» Не может объяснить, потому что в лексиконе даже нет таких понятий. Раз слова нет, значит, и понятия нет, потому что слово обозначает понятие.

Надо нам всем понять, что такое кротость, что такое смирение. В ту меру, в которую мы достигнем в кротости и смирении, мы и получим благодать Божию. И в эту меру мы и воспримем Царствие Небесное.

Но нет! Мы ищем других путей, думает: «Поеду в такой-то монастырь, отстою там 35 служб, или 30 раз подряд причащусь, или приложусь к таким-то мощам». Ну да, выходишь, такая благодать, все слава Богу, прошло полтора часа и все — самовар остыл, вся благодать Божия испарилась. Почему у нас не душа, а дуршлаг?

Если же человек смиренный, кроткий, то это все в нем остается. И с каждым причастием благодать в нем увеличивается. Он живет на земле, а уже небожитель. Он уподобляется самому Богу.

Вы думаете, откуда бывает прозорливость? От благодати Святого Духа, потому что для человека уже нет разницы, где он – на земле, на небе, болит ли у него, умер ли он, для него будущее — как прошлое.

Благодать Божия дается только через смирение. А как человеку смириться, если нет креста? Это невозможно, потому что перед тем, как стяжать смирение. Сначала терпение, потом долгое терпение, а потом смирение.

33263-580x435.jpg

Фото orthphoto.net

Мы терпим крест — тот, который дал Господь, и тот, который мы по дурости своей смолоду взвалили на себя. Вот ты смотрел блудные фильмы — тебя до старости будут мучить блудные помыслы. Но ты сам себя развратил! Детские впечатления — они на всю жизнь. Вот и получай, чего ты обижаешься?

Вот и приходится нам терпеть, смиряться. Все мы братья и сестры, больные и падшие. Мы должны друг друга любить и жалеть, как Господа, помогать друг другу, друг за другом судна выносить.

Не дай Бог на кого-то злиться, потому что кротость — это незлобие, а мы все время злимся, раздражаемся, мстим, ругаем. Какая же это кротость? Кротость – это когда тебя прибили к кресту, а ты говоришь: «Господи, прости, не ведают, что творят». Вот что такое кротость!

Давайте каждого прибьем к кресту, посмотрим, что он в это время будет говорить, вспомнит ли он вообще о матери своей? А Господь о матери своей думал: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!»

Можно в храм ходить с утра до вечера, можно все Евангелия выучить наизусть, можно объездить все монастыри, можно облобызать все мощи, можно помогать бедным, нищим, но если мы не будем кроткие или смиренные, благодать Божия в нас не войдет.

Благодать можно привлечь только одним способом. Один путь, и другого нет – терпение, долгое терпение и смирение. Замечу, второй шаг — это долгое терпение. Потому что можно терпеть год, а потом сказать в сердцах: «Да надоел ты мне!» Вот и все, пропал год зря! И, вместо того, чтобы каяться: «Прости меня, душу грешную, в очередной раз не хватило у меня терпения», человек приходит и говорит: «Батюшка, я больше не могу».

Почему мы так смело утверждаем, что русский народ – самый христианский? Очень просто – потому что самый терпеливый. Если бы не это терпение, нас бы уже не было как народа. То, сейчас происходит с Россией, все эти испытания, — благо. Все, что с нами делает трудное Господь, – благо, это нужно пить, как холодный Нарзан в жаркое лето – маленькими глотками, чтобы не простудиться, но с удовольствием, ведь это нас спасает.

Приходит человек, 85 лет: «Я вот вчера забыла, что пятница, кефир поела». Да причем тут кефир, если ты матом ругаешься? Ругаешься? «Бывает». А кефир – это грех… Пост нужен, но он для детей. А мы должны быть зрелыми, поститься не только в еде. А то некоторые ходят подолгу в церковь, а проблемы все вокруг гастрономической лавки.

У каждого из нас разные возможности, каждый по-разному спасается. Многое нам прощается, мы должны быть благодарны Богу за все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби — не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала «Православие и мир» — беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.

 

smirenie-580x435.jpg

 

 

- Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

Ведь мы в молитве Ефрема Сирина каждый день именно об этом просим Великим постом, а потом удивляемся, почему с нами Великим постом случаются искушения.

– О смирении мы слышим тогда, когда получаем совет: «А ты смирись!»

- Так и хорошо бы смириться, так и надо. Правильно.

– Смирение – принятие воли Божией?

IMG_7935.JPG- Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

– Так кто ж себя считает дураком?

- Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

– Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

- Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

– А если тебе это говорит тоже дурак?

- Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему Заповеди блаженства начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

– Еще смирение часто путают с равнодушием.

- Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

– Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

- Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние уныния, с этим жить тяжело.

– Критерий – мир, радость?

- Да, то, что в Евангелии написано. В Послании апостола Павла к галатам: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость…» (Гал. 6–7).

– Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

- Если Вы христианка, то не можете

– Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

- Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

Как сказал архиепископ Иоанн Шаховской: «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

– Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способныпростить, преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

- Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

– Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

- Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

Священник Георгий Чистяков пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

Беседовала Тамара Амелина

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Хорошая статья. но на самом деле очень трудно переступить через себя мне, к сожалению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость Люда-Вера

Благодать - чувство спокойного, тихого умиротворения в душе, совершенно не связанное с самооценкой поступков или устремлений. Состояние удовлетворённости окружающими событиями без обсуждения или поиска источника благодати.Прелесть - высшая степень самодовольства, удовлетворение, вызванное чувством собственной значимости и самоуважения. Прелесть возникает только при положительной оценке своих поступков и обращение внимания на свои достижения.Это моё субъективное мнение, я могу ошибаться. Мне кажется, что собственными внутренними ощущениями разница между благодатью и прелестью значительна.

Андрей -по сути близко.В творениях святителя Игнатия "Аскетические опыты" отлично описаны состояния прелести(они бывают разные,но суть одна - гордость),также и наикратчайший путь ко  смирению:терпи все находящее и укоряй во всем себя.Старцы писали: без самоукорения нет смирения.По учению свт.Игнатия ,все люди пребывают в гордости,а потому надо искать ее в себе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

О послушании

 

 

Печоры и монастырь | Опубликовано 06.12.2012

 

71289-620x413.jpg

Фото: Дмитрий Марков

Однажды уехали мы с сыном на Великий пост в Псково-Печерский монастырь и сняли здесь комнату у вдовца-эстонца. Отношения с хозяином были чудесные. Смущало лишь вот что — на фронтоне дома, по прибалтийскому обычаю, красовался змей, а на барельефах резных кроватей, на вензелях буфета, на керамической посуде и даже на дверцах печи кокетливо изгибали хвосты те самые рогатые обитатели преисподней, которых в народе зовут нечистыми.

Интерьер в стиле ада, разумеется, не был новостью. В те советские времена мы ещё не ездили отдыхать в Турцию. Нашей Турцией была Прибалтика — страна почти заграничных свобод. И то, что в омуте свободы черти водятся, знал отлично любой отпускник.

Найти другое жильё не получалось, а сон в интерьере свободы пропал. Ну, каково это проснуться ночью и увидеть столько рогатых рож? И однажды, с трудом дождавшись рассвета, мы отправились за билетами на вокзал, отослав со знакомыми записку старцу, что, мол, вынуждены уезжать.

Ответ от старца пришел быстро. И едва мы вернулись с вокзала, как за нами приехал на машине будущий священник отец Игорь, а тогда ещё просто Игорь, и сказал, что батюшка благословил перевезти нас в его дом, а билеты велел сдать. Так мы поселились в доме Игоря, состоявшем из двух половин с отдельными входами. В меньшей половине жил Игорь с семьёй, а большую половину, состоявшую из двух просторных залов, хозяева предоставили нам, отказавшись взять хоть копейку. Это были именно залы, в которых бывший владелец дома — немец, говорят, устраивал «ассамблеи» и музыкальные вечера. Специально обращаю внимание на избыточные просторы дарованного нам жилья, ибо с ними-то и связана следующая история. Попросила я архимандрита Адриана, ещё игумена в ту пору, дать мне послушание, а старец с неожиданной горячностью сказал: «Вот тебе послушание на Великий пост — никого не пускай к себе. Христом Богом умоляю, умри, а не пускай!».

Не послушание, а недоразумение — хозяева к нам не заглядывали, и на постой не просился никто. Так, в блаженном уединении среди леса, проходил тот Великий пост. Дом Игоря был расположен в очень красивом месте — на опушке величественного соснового бора и уже за пределами Печор. Дальше шла речка, а через речку мост, за которым начиналась Эстония. Граница тогда существовала лишь на бумаге, и эстонцев забавляла чисто советская манера охранять эту мифическую границу, то есть, у моста стоял милиционер и лузгал семечки. Перед Пасхой к нему присоединились двое автоматчиков в камуфляже, и теперь они грызли семечки уже втроем. К шести вечера то ли семечки кончались, то ли рабочий день, но они садились в машину и уезжали.

К концу Великого поста уединение уже приелось, тем более, что за стеной у Игоря шла молодая и бурная православная жизнь. Приезжали с ночевкой паломники с Афона, из Петербурга и Киева, и молодёжь дискутировала о зилотах, об униатах, о… впрочем, о чём они дискутировали, не знаю. Меня туда не приглашали, и я тупо несла послушание собаки на сене, охраняя пустынные залы, куда не велено никого пускать.

К сожалению, это не преувеличение — о собаке на сене. Перед Страстной неделей в монастырь хлынул народ. У Игоря ночевало теперь столько паломников, что пол был буквально устлан матрасами, и от постоя свободен был лишь потолок. Более того, перед вербным воскресением знакомая учительница привезла к Игорю полкласса подвижников. То есть, очень подвижных детей, тут же влетевших на мою половину с жизнерадостным воплем:

— О, какие пампасы! Отцы, впишемся!

Подвижников Игорь выдворил на сеновал, благо, что жарко было по-летнему. А в ночь под Вербное воскресение ударил мороз, и у школьников волосы примерзли к сену. Игорь даже заглянул ко мне с вопросом: «Может, пустите деток погреться?» Но тут же решительно сказал: «Нет, нельзя, раз батюшка запретил».

На Вербное воскресение шел дождь со снегом, и из монастыря все вернулись озябшими. У Игоря загрипповали дети. Школьники кашляли. А я маялась от одиночества в жарко натопленных залах и кляла свое послушание собаки на сене: места полно, а никого не пускай? Бред! Нелепость! Театр абсурда! Душа уже пала и, уготовляя падение, искала лишь повода для него. И повод нашелся. Крайне смущенный Игорь привел ко мне чернявую женщину в куртке и двух промокших под дожем малышей, почему-то одетых не по погоде — в летние маечки и сандалики на босу ногу. Мальчику было где-то два годика, а девочке чуть больше, и она с трогательной заботливостью опекунши держала братика за руку.

Войдя в дом, детки перекрестились и молча стали возле икон — большеглазые, тихие, маленькие христиане с серебряными крестиками на груди. Не знаю, что особенного было в этих детях, но меня вдруг пронзила такая ошеломляющая любовь к ним, что я почти не слушала чернявую женщину и Игоря, наперебой говоривших каждый своё. Чернявая тараторила что-то про брата, который приедет за ними вечером на машине. А Игорь, начав с просьбы приютить ненадолго мать с малышами, поскольку из-за гриппа он не вправе взять их к себе, стал вдруг, отчаянно краснея, говорить о послушании с рассуждением. Да о чём тут рассуждать, недоумевала я, когда всё ясно? Малышей, конечно же, надо приютить, а главное, немедленно переодеть в сухое. Девочке дам свитер — сойдет за платье, а малыша укутаю в пушистое полотенце и сразу же под одеяло в постель. В мыслях я уже блаженно баюкала младенца, а душа вдруг похолодела от непонятной опасности — смерть где-то рядом, и голос батюшки Адриана кричал: «Умри, а не пускай!» Трудно поверить, но я умирала в тот миг — глаза застилала красная пелена, а дыхание пресеклось от удушья. Я хотела сказать чернявой: «Располагайтесь», но, задохнувшись, каркнула хрипло: «Вон отсюда! Немедленно вон!» Помню побледневшее лицо Игоря и голос школьника, сказавшего тихо: «Тётенька, но мы же христиане». Потом они молча вышли из комнаты.

За окном шёл дождь со снегом, и в окно было видно, как устало бредут по дороге беззащитные малыши. Девочка сняла с себя косынку, укрывая братика, а женщина в куртке шла под зонтом. Да каким же надо быть треклятым чудовищем, чтобы выгнать из дома озябших малышей? Всё свершилось страшно и странно, будто действовала вовсе не я.

Это, действительно, была не я. Этот молился о погибающих, похищенных детях старец Адриан, и рядом плакали навзрыд уже чёрные от горя родители. О похитителях было известно то немногое, что они уехали на машине с каким-то эстонским номером. И под видом бездельников, лузгающих семечки, их ждала у моста в Эстонию группа захвата. Преступники, действительно, примчались сюда, но, увидев остановленные для досмотра машины, незаметно скрылись, сговорившись так: похитительница с детьми пока спрячется в городе, а они будут ждать её в машине по ту сторону реки.

К сожалению, мне неизвестны детали преступления. Знаю только, что под видом богомолки с детьми преступница укрывалась сначала в гостеприимном доме. А на Вербное воскресенье к хозяйке дома пришла в гости паломница-литовка и, отозвав её на кухню, сказала: «Я знаю эту женщину. Она из литовского клуба ведьм, говорят, они похищают детей для жертвоприношения или ещё для чего. Давай проверим, это дети — её собственные или нет?» А услышавшая их разговор похитительница уже выскользнула из дома с детьми и укрылась теперь у Игоря. Из дома Игоря были видны, как на ладони, пост у реки и автомобиль за рекой. И помню, как чернявая гостья нервно поглядывала в ту сторону, дожидаясь сумерек, когда уйдут постовые. Ждать оставалось недолго. А потом все свершилось бы просто. Стоит махнуть с крыльца рукой, как вмиг подъедет машина и исчезнет вместе с детьми.

Позже мне рассказывали, что в ту страшную минуту, когда я выгоняла из дома детей, старец сказал родителям: «Скорей на дорогу в Эстонию!». Дальше было вот что. Преступница, раздраженно волоча за собой малышей, вышла на дорогу. А наперерез ей уже мчалась патрульная машина, из которой выскочили разом милиционеры с родителями. Мать с отцом плача бежали к детям, а милиционеры бросились к похитительнице.

Мне же в этой истории отводилась роль соучастницы преступления, спрятавшей по преслушанию похитительницу у себя. Если бы это случилось, дети были бы обречены. Но, видно, дошел до Неба слезный вопль родителей. А будущий священник, отец Игорь, сказал об этой истории просто: «Батюшка помолился».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Мне же в этой истории отводилась роль соучастницы преступления, спрятавшей по преслушанию похитительницу у себя. Если бы это случилось, дети были бы обречены. Но, видно, дошел до Неба слезный вопль родителей. А будущий священник, отец Игорь, сказал об этой истории просто: «Батюшка помолился».

Какая вера духовнику!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

То есть, допустим, если человек попадает в автоаварию, ему в хлам разносят задний бампер, для ремонта которого он должен выложить свои кровные (не страховая компания, а он сам, согласно нынешним правилам), это тоже для смирения? А с чем в данном случае смиряют? К каким человеческим порокам внимание приковывают?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Раньше вот в Оптине снег убирали вручную и вывозили на лошадках, а сейчас всё больше техника, что конечно хорошо, но когда машины начинают работать рядом с храмом,когда там идёт богослужение,то это очень мешает сосредоточиться на молитве, вот и приходится смиряться перед машинами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Николай, перед машинами смиряться много легче, чем пред людьми. Вот, попросила я коллегу разговаривать по личным делам не на рабочем месте, а выходить в коридор, и сразу обиды и просьба моя была воспринята как претензия. Так и не понял человек, что его болтовня может мешать работать. И ситуаций таких можно насобирать кучу. Сама могу многое терпеть, но не всегда где терпение, там и смирение. В душе должен быть мир, а чаще война.

Изменено пользователем Иулиания

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Если человек очень сильно переживает из за потери какой то суммы денег, то может быть, он придает значение деньгам слишком большое? больше, чем нужно придавать? Или спросить себя: " Из за чего, я, так растроился в этой неприятной ситуации, именно из за потери денег или из за чего то другого?" Если ответить самому себе - честно, то может и получится увидеть свои пороки, хоть и не всегда.А если сможем согласиться, что заслуживаем, все то, неприятное, что с нами происходит за наши грехи, то может это и будет каплей смирения в нас.)) к # 65.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

То есть, допустим, если человек попадает в автоаварию, ему в хлам разносят задний бампер, для ремонта которого он должен выложить свои кровные (не страховая компания, а он сам, согласно нынешним правилам), это тоже для смирения? А с чем в данном случае смиряют? К каким человеческим порокам внимание приковывают?

 

Как наставлял прп.Анатолий Оптинский: «..Смиренные люди в духе ни на кого и мысленно не досадуют и за всё Бога благодарят!»...Слава Богу, что в хлам был разнесён бампер, а не голова! Вот о чём нужно думать в первую очередь :)..«Каждое искушение становится полезным, когда оно правильно воспринимается» (Старец Иосиф Ватопедский)..

 

Быть смиренным помогает вера в Промысел Божий и верное упование на Его волю, ибо от Него это было..Искоренять нужно - неверие..)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Если человек очень сильно переживает из за потери какой то суммы денег, то может быть, он придает значение деньгам слишком большое? больше, чем нужно придавать? Или спросить себя: " Из за чего, я, так растроился в этой неприятной ситуации, именно из за потери денег или из за чего то другого?" к # 65.

Люба, у нас очень много не только небогатых, а просто малообеспеченных людей. Возможно пропавшая сумма предназначалась на продукты, или оплату коммуналки или на новые ботинки ребенку. Не потому что нужны помоднее, а потому, что порвались или уже малы. А других денег просто нет. Вот тогда человек и переживает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Приведу в пример одну из самых любимых притч:

 

«Один старец на протяжении десяти лет молил Бога об одном: открыть ему Свой Промысел, почему Он попускает такие несправедливости на земле.. И вот - Бог смилостивился и послал к нему Ангела. Ангел сказал: "Я не буду ничего

объяснять. Для начала просто закрой глаза." Старец закрыл глаза, и когда открыл их очутился на дереве, в дупле. Ангел продолжил:

"Здесь ты пробудешь три дня. Наблюдай за

происходящим."

И стал монах наблюдать...

На первый день проскакал всадник на

вороном коне, в блестящих латах. Около

дерева от седла случайно отвязался мешок и

шлёпнулся на землю. На второй день

подошёл к дереву фермер, развернул

скатерть, уставил её едой и начал было есть,

но вдруг заметил мешок. Он увидел, что в

мешке золото, ужасно обрадовался и

побежал с мешком дальше, оставив обед под

деревом. На третий день проходил бедный

странник, увидел еду и набросился на неё с

жадностью.

Не успел он докончить трапезу, как вернулся

всадник на вороном коне и стал требовать

вернуть свои деньги.

Стал его мучить, а потом убил, поняв, что это

бесполезно.

И тут монах не выдержал и начал кричать от

гнева: "ТЫ ЖЕ ОБЕЩАЛ МНЕ ДАТЬ ОТВЕТЫ

НА МОИ ВОПРОСЫ, НО Я УВИДЕЛ ЕЩЁ ОДНУ

СЦЕНУ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ!!!"

"Подожди" - ответил ему Ангел. "Я сейчас

тебе растолкую смысл увиденного:

Тот всадник - это богач. Он объезжал свои

владенья и собирал подати. У него ещё

полно таких же мешков, какой он потерял.

Просто жадность не давала остановиться -

других ценностей, кроме злата, у него нет.

Тот фермер обанкротился и заложил своё

имущество. Вчера был последний день

возврата денег, и если бы он не нашёл этот

мешок, он бы остался без всего и попал бы

в тюрьму. Но он откупился найденным

золотом и спас себя и семью.

Тот бедный странник в молодости, по пьянке,

убил человека. После этого он мучился всю

свою жизнь, раздал имущество бедным и

молил Бога о мученической смерти, дабы

искупить свой грех. Вчера его желание исполнилось, и теперь он не просто искупил свой грех, но стал ещё и Святым Мучеником.

Всадника же, убившего его, теперь будут преследовать кошмары. Он раскается и начнёт помогать бедным...»

 

Глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере..Надо просто Верить, что Бог ни делает - к лучшему!:)

 

Очень кратко и доходчиво об этом написано здесь azbyka.ru/dictionary/15/promysl_bozhiy-all.shtml

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Раньше вот в Оптине снег убирали вручную и вывозили на лошадках, а сейчас всё больше техника, что конечно хорошо, но когда машины начинают работать рядом с храмом,когда там идёт богослужение,то это очень мешает сосредоточиться на молитве, вот и приходится смиряться перед машинами.

А как мы отнесемся, если при выходе из храма нас назовут псиной? А еще лучше " эй псина, ты куда прешь?" Что мы ответим в ответ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Виктория, догадываюсь, о чем вы. Рассуждать опять же много легче. Особенно легче укорять саму себя. А вот кто когда нас, то тут-то и понимаешь, что никакого смирения не было в помине.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

НЕВИДИМОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

 

Бог простит. Укоряйте себя. Укорить себя не трудно, а некоторые и этого не хотят. Перенести укор от брата труднее, а самому укорить себя не трудно. Кроме того, если мы и будем укорять себя, а не будем бороться со страстями, будем есть сколько хочется, будем спать сколько хочется, то такое самоукорение незаконное, оно не принесет пользы. Если мы укоряем себя, впадая невольно в согрешения, то такое ...

 

http://www.optina.ru/081212/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Однажды старца Силуана Антонова один рабочий обозвал собакою,желая видимо нанести ему травму оскорбительным словом. На что старец ему ответил:"Ты меня всегда зови собакой",чем на всю жизнь пристыдил рабочего.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Вспоминаю эпизод из Несвятых, в котором один дерзкий новоприбывший и желающий остаться в числе братии, открыто заявил, что готов к любому послушанию. Наместник, желая проверить на прочность его устремления и голову заодно, попросил новенького подойти к мимо проходящему старому монаху и сделать так, чтобы тот улетел подальше. Хлопец долго не думая подлетел к старику и отвесил ему хорошего пинка, что монах действительно улетел на несколько шагов. Но тем не обозлился, а напротив, бросился хлопцу в ноги и попросил прощения.

Меня до слез тронула эта сцена. Точнее, смирение и любовь старого монаха. Наверное, только тогда можно быть светом людям, когда за пазухой не красивые слова, а хотя бы толика такого смирения есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...