Перейти к публикации
  • 0
Elen

Как научиться смирению?

Вопрос

Рекомендованные сообщения

  • 0

Победа без борьбы не бывает

А борьбы без смирения ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Не претендую на истину, но вроде так. Вот ещё немного порассуждал на предыдущие мною записанные мысли. Вот смотрите. Истинное смирение у святых, так? Почему у них смирение? Потому что они видят себя хуже всех. Так? Почему они видят себя хуже всех? Потому что Бог открыл (ведь Бог им открыл, если бы Он им не открыл этого, они были бы такие же "всевидящие" как и мы) им их греховность (они себя не так видят как мы, да мы знаем что мы там гневаемся, завидуем и т.д. и т.п., но у них это видение намного сильнее, что они действительно себя ощущают хуже всех). Так? Почему Бог им это открыл? Потому что они боролись со своими страстями, и когда борешься то Господь тебе открывает ещё и ещё. Это написано у Брянчанинова если не ошибаюсь.

У Игнатия Брянчанинова во втором томе аскетических опытов написано: "Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смирении ." Видите как - они являли своё достоинство Божей милости и благодати (в том числе и видения своих грехов) именно своим смирением.

 

"С постом и коленопреклонением научает святая Восточная Церковь испрашивать у Бога зрение греха своего." - пишет святитель Игнатий, а коленопреклонение это есть прямое выказывание своего смирения.

 

"Блаженна душа, которая сознала себя вполне недостойной Бога, которая осудила себя, как окаянную и грешную! Она - на пути спасения; в ней нет самообольщения"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

 

Видите как - они являли своё достоинство Божей милости и благодати (в том числе и видения своих грехов) именно своим смирением.

 

Это Вы написали. Вот что пишет по поводу видения грехов своих Брянчанинов: "Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле: зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало." Т.е., поясняю: мы (все мы обычные далеко не святые люди)видим наши грубые грехи (такие как: грубо оскорбили человека, сблудили, явно осудили, позавидовали новому коттеджу у соседа и т.п.), мы начинаем в этом каяться. Покаяние - суть исправление. Начиная исправляться (бороться) мало по мало, мы становимся чище, следовательно становимся ближе к Богу, Бог нам начинает открывать более тонкие наши грехи и т.д. "не имеющие окончания на земле"

 

а коленопреклонение это есть прямое выказывание своего смирения.

конечно в какой-то степени это так, но сознайтесь Вы когда делаете поклон делаете его из за своего смирения, из за того что хотите быть ниже травы и всякой твари? Вы с таким чуством делаете поклоны? По большему счету везде ходит такое мнение что пост и коленоприклонение это некий подвиг, жертва. Или ещё такое мнение с чисто физиологической стороны что пост "очищает организма от тяжелых газов, возбуждающих в организме похоть" - это написано у того же Брянчанинова и ещё дюжины Отцов, а коленоприклонение "утомляет организм и тоже не даёт похоти разбушеваться" - то же самое встречается у Отцов. А вот такую мысль, как в Вашей интерпритации, я нигде пока не встречал у Отцов.

"Блаженна душа, которая сознала себя вполне недостойной Бога, которая осудила себя, как окаянную и грешную! Она - на пути спасения; в ней нет самообольщения"

Это точно, блаженна. Но как сознать себя таким? Не иначе как через видение своей греховности наверное? Ну а если я святой (не вижу грехов за собой), то почему же мне не быть достойным Бога??? Ведь так? Вы себя искренне сознаете недойстойным Бога, или иногда пробегает грешная мысль "какой я хороший"? Брянчанинов пишет

"Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы со грехом, кто встал на бодрой страже во вратах дому своего с обнаженным мечом - глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приблизился к нему.

 

Кто совершит великое дело - установит вражду со грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: Зрение греха своего." Т.е., поясняю: кто "отрекся от всякой дружбы со грехом", а отречься от него можно не иначе как вступив с ним в борьбу (либо друг либо враг, третьего не дано) "с обнаженным мечом" (меч это уже не борьба, это война), вот тем Бог и дарует этот дар зрения грехов, а ни как не тем кто смирился. Те кто смирился, они себя уже осознали в каких помоях они находятся..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

"Смирение состоит в том, что человек считает себя грешником" - преподобный авва Исаия.

 

"Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну." - св. Григорий Синаит

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

А возможно научиться смирению через изучение Святого Евангелия,и таинства покаяния?

А разве мало людей которые Евангелие ежедневно и непрерывно годами изучают и причащаются и каются регулярно, а смирения в них ни на грош? Я - один из них. Анна права - даже коли и осознаем как остро нам это необходимо и найдём при помощи Божьей верную дорогу к стяжанию смирения, всю жизнь будем тянутся душой и стремится делами.

 

Когда преподобный Сисой Великий лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем Преподобный беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. "Тебе, отче, нет нужды в покаянии", - возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего". После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Интересная тема. Вопрос смирения меня тревожит часто (где оно? что оно?..) А сейчас вспомнила случай, и на душе посветлело. Послали меня как-то на курсы по ОПК (основы православной культуры, я учителем в школе работаю). Проходили они в Армавире при православном институте, при храме. Надо вам сказать, что там были не священники - "батьки"! Настолько светлые, энергичные, оптимистичные - все, как один. (В Оптиной были, почитают. Но это уж так, для полноты картины). Вот на курсах - все люди, ка люди, простые учителя. В церковь ходят по праздникам, да и то не всегда. А Надя (я) "знаток" православия. Героически своей осведомленности не показываю, дабы не смущать остальных. Зато после занятий к о. Евгению: "Батюшка, ну объясните мне, что такое смирение?" Надо сказать, что на то время я была прямо-таки одержима этим вопросом - вынь и положь мне смирение или хотя бы его признаки. Ответа, удовлетворяющего потребностям моей души, я никак не получала, и поэтому время от времени продолжала подходить к батюшкам с вопросом о смирении. И вот закончился последний день занятий, все прощаются с любимыми отцами. Подхожу и я. Не успела отрыть рот, а о. Евгений как засмеется: "Да будет у тебя смирение. Будет!" Сейчас смешно, а тогда не до смеха было (такой вопрос серьезный, а он смеется при личной трагедии человека, не имеющего смирения). Долго я его ждала - когда ж уж оно "будет" (смирение). А потом поняла - никогда! Всю жизнь проживешь - не научишься. Так что, слава Богу, спасающему всех нас!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

У кого есть православный молитвослов оптинского издания, то на странице 406 очень хорошо расписано содержание смирения. Для тех, у кого нет такой книжицы, не поленюсь перепечатать. Заодно и у самой, может, что больше отложиться в голове. :)

Итак, СМИРЕНИЕ:

Страх Божий. Ощущение его при молитве.

Глубокое познание своего ничтожества.

Изменение взгляда на ближних, когда они начинают казаться смирившемуся превосходнее его во всех отношениях.

Появление простодушия, возникающего от живой веры.

Ненависть к похвале человеческой.

Постоянное обвинение и укорение себя.

Правота и прямота.

Беспристрастие.

Умиление.

Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом.

Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию.

Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, возникающих от привычки притворяться.

Возникновение евангельской простоты.

Отвержение земной премудрости, как непотребной пред Богом.

Оставление словооправдания.

Молчание перед обижающими.

Отложение собственных умствований и приятие разума евангельского.

Низложение всякого помысла, восстающего на разум Христов.

Смиренномудрие или духовное рассуждение.

Сознательное во всем послушание Церкви.

 

Хорошие такие пунктики, коих в моей жизни раз-два да обчелся. :342:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Как достичь всех этих составляющих смирения? Постом и молитвой?.. Но, молитва без смирения - не молитва!.. Нужен, по-видимому, постоянный контроль над своими чувствами, мыслями, словами, действиями в течение всего дня, а к вечеру, перед вечерней молитвой, анализировать весь прошедший день, каяться и просить у Господа прощения, пока не появится смиренное состояние.... Если день проведен в суете, пустословии, то такого состояния достичь крайне сложно, по этому, к вечерней молитве лучше всего готовиться с утра.

Это всего лишь мои мысли вслух, взятые из отрицательного своего опыта. Вот, сегодня иду на исповедь, а чувства смирения в себе не имею.... помоги нам всем Господи!...

Всех поздравляю со светлым праздником Рождеством Христовым!!!

П.С.

Спасибо тебе Юля, за напоминание, что должно быть главным началом всех добрых дел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

P.S.

Интересную мысль о смирении нашел в трудах Николая Кузанского - "Простец о мудрости"

Начало диалога:

На рыночной площади в Риме некий бедный простец повстречался с весьма богатым оратором, к которому он обратился с приветливой улыбкой.

Простец. Поражаюсь твоей надменности и тому, что, утомляясь постоянным чтением бесчисленных книг, ты все же не пришел к смирению. Видимо, это от того, что знание этого мира, в каковом, по твоему мнению, ты превосходишь других, есть неразумие перед Богом, и потому оно делает надменным. Но, истинное знание делает смиренным. Я бы желал, чтобы ты обратился к нему, ибо именно здесь кладезь радости.

Ритер. Как велика твоя дерзость, о ты, жалкий и совсем [невежественный] простец, что ты столь низко ценишь ученые знания, без которых никто не может преуспеть. ... и т.д.

 

Думаю, очень полезно почитать труды Николая Кузанского "ученым"-атеистам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Ни телесные труды, ни ночные бдения, не приведут вас ко спасенью если нет в душе смиренья! (Игнатий Бренч.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Евгений, да все это понятно... Другое дело, как его приобрести?! Сама жизнь смиряет различными обстоятельствами, а смирения как не было, так и нет. Протест - да. То есть, даже если человек принимает сложные обстоятельства, то лишь потому, что часто у него нет другого выхода. Он их терпит. И, поверьте, часто в таком терпении здоровых нервных клеток больше не становится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

В сообщении 186 Иулиания привела цитату о признаках смирения. Скажите пожалуйста, что подразумевается под познанием таинства, сокровенного в Кресте Христовом в значении достижения смирения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Смирение точно не обсуждением на форумах дается. Еще никому не удавалось обрести его таким образом))))

А если серьезно, недавно я в Почаеве был, там есть один очень мудрый человек, не умный не опытный а именно мудрый, иеромонах Иоанн ему уже за 70, я к нему только через неделю смог попасть и меня тоже очень волновал это вопрос, он сказал, что настоящее смирение это дар, его надо выстрадать и заработать, для этого надо оставить все, все наносное, мать и отца, взять крест и следовать за Ним. Отринуть все что не имеет настоящей ценности на небе. Когда вас не держит мир тогда держит небо.Только этот крест не каждому по плечу.

Хотя как мне кажется Юля про это написала лучше всех)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Ну, хорошо - это у всех по-разному выглядит. Если действительно хорошо, то да. А если просто скорбей нет, то скорее всего настолько плох, что его боятся трогать ))

Кто боится его трогать? Бог или люди?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Бог, разумеется, люди в этих вопросах некомпетентны )

 

То есть если просто у человека скорбей нет, то скорее всего настолько плох, что его Бог боится трогать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Не все скорби ведут к смирению.

Я ведь и не говорил, что все. Бог посылает именно те, которые нужны.

 

То есть если просто у человека скорбей нет, то скорее всего настолько плох, что его Бог боится трогать?

 

Да, мысль такая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость Николя

В миру явить смирение - вот где подвиг!

Не могу, неготов еще смириться со многими вещами! Да, внешне можно показаться, поступить смиренно, а в душе то пламя, сжигающее Её.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Не могу, неготов еще смириться со многими вещами! Да, внешне можно показаться, поступить смиренно, а в душе то пламя, сжигающее Её.

 

Кто сознает болезнь свою, тот близок к уврачеванию своему и легко найдет оное.(Прп.Исаак Сирин)

Кому легко бремя искушений?... Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! (Прп.Анатолий старший Оптинский)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

"...Великая духовная сила, которую Господь обещает верным Своим ученикам, приобретается лишь в конце того пути, на высших ступенях совершенства. Но первую ступень, первый шаг, который должен для этого сделать человек, совершенно определенно отмечают слова данного отрывка: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. I, 15).

 

Этим начинается проповедь Спасителя. Об этом же проповедовал Его великий Предтеча. С этого должен начинать всякий человек, вверивший себя руководству Господа Иисуса Христа.

 

Как первый шаг и как обязательное условие возможности совершенствования требуются два усилия воли: 1) покайтесь! и 2) веруйте в Евангелие!

 

Мы знаем, что покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому, еще менее означает оно формальную исповедь: смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Человек не отказывается совсем от этих высоких идеалов, но вспоминает о них и служит им украдкой, боязливо, в редкие минуты духовного просветления. Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем — Бог; позади, после всего — мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог..."

 

(из "Бесед на Евангелие от Марка" епископа Василия Кинешемского (гл.1 ст.13-14)) http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/kineshemskiy_0-all.shtml

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...