Перейти к публикации
Миха

Как различить смирение и пассивность? Ищу лаконичное определение "смирения" и "пассивности"

Рекомендованные сообщения

Ищу лаконичное определение "смирения" и "пассивности". Заранее благодарен за высказывания старцев и доступные примеры из жизни. Где проходит грань различия смирения и пассивности?

Спасибо заранее.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение - стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4,19).

По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя.

Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит - путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ищу лаконичное определение "смирения" и "пассивности". Заранее благодарен за высказывания старцев и доступные примеры из жизни. Где проходит грань различия смирения и пассивности?

Спасибо заранее.

 

 

В высказываниях старцев есть множество определений духовному состоянию - смирение. Думаю, не стоит цитировать.

А вот определение пассивности вряд ли можно найти.

 

Смирение - это действие и большой духовный труд.

Пассивность - прямая противоположность "смирению" - это бездействие.

 

Это мое частное мнение. Могу ошибаться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Смирение, на мой взгляд - это незлобивость, когда человек не отвечает злом на зло и даже может не сопротивляться злу, если оно направлено на него самого. А вот если зло направлено на кого-то другого - даже на самых близких - то такое смирение тут неуместно, потому как это уже не смирение, а трусость.

тоже могу ошибаться.

и я согласна с этим:

""""Смирение - это действие и большой духовный труд.

Пассивность - прямая противоположность "смирению" - это бездействие.""""

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость minutka

- отец Александр, что значит быть смиренным?

Смирение — благодатный дар и тайна. Один скажет слово — на него обидятся, а на другого — нет, потому что он смиренный. Смирение — это постоянный мир с Богом. Если человек смиренный, то мир — состояние его души: плохо ему или хорошо, трудности у него или неудачи, — он все равно смиряется, он хранит мир с Богом. При этом он может ярко и активно выражать свое отношение к жизни. Смирение обычно понимают как некую пассивность, но это грубейшая ошибка. Наоборот, смирение очень активно. Образец смирения- Господь наш Иисус Христос, который сказал: “Я кроток и смирен сердцем.” Господь своим смирением весь мир преобразил, победил смерть.

Смирение — очень активное отношение к жизни, которое может иметь внешние проявления, может быть каким-то сокровенным. Например, есть замечательный эпизод из жизни преподобного Силуана Афонского, русского святого, подвизавшегося на Афоне, достигшего самых вершин духовных, полноты благодатной жизни. Ему Спаситель являлся, он стяжал дар прозорливости и многие другие благодатные дары. В русском Пантелеимоновом на Афоне монастыре он был избран экономом, было это после революции, когда монастырь начал сильно беднеть. Однажды один из экономов (а хозяйство там огромное) допустил в своей деятельности какую-то ошибку, и монастырь потерпел тяжелые финансовые убытки. Собрался совет экономов. Был там и о. Силуан, так как он тоже за какой-то участок отвечал. Стали горячо обсуждать, укорять провинившегося эконома. Когда совещание окончилось, один из экономов подходит к отцу Силуану: “Что же ты молчишь, неужели тебе безразлично, что в монастыре происходит?”- “Ты меня давно знаешь?” — “Ну уж лет 20.” — “И за эти 20 лет, слышал, чтобы я кого-нибудь осудил?” — “Нет, прости о. Силуан.” — “Бог простит.” Преподобный Силуан говорил: “За мир молиться — кровь проливать.” Он был молитвенником за мир, и на этом собрании он не молчал, а безмолвно вопял к Богу.

Угодники Божии за весь мир молятся — такой дар Божественной любви к каждому человеку. В каждом человеке они видят творение Божие и за каждого человека готовы кровь свою проливать. Так вот, конечно, преподобный Силуан сидел молча и молился, молитвы его были гораздо действенней и нужнее, чем эти горячие дискуссии. Смиренных людей очень мало. Смиренный человек — это, можно сказать, святой человек, потому что мир с Богом означает, что человек преодолевает свои грехи. Только грех разделяет человека с Богом, а если у него внутри мир, значит и грехов нет. Смиренный человек уподобляется Богу. Господь сказал: “Я кроток и смирен сердцем.” Преподобные превзошли человеческую природу, уподобляясь Богу. Смирение-необходимое условие этого уподобления: Писание говорит: Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

Когда человек смиряется и надеется на помощь Божию, а не на свои силы, тогда сила Божия в нем действует богато и необыкновенно. Господь дает человеку и дары прозорливости, чудотворения, исцеления, откровения. И преподобный Силуан мог человеку рассказать его жизнь так же, как преподобный Серафим. Видя посетителя первый раз, он мог рассказать ему его грехи. Это вершины. И нам тоже надо стремиться как-то смиряться.

Первый шаг — покаяние — человек находит в себе мужество, духовный здравый смысл, чтобы взять на себя ответственность за произошедшее. Раньше мы жили в одном доме с большой семьей, в которой было 4 детей. Отец семейства был он горьким пьяницей. Но он считал, что виноват не он, а все окружающие: жена, дети — никто, мол, его не понимает. То есть нет никакого смирения и покаяния. Человек вместо того, чтобы каяться и себя осуждать, осуждает других. Если нет мужества и сил признать, что виноват ты, значит виноваты окружающие. Часто и мы так говорим, что виноваты окружающие, виноваты обстоятельства — только не я. Не хватает мужества принять вину на себя. Покаяние-первый шаг к смирению, настоящему миру с Богом, который и должен быть содержанием человеческой жизни. Грех — противоестественен, разрушает жизнь, унижает человека.

Подчеркиваю, смирение — это активное отношение к жизни. Это не согласие с внешними обстоятельствами, а напряжение всех сил к их преодолению. Смиренный человек — подчиняет внешние обстоятельства, даже не зависящие от него, себе, но сам им не подчиняется, оставаясь с Богом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость minutka

ПАССИВНОСТЬ (МАЛАЯ РЕВНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СТАРАНИЯ) В ПОЗНАНИИ ХРИСТИАНСКОЙ ИСТИНЫ, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при наличии такой возможности) читать Священное Писание, творения святых отцов, вдумываться и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл богослужения. Этот грех возникает на почве умственной лени или чрезмерной боязни впасть в какое-либо сомнение. В результате истины веры усваиваются поверхностно, бездумно, механически, и в конце концов у человека подрывается способность действенно-сознательного исполнения воли Божией в жизни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ПАССИВНОСТЬ (МАЛАЯ РЕВНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СТАРАНИЯ) В ПОЗНАНИИ ХРИСТИАНСКОЙ ИСТИНЫ, учения Христа и Его Церкви.

 

Есть ощущение, что слово "пассивность" ("пассив") вошло в нашу жизнь ( русский) язык сравнительно недавно. Во всякмо случае теперь это слово звучит чаще, чем в детские годы, и наполняется новыми смыслами.. В словаре Владимира Даля мне не удалось найти слова "пассивный". В словаре иностранных слов ( гос издат иностранных и национальных словарей 1954 года): Пассивный: [лат. passivus] - безразличный, безвольный, бездеятельный ( противоп. активный). Там же: "пассив" то, что составляет отрицательную сторону какого-л. явления, дела.

 

Если возможно, пожалуйста сообщите ссылку (и) на :

ПАССИВНОСТЬ (МАЛАЯ РЕВНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СТАРАНИЯ) В ПОЗНАНИИ ХРИСТИАНСКОЙ ИСТИНЫ

Слово "ревность" в смысле горячего усердия, старания, стремления к добру нынче на мой взгляд воспринимается в узком смысле недоверия и опасений.

 

Поэтому очень хочется увидеть ссылки на размышления о "ПАССИВНОСТИ" или более детального описания.

 

Хотя, по моим ощущениям ясно. Пассивность стала ревностью, отягащенной завистью и досадой из-за больших успехов других. Это и такое состояние, когда гложат сомнения в любви или верности.

 

С другой стороны, есть еще такое качество, которое может быть связано с пассивностью - это конфликтность. Разве конфиликтность плохое качество? Также как и пассивность в смысле бездеятельности, когда и пальцем не пошевелишь, чтобы продвигать по службе человека без ревности относящегося к работе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Смирение-от любви к ближнему, т.е. от Бога, пассивность-от ленности или трусости, а следовательно-от сатаны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Вера

Смирение - с миром в душе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Думаю, что пассивность и теплохладность - это разные определения духовного состояния человека.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Арина, наверное, пассивность-определение социальное, и в большей степени носит нейтральный характер, а теплохладность-понятие духовное, отрицательное в том смысле, что равноценно равнодушному отношению к Богу. По-моему теплохладность- грех настолько же тяжкий, как и неверие... Безусловно-ревность -противоположное понятию теплохладности, но есть же еще бесстрастность, которая достигается как наивысшая степень духовного развития-освобождение от страстей... Бесстрастность-от полноты духовной. Теплохладность-от духовной пустоты... Хотя, может быть, я чего-то недопонимаю...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пассивность в том и проявляется, что человек не живет духовной жизнью. Теплохладность - это когда живут духовно, но так, что толку с такой жизни нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ищу лаконичное определение "смирения" и "пассивности". Заранее благодарен за высказывания старцев и доступные примеры из жизни. Где проходит грань различия смирения и пассивности?

Спасибо заранее.

 

Я думаю, не нужно путать внутреннее состояние души и внешние поступки. Смирение это мир в душе, как уже было сказано, но при этом поступки могут казаться посторонним не просто не смиренными, но даже гордыми.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Смирение- это победа под страстями

Это я услышала от одного священника и мне высказывание очень по душе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. 2Кор.3:17

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...