Jump to content
  • 0
Иринушка

Венчанные супруги не хотят жить вместе, можно ли развестись?

Question

С моим будущим мужем меня познакомил батюшка хороший знакомый моего мужа,Честно сказать женихов я себе не искала , для себя решила как Бог управит (много думала о монашестве) Встречались с мужем мы ни долго и как взрослые верующие люди решили пожениться , благословения на брак своих родителей я не получила , так как считала , что они люди не верующие мало понимают , мужа тоже его отец не благословил ( и даже не был на свадьбе) . Мы венчались , а жить продолжали как и раньше в разных городах , и по сей день так живем. Я не знаю , что мне сейчас делать с мужем жить не хочу ,развестись невозможно , похоже я выплакала все свои слезы , и сейчас хочу просто умереть

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0

Иринушка,не надо ставить крест на себе.Посмотрите фильм "Сильнее смерти -молитва"если еще не смотрели.

 

- Отец Сергий, можно ли сказать, что бездетность - это крест?

- Все, что случается в нашей жизни, есть крест. Прежде всего крест - это то, что спасает человека. А человек, как мы знаем, спасается и какими-то трудами, и скорбями, и лишениями… То есть крест в данном случае может восприниматься кем-то как нечто негативное. Хотя это не так. Мы знаем, что есть Промысел Божий и что Господь ведет человека только Ему ведомыми путями. И мы никогда не сможем до конца осознать, как он действует. Поэтому и не всегда понимаем, почему Господь кому-то не дает детей. Святые праведные Иоаким и Анна - родители Божией Матери - тоже долгое время были бездетными. Господь дал им ребенка поздно - в ответ на их молитвы. Самое дорогое, самое ценное всегда дается человеку не сразу. И когда Господь медлит что-то дать нам, Он помогает гораздо больше оценить то, что дается, и лучше к этому дару подготовиться. Не секрет, что есть многие вещи в нашей жизни, которые мы не ценим просто потому, что они достались нам слишком легко - даром. И поэтому когда Господь не дает дитя достаточно долгое время, мы должны, с одной стороны, отдавать себе отчет, что не знаем, почему Он так делает. А с другой - понимать, что все Господь делает ко спасению. Зачастую причиной бесплодия совершенно очевидно является грех, и человек сам осознает это. Например, мама, когда была беременна, говорила в сердцах: «Я не хочу, чтобы этот ребенок был». Слова эти произносятся в глубине души - а у женщины потом всю жизнь нет детей. Или, по крайней мере, очень долго нет. Хотя у бесплодия могут быть и другие причины: аборт или совет другому человеку сделать аборт, что является грехом детоубийства. Здесь, конечно, двух мнений быть не может: это наказание за грех. Хотя - что такое наказание? Наказывать - значит показывать. И если наказал Господь - значит, показал, куда надо идти. В итоге все дается, по милосердию Его, чтобы спасти. Наказание Божие является карой лишь по форме, по сути же - это всегда любовь, милующая и прощающая.

- Но чаще женщины находят в отсутствии детей не урок, но только ощущение своей несостоятельности и ущербности.

- Пока у человека нет православного мироощущения, любое испытание может вызывать ощущение несостоятельности. Православный человек знает, что все (и хорошее, и плохое) в его жизни в равной мере может быть обращено Господом и им самим как ко Спасению, так и к погибели.

Можно ли рассматривать усыновление как выход для бездетной православной семьи?

- Найти кого-то, чтобы отдать ему свое тепло, свою любовь - это очень по-христиански. Нужно заметить, что многие при усыновлении сомневаются, смогут ли они полюбить приемного ребенка. У меня есть знакомая православная семья. Они недавно усыновили малыша. Причем к этому совершенно не готовились. Все получилось спонтанно, а точнее сказать - промыслительно. Жена лежала в больнице, увидела брошеного ребенка и поняла, что оставить его там просто не может. Очень многие, однажды побывав в Доме малютки и увидев брошеных детей, побыв с ними рядом, говорят, что оттуда очень сложно уйти без ребенка. И в конце концов забирают малыша. Если есть такое благое расположение, впоследствии Господь даст и своих детей. Это, можно сказать, «установившийся» факт: большинство бездетных пар, все-таки решившихся отдать свою нерастраченную любовь обездоленному ребенку, в итоге рождают и своего.

- В чем состоит духовная помощь священника бездетным семьям?

- Многие бездетные семьи приходят в храм молиться, чтобы Господь даровал ребенка. Но при этом их отношение к Богу зачастую потребительское: «Господи, ты только дай! Обязательно дай!» Но потом, когда появляется этот долгожданный ребенок, нередко Бога забывают. Почему Господь таким людям сразу дитя не дает? Потому что важно, чтобы они не просто выпросили ребенка, а разобрались, прежде всего, со своим отношением к Богу, к своему ближнему. И когда произойдет внутреннее перерождение человека (а оно может произойти только в Церкви), тогда Господь и дает то, что у Него просили. Я как священник пытаюсь объяснить, что причины бездетности нужно искать прежде всего в своей душе. И всегда помнить, что есть Промысел Божий.

- Но многие все-таки считают, что без детей семья не имеет смысла.

 

- Говорить о том, что дети - это единственный смысл христианской семьи, абсолютно неверно. Православный смысл семьи - это преодоление внутренней самозамкнутости. Семья - это прежде всего служение. Мужа - жене и жены - мужу. Всем, кто приходит на Венчание, я говорю: «Семья - это крест, крест спасительный, но и трудный. Один из труднейших крестов». В Православии, несмотря на то, что крест монашества всегда считался более заметным, подвиг семейный, подвиг внутренний, потаенный, подвиг служения друг другу - никогда не принижался. Апостол говорит об этом: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25). Часто случается, что людей смущают слова Писания: «Жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33). Есть такое понятие - «страх Божий». Это не ужас перед Богом, как перед тираном, но, скажем так, чувство глубокого внутреннего уважения и трепета, основанных на любви. Таким или стремящимся быть таким должно быть отношение жены к мужу. А что же со стороны мужа? «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом» (1 Пет. 3, 7). Те люди, которые в состоянии исполнить это в полной мере, - уже святые. И таким образом святость достигается через семью, внутри семьи. Да, это достижимо немногими. Но в любом случае семья, действительно православная семья, - это уже степень святости. Любить человека, служить человеку - разве не этого ждет от нас Господь? И пусть на этом пути много искушений, пусть не все у нас получается. Святость - это не искусство не падать. Святость - это искусство вставать.

Источник.

Share this post


Link to post
  • 0

Татьяна я унываю от того , что моя семейная жизнь не сложилась , сейчас у меня страх выше всего , мне страшно думать о беременности я и боюсь , ведь прошлое все равно помню , родители меня не поддержали , муж был где-то далеко , в тот момент у меня было сложная ситуация . Сейчас она не лучше , хорошей матерью я не смогу быть , а плохой не хочу

Share this post


Link to post
  • 0
Татьяна я унываю от того , что моя семейная жизнь не сложилась , сейчас у меня страх выше всего , мне страшно думать о беременности я и боюсь , ведь прошлое все равно помню , родители меня не поддержали , муж был где-то далеко , в тот момент у меня было сложная ситуация . Сейчас она не лучше , хорошей матерью я не смогу быть , а плохой не хочу

Какой бы матерью вы не будете а всё равно любовь к ребёнку проснётся как только родится и вы его увидете .Так всегда бывает даже с нежеланным ребёнком есть опыт жизни.Ребёнок отвлекает от скорбей жизни и спасает от падения.Так как есть чувство ответственности за него и жалость к нему.Ну а если есть хоть иногда появляющийся муж Ирина это вообще счастье чем совсем без него.Вы просто представить себе не можете как это хорошо по сравнению с совсем брошенными детьми ,ведь всё познаётся в сравнении!!! Помоги вам Бог!!!!

Share this post


Link to post
  • 0

Иринушка вспомните о Господе,излейте ему всю свою боль и страх,Не люди,а только Господь может помочь!Хорошо если есть те,которые вас поддержут,а если нет таких людей,..Спаси Вас Господь!Вы не одна,с вами Бог и Богородица!когда поймете это,все сразу измениться.

Share this post


Link to post
  • 0

Я могу понять людей,которые разводятся потому что не могут больше жить вместе,ну а Вам зачем разводиться,ведь вы и так живете порознь.Постарайтесь стать для Вашего мужа незаменимым другом,разделите с ним его заботу о брате,глядишь,общие труды как-то объединят вас.А Ваше желание умереть я даже комментировать не хочу.

Share this post


Link to post
  • 0

Просто у меня нет уважения к мужу , просто жалость , я постоянно на него ору , он постоянно пропускает воскресные службы и я понимаю ,что со строптивым развратищеся

Share this post


Link to post
  • 0

Он скрыл от меня, что в его прошлом была условная судимость , его старший брат находится в больнице-тюрьме ( у его брата шизофрения) , и совсем недавно я узнала , что незадолго до нашего знакомства с мужем , он встречался с девушкой , будучи верующим обесчестил ее и не женился на ней , мне от этого ,очень прискорбно,Мой муж скрытый от меня многое скрывает, и как человек давно перестал быть мне интересным

Share this post


Link to post
  • 0

никак не иначе,но это от гордости такие суждения...Вслеск и тут же-ору и не уважаю!ещё и припомню ему всё,что было до моего рождения :) ...терпение и смирение ,матушка!

Share this post


Link to post
  • 0
Просто у меня нет уважения к мужу , просто жалость , я постоянно на него ору , он постоянно пропускает воскресные службы и я понимаю ,что со строптивым развратищеся

Иринушка,прочитайте на форуме в разделе житейское -"Наши неверующие ближние"

Share this post


Link to post
  • 0
Он скрыл от меня, что в его прошлом была условная судимость , его старший брат находится в больнице-тюрьме ( у его брата шизофрения) , и совсем недавно я узнала , что незадолго до нашего знакомства с мужем , он встречался с девушкой , будучи верующим обесчестил ее и не женился на ней , мне от этого ,очень прискорбно,Мой муж скрытый от меня многое скрывает, и как человек давно перестал быть мне интересным

 

Дело не наших родных,а в нас самих.Святой человек,будет сам освящать всех.Вспомните Серафима Саровского,как он встречал людей.К нему приходили и верующие и не верующие.Люди разного социального сословия,а он всех встречал со словами:"Радость моя,Христос Воскрес."

Иринушка,остерегайтесь осуждать судимость других людей.Не дай Бог такое кому нибудь.

Понимаете Иринушка,роптать и быть не довольным,то же греховно.Этого его жизнь,его поступки,и ему отвечать.А с нас Господь спросит,не за поступки родных,а за то что мы их не любили.

«Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов», – говорит нам апостол. В толкованиИ Феофана Затворника к этому посланию и обнаружил, что под словами «друг друга тяготы носите» подразумевается не то, что мы должны взять какую-то чисто житейскую ношу и тащить, – имеются в виду душевные немощи. Например, кто-то слишком раздражителен, другой – ленив… Мы все знаем за своими ближними какие-то прегрешения. И если мы будем носить эти их тяготы, то исполним закон Христов.

Прочитайте эти статьи ''Не хочу в рай с ним"

Простите Иринушка,если обидела вас.

Share this post


Link to post
  • 0

Схиигумен Савва

 

Не мсти врагу за оскорбленья,

Вражду любовью погаси

И в Божий храм, до примиренья,

Своих даров не приноси.

Любя лишь тех, кто вас лелеет,

Вы мните Богу угодить?

Но и язычники умеют

Взаимно любящих любить.

А ты, – ты братские объятья

Тебя клянущим простирай

И непроклятьем за проклятье

Благословеньем воздавай!

Творец ваш солнце зажигает

И множество светил ночных

И с неба дождь ниспосылает

Равно для добрых и для злых:

Так ты и доброму и злому

Учись, как Он, благотворить;

И будешь сыном Всеблагому,

И жизнью вечной будешь жить

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Даниил

"Хвалите бабы мужиков, мужик за похвалу - Достанет месяц с облаков и пыль сметет в углу" Игорь Губерман.

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Даниил

Тогда и не обижайтесь на то что муж будет держаться подальше от вас.

Share this post


Link to post
  • 0

Основой благополучной семейной жизни является,на мой взгляд,взаимоуважение,если нет уважения никакая любовь не спасет семью от распада,любовь просто сойдет на нет.Если жена уважает мужа,она всегда найдет повод похвалить его.Любовь-это на начальной стадии взаимоотношений,и чтобы ее сохранить нужно как раз это самое уважение.

Share this post


Link to post
  • 0

Пытаюсь вести более трезвую духовную жизнь только мое уныние и отчаянье очень глубокое, что сил нет на молитву поэтому и возопию

Share this post


Link to post
  • 0
Было -бы за , что хвалить

Было бы за, что любить людей.

Было бы за, что конфету не красивому ребёнку дать (вот красивому есть за, что - он же красивый).

Было бы за, что на улице бабушке руку для опоры подать.

То есть прежде чем доброту свою сердечную на право и налево расточать, нужно сначала подумать и посчитать, а на сколько это выгодно для меня будет.

Share this post


Link to post
  • 0
Пытаюсь вести более трезвую духовную жизнь только мое уныние и отчаянье очень глубокое, что сил нет на молитву поэтому и возопию

Уныние и отчаяние - пороки, вина в них лежит на Вас самой, и происходит это в Вас от неправильного, искажённого восприятия окружающего мира, о чём, из предыдущих постов, и свидетельствуют Ваши "поиски своего" в любви к ближним. Вам нужно срочно, непременно с вниманием и толкованием читать Евангелие - не буквы перебирать, а вчитываться в суть - там всё с самого начала именно по Вашей проблеме. Сейчас Великий пост, в который каждый православный христианин непременно ежедневно читает коленопреклоненную молитву Ефрема Сирина, найдите подробное толкование этой молитвы (в интернете много вариантов), в этих толкованиях пояснено, что такое есть праздность, уныние, любоначалие и празнословие, чем они губительны для человека. Так же там найдёте разъяснение добродетелей целомудрия, смирения, терпения, любви, не осуждения ближнего - стяжайте это с пониманием и всё в Вашей душе успокоится и станет на свои места.

Share this post


Link to post
  • 0

Купили машину, ездить некуда и незачем, стоит ржавеет, место занимает - можно ли выкинуть? Вот ведь вопрос...

 

Семейная жизнь это не приятное времяпрепровождение друг с другом, это подвиг несения своего жизненного креста. Дается он от Бога, и относиться к этому надо соответственно - с осознанием, молитвой и терпением. Из-за непонимания этого и разваливаются семьи, потому как с неизбежным пришествием житейских трудностей людям становится просто незачем вместе жить.

Share this post


Link to post
  • 0

Святые отцы о семейных обязанностях христианина

 

 

19303.p.jpg

Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос»[1]. Уместно привести здесь и слова святителя Феофана Затворника: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять»[2].

Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию»[3] «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой»[4]..

Один из соблазнов семейного человека – за хлопотами о сродниках позабыть про Бога, охладеть к вере. Об этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает все свои мысли и все свое усердие своей семье и ничего не хочет знать, кроме своей семьи, тогда его семья для него божество. И тогда это болезнь души» и нарушение заповеди «не сотвори себе кумира»[5].

 

Брак

Семья вырастает из брака. По православному пониманию, «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей»[6].

Таинство брака существует в Церкви с апостольских времен, о чем, в частности, свидетельствуют слова ученика апостолов священномученика Игнатия Богоносца, писавшего христианам в самом начале II века: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти»[7].

Святитель Иоанн Златоуст так пишет о необходимости этого таинства для православных христиан: «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией»[8].

«Первым чудом Христовым, описанным в Священном Писании, было чудо в Кане Галилейской на брачном пире. Оно понимается Церковью как благословение брака, и Евангелие об этом чуде читается в чинопоследовании венчания»[9]. Как говорит святитель Григорий Богослов, «лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему»[10].

Святые отцы многократно подчеркивали высокое достоинство христианского брака, указывая, что он нисколько не закрывает возможности совершенствоваться в благочестии и что, соединенный верой и любовью, он много блага приносит человеку.

Так, святитель Григорий Богослов писал: «Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед… большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога… Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности»[11].

А вот о том же предмете рассуждения святителя Иоанна Златоуста: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань»[12]. «Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии… Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это привлекает на них и великое Божие благоволение»[13].

В свою очередь святитель Лука Крымский говорил о браке как о своего рода школе любви: «Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям… Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и самая святая – любовь к Богу. Во всяком деле надо постепенно восходить от простого к высшему. Посему брак да послужит нам в целях обучения любви. Любовь супружеская легка, ибо она поддерживается сильным непрестанным стремлением одной плоти к другой, она укрепляется неразрывной телесной связью»[14].

Православная Церковь не только всегда признавала и благословляла брак, но также осуждала как еретиков тех, кто отрицал брак и гнушался им. «Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (см.: 1 Кор. 7: 8), тем не менее осуждает “лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак” (1 Тим. 4: 2–3). 51-е Апостольское правило гласит: “Если кто… удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв… что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви”. Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского Собора: “Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою”»[15].

Монашество

Церковь издревле почитает идеал девства ради Бога, воплощенный в монашеском пути. Безусловно, монашеский путь является более славным и достохвальным, чем брачный, однако это не служит поводом для уничижения брака. Церковное отношение к этому выразил святитель Амфилохий Иконийский: «Мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, уважаем то и другое как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (см.: Мф. 25: 1–13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его»[16].

О причинах того, что монахи в числе трех главных обетов дают обет целомудрия, тем самым отказываясь от вступления в брак, пишет святитель Григорий Нисский: «Вступившим в брачную жизнь неудобно с душевным спокойствием посвящать себя жизни Божественной. А тем, которые совершенно удалились от этой бурной жизни и всякого развлечения, очень легко предаваться высочайшим упражнениям»[17].

Более подробно это объясняет святитель Феофан Затворник: «Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге. А так как этому настроению много мешает семейная и гражданская жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или даже совсем не вступают в семейные связи. На это есть указание у Самого Спасителя, именно о безбрачии и совершенном нестяжании»[18].

Итак, отказ от семейной жизни у настоящего монаха продиктован не презрением к браку, а стремлением к цели, которую достигнуть для него много удобнее без брака.

Отношения в браке

Должный порядок отношений между мужем и женой описывается в Священном Писании, в частности у апостола Павла: «Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7: 3–4); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(Еф. 5: 22–25, 28, 32–33).

Достойно внимания то, как толкует эти слова святитель Лука Крымский: «Как возвеличивает апостол Павел брачный союз! Может ли быть более высокое уподобление брака, чем уподобление его союзу Христа и Церкви? Это вознесение на недосягаемую высоту святости брачных уз между мужчиной и женщиной… Тела мужчины и женщины взаимно дополняют друг друга, и через это происходит зарождение нового человека в мир. Но не плотская любовь должна быть целью брака. В нем мы должны научиться высшей любви: свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот. Потому в отношениях между супругами с огромной силой должны проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви. А жена… при общении с мужем должна восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?»[19]

О необходимости беречь в браке взаимную любовь говорит и святитель Феофан Затворник: «Берегите с женою взаимно свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился»[20].

О разделении обязанностей между мужем и женой свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного»[21].

Однако уже давно, с прошлого века, в обществе все более устанавливается иная модель внутрисемейных отношений, чем указана у апостола. Подробнее об этом говорит святитель Лука Крымский: «“Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены” (Еф. 5: 22–23).Это значит, что жена должна быть в любовном, тихом, свободном подчинении мужу. Когда мы говорим о подчинении, тотчас люди гордые, и в особенности гордые женщины, воспламеняются негодованием. Они не хотят слышать даже о повиновении в любви, требуют полного равенства между мужем и женой… [Но] у женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организаций, есть великое назначение, которого нету мужчины, – деторождение и, следовательно, воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на родителях и, прежде всего, на матери лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка и дать ему воспитание. Все великое, вечное, святое всегда должно ставиться во главу угла. Поэтому необходимо, чтобы в жизни женщины эта важнейшая задача занимала первое место… К сожалению, в результате установления полного равенства женщин с мужчинами во всех областях физического и умственного труда, воспитание детей в семье находится в плачевном состоянии… Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец, и мать занимают важные общественные должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном большинстве случаев – никто… А такая семья, в которойнекому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве. Неблагополучно в семье, если женщина берет на себя роль мужчины, отказываясь от тех святых семейных обязанностей, к которым предназначил ее Сам Бог»[22].

Развод

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Разводиться дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять»[23]. Он же советует терпеть и стараться исправить недостатки супруга, вместо того чтобы спешить разрушать брак: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок»[24].

Сходный совет дает и святитель Филарет Московский: «Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? – Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное как испытание от Бога, а кого – вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное как наказание за свою безрассудность»[25].

Из этих слов видно, что «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует” (Мф. 19: 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи…

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод…

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» [26].

Если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по снисхождению также допускается церковный развод, который по сути является не отменой таинства брака со стороны Церкви, а лишь констатацией того факта, что этого брака больше не существует, он разрушен одним или обоими бывшими супругами.

Второй брак

«Поскольку брачный союз христианский есть таинство и образ союза Христа с Церковью, то совершенный брачный союз может быть только один, так как Христос имеет единую только невесту – Церковь, и Церковь – только единого жениха, Христа… Отсюда мудрость Православной Церкви заключается в том, что она для всех христиан совершенным признает один брак. Второй брак допускает она по снисхождению к немощи человеческой, а третий допускает неохотно, с епитимией, как не свободный от греха, отвращая сим несовершенным делом большее зло – любодеяние вне брака»[27].

«Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго», – пишет святитель Иоанн Златоуст[28]. Православная Церковь никогда не считала второй брак полноценным браком, и для того чтобы отделить его от первого брака, возникает чин венчания второбрачных, который имеет существенные отличия. Если венчальные молитвы торжественные и радостные, то молитвы о второбрачных имеют всегда покаянный смысл.

Можно привести слова, касающиеся этого вопроса, из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается»[29].

Отношение к детям

«Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ воскресения»[30].

«Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностью Божией: “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева” (Пс. 126: 3). Какая мать могла когда-либо сказать: буду иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына?.. Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар»[31].

Но этот дар налагает серьезную ответственность на родителей, о чем хорошо говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду за их воспитание»[32]. Напротив, как свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов, «если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их»[33]. «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей»[34].

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах»[35]. «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков»[36].

Более же всего, как советует святитель Тихон Задонский, нужно учить собственным примером, «ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова»[37].

«Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: “аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное”. А святой апостол Павел протолковал это так: “Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте”»[38].

«Для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания… Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может… слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце»[39].

Стоит ли наказывать детей? Священное Писание говорит вполне определенно: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19: 18). А вот что говорят об этом святые отцы: «Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением»; «надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?»[40]

Отношение к родителям

О почитании родителей многократно говорится в Священном Писании. «“Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы своей будет услышан” (Сир. 4: 4–5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (Сир. 4: 6). Род его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 4: 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: “Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится” (Сир. 4: 14)»[41].

В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2: 51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19: 19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15: 4–6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк. 7: 12–15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин. 19: 26–27).

Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим. 1: 9).

Что же касается слов Спасителя: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 26), то блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания»[42]. Христианская традиция учит понимать эти слова Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9: 23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол учит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем” (Кол. 3: 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему… Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф. 10: 37)»[43].

Стоит привести и слова святителя Филарета Московского: «Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2: 51)»[44].

Приведенные здесь святоотческие наставления хотя не охватывают всех сфер семейной жизни и семейных вопросов, тем не менее могут принести несомненную пользу современным православным христианам.

 

 

 

 

[1] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 4. СПб., 1898. С. 770.

 

 

[2] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. II. 328; I. 131.

 

 

[3] Там же. I. 189.

 

 

[4] См.: Амвросий Оптинский, преподобный. Советы супругам и родителям.

 

 

[5] См.: Николай Сербский, святитель. Десять Божиих заповедей. 2.

 

 

[6] Филарет Московский, святитель. Катехизис. СПб., 1886. С. 74.

 

 

[7] См.: Игнатий Богоносец, святой. К Поликарпу. 5.

 

 

[8] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 4. С. 539.

 

 

[9] Владимир Воробьев, протоиерей. Православное учение о браке // Вестник пастырского семинара. 1996. № 2.

 

 

[10] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова. Т. 6. М., 1848. С. 293.

 

 

[11] Там. же. Т. 5. М., 1847. С. 59, 60.

 

 

[12] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 4. С. 194.

 

 

[13] Там же. С. 418, 422.

 

 

[14] См.: Лука Крымский, святитель. «И будут двое одна плоть» // Лука Крымский, святитель. Евангельское злато. М., 2007.

 

 

[15] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х, 1.

 

 

[16] Цит. по: Григорий Дьяченко, священник. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1900. С. 608.

 

 

[17] Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского. Т. 7. М., 1865. С. 284.

 

 

[18] См.: Феофан Затворник, святитель. Монашество // Феофан Затворник, святитель. Созерцание и размышление.

 

 

[19] См.: Лука Крымский, святитель. «И будут двое одна плоть».

 

 

[20] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. I, 147.

 

 

[21] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 7. СПб., 1901. С. 782.

 

 

[22] См.: Лука Крымский, святитель. «И будут двое одна плоть».

 

 

[23] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 7. С. 635.

 

 

[24] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 3. СПб., 1897. С. 227.

 

 

[25] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. Т. 5. Ч. 1. С. 71.

 

 

[26] См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х, 3.

 

 

[27] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. С. 220.

 

 

[28] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 1. СПб., 1895. С. 389.

 

 

[29] См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х, 3.

 

 

[30] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 4. С. 162.

 

 

[31] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 269.

 

 

[32] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 4. С. 781, 783.

 

 

[33] Преподобного Симеона Нового Богослова слова. М., 1892. Вып. 1. С. 93.

 

 

[34] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 1. С. 82–83.

 

 

[35] Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1859. Т. 3. С. 139.

 

 

[36] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 1. С. 118.

 

 

[37] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Загорск, 1981. С. 377–378.

 

 

[38] См.: Амвросий Оптинский, преподобный. Советы супругам и родителям.

 

 

[39] Там же.

 

 

[40] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 474, 475.

 

 

[41] Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб., б.г. С. 327–328.

 

 

[42] Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. М., 2002. Кн. 1. С. 532–533.

 

 

[43] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. С. 605–606.

 

 

[44] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 114.

 

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/28265.htm

Share this post


Link to post
  • 0

Спаси Вас всех Господи за советы. Такое состояние выбило меня из жизни , я вроде замужем , а мужа нет. Мне не о ком заботиться , мечтаю в начале апреля пожить в монастыре

Share this post


Link to post
  • 0

Не надо отчаиваться. Замечательно что ваш муж заботиться о своем брате. Езжайте к нему и живите вместе- с братом и папой!

А уж если он вас прогонит - будет другая история.Но из перечисленного вами выше следует, что вряд ли прогонит, вы сами не хотите- езжайте к мужу, живите вместе и будьте ему женой, которой благословил бог!

"Также и вы жены, повинуйтесь своим мужьям.."

гл.3. 1-е послание Петра

 

Благославит нас всех Бог!

Share this post


Link to post
Guest
This topic is now closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...