Jump to content
Лариса Larissa

Как в семье, когда близкие люди грешат, научиться жить по-христиански? Как по-настоящему помочь им?

Recommended Posts

"...я смотреть на него не могу, убила бы" - вот где бес в Вашей душе ковыряется с Вашего же, конечно, позволения. А то, что Ваша свекровь не христианка, это конечно не хорошо, но Вы же не её крёстная мать, что бы отвечать за неё перед Богом. В эпоху гонения на христианство очень многие мученики за веру пострадали от наветов, доносов и даже были убиты своими близкими родственниками, которые были язычниками. Позже эти мученики были возведены церковью в сан святых. Мудрость христианская гласит - "Спаси себя, и будет с тебя." Очень почитаемо и достойно глубокого уважения, когда христианин несёт свой крест стяжая добродетели и презирая пороки в среде не христианских и греховных близких - это во сто крат приближает к Богу, чем спокойная жизнь в православной семье. О том, что христианин вменяет себе в обязанности переделать и воцерковить близких, но при этом сам страдает раздражительностью и нетерпением к ним, в Библии сказано - "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.""Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его."

Как всё правельно .

Андрей , по ПРАВОСЛАВНОМУ я должна уйти из дома который принадлежит не мне , взяв с собою дочерей , внука и мужа.И никаких проблем и ругани с родными .Но тем самым я лишаю всех моих прописки , работы и как следствие появится возможность отбрать у моей старшей дочери ребёнка (т.к. свекровь прописывать его не хочет).Вобщем , что бы мне стало легче , я должна уйти от греха подальше .Но вот вопрос , не будет ли это ещё большим грехом, и будет ли мне от такого решения легче ?

Может подскажите , что то .Честно я просто запуталась в угождении всем . только б было спокойно .

НЕКТО , прошу , может найдёте ответ или то же подскажите .

Прошу только без сорказма . :sorry200:

Share this post


Link to post
и приходить к брату с "докладом", или это пустая затея, если даже не опасная?

думаю, раз человек интересуется - значит надо отвечать :) только аккуратно, чтобы не оттолкнуть, а наоборот заинтересовать... может сам возьмёт в руки Библию ;) и вообще разобраться бы ещё, что эта за пренебрежения Новым Заветом у него... откуда ноги растут так сказать :)

но даже если не убедите, то обязательно ссылайтесь на свою малую осведомлённость...

мне вот, что в голову пришло (может хоть как-то Вам поможет):

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему - Бог один, но говорит "Нашему"

Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих. ну и весь 109 псалом по толкованиям думаю хорошо будет разобрать...

и вот о Святом Духе:

Книга пророка Иоиля, глава 2

28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.

29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего.

 

вот эта ещё ссылка должна что-то дать

но это всё так... на пальцах... по этому поводу должно быть не мало больших трудов, но я их не знаю...

какая с меня сестра милосердия

быть может там Ваш крест... не знаете этого ведь ;)

Share this post


Link to post
Как всё правельно .Андрей , по ПРАВОСЛАВНОМУ я должна уйти из дома который принадлежит не мне , взяв с собою дочерей , внука и мужа.И никаких проблем и ругани с родными .Но тем самым я лишаю всех моих прописки , работы и как следствие появится возможность отбрать у моей старшей дочери ребёнка (т.к. свекровь прописывать его не хочет).Вобщем , что бы мне стало легче , я должна уйти от греха подальше .Но вот вопрос , не будет ли это ещё большим грехом, и будет ли мне от такого решения легче ?Может подскажите , что то .Честно я просто запуталась в угождении всем . только б было спокойно .НЕКТО , прошу , может найдёте ответ или то же подскажите .Прошу только без сорказма . :sorry200:

 

 

Да какой уж здесь сарказм? Вопрос сложен не в отсутствии идеального варианта решения, вопрос сложен потому, что идеалы для многих не досягаемы.Если пытаться с помощью Божьей, помогать людям в решении их житейских проблем, то необходимо очень хорошо знать этих людей и их обстоятельства.Подход может быть только индивидуальным, ни какие общие схемы нельзя применять без разбора.

Что касается возможности, после принятия решения уклониться от испытаний впасть еще в большие проблемы и, как следствие, в грехи - это, весьма, возможно.Вынужден повториться, но люди, по немощи, часто бегут от проблем, меняя ситуации, но не меняясь сами.Т.е. не приобретая навыка выживания и преодоления, что, естественно , вынудит их наступить вновь на те же грабли, но уже с отягощающими обстоятельствами.Поэтому очень часто в жизни приходиться выбирать из двух зол меньшее, и поступаться собой ради того, чтобы не сделать близким еще хуже.В этом присутствует элемент христианской, жертвенной любви.

Share this post


Link to post

Я еще вот что хотела спросить - как правильно и понятными словами ответить на вопрос ближних "что стало с телом Христа после воскресения и вознесения, и почему и как на протяжении многих лет люди причащаются Тела и Крови Христа, как на всех хватает?" Я что-то пытаюсь отвечать, но это как-то невнятно, размыто, не могу подобрать нужных слов. Может есть какая ссылка на этот вопрос?

Share this post


Link to post
Да какой уж здесь сарказм? Вопрос сложен не в отсутствии идеального варианта решения, вопрос сложен потому, что идеалы для многих не досягаемы.Если пытаться с помощью Божьей, помогать людям в решении их житейских проблем, то необходимо очень хорошо знать этих людей и их обстоятельства.Подход может быть только индивидуальным, ни какие общие схемы нельзя применять без разбора.Что касается возможности, после принятия решения уклониться от испытаний впасть еще в большие проблемы и, как следствие, в грехи - это, весьма, возможно.Вынужден повториться, но люди, по немощи, часто бегут от проблем, меняя ситуации, но не меняясь сами.Т.е. не приобретая навыка выживания и преодоления, что, естественно , вынудит их наступить вновь на те же грабли, но уже с отягощающими обстоятельствами.Поэтому очень часто в жизни приходиться выбирать из двух зол меньшее, и поступаться собой ради того, чтобы не сделать близким еще хуже.В этом присутствует элемент христианской, жертвенной любви.

 

Спасибо, что откликнулись .

Простите меня пожалуйста , но за время пути своего я уже и незнаю значения слова ЛЮБОВЬ к ближнему. Просто терплю и жалею .

Помоему больше себя чем другого . :to_take_:

Share this post


Link to post
Я спросила его "а кто же, по твоему, Христос?", он отвечает "Сын Божий", я говорю - ну, правильно, но что ты понимаешь под "Сыном Божьим", что отвергаешь Божество Христа. В общем, начала ему "впаривать" про Троицу, про Ипостаси, что одна из Ипостасей - Слово Божье, в полноту времени вочеловечилась, и Христос - Богочеловек, и Истинный Бог и Истинный Человек. Брат же парируя, отвечал "чем докажешь Троицу? В Ветхом Завете о Ней вообще ничего не говорится? (и это при том, что он не читал ни Ветхого ни Нового Заветов, но зато это он откуда-то узнал, хотя это не мудрено при его "воспитателях" и "учителях" - американских триллерах на религиозную тематику и всяких программах, где недорощенные мудрецы изрыгают свою псевдо-правду, иронизируя над Церковью). Я сказала, что и Ветхом Завете есть так скажем намеки на Троицу, но на память не могу тебе сейчас все привести в пример. И брат сказал, чтоб я готовила "доклад", по умному всё написала-расписала ему, с цитатами, со ссылками, и приходила "на ковер". Тогда, говорит, я может тебя и приму, а так - закрыли тему. Вот, я сейчас и готовлю "доклад", конечно, пользуясь догматическим богословием, стаьями о Троице, о Христе, расположенных и на православных сайтах. И не знаю - продолжать и дальше и приходить к брату с "докладом", или это пустая затея, если даже не опасная?

 

Очень много вопросов, трудно их и себе в голову вложить, тем более, кому-то вразумительно-убедительно донести, за ними стоит не много и не мало, а все христианское мировоззрение целиком и полностью.

Может быть, Вам, Наташа, поможет эта беседа (если еще не слушали)

 

Антония Сурожского СВЯЗЬ БОГА СО СВОИМ ТВОРЕНИЕМ

 

мне очень понравилась ее полнота, охвачены вопросы от сотворения мира, до чудес, брака как соединения двух половинок любовью - прослеживается взаимосвязь Ветхого и Нового Завета, в т. ч. и вопрос о Троице...

 

Может, не очень по теме, но опять-таки, в этой беседе любовь раскрывается через Я, которое во всей полноте находит себя в ТЫ, что как раз и проясняет глубинный смысл заповеди ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО КАК СЕБЯ САМОГО...

 

http://youtu.be/nEwcRN4hVpU

Share this post


Link to post
Guest Наталия

Дорогие братья и сестры,прочитала страницы по диогонали.Кто-то спрашивал есть ли такие люди у которых семья не развалилась из-за пороков ближнего и как жить по -христиански .Я вышла замуж в 19 .Муж оказался немного не в себе: играл,пил редко,но метко.Даешь деньги на хлеб ,молоко,придет через 2 дня,потом выясняется - в казино сидел и вместо молока долги принес( уже и ребенок родился),долгов было столько,что уже боялись на улицу выходить.Жаловаться мне было некуда (мама- инвалид,не хотелось расстраивать и далеко от меня была)Так постепенно к Богу пришла.Снимали квартиры с тремя детьми .Молилась ,как умела за свою семью,не раз мне хотелось сковородкой по башке дать своему суженому,но бегом на исповедь...Самое главное ,что муж мой постепенно понял,что без Бога ему не справится.Так постепенно залеты в казино стали реже сначала раз в неделю(конечно в день зарплаты),потом раз в месяц.Боролись 15 лет .Перед последней игрой перерыв был 3 года не играл.В этом году нашей совместной жизни 20 лет. Воспитываем 7 детей,город нам дал замечательную большую квартиру,муж 5 лет не играет,причащается,исповедуется.Живем хорошо,иногда бывает стыдно,за свое благополучие. Всем женщинам -форумчанам желаю обычного человеческого счастья и Божьей помощи. Бог сохранил и спас мою семью молитвами ближних(в роду у мужа много батюшек).

Share this post


Link to post
Я еще вот что хотела спросить - как правильно и понятными словами ответить на вопрос ближних "что стало с телом Христа после воскресения и вознесения, и почему и как на протяжении многих лет люди причащаются Тела и Крови Христа, как на всех хватает?" Я что-то пытаюсь отвечать, но это как-то невнятно, размыто, не могу подобрать нужных слов. Может есть какая ссылка на этот вопрос?

 

В этих беседах есть отчасти ответ на вопрос о Причащении, и еще, как наши неверующие близкие могут поверить, если увидят перемены в нас самих...

Очень красивые, возвышенные слова Антония Сурожского о вере и любви ко Христу.

 

 

 

 

Share this post


Link to post

Человек стоит перед выбором каждую минуту, делать по воли Божией или дела дьявола совершать. Об этом знает каждый христианин который старается следить за своей душой дабы не ранить ее согрешением, ведь каждый сделанный грех это порез для души и его серьезность зависит от соделанного греха, но можно умереть и от тысячи мелких порезов. Вера - это всегда выбор, борьба. Попробуйте прожить недельку хотя бы ни на кого не обижаясь и не осуждая и тогда узнаете сколько раз за день можно отвернуться от Бога или наоборот.

 

 

 

Христианин это воин ведущий ежесекундную войну с дьяволом не на жизнь а на смерть и поле битвы наши сердца. Кто не ведет этой войны тому не понять, а от не понимания все проблемы в жизни и не строения потому что ни кто не знает почему, пытаются своим упрямством и гордыней все настроить да вот только гранатами орехи не колют, могу взорваться. Сила в Боге и ни где больше.

 

 

Когда мы становимся перед выбором добра и зла, наше "я" переноситься на Голгофу, где стоит пустой крест. Если мы выбираем грех, то заново распинаем Христа, а если справедливость, то сами идем на крест. Теперь ты знаешь.Сегодня мне мой знакомый это сказал,и сразу все стало на свои места.

Share this post


Link to post

Надежда, ну столько уже пройдено, столько уже терпели, ну какая же дорога назад? Надо постараться хотя бы не говорить вслух, что не хотите, чтобы он жил (раз хотите убить, хоть и мысленно). Все будет хорошо. Главное, чтобы наши близкие были с нами, а мы могли за них молиться! Божией Вам помощи! (Вы меня простите, я как всегда с ответом на пост, который был несколько дней назад).

Share this post


Link to post

Оленька ничего страшного,я уже успокоилась,мне очень помог Некто своими советами,Спаси его Господь,и с кумом поговорила сегодня,он у меня батюшка,а завтра на исповедь к отцу духовному.Слава Богу за Все!Подругому я жить уже не смогу,так что только вперед и вместе с Богом!Надеюсь на милость Божию к моему мужу.Спаси Вас Господи!

Share this post


Link to post

Благодарение Господу! Не оставляйте друг друга в беде и впредь.Спаси Вас Бог!

Share this post


Link to post

Некто Спаси Вас Господь! :thank_yp:

Share this post


Link to post

Наташа, и Вам Божией помощи!

 

В садике, где я работаю, сейчас освободилось место кладовщика. Зарплата - совсем малюсенькая, а работа очень трудоемкая и ответственная - все же кормить деток! Есть кандидатура, которая, вернее, который сам просится, а начальство согласно его принять. А я протестую, да еще и как. Материальная ответственность, а человек совсем неблагонадежный - игроман со множеством вытекающих отсюда проблем. И я прямо так громко протестую, на своем настаиваю, возражаю. Потом думаю - ну в моей ли это должно быть воле? Все же у него семья, а вдруг он хорошо будет работать. Ну нет, сама себе же и отвечаю. На такую маленькую зарплату, прямо минимальную, зачем он соглашается. Продукты тащить начнет? Вот несколько дней в борьбе сама с собой, но я же победю :) конечно. Но правда, от возможности, что меня победят - даже дышать нечем. И помыслы мои хорошие, Для меня, т.к. я бухгалтер - проблемы конечно будут, но больше всего за дело переживаю, все же дети, отлаженный участок был беспроблемный. Нет, я права, я знаю как надо.

Вот только сегодня утром иду на работу и думаю. Сейчас от этого товарища отобьемся, а потом за мое упрямство и самовольство еще "лучше" этого прибудет. Так сказать испугалась. Знаю - сейчас приду на работу и надо будет, видимо со скандалом, решить это дело. Вдруг мысль такая спасительная: "Господи! Прости меня, ну что я взялась вершить судьбы людей! Господи, Ты же видишь и знаешь, как надо нам в нашем садике управить это дело! Помоги нам всем, а мне особенно, чтобы я облик человеческий не потеряла, стараясь на благо. Управи, Господи, чтобы было как Ты хочешь, а не как я хочу!"

 

Наташенька, наверно малоинтересную эту мою историю пишу для Вас. Порыв Ваш так понятен многим, а Ваш брат очень похож на моего в своих суждениях. И как всем нам хотелось бы, чтобы наши близкие просветлели, познали радость и настоящую надежду в своей жизни. Но сами мы своими силенками мало что можем. Мы думаем, что мы можем. Желаю Вам, чтобы и Вы вот так просили бы Господа в самый ответственный момент о помощи, помнили, что сами мы ничего не можем, а только Его волей, Его помощью. Вы держите нас в курсе, только сильно не напирайте, а так тихонько, с любовью, все у Вас должно получиться.

 

А окончание моей истории на сегодня такое. Как только я так вот спохватилась, сразу знаете ли сдулась, можно сказать, важность всю свою растеряла, вспомнила, кто я такая сама. Зато дышать так свободно начала! Сникла, и решила - буду пытаться мирно решить. Только товарищ этот уже не пришел, несколько женщин есть желающих, будем думать. Простите, если что не так написала.

Share this post


Link to post

Я тоже в садике работаю,только медсестрой и моя больная тема это пищеблок и кладовка.Раньше ругалась,скандалила,но потом поняла,кто я такая чтоб указывать заведующей,Господь сам все управит,и успокоилась,так легко сразу стало.Слава Богу за Все!И Господь управил,деткам дают полные порции,фрукты,сладости,сок :69:

Share this post


Link to post

НЕВЕРУЮЩИЕ БЛИЗКИЕ

 

Как избежать конфликтов?

 

 

«Враги человеку домашние его»*. Эти слова Христа, зачастую превратно понятые, многие хоть раз в жизни готовы были применить к себе. Для некоторых людей, пришедших к вере, непонимание со стороны семьи становится настоящей бедой. Но разве всегда в конфликтах на почве веры виноваты «домашние»? Всегда ли правильно мы, христиане, себя ведем? Надо ли говорить о Боге в кругу своих нецерковных родственников? Как реагировать на их замечания и недовольство? Насколько верно желание непременно приобщить к церковной жизни тех, кто живет рядом с вами?

Об ошибках и тонкостях во взаимоотношениях верующих и неверующих близких говорим со старшим священником храма во имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, клириком храма св. мц. Татианы при МГУ иереем Павлом Конотоповым.

 

6968_1.jpg

 

 

 

Фото Алексея Бедного, bednij.livejournal.com

 

 

«Спасись сам» или «не молчи»?

 

— Отец Павел, Вы из династии военных, не продолжив семейной традиции, стали священником. Как складывались Ваши взаимоотношения с неверующими близкими?

— На мой взгляд, совсем неверующих людей практически не бывает. У наших дедов какое-то понятие о Православии все же оставалось, несмотря на советскую атеистическую пропаганду. Мой дед, сибиряк, вспоминал, как в детстве его водили в церковь в Иркутске, как он там целовал крест, как причащался. Всю дальнейшую жизнь он посвятил служению Отечеству, дослужился до генеральского чина, мой отец — тоже военный, однако, в нашей семье никогда не утверждалось, что Бога нет. «Что-то есть», — так говорили.

А я углубился в изучение веры, стал ездить по монастырям, смотреть, узнавать, читать, потом крестился, начал ходить на службы.

Слава Богу, у нас в семье не было серьезных конфликтов на этой почве: иконы не выбрасывались в окно, молитвословы не сжигались. Мне, 15-летнему юноше, тогда была дана мировоззренческая свобода, хотя родители были недовольны всякими «крайностями», какими им казались, например, многодневные посты.

 

С моей же стороны не было проповеди в стиле «Покайтесь, грешники!». У нас сложилось негласное табу на вопрос отношений с Богом: мы с этим друг к другу не лезли, не переубеждали.

 

— Когда Вы стали священником, это вызвало какой-то протест родителей?

— Нет, они уважали мое решение, гордились мною как сыном. Они понимали, что я живу своей жизнью, и не препятствовали в том пути, который я избрал. Некий светский скепсис был, но папа с мамой соблюдали статус-кво.

Видимо, у родителей тогда зарождались свои, сокровенные отношения с Богом. А потом, через десятилетия, жизнь сама все расставила на свои места: мама еще в довольно молодом возрасте тяжело заболела. И перед смертью соборовалась, исповедовалась и причастилась. Можно сказать, она умирала у меня на руках. Я ее отпевал. Мне кажется, что встреча с Богом, таинственная, сокрытая от меня, у нее состоялась.

 

— В последние 20 лет зачастую дети приходят к вере раньше и быстрее, чем их родители. И создается ситуация, когда младшие начинают поучать старших…

— Я думаю, это большая ошибка. Они нас вырастили, всему научили, у них за плечами жизненный опыт гораздо больше нашего, а теперь мы становимся перед ними в позу учителя… Это неестественно и ни к чему хорошему обычно не приводит. Вы можете за своих родителей переживать, за них молиться, перед ними смиряться и тем самым приводить их к вере. Вспомните, что вы их союзники, вы им желаете самого лучшего, и не делайте из себя их противников, оппонентов.

 

6968_2.jpg— Как Вам кажется, естественное стремление рассказать близким о своей вере, переубедить их (конечно, из самых лучших побуждений!) — оно нормально или лучше этого избегать?

— Для начала надо понять, что если речь идет о твоих самых близких людях, то они тебе просто не поверят. Сам Христос в Евангелии не зря сказал: Нет пророка в своем отечестве. Он не мог чудеса совершать в местах, где родился и вырос, потому что люди сказали: «Разве это не сын плотника, которого мы все знаем? Какой же он Мессия!»

Был один профессор МГУ, довольно известный филолог-античник; его лекции были своего рода негласной проповедью христианства для студентов в советское время, он с юности верил в Бога. А его супруга была некрещеной! Понимаете, этот человек на проповедь христианства потратил всю сознательную жизнь, однако на свою жену в этом смысле никогда не давил. И только когда этот замечательный ученый перешел в вечность, она приняла решение о своем крещении. Может быть, только в его смерти и открылось ей что-то самое главное в нем, мимо чего она проходила всю жизнь.

 

— Но ведь бывают и обратные случаи: когда вслед за одним человеком в Церковь приходит вся его семья. Разве это невозможно?

— В жизни нет схем, у каждого своя история, свой путь. У нас на приходе есть потрясающий случай: женщина пришла к вере и вслед за ней — ее уже взрослые дети, внуки, — все! Кроме собственного мужа…

В первохристианские времена человек не мог быть рукоположен в пресвитеры до тех пор, пока вся его семья не приняла Христа: он должен был своей жизнью настолько ярко засвидетельствовать свою веру, чтоб вокруг него все преобразилось. Как говорил преподобный Серафим Саровский, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи!

Поэтому задача наша не в том, чтобы кого-то уговорить: ты можешь сколько угодно рассказывать о том, какая твоя вера замечательная. Но если твои слова расходятся с жизнью — а кто, как не родители, как не твой супруг или супруга, знают тебя лучше всех, в том числе твои не самые лучшие стороны! — то эти рассказы будут пустым звуком. Ты сначала сам себя куда-то приведи, сам изменись.

Есть такая неожиданная аналогия: перед полетом в самолете бортпроводники проводят инструктаж: «При разгерметизации салона из ящиков над сидениями автоматически выпадут кислородные маски. Если вы летите с ребенком, сначала наденьте маску на себя, а потом — на ребенка»… Так и здесь.

 

— Но для этого должно пройти какое-то достаточно большое время!

— Конечно, в том-то и дело! Совершенство обретается не враз — придется набраться терпения. Хоть и Григорий Палама где-то писал, что человек, если бы захотел, в один день мог бы прийти в меру совершенства, но у подавляющего большинства из нас такого фантастического желания даже не возникает.

Начинать надо с малого.

Если ты заявляешь, что ты христианин, то уже не можешь, скажем, маме отвечать: «Мам, отстань, я устал». Это становится невозможным. Если ты христианин, ты терпеливо маме расскажешь, как у тебя прошел день, с кем ты общался, какая девушка тобой интересуется — ей же ужасно интересно, чем живет ее сын!

Твоя жизнь, твои отношения с родными должны настолько поменяться в лучшую сторону, чтобы твои близкие задумались и сказали: «Да, действительно, для него христианство — не просто религиозно-философское учение, которое он вбил себе в голову. Это — суть и сердцевина его жизни!»

 

 

«Юбочки-платочки» или Христос?

 

— Упрек со стороны родителей в адрес верующих детей: «У тебя только один маршрут: дом-работа-церковь, узкий кругозор, одеваешься как старая бабка, все интересы — в церкви». Как на такие замечания реагировать?

— А вот тут родители совершенно правы. Что хорошего, если, став христианином, ты организовал вокруг себя такой удобный для проживания, замкнутый мирок, в котором — платочки-юбочки и все друзья сплошь только акафисты читают и о благочестии говорят? Христианство не в этом, это не закрытая субкультура!

Придя в Церковь, мы стремимся социализироваться: с увлечением начинаем жить правилами, обрядами, традициями, уставами. Все постятся — я пощусь, все поклоны кладут, и я тоже, все куда-то идут, и я иду. Иногда задумываешься: есть ли вообще в этих порывах Христос как объект твоего устремления?

Когда я оглядываюсь на свое юношеское вхождение в Церковь, то понимаю, что очень многое было обусловлено вовсе не тем, что я хотел встретить Бога, а желанием жить по правилам православного социума, в который я попал. Иногда до осознания того, что в Церкви ты ищешь не бесконечных постов, не дресс-кода или определенного строя жизни, а — встречи с Богом, должно пройти время.

 

— Некоторые духовники не советуют общаться с прежними друзьями по принципу: они тебя утянут обратно…

— Если у вас сложились какие-то теплые человеческие, дружеские взаимоотношения с людьми, зачем их разрывать? Кто знает, может, Господь и для них что-то сотворит через вашу веру. Я до сих пор с большим удовольствием общаюсь с ребятами, которые учились вместе со мной в Институте радиоэлектроники и автоматики, хотя они придерживаются совершенно разных взглядов на жизнь. Они знают, что я «поп», иногда подшучивают на эту тему. Но если у кого-то что-то серьезное случается в жизни, кому они позвонят?..

Мы всё пытаемся свести к своему человеческому суждению, вывести мнение о человеке: «черное — белое», «верующий — неверующий», «воцерковленный — невоцерковленный». А, как сказал один известный журналист, между черным и белым есть еще много оттенков серого… Откуда знать, какие у человека отношения с Богом?

Мои родители, например, на Пасху приходили в храм на 15 минут — и это для меня было таким событием, таким счастьем! У Бога нет мелочей — он видит любой наш порыв. Для людей, выросших в советское время, на пропаганде безбожия, эти 15 минут, может быть, равны нашему 5-часовому стоянию на монастырском всенощном бдении! Нельзя всех мерить по себе. Например, я пришел в храм и буквально через полчаса из неверующего стал верующим, и это было не какое-то умозаключение, а сердечное убеждение. А кто-то, наоборот, очень долго размышляет перед тем как прийти к вере в бытие Божие. У каждого — свой опыт и своя мера.

 

 

Про попов на «мерседесах»

 

— К верующим друзьям и родным зачастую обращены все претензии в адрес Церкви: ты должен отвечать и за «попов на мерседесах», и за отсутствие в храмах скамеек, и за слишком длинные посты, и за отпевание крещеных бандитов вместо некрещеных порядочных людей и т. д. Как на это реагировать?

— Для начала надо постараться понять, откуда возникают такие претензии у твоих близких. На мой взгляд, чаще всего они носят скорее самооправдательный характер, чем характер нападения: человек свое собственное внутреннее состояние выражает через подобного рода конфликты. Скажем, не секрет, что если между мужем и женой плохие отношения, то это находит выражение в мелких бытовых придирках: не так чашку поставил, не туда тапки положил. А если копнуть поглубже, за этим — многолетняя неудовлетворенность супруги тем, что ее пришедший с работы муж не обращает на нее внимания.

Тут — то же самое. Человек никогда не ходил в церковь, и вдруг кто-то дорогой, значимый для него становится активным христианином. А он-то находится в совсем другом состоянии, может быть, ему подспудно хочется оправдаться за то, что он сам в храм не ходит, привлечь внимание близкого человека, интересы которого он перестал понимать и разделять. А как это сделать? Сказать: «У тебя там все попы — продажные», к примеру. Это бывает легко и даже приятно: «Мол, я-то сам — не такой!» А вот честно признать свою слабость: «Ты знаешь, у меня есть в душе такой порог, который я пока не могу преодолеть, не могу прийти в храм и не могу понять твоего стремления к нему» — человеку намного труднее. В этом ведь не каждый даже самому себе признается.

Поэтому отвечать на претензии, конечно же, нужно. Но так, чтобы человек по возможности задумался: «А в чем суть-то этой моей претензии? Что меня тревожит на самом деле. И что я хочу услышать в ответ?»

 

 

Поститься, молиться и…

 

— Пост часто становится камнем преткновения в отношениях с родными. Где искать компромисс?

— Повторю уже высказанную мысль: главное — не противопоставлять себя своим близким, не делаться их оппонентом. Противопоставить-то проще всего, только что ты получишь в результате? Конфликт, на который будешь своему духовнику жаловаться: «Вот, они такие-сякие»? Да ведь ты сам такой-сякой, потому что сказал им в ультимативной форме, что ты, мол, христианин и будешь жить по своим правилам! Но ты ж не мученик христианский, которого вывели на площадь и сказали: «Съешь котлету, иначе убьем». Тут совершенно другая ситуация, не надо делать из себя страдальца — исповедника веры.

Конечно, в какой-то момент придется сказать: «Мама, папа, я хожу в церковь, я христианин, я пощусь». Сначала это может вызвать неприятие. Когда я так сделал... не могу сказать, что это были самые приятные минуты в моей жизни: мама была человеком эмоциональным, так что обвинения в религиозном фанатизме не замедлили последовать. Но через некоторое время она все же смирилась: «Постишься — ну, твое дело».

Если ты хочешь поститься — позаботься об этом сам: сделай так, чтоб твой пост не был крестом для твоих родителей, для твоего супруга или супруги. Мама готовит котлеты в пятницу — спроси: «Чем тебе помочь? Давай я котлеты помогу приготовить. А можно, я заодно себе картошку пожарю?» Всё в твоих руках!

 

— А если речь о званом ужине, в гостях?

— Я думаю, что наше христианство не должно оказаться новогодним сюрпризом для окружающих. Постепенно нужно вводить в курс дела родных, близких друзей, по возможности, заранее их ставить в известность о наших постах. А не так, что ты пришел, сел за стол и словно из ушата всех обдал: «А я пощусь!»

 

— То же связано и с воздержанием в супружеской жизни?

— Это сложный вопрос. Размышляя на эту тему, я в свое время пришел к такому умозаключению: в правила личной жизни супругов не должен вмешиваться никто, кроме них самих. Господь сказал при сотворении первых людей, что двое будут едины, то есть существует интимная жизнь семьи, в которой два человека составляют единое целое, и «тайна сия велика». Поэтому в правилах Дионисия Александрийского сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, что подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, чтобы упражняться в молитве, и потом снова вместе быть». По моему личному мнению, в этой сфере каждая супружеская пара должна с большой осторожностью и оглядкой на церковные правила и традиции определить свою меру благочестия, во взаимной любви и согласии. Как говорит Христос в Евангелии: Тот, кто может вместить, да вместит.

— Как молиться в семье, особенно в маленькой квартире, где нет возможности закрыться надолго в своей комнате?

— Если в запертую дверь твоей комнаты постоянно будет настойчивый стук, да еще со вздохом, с раздражением, у тебя в таких условиях никакой молитвы не получится. Когда есть такие проблемы, надо искать выход: идешь с работы — зайди в церковь, почитай молитвенное правило (его не обязательно читать непосредственно перед сном). Помолись спокойно и иди дальше. А в автомобиле можно вообще пол-Псалтири прослушать или несколько глав Евангелия. Способов — им же несть числа! Насколько изобретателен лукавый, чтоб хоть одного человека в свои сети заманить, настолько же должен быть изобретателен и человек в способах своего спасения. Тут не надо бояться экспериментировать и советоваться с духовником.

 

— Что Вы думаете о молитве в метро?

— Лично у меня есть ощущение, что это неправильно. Современный человек выбирает для своей молитвы парадоксальное место: откроешь Евангелие, там написано, что Христос уходил в безлюдные места для молитвы, а мы для того, чтобы помолиться, спускаемся в то место, где плотность людского потока порой переходит все разумные пределы. Я думаю, что все-таки нужно стараться хотя бы десять Иисусовых молитв прочесть, но так, чтобы это было без свидетелей — кроме Бога.

 

Правила. Или их отсутствие

 

— Давайте подытожим. Какова основная ошибка в наших отношениях с неверующими близкими?

— Наверное, в нашем подспудном стремлении всех подогнать под одну планку, свести жизнь к некоему набору правил: «я пришел в храм, своей семье все расскажу-покажу, и они тоже уверуют». Но в жизни обязательно произойдет разрыв такого шаблона, что-то непременно выбьется из твоей правильной схемы.

 

— Каков главный принцип, как верующий человек должен себя поставить в нецерковном окружении?

— Если он действительно хочет своим христианством что-то доказать, тогда он должен быть христианином не декларативным, а деятельным.

Христианство — это когда ты искренне любишь своих близких, несмотря на неприятие ими твоей веры, уважаешь их: «Ты не принимаешь мою веру — это твой выбор, но все равно ты мне любимая мать, любимый отец». Родители у тебя одни, и других не будет. Недаром апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного

(1 Тим 5:8). Так что люби своих родных, работай над собой, помогай им, проявляй смирение, терпение, молись о них Богу, и все остальное сделает Он, хотя на это, возможно, потребуются годы.

 

— Спасешься ты и весь дом твой, как говорил апостол Павел?

— Да, и Закхею Христос сказал: Ныне пришло спасение дому сему. За решимость одного человека, который сказал, что всем, кого обидел, он воздаст вчетверо и половину своего имущества раздаст нищим, пришло спасение всей его семье. Для начальника налоговой полиции города Иерихона это был совершенно невероятный, очень сильный поступок! И такое его покаяние столь же сильно отразилось на нем самом и на его близких. Поэтому — дерзай, работай над собой. Но помни: ты можешь быть лишь катализатором обращения твоих родных и друзей к вере, но управлять процессом и направлять его — совсем не твое дело.

 

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6968

Share this post


Link to post

Как в семье, когда близкие люди грешат, научиться жить по-христиански? Как по-настоящему помочь им?

 

 

Мы ведь тоже грешим, даже тем уже что осуждаем ближних своих что они живут не по христиански. Научиться жить по христиански - это любить ближних своих, любить Бога. Помочь ближним, только личным примером. рассказывать и убеждать можно долго, но если он не понимает зачем ему это нужно. и не видит ризница между тем как живет он и его ближний называемый себя христианином. Когда внешнее не всегда состыковывается у него с внутренним. Можно ходить в Церковь. поставить дома Иконы, молиться перед приемом пищи и после, в присутствии ближних но все это может не подействовать если этого нет в внутри у нас.

Мне домашние мои сказали. когда я у них спросил почему они не хотят ходить в Церковь или политься, почитать что то из душеполезного. Они мне четко и ясно ответили, а смысл _- ты вот ходишь в Церковь, читаешь. молишься. А делаешь тоже самое, ругаешься, не сдерживаешься. обижаешься, а за руль машины когда сядешь то как ты едешь и что говоришь....

И они правы, и тогда вполне законный вопрос, зачем им это если меня это не меняет. Они не видят разницы между нами. А я еще и обиделся в душе на это. Гордость взыграла и самолюбие.

 

Справедливы слова из Евангелия .....вынь прежде бревно из своего глаза, тогда лучше увидишь как вынуть сучек из глаза брата твоего.....

Share this post


Link to post

http://azbyka.ru/tserkov/svyaschenniki/pravoslavnoe_pastirskoe_slugenie_kiprian_17-all.shtml

 

профессор архимандрит Киприан (Керн)

Глава: Грехи против ближних, семьи, общества. Так называемые "мелкие грехи"

 

Рассмотренные выше грехи против Бога и Церкви не составляют по содержанию своему предмета монастырской аскетики. Они относятся скорее к области апологетики. Аскетика предполагает установившийся уже облик христианина, готового бороться со своими недостатками и страстями, тогда как недоверие, маловерие, неправоверие относятся больше к тем, кто еще не встал на путь борьбы с грехом. Предлагаемые в настоящей главе грехи против ближних и общества могут быть, да и должны рассматриваемы быть в категориях аскетического учения о страстях. Как выше было указано, писатели Церкви, посвятившие свое внимание науке самоусовершенствования и борьбы со своими грехами, рассматривают эти грехи не только, как злые дела, а как проявления известных скрытых "страстей" или "лукавых помыслов". Поэтому и духовник должен учить своих духовных детей освобождаться не от того или иного злого факта, в сущности поправимого, а искоренять в себе самые причины этих дел, т. е. самые страсти, перечисление коих было дано выше.

Страсть чревоугодия чаще всего проявляется или как привычка много, неумеренно есть, т. е. в форме объядения, или как пристрастие к утонченному вкусовому ощущению, т. е. тому, что на языке аскетики носит наименование "гортанобесия", улаждение теми или иными вкусовыми ощущениями. Здесь уместно говорить о пользе поста, т. е. подчинения своих телесных потребностей церковному уставу о воздержании; при этом духовник должен поучать и необходимости сочетать пост телесный, т. е. воздержание в пище, с постом духовным, т. е. обузданием своих мыслей, чувств, движений и пр. Прекрасно нас в этом вопросе учит сама Церковь своими постными песнопениями, как напр.: "Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный" (Стих, на стих, в понедельник вечера I седм. Вел. Поста). Вся наша аскетическая литература полна полезными советами в этой области. Духовник и сам должен понимать и другим внушать, что пост есть добродетель вовсе не одних только монахов и схимников, а что пост есть необходимое средство для всякого человека, желающего серьезно заняться своей духовной жизнью, освободиться от своих привычек и стать более трезвенным. "Сей род ничимже исходит, токмо молитвой и постом", — вот слова Господа, которые дожны быть памятны и духовнику и всякому христианину. Протестантизм, исключивший эту добродетель из своего кодекса нравственных заповедей или католицизм, сведший пост на очень облегченное воздержание, удобное и малообременительное, — совершенно не знают всей силы этого великого оружия. Как бы ни был труден пост в условиях современной жизни, к нему надо стремиться и его надо стараться возрождать в быту христианском. Он помогает и поддерживает молитвенное настроение, он смиряет человека и освобождает его от ряда других злых привычек.

Страсти блудной, как занимающей особое место и связанной с целым рядом иных привходящих вопросов аскетики и нравственной психологии, будет посвящена особая глава.

Сребролюбие чаще всего проявляется в форме расточительности или противоположной ей скупости. Весьма яркое проявление этой страсти открывается в форме зависти, от которой мало кто свободен. Начинается она в размерах, казалось бы, невинных и мало заметных, но, развившись, она пленяет человека, вселяя в сердце его всевозможные недобрые чувства. Зависть рождает классовое недовольство своим положением и своим достатком. Зависть, кроме того, может легко перейти в форму честолюбия. Зависть легко облачается в одежды искания справедливости, нравственной категории, кстати, сказать, неизвестной Евангелию и отеческому учению. Общество наше настолько верит в положительные качества этой юридической категории, что почитает ее основой общественных отношений. Древлее благочестие и жизнь подлинно христианская, как она существовала в Византии, в древней Руси совершенно была чужда этому понятию. Искали тогда не право, не справедливость, а правду. Это и сохранилось в сознании древних предков наших, это же чувство сохранил и простой русский народ вплоть до революции.

Поучая своих пасомых остерегаться сребролюбия, духовник должен помнить, что христианству вообще чуждо стремление насадить на этой планете какой бы то ни было социальный рай. Христианство не ищет рецептов для универсального счастья. Вера в какое-то счастливое будущее, в котором всем будет жить так прекрасно и справедливость будет парить на земле, совершенно не согласуется с тем христианским, евангельским пессимозмом, которому верны были все истинные христиане. Эта вера в здешнее, на земле уже осуществленное царство Христово Церковью рассматривалась, как лжеучение хилиастическое. Христианство вообще никогда и не претендовало на устроение земного града. Оно звало и зовет к "взыскуемому Граду" и к царству "не от мира сего". Евангелие учит строить царство Божие внутри нас, создавать внутренний мир души, а не обольщаться возможными фантазиями земного всеобщего счастья. Посему и аскетика наша строится в совсем иных категориях, чем социальное строительство. Христианская аскетика не проклинает богатства, но и не зовет к принудительному социализму. Христианская аске тика знает, что богатому трудно войти в Царствие Божие, но не делает из этого выводов коммунистических. Представлять себе св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого социалистами только потому, что они не оправдывали обогащения, как цели жизни, можно было только в предреволюционные годы в России (напр. проф. В. И. Экземплярский в Киев. Д. Ак.), когда все вплоть до Евангелия и церковной истории хотели использовать для разрушения векового уклада жизни.

Поэтому и пастырь вовсе не должен своих пасомых силою влечь к социалистическим идеалам. Он должен учить, что обогащение, как цель жизни есть грех; что сребролюбие есть пагубная страсть; что зависть ведет к злобе и братоненавистничеству; что не деньги зло сами по себе, а сребролюбие, т. е. рабство материализму, капиталу, наживе, но вместе с тем и скупость и расточительность суть грехи пред лицом евангельской проповеди.

Гнев, в ряду прочих страстей должен быть особым предметом внимания священника и он обязан стараться разъяснять своим духовным детям все отдельные ответвления этого порока, часто скрывающегося под разными благовидными формами, перечисление коих невозможно в рамках краткого конспекта. Но главные виды этой страсти должны быть ясны и самому священнику и от него должны стать ясными и его пасомым.

Чаще всего кающийся исповедует этот свой грех, как нервность, стараясь его извинить причинами чисто физиологическими или психологическими. Естественно, что через нервный аппарат эта страсть легче всего себя проявляет, но причина вовсе не в одних нервах, а в глубоко укорененной привычке срывать свое раздражение на всех и на всем, что только под руку ни попадется. Раздражительность, легкая способность вспылить, отсутствие мира в семейной жизни, ссоры из-за пустяков, ненависть к ближним, мстительность, злопамятство, ожесточенное сердце, жестокость в отношении к окружающим и многое другое суть только видимые проявления этой скрытой страсти. У детей и молодежи это иногда легко сочетается с легкостью обижаться, "дуться", не выносить невинных шуток. Впрочем, тут уже эта греховная страсть граничит с другой, а именно с гордостью.

Отцы-аскеты дают немало ценных советов для борьбы со страстью гнева. Одним из самых действенных является "праведный гнев", т. е. оборащение этой естественной раздражительной способности нашей на самую страсть гнева. Не только допустимо, но и впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, в своем "Обозрении духовной брани" учит: "нам разрешается гневаться, но спасительно, т. е. на самих себя и на приходящие худые помыслы, гневаться на них, и не согрешать, т. е. не приводить их в дело на пагубу себе" ("Добротолюбие", том II). А преп. Исихий Иерусалимский учит, что "гнев обыкновенно бывает разрушителен; если он подвигнется против бесовских помыслов, то их разбивает и истребляет; если же воскипит против людей, то истребляет в нас благие относительно их помышления"... "Гнев дарован нам от Бога, как щит и лук, и бывает таковым, если не уклоняется от назначения своего" ("Добротолюбие", том II). Точно также и преп. Нил Синайский советует быть "кротким с людьми, а бранолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию" ("Добротолюбие", том II). "Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей", — говорит тот же писатель-подвижник (там же).

Если гнев допустим и даже полезен против внутренних наших врагов, т. е. дурных помыслов, исходящих от демонов, то в отношении к ближним нам советуют наши учители, отцы церкви кротость и только спокойное и терпеливое отношение. Даже спорить надо без ожесточения и без гнева, так как раздраженное состояние наше легко передается другому, его заражает, но ни в коем случае не убеждает в нашей правоте. "Если встретимся с язычниками, — говорит св. Иоанн Златоуст, — то таким образом будем заграждать их уста, но без гнева, без ожесточения. Если же будем делать с гневом, то это уже не будет дерзновение, а страсть. Дерзновение — это добродетель, а гнев — порок" (XVII беседа на Деяния апостольские).

Очень ценным является следующее замечание митр. Антония в его "Исповеди": "Духовник должен непременно спрашивать всех исповедающихся, не питает ли он злобы на ближнего и примирился ли с тем, с кем ссорился, а если кого не может увидеть лично, то в сердце своем примирился ли с ним? Объясни при сем исповедающемуся, что на Афоне духовники не только не разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего, служить в церкви и приобщаться Св. Тайн, но и читая правила, они должны в молитве Господней опускать слова: "остави нам долги наша, якоже и мы оставляем дожником нашим", чтобы не быть лжецами пред Богом. Этим запрещением иноку дается напоминание, что он теперь пожалуй и не христианин, если не может читать молитвы Господней" ("Исповедь", стр. 43-44).

Это очень ценный совет для тех, кто страдает злопамятством, кто "ни за что не простит никогда обиды" своему ближнему, так как настолько велика была несправедливость и пр.

Также существенно помогает молиться о тех, кто так легко нас вводят в искушение гнева. Через это постепенно вселяется в сердце чувство кротости и любви к тем, кого мы так легко ненавидим или на кого мы легко гневаемся.

Третьим средством, которое в сущности должно поставить на первое место, является молитва о даровании нам кротости и об отогнании от нас духа гнева, мести, обиды, злопамятства и пр.

Наконец, весьма помогает совет духовника, настаивающего на примирении с обидевшими; надо, даже если бы мы и чувствовали себя вполне вправе, решиться просить прощения у того, с кем мы находимся в отношениях враждебных или злопамятных.

Относительно страстей печали и уныния духовник должен помнить, что это обычно бывает не первичная болезнь души, а является чаще всего, как производное от других духовных состояний. Рождаются эти духовные пороки или от самомнения и самоуверенности, или от гордости и отсутствия смирения. Христианству свойственен известный пессимизм, поскольку это касается истории и прогресса, веры в земное благополучие, в социальную справедливость и пр. Но Евангелию в корне чужд тот пессимизм, которым болеет внецерковное человечество, все свое упование полагающее на свои силы, на мощь своего ума и свои способности. Пессимизм буддизма, Шопенгауэра и иных мыслителей не может быть примирен с христианским упованием. Этот пессимизм и есть скрытая форма того, что аскетика называет "унынием". Это — "потеря духовной жизнерадостности о Боге, которая питается надеждой на Его милосердное о нас промышление" (Митр. Антоний, "Исповедь", стр. 68). Иногда это чувство выражается в виде скуки, утомления в жизни, как духовной, так и просто физической; иногда оно облекается в ощущение неотвязной тоски, тревоги, безотчетного подавленного состояния, о котором так прекрасно и психологически глубоко писал датский философ Киркегор, испытавший, по-видимому, особо сильные приступы этой тревоги. Поскольку это чувство граничит с переживаниями не столько аскетико-нравственными, сколько психическими, о нем будет в свое время сказано в отделе о пастырской психиатрии, психоанализе и о применении этих дисциплин к пастырской практике.

Уныние и печаль, скука, тоска, тревога очень остро переживаются в возрасте юном, в период "бурь и порывов". Тут часто юная душа не может разобраться, в чем дело; почему такие замечательно интересные и привлекательные литературные типы, как Чайльд-Харольд, Печорин и сам Байрон вдруг становятся источником опасных душевных состояний. Духовник в этих вопросах, а особливо с молодежью должен, как указано было выше, быть сугубо внимателен, вдумчив, терпелив, гибок, сострадателен. Эти две страсти, на вид сами по себе не такие уже и опасные, могут, однако, привести, при недостатке внимания, к последствиям непоправимым: безнадежность, отчаяние, самоубийство.

Одним из самых распространенных и "легких" грехов является бесспорно грех осуждения ближнего. Многие, может быть, даже и не отдают себе отчета в том, что этот грех, столь обыденный и кажущийся таким незначительным, на самом деле является началом и корнем многих других, более опасных греховных привычек. При этом духовнику иметь в виду надо для себя и внушать это надлежит и кающимся, следующее:

1. Прежде всего, грех этот стоит в тесной связи с страстью гордости, о которой говорилось выше. Осуждая чужие недостатки, человек мнит себя лучше, умнее, честнее, праведнее других. Поэтому надо опять-таки врачевать свою страсть гордости и самомнения.

2. Судить других за их поступки и недостатки человеку не дано. Сам Спаситель заповедует нам: "Не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам... Что же видиши сучец, иже в оце брата твоего, бервна же, еже есть в оце твоем, не чуеши..." (Матф. VII, 1-3). И ап. Павел укоряет Римлян: "Ты кто еси, судяй чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его" (Рим. XIV, 4). Окончательный суд принадлежит Богу.

3. Наш же суд есть предвосхищение Страшного Суда Господня. Наш суд никогда не бывает беспристрастным. Судим мы обычно под влиянием случайных впечатлений или, что всего чаще, под влиянием обиды, раздражения, гнева, случайных "настроений". При этом ценным является еще и то психологическое наблюдение, что обычнее всего мы осуждаем в других наши же собственные недостатки, сами того не замечая: человек не умный, но мнящий о себе, как об умном, осуждает в других ограниченность, чтобы не сказать, глупость; гордый и самомнительный обычно возмущается и осуждает самомнение ближних; подверженный страсти сребролюбия, видит в других какое-либо проявление этой страсти, скажем расточительности, не замечая, что он сам скуп, но следовательно подвержен той же духовной страсти и т. д.

4. Кроме того, при врачевании этого греха не следует упускать из виду еще одного психологического соображения. Человеческому уму свойственно произносить суждения. В этом проявляется наша способность рассуждать, думать. Поэтому, думая и составляя умозаключения о ком-либо, человек не всегда грешит страстью осуждения. Он может совершенно бесстрастно и невозмущенно составить то или иное заключение или суждение о человеке, его качествах, поступках, поведении, но тем самым вовсе и не осудить его. Это будет просто суждение, но еще не осуждение. Отказавшись от своей способности производить суждения, человек отказался бы просто-напросто от способности мыслить и рассуждать. Всем, так или иначе, свойственно и даже необходимо произносить эти суждения: учителю при вопросах учащихся; критику при чтении литературного произведения; начальствующему при оценке служебных поручений подчиненных и т. д. Но эти суждения: "работа исполнена небрежно", "ученик мало способен", "стихи плохи" и пр. вовсе не должны быть грехом осуждения и в них не надо приносить покаяния перед духовником.

Но как скоро при суждении о качествах и недостатках другого входит элемент зависти, самомнения, озлобления и вообще страстности, наше суждение неизбежно приобретает характер высокомерия, в него вселяется небеспристрастность, односторонность, и оно становится уже греховным осуждением.

Небесполезным было бы указать людям, страдающим недугом обличения чужих недостатков и осуждением, например, того безымянного инока, который вспоминается в Прологе под 30 марта и которому, несмотря на многочисленные его недостатки, но при отсутствии у него порока осуждения чужих грехов, все было прощено Богом. Не осуждая других, а признавая все свои немощи и грехи, он не превозносился над другими, а смиренно сознавал свои грехи.

К так называемым "мелким" грехам причислить следует и ложь, равно как близкие к ней сплетни и празднословие. В сознание современного общества неправда вошла так глубоко и так прочно в нем укоренилась, что она стала неотъемлемой обстановкой жизни. Этот грех принимает разнообразные оттенки, начиная от преувеличения, хвастовства и под., и кончая уже открытой ложью. Люди часто не отдают себе отчета в том, что кажущиеся им невинными формы неправды могут быть и являются на самом деле поступками греховными. Преувеличения в рассказе и "сгущение красок" людьми почти и не замечаются. О своих достоинствах повествуют с намерением выставить себя в более выгодном свете, а чужие недостатки представляются рассказчиком гораздо более мрачными, чем они на самом деле. Интонацией голоса стараются изобразить обидными чужие выражения, а свои реплики в том же рассказе передаются очень смягченно, словно в них не было ничего предосудительного. Сами того не замечая, люди извращают истину, стараются других заставить в это поверить и, что всего опаснее, сами уверяются в том, так что искаженная истина им уже кажется сущей правдою. Люди таким образом вживаются в созданные ими образы неправды, эту неправду принимают за истину, незаметно опутываются тонкою паутиной лжи.

Рядом с этим, другой вид, кажущейся людям оправданной, лжи, это повседневные обманы: "скажите, что меня нет дома", — при нежелании увидеть неприятного человека; "дипломатические" заболевания вместо откровенного отказа от участия в нежелательном деле или встрече; обманы в шутку, первоапрельские шутки и пр. — все это, на первый взгляд совершенно невинно и безобидно, но в сущности постепенно растравляет правдивость и честность и научает человека с легкой совестью лгать.

Сюда же можно отнести и обманы больных, "чтобы их не напугать", уверения тяжко страждующего человека, жизнь которого может быть даже в опасности, в том, что у него ничего тревожного нет и пр. При этом еще, люди что-то где-то слышавшие по церковно-славянски, оправдывают себя псаломским изречением: "ложь — конь во спасение" (Пс. XXXII, 17), совершенно не понимая истинного смысла слов прор. Давида. На самом деле неточный перевод наш искажает смысл подлинной фразы, а именно: "вовсе не ложь является конем во спасение, а конь может оказаться ложным спасением", т. е. обмануть надежды всадника на то, что конь его вывезет из опасности. Ложь, наконец, может проявляться и совершенно беззастенчиво, открыто и во всей своей сатанинской опасности. Ложь становится в таких случаях какой-то второй природой человека; он привыкает лгать, ложь ему необходима для изъяснения своих мыслей.

Ложь в малом, в кажущемся невинном преувеличении, "ради красного словца" или в шутку, постепенно так овладевает человеком, что он идет легко на сделки с совестью и в вопросах принципиального значения. Ради спасения кого-то или чего-то считают для себя допустимым заключать союз с принципиальной ложью, идти на компромисс с противохристианскими идеями и под., так как этим, якобы, можно кому-то облегчить участь. Сделки с совестью являются типичными болезнями века. По меткому выражению одного русского мыслителя, человечество теперь "не с ума сошло, а с совести сошло".

В данном разрезе особенно ясно оправдывается слово Господне: "Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити. Он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем; егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко ложь есть и отец лжи" (Иоан. VIII, 44). От диавола ничего не может изойти, кроме диавольского; от лжи ничего не исходит кроме лжи. Ложь, — большая или маленькая, "оправданная" или открытая, шуточная или действительная, — всегда есть ложь и только ложь, и от нее ничего иного не может последовать, кроме лживых, растлевающих и в конечном счете диавольских, т. е. антихристианских последствий.

Господь есть "путь, истина и живот" (Иоан. XIV, 6), ко Христу приходят только через истину, а не через ложь. И только Христос приводит ко Отцу. Только истина делает людей свободными (Иоан. VIII, 32).

Наряду с ложью, т. е. искажением истины, стоит и грех празднословия, т. е. ненужного, излишнего, пустого пользования даром слова. Часто люди от необходимых слов переходят к бесполезному и бесцельному разговору. Слова тратятся без нужды, в "болтовне" проводится время для того только, чтобы что-то сказать. Слова начинают для таких людей терять их настоящее значение и назначение. Слово, как выражение мысли, становится праздным, ничего не выражающим. В таком празднословии проходит время, которое могло бы быть использовано иначе, для назидания, для разумного общения. Слова перестают быть осоленными солью (Кол. IV, 6), становятся незначащими и весь длинный разговор в конечном итоге не принес никому никакой пользы.

Вообще, при этом следует отметить, что слова делаются какими-то пустыми, не выражающими мысли."Логос" у греков означал и "слово" и "мысль". Слово должно выражать какую-то мысль, какую-то работу ума. Слово должно выражать какую-то истину. Преувеличения, повторения, бессодержательность выражений превращают всю беседу в нечто беззначительное. Тот дар, который дан только человеку, ради приобщения к Истине, тратится попусту и мало чем отличается от того выговаривания слова, которому можно научить попугая, скворца или вообще неразумное существо.

Нагромождение прилагательных, когда можно обойтись только одним, наиболее ярким и выражающим самую суть вещи или явления; злоупотребление превосходными степенями сравнения или такими, как "потрясающий", "колоссальный", "исключительный", "идеальный", "безумно важный", чтобы не говорить о такой нелепости, как "было адски весело" и пр. — все это свидетельствует об удешевлении того значения, которому слово призвано служить. Выработка в себе хорошего, ясного и умиренного стиля не есть вовсе только литературная прихоть, а означает ясность мысли, трезвость ума и верность истинному смыслу дара слова.

Празднословие, осуждаемое молитвою св. Ефрема Сирина и неправда, осуждаемая самим Господом вырастают на той же почве. Надо поэтому духовнику с детства приучать кающихся быть осторожными в словах, правдивыми и не оправдывать никогда никакой формы лжи. Ребенку надо внушать быть готовым даже претерпеть наказание за какой-либо проступок, чем исказить истину и скрыться за выдуманное оправдание. Рано или поздно истина выйдет наружу и тогда уже доставит солгавшему больше неприятностей, чем он бы имел при твердом стоянии на правде.

"Глаголю бо вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный; от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися" (Матф. XII, 36-37). Священник, уча других, конечно и сам должен твердо помнить о важности и о ценности слова: он сам не должен допускать празднословия и даже многословия. Надо помнить о соответствии слова, произнесенного со смыслом, в нем содержащимся. Но еще больше следует помнить, что наша "словесность", наша логосность есть проявление нашей разумности и, что еще важнее, роднят нас с самим ипостасным словом, котором есть путь, жизнь и ИСТИНА.

Share this post


Link to post

Я думаю надо самому стараться жить правильно по заповедям и молиться о своих близких и с Божьей помощью они потихонечку будут воцерковляться.

Share this post


Link to post

В теории это конечно легко, а когда ты одолеваем страстями и погряз в них по уши, невыносимо даже рядом находиться. Я раньше думала, что в монастырях люди живут как в раю, думаю: ну какие у них там соблазны?, а после поняла, проживать намного сложнее чем рассуждать. Если даже насельники монастырей порой не могут справиться  с нападками, что говорить о нас выросших в не самых благополучных семьях?

Edited by Анастасия Жукова

Share this post


Link to post

Насельники монастырей тоже не с Марса прилетели, такие же люди, из таких же семей, возможно, кто-то из неблагополучных тоже... Так что, сравнивать тут вряд ли стоит. Бог дает каждому человеку абсолютно всё необходимое для жизни в его конкретном месте и времени.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...