Перейти к публикации
Миха

Где грань между смирением и пассивностью?

Рекомендованные сообщения

Вопрос: Где грань между смирением и пассивностью?

Конкретные примеры, где следуется определить, какое поведение можно назвать смиренным, а какое пассивным (просьба к аудитории отвечать максимально просто и четко):

 

1. Я делаю дело. На него получено благословение (хотя и дело в общем суетное), но оно идет плохо и медленно. Я трачу огромные усилия на это дело, но успеха все равно нет. Конца и края не видно. Можно взять и бросить им заниматься, объясняя себе это тем, что вот мол, Господь не благославляет. С одной стороны - проявить смирение, так как все суета, с другой стороны остановку процесса можно назвать проявлением малодушия и пассивности в достижении результата.

 

2. Я делаю дело, но я только винтик в процессе, и конечный результат зависит не только от меня. Но именно конечным результатом будут пользоваться люди. И я очень хочу, чтобы то, что дошло до людей было хорошего качества и люди бы радовались, используя мой продукт. К сожалению те, кто работает со мной думают иначе. Я могу проявить смирение и никак не воздействоваться на остальных, тогда результат будет плохой, либо начать всех подталкивать (даже возможно грубо, поскольку иначе не получается), тогда есть шанс, что результат получится хороший и послужит людям. В любом случае, я могу либо подталкивать тех, с кем я работаю, что точно не смиренно, либо проявить смирение (или все же пассивность) и пустить все на самотек, выполнив добротно только свою часть. Но цель-то - принести радость тем, кто в конечном итоге будет пользоваться продуктом. Не будет ли ли "пускание на самотек" проявлением равнодушия и пассивности?

 

3. Я нанимаю работников, чтобы они оказали мне какую-то услугу, предположим - сделали ремонт. Они делают плохо. Я и уговаривал и пытался по человечески относиться к отговорка о прогулах и затягивании сроков. Ничего не помогает. Есть 2 варианта - могу сдаться и внутренне сказать - как получится, так и получится. Это будет пассивность или смирение? Или же дожать до нормального результата, о котором мы и договаривались, но это может быть достаточно жестко и потребовать много душевных усилий и с той и с другой стороны. Вопрос: как поступать и каким в этом случае будет смиренный путь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вопрос: Где грань между смирением и пассивностью?Конкретные примеры, где следуется определить, какое поведение можно назвать смиренным, а какое пассивным (просьба к аудитории отвечать максимально просто и четко): 1. Я делаю дело. На него получено благословение (хотя и дело в общем суетное), но оно идет плохо и медленно. Я трачу огромные усилия на это дело, но успеха все равно нет. Конца и края не видно. Можно взять и бросить им заниматься, объясняя себе это тем, что вот мол, Господь не благославляет. С одной стороны - проявить смирение, так как все суета, с другой стороны остановку процесса можно назвать проявлением малодушия и пассивности в достижении результата. 2. Я делаю дело, но я только винтик в процессе, и конечный результат зависит не только от меня. Но именно конечным результатом будут пользоваться люди. И я очень хочу, чтобы то, что дошло до людей было хорошего качества и люди бы радовались, используя мой продукт. К сожалению те, кто работает со мной думают иначе. Я могу проявить смирение и никак не воздействоваться на остальных, тогда результат будет плохой, либо начать всех подталкивать (даже возможно грубо, поскольку иначе не получается), тогда есть шанс, что результат получится хороший и послужит людям. В любом случае, я могу либо подталкивать тех, с кем я работаю, что точно не смиренно, либо проявить смирение (или все же пассивность) и пустить все на самотек, выполнив добротно только свою часть. Но цель-то - принести радость тем, кто в конечном итоге будет пользоваться продуктом. Не будет ли ли "пускание на самотек" проявлением равнодушия и пассивности? 3. Я нанимаю работников, чтобы они оказали мне какую-то услугу, предположим - сделали ремонт. Они делают плохо. Я и уговаривал и пытался по человечески относиться к отговорка о прогулах и затягивании сроков. Ничего не помогает. Есть 2 варианта - могу сдаться и внутренне сказать - как получится, так и получится. Это будет пассивность или смирение? Или же дожать до нормального результата, о котором мы и договаривались, но это может быть достаточно жестко и потребовать много душевных усилий и с той и с другой стороны. Вопрос: как поступать и каким в этом случае будет смиренный путь?
Уважаемый, Миха, к сожалению в суетном мире очень сложно хранить смирение, но, стараться необходимо, ведь это дело вашего спасения, а что бы понять где грань, прочтите вложение, как об этом кратко сказал преподобный Ефрем Сирин. Помоги вам Господи!

Признаки истинного смирения.doc

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что есть смирение в миру (при условии, что у меня нет духовника и я не беру благословение на что-либо)? Предполагает ли смирение получение благословение. Или смирение - это, в том числе, принятие обстоятельств такими какие они есть, без попытки что-либо поменять, то есть ждать пока жизь все изменить сама (или согласиться с тем, что не изменит)?

Не совсем верно. Смирение это никак не пассивность. Смиренный человек никак не бездеятельный. Это большая ошибка считать, что смирение это елейный голос и характер как тряпка. Царь Давид (Псалмопевец) был смиренный и кроткий человек, но это не мешало ему управлять государством и вести войны. Смиренный человек делает то, что может и то, что нужно делать. Он смиряется не перед злом, а перед Господом. Если видит, что обстоятельства от Господа то он смиряется, то есть имеет мир внутри. Внешние обстоятельства не возмущают его души, он спокоен. Иметь духовника вопрошать его и брать благословение – в этом есть смирение, но это не обязательное условие. Но вот если рядом есть духовники и не вопрошаешь их, не берешь благословение, в общем полагаешься на свой ум – в этом гордость.

Источник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3. Я нанимаю работников, чтобы они оказали мне какую-то услугу, предположим - сделали ремонт. Они делают плохо. Я и уговаривал и пытался по человечески относиться к отговорка о прогулах и затягивании сроков. Ничего не помогает. Есть 2 варианта - могу сдаться и внутренне сказать - как получится, так и получится. Это будет пассивность или смирение? Или же дожать до нормального результата, о котором мы и договаривались, но это может быть достаточно жестко и потребовать много душевных усилий и с той и с другой стороны. Вопрос: как поступать и каким в этом случае будет смиренный путь?

В этом случае, мне кажется, смиренно - без обиды, злости и к-л напряжения отказаться от услуг работников - смириться с тем, что они не хотят или не могут выполнить дело, не возмущаться тем, что Ваше дело из-за этого откладывается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Попробую ответить Вам по пунктам.В первом случае,я думаю,Вам нужно проявить не смирение,а терпение,если дело хорошее,то рано или поздно Вы его завершите.Во втором случае пустить все на самотек-это,на мой взгляд,не смирение,а равнодушие,если в конечном итоге должен быть продукт нужный людям,Вы должны добиваться завершения данного дела,даже пусть и жестко,иногда жесткость нужна.Ну а что касается третьего пункта-может просто нанять других рабочих?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

1. Если уверен в суетности дела, то бросить его и заняться делом не суетным. Нельзя осознано тратить попусту время отпущенное Богом.

2. Делай правильно и прилежно своё дело и не навешивай на себя обязанностей и ответственностей за всех. Суди свои дела и не суди чужие. Спаси себя, и будет с тебя. Тебе за них в аду не гореть, а им за тебя райских цветов не нюхать.

3. Отдать им то, что они реально заработали за минусом издержек на нанятие другой бригады и попросить немедленно прекратить все работы, не искушать себя обостренем обстановки и не думать, что они вообще способны когда либо должным образом всё закончить...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

1) по первому пункту не совсем понятно что же за дело Вы делаете, но я заметила важный факт, что Вы сказали что на это дело дано благословение. У преп.Варсонофия прочла как он приводил пример истории как один инок у старца нес послушание, и поливал за 10 верст сухую палку, воткнутую в пустыне, каждодневно, это ему стало казаться бестолковым и суетным, но он терпел и смирялся, гнал клевещущие мысли, и однажды на месте этой палки вырос оазис. Но это речь о послушании. Вы же, как я понимаю взяли благословение на какое-то дело, и сами же это дело признаете суетным. Но мы навряд ли можем судить о нем, т.к. понятия даже не имеем что же за дело. Поэтому, может целесообразней с этим вопросом обратиться к тому, кто вам это благословение на дело и давал?

 

2) Вы называете себя винтиком в процессе, ну так не смущаясь и делайте добросовестно, честно, профессионально свое дело, в котором Вы разбираетесь, в котором Вы мастер, порой винтики и толкают и приводят в движение всю машину, весь процесс, точнее этот процесс и состоит из работы многочисленных винтиков и деталей, у которых свое предназаначение и работа. А если кто-то дает сбой, то такую деталь рано или поздно заменяют. Если стоит задача в том, чтобы кого-то подтолкнуть и растормошить, или не дать вести себя не добросовестно и развязно, безответственно в ответственном деле, то думаю ничего нет криминального, если проявить какую-то настойчивость, убеждение, ясно в пределах разумного (прощая, не осуждая, не гневаясь, не ругаясь-матюкаясь, не превозносясь).

 

3) Не знаю, я считаю, что если человек и так и сяк, по хорошему, терпя людей, давал им возможность исправить или сделать дело по нормальному, но это всё как об стенку горох, и они впустую и вглухую использовали терпение, время и возможность, но так и не исправились, то с таковыми, наверное, лучше расстаться, особенно если чувствуешь, что терпения и сил осталось с капельку. Хотя бывает, что потерпев, что-то полезное и выходит. Но это все индивидуально и смотря по ситуации.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Михаил,не могу судить что и от чего у вас так обстоят дела.Для себя,в своих обстоятельствах жизни я поняла,то во всяком добром деле нужно прежде всего терпение,без терпения не будет смирения.Безразличным к халатности других нельзя быть,а постараться изменить ситуацию,допустим расторгнуть контракт.Смиренный я так понимаю он не будет бездействовать,а что то делать,но при этом не будет раздражаться и злиться на обстоятельства и будет просить Господа помочь изменить ситуацию,и открыть как правильно поступить. .А пассивный,наоборот будет мыслить примерно так: Будь что будет,мне безразлично.

Православный в жизни должен поступать так,что бы совесть была потом спокойна.Помоги вам Господь.

Простите,может я и неправильно мыслю.

Смиряйся, терпи и не отчаивайся — и не будешь гневен

 

Существует духовный закон, который должен исполнять каждый православный христианин, и заключается он в трех простых словах: смиряйся, терпи и не отчаивайся.

Очень часто мы не хотим смириться перед теми обстоятельствами, которые воздвигает Господь. У нас что-то не получается, и первая наша человеческая реакция на то, что не получается — это конфликт, ссора, раздражение, гнев. Мы ищем виновного — мужа, жену, начальника, подчиненного — и с яростью обрушиваемся на него за свои собственные неудачи. Если мы не находим виновного, то начинаем раздражаться и гневаться на себя. Это опять две стороны одной и той же медали — гордость и тщеславие. Мы рассердились на ближнего, рассердились на себя. Но не сделали того, что нужно и что сделать так просто: мы не смирились пред Господом.

А это и есть то единственное, что необходимо в этих обстоятельствах. Ты просто не готов сейчас к тому, что встретил на своем жизненном пути, ты духовно немощен сейчас и не можешь понести то, что накладывает на тебя Господь. И все, что от тебя требуется в этот момент — смириться, познать свою немощь и сказать: «Господи, я немощен пред Тобою». А потом набраться терпения и ждать, чтобы душа смогла преодолеть возникшее жизненное препятствие.

Каждый раз, когда мы встречаемся с препятствиями, нам мешает наша гордость.

И человек, гневаясь, пропускает самое главное — не видит своей язвы, которую Господь хочет уврачевать, той немощи, которую открывает Господь.

Но если человек просто помолчал и сказал: «Да, Господи, я немощен пред Тобою. Дай мне силы преодолеть то, что Ты открыл мне. Дай мне силы, дай вразумление или терпение».

И терпит день, терпит два, месяц, может быть, год, может быть, несколько лет. И видя, что человек смиренно, как мытарь (см. Лк. 18,13), не смея поднять свои очи и познав свою немощь, ждет исцеления, Господь посылает ему благодатное утешение: зарубцовывает его язву и подает ему новый духовный дар.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Начальники и подчиненные

В тех случаях, когда христианин сам является начальником и имеет подчиненных, у него может возникнуть опасность — ради каких-либо житейских или служебных «интересов» забывать о человеке и жестоко, без сердца, поступать с подчиненными. Старец Силуан говорит, что «начальник должен любить своих подчиненных, как мать любит своих детей, а если кто непослушлив, то должен за него усердно молиться Богу: Господи, вразуми раба Своего: Ты любишь его», — и тогда молитва твоя принесет ему пользу, и сам ты познаешь, как хорошо молиться за подчиненных. Хорошего начальника все будут любить, потому что все люди любят, когда с ними ласково обращаются. Опыт показал, что не надо плохо мыслить о человеке, потому что за это уходит благодать Святого Духа от души».

У всякого начальника (или учителя) могут, однако, встретиться случаи, когда надо проявить свою власть, оберегая других подчиненных (или учеников) от соблазна, порчи или дурного влияния от какого-либо из подчиненных (или от ученика). В этом случае надо проявить твердость, и, если не помогают увещевания, то удалить приносящего вред. Как пишет старец Алексей Мечев: «Общее благо выше частного».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Смирение и пассивность не имеют точек соприкосновения потому, что происходят по разным мотивам и развиваются на разных фундаментах, определяемые полюсными по значению состояниями.Практически, из разных источников исходят, в разные стороны направленны и имеют различные пункты назначения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень много людей не видят чёткого различия между смирением и пассивностью, потому, что не задумывались или не правильно понимают их истинные определения и природу. Смирение - это добродетель, то есть душевное делание, усилие над собой, стремление к Богу. Оно основывается на видении во всём промысла Божьего и отказе от пороков осуждения, обиды, беспокойства, нервозного переживания, суетности по отношению ко всему, что бы не происходило с человеком. Пассивность - это порок, наоборот - отсутствие душевного делания, какого либо усилия над собой, уход от Бога. Оно основывается на безразличии, отсутствии Божественной синергии, отказе от добродетелей - сострадания, сорадования, сопереживания, стремления к труду, заботе о ближнем (ну это всё в принципе и есть синергия).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

От себя добавилю вот что. Не один раз замирало сердце, когда становилась свидетелем ссор и разборок при строительстве или ремонте жилых помещений. Как же можно? Ведь здесь жить? Почти без исключений в дальнейшем в "скандальном помещении" что-то было не так. Я имею в виду техническую часть дела. Что-то отваливалось, потолочные доски - на полу и наоборот и прочее, прочее...И даже не при столь значительных делах очень важен мир между сторонами.

Разделять на смирение и равнодушие не берусь. С самого начала надо просить помощи Божией в деле, особенно столь важном. Ну и самим постараться - ведь не с неба же эта бригада упала. Узнать про "прошлое", посмотреть на результаты труда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Вера
Вопрос: Где грань между смирением и пассивностью?Конкретные примеры, где следуется определить, какое поведение можно назвать смиренным, а какое пассивным (просьба к аудитории отвечать максимально просто и четко): 1. Я делаю дело. На него получено благословение (хотя и дело в общем суетное), но оно идет плохо и медленно. Я трачу огромные усилия на это дело, но успеха все равно нет. Конца и края не видно. Можно взять и бросить им заниматься, объясняя себе это тем, что вот мол, Господь не благославляет. С одной стороны - проявить смирение, так как все суета, с другой стороны остановку процесса можно назвать проявлением малодушия и пассивности в достижении результата. 2. Я делаю дело, но я только винтик в процессе, и конечный результат зависит не только от меня. Но именно конечным результатом будут пользоваться люди. И я очень хочу, чтобы то, что дошло до людей было хорошего качества и люди бы радовались, используя мой продукт. К сожалению те, кто работает со мной думают иначе. Я могу проявить смирение и никак не воздействоваться на остальных, тогда результат будет плохой, либо начать всех подталкивать (даже возможно грубо, поскольку иначе не получается), тогда есть шанс, что результат получится хороший и послужит людям. В любом случае, я могу либо подталкивать тех, с кем я работаю, что точно не смиренно, либо проявить смирение (или все же пассивность) и пустить все на самотек, выполнив добротно только свою часть. Но цель-то - принести радость тем, кто в конечном итоге будет пользоваться продуктом. Не будет ли ли "пускание на самотек" проявлением равнодушия и пассивности? 3. Я нанимаю работников, чтобы они оказали мне какую-то услугу, предположим - сделали ремонт. Они делают плохо. Я и уговаривал и пытался по человечески относиться к отговорка о прогулах и затягивании сроков. Ничего не помогает. Есть 2 варианта - могу сдаться и внутренне сказать - как получится, так и получится. Это будет пассивность или смирение? Или же дожать до нормального результата, о котором мы и договаривались, но это может быть достаточно жестко и потребовать много душевных усилий и с той и с другой стороны. Вопрос: как поступать и каким в этом случае будет смиренный путь?
К сожалению мы часто путаем понятия слов терпение и смирение.

Смирение это дар Божий и дается он в конце пути и то не всем,ибо труден путь и тесен ко смирению и не каждый идущий доходит.Смирение же достигается долготерпением и постоянным самоукорением при деятельном исполнении заповедей,видение своих грехов и покаянии. Признаки же смирения,если их возможно описать,ибо это внутреннее состояние души,хорошо показаны в Аскетических опытах Игнатия Брянчанинова.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Смирение

Смирение С.В. Посадский

Смирение митрополит Филарет (Вознесенский)

Что такое смирение? старец Иосиф Ватопедский

Смирение, сущность смирения и его плоды схиигумен Савва

Сущность смирения Н.Е. Пестов

О смиренномудрии преподобный Авва Дорофей

Подвиг смирения (пересказ эпизода из жития Святого Макария Египетского)

О смирении (разговор между старцем и учеником его) св. Игнатий Брянчанинов

Смирение, или снятие усилия"? протоиерей Михаил Дронов

Одеяние Божества. О том, как приобрести смирение протоиерей Вячеслав Тулупов

Ни одно другое слово не понимается нецерковными людьми так неверно, как это. Под смирением часто имеют в виду забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо, достоинство человека и христианина. А значение глагола «смирить» обычно понимают как синоним слова «унизить». Но в духовной жизни христианина ни одна другая добродетель не значит так много и, одновременно, не дается так трудно, как эта.

Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение - стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4,19).

По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя.

Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит - путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.

См. ДОБРОДЕТЕЛЬ, СМИРЕННОМУДРИЕ, ЛЖЕСМИРЕНИЕ, КЕНОСИС

"...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим".

(Мф. 11:29)

"Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

(Лук. 14:11)

"Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

(Лук. 17:10)

"Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше"

св. Григорий Синаит

"Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви"

преп. Амвросий Оптинский

Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.

Н.А. Бердяев

Смирение – Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение и людям утешение.

Русская пословица

 

http://azbyka.ru/dictionary/17/smirenie-all.shtmlА я когда понимаю , что мои попытки достучаться до правды тщетны ,то оставляю всё на ВОЛЮ БОЖИЮ .Кто знает может мне это не так уж и необходимо или у БОГА на меня другие планы.Незнаю смирение это или наплевательство на всё происходящее , а может усталось от борьбы с ветряными мельницами .От меня часто мало что зависит , если бы зависило то жила бы по другому , а так часто приходится подчиняться ЗАКОНАМ мира сего и делать то что совершенно противоречит моим нуждам .А если бы пёрла бы как танк , то наворотила бы таких дел ......,что самой подумать страшно.Зато жила бы в достатке .Как я услышала в одном мультике "Плюй на всех и в жизни ждёт тебя успех!"Не поддаваться своим желаниям тоже новерное относится к смирению ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С некоторых пор, когда у меня в жизни трудная ситуация, то я, помолясь, возлагаю решение проблемы на Бога, а сама не предпринимаю с этих пор своей воли. Если я взяла благословение на что-то, а это "что-то" не получается, то я понимаю, что то воля Божия. И я смиряюсь. А каждое свое дело, конечно, мы должны делать добросовестно, в меру своих сил. Простите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...