Перейти к публикации
Юлия

Духовная литература начинающему свой путь в православии

Рекомендованные сообщения

Какую духовную литературу Вы посоветуете прочитать начинающему свой путь? Можно ли начать с трудов Святителя Игнатия Брянчанинова?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Может быть, лучше с "Житий святых" начать? Правильнее было бы с духовником посоветоваться или со священником во время исповеди...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Может быть, лучше с "Житий святых" начать? Правильнее было бы с духовником посоветоваться или со священником во время исповеди...

Я прочла "Жития Оптинских старцев". Святителя Игнатия Брянчанинова я могу не понять? Я спрашиваю потому, что однажды, по своей неопытности и глупости, я начала сразу читать Ветхий Завет и ... "меня откинуло от православия" на несколько лет. Больше я так делать не хочу :ireful10: !!! И сейчас много православной литературы, которая вовсе не является православной (на документальных фильмах я уже попалась :smile300: ). Жития каких именно Святых мне почитать? :smile300:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юля поскольку ва живёте в Москве, то вам будет интересно прочитать житие Мотроны Московской и Василия Блаженного, а также порекомендую житее Ксении Петербуржской и Серафима Вырицкого.Много поучительного. Три года назад когда я начинал воцерковлятся мне тоже священник у которого я исповедовался советовал начинать чтение духовных книг с Житий святых. Я начинал читать с того что попадется и первая книга была это житие Сергия Радонежского, кстати тоже рекомендую. И вот дам вам одну ссылку где можно скачать подборку из житий святых по месяцам и послушать в MP3 формате

http://razym.ru/audiobook/religiyaau/41121-zhitiya-svyatyx-chtimyx-pravoslavnoj-cerkovyu.html

Спаси вас Господи

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Олег

Находясь под впечатлением лекций А.И.Осипова, имею желание посоветовать: купите книги "Письма Валаамского старца (схиигумена Иоанна (Алексеева) и "Письма духовным чадам" игумена Никона (Воробьева). Поразили простотой, доброжелательностью, большим количеством ссылок на Св. Отцов и даже некоторой юморностью... Над фразой о. Иоанна просто "демонически" ухахатывался: в прощании в письме - "Духовно хромающий на обе ноги! Схиигумен Иооанн." М-гм!...

Это он-то - хромающий!... Кто ж мы-то тогда?! - копошащиеся цыплята?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юлия, вот что вспомнилось когда размышляла я над вашим вопросом....когда я только-только приходила к Богу, мне помогло многое понять чтение проповедей и трудов Антония Сурожского , а здесь его электронная библиотека ... его иногда в народе называют Апостолом Любви....это действительно так.... и еще есть в инете Духовные размышления на каждый день День за Днем - удивительные размышления, очень часто, читая их, я просто плакала; если решитесь их читать, то перед их прочтением необходимо ознакомиться с отрывками из Евангелия, которыми начинаются каждое из размышлений чтобы понять о чем оно. Они как раз для начинающих, для мирян...простое слово, но в тоже время наполненное глубоким смыслом, которое написано не для монашествующих только, но для всех христиан.

 

Почему необходимо начинать с простого и малого? - потому что:

 

Как известно, четкую грань между мирянами, имеющими целью спасение, и монахами, стремящимися к совершенству, он (Св. Игнатий (Брянчанинов)) проводил вплоть до выбора чтения, ибо, считал он, подвижнические книги, предназначенные пустынникам, развивают в мирянине чрезвычайно вредное духовное мечтательство (источник)

 

если браться читать высокие книги, предназначенные для монахов и подвижников, не зная начального и основного, то можно просто навредить себе через стремление к высоким подвигам, непомерным трудам и воображением себя неким подвижником, да ещё и избранным Богом, а это не ведет к добру. Необходимо начинать с того, что поможет укрепиться вам в вере и расскажет о самом основном в православной вере.

 

Еще почитайте Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви (Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.)

 

Также очень легка для чтения и понимания "Таинство веры" Игумена Илариона (Алфеева) , чтобы глубже понять православную веру.

 

Для простого чтения почитайте Отец Арсений , Ивана Шмелева Лето Господне, Валаам, Богомолье .

 

Вот пожалуй наверное самое начальное, хотя это всего лишь мое восприятие того, с чего необходимо начинать исходя из моего опыта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Какую духовную литературу Вы посоветуете прочитать начинающему свой путь? Можно ли начать с трудов Святителя Игнатия Брянчанинова?

Известно, что душа человека начинающего свой духовный путь чрезвычайна восприимчива, и тут играет огромное значение выбор литературы для первого чтения. В большей или меньшей мере прочитанное останется тем фундаментом, на котором будет в дальнейшем строиться вся духовная жизнь. Навык к критическому мышлению, который будет развит со временем, еще отсутствует и поэтому почти всегда заимствованные из прочитанного и усвоенные в начале мысли и мнения становятся (иногда даже незаметно для самого человека) своего рода постулатами, поскольку сравнивать пока еще не с чем. Поэтому подбор первой духовной литературы для начинающего чрезвычайно важен. 

 

Лучше всего с самого начала начать с "чистого молока" - творений святых отцов. Для мирян лучше всего подойдут творения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Тихона Задонского. Объем этих книг достаточно велик, но если все же удастся их прочесть целиком, то польза от этого чтения будет огромна. Надо иметь ввиду, что каждая книга несет в себе свой дух, и если автором книги является святой человек, то дух его творений незаметно будет образовывать нашу душу. И даже, если что-то из прочитанного до времени будет не понятно уму, то душа все-равно будет постепенно приобретать навык к различению духа Истины от духа лжи. Конечно, мало найдется тех, кто возьмет на себя подвиг полностью прочесть труды вышеназванных отцов, но вместе с тем к этому идеалу надо все же стремиться. Напитавшись из такого чистого источника со временем можно уже будет без опасения читать и более "разбавленные" книги. 

 

Что касается творений святителя Игнатия (Брянчанинова), то у него в нескольких книгах собрано и передано для современного читателя все святоотеческое наследие, и если человек имеет желание ознакомиться с трудами святых отцов, которых на самом деле очень много, то лучше начать именно со святителя Игнатия. Лучше него еще никто не смог так доступно передать святоотеческий опыт христианкой жизни. Правда, для некоторых труды святителя Игнатия с самого начала кажутся трудными для чтения, а другие, наоборот - зачитываются им и кроме него не хотят ничего читать. Кстати, я в свое время начал именно со святителя Игнатия и по сей день ни капли об этом не жалею.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юля поскольку ва живёте в Москве, то вам будет интересно прочитать житие Мотроны Московской и Василия Блаженного, а также порекомендую житее Ксении Петербуржской и Серафима Вырицкого.Много поучительного. Три года назад когда я начинал воцерковлятся мне тоже священник у которого я исповедовался советовал начинать чтение духовных книг с Житий святых. Я начинал читать с того что попадется и первая книга была это житие Сергия Радонежского, кстати тоже рекомендую. И вот дам вам одну ссылку где можно скачать подборку из житий святых по месяцам и послушать в MP3 формате

http://razym.ru/audiobook/religiyaau/41121-zhitiya-svyatyx-chtimyx-pravoslavnoj-cerkovyu.html

Спаси вас Господи

Большое спасибо, Игорь ! :thank_yp: Я обязательно воспользуюсь Вашими советами и ссылкой ! :thank_yp: Спаси Вас Господи

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Находясь под впечатлением лекций А.И.Осипова, имею желание посоветовать: купите книги "Письма Валаамского старца (схиигумена Иоанна (Алексеева) и "Письма духовным чадам" игумена Никона (Воробьева). Поразили простотой, доброжелательностью, большим количеством ссылок на Св. Отцов и даже некоторой юморностью... Над фразой о. Иоанна просто "демонически" ухахатывался: в прощании в письме - "Духовно хромающий на обе ноги! Схиигумен Иооанн." М-гм!...

Это он-то - хромающий!... Кто ж мы-то тогда?! - копошащиеся цыплята?

Большое спасибо, Олег! Я как раз сейчас слушаю лекции Алексея Ильича Осипова :thank_yp: Благодаря ему я поняла, что шла не той дорогой: не те фильмы и книги читала, а по неопытности принимала все за чистую правду. Он еще больше укрепил меня в вере :thank_yp: . И вообще Алексей Ильич - замечательный лектор, с его добротой и юмором лекции воспринимаются легко и самое главное запоминаются и остаются в душе. Всем советую ! :(

С радостью воспользуюсь Вашим советом, Олег, спасибо! Спаси Вас Господи

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Известно, что душа человека начинающего свой духовный путь чрезвычайна восприимчива, и тут играет огромное значение выбор литературы для первого чтения.

Что касается творений святителя Игнатия (Брянчанинова), то у него в нескольких книгах собрано и передано для современного читателя все святоотеческое наследие, и если человек имеет желание ознакомиться с трудами святых отцов, которых на самом деле очень много, то лучше начать именно со святителя Игнатия. Лучше него еще никто не смог так доступно передать святоотеческий опыт христианкой жизни. Правда, для некоторых труды святителя Игнатия с самого начала кажутся трудными для чтения, а другие, наоборот - зачитываются им и кроме него не хотят ничего читать. Кстати, я в свое время начал именно со святителя Игнатия и по сей день ни капли об этом не жалею.

Огромное спасибо, о. Даниил! Обязательно воспользуюсь Вашими советами! Я уже начала читать 1 том "Аскетические опыты" Игнатия Брянчанинова (всего у меня 6 томов). Не возможно оторваться!!! мне кажется, что его книги заполняют какую-то пустоту в моей душе, о которой я раньше не знала. Извините, может я не так выражаю мои чувства. Я поняла, что чтение настоящей духовной литературы меняет разум и жизнь человека, и мир становится другим.

Спаси Вас Господи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юлия, вот что вспомнилось когда размышляла я над вашим вопросом....когда я только-только

Спасибо, Катюша! :thank_yp: Спасибо за ссылки :thank_yp:! Будем работать :( Спаси Вас Господи

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Святителя Игнатия Брянчанинова я могу не понять?

однажды, по своей неопытности и глупости, я начала сразу читать Ветхий Завет и ... "меня откинуло от православия" на несколько лет. :thank_yp:

 

У моего поколения религиозная жизнь складывалась несколько иначе, чем у нынешнего : в советское время ни Житий сятых, ни Библии, ни Молитвословов достать было невозможно. Молитвы приходилось писать от руки под диктовку родных бабушек, у которых образование было 3 класса церковноприходской школы. Первые книги православной тематики, изданные для широкой публики, - это Житие Сергия Радонежского (1989 г.) и "Жизнеописания достопамятных людей земли русской : X-XX вв" (1992 г.). Первые Библии в Синодальном переводе появились вначале 90-х годов прошлого века, издавались они в Брюсселе, видимо поэтому в Ветхом Завете отсутствуют неканонические книги. Библия читалась вдохновенно. В ней нашлось столько параллелей с 90-ми годами, что прочитала ее два раза подряд, делая выписки в тетради. И по сей день она является для меня Главной Книгой.

Что касается трудов святых отцов... Пыталась читать... Дело не в том, что стиль сложноват для восприятия, а в том, что они друг другу противоречат. Если один пишет, что вот это - хорошо, а вот это - нет, то другой доказывает совершенно противоположное. То есть, сколько святых отцов, столько и мнений. Где-то мне попадалось высказывание, что лучше придерживаться взглядов одного какого-нибудь святого, если вы ему доверяете, и стараться подражать оному, а не разбрасываться по всем святоотеческим писаниям. :thank_yp:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что касается трудов святых отцов... Пыталась читать... Дело не в том, что стиль сложноват для восприятия, а в том, что они друг другу противоречат. Если один пишет, что вот это - хорошо, а вот это - нет, то другой доказывает совершенно противоположное. То есть, сколько святых отцов, столько и мнений. Где-то мне попадалось высказывание, что лучше придерживаться взглядов одного какого-нибудь святого, если вы ему доверяете, и стараться подражать оному, а не разбрасываться по всем святоотеческим писаниям.  :thank_yp:

 

На самом деле святые отцы нисколько не противоречат один другому. Хотя такое впечатление может (и должно) создаться при первом внимательном их чтении. Но в дальнейшем приходит понимание, что святые отцы писали лишь о разных состояниях, людям с различным духовным устроением и духовного возраста. Одни писали для безмолвников, другие для проводящих жизнь в миру. Тут действительно, чтобы правильно понимать что и как, нужна многолетняя начитанность. А вот опасность скрывается как раз там, где человек сам решит следовать кому-то одному, выполнять какой-либо понравившийся святоотеческий совет. Бывает так, что нередко таким выбором руководит скрытая страсть, которая ищет себе пищи. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А вот опасность скрывается как раз там, где человек сам решит следовать кому-то одному, выполнять какой-либо понравившийся святоотеческий совет. Бывает так, что нередко таким выбором руководит скрытая страсть, которая ищет себе пищи. 

 

Очень может быть. Я только передаю то, что где-то прочитала или услышала. Сама в богословских вопросах мало смыслю. Хотя прошедший учебный год посещала лекции, организованные Патриаршим центом духовного развития детей и молодежи, но, к сожалению, знаний не прибавилось. Просто ожидала от них другого... Сейчас занимаюсь самостоятельно. А вот что из этого выйдет? :thank_yp:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Лучше всего с самого начала начать с "чистого молока" - творений святых отцов. Для мирян лучше всего подойдут творения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Тихона Задонского.

 

святитель Иоанн Златоуст

 

ikona_.jpg

 

 

вот здесь его труды

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А моей первой книгой была "Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Стихотворения"

Прочитал, и мир мой перевернулся! Слава Богу за все!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А моей первой книгой была "Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Стихотворения"

Прочитал, и мир мой перевернулся! Слава Богу за все!

 

Раз вспомнили Оптинских Старцев... в самом начале моего пути на меня произвело большое влияние чтение

 

Дневника последнего старца Оптиной пустыни. Иеромонах Никон (Беляев).

и

Завещание духовным детям. Иеромонах Никон (Беляев).

(из библиотеки сайта Оптиной Пустныни)

Они оставили неизгладимый след в моем сердце. Очень легко читаются и наполнены такой непередаваемой искренностью, светом, простотой и смирением, какие в простой жизни даже и не встретишь, наверное только в монастырской или скитской. Если кто-то спросит меня: покажи мне смирение; Батюшка Никон будет первый, кого я посоветую почитать.

 

+++++

 

Из записок:

2. О борьбе с собой и о хранении себя от соблазнов

Человек, не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь ничего не значит, отвыкает от борьбы с собой, расслабляется в духовном отношении. Отвыкнув от борьбы в вещах ничтожных и малых, по его мнению, он вообще отвыкает от борьбы с собой и не выдерживает уже искушения, когда требуется оказать доблесть о Господе и в важном деле. Прекрасно рассуждает о сем преп. Авва Дорофей.

 

В такое состояние самоугодия и нежелания бороться с собой можно прийти незаметно для себя, постепенно. Да не обольщает нас враг! Будем бдительно следить за собой. Желающий стяжать послушание истинное должен стараться слушаться всегда, в самых простых, даже житейских делах, только нельзя быть послушным на злое дело. Желающий стяжать целомудрие и чистоту сердца должен отказаться от всяких мечтаний и услаждений греховных, как бы они малы ни казались. Желающий иметь веру твердую православную не должен позволять себе ни слушать, ни думать, ни говорить ни о чем, противном вере. Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые. Желающий обрести благую совесть и честность не должен дозволять себе ни малейшего ложного и лукавого слова ни в больших делах, ни в малых и т.д. Навык имеет огромное значение и благой и злой. Навык влечет к себе человека. Откинув самосожаление и лукавство, с самоотвержением начнем исполнение заповедей Христовых и в больших и малых делах, с одной стороны, и борьбу с грехом также в больших и малых делах, с другой стороны.

 

Св. Апостол всех предупреждает к хранению себя от соблазнов и вниманию к себе: "Если ты думаешь, что ты стоишь, то блюди себя, чтобы не упасть" (1 Кор. 10, 12). Никто до самой смерти своей не застрахован от всевозможных падений душевных и телесных. Во всяком смирении нужно блюсти себя.

 

Если каждое дело, слово и помышление кладет на нас печать, то и надо принять все меры к сохранению себя от всего вредного. И еп. Игнатий и свв. отцы пишут, что очень, часто, почти всегда, мы не чувствуем вреда для себя от вредного дела непосредственно после этого вредного дела: этот вред сказывается через некоторое время; получается плод от принятого в себя зла, который дает себя почувствовать различными своими проявлениями. Это может каждый видеть на себе, пожиная горький плод своих ошибок и увлечений; не видит и не чувствует этого только тот, кто вообще не внимает себе и не рассматривает себя, свое душевное и сердечное состояние при свете Св. Евангелия и Писаний отеческих, иначе говоря, проводит рассеянную жизнь. Часто вредное дело не кажется вредным. Это обольщение вражие. Не следует доверять себе, своему сердцу и рассуждению. В решении вопроса, что вредно и что не вредно, надо руководствоваться указаниями Евангельского Писания и уставом Церкви Православной и свв. отцов, а также советами духовного отца или старцев, которые от опыта своего в духовной жизни могут дать назидание.

 

Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность человека, на его внешнее поведение и вид.

 

Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека.

 

Трудно вырваться из-под власти греха. Спасительно – страх смерти, милость Божия дает время на покаяние, нужна настойчивость в борьбе с грехом, хотя бы грех по временам и одолевал. Необходимо удаляться от соблазнов и суеты вообще. Цель попущения Господом преткновений заключается в приобретении человеком смирения и отвержения самонадеянности. Необходимо отвергнуть всякое уныние и продолжать борьбу с грехом.

 

Ошибаются ожидающие и ищущие удобств и спокойствия в жизни, для спасения необходимы скорби, лишения, трудности. Если жизнь так переменчива, скоропреходяща, зачем к ней прилепляться?

 

Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому и большому (по нашему пониманию), надо усердно молиться Господу о помощи "да не внидем в напасть". Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека.

 

Некоторые, видя, что Господь им не дает долгое время желаемого им образа жизни, в коем они надеются получить пользу душевную и успокоение своему мятущемуся сердцу, впадают в нерадение, заразив себя ложною, внушенной врагом мыслью, что, мол, буду понуждать себя на добродетель тогда, когда буду иметь к тому удобство (например, когда сподоблюсь монашества или уединенного жития или по удалению от себя тех или иных обязанностей и т.д.), а сейчас мне это невозможно.

 

Такие пусть знают, что наша жизнь устрояется не самочинно, а Промыслом Божиим, что успокоение обретается в отречении своей воли, что полного удобства никогда нельзя найти, что невозможного Господь не требует от нас и что посильное исполнение заповедей Божиих возможно везде и всегда. За посильное понуждение себя в данном месте и положении ко благочестию Господь, увидев человека приуготовленным, исполняет во благих желание его..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Духовник обязательно поможет. Лучше начать с "Житий святых", аввы Дорофея и Иоанна Кронштадтского. Так было у меня. Простите, если об этом где-то уже писали в этой теме, не успеваю всю тему просмотреть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Протодиакон Андрей Кураев " Традиция. Догмат. Обряд."

 

Замечательная книга. Многое объясняет. Для "замороченной" интеллигенции. :smile300::smile300:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Введение в литургическое Предание. Малков П.Ю.

 

Все, кому давали почитать, благодарны автору за понятность. Добросовестно составлены примечания к каждой главе. Именной и предметный указатели . Список рекомендуемой литературы составлен очень вдумчиво.

 

"Это учебник «Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви». Автор — Петр Юрьевич Малков, сотрудник университета, заведующий кафедрой теологии факультета дополнительного образования. Учебное пособие представляет собой переработанный курс лекций, прочитанных для студентов Факультета дополнительного образования ПСТГУ. Оно предназначено как для изучающих богословские дисциплины студентов вузов, так и для самого широкого круга читателей, интересующихся православной богословской традицией. Пособие призвано познакомить читателя с православным учением о Церковных Таинствах, а также дать первоначальные обзорные сведения об истории формирования и содержании чинопоследований этих священнодействий."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вообще, я не очень хорошо понимаю, что скрывается за словами "начинающему свой путь в православии". Что именно вам нужно и что вы имеете ввиду.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Преподобный Ефрем Сирин. Слово о добродетелях и порокахhttp://lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/efrem/talking1/13.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А ещё есть замечательная книга Святителя Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?".Он был великим психологом,разбирающимся в душах людских.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...