Перейти к публикации
Aндpeй

Подскажите, пожалуйста, что значит "стеснять дыхание" во время молитвы Иисусовой?

Рекомендованные сообщения

"Делание это названо "художеством". И оно очень просто. Стоя сознанием и вниманием в сердце, произноси непрестанно: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", без всякого образа и лика, по вере, что Господь зрит тебя и внимает тебе.

 

Непременно должно держать сознание у сердца и во время делания стеснять мало дыхание, в изъявление напряжения, с коим творится. Но условие высшее - вера, что Бог близ и слышит нас. Говори молитву в слух уха Божия.

 

Сначала молитва эта долго есть только делательная, как и всякое делание, потом переходить в умность и, наконец, внедряется в сердце.

 

Бывают уклонения от правого пути этой молитвы. Потому надо поучиться ей у того, кто знает ее. Заблуждения больше от того, кто где вниманием - в голове или в груди.

 

Кто в сердце, тот безопасен."

 

Если можно подскажите, что значит стеснять дыхание, во время произнесения молитвы Иисусовой, это полностью останавливать дыхание во время произнесения молитвы или дышать медленнее или воздуха меньше набирать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Т

Андрей, даже если вы в Оптиной Пустыни начнете вопрошать монахов, как стеснять дыхание-вам никто не ответит. А на форуме-тем более.Не потому что делателей молитвы нет, а потому, что средство это не по нашему времени, не по нашим силам. Уйдете не туда. У меня пример перед глазами-рясофорная послушница одного монастыря уже 6 лет как пребывает в состоянии прелести именно оттого, что начала творить молитву по опыту прежних отцов. Нашла как-то "опытных" людей (нет таких в наше время!), начиталась Иосифа Исихаста, и перепробовала все описаные в книгах способы художественной молитвы. Сейчас не слушает ни игумению, ни о.Илия (который, кстати, и признал факт того, что она в обольщенном состоянии; он же за нее и сугубо молится, но как-то пока улучшений не видно), ни сестер-вообще никого! И такие творит безобразия! Хотела жить в пещерке-не благословили (и слава Богу). Помощи Божией Вам в молитвенном делании без всяких "стеснений дыхания".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Гордость свою надо стеснять лет так тридцать для начала. А там видно будет ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гордость свою надо стеснять лет так тридцать для начала. А там видно будет ))

 

А у Вас получается стеснять гордость, не умея молится?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
без всяких "стеснений дыхания".

 

Да я и сам сомневаюсь, но игумен Харитон пишет что обязательно надо стеснять дыхание,

может если дыхание не стеснять как раз в прелесть и впадёшь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А у Вас получается стеснять гордость, не умея молится?

 

Я в процессе стеснения гордости пока, о более высоких предметах не возьмусь судить... Интересно, когда наступит тот момент, чтобы я смог о себе сказать: ну вот, теперь я умею молиться

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Не допустимо технику ставить выше самой молитвы.Про стеснение дыхания, действительно, можно понять только через смирение,т.е. утеснение гордости.Молитесь в простоте, внимая каждому слову и не ждите ни чего в замен.

 

Простите, но читая Ваши ответы, думается, что молиться нужно за Вас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Я в процессе стеснения гордости пока, о более высоких предметах не возьмусь судить...

 

Стеснение гордости это самое высшее делание, так что Вы похоже начали с самых высоких степеней. :grin0000:

 

А без шуток, я в самом деле не представляю как можно боротся со страстями не научившись толком молится,

я бы никому не надоедал если бы сам умел, но не умею и учусь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Да я и сам сомневаюсь, но игумен Харитон пишет что обязательно надо стеснять дыхание,может если дыхание не стеснять как раз в прелесть и впадёшь.
Может игумен Харитон имеет ввиду не дыхательные упражнения,а нечто другое?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Не допустимо технику ставить выше самой молитвы.Про стеснение дыхания, действительно, можно понять только через смирение,т.е. утеснение гордости.Молитесь в простоте, внимая каждому слову и не ждите ни чего в замен.Простите, но читая Ваши ответы, думается, что молиться нужно за Вас.

 

Если помолитесь обо мне, буду Вам благодарен, действительно есть серьёзные проблемы в духовной жизни,

но технику выше молитвы я не ставлю, техника позволяет внимательно и благоговейно молится Богу, без правильной техники молитва получается только невнимательная и "пофигистская".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Может игумен Харитон имеет ввиду не дыхательные упражнения,а нечто другое?

 

Как я понимаю, имеется в виду действительно не упражнения, а попытка не отвлекать внимание от сердечного места, потому что если постоянно вдыхать и выдыхать, сложнее на сердце держать внимание, внимание само по себе переходит на лёгкие, но нельзя же вообще не дышать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, если вы решили серьезным упражнением в Иисусовой молитве, то вам в первую очередь надо начать с того, чтобы прочитать все что сказано о ней у всех святых отцов, а не только лишь у кого-нибудь одного. В таком важном деле нельзя спешить, а надо основательно изучить теорию, прежде чем приступать к практике. На ваш вопрос уже давно даны ответы у того же святителя Игнатия Брянчанинова в первом и втором томе его "Аскетических опытов", где он подробно объясняет различные моменты, связанные с молитвой Иисусовой.

 

"Преподобный Нил (Сорский) заимствовал способ свой у греческих Отцов, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита, и несколько упростил. Святой Нил говорит: “Сказанному этими святыми о удерживании дыхания, то есть, чтоб НЕ ЧАСТО ДЫШАТЬ, и опыт вскоре научит, что это очень полезно к собранию ума”. Некоторые, не поняв этого механизма, придают ему излишнее значение, непомерно удерживают дыхание, и тем повреждают легкие, вместе причиняя вред душе усвоением ей понятия неправильного. Все разгоряченные и излишне напряженные действия служат препятствием к преуспеянию в молитве, развивающейся единственно на лоне мирного, тихого, благоговейного настроения по душе и телу. “Все неумеренное – от демонов”– говорил Пимен Великий"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Если помолитесь обо мне, буду Вам благодарен, действительно есть серьёзные проблемы в духовной жизни,но технику выше молитвы я не ставлю, техника позволяет внимательно и благоговейно молится Богу, без правильной техники молитва получается только невнимательная и "пофигистская".

 

Чтобы молитва была внимательной, нужно внимать каждому слову, вникать в глубину смысла,а не следить за дыханием. Дышать нужно молитвой.И,вообще, уважаемый Андрей, вы что, серьезно, решили в интернете научиться молитве? Этому нужно учиться у святых Отцов под наставлением духовника, если он способен этому научить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Чтобы молитва была внимательной, нужно внимать каждому слову, вникать в глубину смысла,а не следить за дыханием. Дышать нужно молитвой.И,вообще, уважаемый Андрей, вы что, серьезно, решили в интернете научиться молитве? Этому нужно учиться у святых Отцов под наставлением духовника, если он способен этому научить.

 

Чтобы внимать каждому слову, нужно сначала собрать внимание, вопрос как его собрать?

Ответ на этот вопрос даёт техника, что собирать надо в сердце, на чувстве теплоты, даже дыхание смирять надо чтобы не развлекать внимание.

 

То что в интернете трудно научится молитве, это конечно правда, но за тот небольшой срок что я на форуме, всёже многому удалось научится, духовник просто говорит что надо вычитывать 2000 Иисусовых молитв,

и держать ум в словах молитвы, нечего не поясняя, а на форуме много людей духовноопытных, и что почитать подсказывают и даже настоящий монах о. Даниил, поясняет сложные вопросы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Андрей, если вы решили серьезным упражнением в Иисусовой молитве, то вам в первую очередь надо начать с того, чтобы прочитать все что сказано о ней у всех святых отцов, а не только лишь у кого-нибудь одного. В таком важном деле нельзя спешить, а надо основательно изучить теорию, прежде чем приступать к практике.

 

Спасибо за пояснение, буду читать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Чтобы внимать каждому слову, нужно сначала собрать внимание, вопрос как его собрать?Ответ на этот вопрос даёт техника, что собирать надо в сердце, на чувстве теплоты, даже дыхание смирять надо чтобы не развлекать внимание.

Если вы в первую очередь при занятии молитвой будете обращать на внимание к произносимым словам, то одно это уже будет постепенно учить вас, что и как способствует молитве, а что напротив, мешает ей. Поэтому действовать тут лучше от противного: добиваться внимания не с помощью каких-то приемов или "костылей", а наблюдать за собой и искать, что именно способствует вниманию, при этом сохраняя себя от крайностей.

Но самое главное надо помнить, что без исполнения заповедей, которые являются основанием для молитвы, последняя будет даваться (если вообще даваться) лишь на небольшой период времени и никогда не будет постоянной. Должно пройти много времени, прежде чем для здания молитвы будет основан прочный фундамент, без которого любое дуновение ветра страстей будет уничтожать все плоды от молитвы Иисусовой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда - милостью Божией - удается какое-то время молиться нерассеянно, всем естеством, забыв обо всем постороннем, тогда в сердце приходит мир, исчезает суетливость и многопопечительность, и в результате дыхание замедляется = успокаивается САМО, без наших усилий. Просто понаблюдайте, Андрей. Думаю, зацикливаться на "художественных" приемах не стоит, особенно если нет опытного наставника. Все святые говорят, что главное в молитве (и в Иисусовой) - чувство покаяния и смиренное обращение к Богу. Он Сам все устроит, когда мы будем готовы, - и внутреннюю тишину, и правильное дыхание. Нужно только молиться о даровании молитвы и постоянно трудиться в этом - и Господь даст молитву молящемуся. Мир вам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спаси Господи, все! И того кто поставил этот вопрос и тех, кто постарался ответить. Низкий поклон о.Даниилу, много полезного для себя взяла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда в разговорах о молитве употребляют слово "техника", меня одно это здорово коробит. Какая техника, молитва это просьба к Богу прежде всего. Главный вопрос не в технике, а в том, приятна ли Богу наша молитва. Вот на чем надо усилия сосредоточить. Св. отцы, пишущие о высоких степенях молитвы, считали само собой разумеющимся достаточное духовное развитие читающего. В наш скоростной век мы часто об этом даже и не думаем - сразу в стратосферу. А оттуда падать довольно высоко...

 

Применительно к Оптиной, среди новоначальных такое встречается достаточно часто. "Я тут приехал молиться, а меня - на коровник!" Отец наместник по этому поводу как-то высказался так: "Молиться ты хочешь, а молитва у тебя вонючая". ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Когда - милостью Божией - удается какое-то время молиться нерассеянно, всем естеством, забыв обо всем постороннем, тогда в сердце приходит мир, исчезает суетливость и многопопечительность, и в результате дыхание замедляется = успокаивается САМО, без наших усилий. Просто понаблюдайте, Андрей. Думаю, зацикливаться на "художественных" приемах не стоит, особенно если нет опытного наставника. Все святые говорят, что главное в молитве (и в Иисусовой) - чувство покаяния и смиренное обращение к Богу. Он Сам все устроит, когда мы будем готовы, - и внутреннюю тишину, и правильное дыхание. Нужно только молиться о даровании молитвы и постоянно трудиться в этом - и Господь даст молитву молящемуся. Мир вам.

Многопопечительность... Улыбнулся, вспомнив добрую шутку: Новоначальный у старушки-свечницы в церкви спрашивает: "- А, что это когда хор начинает петь - Иже херувимы..., то священники начинают с какими то чашечками ходить - заходить- выходить? Чего это они делают?" Бабушка отвечает: - "А вот, что, милок, поют, то и делают - поют то: - Отложим попичение... Ну вот они и откладывают по печению, кто сколько может печения, столько и откладывает..."

Ваш ответ раскрывает и мой взгляд на этот вопрос. По прочтении некоторых трудов о способах и техниках творения молитвы, в том числе Игнатия Брянчанинова, лекций Осипова, мне видится, что не правильно будет ускоренно и насильно себя побуждать к каким либо изменениям в их творении. Одно то, что если, что то не понимается и не получается, указывает - рано ещё, не достиг я этой ступеньки. Нужно понимать прежде, что бы предпринимать хоть какие то усилия об усовершенствовании молитвенного делания, нужно в совершенстве освоить самую нижнюю и самую не освояемую ступень - научится молится, а не пустословить и полюбить молится. То есть достичь такого состояния, когда становишся на молитву не с самопонуждением, а с радостью и большим желанием молится, и когда молишься без всякого отвлечения ума, всякий раз обосновывая каждое слово молитвы. Пока этого не будет, пока не придёт внутренняя радость и стремление к молитве и жадность до каждого её слова, нечего и задумываться об её совершенстве. Мне кажется, что со временем, когда и если человек годами душой и сердцем "погрязнет" в самозабвенном молитвенном откровении к Богу, тогда само оно всё придёт. Тогда он почувствует, что встаёт на распутии в способах молитвы, откроются сами ему дополнительные ощущения, и вот только тогда нужно обращаться к изысканию и усвоению правильного пути. А то ведь в самом то деле - чего решать куда пойти на право или на лево, когда дорога в переди одна прямая, без развилок? Я как то спросил у батюшки про освоение и усвоение молитвы, он ответил примерно следующее - не нужно искать своего в молитве, нужно молится и Бог Сам своевременно увидит твою надобность и даст тебе, что нужно. Молись о научении молитвы и Он научит тебя, а сам не лезь самовольно куда тебе не надо.

 

У нас столько мало времени в жизни на творение истинно Богоугодных дел любви. Сколько людских душ вокруг ждут от нас заботы, сострадания, сколько людей в нашей милости нуждаются? А мы тут "высший пилотаж" изучаем. Разве это Богу от нас нужно?

"Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Сколько людских душ вокруг ждут от нас заботы, сострадания, сколько людей в нашей милости нуждаются? А мы тут "высший пилотаж" изучаем. Разве это Богу от нас нужно?"Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего"

 

Задержка дыхания это не высший пилотаж, а как раз азы правильной православной молитвы, если Вас Андрей полностью устраивает молитва как попало "как Бог на сердце положит", это Ваш выбор, но хулить святых отцов, что преподаваемый ими образ молитвы противен Евангелию, неблагоговейно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Молитва, а тем паче сердечная и самодвижная это дар Божий, сам ее не получишь никак. Бывает Господь поначалу дает это состояние ненадолго, просто показать, но потом забирает - а вот теперь давай трудись зарабатывай. И трудовая каждодневная молитва, с понуждением себя тут может оказаться более ценной в глазах Божиих, чем всякие наши самодеятельные потуги испытать то о чем мы читали в святоотеческих писаниях. Помним же как в патерике ученик ходил за послушание поливал сухую палку в пустыне, и она у него в конце концов зацвела. Вот примерно то же самое и с нашей душой. Отцы заработали свои высокие духовные озарения многолетними подвигами, мы же желаем сразу и без труда. Желание это благо, но оно незрелое - это как маленький ребенок говорит, что хочет стать космонавтом. Но Бог милостив - в скверный сосуд благодать не нальет, будет отчищать, долго и упорно. В основном скорбями, ничего другое нас, увы, не отрезвляет.

 

В идеале надо подвизаться в изучении и исполнении заповедей Божиих, это самый быстрый способ стяжать благодать. Но приступи к этому пути всерьез и увидишь, что кровь надо проливать не понарошку. Тут уже у всех по разному дело обстоит, у кого какая решимость. Кто-то грудью на амбразуру, кто-то в обход по кустам ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
И трудовая каждодневная молитва, с понуждением себя тут может оказаться более ценной в глазах Божиих, чем всякие наши самодеятельные потуги испытать то о чем мы читали в святоотеческих писаниях.

 

А почему Вы считаете что понуждение себя к каждодневной молитве угодно Богу,

а понуждение себя к святоотеческому методу каждодневной молитвы, Богу противно?

 

 

Вы считаете, что по обращении внимания вовнутрь тела, оно уходит из слов молитвы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А почему Вы считаете что понуждение себя к каждодневной молитве угодно Богу,

Например, потому что "Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф.11, 12)

И еще: "Будьте постоянны в молитве" (Кол. 4, 2)

И еще: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите" (1 Фес. 5, 16-18)

 

а понуждение себя к святоотеческому методу каждодневной молитвы, Богу противно?

За Бога не могу решать, но определенно уверен, что дерзко называть метод своей молитвы святоотеческим, основываясь на том, как дышать.

 

Вы считаете, что по обращении внимания вовнутрь тела, оно уходит из слов молитвы?

это вообще без комментариев. Что значит внимание? Что значит обращение его внутрь тела? Что значит "уходит из слов молитвы"? Обязательно ли это именно то, что мы под этим подразумеваем? Рано на такие темы говорить не прошедшим многолетний искус.

 

И вообще, препираться на высокие темы мне очень не нравится. Хочу только напомнить одну цитату из Отечника:

"Старцы говорили: Если увидишь юношу, живущего по своей воле и восходящего на небо, то возьми его за ногу и низвергни на землю, потому что такое восхождение на небо для него пагубно".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...