Перейти к публикации
Polinna

Есть ли на форуме люди, которые молятся полностью по молитвослову и так несколько лет?

Рекомендованные сообщения

Да, и еще вопрос, вдогонку: будет ли считаться правило утреннее и вечерние составленное по другому чину за молитвенное правило?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А вот, что говорил Исаак Сирин - Слово 71: «Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего, не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших, тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением, все воспрещенное Богом. И по причине оставления малого правила, за которое мы сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными бесам, как написано некоторым премудрым отцом: «Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему. Эти правила, кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих правил внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего»

 

И вот из Аскетических опытов Игнатия Брянчанинова: "Возлюбленные! Покорим свою свободу правилу: оно, лишив нас свободы пагубной, свяжет нас только для того, чтоб доставить нам свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными, потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила; подражанием им и мы последуем в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который вочеловечившись и указав нам Собой образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (Ин. 5, 19), говорил то, что заповедал Ему Отец (Ин. 12, 49), имел целью исполнить во всем волю Отца (Ин. 5, 30). Воля Отца и Сына и Святаго Духа – одна. По отношению к людям она заключается в спасении людей.

Всесвятая Троице, Боже наш! Слава Тебе! Аминь."

 

Скажите о какой свободе составления правила простым мирянином "под себя" может идти речь, если Брянчанинов призывает покорить свободу правилу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну вот Феофан Затворник советовал менять правило... Он не прав был?

И, кстати, если есть правило, не зависимо от того по молитвослову оно или нет, то постоянное его чтение - точно такое же покорение себя правилу.

Да, и еще: во времена прп. Исаака Сирина не было молитвослова с утренними и вечерними молитвами

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

АНДРЕЙ ЕРЁМИН и другие форумчане, у меня с мобильника не вошёл, к сожалению, текст, что ИКОНОПИСИЦА НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛА ПОПРОСИЛА БЛАГОСЛОВЕНИЕ у духовника, который её много лет окормлял.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Добрый вечер!

 

Спасибо за озвученные мнения по поводу утренних и вечерних молитв и обязательность или не обязательность их чтения. Тема конечно должна и дальше развиваться, т.к. судя по количеству откликов близка многим.

 

Екатерина Баранова отвечу по поводу Вашего вопроса о возникновении молитвенного правила для мирян в его нынешнем виде словами протоиерея Максима Козлова, настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ:

 

— Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы?

 

- В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером — сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв — неизменяемые части, заимствованные из полунощницы и утрени.

 

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно – например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра -  то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

 

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

 

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст — это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

 

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

 

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?- В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые — ежедневно, еженедельно, раз в год — круги богослужения: суточный, седмичный и годичный. Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой – вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.(Полный текст интервью http://www.pravmir.r...sya-tvorcheski/)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Хорошо, тогда ответьте мне на вопрос: когда и кем были составлены существующие утренние и вечерние правила, входящие в молитвослов? И кем и когда было положено в Церкви читать именно это правило, не разрешая ничего в нем менять?

К сожалению многочисленные изыскания не привели к определению источника составления утреннего и вечернего молитвенного правила. Современный текст утренних и вечерних молитв был введен в общеупотребление в 17 веке, после известных церковных реформ патр. Никона. До этого на Руси предписывалось читать: вечером павечерницу (великую/малую), а утром полуночницу (повседневную/субботнюю/ воскресную), и другие молитвы (двенадцать псалмов; правильные каноны и.т.д).

Дело в том, что (как пишет церковный историк Б.П., Кутузов), молитвенное правило было взято как будто из другого устава, который на Руси тогда не был общеупотребителен. Есть мнение, что разница возникла из-за различных церковных уставов (Иерусалимского и Константинопольского). Это можно подтвердить тем, что у старообрядцев остался в старопечатных книгах устав, который соответствует нашим современным утренним и вечерним молитвам (но естественно со старообрядческими особенностями).

 

Настоящие молитвенные правила не изменяются и благословляются на исполнения патриархами на протяжении более двухсот лет.

 

Вы не правильно поняли то, что менять правила нельзя вообще никогда и ни кем. Их нельзя менять или сокращать по своему усмотрению, самочинно. Естественно, что в исключительных случаях правила можно изменить, но конечно же не тому, кому они были предписаны для исполнения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Да, и еще вопрос, вдогонку: будет ли считаться правило утреннее и вечерние составленное по другому чину за молитвенное правило?

Конечно же это будет именно для Вас считаться молитвенным правилом, ведь Вы же так считаете. Но для Вас. Но это будет совершенно не правильно и опасно для Вас же по вышеуказанным причинам. Вы не должны даже и помышлять об ослаблении или перемене молитвенного правила без согласования с духовным отцом. В редких случаях, по каким либо причинам, молитвенное правило человеку устанавливает его духовный отец, в его же ведении изменить его — уменьшить или увеличить. Однажды установленное правило должно стать законом жизни, и каждое нарушение следует рассматривать как исключительный случай.

 

"Существует полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в Православном молитвослове. Однако тем, кто только начинает навыкать молитве, трудно сразу начать читать его всё целиком. Обычно духовники советуют начинать с нескольких молитв, и затем, каждые 7 - 10 дней добавлять к правилу по одной молитве, чтобы навык читать всё правило целиком выработался постепенно и естественно."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот всегда у нас так, то одна крайность, то другая.То пристанем к какой нибудь традиции и будем истово утверждать, что в духовной жизни мелочей нет и без нее никак нельзя, то, напротив, начнем воевать против какой нибудь традиции, утверждая, что она не важна и не обязательна.И даже не замечаем на чем основаны наши метания из крайности в крайность.Забывая про все учения Церкви стремимся все, даже Священное Писание и мнение отцов, поставить себе на служение, в подтверждение нашей правоты.Что же выходит и здесь "закон, что дышло"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здесь форумчане вспоминали своих бабушек и я сразу вспомнила свою пробабушку. Проблем у нее с утренними и вечерними молитвами не было никогда, т.к. по ряду тяжелых обстоятельств своей жизни (молодость ее пришлась на революцию, раскулачивание, потом голод, переселение пешком на юг, средний возраст - на войну, а потом - советское время) знала она только "Отче наш..", это и составляло ее правило, которое она исправно утром и вечером исполняла всю свою жизнь. Зато у нее был страх Божий, пусть и выраженный в каких-то простых и понятных ей вещах. Царство ей Небесное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вот всегда у нас так, то одна крайность, то другая.То пристанем к какой нибудь традиции и будем истово утверждать, что в духовной жизни мелочей нет и без нее никак нельзя, то, напротив, начнем воевать против какой нибудь традиции, утверждая, что она не важна и не обязательна.И даже не замечаем на чем основаны наши метания из крайности в крайность.Забывая про все учения Церкви стремимся все, даже Священное Писание и мнение отцов, поставить себе на служение, в подтверждение нашей правоты.Что же выходит и здесь "закон, что дышло"?

Да, получается так. :read0000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вот всегда у нас так, то одна крайность, то другая.То пристанем к какой нибудь традиции и будем истово утверждать, что в духовной жизни мелочей нет и без нее никак нельзя, то, напротив, начнем воевать против какой нибудь традиции, утверждая, что она не важна и не обязательна.И даже не замечаем на чем основаны наши метания из крайности в крайность.Забывая про все учения Церкви стремимся все, даже Священное Писание и мнение отцов, поставить себе на служение, в подтверждение нашей правоты.Что же выходит и здесь "закон, что дышло"?

 

А с чего вы взяли, что тут кто-то пытается подстроить все "под себя" и себе на служение? Мнения святых отцов тоже разные. Например Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Видимо, пора звать на помощь отца Даниила :)

:help0000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Но точных данных нет. :)

Вот ради чего Вы отстаиваете свою точку зрения? правила есть правила! или Вы правила дорожного движения тоже не признаёте?...

давайте уже остудим эту тему...

 

 

а что до того, кто правила составил, ну такой Вам вариант:

утреннее и вечернее правила, чьими бы оно руками не были составлены, составлены точно не без воли Божией (надеюсь тут хотя бы споров не будет?), а мне так кажется, что много кто ищет знать её... только не ищут исполнять...

хорошо исполнять, когда по твоему всё, а вот когда хоть чуть поперёк, вот тут начинаются проблемы...

Все ищут молитвы чистой, хорошей, правильной... вон в соседних топиках ищут как "стеснять дыхание", а проблема-то они вон раньше, мы не можем себя даже заставить правила прочитать помолиться, а не просто отбубнить...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость гостья

вспомним св.писание о вступлении в брак или о сохранении девства - кто может, да вместит.

так и в этом вопросе, думается, кто может читать все правила, тому хорошо бы читать молясь так, но не отвлекаясь, не рессеиваясь, и не хвалясь;

кто не может, тому бы хорошо бы молиться коротко, читать короткое свое правило, но тоже не отвлекаясь, не рассеиваясь, не хвалясь.

Бывало так, что были молитвенники, хотя и знали на память немного молитв из писания правил; бывало так, что иные на до смерти своей молились полным правилом, кто сам, кто слушая чтения своих близких и молясь...

У меня мысли о сокращении правила возникают только из-за моих грехов и страстей...

 

приведу выдержку из книги 1915 г. "От св.купели и до гроба. Краткий устав жизни православного христианина" (переиздание 1994г., с.102-103), может будет полезным:

 

" - Если тебе предстоит спешное дело и ты очень занят работой, или же находишься в немощи, то никогда не читай наскоро правила без должного внимания, не гневи Бога, и не умножай своих грехов: лучше прочитать одну молитву не спешно, благоговейно, чем несколько молитв наспех, торопливо. Поэтому сильно занятому человеку следует, по благословению преподобномученика Макария Каневского, прочитать одну молитву - "Отче наш...". Если-же имеешь времени несколько больше, то, по благословению преп. Серафима Саровского чуд. - прочитай "Отче наш" три раза, "Богородице Дево, радуйся" три раза и "Верую" - один раз.

- Если же ты, наоборот, имеешь не мало свободного времени, то отнюдь не проводи его праздно, потому что праздность есть мать пороков, но хотя бы ты был уже не способен к труду по болезни, или старости, - заполняй время подвигом молитвенным, да обретешь великую милость у Господа Бога. Всем малозанятым людям и ревнующим о стяжании (приобретении) духа молитвы усердно советуем выполнять Оптинское правило Пятисотицы."

 

В старину также читали псалмы в качестве правила наподобие часов,

 

свт. Феофан Затворник писал: "никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны." (можно прочитать здесь на azbyka.ru ). О молитвенных правилах можно еще здесь прочитать на этом же ресурсе.

 

И молитвы по правилам коротким, и по правилам большим, и своеличная молитва да еще с советом из книг святоотеческих да по совету духовных лиц, духовника - конечно, с учетом обстоятельств своих, немощей, и в тоже время избегая лени, самомнения и проч. = здесь, думается, нет противоречия

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я согласна с glebyanchenko,пора звать отца Даниила на помощь :help0000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вот ради чего Вы отстаиваете свою точку зрения? правила есть правила! или Вы правила дорожного движения тоже не признаёте?

 

Вообще-то на форуме принято обсуждать разные темы :)

Я не считаю корректным сравнивать утренние и вечерние правила по молитвослову с ПДД :) С ПДД я бы сравнила Типикон или Устав.

 

Вот ответьте мне на вопрос: для чего нужны утренние и вечерние молитвы? Обратите внимание, что я просто спрашиваю ваше мнение и совсем не считаю, что молиться не надо (это я на всякий случай говорю, чтобы вы не поняли меня неправильно)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Я согласна с glebyanchenko,пора звать отца Даниила на помощь :help0000:

Боюсь, что тем кому не хватает сил уважать мнение братьев и сестер и авторитет о.Даниила,вряд ли, поможет.

Ведь тема давно исчерпана потому, что с самого начала очевидно-данный вопрос в компитенции духовника или, при его отсутствии, совести человека.Но даже благословение духовника и решение принятое по совести, останется приемлимым только для того, для кого это состоялось, субъективно.Мы все больны болезнью греха, но не лишены индивидуальности и особенностей с нею связанных, поэтому и одно и тоже лекарство подойдет далеко не всем. Но я, лично, буду только рад, если мнение о. Даниила прекратит эти бесплодные приперания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все это, к сожалению, только слова, и даже намерения, а на деле все, увы, иначе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вот ответьте мне на вопрос: для чего нужны утренние и вечерние молитвы?

я писал уже, что правила грубо говоря на половину - молитвы покаянные (по крайней мере я их так вижу), ещё четверть - просительные, остаются славословия + молитвы которые знать должно всем...

так вот последняя часть - произноситься должна в любом случае, что до просительной и покаянной частей, то не думаю, что кто-то из мирян сам по себе сможет сказать лучше чем написано в правилах, правила есть образец того, что нужно просить и в чём нужно каяться любому "среднестатистическому" человеку, а из статистики выбиваются монахи, духовенство, те кто получил благословение и те, кто хочет из неё выбиться... ... ...

 

лично для меня, сейчас, исполнение правил - это как раз понуждение к смирению, (хотя бы так), а то что хочется другие молитвы - пожалуйста, что Бог на душу положит, но в дополнение к правилам

 

ПС: тема, конечно, себя давно исчерпала... прочитать мнения отца Даниила я был бы рад, если он посчитает нужным, а так думаю, что тему закрыть надо было ещё страницы три -четыре назад :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Все это, к сожалению, только слова, и даже намерения, а на деле все, увы, иначе.

 

Ну, я надеюсь, что вы уважаете мое мнение :) Я вот ваше - уважаю :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Если утром я чувствую,что по молитвослову молиться не хочется,я выполняю правило Серафима Саровского для мирян,и добавляю другие молитвы.
Вы внимательно читали, в чем состоит правило батюшки Серафима Саровского? После этих трех молитв до обеда непрестанно читать Иисусову молитву, потом опять три молитвы, после обеда непрестанно :Богородица, Дево, радуйся..., и вечером снова три молитвы. Я не смогла. Постоянно отвлекалась на дела, разговоры и телефонные звонки. Простите.

Теперь, как молюсь (да вот уже 17-й год): когда умер сын - пришла в храм. Молилась и из Псалтири, и из молитвослова и из других молитв, если они составляли мои мысли и ударяли в сердце. Потом попробовала Правила. Пошли к сердцу некоторые молитвы, а остальные заменяла прежними (по благословению). Хотя батюшка предупредил, что лучше к правилу добавить молитвы по сердцу. Но я работала, а по натуре своей много сплю. Натура такая. И боролась за Правило, и не получалось. Работала чуть ли не на 3-х работах и вечером падала. Потом духовник благословил вечернее читать так: половину сегодня, вторую половину - завтра. К тому времени я поняла, что молитвы когда станут по моему уму (дойдут до сердца), то они уже "родные" и ты их просто запоминаешь. Потом я услышала по телевизору как один монах на ту же тему советовал: когда проснетесь - читайте сразу 50 псалом и те молитвы, которые помните (умываясь, одеваясь и т.п.). И встав перед иконами - заканчиваю утреннее правило. Сейчас я на пенсии, и торопиться некуда. Но иногда не идет молитва, и все! И рассеянность всегда подкрадывается. Что делать, грешная. И закрывать тему не надо. Правило получится, надо только правильную дорогу к нему найти. И понуждать себя тоже надо. Простите, много слов.

Изменено пользователем Людмила 18

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Ну, я надеюсь, что вы уважаете мое мнение :) Я вот ваше - уважаю :)

Этимология слова уважаю имеет 2-а смысла.1-е:-высоко ценю; 2-е:-принимаю к сведению.

Думаю, в данном случае нужно выбрать одно из двух. Какое,Вам Катя, больше нравиться? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не надо разбирать здесь этимологии слов и устраивать перепалку. "Спор бывает безрезультатен, если спорящими руководит желание настоять на своем, как это большею частью бывает, а не найти истину".(Н.Е. Пестов "Современная практика православного благочестия"). Мир нам. И спокойной ночи.

Админ сам пусть решает закрывать эту тему или нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...