Перейти к публикации
Polinna

Есть ли на форуме люди, которые молятся полностью по молитвослову и так несколько лет?

Рекомендованные сообщения

Расскажите, кто как молится. В голос, про-себя, шёпотом. С закрытыми глазами?

Свет, а нужно ли об этом говорить?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
...Политика и компромат тут не причём, паче чем его здесь нет ни где, только реальное обоснование сомнений дабы избежать вопросов почему и откуда. Надеюсь Вы поняли меня.

 

Ваш комментарий к ролику, Андрей,

 

особенно когда Антоний молится Иисусовой молитве стоя на коленях.... в буддистском храме.

 

 

я совершенно однозначно поняла как применение Вами этого приема - компроментации чьего-либо авторитета, любыми доступными средствами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Хорошо, тогда ответьте мне на вопрос: когда и кем были составлены существующие утренние и вечерние правила, входящие в молитвослов? И кем и когда было положено в Церкви читать именно это правило, не разрешая ничего в нем менять?

 

Так и в утренних и вечерних вроде как указано над каждой молитвой кем она составлена. И тематика у каждой своя. Молитву "От сна востав ..." в "Молитвы На сон грядущий" не уж никак не вставишь(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Так и в утренних и вечерних вроде как указано над каждой молитвой кем она составлена. И тематика у каждой своя. Молитву "От сна востав ..." в "Молитвы На сон грядущий" не уж никак не вставишь(

Далеко не у всех молитв правил есть слова, указывающие на время их возношения, даже вернее сказать, что у большинства наоборот - нету. К стати до меня глубина и значимость молитв утреннего и вечернего правила стала более явно проступать когда я давно уже запомнил их все наизусть и давно уже молился без молитвослова, и чем дальше молюсь по общим правилам, тем больше понимаю необходимость и важность их соблюдения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Екатерина, Ваша позиция в непризнании молитвенных правил как таковых и в полной свободе выбора молитв, или же всё таки Вы за то, что бы устанавливать хоть и свои собственные, но определённые молитвенные правила обязательные к исполнению? Вы же в последнем посте специально опустили определение ПРАВИЛО, а написали утренние и вечерние молитвы?

 

Я за правило, обязательное к исполнению. Но которое может необязательно совпадать с утренними и вечерними молитвами по молитвослову :)

Т.е. если правило утреннее отличается от того, что написано в молитвослове - его все равно обязательно нужно исполнять

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Так и в утренних и вечерних вроде как указано над каждой молитвой кем она составлена. И тематика у каждой своя. Молитву "От сна востав ..." в "Молитвы На сон грядущий" не уж никак не вставишь(

 

Нет :) Я спрашиваю. кто конкретно собрал молитвы святых отцов именно в утреннее и вечернее правило? И когда это произошло?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Часть 1.

Откуда взялись утренние или вечерние молитвы? Можно ли вместо них использовать что-то другое? Обязательно ли молиться два раза в день? Можно ли молиться по правилу св.Серафима Саровского?

О молитвенном правиле мы разговариваем с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ.

– Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы?

- В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером – сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв – неизменяемые части, заимствованные из полунощницы и утрени.

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно – например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра - то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст – это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв, которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

- Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?

- В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые – ежедневно, еженедельно, раз в год – круги богослужения: суточный, седмичный и годичный. Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой – вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы.

Святитель Феофан дает совет, которому в свое время я очень порадовался. Я сам и другие известные мне люди нашли для себя в этом совете много духовной пользы. Он советует при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то – таким образом молиться.

Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике – там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, ну что бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве, скажу такое страшное словосочетание, нужно относиться творчески. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны – какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать – вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову – и спроса-то никакого нет.

- Кто должен решать, какое молитвенное правило должно быть – это сам человек должен решать или все-таки надо идти к духовнику, к священнику?

- Если у христианина есть духовник, с которым он определяет константы своего внутреннего духовного строя, то абсурдно было бы обойтись в данном случае без него, и самому, только своей головой решить, что делать. Мы изначально предполагаем, что духовник – это человек как минимум не менее опытный в духовной жизни, чем тот, кто к нему обращается, а в большинстве случаев несколько более опытный. И вообще – одна голова хорошо, а две лучше. Со стороны виднее то, что человек, даже разумный во многих отношениях, может не заметить. Поэтому благоразумно при определении чего-то, что мы стремимся сделать постоянным, посоветоваться с духовником.

Но на всякое движение души не насоветуешься. И если сегодня захотелось открыть Псалтырь – не в плане регулярного чтения, а просто открыть и добавить к своему обычному молитвенному деланию псалмы царя Давида – не звонить же батюшке? Другое дело, если хочешь начать читать кафизмы вместе с молитвенным правилом. Тогда нужно посоветоваться и брать на это благословение, а священник, исходя из того, готов ли ты, поможет тебе советом. Ну а на просто естественные движения души – тут уж как-то самому нужно решать.

- А если захотелось почитать Псалтырь, но не хочется читать начальные молитвы, которые идут перед этим? Можно ли их опускать?

- Я думаю, что как раз начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть может быть самый концентрированный опыт Церкви – «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево радуйся» – их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» – мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило. Не понимаю логики этого отказа.

- Почему молиться надо именно два раза в день – утром и вечером? Одна наша читательница пишет: когда я занимаюсь с детьми, готовлю или убираюсь, мне так легко молиться, но как только я встаю перед иконами – все, как отрубает.

- Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит – непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее – другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, – ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться – молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы – это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости – переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть. Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро – читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

- А если за рулем едешь и диск ставишь с молитвами?

- Я когда-то относился к этому очень жестко, думал – ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал – не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

- Как вы относитесь к правилу Серафима Саровского?

- Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Я просто хочу напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы – это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом – ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут - то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Материала по этому вопросу немного.

Удалось выяснить, что Митрополит Макарий (Булгаков) упоминает о первом печатном Молитвослове под 1647 годом, во время правления патриарха Иосифа. Интересно, что в обширном списке книг, изданных его предшественником патриархом Иоасафом Молитвослова нет, а есть т.н. "Требник (мирской)". Получается, что авторами молитвослова могли быть справщики в большом количестве собранные в Москву патр. Иоасафом.

Имеются сведения, что современный текст утренних и вечерних молитв был введен в общеупотребление в XVII веке, после известных церковных реформ патр. Никона и складывался при государе Алексее Михайловиче или уже при Петре Алексеевиче, предположительно в 50-60х гг. XVII века. Когда за основу были взяты тексты, изданные в Южно-Русских типографиях, которые были реформированы в свое время митр. Петром Могилой.

До этого на Руси предписывалось читать: вечером павечерницу (великую/малую), а утром полуночницу (повседневную/субботнюю/ воскресную), и другие молитвы (двенадцать псалмов; правильные каноны и.т.д)

Есть мнение, что молитвенное правило было взято из другого устава, который на Руси тогда не был общеупотребителен, а разница возникла из-за различия церковных уставов Иерусалимского и Константинопольского (историк Б.П. Кутузов).

 

 

Если интересен этот вопрос, обратитесь к исследованиям Н.А. Скабалановича(дореволюционный автор), и можно посмотреть исследования свящ. Михаила Желтова (современный литургист). Но нужно отметить, что литургическое богословие в Русской Церкви очень недостаточно развито, и многие вопросы освящены мало и ждут своих исследователей.

 

http://www.oz-blago.ru/questions/get_q/541/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дело в том, что на нашем форуме Слово и на кураевском этот вопрос тоже обсуждали и искали ответы :) Мнения всех изучали, но ничего точного так и не нашли

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

СОБОРНО ИЛИ КЕЛЕЙНО?

Доклад Марины Верховской «Личное молитвенное правило в традиции Православной церкви: история и современная практика»

kifa_125_04_01.jpg

Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский.

Коптская икона

Личное молитвенное правило - неотъемлемая часть церковной жизни каждого современного православного христианина. В сознании многих оно неразрывно связано с молитвословом - набором утренних и вечерних молитв, имеющих номера или названия и выстроенных в определенной последовательности

Представляется важным понять, насколько идея личного молитвенного правила соответствует церковной традиции и Преданию Церкви, и проследить, как и когда в истории появилась традиция молитвенного правила для мирян, как возникли молитвословы, какие были и есть варианты личного молитвенного правила.

 

История возникновения личного молитвенного правила в церковной традиции

 

Молитва в первые века христианства

В Евангелии Христос дает ученикам молитву «Отче наш» (Мф 6:9-13, Лк 11:2-4), в которой учит обращаться к Богу-Отцу не от себя лично, а от собрания, также Он говорит, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). «Деяния апостолов» свидетельствуют, что после Вознесения все апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении», а после Пятидесятницы, когда к апостолам «присоединилось душ около трех тысяч, ... они постоянно пребывали в учении, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2:41-42).

Св. Игнатий Богоносец (†107, Рим) пишет в послании к магнезийцам: «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, ... один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной».

Св. Ипполит Римский в «Апостольском предании» (первая треть III века) пишет о том, что верные должны молиться, восстав ото сна, в третий, шестой, девятый час, перед сном, в полночь и при пении петухов. «Если же будет поучение и будет Слово Божие [читаться], то пусть каждый предпочтет лучше идти в то место... Ибо кто молится в церкви, тот сможет избежать опасности дня. ...Каждый пусть усердно ходит в церковь - место, где процветает Святой Дух. Если же в какой-либо день не будет поучения, тогда каждый, хотя бы у себя дома, пусть возьмет святую книгу и читает в достаточной степени то, что, как ему кажется, принесет пользу».

Памятники IV века приводят свидетельства о том, что христиане собирались дважды в день в храм на богослужение. Так в «Дневнике Эгерии» подробно описывается ежедневная вечерня и при этом упоминается, что «все люди собираются еще раз в храме», то есть они уже собирались в этот день на утреню.

«Апостольские постановления св. Климента Римского» (последняя четверть IV века) свидетельствуют о ежедневном участии в утреннем и вечернем богослужении как о норме христианской жизни: «А когда ты, епископ, поучаешь, то приказывай и убедительно внушай народу, чтобы прилежно ходил в церковь каждый день утром и вечером и отнюдь не оставлял собрания, но ходил в оное постоянно», хотя для достижения этой нормы уже приходится «приказывать и убедительно внушать».

В первые века христиане имели общую веру и молитву; соборная, церковная молитва являлась основой и дополнялась личной молитвой; жизнь была целостной, необходимости в регламентации личной молитвы - личном молитвенном правиле - не было.

.

 

Появление личного молитвенного правила как келейного правила в монашеской традиции

Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества и прослеживается в неизменном виде на протяжении около полутора тысяч лет от первых монастырей IV века в Египте и Палестине, монастыря св. Саввы Освященного († 532), афонских монастырей до Нило-Сорского скита - уникального явления в истории русского монашества XV-XVII вв. Пресвитер Руфин в своем произведении «Жизнь пустынных отцов» (конец IV в.) называет основные принципы организации жизни монастыря скитского типа: уединение каждого инока, общее богослужение раз в неделю, малая соборность (в скиту живет по несколько иноков), возможность получить духовное наставление. Средоточием общей монастырской жизни в скиту был храм. Каждое воскресенье и в праздники служили «всенощное скитское и обедню». В субботу около шести вечера иноки собирались в храме на вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний - это было время духовного общения монахов скита. Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение.

В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все садились в молчании и со вниманием слушали «прочитаемое» из Святых Писаний и житий. Читать Писания полагалось не торопясь - «якобы разказуя, не како простою речию», слушающие могли спрашивать пояснения и толкования на непонятные тексты. После чтения начиналась исповедь: брат, стоя перед иконостасом, исповедовал всей братии свои согрешения. Чтение писаний и исповедь продолжались два-три часа.

Утреня в скиту заканчивалась в седьмом часу утра, за ней следовали чтения первого часа, и все расходились по кельям. Затем вновь собирались на молебен и обедню, в конце службы все просили прощения друг у друга и расходились по кельям, пребывая в них «не исходяще... кроме благословенных вин дондеже паки сход будет».

Келейное правило иноков скита было большим. Но мера для каждого монаха могла устанавливаться отдельно - каждому «противу силы своея», так как «немощьным несть Устава... но елико кто может вместити да вместит»1.

Жизнь монахов была общей, в центре ее была храмовая молитва в субботу и воскресенье, чтение Писания, духовные беседы, общение и размышление, даже исповедь происходила перед всей братией. Пропускать общее богослужение строго запрещалось: «Не бывшему же на очередном бдении пусть ничего не принимается в извинение»2. В остальные дни они исполняли молитвенное правило келейно, правило это представляло собой, в основном, те же службы, что и в храме, дополненные псалмопением и многократным чтением кратких молитв.

 

Келейное правило на Руси

В XII веке епископ Кирилл Туровский, один из наиболее известных и почитаемых на древней Руси проповедников и писателей, названный своими современниками и потомками «Златоустом, просиявшим паче всех на Руси», создал цикл из 21 молитвы на всю седмицу. Составляющие этот цикл молитвы были предназначены для ежедневного чтения в монастыре - по одной после вечерни, утрени и часов. По своему содержанию они соотносились с церковным значением седмичных дней. Этот цикл молитв известен по большому количеству списков древнерусского и южнославянского происхождения XIII и последующих веков, а с конца XVI века и в течение XVII столетия его неоднократно включали в старопечатные молитвословы.

Входит он и в одну из рукописей XVI века - Рукопись РГАДА. Син. тип. (ф. 381). 220, представляющую собой Следованную Псалтирь, дополненную выдержками из Октоиха, Минеи, Пролога, Трефолоя, Триоди3. Часослов, выписанный в этой рукописи полностью, содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения. Часть молитв для келейного чтения сохранилась в молитвословах до сегодняшнего дня.

Довольно неясным остается вопрос, как келейное правило, предназначенное для монахов, трансформировалось в правило частной молитвы для мирян, при этом в литературе оно, как правило, тоже называется «келейным». Есть точка зрения, что примерно с XIII-XIV вв. повечерие и полунощница стали восприниматься как частные молитвы вечером и утром4.

«Домострой» протопопа Сильвестра XVI века описывает «Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися»: вечером «отпети вечерня павечерница полунощница» всей семьей, а утром мужу следует «отпети заутреня и часы», при этом он должен не пропускать «по вся дни церковнаго пения вечерни заутрени обедни».

В 1522 г. или несколькими годами позже Франциск Скорина подготовил к печати и издал «Малую подорожную книжицу», представлявшую собой Псалтирь с восследованием, в которую включил два своих акафиста с именными акростихами. Это издание послужило основой для значительного числа рукописных и печатных Акафистников XVI-XVII веков, которые состояли из нескольких акафистов с канонами, вечерних и утренних молитв, правила к причащению и молитв после причащения. В последующие столетия эта книга под названием «Молитвослов» получила широкое распространение и «стала основной "литургической" книгой русских людей, молитвы которой заменили древние уставные последования»5.

Таким образом, вечерние и утренние молитвы, составившие Молитвослов, изначально представляли собой приложение к повечерию и полунощнице, но со временем странным образом вытеснили их и получили самостоятельное существование: осталось «приложение без того, куда оно приложено»6.

С конца XIX века молитвословы перепечатываются практически без изменений7.

 

Современное состояние вопроса

В Русской православной церкви можно наблюдать единодушие по отношению к тому, что у православного христианина должна быть ежедневная личная молитва, и довольно широкий диапазон мнений по отношению к вопросу, каким должно быть личное молитвенное правило. В телепередаче «Православная энциклопедия» от 14 марта 2009 года8, посвященной этому вопросу, высказывалась точка зрения, что «надо соблюдать то, что Церковь установила: читать вечернее и утреннее правило», даже приводился случай, когда священник не допустил к причастию из-за неполного вычитывания ежедневного правила. В то же время многие признают, что, хотя молитвословы и воспринимаются как некая необходимая составляющая духовной жизни мирянина, не следует слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни; что утренние и вечерние молитвы не соответствуют тому принципу, по которому устроено православное богослужение - принципу соединения неизменяемой и изменяемой части, серьезным недостатком является и отсутствие в молитвенном правиле библейского материала. Однако, даже признавая наличие проблемы, участники дискуссии по этому вопросу останавливаются пред необходимостью пересмотреть свои экклезиологические взгляды. Так, протоиерей Максим Козлов, с одной стороны, считает, что «к молитве нужно относиться творчески», а с другой, что правило можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать; «хорошо бы, чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты», и что необходимо «при любой корректировке устава следовать одному правилу: "Не колебать того, что твердо стоит"».

Эти вопросы обсуждались на международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (15 апреля 2010 года). Однако большинство участников лишь затрагивало проблему, описывая ее, но не предлагая реальных путей изменения церковной ситуации.

Тем не менее, выступления говорили о серьезности сложившегося положения. Так, профессор факультета теологии университета Осло Симеон Фрейсхоф, широкая сфера научных интересов которого включает и проблему отношения литургии к экклезиологической норме, отметил в своем выступлении, что соборная молитва является частью Предания Церкви, в то время как частная молитва такой частью не является. Это означает, что личное молитвенное правило всегда является неким компромиссом, связанным с тем, что Церковь и человек в ней существуют в конкретных исторических обстоятельствах. Компромисс этот является оправданным, когда есть укорененность личной молитвы в регулярной церковной молитве, есть ответственность за соборное богослужение, есть опыт разделения жизни с братьями во Христе. Тогда христианин чувствует свое молитвенное правило «не как некую лишь обязанность, а как внутреннюю потребность, как духовную норму своей жизни»9, как поддержку в стремлении к целостности и полноте церковной жизни.

----------------

1 Цит по: Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. // Исторический вестник N№ 3, 1999.

2 Успенский Н.Д. Чин Всенощного бдения. Глава 2. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения.

3 Шишкин А.В. Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. тип. (ф.381). 220, XVI в. //Вестник ПСТГУ, I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 158-161.

4 Желтов М.С., дьяк. Утренние и вечерние молитвы.//Портал любителей древнерусского пения и богослужения.

5 Желтов М.С., Правдолюбов С., свящ. Акафистник и молитвослов. /Богослужение Русской Церкви, Х-XX вв. //Православная энциклопедия. Том «РПЦ». М., 2000.

6 Желтов М.С., дьяк. Утренние и вечерние молитвы.//Портал любителей древнерусского пения и богослужения.

7 Кочетков Г., свящ. О некоторых современных проблемах укрепления личного благочестия верных в Русской православной церкви. //Перед исповедью и причастием.

8http://www.sedmitza....ext/604350.html

9 Кочетков Г., свящ. О благочестивой христианской жизни (беседа с нововоцерковленными). //Перед исповедью и причастием.

 

КИФА №3(125) февраль 2011 года

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Михаил, никто не предлагает и не предполагает самому писать учебник :) Но правила существуют разные :)

Где???? пример дайте мне!! да в молитвослове из Оптиной к утренним молитвам добавлена молитва Оптинских старцев, но правило утреннее тоже и одно!

Вот вы пишете:

И вообще, к чему эта цитата?

сокращу, а про наказание за нерадение давайте вообще опустим (но ниже я поясню этот момент, не знаю поймёте ли то, что напишу {не в обиду, смысл в том, что у нас образ мысли очень сильно отличается, отсюда и недопонимание...})

В наше время мы часто не уделяем должного внимания тому, чтобы исполнять церковные установления, соблюдать в точности посты... Мы уже пытаемся исправить весь Закон Божий, все правила церковные подогнать под себя, под свои желания, стремления...

в принципе грехом быть не может :)

увольте... Судия у всех один и суд Его Праведен, а Промысла Его я знать не могу...

А расходимся в том, что Вы видите с той точки зрения, как будто, изменяя себе молитвенное правило, мы его тем самым облегчаем, потому что не хотим духовно возрастать, переписывам от нежелания молиться как написано,

Вы ищите смирения во многом делании (пусть и благом) т.е. хотите себе правило усложнить, но при этом говорите, что и простое правило не можете выполнить должным образом...

Почему Вы не ищите смирения в том, что нельзя делать больше чем установлено (хочется ведь да?), а вот нельзя и всё - смиряйте своё "хочу"

Ещё вот, что напишу (если не поймёте моей мысли, лучше оставить этот спор):

есть два монаха, одному послушание дали - воду носить, второму считать сколько тот вёдер принёс (но не носить)...

как по Вашему какому монаху будет легче выполнить послушание?

Слава Богу, что у Вас (извините, не могу из ника понять Вашего имени - Михаил?) получается как должно, поэтому мне было бы важно услышать от Вас то, что поможет и мне - как, например, это сделал Антоний Сурожский - показал путь возрастания

именно - Михаил, далее...

Вы обо мне слишком высокого мнения ;) я Вам так скажу, я даже не знаю как должно, а Вы мне получается пишите, да ещё и рядом употребляете имя митрополита...

Не показал ли о. Антоний Сурожский этим пример отношения и друг к другу, как должны поступать и мы, каждый в меру своих сил и духовного роста, конечно?

что до спора на тему "кто же правее митрополит или профессор?" я Вам скажу, что они оба - люди, лучше оставьте их обоих с миром и обратитесь к опыту святых, в данном случае видимо святителей :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень хорошие обе статьи. Правда интервью с о. Максимом я уже читала :)

И так как раз и говорится о возможности варьировать личное правило, в том числе и утренние и вечерние молитвы :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Михаил, вот лично вы Типикон полностью исполняете?

 

В наше время мы часто не уделяем должного внимания тому, чтобы исполнять церковные установления, соблюдать в точности посты... Мы уже пытаемся исправить весь Закон Божий, все правила церковные подогнать под себя, под свои желания, стремления...

 

Что из перечисленного я предлагаю не исполнять?

 

Вы пишете "обратитесь к опыту святых, в данном случае видимо святителей". Спрошу: к каким именно святителям обращаться? У них тоже разное мнение на этот счет было. Мало того, у древних отцов вообще не было понятия утренних и вечерних молитв :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Екатерина, Ваша позиция в непризнании молитвенных правил как таковых и в полной свободе выбора молитв, или же всё таки Вы за то, что бы устанавливать хоть и свои собственные, но определённые молитвенные правила обязательные к исполнению? Вы же в последнем посте специально опустили определение ПРАВИЛО, а написали утренние и вечерние молитвы?

Простите меня, Андрей, :blush: после этих постов заглянула в молитвослов и прочитала:

-"Молитвы утренние".

-"Молитвы на сон грядущим"

НО

-"Последование ко Святому Причащению".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Очень хорошие обе статьи. Правда интервью с о. Максимом я уже читала :)И так как раз и говорится о возможности варьировать личное правило, в том числе и утренние и вечерние молитвы :)

 

Катя, мне уже приходилось об этом писать на форуме, дело в том, что до 17-того века было принято или положено верующим вычитывать полный, дневной, богослужебный круг молитв.Со временем, в результате так называемых секулярных процессов в духовной жизни, вторжение западных веяний в восточную традицию веры и "своеобразное" отношение к Церкви Петра 1-го и некоторых его прозападных последователей, установились новые отношения и к Церкви и к молитвенному правилу, в результате которых мы имеем вариант молитвенных правил для мирян.

Без пояснений понятно, что нормой стало бы востановление прежних традиций.А, как Вы понимаете, устроение суточного круга богослужений никто не дерзнул бы изменять по своему личному усмотрению.Потому изменение, по своему усмотрению, сегодняшнего послабленного, до невозможности, правила выглядит не корректно.В этом процессе нужен более объективный подход.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Знаешь, Кать, если бы мы полностью исполняли все согласно Типикону, не возникали бы такие вопросы как "исполнять или не исполнять, сокращать или не сокращать, упростить церковно-славянский или оставить как есть". Было бы намного интереснее молиться. Вот здесь поставлю смайлик :good3000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Личное молитвенное правило - неотъемлемая часть церковной жизни каждого современного православного христианина. В сознании многих оно неразрывно связано с молитвословом - набором утренних и вечерних молитв, имеющих номера или названия и выстроенных в определенной последовательности.

 

По-моему это и есть ответ на вопрос. Чего еще говорить...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для себя нашла Руководственныя указания к благоговейно-молитвенному чтению правила.

Святитель Феофан Затворник

 

Собираетесь вычитывать правило... Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,

"никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев... близко к тому. В древности все читаемыя молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь...

"Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемаго воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

"тоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час... сколько обычно выстаиваете... и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать...

"Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед...

"тоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которыя входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

"когда не читайте без перерыва молитвы... а всегда перерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвеннаго... Если иногда, какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте... так до самаго конца положеннаго времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по несколько поклонов без установлений на то часов. Означенное в 5-м и 6-м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что.

24 июня 73 г.

(№ 807. письмо 773. вып. 5. стр. З.)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Катя, мне уже приходилось об этом писать на форуме, дело в том, что до 17-того века было принято или положено верующим вычитывать полный, дневной, богослужебный круг молитв.Со временем, в результате так называемых секулярных процессов в духовной жизни, вторжение западных веяний в восточную традицию веры и "своеобразное" отношение к Церкви Петра 1-го и некоторых его прозападных последователей, установились новые отношения и к Церкви и к молитвенному правилу, в результате которых мы имеем вариант молитвенных правил для мирян.Без пояснений понятно, что нормой стало бы востановление прежних традиций.А, как Вы понимаете, устроение суточного круга богослужений никто не дерзнул бы изменять по своему личному усмотрению.Потому изменение, по своему усмотрению, сегодняшнего послабленного, до невозможности, правила выглядит не корректно.В этом процессе нужен более объективный подход.

 

А если правило в результате изменения становится не послабленным, а наоборот? Большим?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Знаешь, Кать, если бы мы полностью исполняли все согласно Типикону, не возникали бы такие вопросы как "исполнять или не исполнять, сокращать или не сокращать, упростить церковно-славянский или оставить как есть". Было бы намного интереснее молиться. Вот здесь поставлю смайлик :good3000:

 

А кто ставил вопросы: сокращать или нет, отменять или нет, упростить или нет? ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А если правило в результате изменения становится не послабленным, а наоборот? Большим?

Катя, вопрос не в колличестве, а в самоволии, которое, мягко говоря, не является добродетелью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Личное молитвенное правило - неотъемлемая часть церковной жизни каждого современного православного христианина. В сознании многих оно неразрывно связано с молитвословом - набором утренних и вечерних молитв, имеющих номера или названия и выстроенных в определенной последовательности.По-моему это и есть ответ на вопрос. Чего еще говорить...

 

ну, например. о. Максим говорит немного по-другому. Значит есть о чем говорить :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Катя, вопрос не в колличестве, а в самоволии, которое не является, мягко говоря, добродетелью.

 

Своеволие может проявляться там, где нарушается Устав или Типикон, без разрешения. Молитвенное утреннее и вечернее правило не регулируется Уставом и Типиконом

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А почему изменении набора молитв - самоволие? Как можно вообще называть молитву - самоволием? Это же личное общение с Богом, когда мы выражаем свои чувства: покаяние, благодарность, просьбы... Как можно регламентировать выражение чувств каждого человека?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...