Перейти к публикации
Polinna

Есть ли на форуме люди, которые молятся полностью по молитвослову и так несколько лет?

Рекомендованные сообщения

А почему изменении набора молитв - самоволие? Как можно вообще называть молитву - самоволием? Это же личное общение с Богом, когда мы выражаем свои чувства: покаяние, благодарность, просьбы... Как можно регламентировать выражение чувств каждого человека?

Вот! Вот именно! А почему нужно читать каждый день Евангелие, кто обязывает нас читать Псалтирь? И вообще - в Библии устами Господа сказано, что молится Богу нужно так - (Отче Наш все знают, цитировать не буду.), и всё - больше ни чего не сказано. Значит вообще достаточно только прочитать Отче Наш раз в неделю и всё (что каждый день нужно молится то же не сказано). Вот ведь до чего можно договорится. Своеволие это не только не исполнение существующих законов, но и придумывание своих собственных, хоть даже и личных, но идущих в разрез с догматами веры и приводящими к нежелательным результатам.

 

Да когда же мы все наконец то разойдёмся по своим батюшкам - духовникам и поставим перед ними "вопрос ребром"? Выхода здесь может быть только четыре: 1 - Соблюдать молитвенные правила в соответствии с молитвословом, дополняя их нужными молитвами. 2- Изменять молитвенные правила по согласованию с духовником или с опытным священником. 3 - Изменять молитвенное правило своевольно без согласования с духовником. 4 - Вообще не соблюдать ни каких правил. Думаю, что по тому, что первые два пункта правильные, а 3 и 4 - не правильные, ни кто возражать не станет? Если так, то чего копья ломать то в убеждениях и разубеждениях - всё равно каждый будет стоять на своём и отстаивать ту точку зрения которая ему удобней и приемлемей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Св.Феофан Затворник о самости http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/theofan_3.htm

 

Серчание — большой враг. В нем — самость, корень всякой греховности, видится и обнаруживается во всей силе. Блюсти себя надо — и молиться... (1, п. 189, с. 228).

 

Осуждение рождается от самодовольства и самодовольство питает. То и другое показывает, что самость жива и жирна... (4, п. 557, с. 11).

Таким расположением и действованием он бьет непрестанно в самую главу гнездящегося в сердце нашем змия - самость, главное свойство которой - все делать по-своему и в свою угоду.

 

Самость - корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость. Может быть, и духу хулы дано так сильно беспокоить вас по той причине, что есть самость - с излишками. Так начинайте зараз и ее бороть. Смирение - корень всего доброго, ибо все доброе от Бога, а Он гордым противится, смиренным же дает благодать.

Самость и самолюбие

Посмотрите, нет ли у вас самомнения, т. е. чувства своего значения, или отрицательно, отсутствие чувства, что вы ничто. Это самое сокровенное чувство, но оно всем ворочает в жизни. От него первое требование, чтобы все было по-нашему и коль скоро это не бывает, то на Бога ропщем, а на людей серчаем. От него же уверенность, что все сами можем сделать и устроить, пустивши в ход придуманные средства, ожидаем, что все так и будет, как придумали. Оттого, что дело начинаете без усердной молитвы, и продолжаете тоже, и кончаете опять ропотом, если что не по-нашему, и чувство самодовольства, — если по-нашему. Бога во всем этом помышляете яко стороннее, а не действующее лицо. Так вот присмотритесь, нет ли этого, и если есть хоть в небольшой мере, позаботьтесь восстановить чувство ничтожества своего во всех отношениях. И всегда Господа о том молите (1, п. 120, с. 127-128).

...Жизнь самодовольная поест все, что в настоящей трудноватой жизни заслужено у Бога; и на тот свет придется явиться с пустыми руками (1, п. 128, с. 135).

Над уничтожением самомнения надо только однажды потрудиться... а потом уж с ним легко будет справляться, да он скоро совсем замрет. Тогда и образуется в душе какая-то опора внутреннего мира! Самомнение, когда оно есть, не только отношение к людям возмущает, но помрачает и отношение к Богу, — и лукав он, как бесы, — и ловко прикрывается смиренными словами, заседая в сердце... Займитесь этим. — Вы хорошо делаете, что сокрушаетесь об этих чувствах и открываете их духовному отцу. Но, кажется, это вы делаете, когда сорвете на ком сердце чем-либо; но даже и одни чувства, если и не прорвутся наружу, открывать надо. Это в числе средств для уничтожения самопревозношения. А самомнение всю жизнь губит, потому стоит потрудиться над уничтожением его...

Жалуетесь... на самомнение и самовозвышение... Это первородные деточки самовозношения, розовые его дожди, или не розовые, а семицветные, радужные (1, п. 132, с. 141).

Живут вместе люди с характером ветхого человека, и каждый свое только благобытие устроить желает и ищет. Поэтому неизбежны столкновения, от которых возникает раздражение и все порождаемые им страсти, и дела неприязни между людьми. Основа их лежит в самости... (41, с. 181).

Вопрос ваш, — как быть с я? — очень естественен в душе, вступившей в путь к самопознанию. Как быть? Тереть его и стереть в порошок... Вся жизнь на это предназначается... Прием к этому прост: не слушать я и идти ему наперекор. Дела его: своему уму верить, своей воле следовать, своему чувству сочувствовать. Самое осязательное обнаружение его жизни есть саможаление... Отречение от всяких проявлений я и делание наперекор ему — есть его стирание... Заповедь об этом слышали из уст Самого Господа: да отвержется себе. Начните наблюдать над собою... и замечайте проявление своего я ...и затем — идите против... во всем, и большом и малом (6, п. 961, с. 66).

Побеждать свои хотения, зная, что лучше им отказать, нежели их послушаться, есть Богу приятная жертва, за которую Он воздаст внутренним утешением. А опускать эти случаи к победе над собою, значит богоугождение ставить ниже самоугождения (3, п. 534, с. 231).

Пишете, чтоб я помолился об избавлении вас от самоугодия. Об этом что молиться? Бог не услышит. Он слышит молитву только о тех, которые не самоугодничают. И любого человека Бог слышит только тогда, когда он не страдает этими первородными дочерьми греха. За несаможаление и несамоугодие только и подает Господь благодать и преуспеяние. Самих же их не подает, а требует, чтобы их сам человек возымел, как задаток, что ему стоит оказать милость (8, п. 1454, с. 191).

Самость — корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться как не на себе? — и останавливается. Вот и самость (8, п. 1465, с. 222).

Откуда страсти? Ни один человек не рождается со страстью определенной. Каждый из нас приходит в мир этот только с семенем всех страстей — самолюбием. Это семя потом жизнью и свободной деятельностью развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю греховность нашу, или всю область грехов, потому что всякий грех непременно уже укрывается под ним или висит на какой-нибудь его ветке (56, с. 164).

Саможаление и самоугодие прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает я, а не Господь. Самолюбие и есть живущий в нас грех, от которого вся грешность, и который делает грешным всего человека, — с ног до головы, пока он имеет место в душе. А когда грешен весь человек, как придет к нему благодать? Не придет, как не полетит пчела туда, где дым.

Присутствие самолюбия есть знак, что первое решение работать Господу сформировалось неполно и неудачно... Решение это имеет два конца: один — да отвернется себя... и второй : да по Мне грядет — Первый требует совершенного подавления эгоизма или самолюбия и, следовательно, недопущения самоугодия и саможаления, ни большого, ни малого. Следовательно, в ком они есть, у того решение было не полно (8, п. 1454, с. 190).

...Самоугодие — склад души, по которому она все делает только в угодность себе наперекор требованиям совести и внушениям страха Божия... (38, с. 139).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Вот! Вот именно! А почему нужно читать каждый день Евангелие, кто обязывает нас читать Псалтирь? И вообще - в Библии устами Господа сказано, что молится Богу нужно так - (Отче Наш все знают, цитировать не буду.), и всё - больше ни чего не сказано. Значит вообще достаточно только прочитать Отче Наш раз в неделю и всё (что каждый день нужно молится то же не сказано). Вот ведь до чего можно договорится. Своеволие это не только не исполнение существующих законов, но и придумывание своих собственных, хоть даже и личных, но идущих в разрез с догматами веры и приводящими к нежелательным результатам.Да когда же мы все наконец то разойдёмся по своим батюшкам - духовникам и поставим перед ними "вопрос ребром"? Выхода здесь может быть только четыре: 1 - Соблюдать молитвенные правила в соответствии с молитвословом, дополняя их нужными молитвами. 2- Изменять молитвенные правила по согласованию с духовником или с опытным священником. 3 - Изменять молитвенное правило своевольно без согласования с духовником. 4 - Вообще не соблюдать ни каких правил. Думаю, что по тому, что первые два пункта правильные, а 3 и 4 - не правильные, ни кто возражать не станет? Если так, то чего копья ломать то в убеждениях и разубеждениях - всё равно каждый будет стоять на своём и отстаивать ту точку зрения которая ему удобней и приемлемей.

 

Я буду возражать по третьему пункту :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Для себя нашла Руководственныя указания к благоговейно-молитвенному чтению правила. Святитель Феофан Затворник

]

 

Разве указания Феофана Затворника не обучают нас правильной молитве, не только по букве, но и по духу?

 

Руководственныя указания к благоговейно-молитвенному чтению правила.

Святитель Феофан Затворник

 

Собираетесь вычитывать правило... Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,

"никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев... близко к тому. В древности все читаемыя молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь...

"Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемаго воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

"тоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час... сколько обычно выстаиваете... и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать...

"Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед...

"тоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которыя входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

"когда не читайте без перерыва молитвы... а всегда перерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвеннаго... Если иногда, какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте... так до самаго конца положеннаго времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по несколько поклонов без установлений на то часов. Означенное в 5-м и 6-м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что.

24 июня 73 г.

(№ 807. письмо 773. вып. 5. стр. З.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Утренние и вечерние молитвы установлены Церковью как ежедневное правило для православных людей, они составлены святыми людьми и проникнуты духом их подвижнической жизни, целиком посвященной Христу.

Правилом называется порядок чтения молитв, т.е. закрепленный Церковью их состав и последовательность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Силуан Афонский о молитве:

 

 

 

Скучает душа моя о Господе, и желанно ищу Его, и ни о чем другом не терпит душа моя помышлять.

Скучает душа моя о живом Господе, и рвется дух мой к Нему, как Отцу Небесному и родному. Сроднил нас Господь Духом Святым. Мил сердцу Господь, — наша радость и веселие, и крепкое упование.

 

 

Благий Господи, взыщи милостиво создание Свое и покажи Себя людям Духом Святым, как Ты показываешь Себя рабам Твоим.

 

 

Обрадуй, Господи, пришествием Духа Твоего Святого всякую скорбящую душу. Дай, Господи, чтобы все люди, молящиеся Тебе, познали Духа Святого.

 

 

О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного. Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы. Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу.

 

 

О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы. И если ты хочешь чисто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва. Будь послушлив, с благою совестью подчиняйся властям, и будь доволен всем, и тогда ум твой очистится от суетных помыслов. Помни, что тебя в идит Господь, и будь в страхе, как бы не оскорбить чем-либо брата; не осуди его и не опечаль его хотя бы видом, и Дух Святый возлюбит тебя, и Сам во всем будет тебе помогать.

 

 

 

Любящая Господа душа не может не молиться, ибо она влечется к Нему благодатью, которую познала в молитве.

 

 

Для молитвы нам даны храмы; в храмах служба совершается по книгам; но и храма с собой не возьмешь, и книги не всегда имеешь, а внутренняя молитва всегда и везде с тобою. В храмах совершаются божественные службы, и Дух Божий живет, но душа — лучший храм Божий, и кто молится в душе, для того весь мир стал храмом; но это не для всех.

 

 

Многие молятся устно, и любят молиться по книгам; и это хорошо, и Господь принимает молитву и милует их. Но если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь.

 

 

Кто молится по привычке, у того нет перемены в молитве, а кто усердно молится, у того много перемен в молитве: бывает борьба с врагом, борьба с самим собою, со страстями, борьба с людьми, и во всем надо быть мужественным.

 

 

 

 

Зашел ко мне в магазин один военный человек; он направлялся в Солунь. Душа моя полюбила его, и я говорю ему:

 

 

«Молись Господу, чтобы меньше было скорбей».

А он говорит: «Я молиться умею. Я научился на войне, когда бывал в сражениях. Я сильно просил Господа, чтобы оставил меня в живых. Пули сыпались, снаряды рвались, и мало кто оставался в живых, а я бывал в сражениях много раз, и Господь меня сохранил». При этом он показал, как молился, и по движению тела его было видно, как весь он погружался в Бога.

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Разве указания Феофана Затворника не обучают нас правильной молитве, не только по букве, но и по духу?

 

Руководственныя указания к благоговейно-молитвенному чтению правила.

Здесь полностью четко и ясно написано как подобает молится. Не быстренько вычитать, а вложить сердце и душу. Тогда и не захочется менять и искать других молитв.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

один батюшка сказал мне ,что не обязательно читать все время одно и то же... можно читать не всю молитву, а те строки,что тебе кажутся главными... или заменять на другие, главное не допускать,чтобы мысли в одну сторону, слова в другую...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Простите меня,но я думаю одному Господу известно как мы молимся,и не нужна Ему умная и правильная молитва,Ему сердце наше нужно!И как можно понять где главные строки?Когда я пыталась уменьшить правило,то не могла этого сделать только потому что все молитвы там мне казались главными.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
один батюшка сказал мне ,что не обязательно читать все время одно и то же... можно читать не всю молитву, а те строки,что тебе кажутся главными... или заменять на другие, главное не допускать,чтобы мысли в одну сторону, слова в другую...

Простите, как из песни слов не выбросишь, то как молитву можно на строки разделить?

Что можно из Песни Пресвятой Богородице не читать.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

 

Богородица — родившая Бога.

 

Слова радуйся, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах взяты из приветствия Архангела Гавриила, когда он возвещал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее по плоти Сына Божия (Лк. 1, 28).

 

Слова Благословенна Ты в женах означают, что Пресвятая Дева Мария, как Матерь Божия, прославлена более всех других жен (Лк. 1, 42; Пс. 44, 18).

 

Благодатная — исполненная благодати, милости от Бога.

 

Благословенна — прославлена.

 

Слова благословен Плод чрева Твоего взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Святая Дева Мария после благовещения пожелала ее посетить (Лк. 1, 42).

 

Плод чрева Ее — Сын Божий Иисус Христос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

он не имел ввиду основные молитвы на которых зиждется православие... конечно из Отче наш, Богородице, Дево, радуйся и символа веры не выкинуть слов.. но другие длинные молитвы да... и это не мои слова, это мне говорили на Валааме... хотя, вот кажому человеку может быть разное нужно... т.е. когда идет он к священнослужителю, кому-то нужно читать все, кому-то скажут нет... ведь преподобный Серафим Саровский говорил, не помню дословно, что можно читать 3 молитвы : Отче наш, Богородице и Символ веры и будешь спасен...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
он не имел ввиду основные молитвы на которых зиждется православие... конечно из Отче наш, Богородице, Дево, радуйся и символа веры не выкинуть слов.. но другие длинные молитвы да... и это не мои слова, это мне говорили на Валааме... хотя, вот кажому человеку может быть разное нужно... т.е. когда идет он к священнослужителю, кому-то нужно читать все, кому-то скажут нет... ведь преподобный Серафим Саровский говорил, не помню дословно, что можно читать 3 молитвы : Отче наш, Богородице и Символ веры и будешь спасен...

Простите не хотела вас обидеть, просто не поняла. Правило Серафима Саровского три раза Отче наш, три раза Песнь Пресвятой Богородице и один раз Символ веры. Совершив это утренние правило, всякий христианин отходит на свое дело и, должен читать "Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного" и так продолжается до самого обеда.

Простите далее писать не буду так как это есть в молитвослове. По этому правилу молитва творится не прекращаясь до отхода ко сну.(если не права поправьте пожалуйста).

Простите еще раз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Михаил, вот лично вы Типикон полностью исполняете?

не изучал, и видимо буду за это бит... "утешает" пожалуй только, что бит буду меньше, чем те кто изучил и не исполняет...

 

Вы пишете "обратитесь к опыту святых, в данном случае видимо святителей". Спрошу: к каким именно святителям обращаться?У них тоже разное мнение на этот счет было.

обратитесь к любому, кто писал о молитве "для мирян", не думаю ни разу, что у святителей могло быть разное мнение на Закон Божий. А раз Вы пишите, что у святителей было разное мнение, то давайте "без воды" - давайте примеры того где святители противоречат друг другу... ;)

Мало того, у древних отцов вообще не было понятия утренних и вечерних молитв :)

на этот вопрос уже дан ответ, процитирую:

Катя, мне уже приходилось об этом писать на форуме, дело в том, что до 17-того века было принято или положено верующим вычитывать полный, дневной, богослужебный круг молитв.Со временем, в результате так называемых секулярных процессов в духовной жизни, вторжение западных веяний в восточную традицию веры и "своеобразное" отношение к Церкви Петра 1-го и некоторых его прозападных последователей, установились новые отношения и к Церкви и к молитвенному правилу, в результате которых мы имеем вариант молитвенных правил для мирян.

 

А почему изменении набора молитв - самоволие? Как можно вообще называть молитву - самоволием? Это же личное общение с Богом, когда мы выражаем свои чувства: покаяние, благодарность, просьбы... Как можно регламентировать выражение чувств каждого человека?

выражайте! кто против-то? хотите общения - общайтесь, радуйтесь, кайтесь своими словами... причём тут правила-то? а потом как пообщались исполните правило ;)

Своеволие может проявляться там, где нарушается Устав или Типикон, без разрешения...

почти идеально!

Выше Вы пишите, что "можно без благословения самому изменить правила" видимо потому, что они не регулируются уставами... это ли не СВОЕВОЛИЕ?? Вы также писали, что "не против соблюдения правил как таковых", так что же Вам мешает взять благословение на изменение правил для себя лично если не своеволие? Ведь могут и не благословить изменить правила-то... а тут получается так: не спрашивал, поэтому не запретили, ну и буду делать, что хочу... разве это не СВОЕВОЛИЕ спрашиваю я Вас?

А если правило в результате изменения становится не послабленным, а наоборот? Большим?

так возьмите благословение и вычитывайте каждый день полный дневной круг (или как Вы там хотите-то?), объясните: что мешает взять благословение?

Я буду возражать по третьему пункту :)

Обоснуйте пожалуйста свою точку зрения чем-то кроме своеволия.

Что из перечисленного я предлагаю не исполнять?
А кто ставил вопросы: сокращать или нет, отменять или нет, упростить или нет? ;)

Лично я совершенно перестал понимать, какой вопрос Вы ставите, почему Вы против соблюдения утренних и вечерних правил и т.д. (А Вы именно ПРОТИВ правил т.к. предлагаете заменять по своему желанию)

 

Вы задаёте вопросы, Вам на них пытаются отвечать, я бы тоже хотел от Вас получить ответы (чтобы понять Вашу точку зрения) на мои вопросы из это сообщения и на этот вопрос:

Но правила существуют разные :)
Где???? пример дайте мне!!

Буду очень рад если Вы в одном посте поясните свою точку зрения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Предлагаю всем "брек!" Давайте вернемся к первому вопросу . Суть такова, что Правило есть Правило, а в соблюдении Правил могут быть исключения. Мы же люди, а не железяки. И у каждого исключения бывают свои мотивы. Стараемся. По мере нашего старания Господь подает силы исполнить необходимое. Проверено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Михаил, вообще-то мы не говорим конкретно про меня. У меня лично вопросов по правилу вообще нету. :) Мне интересно обсудить тему возможности изменения утренних и вечерних молитв по молитвослову на что-то другое.

Этот вопрос возникаем у многих людей, в том числе и у тех, у кого нет духовников.

кстати, вопрос задавался и священникам на форумах. И у них разные мнения на этот счет. Это вопрос не догматики и поэтому тут вполне возможны варианты.

И еще раз: я не против чтения правила. Я против того, чтобы не было возможности это правило менять, сообразуясь с духовным состоянием человека и его возможностями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопрос, несколько глубже, если понять, что является причиной охлаждения к молитвенному правилу и то, что не видение этой причины не дает возможность ее преодолеть, тогда будет понятно откуда появилась необходимость менять состав молитвенного правила.Если понять, что обсуждаемая тема-это лишь следствие определенных духовных трудностей, то нужно анулировать эту причину и все встанет на свои места.В очередной раз, люди пытаються менять обстоятельства, но не хотят меняться сами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так можно это делать одновременно. Меняются обстоятельства - меняемся и мы. И наоборот :)

 

Вообще, мне очень нравится беседа о молитве и молитвенных правилах с о. Максимом Козловым и о. Алексеем Уминским

 

 

Мешает ли молитвенное правило молитве?

 

 

 

Протоиерей Алексей Уминский:

Сегодня мы хотим поговорить о молитве и о молитвенном правиле. Правило — это то, что должно изменить к лучшему наш внутренний мир. Но часто бывает, что человек регулярно молится не первый год, вычитывает правило и в то же время чувствует, что его молитва становится формальностью.

Святитель Феофан Затворник

говорил о том, что молиться только по молитвослову — это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. Что такое молитва и молитвенное правило? Каким оно должно быть? Об этом мы хотели бы поговорить сегодня. Моим собеседником будет настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ

Протоиерей Максим Козлов

.

Вопрос: Я пробовала молиться по молитвослову, но мне не все слова там понятны. А если я буду молиться ко Господу произвольными словами, это на что-то повлияет?

Протоиерей Максим Козлов: Вопрос частый и резонный. Я думаю, его нужно рассматривать в двух плоскостях.

С одной стороны его можно поставить так: могу ли я полностью заменить молитвенное правило молитвой своими словами? Будет ли это хорошо? Здесь рано или поздно то, что мы говорим своими словами, скажем так, отольётся в определённого рода формулы, только формулы эти будут, с одной стороны, не так глубоки и часто не так правильны, как то, что мы читаем в молитвослове.

С другой стороны, не всегда мы будем молиться о том, что нужно, потому что то, что мы читаем в церковных книгах, создаёт некий правильный вектор. Там мы не найдём молитвы о ниспослании нам мерседеса, о том, чтобы найти потерянный кошелёк, чтобы мы получили работу с зарплатой в десять раз больше, чем та, которая есть у нас теперь. А центром этих молитв всегда будетпокаяние, благодарность Богу и устремление к Царствию Небесному. Поэтому иметь тексты, в том числе и тексты в обычном нашем молитвослове, как некий постоянный ориентир, по которому мы сверяем собственные добавления, — дело хорошее.

Но отец Алексий привёл слова святителя Феофана, и с ними нельзя не согласиться. Конечно же, ограничение молитвы только вычитыванием (страшное слово на самом деле) текстов, неважно, на гражданском или церковнославянском шрифте, равно как ограничение присутствия на богослужении выстаиванием, то есть некоторым физическим упражнением, — это абсолютное искажение смысла христианской молитвы.

Протоиерей Алексий Уминский: И вообще загонять духовную жизнь в какую-то жёсткую форму просто невозможно.

 

Протоиерей Алексий Уминский: …и в Евангелии Христос тоже обращает к ним самые жёсткие, самые негодующие слова.Протоиерей Максим Козлов: Да, и причём если человек живёт с ощущением, что исполнением этой формулы он спасается, этим он, право же, не будет отличаться от тех исполнителей закона, о которых апостол Павел пишет, что зря они уповают на исполнение закона, зря думают, что исполнением закона обретается спасение…

Протоиерей Максим Козлов: Безусловно. Поэтому желательно соединение с церковной молитвой собственных молитвословий, — я бы даже шире сказал: некий творческий подход к тем текстам, которые мы имеем в молитвословах(1), при рассмотрении их как указания пути, а не как устава гарнизонной службы, который непременно нужно исполнить. Вот это было бы, наверное, более адекватным подходом.

Протоиерей Алексий Уминский: Мне очень нравятся слова, которые в своё время сказал о молитвенном правиле святитель Игнатий Брянчанинов. Он сказал, что человек не должен становится рабом молитвенного правила. Он сказал, что то, что Господь сказал о субботе, относится и к молитвенному правилу: не человек для правила, а правило для человека.

Вопрос: Иногда приходишь с работы и так устаёшь, что переключиться на молитву, чтобы прочитать её с душой, нет сил. Как Вы считаете, можно ли заменить её коротким правилом преподобного Серафима Саровского?

Протоиерей Максим Козлов: Думаю, что безусловно можно вспомнить словапреподобного Амвросия Оптинского: лучше покороче молиться, думая о молитве, чем молиться длиннее, и при этом думать, когда молитва закончится.

Единственное, к чему я бы призвал, — всегда быть честными перед Богом. Бывает, мы пришли, занялись домашними делами, у нас действительно нет сил больше чем на три-пять минут сосредоточено встать перед иконами и душу свою вознести к Богу. А иной раз мы пришли, сделали домашние дела, посмотрели телевизор, приятно выпили чаю, позвонили другу или подруге…

Протоиерей Алексий Уминский: …минут на сорок…

Протоиерей Максим Козлов: …приняли ванну. А потом очень хочется спать. И мы говорим что, ну, какая же тут молитва, и на Серафимово правило сил не находится уже… завтра на работу вставать… нет, никак не могу. И это будет уже не вполне честно. Главное — сохранять пред Богом искренность. Тогда на самом деле не будет проблемы выбора: когда-то действительно возможно сократить молитву, а когда-то нужно иметь мужество к тому, что мы называем правилом.

Протоиерей Алексий Уминский: Давайте поговорим о правиле. Сказано, что оно древнее, но насколько вообще-то оно древнее, и насколько то, что мы читаем как необходимые утренние и вечерние молитвы, является такой уж жёсткой необходимостью? Обязательны ли именно эти молитвословия? Может быть, мы можем строить свои утренние и вечерние правила как-то по-другому?

Протоиерей Максим Козлов: Действительно, есть одна справедливая мысль: эти молитвы — древние, если принять во внимание время составления каждой молитвы.

Действительно, их составляли преподобные Антоний Великий и Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст, так что эти их молитвы сами по себе восходят к эпохе святых Отцов древней Церкви. Но если говорить о времени составления их в некое последование, то это с точки зрения исторического пути Церкви произошло совсем недавно.

Наверно, многие наши зрители знают о существовании такой книги, как Домострой, где описывается идеальная, почти фантастическая русская семья XVI столетия. И вот там домашний молитвенный уклад описывается так: утром и вечером раскрываются церковные книги и читается утреня или вечерня. То есть предполагалось, что образованные московиты настолько разумеют церковный устав, что, по крайней мере, способны вычитать некий костяк последования. А вот уже в конце XVII века мы обретаем в качестве основы для молитвенного правила совсем другие книги, очень похожие на наши современные молитвословы. Интересно, что прообразом их является книга, которая называлась “Подорожная книжица”.

Принадлежала она белорусу Франциску Скорине, который, между прочим, был католиком, а не православным. И, в общем-то, мы можем предположить, что в современном виде молитвословы скорее имеют юго-запад­ное происхождение, едва ли не при соприкосновении с униатами, среди которых они прежде всего и распространились.

Они возникли именно как замена церковных книг для мирян, а духовенству полагается вычитывать повечерие, вечерню, молитвы, которые есть в служебнике для подготовки к богослужению… а вот для мирян — некий такой упрощённый чин. Он, с одной стороны, хорош, потому что это древние и значимые молитвы, с другой стороны, он, конечно, предполагает некий творческий подход. Я могу предложить, по крайней мере, две идеи для внутреннего размышления в этом отношении.

Протоиерей Алексий Уминский: Очень интересно. На самом деле, это большая проблема, потому что в последнее время люди боятся своей собственной свободы. Боятся творчески подходить к молитве, к молитвенному правилу, к посту. Вот если у Вас есть советы, отец Максим, очень было бы интересно, чтобы Вы ими поделились.

Протоиерей Максим Козлов: Чтобы было не так страшно, я прикроюсь святителем Феофаном. Он в ответ на многие письма людей, жалующихся, что у них сухость на молитве, что они устают от молитвенного правила, говорит так: заметь, сколько в среднем ты читаешь утренние и вечерние молитвы, и дважды или трижды в неделю ни в коем случае не пытайся прочитать правило целиком, но на эти пятнадцать-двадцать минут начни его с самого начала. Может быть, ты дочитаешь только до начальных молитв, но пусть каждая будет произнесена с полной мерой глубины и искренности. А чтобы тебе не было страшно, что это растянется на три часа, знай, что ты будешь молиться те же двадцать минут, но не вычитывать, а прорываться в предстояние пред Богом…

Протоиерей Алексий Уминский: …Отличный совет, замечательный…

Протоиерей Максим Козлов: …И если каждый из нас будет пытаться делать это, хотя бы чередуя с обычным прочитыванием правил, это же очень хорошо.

Второе размышление такого рода: вот если мы рассмотрим, из чего состоит наше богослужение, то увидим, что в нём неизменные составляющие сочетаются с такими, которые меняются раз в неделю, и с такими, которые повторяются только раз в год. Вот этот принцип соединения постоянного с изменяемым в сегодняшнем молитвословии у нас фактически отсутствует, а его, конечно, нужно применять.

Иной раз мы причастились Святых Христовых Таин, душа просит благодарения Богу, — и в тот же вечер вычитывать обычные покаянные молитвы будет в какой-то степени неискренним, нечестным перед Богом, потому что хочется Его за сегодняшний день благодарить. Так откроем акафист или какой-то благодарственный канон, и прочитаем то, в чём преимущественно изливается наше благодарение Богу. Далее, готовясь в двунадесятый праздник к принятию Святых Христовых Таин, вместо обычных трёх канонов возьмём и почитаем канон двунадесятого праздника, но только подумавши над ним, постаравшись его уразуметь. Это принесёт нам больший духовный плод, даст нам значительно лучший результат, чем прочитывание в очередной раз одного из трёх канонов. Каждому нужно искать для себя пути к живой молитве.

Вопрос: На исповеди батюшка меня спросил: Вы полностью читаете молитвенные правила? Я говорю: Нет, читаю правило преподобного Серафима Саровского. А он: Я Вас к Причастию не допускаю. Правильно ли это, и что мне теперь делать?

Протоиерей Алексий Уминский: Я Вам очень сочувствую, думаю, что батюшка ошибся. Так нельзя относиться к человеку, который идёт к Причастию…

Протоиерей Максим Козлов: Я бы в данном случае извинился перед нашей зрительницей за духовенство. Мы иной раз забываем, что священник — строитель Святых Таин, а не сторож при них, — сторож, который имеет право, зачастую по собственным вкусовым предпочтениям, сказать: тебе я разрешаю причащаться, а тебе нет. А нужно поставить человека перед некой нормой, которая предлагается Церковью, и сказать ему: ты знаешь, вот сегодня ты не помолился, но ты должен знать, что Церковь предлагает именно такой путь для подготовки, и ты это вообще-то на будущее знай, измеряй свою жизнь тем, что предлагается Церковью. А теперь спроси свою совесть, и если ты знаешь, что сделал то, что мог при своих обстоятельствах, то воздохни о своей немощи пред Богом и иди причащаться. Это было бы милостивее…

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Катя, вы, либо сделали вид, что не поняли о чем я, либо не можете понять этого, в принципе.Менять обстоятельства-это бороться с промыслом Божиим о нашем спасении, проще говоря-бегать от Креста.Господь всегда в обстоятельствах нашей жизни указывает нам на то, что необходимо преодолеть, чтобы продолжить спасительный путь.Не понимая этого многие, по поврежденности естества, пытаются выскользнуть из под Креста, избежать неудобств, но только не преодолевать и не проливать кровь духовную в борьбе со своими грехами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы считаете крестом чтение молитв, которые не затрагивают сердца? Которые оставляют равнодушным и превращают молитву в формальное вычитывание?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нет, я считаю, если молитвы не затрагивают наше сердце,это открывает нам нашу косность и окаменелость и призывает к борьбе против этих состояний, а не к тому чтобы, просто, поменять молитвы.И еще считаю,что надо найти и искоренить причину нашей равнодушности, а не винить правило в неспособности нас согреть!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так правило никто и не винит. Но способы борьбы с окаменением - разные.

 

Вот, что пишет свт. Феофан:

 

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, - коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. "Боже, милостив буди"... Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще - иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами... А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч.23,26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.

(Вып. 1, стр. 8-9, п. 2; Вып. 3, стр. 189, п. 509)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Нет, я считаю, если молитвы не затрагивают наше сердце,это открывает нам нашу косность и окаменелость и призывает к борьбе против этих состояний, а не к тому чтобы, просто, поменять молитвы.И еще считаю,что надо найти и искоренить причину нашей равнодушности, а не винить правило в неспособности нас согреть!

 

Именно. Не нужно просто менять молитвы. А менять только с целью раскочегарить сердце, дать новый толчок ему. Сабость ли это - может и слабость. Но это - один из путей, и он вполне допустим :)

Очень часто, стати, причиной равнодушия и окаменения, является маловерие. И тут без молитвы никак. И нужно искать такую молитву, на которую хоть чуть-чуть, но будет сердце отзываться :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мы говорим с Вами о разных вещах, я так понимаю, что Вы, пока, не мыслите теми категориями, которые Вам предложены.Каменное сердце становиться таковым от закоренелого самолюбия и гордыни, а вылечить его можно только смирением и послушанием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Именно. Не нужно просто менять молитвы. А менять только с целью раскочегарить сердце, дать новый толчок ему. Сабость ли это - может и слабость. Но это - один из путей, и он вполне допустим :)Очень часто, стати, причиной равнодушия и окаменения, является маловерие. И тут без молитвы никак. И нужно искать такую молитву, на которую хоть чуть-чуть, но будет сердце отзываться :)

Вы,по прежнему, отстаиваете право на тайное сластолюбие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это теория и общие слова :)

 

А вот насчет категорий, которыми я мыслю, говорить не будем. Я же не говорю вам, что вы не понимаете, потому что не в состоянии понять? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...