Jump to content
Sign in to follow this  
Искатель Бога

Понятие "изменения" у Святых Отцов

Recommended Posts

Здравствуйте! Я провожу частные исследования в области духовной культуры, религиоведения, этнографии, психологии, психиатрии и некоторых других направлениях. Прошу представителей Православной культуры помочь найти ответы на некоторые вопросы.

 

Как известно, под термином "изменения" у Святых Отцов принято понимать чередование периодов благодати и духовного подъема с периодами искушений, скорбей, испытаний, богооставленности. Очень подробно об этом пишет преподобный Макарий Великий в своих "Духовных беседах".

 

По сути явление представляет собой чередование периодов разных психических состояний, противоположных друг другу по смыслу и характеризующихся разными наборами личностных качеств подвижника - алгоритмов поведения, речи, мышления, эмоциональной реакции.

 

Подобные явления иногда наблюдаемы и у некоторых представителей белого духовенства, и у некоторых подвижничествующих мирян, но при этом наблюдаемы далеко не у всех монахов.

 

У мирян глобальные изменения душевных состояний тоже наблюдаемы, но в отличие от подвижников, у которых изменения происходят от всего нескольких до огромного множества раз в год, с мирянами это может происходить всего два-три раза в жизни - при возрастных переходах детство-юность, юность-взрослый возраст и взрослый возраст-старость, а также при значимых изменениях жизненных обстоятельств (вступление в брак, потеря близкого человека, смена места жительства, профессии и окружения и т.д.).

 

По моим личным наблюдениям, абсолютное большинство людей являются относительно постоянными и целостными личностями и настоящим "монашеским" "изменениям" не подвержены. Они могут иногда впадать в некоторые изменённые душевные состояния вроде депрессии или алкогольного опьянения, но лишь на некоторое время, после которого их стабильное постоянное состояние возвращается.

 

Следовательно, людей можно разделить на две категории - на тех, с которыми постоянно происходят "изменения" и людей с относительно постоянным душевным состоянием и личностными свойствами.

 

Судьбы и жизнь этих категорий людей очень контрастно различаются.

Кто-то имеет стабильную и постоянную жизнь, с определенным набором "радостей" и "скорбишек", наподобие семейных забот или ответственной работы, и живёт такой человек относительно спокойно и мирно двигаясь по своей колее жизни, в которой всегда все относительно привычно, понятно и знакомо, является целостной личностью.

У человека же, с которым происходят "изменения" все регулярно переворачивается с ног на голову. Святые Отцы пишут об этом примерно так: "пока даёт Господь Свою благодать - мы живы и не падаем, а отступит благодать - сразу впадаем в тысячи зол и падений и умираем душой." И это очень контрастно различные состояния. Состояния отсутствия благодати могут характеризоваться крайне тяжёлыми скорбями, искушениями и нападениями нечистых духов. Это очень болезненные состояния, порой тяжелейшие психические перегрузки, приправленные для остроты ощущений контрастным сравнением с  предшествующими счастливыми благодатными периодами и особенно обидной скорбью об их утрате.

 

Вопросы 1.

Насколько редким среди мирян и монахов является  подобное явление в целом?

Является ли подобное явление происходящее с человеком отметкой этого человека Богом как подвижника?

Какое духовное значение имеет наличие "изменений" у человека и их отсутствие?

"Изменения" начинают происходить в определенном возрасте, может ли начало этого явления быть спровоцировано самим человеком всплеском усиленной духовной жизни, подвижничества, взятия на себя непосильного духовного подвига?

У некоторых Святых Отцов сказано (кажется, у прп. Макария Великого и прп. Иосифа Исихаста - точно не помню), что "изменения" не прекращаются до самой смерти. Существуют ли способы остановить как-то это явление, если человек (например такой мирянин) не может справиться с такой жизнью и испытывает из-за "изменений" непонимание и проблемы во взаимодействии со своим окружением? Правильно ли будет просить Бога об освобождении от явления "изменений" в молитвах или это необратимое явление и правильнее его смиренно и благоговейно принимать как Волю Божью?

Share this post


Link to post

По благословению духовника просьба удалить тему или ограничить к ней доступ только для духовенства.

Некоторые предложения сформулированы некорректно, могут быть в соблазн мирянам и провоцировать психические расстройства (расстройства идентичности) у людей с ослабленной психикой.

Спасибо. Приношу свои извинения.

Share this post


Link to post
В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

Насколько редким среди мирян и монахов является  подобное явление в целом?

Статистики здесь нет никакой, сами понимаете. Я так понимаю, что вы говорите об искушениях и скорбях, но заходите в тему с "психологической" стороны, а это мне кажется системная ошибка. Это духовный вопрос, психологические состояния это только следствия духовных. Промысл Божий человеку может давать разные искушения для духовного роста и большего удобства исполнения заповедей. А что кому он дает, то уже тайна, которую только Бог может видеть в душе человека. 

 

В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

Является ли подобное явление происходящее с человеком отметкой этого человека Богом как подвижника?

Вот в больнице одному человеку делают умеренные процедуры, а другому сложную и болезненную операцию. Можно ли на этом основании назвать людей пациентами? ) Примерно это вы и спрашиваете. Эта земная жизнь нужна для того, чтобы человек осознал свои взаимоотношения с Богом и излечился по возможности от духовных повреждений, которые бы ему не позволили войти в блаженную вечность. Бог вообще всех живущих отмечает как подвижников. А признаком этой отметки является именно то самое, что мы пока живы. 

 

В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

Какое духовное значение имеет наличие "изменений" у человека и их отсутствие?

Это духовное лечение и "тренировка" в исполнении заповедей.

 

В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

"Изменения" начинают происходить в определенном возрасте, может ли начало этого явления быть спровоцировано самим человеком всплеском усиленной духовной жизни, подвижничества, взятия на себя непосильного духовного подвига?

Взятие на себя непосильного подвига - это ведь тоже признак духовной болезни. Естественно, Бог и это тоже будет лечить. Бог ведь еще до рождения человека уже знает его будущее, потому и выстраивает Свой Промысл, чтобы по максимуму человека вылечить. А внешне это может выглядеть как угодно, для нас это непознаваемая тайна.

 

В 14.09.2023 в 15:13, Искатель Бога сказал:

Существуют ли способы остановить как-то это явление, если человек (например такой мирянин) не может справиться с такой жизнью и испытывает из-за "изменений" непонимание и проблемы во взаимодействии со своим окружением? Правильно ли будет просить Бога об освобождении от явления "изменений" в молитвах или это необратимое явление и правильнее его смиренно и благоговейно принимать как Волю Божью?

Невозможно упросить Бога не любить нас, сама сущность Бога это Любовь. Остановка Промысла для человека означает смерть и вечность в мучениях. Поэтому лучше не надо таких неразумных просьб, надо смиренно все принимать, и стараться жить духовной жизнью. Вот, у свт. Феофана Затворника есть хорошая книга "Путь к спасению", там вкратце это изложено.

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...