Jump to content
  • 0
Sign in to follow this  
Георгий 2В

Ангел и человек

Question

В святоотеческих сотницах  утверждается:" По образу Божию люди выше Ангелов, но по подобию гораздо ниже добрых Ангелов."  Встречались ли комментарии священноначалия или православных  подвижников по  данному святоотеческому  тезису,  по каким конкретным качествам человек выше добрых Ангелов? 

Share this post


Link to post

19 answers to this question

Recommended Posts

  • 0
1 час назад, Георгий 2В сказал:

 по каким конкретным качествам человек выше добрых Ангелов? 

Образ Божий состоит из таких свойств личности, как ум, разум, свободная воля, способность творить. Поэтому по образу люди выше ангелов. Это человек имеет от сотворения.

А подобие Божье - это совокупность совершенств, добродетелей. Т.е. святость, безгрешность. Этого человек должен достичь.

Share this post


Link to post
  • 0

Еще добавлю, что человек может покаяться в грехах.

 

Образ и подобие Божии

Святые отцы научают нас, что душа имеет три силы: силу словесности, силу желания, или воли, и силу мужества, называя сию последнюю силою ярости; она в общем употреблении у нас называется характером, энергиею, силою духа, мужеством, твердостию59. В силе словесности преимущественно напечатлен образ Триипостаснаго Божества. “Что же такое образ Божий, если не ум?” – говорит св. Иоанн Дамаскин60. Ум человеческий непрестанно рождает в себе и из себя мысль, или внутреннее слово, неслитен и неразделен с мыслию, не может быть без нее и составляет отдельное от нее проявление словесной силы, как бы отдельное лицо ее, так как и мысль опять составляет отдельное проявление этой же силы, другое лицо ее, будучи вместе с тем неотлучна от ума. Ум невидим и непостижим сам по себе; является и открывается в мысли своей; мысль, чтоб открыться в стране вещества, должна воплощаться, так сказать, в звуки и знаки. Третье проявление, или лицо той же силы, видим в духе нашем, который есть словесное или умное чувство сердца, исходящее и зависящее от ума, содействующее и сообразующееся мысли. В этом словесном чувстве положено Творцом сознание добра и зла, именуемое совестию. Управление человеком принадлежит словесной силе, которая в непорочном состоянии действовала согласно с силою воли и силою мужества или твердости.

Воля стремилась к Богу; сила твердости содержала человека постоянно в его правильном стремлении; силою словесною человек пребывал в непрерывном соединении с Богом. Мысль плавала, как выразился некоторый знаменитый подвижник61, в Слове Божием, в Всесвятой Истине, и Дух Божий, как Дух Слова Божия и Дух Истины, почивал на духе человеческом; ум человека был умом Божиим, как и Апостол Павел сказал: «Мы... ум Христов имамы» (1Кор. 2, 16). Весь человек находился в чудном согласии с самим собою; силы его не были разрознены в своем действии; разрознились они по падении нашем. По падении они начали бороться и препираться между собою. Самый дух наш соделался обличителем своего начала – ума, подвергшегося омрачению, борется с мыслями, приводит их к разноречию и сбивчивости и сам увлекается обольщенными мыслями. Молясь и сетуя о множестве недостатков наших, мы молимся о избавлении от совести лукавыя62.

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo_o_cheloveke/#0_8

 

И еще немного об ангелах, если интересно.

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/slovo-ob-angelakh/

Edited by inna d

Share this post


Link to post
  • 0

Благодарю за ответы. Требуется время  моему неразвитому   восприятию для осмысления  таких мистических преимуществ человека.  Спасибо!  Отдельная признательность  inna d за полноту разъяснений на примере  святоотеческих толкований !

Share this post


Link to post
  • 0

"Умалил его (человека) малым чим от ангел" - Псалтирь. Если это рядовой человек, то он, в отличие от добрых служебных духов, пока не утвержден в добре и смертен. Тем более, если "от Ангел" = Элохим ( мн.ч.), умален перед Богом. 

Если человек - Христос, Он принял наше ущербное человеческое положение - знал голод, холод, болезнь, смерть. 

Ситуативно человек ниже. Но в заданности -...

всякий исполняющий Слово - друг, сын и брат Христу. Не просто "вестник", но сродник Божий. 

Но ведь и добрый Ангел исполняет веления Божьи. 

Никогда не задавалась таким вопросом. Тк не вижу, что он решает. Есть добро, зло и суд.

Share this post


Link to post
  • 0

А если еще почитать "Размышления об Ангеле Хранителе на каждый день"... 

И, про отличия, люди причащаются Тела и Крови Христовой. 

Share this post


Link to post
  • 0
49 минут назад, Olqa сказал:

про отличия, люди причащаются

Тоже думала об этом. Человеку подается  "избавление от тли" таким образом, поскольку было грехопадение и облечение в ризы кожаные и смерть. Благие ангелы не согрешили, утвердились в добре и "питаются " словом Божьим? Энергией? Так или иначе Бог подает им жизнь иначе, т.к. они иные. Подскажите кто- нибудь. 

Только это не вопрос "лучше/хуже", ярче, красивее, быстрее, перспективнее)

Share this post


Link to post
  • 0
21 минуту назад, Мария Ш сказал:

Благие ангелы не согрешили, утвердились в добре и "питаются " словом Божьим? Энергией? Так или иначе Бог подает им жизнь иначе, т.к. они иные. Подскажите кто- нибудь

Мне кажется, что у Святых Ангелов какой-то иной образ смирения и кротости, если к ним это вообще применимо. И люди не могут от них этому научится, только от Господа. Как Господь учит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем.

 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
1 час назад, Юрий Кур сказал:

люди не могут от них этому научится

Тип взаимодействия другой. Христос-то Человек. А они - нет. 

 

Share this post


Link to post
  • 0
2 часа назад, Мария Ш сказал:

Тип взаимодействия другой.

тип взаимодействия, конечно, связан с сущностями, но не тождествен им.

Share this post


Link to post
  • 0

Бессмертие

 

Свойством ангельской природы является бессмертие (Лк. 20, 36). Но как бессмертны ангелы: по природе или по благодати? По этому вопросу существует два святоотеческих мнения.

 

Первое высказывает св. Иоанн Дамаскин. Он считает, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и ангелы, будучи сотворены, рано или поздно должны прекратить свое существование, и не прекращается оно только по благодати Божией.

 

Свт. Григорий Палама, напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, ибо если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки. В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Божественной благодати, но, тем не менее, они не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собственной природе. Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата.

 

Протоиерей Олег Давыденков, "Догматическое богословие".

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Свт. Григорий Палама, напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, ибо если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки. В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Божественной благодати, но, тем не менее, они не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собственной природе. Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата.

Но по этой  логике тогда и человек тоже бессмертен по природе, а не по благодати...

Share this post


Link to post
  • 0

Ангелология и догматика вообще где-то пересекаются? Сомневаюсь. 

Бог смерти не создал,

но прошел через нее и победил. Упразднил. Ограничил власть. Навсегда. Смерти как эпизода когда-то  больше не будет, но муки будут. То есть эпизод физической смерти у ангелов отсутствует, т.к. они в другой кондиции, но то, что у нас называется душевной смертью - отпавшие этому состоянию причастны. А святые ангелы причастны райской жизни не сами по себе, а в результате послушания Богу. То есть жизнь дается, а качество жизни преобретается, как бы банально не звучало..

 Духовная смерть  - образ жизни души, отвернувшейся от Бога. На земле человек ощущает и небесную радость, и адскую муку в меньшей степени, а там - в полной мере. Там люди будут сами как ангелы ( как сказано) и вместе с ангелами.

5 часов назад, *Владислав* сказал:

не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собственной природе

Как и люди. Да.

"Своя собственная природа" у них откуда?

Добро и зло не равновесны и не совечны, поэтому абсолютного отлучения от жизни не происходит.

Возможно, разногласия отцов во многом являются результатом понятийного  расхождении. Ведь термины брались из  античной философии. Где-то переосмыслялись, а где-то нет. Где-то употреблялись в новом значении. Так что нужно погружаться в сочинения конкретного отца, чтобы понять. 

 

 

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, Юрий Кур сказал:

Но по этой  логике тогда и человек тоже бессмертен по природе, а не по благодати...

Тогда по этой логике с ангелом правильно сравнивать не человека, а его душу.

 

"Бессмертие принадлежит душе прежде всего по ее природе, как духовной сущности, продолжающей свое самостоятельное существование по смерти тела. В этом смысле душа именуется бессмертною всеми отцами церкви. Бессмертие души по ее духовной природе, не могущей подвергнутся уничтожению, отличается от бессмертия по ее заслугам и благодати."

Святоотеческое учение о душе человека

 

Но вопрос об ангелах не известен и догматически не определен. Поэтому вряд ли мы сможем, что-то своим умом понять по этому вопросу.)

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
  • 0

"Бессмертие души по ее духовной природе" - указывает на то, что оно обеспечено связью души и Духа.  Дух у нас в богословии - персонален. Если имеющее тварное начало  не имеет конца, то , может, потому, что Творец не хочет этого. 

 

Share this post


Link to post
  • 0
В 15.02.2024 в 23:27, A Lost Sheep сказал:

 

Понятно, что существование всего мира находится в руках Божьих, не то что душа и существование отдельного человека. И бессмертие души человека, оно конечно бессмертие, но находится оно в желании Бога.

 

Как-то сильно не занимался этим вопросом, а сейчас не смог сходу ничего найти об этом. 

Отче, а почему Бог "не может" уничтожить, лишить бытия рожденную душу?

И что почитать можно на эту тему?

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Тогда по этой логике с ангелом правильно сравнивать не человека, а его душу.

Нет, если речь идет о вечных муках.

Share this post


Link to post
  • 0
4 часа назад, *Владислав* сказал:

а почему Бог "не может" уничтожить, лишить бытия рожденную душу?

Очевидно, что Бог когда что-то делает, то делает сразу без ошибок. «И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело». Душа сотворена для вечной жизни по воле Бога, и эта воля учитывает все сразу и навсегда. То есть, Бог может лишить все созданное дара бытия, которого Он единственный Источник, но это просто не входит в Его намерения.

  • Like 1
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...