Перейти к публикации
О_К (fakel)

Как научиться любить врагов?

Рекомендованные сообщения

Как научиться любить врагов? (+ ВИДЕО)

 

 

 

31 мая 2012 года в молодежном духовно-просветительском клубе «Донской», существующем при Донском монастыре, Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) и клубе «Живой уголок», состоялась встреча с иеросхимонахом Валентином (Гуревичем), насельником, духовником и первым монахом Донского монастыря. Отец Валентин рассказал о том, как исполнить заповедь любви к врагам.

 

Откуда берётся пустота в сердце?

Господь Иисус Христос пришёл на землю, чтобы разрушить дело сатаны, который в древности во времена прародителей добился того, что Господь оставил человека. Вот сатана соблазнил наших прародителей, они проявили своеволие, не послушались Господа, и Господь ушёл, оставив человека пустым, опустошённым.

С тех пор человек не может найти себе места, не может жить с этой пустотой в сердце, стремясь заполнить её всем, что находит вокруг себя – наслаждениями, развлечениями, алкоголем, наркотиками, телевизором, компьютером, деньгами, властью.

 

Изобретаются всё новые и новые наслаждения, чтобы тело свое лелеять и холить, чтобы оно могло хорошо покушать, выспаться и получить различные утешения. Эти заботы и пристрастия так завладели человеком, что он забыл Бога, став неполноценным. Ведь полноценный человек – с Богом, он находится в непрестанном Богообщении. А когда Бог ушел от человека, осталась только наша животная, биологическая природа. И душа стала принадлежать телесным потребностям, телесным заботам, наслаждениям. Человек пристрастился к этим развлечениям и утехам.

Человек и хотел бы прекратить повторения этих грехов, ему это уже надоело, он хочет освободиться от зависимостей, но он уже раб этих страстей, и его снова толкает на эту же стезю. И в душе у него нет покоя, ведь ничто не может заменить Бога, ведь Бог это полнота жизни, безбрежный океан любви, блаженство, и всеведение. И блаженство, и красота, и благолепие, и всемогущество Царя царей – это все превышает власть земных президентов и богатство царей земных. А пока мы здесь, на земле, мы всё время находимся в страхах, потому что человек остаётся наедине с тем самым древним змием.

 

Путь к Божественной премудрости

8732a7c01edebdaaa8a8d0cf0e1cc2df.jpg

И вот Господь Иисус Христос пришёл на землю, чтобы нарушить это дело сатаны и сделать все необходимое, чтобы появилась возможность возвращения к Богу человека, а от человека требуется только встречное движение к Богу. Чтобы совершить свою миссию на земле, Он избрал себе учеников-апостолов, он учил их три года, а ученики ведь обычные люди, у них были немощи человеческие – и боязливость и соперничество и ревность не по разуму, и стремление быть первым. А Он учил их смирению, любви к врагам…

 

Сатана, который понимал, что его делу грозит опасность со стороны Господа, хотел Его уничтожить, умертвил его руками фарисеев, а Господь воскрес и послал Святого духа, который постоянно был с апостолами, наставлял их на всякую истину.

 

Господь до этого их учил целых три года, но на апостольство они стали способны, только когда их укрепил Дух святой, когда Господь вселился в их сердца, дополнив все свойства, качества, которым их учил Христос. Это был завершающий венец обучения. Тогда они обрели эту премудрость, стали к ней причастны, обрели это незлобие, дары Святого духа, чудотворение, так что они могли идти по всему миру и получили способность уловить всех в сети любви Христовой, потому что они были уже укреплены Святым духом, и они уже получили эти дары.

 

И вот они стали распространять это учение, обладая премудростью Божию, незлобием, любовью ко всем. Господь сказал им: я посылаю вас как овец среди волков. Вся вселенная на них восстала. Они обнаружили, что они окружены врагами. И свой народ их побивал камнями, считая отступниками от закона Моисея, и чужие хотели убить. Если бы апостолы оставались на обычном человеческом уровне, на котором Господь оставил человека, с его жалкой природой, имеющей инстинкт самозащиты, самосохранения, они бы не смогли исполнить эту заповедь любви к врагам, потому что как животное, которое охраняет себя и свою жизнь – на злобу оно отвечает злобой, нас кусают и мы кусаемся, – и они не привели бы никого в сети любви Христовой и сами бы не спаслись, потому что озлобление, ненависть отталкивают благодать Божию.

 

Итак, они и сами не спаслись бы и другим воспрепятствовали бы в спасении. Но они уже имели способность незлобия, и поэтому не оттолкнули, а привлекли к себе своей любовью, своим сочувствием к падшему человечеству весь мир. И вот мы продолжаем эту линию апостольскую, потому что кругом нас люди, которые подвержены языческим нравам, либо иноверцы, которые приходят к нам. И мы должны сохранить эту апостольскую способность быть с Богом, быть с премудростью Божией, быть незлобивыми и любвеобильными, и не отталкивать людей своим ожесточением, а привлекать их к любви Христовой, чтобы они спасались. Потому что Господь Сам хочет, чтобы мы спаслись. Нет таких отверженных, язычников или иноверцев, которым бы он хотел погибели. И мы должны ему способствовать в этом. И поэтому заповедь любви к врагам должна нами быть осуществлена. Сами мы не можем этого сделать своими силами, потому что это не наша любовь, она будет только в том случае, если с нами будет Бог.

 

Сохранить сердце от ожесточения

Особенно святые отцы говорят о том, что чтобы сохранить сердце от ожесточения и ненависти, эта заповедь — самая главная. Особенно актуальной она становится в периоды ожесточения и взаимного озлобления в обществе. Это будет в конце времен – Господь сказал, что «От умножения беззаконий оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле». Это будут антихриста времена, и уже были «репетиции» этих антихристовых времен. В частности, наша богоборческая революция принесла нам страшное взаимное ожесточение.

 

В эти времена были явлены великие святые, такие как Иоанн Кронштадский, святитель Тихон, отец Силуан – они были явлены в это время, чтобы подчеркнуть необходимость выполнения этой заповеди любви именно в эти ожесточенные братоубийственные времена. И сейчас мы видим, что происходит то же самое. Повсеместное взаимное ожесточение – между различными политическими партиями, различными национальностями, вероисповеданиями. Мы видим, что кругом злоба…

 

Недавно на сайте «Православие и Мир» один профессор пишет «достаточно почитать Интернет, послушать о том, что говорят друг другу политические оппоненты с обеих сторон, оппозиционеры, что звучит в средствах массовой информации, в личных блогах, чтобы понять, что кроме отборного мата другого языка народ не знает. У нас везде в разных жизненных ситуациях источается злоба, замешанная на амбициях и жадности. Это говорит о нашем варварстве и удаленности от Бога».

 

И вот мы видим признаки последних времён – ожесточение, умножение беззакония. От этого оскудевает любовь, в нас все закипает, и мы можем поддаться этому ожесточению, сами погибнуть, и других оттолкнуть. Поэтому самое главное сейчас – сохранить заповедь любви.

 

Сейчас надо вспомнить, что говорили святые отцы по этому поводу. Вот несколько высказываний святых отцов, которые мы должны собирать и применять на практике.

 

Ненавидеть и гнушаться – это разные понятия

Вот Иоанн Кронштадтский, который жил как раз в самый канун революции, видел нарастающую озлобленность, ожесточение, которое предвещало страшные времена.

 

Неправильная цитата: «Любите врагов ваших и ненавидьте врагов Божиих».

Он так не говорил, вот его действительные слова: «Любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божиими».

Ненавидеть и гнушаться – это разные понятия. Еще в Ветхом завете иудеям было запрещено общаться с иноверцами, чтобы они могли сохранить свою религию.

 

Когда же появилась христианская церковь, была апостольская благодать. Вначале Христос тоже ограничивал общение апостолов с иноверцами, и только когда дух святой на них сошёл, были сняты ограничения на общение с иноверцами. Христос сказал — идите на край земли и со всеми общайтесь. Когда только образовалась церковь христианская, вначале ее члены действительно были мучениками. У первых христиан была эта благодать, они жили в окружении врагов и старались привлечь всех к этой христианской любви. И разумеется, общались с иноверцами.

 

А потом, когда христианство стало религией государственной, то в Церкви сосуществовали люди, которые имели эту благодать, и те, которые еще не получили это духовное вразумление, еще колебались, и поэтому общение с единоверцами было для них опасным, так как они могли уклониться от истинной веры христианской, поэтому было ограничение на общение с иудеями и язычниками.

 

В последние времена, когда взаимное ожесточение практически принимает вид войны, тогда святые отцы всем говорят, что нужно соблюдать заповедь любви не только к братьям-христианам, но и к врагам. В такие времена, когда мгновения спрессованы в века – в одно мгновение человек при таком ожесточении может очень быстро прийти к Богу. Он находится в крайнем состоянии, и его молитва становится более сильной. Так было во времена мучеников, когда под влиянием мученического примера даже люди некрещеные, даже мучители – на них сходила благодать, и они тут же объявляли себя христианами. Это происходило мгновенно.

Один поэт пишет в стихах о том, как те страшные условия помогали ему быстро осознавать духовные истины и изменяться.

 

Решетка ржавая, – спасибо;

Спасибо, старая тюрьма!

Такую волю дать могли бы

Мне только посох да сума.

Запоры крепкие, – спасибо!

Спасибо, лезвие штыка!

Такую мудрость дать могли бы

Мне только долгие века.

 

Действительно, века, спрессованы в мгновения, и человек в таких обстоятельствах становится ближе к Богу. Иоанн Крестьянкин говорил, что именно в тюрьме молитва была особенно сильной.

Надо собрать все высказывания святых отцов, со всех веков, в которых они говорят на эту тему.

 

Нападающие на нас тоже нуждаются в спасении

Иоанн Кронштадтский говорит: «Как надо храниться от злобы? Злоба иногда приходит в сердце под предлогом ревности о славе Божией» … Вот сейчас, например, когда нападают на православие, когда какие-то кощунственные акции происходят – мы не должны ожесточаться, мы должны понять, что эти люди тоже нуждаются в спасении. Мы не должны их своей озлобленностью, своим ожесточением соблазнять. Иоанн Кронштадский говорит:

«Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму.

Всего больше бойтесь подущений злого духа на брата:
знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан
– и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду и ненависть.

Зная, как всезлобен дьявол и как являет на тебе, в сердце твоем злость свою, паля его нещадно, всемерно бегай всякого вида злобы, ни даже из-за самых, по-видимому,
справедливых
причин».

 

Ничто не должно вызывать в нас ожесточение, потому что, как сказал старец Софроний: понимание божественной природы Господа Иисуса Христа может быть только в том случае, если в сердце есть Святой Дух. А если есть злоба, злоба, ожесточение, ненависть, враждебность, это не от Бога, а от Сатаны, потому что Бог есть любовь и только любовь, в нем нет ни тени вражды. Поэтому это признак того, что действует святой дух.

 

Святые отцы о заповеди любви к врагам

Вот ещё слова св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Заповеди Господни надо исполнять без размышления, с поспешностью, по доверенности к Законодателю. Например, о любви к врагам.

 

Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь.

 

Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душою да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих».

 

Ему вторит прп. Силуан Афонский. «Если кто вас обижает или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние». И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

 

Вот и наши современники об этом говорят. Архимандрит Иоанн Крестьянкин:

«Как обязывает закон Христов относиться к гонителям правды?

На неприязнь, враждебность мы обязаны отвечать спокойствием, доброжелательством. Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Апостол Павел наставляет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками» Не надо желать, чтобы гром и молния поразили наших гонителей и угнетателей, тех упорных, кощунственных безбожников, кто своим глумлением над верой причиняет нам невероятную боль, а надо молиться за них и жалеть их, потому что это самые несчастные люди на земле, ибо земная жизнь скоротечна, а вечная жизнь бесконечна. Сейчас они упорно противятся Правде, а некоторые открыто гонят ее. Но когда закроются их очи земные и откроются очи духовные, тогда страшно будет их прозрение! Разве не жалко этих людей! Разве христианское сердце может желать кому-либо вечной гибели и ада?

 

Если кто способен на желание кому бы то ни было такого непоправимого зла, кайтесь Господу!»

Иоанн Златоуст то же самое говорил в древности, советовал молиться о врагах. И говорил, что современные ему христиане весьма далеки от исполнения заповеди о любви к врагам. И что враждуют они со своими же единоверцами – членами одной с ними Церкви. Для преодоления этой вражды он тоже рекомендует, как действенное средство – молиться о своем враге. Советует молиться о враге и в том случае, когда враг не принадлежит к Церкви Христовой: « Ты скажешь мне – но мой враг – язычник, он иудей – молись, и будет таким, как ты»…

 

Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит!

И вот недавно патриарх Кирилл говорил в своей проповеди, что Златоуст советовал для стяжания любви к врагам исключить из своего лексикона презрительные, уничижительные, бранные клички и прозвища. Те, которыми мы привыкли клеймить ненавистных нам людей или группы людей и национальностей, стран, политические, религиозные, и другие. Потому что уже одна такая презрительная кличка автоматически вызывает в нас негативные и враждебные движения души по отношению к людям, которых мы этим термином обозначаем. Это служит серьезным препятствием для достижения нашей главной цели – любви, стремления к совершенству, наследованию Царствия Небесного.

 

А вот старец протоиерей Николай Гурьянов – на ту же тему говорил. У него были в гостях о. Валериан Кречетов, который его причащал и редактор журнала «Русский дом» Крутов. И вот Крутов говорит: «А сейчас, батюшка, много нападений идет, искушений разных, огромное количество просто, отовсюду, и прежде всего – на Россию. Просто со всех сторон нападают, со всех!»

А отец Николай отвечает: «Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит. Имя знаете если – помолитесь: Господи, прости! А не знаете, кто, все равно помолитесь за него и Господа возблагодарите: какой я счастливец, что все-таки Ты благословил нас.» Будем радоваться и молиться – видите, как Господь нас любит. Только мы часто не понимаем этой радости. Готовы взять дубину и дать сдачи.

 

Есть еще много советов святых отцов, вот Никодим Святогорец:

«Положим, что кто-нибудь оскорбил тебя чем-нибудь, большим или малым, и у тебя поднялись движения неудовольствия и раздражения с внушениями отплатить. Внимай себе и спеши сознать, что эти движения хотят увлечь тебя не на доброе; потому стань в позу воюющего и защищайся: 1) Пресеки эти движения, не давай им хода далее внутрь, и никак не допускай своему произволению стать на сторону их, будто правую. Это будет — воспротивиться им. 2) Но они все стоят в глазах, готовые опять к наступлению; восставь потому неприязнь против них, как против врагов, и разгневайся на них, по чувству самосохранения, пока можешь искренно сказать:
неправду возненавидех и омерзих
(Пс. 118, 163), или:
совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми
(Пс. 138, 22). Это сильный удар им, и они отодвинутся, но не исчезнут. 3) Взывай к Господу:
Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися
(Пс. 69, 2). И не переставай взывать, пока и следа не останется вражеских движений и не водворится мир в душе. 4) Умирившись так, сделай что-нибудь оскорбившему тебя такое, что бы показывало твою к нему мирность и благорасположение: слово дружеское, одолжение подручное и т. п. Это будет исполнением того, что заповедует святой Давид:
Уклонися от зла, и сотвори благо
(Пс. 33, 15).

Такого рода действия прямо ведут к навыку в добродетели, противоположной тем страстным движениям, которые смущали»

…и так далее.

 

Важно не то как к тебе относятся, а как ты на это реагируешь

Был ещё раньше такой обычай: со всеми здороваться, даже если их не знаем. Это был способ показать человеку свое благоволение. Сейчас, в огромных мегаполисах, конечно, трудно это делать – желать здоровья.

 

А еще был такой случай, такой, как я говорил — когда в стесненных и трудных обстоятельствах быстро приходит понимание Бога. Это относится и к детям. Например, травят ребенка сверстники. И бывает так, что человек, которого травят, оскорбляют, избивают, понимает, что нельзя обижаться, оскорбляться на это, ведь главное не то как к тебе относятся, а то, как ты на это реагируешь.

 

Во время Великой отечественной войны в одном монастыре на месте разрушенного храма была школа. Тогда было раздельное обучение. И в классе был один мальчик из еврейской семьи, у него родители были состоятельные, занимали высокие посты, хорошо сына одевали, а все остальные ученики ходили в лохмотьях. И все ему завидовали, подвергали остракизму. А самый сильный ученик в классе, неформальный лидер просто сделал его своим рабом. Этот мальчик должен был исполнять все его приказы. Если он проявлял строптивость, все очень жестоко с ним расправлялись, избивали. Весь класс мог подойти и в него плюнуть. У него очень тяжелое состояние души было, он был очень подавленный, не любил ходить в школу, но никому не жаловался – ни родителям, ни педагогам, — но все время ходил мрачный, подавленный.

 

И вдруг однажды он явственно услышал внутренний голос о том, что надо всех любить, всем желать здоровья и со всеми здороваться. И он стал стараться так поступать, и ему стало легче. Действительно, страдания зависят не от того, что с нами происходит, а от того, как мы их принимаем. Злоба, ожесточение, желание отомстить очень плохо на нас влияют. А любовь, наоборот, нам же делает лучше. Мальчик – даже не зная Христа, не зная веры, — стал поступать так, как советовал ему внутренний голос, и стало гораздо легче. А на следующий год этот класс расформировали, и часть детей, включая мальчика и того самого неформального лидера, оказались в другом классе, и там этот лидер мальчика полюбил и стал его защищать.

 

Другой такой случай был с митрополитом Антонием Сурожским (Блумом), в Париже. Его родители, белоэмигранты, жили в Париже в рабочих кварталах, и их дети подвергались такому же остракизму – их местные пролетарские сверстники ненавидели «буржуев», за то что они «убежали из России». Их всячески избивали, издевались над ними. И вот однажды — ему было 8 лет, — он был в лесном лагере скаутов, и туда приехал о. Сергий Булгаков и вёл с мальчиками беседу на евангельскую тему. Сначала мальчик отнесся к этому скептически, с недоверием. И когда он вернулся домой, решил познакомиться с первоисточником. Взял Евангелие, и чтобы побыстрей закончить дело, выбрал самое короткое Евангелие – от Марка. Он прочел это Евангелие в один присест и когда закончил читать, он почувствовал, что Господь стоит рядом. Он ощутил это как реальность, не мог сомневаться в своем ощущении. И он подумал, что если все это реальность, если все это правда, то он будет любить своих обидчиков, что бы они ни делали.

 

Главное – воссоединиться с Богом!

Это всё различные способы любви к врагам, но самый главный, кардинальный – это воссоединение с Богом. Если Господь будет в нашем сердце, тогда мы правильно будем относиться ко всем – и к ближним, и к врагам. Будем относиться к ним по-божески, не как животные – «око за око и зуб за зуб», – а как Господь на кресте. Будем любить, потому что Господь будет в нашем сердце. Будем полноценными людьми. Самое главное – это стремление к Богу. Господь всё сделал для того, чтобы это могло осуществиться. Он отдал свои плоть и кровь, сказал, что не господствовать пришел, а служить. Обычно разные тираны, наоборот, только берут, и мы называем их кровопийцами, а Господь отдал свои плоть и кровь. Мы должны сосредоточиться на любви к Господу. Всегда стремиться о нём думать, с ним беседовать, любить его всеми фибрами души. И сосредоточиться только на этом, ведь все остальное нас отвлекает от любви. Мы должны сосредоточиться на любви. Нужно причащаться, молиться, думать о Боге. Беседовать с ним. Тогда эту заповедь мы сможем осуществить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

http://www.pravmir.ru/lyubov-k-blizhnemu-udalyat-svoyo-ya-iz-nashej-lyubvi/

Святогорец

Любовь к ближнему: Удалять своё «я» из нашей любви

 

9 ноября, 2009 • Афонский старец Паисий

 

Беседы о главномСтарец Паисий Святогорец

Теги: ближниеЛюбовьСмирениеХристос

 

 

 

 

 

Любовь и смирение -две добродетели-сестры

21-paisius_the_athonite.jpg — Геронда, как я спасусь, когда у меня столько страстей?

— Любовью и смирением Как только разовьют­ся любовь и смирение, гордость и злоба придут в истощение и наступит агония страстей. Так постепенно все страсти погибнут и все остальные добродетели при­дут сами собой. Поэтому все свои силы направь на приоб­ретение любви и смирения.

Истинная любовь неразрывно связана со смирением, как два брата близнеца, которые друг друга очень сильно любят. Любовь неотделима от смирения. В любви ты на­ходишь смирение и в смирении находишь любовь.

Для меня основание духовной жизни — любовь и сми­рение. Где есть любовь, там обитает Христос — Любовь, и где есть смирение, оно словно силой удерживает в че­ловеке Благодать Божию. Тогда повсюду царствует Бог и земля превращается в рай. А где любви и смирения нет, там обитает тангалашка — враг, и люди вместе с ним уже здесь живут словно в аду, и день ото дня ухудшают свою участь в другой жизни.

Самый лёгкий путь к спасению — это любовь и сми­рение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса. По этим отличительным при­знакам — по смирению и любви — святые Ангелы опреде­ляют чад Божиих, с любовью берут их и без страха про­водят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу.

— По моему мнению, любовь бывает трёх видов: плотс­кая любовь, которая полна духовных микробов; мирская любовь — кажущаяся, внешняя, лицемерная, неглубокая; и духовная любовь — истинная, чистая и дорогая. Эта лю­бовь бессмертна, она пребывает «в век века».

— Как я смогу понять, геронда, есть ли у меня истинная любовь?

— Чтобы это понять, нужно испытать себя, любишь ли ты одинаково всех людей и считаешь ли всех лучшими себя.

— Геронда, моя любовь к Богу и ближнему охладилась.

— Посей тот небольшой остаток любви, что у тебя есть. Пусть она даст ростки, вырастет, принесёт плод любви, который ты и соберёшь. Потом ты посеешь уже больше любви и ещё больше соберёшь, так посте­пенно заполнится твой амбар, так что тебе уже некуда будет её складывать, ведь чем больше любви сеешь, тем больше она растёт. Допустим, у земледельца есть не­большой пакетик семян и он их сеет. Потом он соби­рает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберёт урожай, на­полнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод.

Хочу сказать, что то же самое происходит и с любо­вью. Чтобы любовь возрастала, нужно её отдавать. Чело­век, который не отдаёт даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек — лукавый раб, который скрыл талант (См. Мф.25,25)

В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви. Видишь, мать постоянно отдаёт свою любовь детям, но и постоянно берёт от детей, и её любовь по­стоянно растёт. Но когда мы требуем любви от других только для себя, хотим только получать от других и, де­лая какое-нибудь добро, думаем о воздаянии, тогда у нас не дорогая, а дешёвая любовь. Тогда мы становимся чужими Богу и не получаем любви ни от Бога, ни от дру­гих людей.

Те, у кого мирская любовь, спорят друг с другом, кому ухватить для себя побольше любви. Но те, у кого духов­ная, дорогая любовь, спорят друг с другом, кто отдаст другому больше любви. Они любят, не думая о том, лю­бят их другие или не любят, и даже не требуют, чтобы другие их любили. Хотят постоянно отдавать своё и себя и не требуют от других, чтобы они отдавали им своё и себя. Таких людей любят все, но больше всего Бог, с Ко­торым они одного рода.

Любовь без воздаяния! Не надо оказывать благодея­ния с тем, чтобы получить блага. Надо взращивать бла­городную, дорогую любовь, такую, какой любит Бог, а не дешёвую мирскую любовь, которая исполнена всех чело­веческих немощей.

— Геронда, мне трудно отдавать свою любовь туда, где её не оценят.

— У тебя нет настоящей любви, поэтому тебе и труд­но. Того, у кого настоящая любовь, не волнует, оценят его любовь или нет. Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит.

— Как мне научиться забывать добро, которое я де­лаю?

— Брось его в море… Так и забудешь. Но и зло, которое тебе делают, тоже нужно забывать. Так ты, сама того не замечая, соберёшь себе духовное богатство.

— Геронда, каков эталон любви?

— «Да любите друг друга якоже возлюбих вы» (Ин. 13.34) Этим Христос говорит, что мы должны всегда жертвовать со­бой ради других, как Он принёс Себя в жертву за нас.

— Может в жертве присутствовать корысть?

— Да, может. Помню, (я тогда был ещё мирянином) один из жителей Коницы после пасхальной службы го­ворил каждому встречному — поперечному: «Пойду в мо­настырь на горе, к Божией Матери, зажгу лампадки». Но по тому, как он это говорил, было видно, что в человеке сидит гордость и корысть… Пошёл он ночью в монас­тырь зажигать лампадки, два часа дороги туда, два часа обратно. А дорога — жуть! И церковь заброшенная, всё валяется, где уж найти фитильки и поплавки для лампад! Так что оказалось, что весь его труд был напрасным. А ведь, наверное, если бы кто-то ему сказал после службы: «Зажги лампадку, как придёшь домой», может быть, он бы и не зажёг! Если бы он на самом деле захотел принес­ти жертву Богу, то должен был бы пойти в монастырь зажигать лампадки просто, без шума

— Значит, человек может жертвовать собой и по гор­дости?

— Может, как не может? Он может пожертвовать даже, как говорит апостол Павел, своей жизнью, а любви не иметь (См.1Кор.13,3)

— Такая жертва имеет ценность?

22-BackCover2.png — Не помнишь, что перед тем говорит апостол Павел? «Любве же не имам, ничтоже есмь» (1Кор.13,2). Жертва, чтобы она была по Богу, должна быть свободна от человеческого: корысти, гордости и т. д. Когда человек смиренно жерт­вует собой, тогда это означает, что у него есть любовь, тогда он преклоняет к себе Бога. Когда я говорю о люб­ви, говорю о настоящей, подлинной любви, в которой есть благородство. Ведь человек может быть уверенным в своём помысле и думать, что имеет любовь, потому что всё раздаёт, и, однако, не иметь любви, потому что в его любви есть его «я», то есть его любовь направлена на достижение его личного интереса

Чтобы наша любовь была подлинной, мы должны её очистить, удалить своё «я» из нашей любви. И когда все удаляют своё «я» из своей любви, тогда каждый в другом и все объединены одной любовью Христовой. А во Хрис­те разрешаются все проблемы, потому что любовь Хрис­това ликвидирует все проблемы.

— Геронда, как человек может принять весь мир в своё сердце?

— Как может обнять весь мир, когда у него короткие руки?.. Чтобы человеку поместить весь мир в своё сердце, он должен расширить своё сердце.

— Как это сделать, геронда?

— Любовью. Но и этого недостаточно. Нужна материн­ская любовь. Мать любит своих детей больше себя самой. Если человек приобретёт такую любовь, то он станет лю­бить не только тех, кто его любит, но и тех, кто ему вре­дит, потому что будет всегда для других находить смяг­чающие обстоятельства и обвинять во всём себя. Даже если его обворуют, он будет чувствовать угрызения совес­ти, когда вора поймают и посадят в тюрьму. «Из-за меня человек попал в тюрьму, — будет говорить он. Если бы я нашёл способ дать ему деньги, в которых он нуждался, то он бы сейчас не был в темнице».

Материнская любовь всё покрывает и всё угашает. Если ребёнок что-то повредит, что-то сломает или сделает что-то плохое, мать его сразу прощает, потому что он её чадо. Так, если ты любишь своего ближнего материнской любовью, то оправдываешь все его слабости, и не видишь его прегрешений, а если и видишь, то сразу прощаешь. Тогда твоё сердце переполняется любовью, потому что ты делаешься подражателем Христа, Который всех нас терпит.

— Геронда, я ко всему подхожу как-то узко. Может, у меня нет сердца?

— Это у тебя нет сердца? Да знаешь, какое у тебя серд­це? Но ты допускаешь, чтобы его душила твоя узколо­бость, а потом мучаешься. У кого широкое сердце, тот всё может понести, а тот, у кого узкое сердце, малодуш­ный, из-за одного замечания, одного неприятного собы­тия впадает в уныние, не может его понести.

— Почему?

— Потому что настолько хватает его аккумуляторной батареи.

— Что мне сделать, чтобы увеличить мощность моей батареи?

— Оправдывай несобранность и недостатки других. Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Ду­май о том, что ты в руках Божиих, и если что-то проис­ходит не так, как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью.

— И моё сердце расширится?

— Чтобы твоё сердце стало шире, нужно что-то из него убрать: избавиться от себялюбия. Если плющ себялюбия и узости мысли, которая тебя душит, засохнет, то твоё ду­ховное древо станет развиваться свободно. Желаю, чтобы твоё сердце в скором времени освободилось совершенно, разрослось и расширилось. Аминь.

Я сейчас, знаете, что ощущаю? Ощущаю такую ма­теринскую любовь, такую мягкость и нежность, каких у меня не было раньше. Во мне умещается весь мир. Я хочу объять всех людей, хочу им помочь. Потому что лю­бовь не может оставаться спрятанной в сердце. Как у ма­тери, которая потеряла ребёнка, молоко льётся из груди, так и любовь ищет выхода.

Печатается по изданию Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т.5. М., 2008 г .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А.И. Осипов: "Основной христианский догмат, основная христианская истина – что Бог есть Любовь. Слова Христа «любите даже врагов ваших» дают полный ответ на этот вопрос. Для христианина не должно существовать различий в проявлении любви – не просто как чувства, а как желания блага, желания добра. Не должно иметь значения, какой человек религии, какой он веры, какой национальности, каких убеждений.

Ну, вот, скажем, пьяница. Мы должны его ненавидеть – или сочувствовать ему? Мы должны сочувствовать: в больнице никто никого не осуждает, все друг другу помогают. Любой христианин знает, что он болен, только у него одна болезнь, а у другого человека, скажем, представителя другой религии, - другие болезни. В частности, с христианской точки зрения, он заблуждается в понимании Бога. Так я к нему должен относиться с сочувствием: у меня болит рука, а у него - нога. Что, разве я должен сказать: «Ах, ты, негодяй – нога у него болит! Я хуже таких людей не видел»? Ну что за глупость, такого же не бывает!

Так что христианство самым решительным образом утверждает, что наше отношение к человеку не должно быть ничем обусловлено, оно всегда должно быть исполнено благожелательности. Я уже боюсь называть слово «любовь», скажу спокойнее – «благожелательность». Вот каков принцип отношения к представителям любых мировоззрений.

Я помню, однажды мне сказали: «Смотрите, а эти вот – они такие-сякие!» Я сказал: «Боже мой, какой ужас!» Потому что если бы я сказал: «Ах, они такие!», это означало бы: «Какой я – хороший, а они – плохие!» И своими словами я поставил бы ужасный крест на самом себе, оказавшись неизмеримо хуже тех, на кого я так махнул рукой.

Там, где нет осознания человеком, что он болен, там не может быть правильного отношения к другим людям. Напротив, когда я вижу в себе массу недостатков, я с благожелательностью, с великодушием отношусь и к недостаткам других людей."

 

На самом деле, мне кажется, что враг у нас всех один - падший ангел и его приспешники... А люди, которые каким-либо образом в жизни досаждают нам - это благодать Божия, потому что с помощью тех людей мы можем выявить страсти, скрытые у нас в душе... Если у нас нет терпения, встречаем человека, который "дёргает" за наш "нетерпеливый крючочек", и мы начинаем раздражаться... Если мы любим деньги, нам попадается начальник, который "прижимает" нас, делает самую маленькую зарплату или лишает премии...Ну, и тому подобное... Надо просто всегда говорить:"Слава Тебе Боже, слава Тебе!", и тогда бывшие враги через некоторое время обязательно станут друзьями или навсегда пропадут из нашей жизни :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот у Иоанна Лествичника в слове о разсуждении в пункте 58 написано, что выполняя добродетели мы тайно выполняем и и сплетённые с ними страсти. Далее идёт перечисление, о любви сказано, что с ней в одном случае сплетается блуд, в другом осуждение ближнего, ко всем же добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий ( мазь глазная) ( слово колорит тоже наверно подойдёт) или вернее сказать отрава.

Ну как с любовью сплетается блуд, это думаю понятно, но вот все оттенки осуждения ближнего, когда они сплетаются с любовью, порой трудно уловимы, как вот их распознать и искоренить? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это системный вопрос. Вот так сразу распознать и искоренить не выйдет. Бог может сразу нам даровать дар различения духов, но нам это не полезно. Нам придется идти путем смирения, много лет вести трезвенную жизнь, много падать и вставать... И совершенно невозможно добиться духовного прогресса без благодати Церковных Таинств.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: Александр Хромеев
      "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит." (1 Кор. 13:4-8)
    • Автор: Nikolay
      Прошу ваших молитв за спасение души моей и защиты её от лудомании (игромании), страшной болезни, разрушившей всю мою жизнь.
       
      Пожалуйста, также прошу вас всех помолиться за любовь мою и возлюбленной моей, рабы Божией Иустины. За прощение грехов наших и жизни нашей греховной.
      Прошу не оставаться равнодушными и помолиться за нас. За примирение наше. Очень прошу.
       
      Николай.
    • Автор: OptinaRU
      Москва, 4 февраля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время принесения Честных Даров волхвов в Волгоград обратился к родственникам жертв терактов и заявил о том, что подлинная любовь неразрывно связана с самопожертвованием.
       
      «Сейчас так много говорят о любви, телевизор включаешь, на одном канале про любовь, на другом канале про любовь, на третьем про любовь. И всё не про любовь. Потому что  о настоящей любви никто не говорит ни одного слова. А Христос не только сказал, что закон любви, основной закон в жизни, а он это показал на своем примере», — сказал Патриарх Кирилл в своем Слове после молебна перед ковчегом с Честными Дарами волхвов в Казанском соборе Волгограда.
       
      «Всякий раз, когда мы отдаем себя любым способом, разделяя свое время с человеком или отдавая ему свое внимание, кто заботясь о нем материально, кто отдавая ему кровь или отдавая жизнь, мы и являем подлинную любовь, потому что любовь всегда связана с жертвой», — добавил он.
       
      По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, особого отношения требует к себе память находившихся при исполнении своих служебных обязанностей людей, погибших во время террористических актов в Волгограде.
       
      «Господь взошел на Голгофу именно потому, что Он любил людей. Он призвал нас любить, а у любви нет предела. Даже смерть не является пределом любви, и верим, что каждый человек, который живет по по закону Божиему, и получит от Бога воздаяние и в этой жизни, и в жизни будущей. И как Христос воскрес в третий день после Голгофы, так мы все воскреснем в жизни вечной», — заключил Патриарх Кирилл.
    • Автор: Вечно в пути (Светлана)
      «Скажи нам, когда это будет»
       
      Какие страшные слова: «охладеет любовь». Это все равно, что сказать: жизнь будет умирать. Это все равно, что сказать «мерзость запустения будет на месте святе». Быть христианином значит быть любящим человеком. Где любовь в мире? В Церкви Христовой. Если в Церкви нет любви, то в мире ее быть не может. Поэтому сегодняшний суд над Церковью, прежде чем Церковь, каждый из нас станет перед Крестом Христовым, заключается в нашем испытании себя, имеем ли мы эту любовь. Разумеется, мы не достигаем того, что говорит нам слово Божие о любви как о союзе совершенства, как о благодати, всегда живущей в сердцах наших. Однако мы не можем жить, не устремляясь к любви. Только благодаря этому мы живы, и благодаря этому жив мир. Если мы перестанем стремиться к любви, то свет, который в мире, то есть Церковь Божия, станет тьмою, и какова будет в мире тьма?
       
      http://www.pravoslav...u/smi/58202.htm
    • Автор: О_К (fakel)
      Нужно ли почитать плохих родителей?
      Материал журнала «Батя», №29 май-июнь 2012 г.

      Почему соблюдение Пятой заповеди — заповеди о почитании родителей — необходимо для того, чтобы самому стать хорошим отцом? Позволительно ли нарушить заповедь, если родители неправы? Можно ли исправить свои и родительские ошибки? Об этом, выступая на встрече Молодежного клуба «Донской», существующего при Донском монастыре и Московском финансово-юридическом университете (МФЮА), рассказывал настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей протоиерей Федор Бородин.


       

      Почитай отца твоего и мать твою,
      чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь,
      Бог твой, дает тебе.



      Протоиерей Федор Бородин
      Заповеди Божьи дают человеку надежду на Небесное воздаяние, но есть одна заповедь, в отношении которой Господь отменяет заведенный порядок, и дает ею обещание на земле. В соблюдении Пятой заповеди – чти отца твоего и матерь твою – залог долгой и счастливой жизни на земле. 
      Конечно, так происходит не всегда, потому что путь каждого человека – это тайна. Но как священник могу засвидетельствовать, что очень часто на исповедь приходят люди, уже в возрасте, и начинают жаловаться на своих детей: вот, мол, так они себя неправильно ведут, дочка такое говорит… Некоторые сами замечают: «Слово в слово, что я говорила своей матери, теперь мне говорит моя дочь». Некоторых приходится подводить к этой мысли: «А как вот Вы, не грешили ли против родителей?»
       
      Действительно, в наказание за нарушение этой заповеди Господь очень часто ставит человека в ту же самую ситуацию, но уже с другой стороны, со стороны страдающего родителя.
       
      То, что мы сделали в юности против своих родителей мы изменить не можем, но мы можем преодолеть в себе эту гадость через несение скорбей, через покаяние, через то, что мы едем к своим родителям, уже бабушкам и дедушкам, если они живы, или на могилу, или идем в храм, и говорим: «прости! я все понял, я был неправ».


      «Отче наш…»
      Почему отношение к родителям так важно для Господа?
       
      Вот человек стоит перед Богом. Кто-то отрицает, что Бог – это Личность, большинство же людей за историю человечества это знало и в это верило. И человек спрашивает: Господи, Кто Ты мне? и кто я Тебе? как Ты ко мне относишься? кто я для Тебя?
      Разные религиозные системы совершенно по-разному отвечали на этот вопрос. Одни рассматривают человека только как материал и подопытного кролика, другие видят в Боге только Создателя и Судию… Ответов масса. Но Христос в рамках Библейского понимания, когда к Нему подходят апостолы с просьбой научить их молиться, дает такой ответ: Молитесь так – Отче наш…
      Он говорит не Судия наш, не Создатель, не Воздаятель, не Награждающий, Наказующий или Милующий. Он говорит: «Отче наш, Который на небесах…»
       
      Господь берет понятный для каждого человека образ. К сожалению, сейчас это уже для многих плохо понятный образ, потому что сейчас отцы есть в меньшем количестве семей, а там, где есть, это зачастую «пассажиры диванные». Но тогда это было понятно, и этот ответ Христа все сразу ставил на свои места. Отец – это тот, кто судит, кто может наказать, но это тот, кто прежде всего любит.
      В развитие этой темы Господь предлагает притчу о блудном сыне. Бог по отношению к человеку – Отец, Который несмотря на все грехи сына, готов его простить, принять, восстановить в сыновстве, а не в наемничестве, как тот думал, дать ему перстень как символ наследничества, и даже не обсуждать с ним произошедшее. Ведь когда сын приходит и говорит: «я согрешил», — отец его перебивает, для него важно только, что сын пришел.
       
      Вот это то, что Бог нам о Себе открыл. Понятное дело, что если мы пытаемся строить с Богом правильные отношения, но при этом не умеем строить отношения с нашими земными родителями, у нас ничего не получится. Именно поэтому нарушение или соблюдение Пятой заповеди есть показатель готовности и желания идти к Богу.
      В некотором смысле земные родители есть икона Бога для детей. Если же человек хамит земному отцу или земной матери, а потом идет в храм и говорит «Отче наш», Господь его слушать не будет, как не будет слушать того, кто плюет на Его икону.
       

×
×
  • Создать...