Перейти к публикации
zenko

Почему Бог отверг жертву Каина?

Рекомендованные сообщения

Протестанты любят говорить о предопределении, когда анализируют библейский эпизод с отвержением жертвы Каина.

В современной православной литературе либо говорят о всезнании Бога, либо как-то вообще обходят это место стороной, либо пишут что-то "от себя". Попалась, например, такая такая точка зрения (передаю своими словами): дескать, это же Бог, как Он считает нужным, так и делает - в чем и проявляется свобода самого Бога. Так то оно так, но как-то выглядит это не как свобода Бога, а как произвол над свободой человека. Впрочем, здесь, наверное, есть что обсудить - и на этом я останавливаюсь.

 

А практически все мои вопросы и сомнения по поводу жертвы Каина разрешил св. Иоанн Златоуст - он внимательно прочел библейский текст и сделал из него важные выводы:

 

"Не без цели и не напрасно я в самом начале беседы говорил вашей любви, что Господь наш не смотрит на различие лиц, но награждает намерение, испытывая душевное расположение. Так, вот смотри, было и теперь. Поэтому, возлюбленные, тщательно выслушаем сказанное и посмотрим, что Писание повествует о Каине и что об Авеле; не пройдем этого рассказа без внимания, потому что божественное Писание ничего не говорит просто и как случится; каждый слог, каждая даже черта заключает в себе некоторое скрытое сокровище; таково свойство всего духовного. Итак, что говорит Писание? И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву Господу: и Авель принесе и той от первородных овец своих, и от туков их (ст. 3. 4). Более проницательные уже из самого чтения понимают сказанное. Но так как мы должны заботиться о всех вообще, – потому что духовное учение не знает различия, – то вот яснее раскроем вам эти слова, и для этого снова повторим их. Каин, сказано, принесе от плодов земли жертву Господу, потом, желая сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит, что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия: принесе и той от первородных овец своих и от туков их. Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных (принес) самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, из самого приятного, наилучшего. О Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора" (Иоанн Златоуст. Т. 4. Кн. 1. 1994, с. 162-163).

 

Электронный текст:

Иоанн Златоуст св. Беседы на книгу Бытия. Беседы 1-41 // Его же. Полное собрание творений в 12 т. Т. 4. Кн. 1. – М., 1994, с.V-VIII, 1-455.

 

То есть, конечно, Бог обладает и предзнанием и свободой и т. д., но в данном конкретном случае его решение имело вполне понятную и связанную с нашей волей причину. Более того, мне кажется, что данный случай является типическим: то есть, на самом деле, и во всех других сложных случаях нашей жизни Бог ориентируется именно на наше внутреннее расположение.

 

Кстати, потом нашлось и другое подтверждение такого толкования этого библейского места.

По Макарию Великому:

"Всякое хорошее дело, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как то: тщеславия, самомнения, а иногда ропота, или чего-либо тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием. Ибо написано, что Авель принес жертву Богу от туков и от первородных овец, а подобно и Каин принес дары, хотя от плодов земли, но не от первых; и потому, на жертвы Авелевы призре Бог, а на дары Каиновы не внят (Быт. 4, 3-5). Из сего можем научиться, что иное и хорошее можно сделать не хорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога; и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу" (Макарий Египетский. 1998, с. 370-371).

 

Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. – М.: Правило веры, 1998 (репр. переизд.: 4-е изд. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1904).

 

Электронный текст:

Макарий Египетский преп. О совершенстве духовном (Слово 2)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/vethiy_zavet/stenyaev_besedy_na_knigu_bytiya_18-all.shtml

 

Беседы на Книгу Бытия

 

 

священник Олег Стеняев

Беседа 2. Сыны Сифа и сыны Каина. Жертвоприношение Богу. Покаяние

 

Далее в Священном Писании читаем: Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его (Быт. 4, 3-5). Святитель Иоанн Златоуст по поводу этих жертвоприношений сказал: Смотри, как создатель природы вложил в совесть познания. Кто его, Каина, привел к мысли принесения жертвы Богу? Никто другой, как только познания, вложенные в совести.

Но как принесли братья жертвы Богу? Почему Он принял жертвы одного и не принял жертвы другого? В том ли дело, что дары принесены разные, или дело в другом?

Далее читаем: И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 6-7).

Итак, имеем два различных отношения к жертве: отношение Каина и отношение Авеля. Но прежде, чем будем говорить об их различиях, скажем, как учили святые отцы: Бог не нуждается в жертве, но для человека важно показать свою признательность.

Бог не нуждается в жертве. У Него не прибывает и не убывает от наших жертв. Господь всегда Один и Тот же. Но в этом нуждаемся мы с вами. Мы должны выразить Ему свою признательность. Чем выразить признательность? Что есть у древнего человека? – Пища, которая доставалась ему ценой невероятных усилий. И когда человек жертвовал от своей пищи, это была для него большая жертва.

И вот Каин приносит от плодов земли дар Господу. Что именно приносит и как, в Писании не сказано. Когда же Авель приносит свой дар Господу, то мы видим, что он берет от первородных стада своего и от тука их, то есть лучшее из лучших. Важно не “что-то” пожертвовать Господу, следуя известному выражению: “Н'а тебе, Боже, что нам негоже”, а важно всецело отдавать себя на служение Богу, ибо Он один только и заслуживает этого.

Неверно думать, что Каин сделал небрежное жертвоприношение по неведению своему. Хотя в то время еще не были писаны законы Моисеевы, у людей уже были все основные знания. Сам Бог научил людей этим знаниям в раю, как говорит древнее предание. Неверно также думать, что характер жертв братьев определялся только плодами их трудов. И Каин, и Авель могли принести Богу любую жертву – как кровную, так и бескровную. Достаточно было обратиться им друг к другу и попросить недостающее для жертвы. Весь вопрос в том, кто из них какую жертву принял для себя как необходимую для приношения Господу.

Мирная жертва, без пролития крови, приносилась за незначительные проступки: помыслы, настроения, прегрешения. Кровная же жертва всегда приносилась за смертный грех. Жертвенное животное, умерщ-вляемое при жертвоприношении, как бы заменяло собою человека, совершившего смертный грех и подлежащего умерщвлению. То есть, мы видим, что выбор вида жертвы – это, в первую очередь, осознание человеком степени своей греховности.

Какой же смертный грех совершил Авель, приносящий кровную жертву? Авель приносит кровную жертву не только за себя, но и за своих родителей – Адама и Еву. Он знает, что их грех заключается не в том, что сорвали плоды, а в том, что поверили змею и диаволу больше, чем Богу. Авель понимает, что грех родителей непосредственно касается его. В главе 20-й книги Исход сказано: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. И Авель с трепетом приносит кровную жертву, он хочет избавиться от этого ужасного наследственного греха.

Совсем по-иному рассуждает Каин. Он считает свои грехи незначительными, а грех родителей – это же не его грех. Мать сорвала плоды и дала отцу. Почему же он, Каин, должен за это отвечать? Позиция Каина, надо прямо сказать, сейчас самая распространенная. Приходит человек в храм и говорит: “Батюшка, вот в этом согрешил, а так особых грехов нет – часто исповедуюсь, причащаюсь, в общем, жизнь нормальная”. Отсюда следует не то, что люди мало грешат, а то, что они духовно не просвещены, не знают, что такое грех, и не видят его. Нет праведного ни одного. В Писании сказано: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8). Святой апостол Иаков говорил: все мы много согрешаем (Иак. 3, 2). Грех – это серьезная, глобальная проблема.

Мне рассказывали об одном высокообразованном священнике, к которому однажды приехало много людей, занимавшихся богословскими проблемами, чтобы решить совместно многие вопросы, по которым они не достигли согласия (это произошло в 40–50-х годах нашего века). Прежде чем начать совместную работу, священник предложил всем приехавшим исповедаться и причаститься Святых Таин. Исповедь продолжалась долго. По окончании исповеди он спросил у приехавших богословов и философов, есть ли у них проблемы. Проблем не оказалось, все они разрешились на исповеди. Единственно важная проблема – это проблема греха. И решается эта проблема не богословскими спорами и не голосованием, а покаянием на исповеди у законно, то есть канонически правильно, рукоположенного священника, принадлежащего к истинной Церкви.

Вернемся к древнему человеку. Авель весь был обращен к тому, чтобы правильно совершить жертвоприношение. Вопросы нашей религиозной жизни – это не вопросы досуга, отдыха в выходные дни: куда пойти в воскресенье – в церковь или какое другое место. Это вопросы жизни и смерти. Один богослов ХХ века говорил, что разруха в церковной жизни существует потому, что потеряно внимание к культу, к традиции. От того, с каким вниманием читаем мы утренние и вечерние молитвы, как стоим на службах, как участвуем в обрядах и таинствах, зависит, поднимется ли наша молитва “выше потолка” или нет, дойдет ли до Бога или останется никем не услышанной.

В книге Левит, в 13-й главе, есть очень странное место, которое и при внимательном чтении кажется противоречивым. Однако прочтение его именно сейчас поможет нам понять разницу между Каином и Авелем, между жертвами, принесенными ими обоими. В этой главе речь идет о прокаженных. Читаем: священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и за-ключит его, ибо он не чист (Лев. 13, 10-11). Но далее сказано: Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист (Лев. 13, 12-13). Как понять, что если проказа местами – человек нечист; если же проказа полностью покрывает тело человека – он чист? Это великий символ того, каким должно быть наше покаяние. Мы должны прийти на исповедь и сказать: “От головы до ног нет здорового места на мне”. И показать все свои болевые точки, осознать свои грехи и раскаяться в них. И тогда покаяние совершится, и Господь примет эту жертву из наших уст.

Притча о мытаре и фарисее – яркий пример человека, уверенного в своей праведности и уничижавшего другого. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (Лк. 18, 10). Фарисей – очень религиозный человек, даже набожный, постился два раза в неделю, давал десятую часть от своих доходов, делал все, что полагалось по уставу благочестивому человеку, искренне считал себя хорошим и благодарил Бога за то, что Он сотворил его хорошим, а не таковым, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Даже стоял в храме он не где-то с краю, а по центру, где, как ему казалось, было больше Божией благодати. А кто такой мытарь? Сборщик податей для римских оккупантов, и одновременно – информации для них, то есть стукач. На мытарей соотечественники смотрели с подозрением и презрением, старались держаться от них подальше – на расстоянии не менее семи метров. Мытарь воспринимался как человек, покушающийся на их богатство, свободу, пособник завоевателей, допускающий нередко большие несправедливости. Близко подходили к мытарям только для уплаты налогов. И мытарь все это понимал. Он стоял в самом конце храма, у входа, и, не смея поднять глаза, молился: Боже! милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13). Подобные ситуации часто можно наблюдать в храме, когда некоторые, считающие себя лучше других, более заслуживающими Божией милости, начинают с чувством превосходства относиться к другим, только недавно пришедшим в храм, прогонять их со “своего” места, делать замечания. А Господь сказал: Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий себя сам, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14).

Вернемся к Каину и Авелю. И призрел Господь на Авеля и на дар его. А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. Что значит призрел на дар его? По истолкованию Кирилла Иерусалимского и других отцов Церкви, призрел – это значит принял. С неба сошел огонь Божий, который принял жертву. Жертва Авеля была принята, а жертва Каина – нет, как он ни старался разжечь свой жертвенник. И Каин действительно огорчился. Он все же хотел принести жертву, пусть не такую серьезную, как Авель, но все же хотел. А Господь не принимает ее вовсе.

Как часто бывает подобное в нашей жизни. Человек хочет получить милость Божию, лишь формально исполнив ряд условий. Три дня попостился, вычитал каноны, исповедался – и он готов к принятию Святых Христовых Таин. Один раз ко мне на исповедь пришел человек с пятью-шестью листами мелкого компьютерного текста. Посмотрев напечатанное, я спросил принесшего их: “Вы сами это готовили?” – “Нет, мне помогали сотрудники”. Эта “исповедь” готовилась так: взяли поучения Оптинских старцев, другие книги святых отцов, выбрали оттуда подходящее, просуммировали, обработали – и “исповедь” готова. Человек, всю жизнь занимавшийся литературными компиляциями, даже не подумал о том, что подход к Богу должен быть иным. Поучителен и “пост” этого человека. Будучи моим знакомым, он позвонил мне с предложением вместе “попоститься” – у него очень уж замечательный стол. Каких там только яств нет! Меня это вначале насторожило, потом заинтересовало. Я принял приглашение и приехал. Застолье было действительно великолепным. Все постное – но это было более чем изобилие. Три дня поста для моего знакомого прошли прекрасно. Все необходимое и важное для этих целей он прочитал и записал на магнитофон, чтобы в любых жизненных ситуациях можно было без труда найти нужное и прослушать. После такого “поста” он причастился и очень довольный отправился домой, ожидая Божией милости. Через неделю у него появились серьезные претензии: “У меня ничего не изменилось, хотя я все выполнил. Где я мог допустить ошибку?” Мой знакомый сильно огорчился – и поникло лице его.

И Каин не понимает, что он сделал плохого. Он принес жертву. Он не срывал плодов с запретного дерева – мать его сорвала и отцу дала. И это произошло, когда его, Каина, еще и на свете не было. Почему же он должен отвечать за них? У Каина действует механическая логика. Он не рассуждает так, как должен рассуждать духовный человек.

Когда я рассказываю историю Каина и Авеля детям, я привожу пример, как делают подарки. “Вам будет приятно, если вам принесут книжку и скажут: “Я принес тебе в подарок книжку. Это очень хорошая книжка, возьми ее, пожалуйста”. – “Да, приятно!” – отвечают дети. “А если вам принесут ее так: “На, возьми книжку, это тебе”. Или так: “Я дарю тебе эту книжку, она мне не нужна”. – “Нет, так не хотим!” – отвечают дети. Так и в храме. За внешними канонами стоит еще и истинное твое отношение к Богу. И именно от него зависит, примет ли Господь твое служение или нет.

И вот Каин огорчился, действительно сильно огорчился. И к нему явился Сам Господь Бог! И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4, 6-7). Это очень важный библейский текст. Бог является к Каину, а не к Авелю – праведному человеку, который сделал все, как положено, не только внешне, но и внутренне. Бог является к тому, кто огорчился, кто все понимает неправильно, Он пытается вразумить того, кто имеет гнев на брата своего из-за разного отношения Господа к их жертвам, кто находится на пути к убийству. Впервые на земле появилась зависть в сердце человека. Бог пришел в этот мир спасать не праведников, а грешников. Господь предлагает Каину не просто совершать добрые дела, но и активно противиться злу.

А разве нас не останавливает Господь, когда мы совершаем те или иные грехи? Разве Он не говорит нам через нашу совесть, проповеди и наставления наших духовных отцов, когда мы неправильно поступаем? А разве не написано все это в Священном Писании?

Но Каин не слушает голос Господа. Он ожесточился. Он задумал убить брата. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт. 4, 8). Авель убит. Каин спешит домой, но опять является ему Господь: И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт. 4, 9). Богом сделана еще одна попытка вернуть Каина к Себе, направить его на путь покаяния. Конечно, Господь знает, что случилось с Авелем, но Он дает Каину, как ранее Адаму, возможность в ответе своем раскаяться, попросить у Бога прощение за содеянное. Но что Он слышит в ответ? – Не знаю; разве я сторож брату моему? Когда Каин приносил мирную жертву, он считал, что не имеет отношения к греху своих родителей. Но мы видим, что он не только заражен грехом своих родителей, но и последствиями этого греха! Когда с Адамом и Евой произошло грехопадение, они тоже потеряли рассудок, думая, что от Бога можно скрыться в кустах, между деревьями рая. Так и Каин считает, что если в момент убийства брата он не видел Бога, то и Бог не видел его, и Его можно обмануть. И сказал [Господь]: Что ты сделал? голос брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле (Быт. 4, 10-12). Каин разоблачен. Зло всегда бывает разоблачено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

вель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верою в обетованного Спасителя, с молитвою о помиловании и надеждою на милость Божию; и Бог принял жертву Авеля, - как полагают, дым от нее вознесся к небу.

 

Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божия. Господь не принял его жертвы; это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А мне хотелось бы углубить тему. Каин изначально был потенциально более грешен, чем Авель, или все определяется только произволением человека? Ведь обычно кто-то больше склонен к такому-то греху, а другой - к другому. В чем причина?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне очень интересно, насколько соответствует православному учение вот такое толкование жертвы Каина, а также взаимосвязи первородного греха, суждения и обиды:

 

Первым обиженным человеком в истории был Каин. Повод для этого он имел серьезный — Бог почему-то не принял его жертву. Получается, Бог обидел Каина?

 

В христианстве тема зла связана с первородным грехом — когда человек возжелал присвоить себе право, которое было только у Бога, решать, что есть добро и что зло. Из этого вытекают все остальные следствия, которые и лежат в основе того, что есть обида, зло и прощение. Почему так страшно решать, что такое хорошо и что такое плохо? Адаму для этого надо было отказаться от безусловного принятия справедливости и изначальной благости того мира — Рая, в котором он находился. То есть взять на себя право судьи, ввести свою систему оценок, где в центре стоит свое собственное мнение. Я сам — хозяин своей судьбы. Я сам — бог. Но как только человек начинает рассматривать себя как творца, он начинает мыслить с очень простых позиций: добро — то, что мне доставляет удовольствие, что мне полезно. А то, что для меня неприятно, дискомфортно — это зло. Нарушение собственной системы ценностей воспринимается им как нанесение ущерба и вызывает эмоциональную реакцию — обиду.

 

Один из корней слова «простить» — «просто». Когда мы прощаем, нам становится жить просто. После грехопадения человек утратил простоту, цельность, расщепился на «добро» и «зло», которых возжелал. А состояние расщепления — это постоянный конфликт, немирность, вражда — самого с собой, с другими, с Богом. В психологии именно конфликты (неврозы, психозы) считают источником личностных проблем. Первым в истории был конфликт Каина с Авелем. Каин был старшим сыном, он наследовал дело отца, Адама, которому заповедано было возделывать землю. Свое первородство Каин ощущал как особую значимость, гордился, что может приносить жертву Богу. По слову дьявола, искусившего человека соблазном «будете как боги», в своей системе ценностей Каин им и стал сам для себя, и теперь воспринимал жертву Богу как возможность с Ним поделиться, уделить Богу от «своего». Он был совершенно уверен, что Бог должен принять его жертву.

 

В то время как Авель понимал, что он «не первый», никаких «прав» на наследство у него нет и все в его жизни зависит от Господа. Поэтому Авель ничего не присваивал себе и отдавал Богу лучшее. В церковнославянском переводе (почти точной копии с греческого) это звучит так. Когда Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина не принял, «опечалися Каин зело, и ниспаде лице его. И рече Господь Бог Каину: вскуе прискорбен был еси» («почему ты опечалился»); «вскуе ниспаде лице твое?» («почему лицо твое поникло?»). «Егда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси? Умолкни: к тебе обращение его, но ты тем обладаеши» (Быт.4:5-8). Что Господь видит в душе Каина? Исходную ошибку в отношении к тому, Кому не нужны жертвы, потому что Бог Сам — податель всего, но Ему нужно правильное отношение, то есть смирение Каина: «право же не разделил еси». И дальше Бог говорит: «Умолкни: к тебе обращение его, и ты тем обладаеши». Кому — «умолкни»? Бог говорит о зле, которое родилось в душе Каина и начало действовать. Каин огорчился и лицо его поникло, потому что он не ожидал, что его жертву не примут, его гордость ущемлена и, как следствие, возникла обида, злоба и желание мести. Бог предупреждает его: «К тебе обращение его (зла внутри тебя), но ты им обладаеши». Во власти человека либо дать этому злу выход, либо овладеть им. Что значит овладеть злом? Во-первых, взглянуть на себя и увидеть: что мной движет? Бог, обращаясь к Каину, предлагает ему разобраться, увидеть, что его главный грех — гордость, сделавшая жертву нечистой. Но Каин не слышит Бога, потому что он «сам бог», он судит свои поступки собственным судом, а суд Божий отвергает. Во-вторых, овладеть злом, не дать ему хода означает — простить своего брата, который вдруг стал первым, несмотря на первородство Каина. Но Каин видит в этом подвох со стороны Авеля.

 

История Каина и Авеля — история развития греха, который лежит в основе обиды. Она также говорит, почему прощение — это выполнение сразу двух главных заповедей: любви к Богу и ближнему: мы не можем без любви к Богу, без принятия Его правил простить ближнего. И мы не можем, сохранив обиду на ближнего, говорить о том, что мы любим Бога. И потому тема прощения — ядро аскетики, потому что, пока сердце человека замутнено обидой, злопамятством, агрессией, бессмысленно говорить о том, что человек может соединиться с Тем, кто его создал.

.....

 

http://www.nsad.ru/articles/proshhenie-glavnaya-forma-protivostoyaniya-zlu

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: SergeyPetrov
      В 1825 году десятитысячный тираж Ветхого Завета, переведённый и напечатанный к тому времени под эгидой Библейского общества, был сожжён на кирпичных заводах Невской лавры, если не по прямому указанию Императора Николая I, то при его молчаливом согласии. До этого, как пишет Флоровский, «Синод не принял на себя руководства библейским переводом (Ветхого завета) и не взял за него ответственности на себя».
       
      И далее, в течении всего тридцатилетнего правления этого Императора не было попыток перевода, а тем более издания Ветхого Завета.
       
      По логике, раз сожгли Ветхий Завет, то он не считался в России священной книгой иначе никто, а уж тем более император, не мог пойти на такое кощунство, как уничтожение священных книг.
       
      Что касается Нового Завета, то он был напечатан большим тиражом и свободно распространялся в России уже в 1820 году, и никто не чинил этому препятствий.
       
      Перевод книг Ветхого завета на русский язык был возобновлён в 1856 году во время правления Императора Александра Николаевича. При нём Синод принял решение о необходимости перевода Ветхого завета на русский язык. (Интересно, под чьим давлением?) Но потребовалось ещё 20 лет, чтобы в 1876 году вышло издание полной Библии на русском языке в одном томе, на титульном листе которого стояло: «По благословению Святейшего Синода». Этот текст получил название «Синодальный перевод», «Синодальная Библия» и переиздаётся поныне по благословению патриарха Московского и всея Руси.
       
      Почему переводили 20 лет, грамотности не хватало? А может кто-то считал Ветхий Завет чуждой нам книгой и боролся, как мог, дабы не допустить его издания? И какие силы были заинтересованы в придании Ветхому Завету статуса «Священной книги» и для чего им это было надо?
       
      Если откроем Е.Дюринга, его работу «Еврейский вопрос», то прочтем: «Ветхий Завет, - книга, нам совершенно чуждая, и должна делаться для нас все более и более чуждою, если мы нашу самобытность не хотим изменить навсегда».
       
      Может и русской душе она чужда?
       
      Из толкового словаря Владимира Ивановича Даля, вышедшего в свет в 1863 - 1866 годах, т. е. ещё до появления полной Библии в России, можно узнать, что христианином считался человек, верующий во Христа и проповедующий Евангелие.
       
      Почему такие перипетии с Ветхим Заветом? Может и его вина в том, что произошло с Россией в начале 20 века? Не считайте это какой-либо провкацией. Но это же все было именно так.
×
×
  • Создать...