Перейти к публикации
Лорик (Лариса)

Есть ли понятие "судьба" в Православии?

Рекомендованные сообщения

Вот вроде промолчать мне надо, а я возьми и ляпни где не надо, но когда отдельный человек решает сам что лучше для православных вставляя где надо и где не надо слова "воля Божья" "Слава Богу за все!" "Владыко Господи" и подобные словосочетания смысл которых понимает с трудом, это очень как-то смахивает на обычную прелесть, я это не просто так говорю, сам с ней очень тесно знаком, очень похоже. Мой духовник в таких случаях советовал всегда помнить слова из Нагорной проповеди Спасителя (Матфея 7:21-23), знаете, очень помогает)).

а Вы поди понимаете... хорошо усвоили... может ещё и уверены, что сами такого не услышите..?

 

вот Павел такое сказал:

Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 1 Коринфянам 1.17

 

почитайте ещё и тринадцатую главу... где Павел говорит о любви Христовой...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Миша, что понимаю и чего не услышу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

)...мне бы принять себя..))Я хочу научиться любить.

 

Любовь - это высшая ступень совершенств. Так пишет св. Иоанн Лествичник

 

Мы этому учимся всю жизнь...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Есть законы, они могут быть известны, либо нет. Например, если ударить по пальцу молотком, то будет больно - это известный закон. Есть более сложные законы.

 

Если есть внутреннее духовное изменение, например, как у ниневитян, которые раскаялись, когда им стало известно о том, что их город будет уничтожен (таково было вынесено решение по закону), то это покаяние (духовное изменение) сделало чудо - закон не сработал, город остался жив.

 

Если же духовного изменения нет, то результат, в общем-то, известен, хотя не известны сроки, и это можно рассматривать как "судьбу". Но только с оговоркой - "при отсутствии духовного изменения".

 

Пока человек жив, жива и надежда на духовное изменение, которое может очень сильно изменить жизнь, и текущее представление о своем будущем как о "судьбе".

 

Любовь - это дар Божий. Ему нельзя научиться, его можно только принять. А чтобы принять, нужно быть к этому готовым. Вот учиться быть готовым принять дар - это можно и нужно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Любовь - это высшая ступень совершенств. Так пишет св. Иоанн Лествичник:

 

Мы этому учимся всю жизнь...

Если долго мучиться- что-нибудь получится.Мы скорее всего учимся любви когда чувствуем в себе этот дар.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Маргарита, Вы думаете, что исполнение заповедей с помощью Божией это мучение?

Я думаю не по это а про то что- без труда не вынемешь и рыбку из пруда а для этого надо попотеть потрудиться потом и кровью.Исполнение заповедей с Божьей помощью-мучение?Как-то не думала про это.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

) Не поняла... Вы же написали:

 

Если долго мучиться- что-нибудь получится.

 

Вот я и спросила ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В иных случаях исполнение заповедей Божьих является и праведными мучениями, а в большинстве же - сильными неудобствами. При чём, чем больше и правильнее стремление к Богу, тем сильнее телесные и душевные скорби. Большие же скорби и есть мучения. Ведь православные не мазохисты, испытывающие удовольствия от боли. Вот и Христос переносил невероятные мучения, но "терпел и нам велел" во славу Божию. И только для праведных людей, достигших значительных высот, например таких как праведные отроки Анания, Азария и Мисаил, Господь даёт чудесные послабления и сохраняет от боли и повреждений. Нами "Царствие Божие нудится" - даётся с понуждениями и страданиями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, я бы сказала несколько иначе. Да, исполнение заповедей связано с борьбой с собой, со своими страстями, с искушениями, но само его, исполнение, нельзя назвать страданием, потому что оно является соединением нашей воли с волей Божией, а в ней всё - радость, и свет и блаженство. Царство Небесное воцаряется в человеке. Бог даёт духовное утешение, мир и радость следующему за ним. И Св. Писание нам свидетельствует об этом:

 

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина!

Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во- первых, Иудею, [потом] и Еллину!

(Римл. 2, 9-10)

 

"Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. " (Ин. 15, 10-11)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, конечно - если исполнить, "...если соблюдете, то радость будет совершенна". Высокая награда даром не даётся. Само исполнение заповедей - тяжкий труд с понуждениями, а часто и со страданиями. Так и получается, что исполнение заповедей через муку даётся. Но мука эта не ненавистна,а принимаемая с пониманием и смирением. Страдания закономерны и оправданы. Господь помогает идущему за Ним преодолевать тяжёлый путь и он не воспринимается тяжёлым бременем. "... возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Этот вопрос меня с недавнего времени смущает. Всегда считала, что судьбы нет. Когда еще и верующей не была так считала. А сейчас, тем более. На все воля Божия. Тут недавно общалась с одним человеком.(он очень близок к вере, вооцерковлен давно). Общались на тему онкологии. Печально, говорю, в мире очень много людей болеет, а особенно детишек! Молится, говорю, нам надо, может и простит и помилует нас Боженька. А он мне говорит, чему быть, того не миновать.... Видать судьба у тех людей такова.. Кому-то умереть суждено, кому-то исцелиться. Хоть, говорит, головой пол разбей, если написано, что не будет жить, значит умрет. Я, честно говоря, была удивлена. Зачем тогда молиться? Просить Господа и молить об исцелении болящих? Просить защиты и покрова у Богородицы и заступничества святых? Ведь столько чудес происходит по молитвам нашим! Неужели это все где-то написано, и изменить ничего нельзя? Простите меня, если что не так изложила. В замешательстве я. Очень бы хотелось услышать мнение священнослужителей.

Про судьбу вам много отвечают. Я хочу ответить на ваш вопрос "Зачем тогда молиться? Просить Господа и молить об исцелении болящих? Просить защиты и покрова у Богородицы и заступничества святых?"

Вот в субботу читали Евангелие Лк.5,17-26. Обратите внимание: "...и видя веру их". то есть по нашей вере даже расслабленным (неверующим) может прийти исцеление. Простите, если что не так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про судьбу вам много отвечают. Я хочу ответить на ваш вопрос "Зачем тогда молиться? Просить Господа и молить об исцелении болящих? Просить защиты и покрова у Богородицы и заступничества святых?"

Вот в субботу читали Евангелие Лк.5,17-26. Обратите внимание: "...и видя веру их". то есть по нашей вере даже расслабленным (неверующим) может прийти исцеление. Простите, если что не так.

Если на то будет воля Божия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если на то будет воля Божия.

Да. И мы не можем знать, в чём заключалась Божия воля о нас, когда Он послал нам болезнь. Вполне вероятно, и скорее всего, Бог ждёт от нас более усердного обращения к Нему, отвержения от суеты, крепкой молитвы, вообще, чтобы мы очнулись от духовного сна, обратились к большему доброделанию. Извесное дело, искушения нас пробуждают, и чаще всего именно для того и посылаются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Святитель Николай Сербский в своем 184 письме писал:

 

Вот исполнилось Вам восемьдесят лет, а Вы все еще крепки и молоды духом. Много, много раз смерть смотрела Вам в глаза, но всегда каким-то чудом миновала Вас. И поэтому Вы спрашиваете меня, есть ли судьба и как Православная Церковь смотрит на волю судьбы.

Если под судьбой понимается слепая случайность или фатальность, Церковь решительно не принимает, отрицает существование такой судьбы. Церковь все обосновывает разумом, от разума и через разум. Она ничего не приписывает случайности или слепой фатальности, но все объясняет Промыслом всесильного и всевидящего Господа, исходящего из высшей целесообразности и характера тайных помыслов, чувств и действий человека. Само слово "судьба" происходит от слова "суд", в данном случае суд Божий. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся,– говорит псалмопевец . То есть помнит, как Господь награждал праведников и наказывал грешников еще в этой земной жизни. И снова говорит: от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящим мя. В славянском тексте везде вместо слова "судьба" стоит "суд". И мы часто говорим: "Как рассудишь об этом?", что значит – "Как ты думаешь?".

Следовательно, судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая. Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит "слепая судьба", исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего.

По словам Спасителя, и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены (ср.: Мф. 10, 29–30). Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна. И такая судьба помогла Вам многократно избежать близкой смерти и пережить судей, которые подписывали Вам смертный приговор.

От Господа Вам многая лета и спасение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну если под словом судьба подразумевать тот жребий из псалма - "В руку Твоею, Господи, жребии мои" (Пс. 30:16), то можно.

Но ведь обычное "народное" понятие судьбы иное. Обычно под этим подразумевается тотальная неизбежность бытия конкретного человека или сообщества, не зависимая ни от какого выбора человека и его стремлений. Но тогда а в чём же человеческое подобие Богу?

"Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием. По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни."

По этому в православном понимании духовного мироустроения понятие "судьба" не приемлема.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Святитель Николай Сербский в своем 184 письме писал:

 

Само слово "судьба" происходит от слова "суд", в данном случае суд Божий.

Спасибо, отче!

Судьба - это суд Божий. Как хорошо, глубоко. Наши поступки, хорошие или плохие, определяют суд Божий о нас, то, что произойдёт с нами в результате этих наших поступков - вот и судьба, а творит её сам человек под рукой Божией.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну если под словом судьба подразумевать тот жребий из псалма - "В руку Твоею, Господи, жребии мои" (Пс. 30:16), то можно.

Но ведь обычное "народное" понятие судьбы иное. Обычно под этим подразумевается тотальная неизбежность бытия конкретного человека или сообщества, не зависимая ни от какого выбора человека и его стремлений. Но тогда а в чём же человеческое подобие Богу?

"Вера в слепую судьбу взамен веры в живого, личного Бога есть тяжкий грех. Ее не должно быть у христиан, знающих о всеблагом и премудром Промысле Божием. По учению Православной Церкви, Господь каждому предопределяет судьбу его в здешней, временной, и в будущей, вечной, жизни не безусловно, но на основании предвидения, как будет вести себя человек во время земной жизни."

По этому в православном понимании духовного мироустроения понятие "судьба" не приемлема.

 

 

У язычников судьба - непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника - это рок, фатум. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться. Этой "судьбы" Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект - аспект несвободы.

В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как телеологической детерминации, т.е. Промысла, Провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Сам Бог управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за "естественной" зависти братьев, а по Промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Прп.Иоанну Дамаскину отсекли руку, но - вопреки всем физическим законам - она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа.

Таким образом судьба - это детерминизм, предопределение. В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению, учит св.ап.Павел: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8:29-30). В этом смысле у каждого человека одна судьба - оказаться в Царствии Небесном, "Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1Фесс.4:7). Но мы - грешны. Поэтому Господь, чтобы удержать нас если не благами рая, то хотя бы страхом, уготовал не только рай, но и геенну огненную. И теперь у нас есть только два пути: или в рай, или в ад. Учение 12 Апостолов начинается с таких слов: "Есть два пути: один - жизни и один - смерти". В этом смысле наша жизнь тоже предопределена и у каждого есть своя судьба: или оказаться в раю, или в аду. Это - статический, так сказать, аспект судьбы. Помимо статики есть и динамика. В противовес языческой или естественнонаучной роковой детерминации Православие дает идею свободы и благого Промысла Божия. Лично человек свободен в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами). кроме того, существует благой Промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Поэтому Господь, чтобы удержать нас если не благами рая, то хотя бы страхом, уготовал не только рай, но и геенну огненную.

Простите,отче,но Господь не мог уготовать геенну огненную для людей,она образовалась в результате свободного выбора тех,кто избрал не Бога...У нас, действительно,есть выбор не в двух путях,а в выборе движения к Богу или от Него,это вертикальная прямая и каждый ходит по ней в том направлении,которое избрал....Те,кто избрал движение в обратную сторону от Бога и создал обитель зла,как результат своего выбора и сочетания не с Богом,где до первого человека избравшего добровольно зло,пребывал лишь сатана...Получается,что геенна огненная место определенное врагу Божьему,а попадают туда те,кто избрал этого врага,а не Бога....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Простите,отче,но Господь не мог уготовать геенну огненную для людей,она образовалась в результате свободного выбора тех,кто избрал не Бога...

 

Как мы знаем, на выбор движения "от Бога" влияет не Бог, а демоны. Господь лишь попускает им делать это в Своих вышеуказанных промыслительных целях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот тут действительно очень узкая грань для понимания. Ведь из учения Апостола Павла очевидно, что Господь предузнал и предопределил конечно не только кому быть подобным образу Сына Своего, но и кому идти в гиену огненную. И по всеведению и вневременности Своего бытия Он предузнал и предопределил это ещё до появления на свет конкретного человека, до рождения души. Даже само предузнавание и предопределение по сути не применимо к Богу, так как Он будучи вне времени и во всеведении, всегда всё знал и знает неизменно в объёме познаний. Но такие определения наверное нужно применять для нашего лучшего понимания, вернее - хотя бы очертательного постижения сущности Бога. Настоящая действительность, которая для нас определяется как понятие - "сейчас", "теперь", для Бога существует всегда. Для Него нет прошлого,настоящего, будущего, для него всегда настоящее. Вот как тогда в этом случае полностью реализовать человеческое подобие Богу в его, человеческом, добровольном выборе, если Бог уже предопределил его жизнь. Ведь по сути то получается, что Господь уже сделал за человека выбор Своим предопределением и дарованием ему жизни именно в этом предопределении? Что же ведь тогда получается, что действительно человек не может изменить даже выбора своего пути по своей собственной воли, если выбор его не соответствует Божьему предопределению?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...