Перейти к публикации
Вечно в пути (Светлана)

О "демонской твердыне" или что такое гордость?

Рекомендованные сообщения

Митрополит Ламассольский Афанасий.

 

 

Сегодня мы поговорим о величайшей из страстей, которая порождает все остальные, – о гордости. Как невозможно сказать, что такое смирение, дать ему определение, так и трудно, если не невозможно, дать определение гордости. Что такое гордость?

 

Каждый раз, когда мы хотим что-либо сказать о ней, мы обращаемся к отцам, давшим описание ее признаков. Они рассматривают гордость как причину всех падений, корень и порождение всякого зла. В Писании говорится, что Бог противится гордым. Может быть, это один из исключительных случаев, когда Бог выглядит таким жестоким. Он не только не благославляет гордого, не только не содействует ему, не просто его оставляет, но и противится ему. Что значит “противиться”? Это означает стоять перед кем-то и толкать его назад, не позволять ему идти вперед, то есть бороться с ним. Подумайте, как это мучительно, когда Бог борется с нами, когда Бог противится нам!

 

Бог противится гордости. Бог против горделивых. Он стоит перед ними и не дает им идти вперед. Почему? Можно сказать “от злобы”, но неужели Бог чувствует Себя задетым? Нет. А потому что наша гордость, т.е. наш эгоизм, к сожалению, нельзя исцелить, если не сокрушить его. Его нужно сломать. Это подобно камню, который, что бы ты с ним ни делал, не умягчается – можешь его поливать, гладить, просить. Камень нужно разбить. Когда он разлетится на маленькие кусочки, тогда разрушится. И гордый человек не исцеляется, его можно лишь разбить. Тогда Бог встает перед ним и противопоставляет Себя ему, чтобы разбить его надменный дух, чтобы он опомнился, пришел в себя и понял, что с ним происходит...

 

...Гордый человек – самый несчастный человек на свете. Гордый человек не может никого ни порадовать, ни полюбить, ни принять. Он – самый порабощенный из всех, потому что он раб страшной страсти своего эгоизма и гордости. Он никогда не кается, всегда прав, на все имеет алиби, никогда не делает ошибок. Он может сказать губами “я сделал ошибку”, но глубоко в душе своей не признает этого. Он заключен в клетку своего эгоизма и осужден быть одиноким. Он не общается ни с кем, поскольку живет в аду своей изоляции и эгоизма...

 

...Отвергает ли гордец Бога? Да, отвергает, потому что у него нет другого бога кроме себя самого. Он бог самому себе. Он может не принимать этого в теории, но на практике обожествляет себя. Может быть, обожествление нашего собственного “я” и есть лучшее определение гордости. Обожествление всего нашего бытия, мнений, точки зрения, персональности, имени, положения, силы, светской силы, духовной силы, взглядов. Гордый человек не доверяет Богу, потому что доверяет себе. Ведь в чем сущность греха? Его сущность в том, что он отдаляет тебя от цели, сосредоточенной на Боге, и ставит другую цель. Почему сребролюбие грех? Потому что ты уповаешь не на Бога, а на деньги. А себялюбие? Потому что опираешься на любовь к своему “я”, к своему телу, своей жизни, вещам, окружающим тебя. Итак, гордость – это отвержение Бога, ибо лишает тебя твоего упования на Бога и связи с Ним. Ты ставишь себя на Его место.

 

Гордость – бесовское изобретение. Чем же иным она может быть? Она – изобретение бесов. Она – презрение к людям. Гордый человек презирает другого и с большой легкостью выставляет его в плохом свете. Словами, делами, взглядом...

 

...Итак, презрение к людям – признак гордости. Когда видишь, что презираешь других, это значит, что ты носишь в себе болезнь гордости.

 

Далее св. Иоанн говорит о гордости, как о матери осуждения. Гордость порождает осуждение, потому что постоянно судит другого человека и осуждает его. Не просто судит, а осуждает, выставляет его в плохом свете. Тот, кто осуждает, не чувствует, что и он такой же человек, как и другие, а другой человек – такой же, как и ты, хотя и совершает ошибки и даже плохие поступки. Зачем его судить? Ты что, не делал ошибок в своей жизни? Не причинял боль другим людям? Не совершал плохих поступков? Как ты можешь осуждать человека, когда ты сам – такой же? Когда у тебя – те же недостатки? Как же ты судишь своего брата?

 

Смиренный человек никогда не осуждает никого, потому что знает, что все мы люди...

 

... Да, гордый человек – бесчеловечный судья. Его ничего не интересует, во имя справедливости он может убить другого человека. Справедливость Бога – иная. Поэтому св. Исаак Сирин говорит: “Никогда не называй Бога справедливым! Бог несправедлив. Почему? Потому что как назвать Бога справедливым после того как Он заставляет солнце светить праведным и неправедным и посылает дождь грешникам и святым?” Дождь должен падать только на святых, а не на грешников, а солнце должно светить только праведным, а не неправедным. Бог человеколюбив, Он – любовь и Его справедливость – иная. Его справедливость не в том, что кто-то тебя ударил, ты его тоже ударь, а в том, чтобы ты не отвечал на удар. Ответь добром на зло. Разве человеческая справедливость такова? Нет...

 

...Давайте искать причину гордости в себе, а не в других, потому что она – корень всех зол.

 

полный текст

http://www.pravoslavie.ru/smi/49980.htm

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А потому что наша гордость, т.е. наш эгоизм, к сожалению, нельзя исцелить, если не сокрушить его. Его нужно сломать.

К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с гордыней, исходящей именно от человеческого эгоизма. Когда человек не понимает, что достиг каких-то жизненных высот не потому, что так распорядился Бог, и помогал ему в этом пути, а приписывает это в свои личные заслуги. Вот тут-то тогда и начинается...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гордость – бесовское изобретение. Чем же иным она может быть? Она – изобретение бесов. Она – презрение к людям. Гордый человек презирает другого и с большой легкостью выставляет его в плохом свете. Словами, делами, взглядом...

А если он в лицо тебя выставляет в плохом свете?Критикует тебя хотя были близкими друзьями открывали свои души а потом оказывается что изначально он тебя видел и думал о тебе из-за поступков твоих в искажённом свете как о немилосердном человеке.Но при этом продолжал дружить помогать но уже в душе его сформировался твой образ.Как с таким человеком взаимодействовать?Может не стоит?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Единственная проблема греха – это любовь к себе. Схиархимандрит Иоаким (Парр)

 

Наша единственная проблема греха – это любовь к себе. Мы не можем молиться, потому что мы любим только себя. Мы не любим Бога. Мы любим себя. И мы настолько вовлечены в эти отношения в нашем рассудке и в нашем сердце только о самом себе, что мы думаем о себе 24 часа в сутки. Как мы чувствуем, что мы думаем, что мы хотим, какие впечатления мы получаем, кто-то что-то нам сказал, а кто-то не сказал. Целый день мы бомбардируемся мыслями о себе. У нас очень много разных обстоятельств, которые отвлекают нас от Бога и в том числе от богослужения. И как только мы остаемся наедине с собой, все мысли о себе опять к нам возвращаются.

Когда мы молимся, тысячи мыслей летят к нашей голове, потому что мы любим себя.

 

На что мы тратим свое время в жизни? На себя. Молитва является очень трудным действием для человека, любящего себя, для эгоиста. Молитва является очень трудным действием для человека гордого. Молитва не возможна для человека, подверженного похоти. Молитва не возможна в том случае, если мы не любим ближнего.

Все страсти увязываются вместе. Если вы раздражаетесь, то раздражение идет от похоти и ведет к осуждению. Как только мы это запускаем, страсти набрасываются на нас все. Но мы ищем всегда то, что делает нам ситуацию приятной. Мы имеем взаимоотношения со всеми только потому, что они могут нам что-то дать или мы желаем что-то получить от этих взаимоотношений. Когда жизнь идет в таком русле, мы не имеем молитвы. Молитва – это все о Боге. И если вы любите только себя, то мы не можем дождаться того момента, когда молитвенное правило закончится и мы вернемся к себе любимому.

Братья спрашивают: «Почему я не могу молиться?». Вы мне скажите, вот молитва находится на верхнем уровне, а ниже мы со своей борьбой. Что находится между? Что нам препятствует, чтобы прийти из этой борьбы в молитву? Ответ часто, как правило: «Я не знаю». И когда мы начинаем смотреть конкретную ситуацию, то видим, что проблема всегда во взаимоотношениях. У нас нет взаимоотношений. Получается, что мы лишили нашу жизнь личных взаимоотношений. Мы становимся людьми, которые ориентированы на задачу. Мы становимся людьми, которые решают проблему. Мы не имеем взаимоотношений личных. И мы смотрим на человека и спрашиваем: «Что тебе надо?». Вместо того, чтобы сказать: «Ты мой брат. Я люблю тебя. Чем я могу тебе послужить?»

 

полный текст

 

http://www.raskol.net/content/edinstvennaya-problema-grekha-%E2%80%93-eto-lyubov-k-sebe-skhiarkhimandrit-ioakim-parr

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Забудь о себе и возрадуйся о Господе! (избранные истории). Схиархимадрит Иоаким (Парр)

 

Если можно, я приведу вам пример того, что такое любовь. В одном египетском скиту была женщина-монахиня по имени Исидора. Она жила в монастыре, в котором было сорок монахинь. В своем положении в иерархической лестнице своего монастыря она никогда не возросла дальше положения послушницы. Годы напролет она работала на кухне. Голову свою она покрывала куском мешковины. Она не получала и не искала никаких почестей, служила всем сестрам с радостью. Она говорила, что ела только то, что оставалось в котлах и в тарелках после того, как была закончена общая трапеза. Монахини называли ее дурой и смеялись над ней, потому что она была простушка. Все, для чего она была годна, это черная работа. Некоторые монахини кидались в нее едой, били ее по лицу ради смеха, потому что она не обладала тем, что требуется, для того чтобы быть монахиней. Она не была умна. И все-таки они не знали, кто она в действительности. Был некий старец-монах, который пришел из соседнего монастыря на другом берегу реки и сказал, что однажды ночью ему было откровение. Бог сказал ему: «Ты думаешь, что ты монах? Ты думаешь, что ты благочестив? На другом берегу реки есть женщина-монахиня, которая лучше, чем ты и чем все остальные». Придя в женский монастырь, старец попросил игумению показать ему всех монахинь, потому что среди всех четырехсот сестер он хотел найти ту, о которой ему было возвещено. И когда по распоряжению настоятельницы все четыреста монахинь прошли перед глазами этого старца, он

воскликнул:– Но ее среди них нет! Ты уверена, что ты показала мне всех монахинь? Игумения ответила:– Да, всех кроме одной простушки, которая работает на кухне, но она – так, ничтожество.– Приведи ее, – попросил старец. И когда она вошла, старец упал на пол и стал просить ее благословить его. Она же не стала вести себя

подобно тому, как мы ведем себя в подобных ситуациях: «Ага, ну, вот наконец-то я дождалась своего шанса!» Она сказала:– Нет, я должна просить твоего благословения. Все монахини были поражены. Они были настолько сосредоточены на том, что они делали и кто они такие, что проглядели любовь, которая должна была жить среди них. А на следующее утро Исидоры уже не было в монастыре – она хотела, чтобы Бог признал ее достоинства, а не сестры. Вы даже не знаете, может быть, среди вас есть такая Исидора. Может быть, среди вас есть тот человек, который, когда вы все спите ночи напролет, молится обо всех вас. Это этими молитвами вы спасаетесь – молитвами человека, который любит других, не себя.

 

***

Почему вы не можете молиться? На это есть простой ответ: потому что вы не любите. Потому что если вы молитесь без любви, то разговариваете сами с собой, ибо Бог отвергает гордого, и нет гордости более великой, чем любовь к самому себе.

Святой Иоанн Богослов говорит: Бог есть любовь (1 Ин. 4. 8 ). Человек не может быть человеком без Бога. И если вы не любите, у вас не может быть Бога. По этой причине большая часть из нас – это плохие примеры того, что означает быть

человеком.

 

Нужно помнить, что любовь к себе – это не любовь. Любовь к себе в действительности – это ненависть к себе, потому что когда ты любишь себя, ты разрушаешь себя. И после этого мы удивляемся, почему все в нашей духовной жизни расстраивается.

 

полный текст

http://www.raskol.net/content/zabud-o-sebe-i-vozraduisya-o-gospode-izbrannye-istorii-skhiarkhimadrit-ioakim-parr

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Единственная проблема греха – это любовь к себе. Схиархимандрит Иоаким (Парр)

 

 

http://www.raskol.ne...rit-ioakim-parr

Сколько прочитанно об этом,все понятно,но в жизни,даже при большом желании,все неимоверно трудно....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Старец: Гордость, брат Иоанн, бывает двух видов, а именно: гордость нашей воли и гордость ума.

 

 

Брат: А какая из них хуже или опасней?

 

Старец: Знай, брат Иоанн, что много хуже гордость ума.

 

 

Брат: А почему гордость ума хуже гордости воли?

 

Старец: Вот почему, брат Иоанн. Гордость воли, поскольку она легче распознается умом, легче поддается уврачеванию, ибо ее легче подчинить должному, а когда ум поражен гордостью и твердо уверен, что его суждение лучше суждения других, тогда как его исцелить? Не имея того, кто мог бы подчинить его суждению других, он не считает другого лучше себя. Если око души — а это ум, с помощью которого человек распознаёт и очищает гордость воли,— немощно, слепо и преисполнено гордости, то кто его сможет уврачевать? И если свет — это тьма, а дорожный указатель не туда повернут, то как они смогут осветить и направить других?

 

Поэтому, брат Иоанн, нам надо противостать более бдительно и твердо этой опасной гордости ума. И, с великой силой противостоя ей, станем обуздывать горячность нашего ума, а мнение свое покорим мнению других и соделаемся безумными ради любви Христовой, чтобы смочь нам умудриться, как сказано: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3: 18).

 

Итак, брат Иоанн, пойми, что гордость ума — это бесовская болезнь, ибо человек, пораженный ею, считает, что он велик, что он умнее других и более не нуждается в советах и помощи кого-либо. Преблагий Бог да сохранит нас от этой страсти и болезни бесовской!

 

Сам Бог через пророка Исаию окаивает пораженных этой болезнью, говоря им: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Ис. 5: 21). И великий апостол Павел заповедует нам: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12: 16). И Соломон говорит также: Не будь мудрецом в глазах твоих (Притч. 3: 7).

 

полный текст

http://www.pravoslavie.ru/put/43370.htm

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Некогда с оптинским старцем Леонидом (Наголкиным) говорил один настоятель о своей братии, и между прочим сказал:"у меня такой-то примерно живёт".

Старец вскочил со стульца своего, бросил своё вязание, и сотворил на себе большое крестное знамение, ударяя с силою в чело, в грудь и оба плеча. "Господи Боже мой"!- воскликнул он, -"сколько безумной гордости в малых словах! У меня! У меня! А что есть у тебя своего? Одни твои грехи, одно твоё бессмысленное тщеславие. Монастырь не твой,- а преподобного; братия пришли не к тебе, а ко Христу Господу своему, чая спасения от Него. Что ты подрядчик что ли, а они батраки, что ты мне рекомендуешь одного из них? Хоть бы сказал: братия наши находят, что такой-то живёт так то. А ты говоришь: у меня! Господствовать хочешь над братиею? Хочешь, чтобы они были твоими крепостными? Да знаешь ли, за что братия соблазнялись на меня в Белых Берегах? Не за чванство моё, а напротив за то, что я держал себя перед ними слишком просто, что ездил в Брянск в простой телеге, правя иногда сам лошадью. Вот за что. А им хотелось, как и тебе, чтобы настоятель походил на барина. Уже тогда червь честолюбия стал грызть братския сердца. Из них вышли подобные тебе, а на пользу ли душ было их начальство? Нет, брат, доброго настоятеля из барина не будет. Следовало бы тебе подражать отцу игумену Моисею хотя удержанием словес и обдуманностью их. Ты помнишь, что такое апостол в послании своём говорит: что могущий удержать уста силен воздержать всё тело. Помни мои слова: не быть и тебе воздержному!" Настоятель краснел, но не оправдывался.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всякая душа, одержимая гордостью (оставленная благодатью), предается духовным непотребствам, опутывается плотскими страстями, чтобы, по крайней мере, униженная плотскими пороками, сознала себя нечистой и оскверненной через плоть, тогда как во время холодности духа не могла прежде осознать, что через возношение сердца она сделалась нечистой перед взором Божиим; чтобы таким образом униженный человек позаботился выйти из состояния холодности и, пристыженный бесчестием плотских страстей, постарался возбуждать в себе горячую ревность к духовным подвигам.

      Гордость – столь великое зло, что заслуживает иметь противником ни Ангела, ни другие противящиеся ей силы, но Самого Бога....

      Как победить гордость?... Мы можем... избегать сетей этого злейшего духа, если при всех добродетелях, в каких преуспеваем, будем говорить с апостолом: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна» (1 Кор,15:10)); Свт. Василий Великий

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Один нетерпеливый христианин выразил желание обучать других Истине и спросил одного священника, что он думает об этом. Иерей сказал ему:


- Подожди.


Каждый год христианин приходил с одной и той же просьбой, и каждый раз священник давал один и тот же ответ:


- Подожди


Однажды христианин спросил:


- Когда же я буду готов учить других?


- Священник ответил::


- Когда тебя оставит страстное желание обучать других.


Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

post-2119-0-35928300-1415299387.jpg     Николай Иванович Кузнецов.

 

Сегодня в день разведчика в продолжение слов старца Льва вспомнились слова Ковпака Дм.Медведеву, командовавшему партизанским отрядом, в состав которого входил Николай Кузнецов, обладающий умением говорить на разных языках. "А у меня"- говорил Ковпак (имея ввиду свой партизанский отряд) "такого немца нет". Н.И.Кузнецов в годы войны с фашистами с поддельными документами на имя немецкого офицера, занимался разведывательной деятельностью в г.Ровно. Был убит бандеровцами. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прочитала у св. Максима Исповедника, что мать страстей - это самолюбие. Вот как он пишет: "Кто мать страстей - самолюбие - отвергнет, тот, при помощи Божией, удобно отложит и все другие страсти, как-то: гнев, печаль, злопамятство и прочая. Кто же одержим первым: тот, хотя бы и не хотел, уязвляется и последними. Самолюбие же есть страстная любовь к телу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Грех смеяться над больными, но что-то это навевает о нас))
 

http://www.youtube.com/watch?v=sj3L0uf_MaA

Изменено пользователем sibiryak
поправил ссылку

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Долго думал о первородном грехе, и интуитивно понял одну вещь: по сути гордыня и есть то семя зла (от него идут все остальные грехи), которое породил в Адаме первородных грех - вкушение от древа познания. Это эгоизм, самомнение, чувство собственной важности, желание самому быть как Бог. Смысл жизни для Христианина - очиститься от гордыни, вернуться к райскому состоянию Адама до грехопадения: возлюбить Бога и ближних, но не себя, постичь самоотречение, чего и добиваются своим подвигом монахи. Видимо только так мы станем годными для Царствия Небесного. Любой кто любит себя прежде ближнего и Бога - лишний в Царствии Небесном.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это эгоизм, самомнение, чувство собственной важности, желание самому быть как Бог.

 

Полагаю, всему этому основа -- намеренное отделение себя от Бога и ближних, что ведёт к замыканию сознания лишь на части восприятия в ущерб целостности. Таким образом, настоящее заменяется представлением о нём, вымыслом, воображением. От чего уже появляется самомнение, возникает тщеславие, растёт эгоизм.

 

Против этого как раз Господь молил Отца: "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня". (Ин. 17:21)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Уже не первый раз слышу в проповеди отца Нила: "Пришел в монастырь с грехом (далее грех тот или иной назван), 25 лет трудов монашеских, работы над собой - и грех побежден". В лучшем случае ((

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот совет старца Силуана Афонского о том, как распознать в себе годость:

"Распознать в себе гордость очень трудно. Но вот тебе признаки: если на тебя нападают враги (бесы) или мучают плохие помыслы, то это значит, что в тебе нет смирения, и потому, хотя бы ты и не понимал своей гордости, смиряйся".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот кажется у меня оно самое..Я вроде проста, но когда заимею интерес все, наступает оно самое!Что делать? Как побороть это?

Я и краснею и бледнею и и и..надо вроде подойти а не могу, сильный трепет в душе...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...