Перейти к публикации
  • 0
ЕленаL

Почему в Оптиной пустыни прихожане сидят во время службы?

Вопрос

Добрый день! В прошлом году была в Оптиной пустыни в первый день Великого Поста. Меня удивило, что практически все прихожане сидели на стульчиках во время службы. Вставали только во время чтения Евангелия. Все это сопровождалось скрежетом металла, стуком от падения стульев. Люди ставят стульчики, занимаю места, уходят, потом во время службы продираются к своему месту. Как минимум, это мешает сосредоточиться на службе, молитве. До этого я была в Оптиной в 2004 году. Все стояли, кроме самых пожилых и немощных. Православная церковь - ортодоксальная, что в общем-то и подразумевает вертикальное положение молящихся. А как же аскеза, принуждение себя к преодолению тягот. Протестанты и католики сидят в церкви. Почему настоятель обители попускает такое поведение. Это же не театр. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0

Елена, напрасно Вы поднимаете эту тему, не обижайтесь, но это не нашего ума дело, за собой надо следить, а не за окружающими. Сами понимаете, что если что-то есть, значит это, кто-то благословил, в монастыре по другому не бывает. А еще кто из святых сказал: "Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Спрошен был старец: "Отчего я непрестанно унываю"? И отвечал:" Оттого, что не видал ещё поприща."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Добрый день.

 

 Православная церковь - ортодоксальная, что в общем-то и подразумевает вертикальное положение молящихся. 

Вы полагаете, что ортодоксальность заключается в вертикальном положении молящихся во время богослужений?

 

А как же аскеза, принуждение себя к преодолению тягот. 

мне почему-то подумалось, что Вы сами не особенно много практиковали разного рода аскетизм... 

 

суть не в том, чтобы один день потерпеть без еды, а потом - на следующий день наесться до отвала (хотя это тоже своего рода аскетизм), иной род аскетизма - когда Вы, к примеру, в течении великого поста будете есть в умеренном количестве не особо сладкую кашу, супы варёные без особых премудростей и изысков...

 

продолжать не стану, просто поверьте, что в сидении во время длительных богослужений нет ничего плохого, а если не хотите просто поверить, то проверьте на себе - приедьте хотя бы дней на 10 и определитесь на послушание, попробуйте пожить иной жизнью ;)

Изменено пользователем mlsha

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

При следующем приезде в Оптину возьмите с собой стульчик и будьте спокойны. Мир Вам!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

 Хотела добавить, что сидят не всю службу. На Литургии присаживаются только во время чтения из Апостола. На вечерних Богослужениях так же - сидят в отдельные периоды службы.

 

Если посещать Богослужения, начиная с Полуношницы - 5.30 утра до окончания Ранней Литургии (примерно 8.45 утра), далее вечернее Богослужение - начало в 17.00, окончание чаще всего - 21.00 (реже - 20.00), то получается ежедневное присутствие на службах примерно 7 часов. Еще в течении дня служатся Панихида, Молебны.

 

Вот что можно почитать: http://azbyka.ru/dictionary/17/sedalen-all.shtml

 

Седален (греч. κάφισμα от глагола сидеть) – богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть.

В древней Церкви за богослужениями, особенно на утрени, после псалмов, которые пелись стоя, полагались перерывы для духовных размышлений о пропетых псалмах. Во время этих размышлений сидели. Из таких размышлений возникли песнопения, именуемые «седальнами». Впоследствии стали сидеть и во время чтения псалмов, а название «кафизма» (то есть «седален», «седальный») перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафизма» оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы славянским словом «седальны».

 

«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику святой алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.

Как общее правило, седален предваряет собою какое-либо назидательное чтение: из толкований Священного Писания, житий святых, Пролога, Лавсаика и т. д. Часто седален исполняется после чтения какой-либо «кафисмы» Псалтири. Почему и объяснятся это имя «седален» – κάφισμα – таким образом, и отдел Псалтири, во время чтения которого сидят, называется «кафизма», а песнопение, после такого чтения псалмов и перед чтением из святых отцов, называется «кафизмой», седальном.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Добрый день! В прошлом году была в Оптиной пустыни в первый день Великого Поста. Меня удивило, что практически все прихожане сидели на стульчиках во время службы. Вставали только во время чтения Евангелия. Все это сопровождалось скрежетом металла, стуком от падения стульев. 

Служба в Великом посту начинается в 5.30 утра и заканчивается около часа дня. Простоять на ногах 7 часов очень сложно. Не сказать, что невозможно, но очень трудно. Знаю лично того, кто "в молодости" брал на себя подвиг стояния на протяжении всей постовой службы. Но он впоследствии очень жалел об этом, поскольку просто повредил ноги и теперь вообще с трудом переносит даже непродолжительное стояние на ногах.

 

А вообще я сомневаюсь, что, как вы говорите, все сидели во время службы, вставая только во время чтения Евангелия. Во-первых, Евангелие на первой седмице Великого поста вообще не читается, а во-вторых, садятся обычно только на кафизмах, когда читается псалтирь. Но это как раз традиция именно ортодоксальной церкви. Сидение во время чтения псалмов в свое время (IV в.) удивило еще представителя западной церкви прп. Иоанна Кассиана Римлянина во время его путешествия по пустыням востока:

 

«Когда читаются эти двенадцать псалмов, то обыкновенно стоит один читающий, а слушающие сидят, потому что от поста и работ дневных и ночных они так устают, что если не дать им этого послабления, то не смогут слушать псалмов.» (прп. Кассиан Римлянин. Творения)

 

Усталость действительно дает о себе знать. Можно конечно ее как то перебороть и заставить себя не садиться, но рано или поздно наступает такой момент, когда ум из-за усталости перестает понимать то, что поют и читают. А где-то к середине богослужения такой момент наступает по-любому. Поэтому, чтобы взбодрить ум, надо бывает дать некоторый отдых телу, если еще учесть, что уже через несколько часов начинается еще и вечернее богослужение, а на следующий день весь круг повторяется.

 

Поэтому можно представить как грустно становится спустя несколько часов незадачливому прихожанину, заблаговременно не позаботившемуся о том, чтобы прихватить с собой стульчик на постовую службу.

Изменено пользователем иером. Даниил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

После послушаний в Оптиной стоять всю Службу просто не реально . Для меня так точно сил нет. Да ешё ранний подъём с непривычки особенно. Очень тяжело. А когда не один день в монастыре то к концу неделии  вообще стоять не могу так устаю. Поработайте сами почувствуете каково.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Я бы вообще лежала на службах, если бы можно было.:) Если серьезно, то лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах. Немощные сейчас многие и слабые здоровьем, вот и сидим.:(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Никаких этих обсуждаемых проблем - просто НЕТ в Греции (прародительнице нашей церкви, кстати) :)

Ибо во всех храмах - стасидии. И на них - все сидят всю службу :) И никому даже в голову не приходит "убиваться подвигом телесным":)))

Вера там - живая..!! И в штанах можно и без платка - сколько раз специально наблюдала: забежали в храм, с батюшкой пошептались... стыдливо глаза опустив... Не выясняла - может, у них так исповедь происходит??!
И, кстати - руки крестом не складывают перед причастием, а просто подходят - я даже не сразу и поняла, привыкши-то к нашей отдельной очереди.

Но что весь греческий народ - верой пронизан, как просто неотъемлемой частью жизни (за тысячи-лет-то.....), видно - простым обывательским взглядом.

Это ж только у России - "свой многотрудный путь":)

P.S. Экскурсовод сразу сказала: не бойтесь, ничего не украдут никогда у вас в этой стране - это же великий грех, верующая же страна вся....
 

Изменено пользователем Марина (Москва)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Но что весь греческий народ - верой пронизан, как просто неотъемлемой частью жизни (за тысячи-лет-то.....), видно - простым обывательским взглядом.

Ну да, и службы в храме под запись и т.д. (это сарказм, если что)

Изменено пользователем мох

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

А службы - это самоцель?
Почему-то (видимо - по неразумению :))  я думала, что  - вера... :)
 

Изменено пользователем Марина (Москва)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Извиняюсь, но вовсе неинтересно никакие ссылки открывать-читать - я изложила свои, исключительно личные впечатления и ничего более. Без какого-либо вступления в КАКИЕ-ЛИБО ДИСКУССИИ.

Изменено пользователем Марина (Москва)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Никаких этих обсуждаемых проблем - просто НЕТ в Греции (прародительнице нашей церкви, кстати) :)

Ибо во всех храмах - стасидии. И на них - все сидят всю службу :) И никому даже в голову не приходит "убиваться подвигом телесным":))) ...

Ага... Была на богослужении в монастыре Греческой Православной Церкви. Греки-паломники,там не сидели, они бегали всю всенощную по храму с фото и видеокамерами, несмотря на таблички, едва ли не на каждом квадратном метре, где ясно показано, что снимать нельзя. Подбегали к архиереям и "в лицо", с 2х метров, во время богослужения фоткали их, так что те закрывались руками. Разговаривать громко в храме во время богослужения и хором - это тоже в порядке вещей. Вот такая живость... )))

Изменено пользователем EКатерина

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Я в защиту греков))). Была на Троицу как раз в греческом храме (Святителя Спиридона), кто успел, тот и сел, в основном старики и дети, храм битком и нашими и греками и все спокойно стояли и на колени умудрялиь вставать. А вообще, и в обычные дни много свободных сидячих мест было, и там пара, тройка лавок, табуреток нет))).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Вера там - живая..!! И в штанах можно и без платка 

 

Скоро и без штанов можно будет, живость она такая...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Помоги, Господи, думать о своем спасении, а не смотреть по сторонам.

Истинно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Скоро и без штанов можно будет, живость она такая...

Владыка Антоний Сурожский  в одну из литургий вышел на проповедь и сказал такую вещь: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушел. Это была вся проповедь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Скоро и без штанов можно будет, живость она такая...

)))))))

На мою беременную дочь кидались " праведные бабушки"... А она еле еле дошла.. Но я рядом была)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Иисус сказал, что если соблазняет тебя глаз твой, то вырви его и брось от себя. Вот как к стати эта заповедь когда мы обсуждаем и осуждаем молящихся и присутствующих в храме. Нужно приходить в церковь и глаза в пол потуплять, что бы на службе лишь себя и Бога ощущать, и небыло ни каких соблазнов через зрение для посторонних мыслей и согрешений в храме. Совесть подскажет когда на колени встать, когда может и присесть от чрезмерного утомления. Кроме Бога ни кто ни кому не судья, тем более уж в храме на службе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Владыка Антоний Сурожский  в одну из литургий вышел на проповедь и сказал такую вещь: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушел. Это была вся проповедь.

 

Лет так через 50, если доживем, другой владыка скажет проповедь, пришла мол женщина в купальнике, а вы ее выгнали... Одно дело - отношение прихожан к новичкам, приходящим в храм. И другое дело, что новичок этот со временем все же должен дорасти до понимания, как надо одеваться, а не продолжать ходить в штанах и без платка и восторгаться, что мол вера живая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Вспомнились вот в предверии великопостного поприща записки митр.Иоанна Снычева:" Когда владыка Мануил Лемешевский служил на Оренбургской кафедре, то в виде опыта, чтобы частично познакомить верующих с древними всенощными, он дважды устраивал ночное моление: одно в Бузулуке, а другое в Чкалове в кафедральном соборе. Полного удовлетворения конечно не получилось. В Бузулуке летом в 1946 году помню, как в начале всенощной был особый подьём, а уж под конец службы за литургией многие ослабели. Отец Леонид Смирнов едва не рухнул на пол от подступившей дремоты. 

В соборе же получилось ещё хуже. Там ночные моления устроили под праздник Рождества Христова. Всенощную начали в 12 часов ночи. В основном люди были приезжие и, конечно, уставшие. Перед службой они улеглись в храме спать, и когда архиерей проходил с каждением по храму, звеня бубенцами кадила, так они бедные, спросонья не знали, что происходит вокруг них, и шарахались от кадила как от огня."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

 


И другое дело, что новичок этот со временем все же должен дорасти до понимания..

 

 Может он и дорастёт, если его не выпроводят за дверь , а дадут одеть юбку и платок.

Изменено пользователем Оля Tampy
корректировка цитируемого сообщения

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Лет так через 50, если доживем, другой владыка скажет проповедь, пришла мол женщина в купальнике, а вы ее выгнали... Одно дело - отношение прихожан к новичкам, приходящим в храм. И другое дело, что новичок этот со временем все же должен дорасти до понимания, как надо одеваться, а не продолжать ходить в штанах и без платка и восторгаться, что мол вера живая.

Батюшка, все так. Если через 50 лет Владыка скажет такую проповедь, то он, наверное, будет помнить житие св. блаженного Василия : «наг весь, в руке посошок».

В Ялте на набережной есть Часовня, совсем рядом городской пляж. И заходят в эту Часовню разные люди, иногда и не совсем одетые, стыдливо до бровей заворачивающиеся во всякие шелковые палантины. Время сейчас какое-то лукавое.

 Преп. Марию Египетскую нагую встретил в пустыне священник..( да, святая десятилетия держала ум во аде и не отчаивалась, а тело ее было как мощи.) Только большое несчастье может в кафедральный собор вынудить кого-то прийти в купальнике.( сбежавшая из дома терпимости и верящая, что в доме у Бога не выгонят и не предадут). И только  хороший Владыка скажет проповедь, что не нужно было ее прогонять, но дать ей чем прикрыть свою наготу. Мы  понимаем все, и женщина в купальнике, и Владыка, и прихожане, что если она еще раз придет в таком виде - то  и относиться к ней будут как социопату. Так и с брюками -платками. Человек с радостью переоденется, только нужно потерпеть и дать время стать христианином. 

Изменено пользователем SergNata

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: sasha
      Как петь на службе с теми, кто не поет
       
      О создании и управлении народным хором, связанных с этим трудностях и радостях корреспондент портала Православие.Ru беседует с регентом храма святого Марона Пустынника в Старых Панех Дмитрием Ключевым.

      – Дмитрий, какие чувства вызывает народный хор?
      – В начале главное – сдержать раздражение, потому что они ничего не могут, а надо внушить, что могут, если заниматься с неподготовленными. У меня достаточно такого опыта. Сначала мы пели в очень низкой тональности в унисон, потому что боялись. Прихожане часто стремятся запеть, некоторые идут вместе с хором по тексту службы: мелодии знают с голоса, потому что часто ходят в храм. Я взял самые простые ектеньи, самые распространенные антифоны первого гласа.
       
      – Люди всегда подпевают хору, а тут – испугались?
      – Именно поэтому мы пели в унисон и очень низко, по-другому не могли. В храме все насторожились. Потом мне удалось выделить высокие голоса. Вместе поют – постепенно становится лучше. Потом дал простые дыхательные упражнения. Кто делает – становится лучше. А сейчас воцерковленные люди, которые пришли в начале и постоянно ходят на службы, знают чинопоследование, выучили мотивы (многие с голоса) и осмелели: стало неинтересно приходить на репетиции с новичками.

      А приходят бабушки, которые толком ничего не знают и всю жизнь работали в партийных организациях, но решили пробиваться к Православной Церкви и начинают с нуля. Их не все выдерживают. Тренироваться в любви трудно, многие не готовы потерпеть ради людей, которые вновь пришли, чтобы они почувствовали соединение с теми, кто уже поет.
       
      Приходят люди среднего возраста, пожилые и совсем старенькие, с палочками. Хотя и молодые приходят. Это – наши люди, с ними важно работать, и надо потерпеть.
       
      С другой стороны, народный хор потом вдохновляется, начинает верить в свои силы (моя задача – внушить уверенность), многие начинают заниматься вокалом и летом принимают участие в богослужениях тех храмов, которые находятся рядом с дачами, потому что знают службу.
       
      Мы изучаем только Литургию. Однажды пели и нетвердо знаем литию. К молебнам пытались дерзнуть, но переполнены объемом литургических песнопений. Хорошо, что успеваем тропари и задостойник выучить, потому что, кроме изучения, может стоять задача повышения качества пения. Но не всегда это возможно, если люди, которые пели, не приходят.
       
       
×
×
  • Создать...