Перейти к публикации
OptinaRU

Церковное единство на Украине может быть воссоздано только каноническим путем

Рекомендованные сообщения

Москва, 12 марта. На днях в резиденции Константинопольского патриарха на Фанаре в Стамбуле состоялось собрание предстоятелей Православных Церквей, посвященное подготовке к Всеправославному Собору. О подробностях, связанных с этой встречей, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
 
- Владимир Романович, в чем значение состоявшейся встречи предстоятелей Православных церквей на Фанаре?
 
- Главам Православных церквей на Фанаре удалось достичь единомыслия относительно созыва весной 2016 года Всеправославного Собора. Делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая Святейшим патриархом Кириллом, сыграла в этом важнейшую роль. На собрании было принято решение интенсифицировать подготовку по созыву Собора. Уже осенью текущего года начнет работу специальная Межправославная комиссия в составе одного архиерея и одного советника от каждой автокефальной Церкви. Предполагается, что к весне будущего года комиссия подготовит почву для открытия Всеправославного предсоборного совещания. Оно должно будет согласовать последние требующие решения вопросы и стать заключительным этапом на пути к Всеправославному Собору.
 
Особо следует отметить, что предстоятели и представители Церквей однозначно поддержали изначально занимаемую Русской Церковью позицию, что все решения будущего Всеправославного Собора должны приниматься на основании консенсуса. Это означает, что, если какое-либо решение не поддержит хотя бы одна из Церквей, оно принято не будет, то есть ни одна Церковь не останется в меньшинстве. Это древняя церковная традиция, характеризующая соборность и отличающая последнюю от парламентской демократии, где при принятии решений господствует принцип большинства голосов. Проведение Собора важно, кроме того, и как живой пример восстановления межправославного общения, долгое время осложненного различными факторами.
 
- Сегодня внимание международного сообщества приковано к событиям на Украине. Как они отразятся на церковной ситуации в этой стране? Обсуждался ли этот вопрос на встрече предстоятелей?
 
- В послании предстоятелей Церквей, оглашенном 9 марта, говорится: "Мы горячо молимся о мирных переговорах и молитвенном примирении в продолжающемся на Украине кризисе. Мы осуждаем угрозы насильственного захвата святых монастырей и храмов и молимся о возвращении наших братьев, находящихся сегодня вне церковного общения, в лоно Святой Церкви".
 
Иными словами, предстоятелями были отмечены три составляющих, без которых успешное разрешение возникшего кризиса невозможно. Во-первых, призыв к скорейшему установлению на украинской земле мира, к тому, чтобы все вопросы, по которым есть разногласия, обсуждались исключительно в спокойной обстановке. Во-вторых, предостережение от насильственного захвата монастырей и храмов, указание на то, что применение насилия или политических методов для решения церковных разногласий неприемлемо. И в-третьих, обращение ко всем, находящимся сегодня вне церковного общения, в расколе, с призывом вернуться в лоно Святой Православной церкви. А это, безусловно, означает возможность воссоздания церковного единства исключительно в соответствии с каноническими принципами. Добавлю, что этим призывом в очередной раз посрамлены обычные спекуляции, звучавшие, к сожалению, и в преддверии данной встречи, о якобы готовящихся скорых решениях, при принятии которых канонические нормы будут проигнорированы.
 
- В Русской Церкви в последнее время очень активно выступают за права христиан, проживающих на Ближнем Востоке. Была ли эта тема предметом рассмотрения на собрании?
 
- В своем общем послании предстоятели Православных Церквей осудили терроризм и любые формы диффамации религии. Ими была выражена солидарность с угнетаемыми сегодня на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах планеты христианскими меньшинствами и выказано восхищение их мученическим подвигом свидетельства о Христе.
 
Также главы Церквей заявили о сострадании жертвам трагедии в Сирии, а к участникам сирийского конфликта адресовали требование немедленного прекращения военных действий, восстановления мира посредством переговоров и освобождения пленных. В частности, призвали к освобождению захваченных ранее в ходе гражданского конфликта митрополитов Павла и Иоанна, других священнослужителей, а также монахинь обители Святой Феклы в Маалюле. Слава Богу, что монахини были освобождены вскоре после завершения собрания предстоятелей Православных Церквей. Это небольшое, но очень важное символическое свидетельство того, что нестроения на сирийской земле могут быть прекращены.
 
- Ряд СМИ сообщили, что Собор, запланированный на 2016 год, является Вселенским. Действительно ли это так?
 
- Собор, подготовка к которому вошла в завершающую фазу, носит название Святого и Великого, иногда его еще называют Всеправославным. Именование его Вселенским не принято и некорректно.
 
Последний Вселенский Собор был созван в 787 году в Никее, и с тех пор такие Соборы не собирались. После схизмы 1054 года на Западе продолжали проводить Соборы, которые там именовали "вселенскими". Вместе с тем, на Востоке они таковыми не признавались... Идея Всеправославного Собора возникла во второй половине XX столетия. И сегодня мы являемся свидетелями, как я уже сказал, завершающего этапа подготовки этого важного для всего православного мира события. Ожидается, что в грядущем Всеправославном Соборе в 2016 году будут участвовать представители и предстоятели всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей.
 
 
«Интерфакс-Религия»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: OptinaRU
      Москва, 10 ноября. Выступая на межрегиональном семинаре-совещании «Актуальные вопросы государственно-конфессиональных отношений» в Иркутске с докладом «Образование как приоритетная сфера церковно-государственного партнерства», Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда отметил, что основной вызов системе образования заключается в ее способности передавать знание, а не информацию.
      «Необходимо подчеркнуть, что знание в традиционной модели является мировоззренческой категорией. Построение мировоззрения, а, значит, и целостной личности — невозможно без получения определенного знания», — заявил В.Р. Легойда.

      «Информация же не является мировоззренческой категорией. Для передачи информации не нужны учителя и ученики, достаточно качественного источника и адекватного получателя»,  — отметил он.

      По словам представителя Церкви, вызывает тревогу коммерциализация образования. «Опасны попытки превратить образовательные отношения в процесс передачи информация за деньги»,  — подчеркнул В. Р. Легойда.

      По мнению Председателя Синодального информационного отдела, образование, понимаемое как совокупность обучения и воспитания, является безальтернативным средством созидания единого народа.

      В.Р. Легойда напомнил, что исторически мировоззренческие основы российского образования опираются на православную традицию, а Русская Православная Церковь внесла огромный вклад в развитие народного образования. Председатель СИНФО привел слова профессора М.П. Погодина, писавшего, что «всякая новая епархия делалась, так сказать, новым учебным округом, новый монастырь – гимназией, новая церковь — народным училищем».

      В заключение представитель Церкви подчеркнул, что церковно-государственное взаимодействие в сфере образования должно развиваться не только в рамках модуля Основы религиозных культур и светской этики, но и предполагать сотрудничество по превращению образования в эффективный процесс передачи знания и ценностей.
    • Автор: OptinaRU
      Москва, 10 ноября. Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда в эфире радио «Вера» заявил, что многоконфессиональный характер российского общества не может иметь своим базисом дежурную политкорректность, опирающуюся исключительно на равенство верующих перед законом.
      «Понятно, что люди разных религий, также как люди разных профессий, разного пола должны быть равны в правовом поле», — подчеркнул В.Р. Легойда.

      «Если ты разбил окно — не важно: православный, мусульманин ты, или буддист, или атеист ‑ нужно ответить перед законом одинаково», — добавил он.

      Вместе с тем, по мнению председателя СИНФО, равенство всех верующих и неверующих перед законом не может означать полного уравнивания законодательного статуса всех религиозных общин. Он напомнил, что в российском законодательстве говорится о четырех традиционных религиях и признается особая роль Православия. Абсурдность исторического уравнивания несравнимых по своему масштабу явлений, по словам В.Р.Легойды, очевидна.

      «Нельзя с позиций политкорректного человека говорить, что у нас многоконфессиональная страна, поэтому на Федора Михайловича Достоевского влияло не только православие, но и буддизм. Не влиял буддизм на Достоевского — это же факт, и он не обидный ни для кого», — подчеркнул В.Р. Легойда.

      «Странно, следуя дежурной политкорректности, распространять принцип равенства перед законом из правового поля на все остальное», — заключил В.Р. Легойда.
    • Автор: OptinaRU
      Ленты информационных агентств что ни день приносят сведения о всё новых вызывающих, провокационных, а в самое последнее время - открыто враждебных акциях нынешней киевской власти против Русского Православия. Последний по времени, но не по значению эпизод в этом ряду - демонстративный отказ украинских пограничников во въезде в страну председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Илариону, прибывшему с Патриаршим посланием на торжества по случаю 75-летия митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея.
       
      То, что историческую Украину невозможно отделить от исторической России, не разорвав предварительно надвое «церковную светлую катапетасму» православного единства Святой Руси, - это во все времена и очень ясно понимали как друзья, так и враги русского мира. Последние как раз и руководствуются этим сознанием, ныне осуществляя всё более активное и решительное наступление на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата и её твёрдый выбор в пользу судьбоносных приоритетов общей Киевской купели восточного славянства.
       
      Однако вот парадокс: то, что плохо для традиционной русской духовной общности по обе стороны Днепра, отнюдь не обязательно будет хорошо для националистической этноконфессиональной химеры, в случае если таковая воровским или насильственным образом попытается утвердиться на чужом святом месте. И даже более того. К прискорбию, сегодня очень и очень немногие трезвомыслящие головы отдают себе отчёт в том, что именно духовное единство православных верующих в России и на Украине является залогом и гарантией государственной целостности Украины в её нынешнем кризисном состоянии. Ибо любая попытка светской власти в союзе с поддерживаемыми ею раскольниками и самосвятами решительно атаковать каноническую Церковь Украины с куда большей вероятностью привела бы к окончательному распаду соседней страны, чем любой другой из ныне действующих факторов её дезинтеграции.
       
      Пытаясь в противовес Украинской Православной Церкви Московского Патриархата механическим способом слепить «незалежну церкву» из трёх других не признаваемых Вселенским Православием местных юрисдикций, сторонники и проводники этого курса либо не знают недавней истории взаимоотношений между ними, либо предпочитают не вспоминать о ней. И о той малодостойной роли, которую ещё недавно играл в этом деле Михаил Антонович Денисенко, после извержения из сана митрополита Русской Православной Церкви придумавший для себя забавную опереточную титулатуру «патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет». Впрочем, для украинских верующих, знакомых с удивительными пророчествами преподобного Лаврентия Черниговского, такое чудо отнюдь не стало новостью: «В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии».
       
      Это уже в наши дни среди антиправительственных, антироссийских и шовинистических лозунгов на баррикадах киевского Майдана можно было видеть броский плакат: «Філарет - це годний патріарх!». Это уже в наши дни Филарет на пару с предстоятелем Украинской греко-католической церкви архиепископом Святославом (Шевчуком) приезжал в Вашингтон к вице-президенту США Джозефу Байдену, чтобы доложить ему и американским сенаторам о положении дел на Украине. Это совсем недавно в пасхальном послании Филарет называл Россию «врагом украинского народа, обречённым на поражение» («ворог українського народу приречений на поразку»).
       
      А ведь были времена, когда местоблюститель русского Патриаршего престола Филарет обличал украинских автокефалистов и униатов как ненавистных раскольников, действующих по прямым инструкциям подрывных националистических центров, окопавшихся на Западе. Правда, в те поры - то есть ещё до вице-президента Байдена и заокеанских конгрессменов - тогдашний митрополит Филарет со всем вниманием прислушивался к своему тогдашнему куратору от КГБ и личному другу полковнику Томашевскому, который умел ценить правильных людей и активно лоббировал кандидатуру Филарета как наиболее желательную при предстоящем избрании Патриарха.
       
      А ещё раньше, при жизни митрополита Никодима, именно этот выдающийся архипастырь Русской Церкви был тем центром силы, которая провидела будущие беды от Филарета. И выступала, в частности, против планов разгрома униатских приходов в Западной Украине, которые тот стремился уничтожить подчистую. «Форма определяет содержание!», - в полном согласии с известным постулатом, тиражируемым диалектическим материализмом, заявлял тогда Филарет. Линию Владыки Никодима деятельно поддерживал его ближайший ученик и будущий Святейший Патриарх Кирилл, а в те времена - архиепископ и ректор Ленинградских Духовных академии и семинарии. Мало кто знает, что, несмотря на запрет светских властей и реально рискуя своим положением, он принимал на обучение хлопцев, приезжавших с Западной Украины в северную столицу, потому что получить духовное образование в другом месте у них шансов не было. В то время это было чревато очень нехорошим обвинением в «тайной поддержке униатов», на что не упускали случая обратить внимание филаретовцы. Однако теперь на Западе Украины живут и служат в разных общинах десятки, если не сотни бывших воспитанников нынешнего Патриарха Кирилла, которые до сих пор сохраняют добрую память о своем ректоре.
       
      Внутренне связана с этой историей и очень острая для своего времени проблема легализации запрещённой в СССР Украинской греко-католической церкви (1989). И тогда тоже позиции митрополитов Кирилла и Филарета в отношении судеб православия на Украине кардинально разнились. Филарет тогда настаивал на проведении максимально жёсткой линии в отношении греко-католиков, постоянно ссылаясь при этом на позицию Верховного Совета УССР, которая была сформулирована в одном кратком, но вполне исчерпывающем тезисе: «Униатская церковь никогда не будет легализована на территории Украины». Возглавляя на тот момент Украинский экзархата Русской Православной Церкви, Филарет неоднократно публично заявлял, что никакой проблемы греко-католиков на Украине не существует и никаких репрессий по отношению к ним никогда не было.
       
      При обсуждении в лоне Православной Церкви вопроса об униатах митрополит Кирилл выдвигал свои контраргументы позиции Филарета, исходя из вероятных сценариев развития позднесоветского общества уже в ближайшем будущем. Это приводило Филарета в ярость, которую он не считал нужным скрывать. Между двумя митрополитами постоянно происходили открытые конфликты на заседаниях Священного Синода.
       
      Таким образом, один из оппонентов олицетворял собою идеологию «партии войны», всецело отвечающую отношению Компартии Украины и КГБ УССР к униатскому подполью. Другой выступал за необходимость диалога с греко-католиками, за предотвращение актов насилия на религиозной почве, за политику замирения сторон, втягиваемых в конфликты, - во имя сохранения «духа мирна» в украинском обществе. В практическом плане это означало: митрополит Кирилл предлагал разделить храмы, имеющиеся в трёх западноукраинских епархиях, между православными и униатами с учётом существующих реалий, а также интересов каждой из сторон. Филарет, напротив, всячески форсировал конфронтацию и отвергал возможность какого-либо компромисса с греко-католиками.
       
      Все эти вопросы обсуждались в том числе и в рамках «Четырёхсторонней комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине» (в составе представителей Московского Патриархата, Римской курии, Украинского экзархата Русской Православной Церкви и Украинской греко-католической церкви). Заседания её проходили в московском Даниловом монастыре. В тот момент на переговорах возобладала установка на противоборство, и перспективы урегулирования на Западной Украине разгорающегося православно-униатского конфликта автоматически переместились в плоскость силовых решений. Тех самых, за которые ратовал Филарет, активно участвовавший в переговорном процессе. Как говорят теперь на Украине, героям слава.
       
      Впрочем, все эти события происходили ровно два десятка лет тому назад. Но разве же мог тогда знать Филарет, что ему придётся вместе с главным украинским униатом совершать политические паломничества в Вашингтон, выступать от имени «незалежной церквы» перед радикалами бандеровского Майдана, проклинать со своего самосвятского амвона страну и Церковь, с которым была неразрывно связана его судьба на протяжении многих десятилетий? Такое даже полковнику Томашевскому и в страшном сне не могло привидеться.
       
      Зато теперь Филарет верно служит новой власти и всецело соответствует новой генеральной линии светской власти. Так, комментируя нынешние события в Малороссии для 5 телеканала, киевский лжепатриарх не постеснялся выступить фактически с призывом к убийствам: «Церковь благословляет защищать свою Родину. И призывает к этому нашу власть, чтобы она была более решительной. Потому что время уже пришло, когда нам надо показать свою силу и свои возможности». И силы, и возможности, как всем известно, были продемонстрированы в полной мере. Тех сограждан и единоверцев Филарета, которых это трагически и напрямую коснулось, он не отпевал.
       
      А 3 мая 2014 года Филаретом обнародовано специальное «Заявление по поводу эскалации насилия в Украине». Из этого документа можно узнать много ненового и неинтересного. Например, что «Славянск Донецкой области фактически захвачен террористами, которые берут в плен заложников, пытают и зверски убивают людей». Или что «за этой вспышкой насилия и террористическими акциями стоят специальные службы Российской Федерации». А за ними - «политическое руководство России и лично ее Президент». Ну, и без своих предателей в таком всенародном деле тоже не обойтись, и поэтому «служащие российских специальных подразделений, завербованные ими агенты среди украинских граждан, наемники из России делают все для того, чтобы раздувать противостояние, делать провокации, приумножать жертвы». В общем, вполне государственная украинская риторика. Как прежде - государственная советская.
       
      Вот только напрасно теперешняя украинская власть в своей бесперспективной «боротьбе» с каноническим украинским Православием делает ставку на подобных персонажей. Ведь очевидно, что в первую очередь для неё же самой это неизбежно окажется худшим выбором из всех возможных. Впрочем, если именно такой выбор нынешние киевские руководители с удручающей регулярностью делают во всех других вопросах государственно-общественного бытия современной Украины, то почему только церковные дела должны здесь стать исключением?
       
       
      Автор: Виктор Малухин, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
       
      Expert Online
    • Автор: OptinaRU
      Официальный комментарий председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В. Р. Легойды в связи с призывом министра иностранных дел Люксембурга Ж.Ассельборна подключить религиозные общины к урегулированию конфликта на Украине
       
      Москва, 16 мая. Русская Православная Церковь и ее Предстоятель последовательно предлагали и предлагают свое миротворческое содействие сторонам украинского конфликта с целью налаживания прямого и открытого диалога, направленного на скорейшее прекращение братоубийственной распри. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви постоянно совершается молитва о мире на Украине, о прекращении противостояния и умиротворении злых сердец.
       
      Подчеркиваем, что Русская Церковь находится над политическим конфликтом. Убеждены, что миротворческая роль Церкви морально несовместима с ассоциированием с одной из сторон конфликта, а тем более — с попытками беззастенчиво использовать гражданские нестроения для извлечения политических дивидендов. Эти условия, неукоснительно соблюдаемые Московским Патриархатом в своей деятельности, к сожалению, были неоднократно нарушены некоторыми религиозными общинами Украины. Мы призываем их остановиться и прекратить использовать искреннее религиозное чувство глубоко верующего украинского народа как средства политической борьбы.
       
      Несмотря на постоянное давление, оказываемое на Русскую Церковь, несмотря на угрозы неприкосновенности храмов и безопасности священников Украинского Православной Церкви Московского Патриархата, необоснованный запрет въезда на Украину митрополиту Волоколамскому Илариону, вопиющий факт убийства заштатного клирика Горловской епархии протоиерея Павла Жученко, Церковь никогда не поддастся искушению и не заговорит языком ненависти и разделений, ставя мир на Украине превыше преходящих политических интересов и человеческих амбиций.
       
      Сегодня недостаточно уже просто призывать к миру. Мы готовы в любой момент, с согласия всех политических сил, перейти к многотрудному делу примирения украинского общества на основе традиционных ценностей, которые для подавляющего большинства украинцев неотделимы от православного наследия. Обращаем свой призыв в первую очередь к тем, кто взял на себя ответственность за осуществление властных полномочий на Украине, и подтверждаем свою готовность к практическим шагам по изменению ситуации в сторону установления мира и согласия на украинской земле.
×
×
  • Создать...